АБУ РЕЙХАН БИРУНИ

ИНДИЯ

КИТАБ ТАРИХ АЛ-ХИНД

(КНИГА ИСТОРИИ ИНДИИ)

ГЛАВА LXVIII – О ТОМ, ЧТО ДОЗВОЛЕНО И ЗАПРЕТНО ДЛЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ В ПИЩУ И ПИТЬЕ

В принципе убой [скота] им запрещен вообще, как он запрещен христианам и манихеям. Люди тем не менее имеют склонность к мясу и будут всегда стараться обойти всякий закон, направленный на его запрещение. Поэтому упомянутый запрет касается только брахманов, ибо они являются блюстителями религии, а она запрещает следовать своим страстям. Подобный же [запрет] относится у христиан к тем, кто выше епископа [по сану] — к митрополиту, католикосу 1 и патриарху, но не к младшим чинам [духовной иерархии], таким, как пресвитер или диакон, кроме тех из них, которые принимают монашество сверх их священного чина.

Раз дело обстоит у индийцев так, то разрешается убивать животных только посредством удушения и только некоторых из них. Мясо животных, убой которых разрешается, запретно в случае, если они погибают от внезапной смерти. Разрешается убивать овец, коз, газелей, зайцев, носорогов ганда, буйволов, рыб, водяных и сухопутных птиц, таких, как воробьи, вяхири, тетерева, /277/ голуби, павлины, и прочих животных, которые не вызывают отвращения у человека или не вредны ему.

То, запрет чего признается всеми,— это убивать коров, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, слонов, домашнюю птицу, ворон, попугаев и соловьев. Запретны [для пищи] также яйца всех птиц и вино. Последнее, впрочем, разрешено шудрам. Шудре дозволено пить вино, но продажа его запретна, как запретна и продажа мяса.

Некоторые индийцы рассказывают, что до Бхаратских [войн] им разрешалось есть говядину и что в те времена существовали жертвоприношения, требовавшие убоя коров 2. Однако после Бхаратских войн это было запрещено из-за слабости природы людей перед выполнением налагаемых обязанностей, подобно тому как Веду, которая в [468] начале была одна, впоследствии разделили на четыре части, чтобы облегчить людям ее выполнение. Эти слова, впрочем, мало состоятельны, так как запрещение говядины не является облегчительной и менее строгой мерой но, наоборот, более строгой и ограничительной, [чем предыдущий закон].

От других я слышал, что брахманы страдали от принятия в пищу говядины; так как страна их жаркая, а внутренние части тела в ней холодны и естественная теплота [человека] в ней слабеет, и способность к пищеварению настолько падает, что, чтобы поддержать ее, они должны поглощать после еды листья бетеля и жевать арековые орехи: острота бетеля воспламеняет жар тела, известь на бетелевых листьях высушивает влажность, а бетелевые орехи действуют как укрепляющее средство на зубы и десны и стягивают желудок. Поскольку это так, они запретили есть говядину, ибо она груба и холодна. Что до меня, то я колеблюсь в вопросе происхождения этого обычая между двумя различными мнениями... 3 либо из-за политики. Корова является животным, которое служит человеку: во время путешествий, перевозя его грузы и тюки, в земледельческих работах — вспашке и севе — и, наконец, в домашнем хозяйстве, снабжая его молоком и тем, что получают из него. Далее, человек извлекает пользу из нее вплоть до ее навоза, а в зимнее время даже [согревается] ее дыханием. Вот почему говядина была запрещена так же, как ал-Хаджжадж 4 запретил ее, когда народ жаловался ему на запустенье ас-Савада 5.

Мне рассказывали, что в одной индийской книге говорится 6; «Все вещи — одинаковы, и будь они позволены или запрещены, все они равны между собой; они различаются только по причине их слабости или силы. Волк обладает силой разорвать овцу, и потому овцы служат пищей для него, овца же не может сопротивляться волку и становится его добычей». Я нашел в индийских книгах несколько подобных же доводов.

Такие мнения могут, впрочем, прийти на ум человеку только вместе со знанием, когда он достигает такой его ступени, что брахман и чандала становятся равными в его глазах. И когда это бывает так, то и все прочие вещи для него равны, поскольку он воздерживается от них. И даже все равно, дозволены ли они, раз он не нуждается в них, или запретны, ибо он не желает их. Для тех же, кто нуждается в них вследствие того, что им владеет невежество, одно — дозволено, а другое — запретно, и между обеими категориями вещей воздвигается стена.


Комментарии

1. В подлиннике: джаслик.

2. Коровье мясо действительно употреблялось в пищу в ведическую эпоху, и заклание коров для жертвоприношений разрешалось (см. Kane, 11, pp. 772-773).

3. Лакуна в тексте.

4. Ал-Хаджжадж ибн Йусуф (661-714) — наместник омейядских халифов в Ираке, прославившийся крутыми мерами в управлении, жестокими расправами над недовольными или восставшими.

5. Ас-Савад — букв, «черная (т. е. плодородная) [земля]», название обширной земледельческой области в Центральном и Южном Ираке, часто применялось к Ираку в целом.

6. Источник не выяснен.