АБУ РЕЙХАН БИРУНИ

ИНДИЯ

КИТАБ ТАРИХ АЛ-ХИНД

(КНИГА ИСТОРИИ ИНДИИ)

/128/ ГЛАВА XXV, ГДЕ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О РЕКАХ ИНДИИ, ИХ ИСТОКАХ И ИХ ТЕЧЕНИИ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ОБЛАСТИ

В «Ваю-пуране» перечисляются реки, которые вытекают из известных больших гор, уже упомянутых нами как узлы горы Меру. Для облегчения [ознакомления с ними] мы расположили их в следующей таблице 1.

Большие

узлы

Названия рек, которые вытекают из них в Нагарасамвритта

Махендра

Трисага, Ришикулья, Икшула, Трипава [?], Аяна [?], Лангулини, Вамшавара

Малайя

Критамала, Тамраварна, Пушпаджати, Утпалавати [!]

Сахья

Годавари, Бхимаратхи, Кришна, Вайнья, Саванджула, Тунгабхадра, Супрайога, Паджая [?], Кавери

Шукти

Ришика, Балука [!], Кумари, Мандавахини, Кирпа [!], Палашини

Рикша

Шона, Маханада, Нармада, Су раса, Кирва [?], Мандакини, Дашарна, Читракута, Тамаса, Пирияла, Шрони, Карамода [?], Пишабика [?], Читрапала, Махавега, Банджула, Балувахини, Шуктимати, Шакруна [?], Тридива

Виндхья

Тапи, Пайошни, Нирбиндхья, Сирва [?], Нишадха, Венва, Вайтарани, Сини, Хаху [!], Кумудвати, Тоба, Махагаури, Дурга, Анташила

Париятра

Ведасмрити, Ведавати, Вритрагхни [?], Парнаша, Нандана, Саддана [?], Рамади [?], Пара, Чарманвати, Лупа [?], Видиша

В «Матсья-пуране» и «Ваю-пуране» упоминаются реки, текущие в Джамбу-двипе и [говорится], что они вытекают из гор Химавант. Мы [241] [в следующей таблице] не соблюдаем [их] последовательности, [оставляем] только перечисление.

Мы должны представить себе, что горы окружают землю индийцев по ее границам. Горы, окружающие ее с севера, — снежные горы Химавант. Посреди них лежит земля Кашмира, и они простираются до страны тюрок. Холода на этих горах непрерывно увеличиваются вплоть до того места, где кончается обитаемая земля, и до горы Меру. Поскольку /129/ эти горы простираются в длину, то реки, текущие из них по направлению к северу, проходят через земли тюрок, тибетцев, хазар и славян и впадают либо в Море Джурджана, либо в Озеро Хорезма, либо в Море Понта, либо в Северное Море Славян 2. А реки, текущие из них по направлению к югу, протекают через землю индийцев и впадают в Великое Море, достигая его поодиночке или слившись попарно.

Реки земли индийцев [текут] или из холодных северных гор, или из восточных гор. Собственно, это одна и та же [горная цепь], которая тянется на восток и сворачивает к югу, достигая Великого Моря и отдельными частями врезаясь в него у места, известного под названием Плотина Рамы 3. Эти горы отличаются между собой по жаре и холоду, которые в них бывают.

Мы приводим названия рек в следующей таблице 4:

Синдх, или река Вайханд

Бьятта, или Джайлам

Чандрабхага, или река Чандраха

Бияха к западу от Лахора

Иравати к востоку от Лахора

Шатарудра или река Шаталдар

Сарсат течет через страну Сарсат

Джаун

Ганга

Сараю или река Сарва

Девика

Куху

Гомати

Джутапапа

Вишала

Бахудаса [!]

Каушики

Нишчира

Гандаки

Лохита

Дришад-вати

Тамра Аруна

Парнаша

Ведас-мрити

Видасини

Чандана

Кавана

Пара

Чарманвати

Видиша

Венумати

Сипра вытекает из Париятры и проходит через Уджайн

Каритоя

Шмахина

|130| Из гор, лежащих близ страны Каябиш, а это Кабул, вытекает река, прозываемая из-за [обилия] своих притоков Горванд. В нее [242] вливаются: [1] река перевала Гузак; [2] река ущелья Панчхир, [расположенного] ниже города Парван; [3, 4] река Шарват и река Сава, которая проходит через город Ланбага, то есть Ламган; они сливаются [с Горвандом] возле крепости Друта; [5, 6] в Горванд еще впадают реки Нур и Кират 5.

Из всех этих рек напротив города Пуршавар образуется большая река, называемая «Переправа» по переправе у селения Маханара на восточном берегу реки, впадающая в реку Синд возле крепости Битур, пониже [главного] города ал-Кандахара, то есть Вайханда 6.

Затем идет река Бьятта, известная [как Джайлам] по [городу] Джайламу на ее западном берегу, и река Чандараха, которые соединяются выше Джахравара приблизительно на пятьдесят миль и текут через западную часть Мултана. Река Бияха течет через его восточную часть и сливается с Бьяттой и Чандарахой.

Затем идет река Ирава, в которую впадает река Кадж, вытекающая из Нагаркота в горах Бхатул 7. Затем — река Шатладар.

Когда они [Бьятта, Чандараха, Бияха, Ирава и Шатладар] соединяются ниже Мултана в местности, называемой Панчанада 8, то есть «место соединения пяти рек», образуется огромная река. В период половодья ее уровень поднимается настолько, что она разливается почти на десять фарсахов и затопляет деревья на равнинах, так что приносимый потоком сор можно видеть [после спада] застрявшим на их макушках подобно птичьим гнездам

У нас, [мусульман], эту реку, когда она, уже вобрав в себя пять рек, проходит далее города Арора в стране Синд, называют «рекой Михрана». И она тянется, пробивая себе прямую дорогу, разливаясь все шире и становясь чище, окружая местности, подобные островам, пока не достигает ал-Мансуры, которая расположена между многими ее ответвлениями, и вливается в море в двух местах: одно из них возле города Лохарани, и другое, более отклоненное к востоку, в пределах Качча; называется оно Синдху-Сагара, то есть «Море Синда» 9.

Как здесь, [в Пенджабе], употребляется название «соединение пяти рек», подобное же название применяется к рекам, текущим с упомянутых выше гор к северу: точно таким же образом их, когда они соединяются около Термеза и из них образуется река Балха, называют «соединением семи рек». Огнепоклонники Согда смешали оба эти случая, потому что они говорят, что сумма семи рек есть Синд, а его истоки — Баридиш. Тот, кто спускается к ней, видит заход солнца справа от себя, если он обратится [лицом] к западу, подобно тому как здесь мы видим его слева от нас.

Что касается реки Сарсати, то она впадает в море восточнее Соманатха на расстоянии полета стрелы. [243]

Река Джаун вливается в реку Ганг ниже Канауджа, который находится к западу от нее. Затем соединенные воды обеих рек впадают в Великое Море возле Гангасагары 10.

Между устьями рек Сарсати и Ганг находится устье реки Нармада, которая течет из восточных гор, тянется по южной части [Индии] к западу и впадает в море вблизи города Бахродж, расположенного к востоку от Соманатха приблизительно на шестьдесят йоджан.

За рекой Ганг [текут] реки Рахаб и Кавини, которые вливаются в реку Сарва близ города Бари.

Индийцы верят относительно реки Ганг, что она в давние времена протекала через райскую землю, и рассказ о том, как она спустилась на землю, будет приведен ниже 11.

В «Матсья-пуране» говорится: «Когда Ганг очутился на земле, он разделился на семь ответвлений, среднее из которых есть его главное русло, известное под этим /131/ названием, [то есть Ганг]. Три потекли по 131 направлению к востоку, и их названия: Налини, Храдини [Ладини ?], Павани; три потекли к западу, и их названия: Сита, Чакшу, Синдху.

Что касается реки Сита, то она, после того как вытекает из Химаванта, проходит страны: Салила, Карстуба, Чина, Варвара, Яваса [?], Баха, Пушкара, Кулата, Мангала, Кавара и Сангаванта [?]; затем она впадает в западное море.

Южнее Ситы [течет] река Чакшу, которая орошает страны Чина, Мару, Калика [?], Дхулика [?], Тукхара, Барбара, Кача [?], Палхава и Барванчат.

А река Синд проходит через страны Синдху, Дарада, Зиндутунда [?], Гандхара, Рураса [?], Крура [?], Шивапаура, Индрамару, Сабати [?], Сайндхава, Кубата, Бахимарвара, Мара, Мруна и Сукурда.

Река Ганг, которая есть центральное русло, протекает через гандхарвов-певцов, киннаров, якшей, видьядхаров, урагов — пресмыкающихся на груди, то есть змей, Калапаграму, то есть селение добродетельных, кимпурушей, кхасов, а это горные жители; киратов, пулиндов, а это охотники в степях, грабители; куру, бхаратов, панчалов, каушаков [?], матсьев, магадхов, брахмоттаров и тамалиптов. Все эти — добрые и злые [существа], через [земли] которых протекает Ганг. После этого он входит в ущелье горы Виндхья, откуда происходят и где обитают слоны, и затем впадает в южное море.

Что касается восточных притоков Ганга, то река Храдини протекает через нишабов, упаканов, дхиваров, пришаков, ниламукхов, кикаров, уштракарнов, то есть тех, у кого губы вывернуты как уши; киратов, калидаров, виварнов, то есть тех, у кого нет цвета [кожи] вследствие сильной черноты; кушиканов и Сваргабхуми, то есть землю, подобную раю. Потом она впадает в восточное море. [244]

Река Павани орошает купатхов [?], которые избегают греха, Индраюмнасару, то есть водоемы царя Индраюмны; кхарапатхов, битров и санкупатхов. Она проходит через пустыню Удьянамурура, минует [страну] кушаправаранов, которые надевают траву на безымянные пальцы брахман, затем через Индра-двипу и впадает после этого в соленое море.

Река Налини протекает через тамаров, хамсамаргов, самухуков и пурнов — все они праведные, воздерживающиеся от зла. После этого она течет среди гор и проходит через карнаправаранов, то есть тех, чьи уши ниспадают до плеч; ашвамукхов, то есть тех, чьи лица подобны лошадиной морде; Парватамару — гористые степи и Румимандалу. Затем она впадает в море.

А в «Вишну-пуране» упоминается, что большие реки средней земли, впадающие в море, это — Анутапата, Шикхи, Дипапа, Тридива, Карма, Амрита и Сукрита 12.


Комментарии

1. Транскрипция названий рек, перечисленных в нижеследующей таблице по «Ваю-пуране» (гл. 45, шл. 97 и далее): Trisamа (трсаг), Rtikulya (ришгулли), Iksula (икшула), Langulini (лангулини), Vamcadhara (биншабара) — реки Махендры (вместо Tripava? — тирпба); в подлиннике: Tridiva, Aуаnа (? йана вообще отсутствует: Krtamala (гиртамал), Tamravarna (тамрабарна), Puspajati (пушпачати), Utpalavati (утлабини) — реки, берущие начало в Малайе; Godavari (квзабари, гвзавари), Bhimarathi (бахимртти), Кrsna (кришна), Vaini (бина), Vanjula (сабанджалу), Tuтgabhadra (тунгубахадру), Suprayoga (саппариавук), Kaveri (кайбира), — реки Сахьи (вместо Pаjaya — пажджа — в подлиннике Аpaga); Rsika (ришукa), Sukumari (кумари), Mandavahini (мандбахини), Кира (кнрпа), Palacini (палашини) — реки Шуктимата (вместо Ваlukа? — балвка — в подлиннике Mandagа; Соnа (шуна), Mahanada (мхандир), Narmada (нармада), Suraha (сураса). Mandakini (мндакини), Daсаrna (дашарна), Citrakuta (джатракута), Tamasa (тамса), Croni (шруна), Pigacika (пишабакa), Banjula (панджул), Baiuvahlnl (балубахимa), Quktimati (шактимат), Makruna (шакану). Tridiva (тиридаба) — реки Рикшавата (вместо Kirva? — кирба — в подлиннике стоит Druma, вместо Piriyala? — бийалла — Pippala, вместо Каramoda — карамуза — Karatoya, вместо Cilrapala — джтрапалу — Nilotpala, вместо Mahavega, махабик — Vipaсa); Тарі (таби), Payosni (байврн), Nirbandhya (нрмаддах), Nisadha, нихазах), Venva (бийани), Vaitarani (байтарни), Kumudvati (гумаддбт), Тоуа (туба), Mahagauri (махагвр), Durga (дурга), Antaсila (’нташил) — реки, текущие с гор Виндхья (вместо Sirva? — сирб — в подлиннике Madra; сини и хахв — искажение Citibahu, которую ал-Бируни ошибочно принял за два названия различных рек); Vedasmrti (бидассмирт, бизасмата), Vedavati (бидабт), Vrtraghni (бийангахна), Varnaca (барнаша, в «Матсья-пуране Parnаса, парнаса), Candana (нандана), Раrа (пара), Carmanvati (чарманмти, чарманда), Vidiсa (бидаша, бидишу) — реки Париятры (вместо Saddina — саддан — в подлиннике Sadatira, вместо Ramadi — рамади — Mahati; река Lupa? — лупи — не упоминается, зато названы еще Sindhu, Vetravati, Cipra и Avanti, не указанные ал-Бируни).

2. Море Джурджана — Каспийское море; Озеро Хорезма — Аральское море; Море Понта — Черное море; Северное море славян, т. е. Балтийское.

3. Вероятно, ал-Бируни имеет в виду цепь островов, связывающую Цейлон с материком: Рамешварам, Адамов мост и др.

4. Реки, берущие начало в Гималаях, перечислены в «Ваю-пуране», гл. 45, шл. 93-96: Синдху, т. е. Инд; Витаста (у aл-Биpуни — поздняя форма Бьятта, битт — современный Джелам); Чандрабхага (Candrabhagа, джандрбхак), средневековое название — Чандраха, современное — Ченаб; Випаша (позднее — Бияха, современное название: Биас), расположенная восточнее Лахора, между тем как Иравати (Irivati, иравата, совр. Рави) протекает к северо-западу от этого города; Шатадру (Сatadra, ал-Бируни ошибочно воспринял как Сatarudra, шатарудра; в мусульманских источниках именуется Шаталдар — см. Elliot, 11, 41; современное название Сетледж) — эти пять рек Пенджаба ал-Бируни приводит в первом ряду своей таблицы, хотя в оригинале они названы в разбивку. Далее в оригинале названы: Sarasvati (сарсат у ал-Бируни), Yamuna (джвн), Ganga (гнг), Sarayu (сраджу), Devika (дивку), Kuhu (гиху), Gomati (гумату), Dhutapapa (тутбаба), Bahuda (бахудаса), Kauciki (кaвшикa), Niccira (нисджира), Gandaki (гaндиг), Lohita (лухитa), Drsadvati (дришадбаду). Те же реки названы и в «Матсья-пуране» (гл. 114, шл. 20-22), где названы также и Vicala (бишалу). Река Тамра-Аруна (Tamraruna, тамна аруна) упоминается в 13-й книге «Махабхараты»; Венумати (Venumati, бинмади) — в «Брихатсамхите» Варахамихиры. Ведасини (Vedasini, бизасана) названа среди рек Париятры в 13-й главе «Вамана-пураны». Названия рек Кавана (кавана), Каритоя (картуиа), Шмахина (ш махин а) в текстах не встречаются. Остальные реки названы в числе рек Париятры в «Ваю-пуране» или «Матсья-пуране» (см. выше, прим. 1). Удджайи стоит на берегу реки Сипры (санскр. Сipra, сибра).

5. Царство Каябиш (кайабши) идентифицируется с Кабулом. Река Горвани (гураванд) — река Кабул; об ее притоках, здесь упомянутых, и о городе Парвап (брван) см. Sachau, India, transl, II, pp. 329-330.

6. Вайханд (вихнд), древняя столица Гандхары, был расположен на правом берегу Инда в 15 милях выше Аттика (см. Cunningham, р. 52),

7. Бхатул (бахатул), как полагает Захау, — горная страна между Сетледжем и Биасом (см. Sachau, India, transl., II,, p. 330).

8. Панчанада (Pancanada, пндж надд), — «Пятиречье» — древнее название Пенджаба.

9. Синдху-Сагара (Sindhusagara, снд сагар) — так называлась местность между рукавами Инда в его дельте и морем.

10. Гангасагара (Gangasаgara, гнгасайар) — «устье Ганга».

11. Легенда о нисхождении Ганги на землю, перечисление рек, ответвившихся от Ганги, стран, через которые эти реки протекают, и народностей, их населяющих, содержится в гл. 121 «Матсья-пураны»: «...Реку ...излил тогда [Шива на землю], на семь потоков [разделив]. Три повернули на восток от Ганги, [оставшейся средним потоком], три — на запад... На восток потекли Налипн [Nalini, палини], Хладини [Hlаdini, ладини], и Павани [Pаvani, павани]. На запад потекли три — Сита [Sita, сита], Чакшус [Caksus, джагша] и Синдху [Sindhu, синда]» (шл. 38-40), Далее изложение ал-Бируни соответствует оригиналу. Транскрипция названий, приведенных aл-Биpуни: Salila (салила), Kaustubh'a (карстуба), Сinа (чйна), Varvara (барбарa), Yavasa (джабара, вероятно, ошибочно вместо Yavana; Yavasa расположена на Плакша-двипе), Baha (?баха), Puskara (пушкара), Kulata (кулата), Mangala (мангала), Kavara (? каварa), Sangavata (? сангавaнта); Маru (марв), Kalika (? калика), Dhulika (дхвлика), Tukhara (тухара), Barbara (барбр), Каса (кача), Palhava (балхава); Barvancat (? барванчат); Sindhu (cнд), Darada (дарза), Zindutunda (? зиндутунда), Gandhara (гандахара), Rurasa (? рурас), Кrurа (крура), Сivapaura (сибапвр), Indramaru (? индра марув), Sabati (? басати), Saindhava (сайиндва), Kubata (? кубата), Bahimarvara (? бахимарвара), Маrа (? мара), Мrunа (? мруна), Sukutya (сукурда); Kinnara (киннару) — лесныс эльфы, Uraga (ураган) — змеи и другие (упоминавшиеся выше) фантастические существа, населяют верховья Ганги, по представлениям древних индийцев; к ним относятся и Kimpurusa (кинпурс); далее следуют наименования реальных народностей: Kliasa (кшана), Kirata (кирата), Pulinda (булиндана), Kuru (куруна), Bh'arala (байрут), Pancala (пнчалан), Kauсika (квшака), Matsya, (маччан), Magadha (магадгаи), Tаmralipla (тамлпутан), Bralinioltara (бархамуттран); Nisadlia (нишабa), Upakana (? упакана), Dhivara (? дхивара), Prsaka (? пришака), Nilamukha (? ниламуху), Kikata (кикара), Ustrakarna (ушта гарн — дославно «верблюдоухий»), Kalidara (? кализара), Vivаrna (бибариа), Kuсikana (? кушикан), Svargabhumi (суфарка бхуми); Kupatha (купати) Indrayumnasaras (’ндрруддаманасаран — «озеро Индрадьюмны»), Kharapatlia (? карбата), Bitra (?битра), Сankupath’a (? санкубтаиa), Udyanamarura (? ’вджаиамрврa), Kuсapravarana (кушаправарана — «одетые травой куша»), Indradvipa (иидрадипан); Tamara (тамран), Hamsamarga (ханемарга), Samudgaka или Sahuhuka (самухаг), Purna (пуpнa), Karnapruvarana (грнапрабарна — «покрывающиеся [собственными] ушами»), Acvainukha (ашмак — «лошадиномордые»), Parvalamaru (парпатмар — «гористая пустыня»), Rumimandala (? руми мндл).

12. Соответствующий текст «Вишну-пураны» (кн. 2, гл. 4, шл. 11 и далее перечисляет главные реки Плакша-двипы: Anutapta (анутапата), Сikhi (шихи), Vipaca или Vipapa (дипан), Tridiva (тридибa), Kramu или Kratu (карму), Amrta (амрита) и Sukrta (сукрита).