АБУ РЕЙХАН БИРУНИ

ИНДИЯ

КИТАБ ТАРИХ АЛ-ХИНД

(КНИГА ИСТОРИИ ИНДИИ)

ГЛАВА XXXIX — О ТОМ, ЧТО ПРЕВОСХОДИТ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ БРАХМЫ

От всего, что лишено порядка или противоречит предшествовавшему изложению, отвращается натура и утомляется слух. А эти индийцы упоминают множество имен, относящихся, как они утверждают, к Единственному, Первому или к кому-то, стоящему за ним, на которого только намекают. Когда же они доходят до темы, подобной теме настоящей главы, они снова называют эти же имена, относя их ко многим [существам], определяя сроки их жизни и применяя преогромные числа. Такова их цель, поле деятельности свободно, а числа стоят тогда и там, когда и где их поставят. Кроме того, в этих вопросах индийцы не сходятся на чем-либо, чтобы мы могли вместе с ними распоряжаться [всем] этим так же, как распоряжаются они. Напротив, они расходятся в этих вопросах друг с другом, как они расходятся относительно частей суток, меньших по величине, чем вздох (См. главу XXXIV )

В книге Утпалы «Срудхава» [говорится]: «Манвантара — это срок жизни Индры-Владыки, а двадцать восемь /183/ манвантар составляют 183 [один] день Питамахи, то есть Брахмы. Жизнь его, длящаяся сто лет, составляет [один] день Кешавы. Его жизнь, длящаяся сто лет, составляет [один] день Махадевы. Его жизнь, длящаяся сто лет, составляет [один] день Ишвары, Приближенного [к богу]. Его жизнь, длящаяся сто лет, составляет [один] день Виранчаны Предвечного, который пребывает постоянно и пребудет вечно, даже когда умрут эти [названные] пятеро» 1.

Выше уже говорилось, что жизнь Брахмы длится 72 000 кальп.

Все числа, которые мы сейчас упомянем, обозначают кальпы.

Если жизнь Брахмы — это [один] день Кешавы, его год, при том условии, что год состоит из трехсот шестидесяти дней, будет 25920 000 [320] [кальп], а его жизнь — 2 592 000 000 [кальп] 2. Последняя составляет [один] день Махадевы, следовательно, его жизнь, подсчитанная тем же способом, будет 93 312 с девятью нолями [кальп]. Это — [один] день Ишвары, а его жизнь — 3 359 232 с двенадцатью нолями [кальп]. Это — [один] день Садашивы, а его жизнь—120 932 352 с пятнадцатью нолями. Это — [один] день Виранчаны, по сравнению с которым парардха-кальпа 3 оказывается лишь маленькой его долей (См. выше, стр. 178 (гл. XVI) ).

Как бы то ни было, некое подобие стройного порядка придает этим расчетам то, что они построены от начала до конца на [соотношении] одного дня и ста лет. Однако другие строят на соотношении все уменьшающихся частей суток, которые мы уже упоминали (См. выше, гл. XXXIV ). Следовательно, индийцы так же расходятся [в мнениях] относительно возрастающего [ряда чисел], как расходятся относительно того, что делится на части. Мы приведем здесь одно построение [на соотношении все уменьшающихся частей суток], употребляемое теми, кто считает, что [один] гхгати — шестнадцать кал, [одна] кала — тридцать каштха, [одна] каштха — тридцать нимеш, [одна] нимеша — две лавы и [одна] лава — два трути. Согласно их утверждению, причиной этого деления на части является то, что день Шивы составляется из таких же частей.

Дело в том, что жизнь Брахмы длится [один] гхати Хари, то есть Васудевы; жизнь последнего — сто лет, а это составляет [одну] калу Рудры, то есть Махадевы; жизнь Махадевы — сто лет, а это — [одна] каштха Ишвары; его жизнь — сто лет, а это — [одна] нимеша Садашивы; жизнь последнего — сто лет, а это — [одна] лава Шакти; его жизнь длится сто лет, которые составляют [один] трути Шивы.

Если жизнь Брахмы — 72 000 кальп, то жизнь Нараяны составит 155 520000 000 [кальп], жизнь Рудры—53 747712 с одиннадцатью нолями [кальп], жизнь Ишвары — 557 256 278 016 с шестнадцатью нолями [кальп], жизнь Садашивы — 17 332 899 271 409 664 с двадцатью двумя нолями [кальп], жизнь Шакти — 1 078 244 997 875 852 378 112 с двадцатью восемью нолями [кальп]. Последнее число и есть [один] трути.

Если из него составить один день по вышеприведенной системе, получится 3 726 414712 658 945 818 755 072 с тридцатью одним нолем [кальп], а это — день Шивы, которого они описывают предвечным, не рожденным и не дающим жизнь, лишенным каких бы то ни было качеств или атрибутов, которые могут применяться к тварям. Последнее число — пятидесятишестизначное, но если бы эти писаки занялись арифметическими действиями с ним, то они отказались бы от чрезмерного увлечения большими числами. Аллаха им достаточно!


Комментарии

1. Виранчана (Virancana, байранджан) — имя Брахмы; Садашива (Sadaсiva, садашива) — имя Шивы.

2. В тексте: прибавив два ноля [к предыдущему числу].

3. Parаrdhakalpa (прард клпи), т. е. 100 квадрильонов кальп.