АБУ РЕЙХАН БИРУНИ

ИНДИЯ

КИТАБ ТАРИХ АЛ-ХИНД

(КНИГА ИСТОРИИ ИНДИИ)

ГЛАВА XLIX — ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭРАХ [ИНДИЙЦЕВ]

С помощью эр устанавливаются сроки, указывающие на определенное время. Индийцы, хотя и не находят трудности в обращении с большими числами и скорее им радуются, в обиходе все же вынуждены их сокращать.

Индийские эры [следующие]:

[1] начало бытия Брахмы;

[2] начало дня текущих суток Брахмы, то есть начало кальпы;

[3] начало седьмой манвантары, в которой мы находимся;

[4] начало двадцать восьмой чатур-юги, в которой мы находимся;

[5] начало четвертой юги текущей чатур-юги, называемое кали- кала, то есть «время Кали» 1. Это название перешло на всю югу, хотя ее время приходится только на конец юги, но они под ним подразумевают начало кали-юги;

[6] пандава-кала 2 — время войн и сражений Бхаратов.

Все эти эры древнее одна другой, а годы, их составляющие, от сотен перешли к тысячам и далее, так что даже астрономы испытывают затруднения в обращении с ними, не говоря уже о прочих людях.

Чтобы их объяснить, мы приведем в качестве первого примера год индийцев, большая часть которого совпадает с годом четырехсотым от Йаздаджирда, ибо сотни его не обременены единицами и десятками, и он, таким образом, обособляется и выделяется из числа прочих годов. Вдобавок он ознаменован гибелью сильнейшей опоры [ислама], каковой был примернейший из султанов Махмуд — лев мира и чудо своего времени,— да будет Аллах милостив к нему!— что произошло менее чем за год до того. Что касается индийского года, то он опережает науруз данного года только на двенадцать дней и следует за упомянутым печальным событием через десять полных персидских месяцев.

И поскольку это принято нами за известное, /204/ то мы будем подгонять годы к этой встрече [двух эр], которая вместе с тем [355] представляет собой начало индийского года, так как конец всех перечисленных 204 годов совпадает с ним, а указанный науруз близок к нему и следует за ним 3.

В книге «Вишну-дхарма» рассказывается, что Ваджра спросил Маркандею о том, сколько лет прошло из жизни Брахмы. Тот ответил: «Из нее уже прошло восемь лет, пять месяцев, четыре дня, шесть манвантар, семь сандхи, двадцать семь чатур-юг и три юги из двадцать восьмой [чатур-юги] и десять лет дивьи до времени ашвамедхи, которое ты сам сделал». [Далее] он говорит: «Тот, кто понял все подробности этого и как следует их себе представляет,— мудр, а мудр тот, кто служит единому Господу и добивается соседства с его местонахождением, называемым парамапада» 4.

Когда известно сказанное им,— а выше мы подробно объяснили значение этих терминов,— тогда ясно, что до момента, принятого нами [за исходный пункт] для сравнения, из жизни Брахмы прошло 26 215 732 года; из суток Брахмы, которые составляют кальпу того дня,—1972948132 года; а из седьмой манвантары—120532132 года 5.

Последняя эра является также эпохой пленения царя Бали, потому что это событие имело место в первой чатур-юге седьмой манвантары 6.

Все эры, которые мы упомянули и о которых речь будет в дальнейшем, заключают в себе только полные годы, так как у индийцев не было в обычае употреблять неполные годы для обозначения эр.

В книге «Вишну-дхарма» Маркандея говорит в ответ Ваджре: «Мне минуло шесть кальп, шесть манвантар из седьмой кальпы. и двадцать три трета-юги из седьмой манвантары. В двадцать четвертой [трета-юге] Рама убил Равану и Лакшмана, брат Рамы убил Кумбхакарну, брата Раваны. Оба они подчинили себе всех ракшасов, и тогда же Вальмики, риши, создал эпопею Рамы и Рамаяны и увековечил ее в книгах. Это я рассказал о ней Юдхиштхире, сыну Панду, в лесу Камьякавана» 7.

Автор «Вишну-дхармы» ведет здесь счет трета-югами, потому что указанные события произошли на протяжении одной трета-юги, а также и потому, что удобнее считать целой единицей, чем числом, которое выражается четырьмя [дробями]. Кроме того, конец трета-юги лучше подходит для этих событий, чем его начало, так как он ближе к [веку] зла.

Нет сомнения, это эра Рамы и Рамаяны известна индийцам, но нам она осталась недоступной.

Число лет двадцати трех чатур-юг — 99 360 000, а [вместе со временем, истекшим от начала одной чатур-юги] до конца трета-юги —102 384 000. [356]

Если мы вычтем это число из числа лет [седьмой] манвантары, которые прошли до нашего года, [выбранного в качестве примера], останется 18 148 132 года, а это — эра Рамы, согласно предположению, пока все эти данные не будут поддержаны преданием, на которое можно положиться. [Упомянутый год соответствует] 3 892 132 году двадцать восьмой чатур-юги.

Все эти данные приводятся на основании вычислений Брахмагупты, а он и Пулиса сходятся на том, что число кальп, которые уже прошли из жизни Брахмы до нашей кальпы, составляет б 068. Они, впрочем, противоречат друг другу при переводе этого числа в чатур-юги: у Пулисы — 6 116 544, а у Брахмагупты на 48 544 меньше.

Итак, если мы будем действовать согласно мнению Пулисы, считая, что манвантара — это 72 чатур-юги без сандхи, кальпа— 1008 чату р-юг, а каждая юга — одна четвертая чатур-юги, то выйдет, что до даты, принятой нами в качестве примера, из жизни Брахмы прошло 26 425 456 200 000 лет 8, из кальпы /205/ прошло 1 986 124 132 года, из манвантары— 119 884 132 года и из чатур-юги — 3 244 132 года.

Что касается времени, истекшего с начала кали-юги, то [между обоими учеными] нет расхождения в отношении его полных годов; оба они находят, что [до года, взятого нами как пример], из кали-юги прошло 4 132 года, это — кали-кала, а от войн Бхаратов, то есть из пандава-кальп, — 3 479 лет.

У индийцев есть эра, называемая кала-явана, которую я точно не установил, но они утверждают, что она приходится на конец ближайшей двапара-[юги]. Упомянутый [в этом названии] Явана завладел их землей и уничтожил их веру 9.

Так как все эти эры многочисленны и начинаются издалека, то они отказались от них и приняли эры:

[1] Шри Харша

[2] Викрамадитья

[3] Шака

[4] Валабха

[5] Гупта 10.

Что касается [самого] Шри Харши, индийцы верят, что он мог, глядя на землю, увидеть, какие сокровища и клады скрыты и погребены в ее недрах до самой седьмой [земли]; он их доставал и, с их помощью, мог обойтись без притеснения своих подданных. Это летосчисление применяют в Матхуре и области Канауджа. По словам некоторых жителей этого края, от эры Шри Харши до [эры] Викрамадитьи— четыреста лет. Но в одном кашмирском календаре я [сам] видел, что она помещена на 664 года позже Викрамадитьи, и у меня зародились сомнения [на ее счет], которые до сих пор не прояснились никакими точными сведениями 11. [357]

Пользующиеся эрой Викрамадитьи в южных и западных странах индийской земли берут число 342 и умножают его всегда на три, что дает 1 026. К последнему числу они прибавляют число лет, которые прошли из текущей шаштьябды, как называется шестидесятичная самватсара; и это представляет [год] эры Викрамадитьи. В книге «Срудхава», написанной Махадевой, я нашел ее название — чандрабиджа 12.

В том, как они производят свои вычисления, есть, прежде всего, надуманность: даже если бы они принимали за начало [число] 1 026, подобно тому как они без всякой необходимой причины принимают 342, то результат был бы тот же; затем, если мы допустим правильность этого построения в отношении одной шаштьябды, каков будет метод [вычисления], если умножится их число?

Что касается эры Шаки, то есть шака-калы, то она приходится на 135 лет позже эры Викрамадитьи. Названный Шака захватил земли индийцев между рекой ас-Синда и морем, избрав своим местожительством Арьяварту, в середине [этой территории]; он предписал им вести свое происхождение только от рода Шака. Некоторые среди них утверждают, что он был шудрой из города ал-Мансуры; другие — что он вообще не был индийцем, а только пришел к ним с Запада. Индийцы претерпели от него много горя, пока помощь не пришла к ним из стран Востока в лице самого Викрамадитьи, который пошел на него, разбил и, наконец, убил его в местности Карура, что между Мултаном и крепостью Лони. Время это прославилось доброй вестью о его убиении, и его стали считать началом эры, в особенности индийские астрономы. К имени Викрамадитьи они приставили [слово] Шри, чтобы почтить его.

Продолжительность периода между этой эрой, которую мы приписали Викрамадитье, и между убиением Шаки заставляет нас думать, что этот Викрамадитья не тот, который убил Шаку, а только назван в его честь 13.

Что до эры Валабхи, то это — правитель города Валабхи, который находится приблизительно в тридцати йоджанах южнее города Анхильвара.

Начало этой эры позднее эры II Шаки на двести сорок один год. 206 Пользующиеся ею берут год шака-калы и вычитают из него сумму куба шести и квадрата пяти. В остатке получается год по эре Валабхи 14. История этого последнего [лица] дана в своем месте (См. Главу XVII ).

Гуптакала, как передают, были злым и могущественным народом, а когда настал их конец, эту дату взяли в качестве основы для летосчисления. Валабха, кажется, был последним из них, так как их эра, так же как и эра Валабхи, позднее шака-калы на 241 год 15. [358]

Эра Астрономов на 587 [лет] позже шака-калы. На ней основан зидж Брахмагупты «Кхандакхадьяка»; у нас он известен под названием «ал-Арканд». Следовательно, год, выбранный нами в качестве примера, соответствует:

[1] году 1488 эры Шри Харши;

[2] году 1088 эры Викрамадитьи;

[3] году 953 шака-калы;

[4] году 712 эры Валабхи, которая та же, что и эра гупта-калы;

[5] году 366 эры зиджа «Кхандакхадьяки»;

[6] году 526 «Панчасиддхантики», автором коего является Варахамихира;

[7] году 132 эры «Каранасары» и

[8] году 65 эры «Караиатилаки».

Перечисленные эры взяты из астрономических сочинений, авторы которых предпочли их для удобства счисления по ним, и они могли быть современны этим авторам или более ранними [эрами].

Простой народ Индии исчисляет годы по сотням, которые называются самватсара, то есть «сотня» 16. Всякий раз, как кончается одно столетие, они оставляют его и начинают отсчитывать следующее столетие. Они называют эту эру лока-кала, что значит «эра народа» 17, но сведения, которые приводятся на ее счет, настолько противоречивы, что я не был в состоянии установить правду; в такой же степени они расходятся в отношении начала года. Я приведу в точности то, что слышал об этом, пока все данные дадут возможность установить общее правило.

Я говорю, что те, кто употребляет эру Шаки, а это астрономы, начинают год с месяца чайтра.

Передают, что жители Канира, [страны], сопредельной Кашмиру, начинают год с месяца бхадрапада; по отношению к избранному нами в качестве примера году их год будет восемьдесят четвертым. Люди, которые живут между Бардари и Маригалой, начинают год с месяца карттика и считают выбранный нами год сто десятым годом своей эры. В кашмирском [календаре] утверждается, что этот год соответствует шестому из новой «сотни»; таков обычай кашмирцев.

Жители Нирахары, страны, расположенной за Маригалой до самых отдаленных границ Такешара и Лохавара, начинают год с [месяца] маргаширша и считают год, взятый нами для примера, сто восьмым годом своей эры. Обитатели Ланбаги, то есть Ламгана, следуют за ними в этом отношении. Я слышал, как жители Мултана говорили, что этот обычай был [ранее] распространен среди жителей ас-Синда и Канауджа и что они начинают год с новой луны [месяца] маргаширша, но что жители Мултана оставили этот способ несколько лет [359] тому назад и присоединились к обычаю кашмирцев и согласились с ними начинать год с новой луной чайтра 18.

Я уже раньше принес извинения за то, что не мог точнее установить летосчисления, приведенные в этой главе, ибо в них дело идет о числах, превышающих «столетия», хотя мне и довелось наблюдать, как они вычисляют [год] разрушения Соманатха, что произошло в четыреста шестнадцатом году хиджры или в девятьсот сорок седьмом году шака-калы. Когда они хотят получить это, они берут число 242, пишут под ним 606, а еще ниже —99; потом складывают эти числа и получают год шака-калы. По моему мнению, 242 представляет число лет, истекших до того, как они начали считать столетиями, а этот счет они начали от гупта-калы; число 606 выражает полные самватсары — «столетия», /207/ каждое из коих они должны принимать за 101 год; 99 [лет] — это годы, прошедшие из начавшегося «столетия».

Подтверждает это один найденный мной лист из зиджа, составленного Дурлабхой Мултанским. Он говорит в нем: «Напиши 848 и прибавь к этому числу лаукика-калу, то есть народную эру; в сумме получится шака-кала» 19.

Если мы напишем сперва год шака-калы, соответствующий тому году, который мы взяли в качестве примера, а именно 953, и вычтем из него 848, то остаток 105 должен быть годом лаукика-калы, тогда как в действительности разрушение Соманатха приходится на 98 год «столетия» лаукика-калы. Дурлабха говорит: «Год начинается с [месяца] маргаширша, а астрономы Мултана начинают его с месяца чайтра».

У индийцев были в Кабуле цари из тюрков, происходивших, как говорили, из Тибета. Первым из них пришел Бархатакин 20. Он вошел в пещеру в Кабуле, в которую нельзя было войти иначе как боком и ползком; там была вода, и он положил туда еду на несколько дней. Пещера эта известна до сих пор и называется Вар 21. Люди, ищущие в этом доброе знамение, посещают ее и приносят оттуда, с большими трудностями, немного воды.

Толпы крестьян работали у входа в пещеру. Дела такого рода возможны и удаются только с помощью сговора с каким-нибудь сообщником, и те, с кем он сговорился, заставили народ посменно работать перед пещерой так, чтобы место это не освобождалось от людей ни днем, ни ночью. Через несколько дней после того, как Бархатакин вошел в пещеру, вдруг выходит кто-то из нее, когда люди были в сборе и видели, что он как бы рождается из [чрева] матери. Он был в тюркской одежде, состоявшей из каба, высокой шапки, башмаков и оружия. Народ воздал ему почести как чудесному существу, предназначенному на царство, и он воцарился над теми краями с титулом [360] Кабульского шаха. Царство оставалось за его сыновьями в течение поколений, число которых около шестидесяти.

Если бы индийцы не относились легкомысленно к последовательности событий, не были беспечны к хронологическому порядку правления своих царей и не были вынуждены при сомнении или необходимости прибегать к созданию легенд, то я привел бы некоторые их предания по этому поводу. Хотя я и слышал, что генеалогия этого царского дома, написанная на парче, хранится в крепости Нагаркот, я жаждал лично ознакомиться с ней, но предприятие это оказалось невыполнимым в силу нескольких причин.

Одним из этих царей был Каник, тот самый, по имени которого называют вихару в Пурушаваре; она названа Каникчайтья 22. Утверждают, что рай Канауджа послал ему в числе других подарков драгоценную и замечательную ткань. Каник захотел, чтобы ему выкроили из нее одежду, но портной боялся это сделать и возражал: «Здесь есть изображение человеческой ступни, и как бы я ни старался раскроить эту ткань, оно всегда будет приходиться между плеч». А это имеет то же значение, что и в истории [царя] Бали, которую мы привели [выше] 23. Каник таким образом узнал, что правитель Канауджа задумал его унизить и выразить пренебрежение к нему, и тотчас двинулся со своими войсками против него.

Когда эта весть достигла райа, он пришел в смущение, так как не был достаточно силен, чтобы противостоять Канику. Он обратился за советом к своему вазиру, и тот сказал: «Ты возбудил спокойного и сделал неподобающее. Теперь отрежь мне нос и губы и изуродуй меня, чтобы я нашел какой-нибудь путь к хитрости, ибо сопротивляться открыто возможности нет никакой». Рай поступил с ним так, как он сам сказал, и, оставив его, ушел в дальние пределы царства. Когда [наступающие] войска обнаружили вазира, его узнали и привели к Канику. Он спросил вазира о том, что с ним случилось. Вазир отвечал: «Я старался отговорить райа от сопротивления и добрым советом призывал его покориться [тебе], но он заподозрил меня и приказал изувечить. С тех пор он ушел куда глаза глядят, в место, куда большой дорогой очень долго идти, но куда легко можно пройти сокращенным путем через пустыню, лежащую между нами, в случае, если есть возможность взять с собой воды на столько-то суток».

Каник сказал: «Это не трудно». Он приказал взять воды, сколько указал вазир, и просил его показать им дорогу. Вазир пошел впереди и повел его за собой в бескрайнюю пустыню. Когда, по прошествии указанных дней, путь все не кончался, Каник спросил вазира, что далее предпринять. Вазир отвечал: «Я не заслуживаю поношения за то, что я старался спасти своего господина и погубить его врага. Кратчайший выход из этой пустыни — путь, которым ты пришел. Делай теперь со [361] мной что хочешь, но никому здесь нет спасения». Тогда Каник сел на коня и объехал вокруг впадины. Потом он воткнул копье в ее середину, и оттуда вдруг забила вода в достаточном количестве, чтобы напоить войско и сделать запасы. Тогда вазир воскликнул: «Я собирался направить свою хитрость не против могущественных ангелов, а только против слабых людей! Но раз дело обстоит так, [как я вижу,] то прими мое заступничество за моего благодетеля и прости его». Каник отвечал: «Отсюда я иду назад; /208/ я исполняю твою просьбу, но господин твой уже получил должное за свои дела». Каник уехал, а вазир вернулся к своему господину райу. Он нашел его с отпавшими руками и ногами, что произошло в тот самый день, когда Каник вонзил свое копье в землю 24.

Последним царем из этой династии был Лагатурман, а его вазиром был Каллар из [касты] брахманов. Этот вазир был облагодетельствован судьбой, ибо случайно обнаружил клады, которые позволили ему приобрести влияние и силу. Вследствие этого власть ушла от его господина, [последнего] представителя так долго правившей династии. Лагатурман отличался злонравием, и его поступки были отвратительны, так что жалобы на него так и стекались к его вазиру. Тогда вазир, желая его исправить, заковал его в цепи и заточил в темницу, но вскоре он нашел единовластие для себя приятным; он к тому же имел в своих руках необходимое для власти орудие, а именно богатство. Поэтому он кончил тем, что занял место царя. После него правили цари из брахманов в следующем порядке: Саманта, Камалу, Бхима, Джаяпала, Анандапала, Трилочанапала. Последний из них был убит в четыреста двенадцатом году хиджры, а его сын, Бхимапала — пять лет спустя.

Так прекратила свое существование индийская династия Шахи, и от всей этой семьи не осталось никого, кто бы мог раздуть огонь.

При всем своем великолепии они всегда ревностно блюли добродетель и были исполнены благородства и щедрости.

Я не могу не восхищаться письмом Анандапалы к эмиру Махмуду в то время, когда отношения между ними были уже до крайности натянутыми: «Я слышал, — писал этот царь, — что тюрки поднялись против тебя и распространились по Хорасану. Если хочешь, я сам прибуду к тебе во главе пяти тысяч всадников, двойного количества пехотинцев и ста слонов, а если нет, — направлю к тебе своего сына во главе войска в два раза большего. Этим я не рассчитываю произвести на тебя впечатление. Я был разбит тобой и потому не хочу, чтобы тебя победил кто-либо другой».

Этот царь воспылал ярой ненавистью к мусульманам с тех пор, как его сын попал в плен. Этот последний, по имени Трилочанапала, был [во всем] противоположностью своего отца 25.


Комментарии

1. Kalikala (каликал) — «эпоха Кали», то же, что кали-юга.

2. Pаndavakаla (пандвакал) — «век Пандавов».

3. Ал-Бируни избирает как исходный пункт для сравнения различных эр первый день месяца найтра 953 г. эры Шака, что соответствует 25 февраля 1031 г. н. э. (28 сaфара 422 г. хиджры или 19-й день месяца испандармаз-мах 399 г. персидского летоисчисления). Науруз, т. е. день нового года 400 персидского летоисчисления, приходится на 9-е марта 1031 г. н. э., день 2 097 686 юлианского периода (Schram; см. Sachau, India, transl., II, p. 358).

4. «Ваджра сказал: Я хочу слышать, сколько времени прошло с рождения этого блистательнейшего Брахмы... Маркандея сказал: Восемь лет прошло со [времени рождения] нынешнего Брахмы... и пять месяцев — мерою его суток; затем прошло четверо суток с [начала] нынешнего дня [Брахмы]... Минули также шесть Ману (манвантар) и семь сандхи, и минули 27 чатур-юг. И прошло три юги со времени [начала] нынешней чатур-юги и десять лет кали-юги прошло с двумя неделями ко времени твоей ашвамедхи... Мудрые, знающие, что каждый владыка мира (т. е. Брахма) имеет конец, ищут пути к [той вершине], которая есть высший шаг (parama-pada, парама пазу) Вишну» (Вишну-дхармоттара, I, гл. 80, 1-6, 8-9). Ал-Бируни опустил упомянутые в 5-й строфе добавочные полмесяца дивья. Конец цитаты он перевел неверно.

5. Ал-Бируни определяет здесь время жизни Брахмы до года, взятого им за исходный пункт для сравнений, а именно — 4 132 г. кали-юги. Расчеты его верны в соответствии с индийскими мерами времени (Schram; см. Sachau, India, transl, II, pp. 358-359).

6. Победа Вишну над Бали в мифическую эпоху «аватары карлика» относится к началу седьмой манвантары (см. «Вишну-пурана», кн. 3, гл. 1).

7. «Маркандея сказал (в ответ на вопрос Ваджры): Услышь, о царь, о различии между кальпами, [существующем] несмотря на их сходство...» (Далее в тексте оригинала следует лакуна.) «...Как в минувшей кальпе, по прошествии шестой мандантары в двадцать четвертую трета-югу седьмой, тогда, о царь, когда Рама в сражении уничтожил Равану с его войском, тогда тот же Рама, о царь, убил Кумбхакарну...» (Вишну-дхармоттара, I, гл. 81, 23-25). «В настоящую кальпу по прошествии шестой манвантары в двадцать четвертую трета-югу [седьмой], тогда, о царь, когда Рама уничтожил в сражении Равану с его войском, Лакшмана, о царь, убил Кумбхакарну» (там же, гл. 82, 7-9). «И эта святая жизнь Рамы... была воспета Вальмики. То, что произошло в минувшую кальпу, рассказал я, о царь, Юдхиштхире... в лесу Камьяка» (там же, гл. 81, 26-27). По мнению Бюлера, текст в 81-й главе оригинала испорчен; строфы, по смыслу следующие после 23-й шл, попали по ошибке в 82-ю главу (7-9), где они стоят вне связи с контекстом. Перевод ал-Бируни подтверждает это мнение; однако и текст, которым он пользовался, тоже содержал, по-видимому, лакуну (после первого предложения: «...из седьмой манвантары...» см. ІА, 1890, vol. 19, pp. 390-301). Лакшмана (Laksmana, лкшмн) — сводный брат Рамы, сопровождавший его в странствиях и в походе на Ланку. Кумбхакарна (Kumbhakarna, гухнбакарн) — чудовище, брат Раваны, убитый Рамой в сражении на Ланке. Камьякавана (Kаmyakavana, камкабан) — «лес Камьяка» на берегу Сарасвати, где, согласно легендам, проводили годы изгнания Пандавы. Здесь Маркандея рассказал Юдхиштхире историю Рамы (см. «Махабхарата», кн. 3, гл. 273-290).

8. 6 608 кальп жизни Брахмы составляют 26 423 470 080 000 лет; шесть манвантар — 1866240 000 лет; двадцать семь чатур-юг — 116 640 000 лет; три юги — 3 240 000 лет. Сложив эти числа и прибавив 4 132, получаем 26 425 456 204 132 года (Schram; см. Sachau, India, transl., II, p. 359).

9. Кала-явана (Kilayavana, кал джмн), точнее: «Yavanakila» — сэра варваров (греков)», не известная нам по сохранившимся индийским источникам. Возможно, это летосчисление велось со времени вторжения Александра.

10. Из указанных летосчислений только «Викрамадитья» и «Шака» получили широкое распространение и удержались в индийской литературе вплоть до нашего времени. Эры Шри Харши (Сriharsa, шри хриш), Валабхи (Valabhi, билаба) и Гупты (Gupta, кубита) вышли из употребления вскоре после того, как прекратились царствования династий и правителей, по имени которых они названы.

11. Шри Харша, или Харшавардхана (606-647), правитель Канауджа, объединивший под своей властью большую часть Северной Индии. Империя Харши распалась вскоре после его смерти. 664 г. эры Викрамадитья соответствует 606 г. н. э., первому году правления Харши. Некоторые исследователи, однако, относят вступление Харши на престол к 612 г. (см. HCIP, vol. 3, pp. 115-116).

12. Шаштьябда (sastyabda, шадабуд) — «шестидесятилетний [цикл Юпитера]». Чандрабиджа (candrabija, санбадджар, джндрбир; букв, «лунное исчисление») — термин, неизвестный нам по индийской литературе. Эра Викрамадитья, начинающаяся в 58 г. до н. э., по мнению большинства современных исследователей, — скифско-парфянского происхождения. Очевидно, она отмечает начало царствования первого независимого парфянского правителя Дрангианы. Позднее в Индии она была связана с именем легендарного царя Викрамадитьи, изгнавшего из страны скифских завоевателей (см. HCIP, vol. 2, р. 125).

13. Начало эры Шака («Скифской эры») приходится на 78 г. й. э. Полагают, что эра Шаки совпадает с так называемой «эрой Канишки»; возможно, именно Канишку I, правителя кушанского государства в Северной Индии, имеет в виду aл-Биpуни под именем «Шака». Канишка не был, однако, побежден и изгнан легендарным Викрамадитьей. Местность Карура (Каrurа, карура) между Мултаном и Лони (Loni, лвни) упоминается в «Шах-намэ» (см. Elliot, vol. I, pp. 139, 143, 207).

14. Эра Валабхи, названная по наименованию государства, города и династии, правившей на территории современного Гуджерата в середине I тысячелетия н. э., начинается с 318 г. н. э. (375 самват).

15. Империя Гупта, объединившая Северную Индию в IV — V вв. и. э., дала название летосчислению Гупта (начиная с 320 г. н. э.).

16. «Самватсара» означает: «год эры Викрамадитья» или просто «год».

17. Lokakila (лвкакал) можно перевести как «народное (мирское) летосчисление»,

18. Местоположение Канира (Kanur, книр), Бардари (Bardari, брдри), Маригалы (Marugala, мариклх) не уточнено. Ал-Бируни идентифицирует Маригалу с Такшашилой (см. ниже). Канингэм упоминает горную цепь Маргала в двух милях южнее Шахдеси (см. Sachau, India, transl., II, p. 360). Нирахара (Nirahara, нирахара), очевидно, то же, что Нагарахара, город расположенный на слиянии рек Кабул и Суркхар вблизи Джалалабада (Nundo Lal Dey, pp. 135, 141).

19. Дурлабха Мултанский (Durlabha, дурлб) дважды упоминается в книге ал-Бируни Laukikakala (лвкака кала) — «мирское летосчисление».

20. Бархатакин (брхткин), по мнению Захау, может восходить к индийскому Brhatkinа или Brhatketu. Возможно, однако, что имя это тюркского или тибетского происхождения (Sachau, India, transl, II, p. 361).

21. Bap — Var или Ваг (бвр).

22. Каник (Kanik или Kanikku, канк), как указывает Захау, может быть среднеиндийской формой имени Kaniska. Vihara (бвр) — «монастырь» (буддийский), Purusavаr (бршавр) — современный Пешавар. Kanikkucaitya (кнкджит) — «Чайтья (храм, обычно — пещерный храм) Канишки».

23. Т. е. знак подчинения.

24. Эта история приводится у Мухаммада ‘Ауфи (см. Elliot, II, р. 170); однако у Низамуддина она не отмечается (см. Introduction to the Jawаmi u’-l-Hukаyаt of Muhammad Aufi, by M. Nizаmu’ddin (GMS, NS, VIII), London, 1929).

25. Лагатурман (Lagaturman, лгатврман) — царь тюркской династии Шахия, правившей в Гандхаре и долине Кабула (IX в. н. э.). Каллар, его министр-брахман, сверг Лагатурмана и положил начало индийской династии Шахи; его идентифицируют с Лаллия-Шахи, упоминаемым в «Раджа-тарангини». После смерти Лаллии его трон был узурпирован неким Самантой (Simanta, саманд); однако вскоре Торамана, сын Лаллии, восстановил свои права и взошел на трон под именем Камалука (Kamalu, камалу). Камалуке наследовал его сын Бхима (Bhima, бхим). Джаяпала (Jayapala, джипал) или Джайпал, взошедший на трон в последней четверти X в, не был, по-видимому, сыном Бхимы, но имена царей, правивших в период времени между Бхимой и Джайпалом, нам не известны. Последние представители этой династии: Анандапала, Трилочанапала (Trilocanapala, трвджнпал) и Бхимапала (Bhlmapila, бхимпал) относятся уже ко времени мусульманского завоевания (см. HCIP, vol. IV, pp. 111-114).