АБУ РЕЙХАН БИРУНИ
ИНДИЯ
КИТАБ ТАРИХ АЛ-ХИНД
(КНИГА ИСТОРИИ ИНДИИ)
ГЛАВА XXXVII — О ЧАСТЯХ МЕСЯЦА И ГОДА
Поскольку год есть один полный оборот [солнца] в сфере зодиака, то он делится так же, как делится и она. Сфера зодиака делится на две половины в двух точках солнцестояний. Соответственно, год также делится на две части, /180/ каждая из которых называется аяна.
Когда солнце покидает точку зимнего солнцестояния, оно начинает двигаться по направлению к северному полюсу. Поэтому эта часть года, составляющая приблизительно его половину, связывается с севером и называется уттараяна; она объемлет период времени, в течение которого солнце проходит шесть знаков зодиака, начиная с Козерога. И потому эта половина сферы зодиака называется макаради, то есть «начинающаяся с Козерога».
Когда же солнце покидает точку летнего солнцестояния, оно начинает двигаться по направлению к южному полюсу. Поэтому другая половина года связывается с югом и называется дакшинаяна; она объем лет период времени, в течение которого солнце проходит шесть знаков зодиака, начиная с Рака. И поэтому называется она каркади, то есть «начинающаяся с Рака» 1.
Простой народ употребляет только эти две половины, так как для него ясно из непосредственного наблюдения, как обстоит дело с двумя солнцестояниями.
Сфера зодиака делится также на две половины соответственно направлению отклонения от небесного экватора; это деление особое в том смысле, что оно непосредственно не знакомо простому народу, ибо оно опирается на умозаключение по аналогии и на отвлеченное мышление. Каждая из половинок называется кула. Половина северного склонения называется уттаракула, а также называется мешади, то есть «та, что начинается с Овна»; половина южного склонения называется дакшакула, а также — тулади, то есть «та, что начинается с Весов» 2. [315]
Этими двумя делениями сфера зодиака делится на четвертинки, и периоды [времени], за которое их проходит Солнце, называются «временами года», то есть весна, лето, осень и зима. Знаки зодиака соотнесены с теми временами года, на которые они приходятся. Однако индийцы стали делить год не на четыре, а на шесть частей, которые они назвали риту 3. Каждый риту охватывает два солнечных месяца, то есть период времени, за который солнце проходит два следующих друг за другом знака зодиака. Их названия и «владыки» даны в следующей таблице в самой распространенной версии.
Я слышал, что [где-то] в пределах области Соманатх год делят на три части, каждая из которых состоит из четырех месяцев. Первая из них варшакала, начинающаяся с месяца ашадха, вторая — шитакала, то есть зима, и третья — ушнакала, то есть лето 4.
Уттараяна, принадлежащая девам-ангелам |
Знаки зодиака риту |
Козерог и Водолей |
Рыбы и Овен |
Телец и Близнецы |
Названия риту |
Шишира |
Васанта или Кусумакара |
Гришма или Нидагха |
|
Владыки риту |
Нарада |
Агни — огонь |
Индра- глава |
|
Скорпион и Стрелец |
Дева и Весы |
Рак и Лев |
Знаки зодиака риту |
Дакшинаяна, принадлежащая питарам- отцам |
Хеманта |
Шарад |
Варшакала |
Названия риту |
|
Вайшнава |
Праджапати |
Вишведевах |
Владыки риту |
|181| Я думаю, что индийцы делят сферу зодиака растворением циркуля, делящим [окружность] на шесть, а это — полудиаметр, исходя из двух точек солнцестояния, и поэтому они пользуются шестыми долями сферы зодиака. Если это обстоит так, то ведь и мы делим сферу зодиака, иногда исходя из двух точек солнцестояния, а иногда из двух точек равноденствия, и пользуемся двенадцатыми долями сферы зодиака наряду с ее четвертинками.
Что касается месяцев, то их делят на половинки либо от новолуния до полнолуния, либо от полнолуния до новолуния. У половинок месяцев есть владыки, которые перечислены в книге «Вишну-дхарма». Мы их даем в следующей таблице 5: [316]
Названия месяцев |
Владыки белых половинок каждого месяца |
Владыки черных половинок каждого месяца |
Чайтра |
Тваштри |
Ямья |
Вайшакха |
Индрагни |
Агнея |
Джьяйштха |
Шукра |
Раудра |
Ашадха |
Вишведевах |
Сарпа |
Шравана |
Вишну |
Питрья |
Бхадрапада |
Аджа |
Санта |
Ашваюджа |
Ашана [?] |
Майтра |
Карттика |
Агни |
Шакра |
Маргаширша |
Саумья |
Ниррити |
Пауша |
Джива |
Вишну |
Магха |
Питрья |
Варуна |
Пхалгуна |
Бхага |
Пушан |
Комментарии
1. Ауаnа (айан) — половина года; uttarayana (утарайан) — движение [солнца] к северу: холодный сезон, весна и лето; makaradi (макради) — «начинающаяся с Козерога» половина сферы зодиака. Daksinаyana (дакшанайан) — движение [солнца] к югу: сезон дождей, осень, зима; karkadi (у aл-Биpуни к а кради; с перестановкой гик) — «начинающаяся с Рака» половина сферы зодиака.
2. Kula (гул) — «склонение»; термины uttarakаla (утара гу гул), mesadi (мисади), daksakula (дакшагула, точнее: daksinakula), tuladi (тулад) — употребляются в индийской астрономии в значениях, указанных ал-Бируни.
3. Rtu (риту) — «сезон»; в индийском календаре год разделяется на шесть сезонов.
4. Varsakala (бршкал) — «время дождей»; citakala (ситакал) — «холодное время: usnakаla (ушнакал) — «жаркое время». Ниже в таблице приводятся традиционные названия шести сезонов: сiсira (шишару) — «холодный сезон», vasanta (басанту) или kusumikara (кусмакр) — «весна»; grisma (кришм) или nidagha (ндагу) — «лето»; сarad (шараду) — «осень»; hemanta (химанту) — «зима». Vaisnava (байшанб) означает: «принадлежащий Вишну»; vicve devah (бишва див) — «все боги». Обычно индийцы связывают каждый месяц года с определенным божеством — покровителем, но указания их источников разноречивы. См. ниже, прим. 5.
5. Нижеследующая таблица, перечисляющая божества — покровителей пакта — половинок месяца, в основном соответствует оригиналу. Отклонения от «Вишну-дхармоттары» (1, 83, 3-9) у ал-Бируни следующие: вместо «Индрагни» в оригинале «Агни»; вместо «Шукра» — «Шакра» (Сakra, шукру), т. е. Индра; вместо «Ашана» (Асana? ашуну) — Aсvinau («оба Ашвина»), вместо Pilrya (питру) — «принадлежащий предкам» — в двух местах: Pitarah — «предки»; вместо Yamya (джаамму) — «Yama»; вместо Аgnsya (агани) = «принадлежащий Агни» — Agni, вместо Raudra (равудра) — «принадлежащий Рудре» — Rudrs; вместо Багра (сарпу) — «принадлежащий Змею» — Sarpa, «змеи»; вместо Santa (санит) — Savitr; вместо Maintra (майантру) — «принадлежащий Митре» — Митра. В остальном соответствие точное.