АБУ РЕЙХАН БИРУНИ

ИНДИЯ

КИТАБ ТАРИХ АЛ-ХИНД

(КНИГА ИСТОРИИ ИНДИИ)

ГЛАВА ХLVII, РАССКАЗЫВАЮЩАЯ О ВАСУДЕВЕ И ВОЙНАХ БХАРАТОВ

Сеяние и плодоношение наполняют мир. День ото дня и то и другое увеличивается, и это развитие безгранично, хотя миру и положены пределы.

Иногда непрерывное развитие сосредоточивается в каком-нибудь одном виде растений или животных. Каждая особь этого вида живет только один раз, но, прежде чем погибнуть, порождает подобного или подобных себе многократно. Тогда вид одного дерева или одного животного может распространиться и занять всю поверхность земли, которую он найдет перед собой.

Землепашец же очищает посевы, оставляя произрастать то, в чем нуждается, а остальное вырывает. И садовод оставляет те ветви, от которых он ожидает щедрый урожай, срезая все прочие. Более того, пчелы убивают тех из своего рода, кто ест и не работает в улье.

Природа поступает так же, но без разбора, так как действие ее стихийно; она может дать погибнуть листьям и плодам деревьев и, хотя она при этом нарушает их нормальное развитие, все же позволяет им погибнуть.

То же распространяется и на всю землю. Если она погибает или находится на краю гибели от [чрезмерного] множества людей, тогда устроитель ее, который у нее есть, — ибо забота его обо всем видна в каждой частице земли,— посылает на землю того, кто сокращает это множество и пресекает распространение зла 1.

Одним из них, по словам индийцев, был Васудева. В последний раз он воплотился в образе человека под именем Васудевы, когда тираны распространились на земле и она наполнилась несправедливостью, качаясь от их множества и сотрясаясь от их топота. В стране Матхура у Васудевы родился сын из [тела] сестры Кансы, бывшего в то время правителем той страны. Они принадлежали к роду джаттов— скотоводов из низшего слоя [касты] шудр. [349]

Канса знал, что гибель его произойдет от этого [младенца], будучи предупрежден о том некиим голосом, который он услышал во время свадьбы своей сестры. Поэтому он приставил к ней своих людей, обязанностью которых было приносить ему то, что она родит.

Он же убивал всех ее младенцев, мужского и женского пола, пока у нее родился Балабхадра. Яшода, жена погонщика коров Нанды, взяла его, воспитала и ухитрилась скрыть его существование от людей, которых приставил к ней Канса. После того у нее на восьмую беременность родился Васудева. Это произошло в дождливую ночь, восьмую от черной половины [месяца] бхадрапада, когда Луна восходила в стоянку Рохини.

Стража, отяжелев от сна, не заметила, как отец украл ребенка и отнес его в Нанда-кулу, то есть место привязи коров, принадлежавших Нанде, мужу Яшоды, которое находилось близ Матхуры, за рекой Ямуна.

Он подменил ребенка девочкой Нанды, рождение которой совпало с временем появления Васудевы у них, а девочку отнес к страже вместо мальчика.

Канса, правитель, хотел убить ее, но она поднялась в воздух и исчезла.

Васудева воспитывался на попечении Яшоды, кормившей его, не зная, что он заменил ее дочь, но Канса догадывался о том и старался [захватить его] всяческими уловками и хитростями, которые все обращались против него же. [Например], Канса потребовал у родителей Васудеву на борьбу в своем присутствии.

Васудева возгордился после ряда проделок, которыми вызвал гнев своей тетки. Так, на дороге он обидел змею, приставленную для охраны кувшинок на пруду, взнуздав ее за ноздри; он убил своего стиральщиков, который отказался дать ему одежду для борьбы; отнял сандаловое дерево у его хозяйки, /201/ которой поручалось натирать им борцов. Наконец, он убил разъяренного слона, который был приготовлен, чтобы убить его самого у его же двери. [Всем этим] он до такой степени рассердил Кансу, что у него разлилась желчь и он тотчас же умер.

Тогда Васудева, сын сестры его, стал править вместо него 2.

У Васудевы в каждом месяце есть по имени. Его последователи начинают их с месяца маргаширша, а каждый из месяцев — с одиннадцатого числа, потому что появление его состоялось з этот день 3.

Месяцы

Имена Васудевы

[1] маргаширша

Кешава

[2] пауша

Нараяна

[3] магха

Мадхава

[4] пхалгуна

Говинда [350]

[5] чайтра

Вишну

[6] вайшакха

Мадхусудана

[7] джьяйштха

Тривикрама

[8] ашадха

Вамана

[9] шравана

Шридхара

[10] бхадрапада

Хришикеша

[11] ашваюджа

Падманабхи

[12] карттика

Дамодара

Тогда разгневался свояк погибшего. Он двинулся на Матхуру и, заняв владения Васудевы, изгнал его к морю. Там около берега для Васудевы появился золотой замок Барода, в котором он поселился 4.

Сыновьям Кауравы 5 подчинялись дети, их дядьев [с отцовской стороны]. Он пригласил их в гости и, затеяв с ними игру, выиграл у них в кости все, чем они владели. Дело дошло до того, что он поставил, им условие покинуть родную землю на десять с чем-то лет и скрываться в отдаленных краях так, чтобы их никто не знал; если же они этого не выполнят, то будут обязаны вернуться [в изгнание] на такое же число лет 6.

Они выполнили [условие] и, когда настало для них время выхода, каждая из двух групп стала собираться, созывая помощников, пока на равнине Танешар не собрались несметные толпы общим числом восемнадцать акшаухини 7.

Каждая группа призывала на помощь Васудеву. Он предлагал или одного себя или своего брата Балабхадру с войском. Но сыны Панду предпочли его. Их было пятеро: Юдхиштхира — их вождь, Арджуна — храбрейший из них, Сахадева, Бхимасена и Накула 8. У них было семь акшаухини войска, и их противники были бы сильнее, не будь с ними Васудевы с его хитростями, который их научил, как добиться победы 9.

Все эти полчища были уничтожены и никто не остался [в живых], кроме пяти братьев. Тогда Васудева вернулся в свое обиталище, [где] и умер вместе со своим родом, известным под именем Ядавов. Умерли и пять братьев до истечения года и перемены, наступившей после окончания этих войн 10.

Васудева условился с Арджуной, что подергивание левой руки или подмигивание левым глазом будет знаком того, что с ним что-то случилось.

В то время жил риши — аскет — по имени Дурвасас. Братья же Васудевы и его родичи были порочными и дерзкими. Один из них положил под одежду железную сковороду и, смеясь над аскетом, попросил его угадать, какое у него бремя. Тот ответил: «У тебя в брюхе то, что явится причиной твоей же гибели и гибели всего твоего [351] рода», Васудева, слышавший эти слова, опечалился, потому что знал их справедливость. Он приказал стереть [в порошок] эту сковороду напильником и выбросить [опилки] в воду. Это было сделано, но остался кусочек, который /202/ человек, выполнявший эту работу, счел незначительным и бросил его таким, каким он был. Его проглотила рыба, которая была поймана, и рыбак нашел его у нее в желудке. Он приспособил этот [кусочек железа] как наконечник для стрелы.

Когда наступило предопределенное время, Васудева спал на берегу в тени дерева, закинув ногу на ногу. Рыбак принял его за антилопу, пустил в него стрелой и попал ему в правую стопу. Рана эта явилась причиной его смерти.

Тотчас левая сторона Арджуны начала поддергиваться, а затем и его рука. Брат его Сахадева наказал ему никогда более никого не обнимать, чтобы не лишиться [окончательно] своей силы. Арджуна направился к Васудеве и, придя к нему, [попытался его обнять], но [уже] не мог этого сделать. Васудева потребовал свой лук и отдал его Арджуне, с тем чтобы тот на нем испытал свою силу. Васудева завещал ему сжечь его тело и тела его родичей, [когда они умрут], а жен увести из замка. После того он умер.

Что до опилок, то из них вырос тростник. К нему пришли Ядавы и приготовили из него вязанки, чтобы на них сидеть. Они напились [пьяными], и между ними возникла ссора, во время которой они передрались вязанками тростника и перебили друг друга. Все это произошло у впадения реки Сарсати в море около идола Соманатха 11.

Арджуна сделал все, что было ему приказано. Но когда он уводил женщин и на них неожиданно напали разбойники, он не мог натянуть свой лук; он понял, что силы его покинули, и стал вертеть луком над головой, и все, кто попал под [его защиту], спаслись, а те, кто остался вне ее, были захвачены ворами. Он и его братья тогда поняли, что жизнь потеряла для них значение, и они направились на север и вошли в горы, где не тают снега. Холод убивал их одного за другим, пока не остался [один] Юдхиштхира. Ему был дарован почетный доступ в рай, после того как он побывает в аду за то, что однажды солгал, когда его братья и Васудева добивались этого от него. Слова же его были, когда он услышал о брахмане Дроне, — «Умер Ашваттхаман — слон!»; но он сделал остановку между обоими существительными таким образом, что позволил Дроне подумать, будто умер его сын.

Юдхиштхира сказал ангелам: «Если это должно совершиться, пусть будет принято мое заступничество за людей в аду и пусть они будут выпущены оттуда». И было услышано то, [что он просил], и его ввели в рай 12.


Комментарии

1. Имеется в виду индуистская доктрина об аватарах — периодических нисхождениях Вишну на землю для восстановления в мире попранной справедливости.

2. Aл-Биpуни излагает здесь легенду о детстве и юности Кришны в общих чертах в соответствии с ее популярными версиями в пуранах (Вишну-пурана, кн. 5, Бхага-вата-пурана, Хариванша). В деталях он допускает ряд отклонений. Только сам Кришна-Васудева (Vasudeva) рассматривался как воплощение бога, но не его отец Васудева (Vasudeva). Ал-Бируни транскрибирует оба имени — отца и сына — одинаково (басдив), в действительности это два разных имени. Согласно пуранам, Кришна родился у Васудевы и Деваки, сестры Кансы, в роду Ядавов, которые вели в то время пастушескую жизнь, но принадлежали к воинской варне. О происхождении Кришны из рода джаттов (jatta? джатт) в пуранах не говорится; возможно, ал-Бируни заимствовал эту деталь из какого-то народного варианта легенды. Балабхадра (или Баларама), сводный брат Кришны, родился не у Деваки, а у Рохини, второй жены Васудевы. Кришна родился в месяц карттика (согласно «Вишну-пуране»). По различным версиям легенды, он был седьмым или восьмым ребенком Деваки. Нандакула (Nandakula, нандаквл) — т. е. «род Нанды», в котором воспитывались Баларама и Кришна, усыновленные Нандой и его женой Яшодой (Yagoda, джасу’). Когда Канса бросил о камень девочку, которую принесли ему вместо Кришны, она поднялась в воздух, приняла устрашающий облик богини Дурги и предрекла Кансе гибель.

В известных вариантах легенды рассказывается о некоторых проделках юного Кришны, которые вызывали гнев его приемной матери. Но здесь имеется в виду подвиг Кришны, изгнавшего из омута Ямуны (Джумны) гигантского змея Калию, отравлявшего реку своим ядом. По дороге во дворец Кансы в Матхуре Кришна и Баларама ради шутки сбросили на землю белье, вывешенное сушиться стиральщиком (rajaka) Кансы; раздраженный оскорбительной бранью обиженного стиралыцика, Кришна убил его. В «Бала-чарита» Бхасы рассказывается также, что Кришна убил бешеного слона, выпущенного на него советником Кансы у ворот города. Убив выставленного против него кулачного бойца, Кришна убил затем самого Кансу, но править Матхурой он не стал, а поставил старого Уграсену, законного государя, ранее заключенного в темницу узурпатором Кансой.

3. Источник нижеследующей таблицы нам неизвестен. Madhava (мадхав)’, Madhusudana (мдасудан), Trivikrama (тирбикарм), Сridhara (шридхр), Hrsikega (ршикиш), Padmanabhi (пазмунаб), Damodara (дамузар) и др. — имена Вишну-Кришны, вообще распространенные в древнеиндийской литературе. Из перечисленных здесь собственно Кришне принадлежат только следующие: Кешава, Мадхава, Говинда, Мадхусудана, Хришикеша и Дамодара.

4. Тесть Кансы Джарасандха, царь Магадхи, восемнадцать раз нападал на Матхуру после свержения Кансы, и Кришна со своим народом вынужден был переселиться на морское побережье (на территорию современного Гуджерата). Там он основал укрепленный город Дварака, прославившийся своим великолепием, — так рассказывают пураны. Ал-Бируни, очевидно, идентифицирует этот мифический город с Бародой (Barodu, баруйа), тоже находящейся в Гуджерате вблизи берега моря.

5. Каурава (Kaurava, каврав), т. е. «потомок Куру». Кауравами в индийском эпосе называют обычно сыновей Дхритараштры, хотя Куру был также предком и Панду и его сыновей (именуемых в отличие от Кауравов Пандавами).

6. Об этом рассказывает вторая книга «Махабхараты» («Сабха-парва», т. е. «Книга о собрании»). Главными инициаторами заговора против Пандавов были Дуриодхана, старший сын Дхритараштры, и Шакуни, дядя Кауравов с материнской стороны. Сам Дхритараштра занимал при этом нейтральную позицию. Игру с Юдхиштхирой, старшим из Пандавов, вел Шакуни, искусный в плутовстве игрок в кости. Шакуни выиграл у Юдхиштхиры все владения Пандавов, и в результате последние вынуждены были удалиться в изгнание на 13 лет; причем, по условию, они должны были скрываться в течение тринадцатого года; если же их местопребывание в этот период стало бы известно, они обязаны были опять вернуться в изгнание.

7. Об этом рассказывается в пятой книге «Махабхараты» («Удьога-парва», т. е. «Книга об усилиях [сохранить мир]», гл. 7).

8. Имена пятерых братьев Пандавов (в порядке старшинства): Юдхиштхира, Бхимасена (Bhimasena, бахимасйну), Арджуна, Сахадева (Sahadeva, сухадив), Накула (Nakula, наклу).

9. Из 18 акшаухини, сражавшихся на Курукшетре, согласно эпосу, семь составляли войско Пандавов, одиннадцать — войско Кауравов (см. «Махабхарата», кн, 5, гл. 151, 155).

10. См. последние книги «Махабхараты» (кн. 16-18). Однако, согласно эпосу, Кришна и пятеро Пандавов умерли только через 36 лет после великой битвы (см. «Махабхарата», кн. 16, гл. 1).

11. История гибели Кришны и всего рода Ядавов излагается aл-Биpуни, в основном, в соответствии с 16-й книгой «Махабхараты» («Маусала-парва», т. е. «Книга о палице»). Отдельные детали, возможно, заимствованы из версии «Вишну-пураны» (кн. 5, 37). Укажем основные отклонения от первоисточника. Согласно индийскому сказанию, юные Ядавы насмеялись не над Дурвасасом (Durvаsas, дрбасх; см. о нем известное сказание о Шакунтале в драматической версии Калидасы), а над другими риши (Вишвамитрой, Канвой и Нарадой). У Шамбы, переодевшегося женщиной, родилась железная палица, которую велел растереть в пыль и выбросить в море Уграсена, царь Ядавов. Кришна погиб от стрелы охотника, принявшего его за антилопу, уже после взаимного истребления Ядавов, в котором он принимал участие. Происходило это истребление в Прабхасе у берега моря (на территории современного Гуджерата вблизи Соманатха). Арджуна прибыл для спасения жен и детей Ядавов уже после смерти Кришны; он встретился тогда не с Кришной, а с Васудевой, отцом Кришны.

12. О последнем путешествии Пандавов в Гималаи рассказывается в семнадцатой книге «Махабхараты». Только Юдхиштхира прошел путь до конца и достиг рая. О временном нисхождении Юдхиштхиры в ад (за совершенный ранее грех — обман Дроны) и возвращении его на небо со своими братьями рассказывает последняя, восемнадцатая книга эпоса.