АБУ РЕЙХАН БИРУНИ

ИНДИЯ

КИТАБ ТАРИХ АЛ-ХИНД

(КНИГА ИСТОРИИ ИНДИИ)

ГЛАВА LXIV — ОБ ОБЫЧАЯХ, КОТОРЫМ СЛЕДУЮТ НА ПРОТЯЖЕНИИ СВОЕЙ ЖИЗНИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДРУГИХ, КРОМЕ БРАХМАНОВ, КАСТ

Кшатрий читает и изучает Веды, но не преподает их. Он совершает жертвоприношения огню и поступает по правилам, изложенным в пуранах. Если он находится в упомянутых нами местах, где приготовляется трапеза, он устраивает ее треугольником. Он правит народом и защищает его, ибо он создан для этого. Он обвязывается одной, сложенной втрое, яджнопавитой и другой хлопчатой веревкой. Это [в первый раз] происходит, когда он заканчивает двенадцатый год своей жизни 1.

Вайшья должен заниматься земледелием, возделывать поля, пасти скот и устранять затруднения брахманов. Ему позволено обвязываться только одной яджнопавитой, сплетенной из двух веревок.

Шудра является как бы рабом брахмана, заботится о его делах и служит ему. Не желая остаться без яджнопавиты, вследствие чрезвычайной бедности он обвязывается только хлопчатым вервием. Каждое занятие, которое считается присущим /271/ брахману, как, например, восхваления и чтения Вед или жертвоприношения огню, строго запрещены ему, так что если будет доказано, что шудра или вайшья читал Веды, брахманы приводят его на суд правителя, и он приказывает отрезать ему язык. Впрочем, восхваление бога, благочестивые дела и милостыни ему не запрещены. Всякий, кто займется каким-нибудь делом, не соответствующим занятиям его касты, как например, если брахман займется торговлей, а шудра — земледелием, совершает грех немногим меньший, чем грех кражи.

В своих преданиях индийцы рассказывают, что в дни царя Рамы человеческая жизнь была очень продолжительной, размеренной и хорошо известной. Поэтому в то время ни один ребенок не умирал прежде своего отца. Но однажды случилось, что сын одного брахмана умер, пока тот был жив. Отец отнес его к двери царя и сказал ему: «Это новшество появилось в твои дни только потому, что на земле творится [458] зло и вазир в твоем царстве поступает скверно». Тогда Рама принялся расследовать причину всего этого, пока ему не указали на некоего чандалу, который усиленно молился и истязал свою плоть. Царь поехал к нему и нашел его на берегу Ганга подвесившимся вниз головой. Рама натянул свой лук и пустил в него стрелу, которая проткнула ему кишки и вышла наружу. Он воскликнул: «Вот тебе! Я убиваю тебя за доброе дело, совершать которое тебе не позволено». Вернувшись, он обнаружил, что сын брахмана, который был положен у него перед дверью, ожил 2.

Далее прочие люди — ниже чандал, из тех, что не являются индийцами,— называются млеччха, то есть «нечистые». Они убивают [людей], режут скот и едят говядину.

Все это — оттого, что люди стоят на различных ступенях достоинства и используют это для подчинения одних другим. А если нет, ведь говорит Васудева об ищущем освобождения: «В глазах разумного брахман и чандала равны, как равны друг и враг, верный человек и предатель и даже змея и ихневмон. Если ум — то, что уравнивает все вещи, то невежество — то, что их разделяет и создает между ними преимущества». Васудева сказал Арджуне: «Если мы добиваемся устроения мира и если управление не может осуществляться в нем естественным ходом, без битвы для истребления зла, то нам, разумным, следует действовать и бороться не для того, чтобы сделать полным наше несовершенство, но потому, что это необходимо для исцеления и для устранения разрушения. Затем невежды будут подражать нашим действиям подобно тому, как дети подражают взрослым, не ведая истинной цели поступков, ибо их природа избегает разумных путей и они применяют только силу, чтобы действовать согласно побуждениям таких чувств, как страсть и гнев. Разумный же и познавший им прямо противоположны» 3.


Комментарии

1. Согласно «Законам Ману» — на одиннадцатом году жизни (гл. 2, шл. 36).

2. Легенда о Раме и шудре Шамбуке, осмелившемся истязать свою плоть подобно брахману, содержится в седьмой книге «Рамаяны» (гл. 76), также в «Рагхуванше» Калидасы (гл. 15, шл. 42-57) и в других источниках.

3. Прямого соответствия этим цитатам мы не находим в оригинале «Бхагавадгиты». Во втором отрывке можно усмотреть отдаленное соответствие рассуждениям Кришны-Васудевы о необходимости действовать, отрешившись от привязанности к чувственным объектам, ибо «от привязанности рождается вожделение, от вожделения рождается гнев» (гл. 2, шл. 62).