АБУ РЕЙХАН БИРУНИ

ИНДИЯ

КИТАБ ТАРИХ АЛ-ХИНД

(КНИГА ИСТОРИИ ИНДИИ)

ГЛАВА LXVII — О МИЛОСТЫНЕ И О ТОМ, ЧТО СЛЕДУЕТ С ИМУЩЕСТВА

Индийцам вменяется в обязанность раздавать каждый день милостыню по мере возможности, и деньги у них не должны оставаться не только на год, но даже и на месяц, ибо накопленное, [по их мнению], является перекладыванием обязательства на неизвестное [будущее], достигнет которого человек или нет, он не знает.

Что касается доходов от урожая или от скота, то индиец сперва обязан уплатить правителю налоги, полагающиеся с земли или пастбища. Затем он уплачивает ему одну шестую с остальной части дохода за покровительство, которое правитель оказывает своим подданным, и за охрану их имуществ и семей. То же обязательство лежит и на черни, но представители ее всячески лгут и стараются обмануть [при оценке] своих доходов. С торговых дел, в свою очередь, взимаются пошлины за то же, и только одни брахманы по преимуществу перед другими освобождаются там от всех этих налогов.

Относительно того, как употребить остаток имущества после уплаты налогов, мнения расходятся. Одни предназначают одну девятую этой суммы для милостыни, ибо делят все на три части. Одна откладывается, чтобы успокоить сердце; другая расходуется в торговых операциях для принесения прибыли; остающаяся треть делится еще на три части: одна треть из них идет на милостыню, а две другие расходуются на домашние нужды. С доходом от торговли поступают согласно тому же правилу.

Другие делят имущество на четыре части. Одна четверть предназначается для текущих расходов, вторая — для соблюдения обычая и поддержания чести, третья — для милостыни, а четвертая оставляется про запас, причем она не должна превышать суммы, необходимой для текущих расходов в течение трех лет. Если четверть, которую хотят отложить, превышает эту сумму, то откладывают столько, сколько достаточно для трехлетних расходов, а излишек раздается в виде милостыни.

Ростовщичество [у них] строго запретно. Грех, который человек таким образом совершает, соответствует сумме, на которую проценты увеличили основной капитал. Только шудрам позволяется брать проценты, с тем чтобы прибыль не превысила одной пятидесятой капитала.