АБУ РЕЙХАН БИРУНИ

ИНДИЯ

КИТАБ ТАРИХ АЛ-ХИНД

(КНИГА ИСТОРИИ ИНДИИ)

ГЛАВА ХLI — О РАЗЪЯСНЕНИИ ТЕРМИНОВ КАЛЬПА И ЧАТУР-ЮГА И ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОДНОГО ИЗ НИХ ПОСРЕДСТВОМ ДРУГОГО

Величина года дивьи уже была выяснена (См. главу XXXV ). Двенадцать тысяч таких годов составляют [одну] чатур-югу, тысяча чатур-юг—[одну] кальпу, то есть промежуток времени, в начале и в конце которого происходит соединение семи светил, их апогеев и их восходящих узлов в начале, [нулевом градусе], созвездия Овна. Дни кальпы называются кальпа ахаргана, то есть совокупность дней кальпы, ибо ах значит «дни», аргана — «совокупность» 1. Поскольку это дни по восходу солнца [обиходные], их еще называют «дни земли», потому что восход бывает на горизонте, а горизонт непременно связан с землей.

Тем же именем [кальпа-ахаргана] называют совокупность дней любой кальпы, истекших к данному моменту. Наши коллеги эту совокупность называют «дни синдхинда» или «дни Вселенной», она равна 1577 916 450 000 [савана или обиходным дням], или 4 320 000 000 солнечным годам, или 4 452 775 000 лунным годам, или 4 383 101 250 годам, состоящим из трехсот шестидесяти обиходных дней, или 12 000 000 годам дивьи.

В «Адитья-пуране» говорится: «Кальпана составлена из кал, что значит существование [различных] видов во Вселенной, и пана, что значит их гибель и исчезновение. Сумма этого существования и гибели и есть кальпа» 2.

Брахмагупта говорит: «Поскольку планеты и люди возникли в начале дня Брахмы и поскольку и те и другие погибают в его конце, мы обязаны принять за кальпу этот день, не что-либо другое».

Он говорит также: /186/ «Тысяча чатур-юг — это [один] день Деваки, то есть Брахмы, и такой же длительности его ночь. Следовательно, сутки Брахмы составят две тысячи чатур-юг». [325]

Подобно этому говорит и Вьяса, сын Парашары. «Тот, кто верит, что тысяча чатур-юг — это день и столько же чатур-юг — ночь, знает Брахму».

Внутри кальпы каждая семьдесят одна чатур-юга составляет ману, то есть манвантару или период Ману; четырнадцать ману опять-таки будут [одна] кальпа. Если помножить семьдесят один на четырнадцать, получается, что [четырнадцать] манвантар составляют девятьсот девяносто четыре чатур-юги и до конца кальпы остается шесть чатур-юг.

Однако если разделить эти шесть чатур-юг на пятнадцать, — поскольку численное выражение того, что обрамляет (В данном случае «то, что обрамляет» — сандхи, обрамляемые им величины — 14 манвантар ) с обоих концов каждую из следующих друг за другом [одинаковых] величин, будет на единицу больше численного выражения последних — получится две пятых. Если мы теперь начнем с первой манвантары и поместим перед ней две пятых чатур-юги и вставим между каждыми двумя последующими манвантарами но столько же, вместе с манвантарами мы исчерпаем и эти пятые доли [шести чатур-юг], только на конец последней манвантары останется еще две пятых [чатур-юги] как и в начале первой манвантары. Вот эти [15 по две пятых чатур-юг и] и есть сандхи, то есть общие звенья, соединяющие манвантары. Вместе с этими сандхи получается полная кальпа из тысячи чатур-юг, как уже было сказано выше.

Различные обстоятельства [годы?] кальпы тесно связаны между собой, и одно из них указывает на другое. Ибо кальпа начинается с весеннего равноденствия, с воскресения, с соединения светил, их апогеев и их восходящих узлов, где нет ни Ревати, ни Ашвини, то есть между ними, с начала месяца чайтра, с восхода солнца над Ланкой. Когда нарушается одно из этих условий, наступает разлад и разрыв всех других.

Мы уже упоминали число дней и годов кальпы. Отсюда легко можно узнать, что чатур-юга, установленная как одна тысячная кальпы, содержит 1 577 916 450 дней и 4 320 000 годов. Следовательно, теперь [читателю] известно соотношение между кальпой и чатур-югой, а также понятно, как определять величину одной из них, когда дана величина другой.

Все вышеизложенное основано на мнении Брахмагупты и приводимых им свидетельствах в подтверждение своего мнения.

Что касается Арьябхаты Старшего и Пулисы, они составляют манвантару из семидесяти двух чатур-юг, а кальпу составляют из четырнадцати манвантар, не вставляя никаких сандхи в промежутках [326] между ними. Отсюда мы узнаем, что, по их мнению, кальпа содержит 1008 чатур-юг, или 12 096000 годов дивьи, или 4 354 560 000 человеческих годов.

Пулиса упоминает, что в чатур-юге 1 577 917 800 обиходных дней; следовательно, по его мнению, в кальпе будет 1 590 541 142 400 дней. Этими числами он и оперирует.

Мне не удалось найти ни одной книги Арьябхаты. О его точке зрения я знаю только по изложению Брахмагупты с его слов. В трактате «Критика зиджей» Брахмагупта говорит, что, по мнению Арьябхаты, чатур-юга содержит 1 577 917 500 дней, то есть на триста дней меньше, чем у Пулисы. Следовательно, судя по мнению Арьябхаты, переданному Брахмагуптой, в кальпе 1 590 540 840 000 дней.

По Арьябхате и Пулисе, кальпа и чатур-юга начинаются с полуночи, наступающей после дня, начало которого, по мнению Брахмагупты, является исходным моментом кальпы и чатур-юги.

Арьябхата из Кусумапуры, который принадлежит /187/ к числу последователей Арьябхаты Старшего, говорит в своей маленькой книге об «ан-Н. т. ф. [?]» 4, что «тысяча восемь чатур-юг составляют [один] день Брахмы. Его первая половина из пятисот четырех чатур-юг называется утсарпини; в течение ее солнце поднимается; вторая половина называется авасарпини; в течение ее солнце опускается. Границы этих половин называются так: середина называется сама, то есть «равенство», ибо это полдень, а начало и конец называются дуртама [?]» 5.

Все здесь идет гладко, пока день сравнивается с кальпой, но когда заходит речь о подъеме и опускании солнца — уже неверно. Если он имел в виду солнце нашего дня, ему следовало бы разъяснить, каковы они, подъем и опускание солнца; если же он имел в виду какое-то особое солнце дня Брахмы, то он обязан был показать его нам или [хотя бы] указать нам на него. Кажется, он употребил эти слова в значении восходящего, увеличивающегося развития в первой половине и нисходящего, уменьшающегося развития во второй половине.


Комментарии

1. Kalpahargana (клп ахаркн) — «совокупность дней кальпы»; разложение ал-Бируни слова ahagarna неточно: ahar означает «день», gana — «совокупность»,

2. Фальшивая этимология характерная для индийской схоластики (хотя в данном случае непосредственный источник ее нам неизвестен). Каlра восходит к древнеиндийскому корню klр — «быть составленным, упорядоченным; подходить» и т. д.

3. См. «Законы Ману», 1, 79.

4. Это название осталось нерасшифрованным.

5. Utsarpini (учарпана) — «восходящий цикл» и avasarpini (аба србн) — «нисходящий цикл» — термины, встречающиеся в сочинениях Арьябхаты. Термин «дуртама» (?) остался нерасшифрованным.