АБУ РЕЙХАН БИРУНИ

ИНДИЯ

КИТАБ ТАРИХ АЛ-ХИНД

(КНИГА ИСТОРИИ ИНДИИ)

ГЛАВА XXXV — О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МЕСЯЦЕВ И ГОДОВ

Естественный месяц — это период времени от одного полнолуния до другого. Он является естественным потому, что все его обстоятельства полностью походят на обстоятельства [развития] любого естественного явления, которое непременно происходит от какого-то начала, словно бы из небытия, затем постепенно увеличивается, поднимается, растет и, достигнув высшей точки, как бы останавливается и застывает; вслед за этим следует нисходящая линия в направлении к обветшанию и истлеванию, движение, обратное по отношению к развитию и росту, пока оно не возвратится к первоначальному небытию. Точно так же происходит изменение света Луны на ее диске, когда она появляется из невидимого состояния в виде серпа, затем в виде молодого месяца, затем в виде полной луны и возвращается, пройдя те же стадии, к последней ночи, подобной небытию,— все это с точки зрения человеческого восприятия. Что касается пребывания Луны [в течение некоторого времени] в невидимом состоянии, оно известно большинству людей, а то же явление в полнолуние часто неясно даже и для избранных. Если же кто знает, как мало тело Луны и как велико Солнце, тот должен знать, что освещенная часть Луны значительно больше темной ее части и это одна из причин того, что Луна по необходимости должна пребывать некоторое время в состоянии полнолуния.

Далее, тот факт, что Луна влияет на жидкие субстанции и что последние явно испытывают ее воздействие, так что подъем и убыль [воды] во время прилива и отлива протекают в известной зависимости от вращения Луны, не остается скрытым от жителей морских побережий и мореплавателей. Точно так же не сокрыто от врачей и то, что Луна влияет на состояние соков [в организме] больного и что наступление кризисов зависит от ее обращения; от естествоиспытателей не скрыта связь жизнедеятельности животных и растений с Луной; от людей [308] опыта не скрыто, что она воздействует на костный и головной мозг, на яйца и осадок вина в винных бочках и кувшинах; не скрыто от них и то, что она порождает возбуждение в головах спящих под лунным светом и каково действие на льняные ткани, выстланные на лунный свет; от земледельцев не скрыто, какое действие оказывает Луна на поля, где растут огурцы, дыни, хлопок и тому подобное, более того, они даже определяют [по Луне] сроки сева, обработки земли, посадки деревьев, оплодотворения и получения приплода от животных и тому подобное; не скрыто и от астрономов, /176/ что атмосферные явления зависят от различных фаз Луны, [проходимых ею] при движении.

Вот это и есть месяц; двенадцать месяцев составляют год, для обозначения которого принят термин «лунный год».

А естественный год — это время оборота Солнца в сфере зодиака. Естественным он является потому, что объемлет все существующие формы обработки земли и воспроизведения потомства, какие происходят за четыре времени года. За этот период времени солнечные лучи, падающие через окно, и тени измерительных шестов вновь возвращаются к тем же размерам, положениям и направлениям, в которых или с которых они начали [изменяться]. Это и есть год, называемый солнечным в отличие от лунного. Как лунный месяц составляет половину одной шестой лунного года, так и двенадцатую часть солнечного года принято считать за солнечный месяц, причем за основу берется среднее движение солнца. А если взять его неравномерное движение, солнечный месяц будет равняться времени пребывания его в одном знаке зодиака.

Таковы два общеизвестных [вида] месяца и года.

Новолуние индийцы называют авамасья, полнолуние — пурнима и две четверти — атвхх [?] 1. Некоторые из них пользуются лунными годами с лунными месяцами и днями, а другие пользуются [лунными годами] с солнечными месяцами, [начиная их] от начала знака зодиака. Вступление [Солнца] в знак зодиака называется санкранти 2. Это исчисление времени весьма приблизительно, потому что если бы они постоянно им пользовались, то были бы вынуждены прибегнуть к солнечным годам и солнечным месяцам. Но благодаря такому [смешанному исчислению] они могут обходиться без добавления месяцев к [високосному] году.

Те, которые пользуются лунными месяцами, начинают их с новолуния, и этот способ одобряемый, а другие начинают с полнолуния. Я слышал, что Варахамихира поступает так, но я пока не смог этого точно установить по его книгам. Последний способ — запрещенный, хотя он, кажется, [очень] древний, ибо в Ведах [сказано]: «Люди говорят: «Луна стала полной, и с полнолунием закончился месяц». Но [309] [говорят] лишь потому, что они не знают меня и моего толкования, так как творец мира начал творение с белой половины, а не с черной» 3.

Но вполне возможно, что предание это [выдумано и] рассказывается людьми.

Дни месяца отсчитывают от новолуния начиная с лунного дня, называемого брбх 4 а после полнолуния счет начинают [заново] с того же брбх. Два дня, равно отстоящих от новолуния и полнолуния, имеют общее название. В эти два дня свет и тьма на диске Луны обратно пропорциональны, часы восхода Луны в один день соответствуют часам ее захода в другой день. Эти часы они вычисляют так.

Число лунных дней, истекших из [данного] месяца, если их меньше пятнадцати, или число лунных дней сверх пятнадцати, если их больше пятнадцати, умножают на число гхати той [исходной для вычисления] ночи. К произведению всегда прибавляют два и сумму делят на пятнадцать. Получается число гхати и его [дробных] частей [в промежутке времени] между началом ночи и заходом луны для белых [то есть светлых] ночей или восходом луны для темных ночей.

Такое вычисление объясняется тем, что разница этого промежутка времени для ночей [одного лунного месяца] колеблется в пределах двух минут [гхати], а сами ночи длятся немногим больше или немногим меньше тридцати минут. Поэтому, если взять по тридцать минут на каждую ночь и разделить произведение на половину числа минут, то на каждую ночь приходится по две минуты, только эта величина совпадает с разницей во времени между ночами. Они умножают на число минут ночи, а точнее было бы умножить на половину суммы числа минут [гхати] соответствующей ночи и первой ночи [лунного] месяца. Нет никакого проку в прибавлении /177/ двух минут, ибо они выражают момент появления серпа луны, а если принять этот момент за начало месяца, то две минуты были бы отнесены к новолунию.

Так как месяцы составляются из дней, видов месяцев бывает столько, сколько есть видов дней. В каждом месяце тридцать дней. А если взять в качестве мерила обычный день, то в соответствии с оборотами Солнца и Луны в кальпе, по подсчету индийцев, лунный месяц будет двадцать девять и 189 005 к 356 222 [суток]. Это число получается от деления числа дней в кальпе на число лунных месяцев в кальпе. А число лунных месяцев в кальпе — это разница между оборотами Солнца и Луны в течение нее — 53 433.300 000.

Что же касается месяца, то в нем содержится тридцать лунных дней, ибо это число установлено для месяца, подобно тому как для года число дней установлено в триста шестьдесят. Солнечный месяц содержит тридцать солнечных дней, а обиходных суток — тридцать и 1362 987 к 3 110 400. [310]

Месяц праотцев состоит из тридцати наших месяцев, или 885 и 164 410/178 111 обиходных суток.

Месяц ангелов — это тридцать лет, или 10 957 и 241/320 обиходных суток.

Месяц Брахмы — шестьдесят кальп, или 94 674 987 000 000 обиходных суток.

Месяц пуруши — два миллиона сто шестьдесят тысяч кальп, или обиходных суток 3 408 299 532 с девятью нолями.

Месяц кха — 94 674 987 с двадцатью тремя нолями обиходных суток.

Если помножить каждый из этих месяцев на двенадцать, получится сумма дней соответствующего года.

В лунном году триста пятьдесят четыре и обиходных суток. 1699/178 111

В солнечном году триста шестьдесят пять и дня.

В году праотцев триста шестьдесят лунных месяцев, или 10 631 и обиходных суток.

В году ангелов триста шестьдесят наших годов, или 131 493 и 3/30 обиходных суток.

В году Брахмы — семьсот двадцать кальп, или 1 136 099 844 с шестью нолями обиходных суток.

В году пуруши 25 920 000 кальп, или 40 899 594 384 с девятью нолями обиходных суток.

В году кха 1 136 099844 с двадцатью тремя нолями обиходных суток 5.

[Последнее число встречается у индийцев], хотя в их книгах говорится, что из дня пуруши ничего не составляется, так как она — первая и последняя, у которой нет начала, ибо она изначальна, и нет конца, ибо она вечна. Другие виды дней, из которых составляются месяцы и годы, принадлежат существам, стоящим ниже пуруши и ограниченным определенным сроком [жизни]. День пуруши у индийцев — это абстрактное понятие о том, что выше души, ибо они не различают между пурушой и душой, иначе как в последовательности их расположения. Они говорят о пуруше в выражениях, напоминающих выражения суфиев, а именно, что она не является первой и не является чем-либо иным. Однако человеческому представлению доступна протяженность [времени], /178/ если отмерить ее от настоящего момента до одной из двух его границ, я имею в виду прошлое, которое уже исчезло, и будущее, которое еще находится в потенции. И если какая-то часть протяженности [времени] может быть определена как день, то мысль не противится увеличению его во сколько-то крат, обозначаемому как месяц или год. Цель индийцев заключается в том, чтобы мы [311] соотносили различные виды употребляемых ими годов с известными периодами жизни, которые, согласно их представлениям, начинаются с возникновения и кончаются гибелью и смертью. Создатель — хвала ему — выше и того и другого! И точно так же простые субстанции [не знают периодического возникновения и гибели], поэтому мы ограничиваемся днем пуруши и не идем далее его [в исчислении времени].

Продолжим далее. То, что не подчиняется [строгой] необходимости, оставляет [широкие] возможности для расхождения во мнениях и условного подразделения, и в результате по этому поводу возникает множество разнотолков. Одни строятся в согласии с известным порядком и законом, а другие вовсе лишены их. К последнему типу относится следующее высказывание, которое откуда-то попало ко мне, но из какого именно источника — про это я позабыл: «Тридцать три тысячи человеческих годов составляют один год Большой Медведицы, тридцать шесть тысяч человеческих годов составляют один год Брахмы и девяносто девять тысяч человеческих годов составляют один год полюса».

Что же касается года Брахмы, то Васудева говорил Арджуне при сражении между двумя рядами: «День Брахмы — две кальпы» 6. В «Брахма-сиддханте» встречается, предание со ссылкой на Вьясу, сына Парашары, и на книгу «Смрити» 7, которое гласит, что кальпа — это день Деваки, то есть Брахмы, и что такой же величины его ночь. Следовательно, приведенное выше высказывание явно ложно. Ведь тридцать шесть тысяч лет — это период одного полного оборота неподвижных звезд в сфере зодиака, тогда как один градус они проходят за сто лет. А Большая Медведица относится к их числу. Однако индийцы, следуя своим преданиям, выделяют Большую Медведицу из числа неподвижных звезд и ее удаленность от земли считают иной, чем их удаленность, и потому полагают, что ей присущи иные состояния, чем их состояния. Если автор [этого высказывания] под годом Большой Медведицы имел в виду один ее полный оборот, то как удивительно быстро совершается у него этот оборот и как это далеко от действительности, когда полюс вовсе не совершает никакого оборота, который составил бы один его год. Отсюда я могу лишь заключить, что автор этого высказывания был очень далек от научных знаний, занимая почетное место среди подобных ему глупцов, и что он выдумал эти годы для тех, кто благоговейно почитает Большую Медведицу и полюс. А числа ему пришлось называть как можно большие, чтобы произвести более внушительное впечатление.


Комментарии

1. Avamаsya (авамас) — «новолуние»; purnima (пурнимах) — «полнолуние»; термин «атвхх» остался нерасшифрованным.

2. Sankrаnti (санкрант) означает вообще движение планеты от одного пункта или положения в небесах к другому.

3. Источник этой цитаты не установлен.

4. Слово «брбх» осталось нерасшифрованным. Захау полагает, что здесь — описка вместо *** баркху, указанного ниже в таблице к гл. 78 (Sachau, India, transl., II, p. 345). Слово «баркху», однако, неиндийского происхождения.

5. Все эти числа получены искусственно путем умножения исходной цифры числа солнечных дней года (в свою очередь полученного путем умножения числа дней месяца на 12). У ал-Бируни это число равно 365 872/3200 дня; большинство индийских астрономических трактатов той эпохи определяет продолжительность солнечного года в 365 дней 6 часов 12 мин. 36 сек. (Сурья-сиддханта и др.).

6. «Те, кто знает день Брахмы, ограниченный тысячью юг, и ночь, ограниченную тысячью юг...» (Бхагавадгита, гл. 8, шл. 17).

7. Под «Смрити», как полагает Захау (Sachau, India, transl.» II, p. 345), здесь подразумеваются законы Ману: «Тысяча веков богов (Deva) составляют один день Брахмы и столько же — его ночь» (гл. 1, шл, 72).