АБУ РЕЙХАН БИРУНИ

ИНДИЯ

КИТАБ ТАРИХ АЛ-ХИНД

(КНИГА ИСТОРИИ ИНДИИ)

ГЛАВА XXIII, ГДЕ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О ГОРЕ МЕРУ 1 СОГЛАСНО ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ, КОИХ ПРИДЕРЖИВАЮТСЯ О НЕЙ АВТОРЫ ПУРАН И ДРУГИЕ

Мы начнем с описания этой горы, поскольку она есть центр двип и морей и [также] центр [одной] из них, Джамбу-двипы. Брахмагупта говорит: «Многообразны высказывания людей относительно описания Земли и горы Меру, в особенности тех, кто изучает пураны и книги по религиозному закону. Одни из них описывают эту гору как возвышающуюся над поверхностью Земли на необычайную высоту; она находится-де под полюсом и звезды вращаются у ее подножия, так что восход и заход зависят от нее, и она-де называется Меру из-за того, что это в ее власти, и из-за того, что только ее вершина благодаря своей мощи может [скрывать и] открывать [Земле] Солнце и Луну, что будто день ее обитателей из ангелов длится шесть месяцев и их ночь [также длится] шесть месяцев».

И Брахмагупта приводит цитату из книги «Джина», а это Будда: «Гора Меру четырехугольная, а не круглая» 2.

Комментатор Балабхадра говорит: «Некоторые люди говорят, что Земля плоская и что гора Меру есть источник света и освещения» 3. Он говорит: «Если бы было так, как они утверждают, то планеты не вращались бы вокруг горизонта обитателей [горы] Меру; и если бы от нее исходили лучи, то она была бы видна вследствие ее высоты, подобно тому как виднеется полюс, находящийся выше ее. Одни говорят, что [гора] Меру [состоит] из золота, другие говорят, что она из драгоценных камней. Арьябхата полагает, что она не возвышается над всем и поднимается только на одну йоджану, что она круглой формы, а не прямоугольной, и является царством ангелов; что она стала невидимой, хотя и испускает лучи, так как она далека от [обитаемых] стран, /122/ по отношению к любому месту [на земле] находится на севере 4, в зоне холода, посреди пустыни, называемой «Нандана-вана». Но если бы она поднималась очень высоко, то было бы невозможно, чтобы весь тропик Рака появлялся в шестидесяти шести градусах широты и чтобы Солнце вращалось над нею, [будучи всегда] видимым и не скрываясь» 5. [231]

Балабхадра — пустослов и мелет вздор, и я не знаю, как он мог счесть себя способным писать комментарий, когда его комментарии таковы.

Что же касается его опровержения того, что земля плоская, аргументируя вращением планет вокруг горизонта Меру, то оно скорее выглядит, как доказательство. Ибо если бы земля была плоской и любое возвышение [на ней] было параллельно высоте этой горы, то горизонт был бы неизменным и являлся бы причиной равноденствия во всех местах [на земле].

Теперь относительно того, что Балабхадра излагает со слов Арьябхаты:

Пусть земной шар—[шар] АВ с центром Е, где А есть место в шестьдесят шестом градусе широты. Отложим дугу АВ, равную наибольшему склонению, тогда В будет местом, в зените которого находится полюс. Затем из точки А проведем касательную к шару АС, которая будет лежать в плоскости видимого горизонта, докуда может добраться человеческий взор по поверхности земли.

Соединим [точки] А и Е и проведем [линию] ЕВС, пересекающую [линию] АС в [точке] С. Опустим перпендикуляр АР на ЕС. Теперь ясно, что АР есть синус наибольшего склонения, РВ есть косинус наибольшего склонения и РЕ есть синус дополнения наибольшего склонения до прямого угла.

Поскольку мы ведем спор с Арьябхатой, то выразим синусы в кардаджах 6 так, что АР будет 1397, — 3140, ВF — 288.

А так как угол ЕАС прямой, то ЕР относится к РА, как РА к РС, н квадрат АР [составит] 1 951 609, а частное от деления его на РЕ — 622.

Разность между этим и РВ составит 324, это — ВС. ВС относится к ВЕ, а это —полный синус, то есть 3 438, как йоджаны ВС к йоджанам ВЕ, которых, согласно Арьябхате, восемьсот. Если умножить это [число] на упомянутую разность, получим 259 200, а частное от деления этого на полный синус — 75, это йоджаны ВС, которые составят 600 миль, или двести фарсахов.

Если высота горы будет двести фарсахов, то подъем будет почти вдвое больше. Но такова высота [горы] Меру или нет, ее совершенно не будет видно на широте в шестьдесят шесть градусов и она не [232] будет нисколько скрывать тропика Рака [от лучей Солнца]. И если она на этой широте будет [скрыта] ниже горизонта, то в других местах, широта которых еще меньше, она также будет находиться ниже горизонта.

Допустим [даже], что гора Меру светит подобно Солнцу. Но разве Солнце можно увидеть, когда оно скрылось под Землей? Поэтому можно провести аналогию между Солнцем и этой горой. Эта гора скрыта от нас не потому, что она находится далеко /123/ в холодной зоне, а потому, что она находится ниже горизонта, по причине шарообразности Земли и притяжения всех тяжелых предметов к ее центру.

Кроме того, Арьябхата пытается доказать, что высота этой горы незначительна, [аргументируя] тем, что тропик Рака появляется в таких местах, широта которых равна дополнению [угла] наибольшего склонения до прямого. Но это доказательство неубедительно, потому что особенности широтных поясов и всего прочего в тех краях мы узнали только благодаря логическим доводам, а не через наблюдение или передачу известия, так как те края необитаемы и дороги к ним нехожены.

Если к Арьябхате пришел кто-нибудь из тех краев и сообщил ему, что тропик Рака можно наблюдать в той широте, то к нам тоже пришел [оттуда] человек и сообщил нам, что некоторая часть его там невидима, что его может скрывать только гора Меру и что если бы ее не было, то тропик Рака был бы виден целиком. Кто же может определить, какому из двух сообщений следует отдать предпочтение?

В книге Арьябхаты из Кусумапуры [написано], что гора Меру находится в Химаванте, то есть в зоне холода, и не превышает одной йоджаны. А в переводе получилось, что гора Меру не превышает Химавант более чем на одну йоджану.

Этот автор не Арьябхата-Старший, а один из его последователей, потому что он упоминает Арьябхату-Старшего и следует ему 7. И я не знаю, кого из двух названных лиц имеет в виду Балабхадра.

В общем, особенности местонахождения этой горы известны нам только по логическим доводам. О самой же горе они знают только из предания, все равно, считают ли они ее высотой в одну йоджану или больше, четырехугольной или восьмиугольной. Теперь мы приведем, что говорят об этой горе риши.

В «Матсья-пуране» сказано: «Она из золота и светит подобно огню без примеси затемняющего дыма. Четыре ее стороны имеют четыре разных цвета. Цвет восточной стороны ее белый, подобно цвету брахманов; цвет северной стороны — красный, подобно цвету кшатриев; цвет южной стороны — желтый, подобно цвету вайшьев; цвет западной стороны — черный, подобно цвету шудр. Высота ее 86 000 йоджан, [233] из которых в земле находится 16 000. Каждое ребро четырех ее сторон [составляет] 34 000 йоджан. На этой горе есть реки с пресной водой и прекрасные золотые жилища, в которых обитают различного рода духовные существа: девы вместе с их певцами гандхарвами и их любовницами апсарасами, а также асуры, дайтьи и ракшасы. Вокруг горы находится водоем Манаса, а вокруг этого водоема с четырех сторон [обитают] локапалы, а они — хранители мира и его обитателей. У горы Меру есть семь узлов, то есть больших гор, названия которых суть Махендра, Малайя, Сахья, Шуктибам [?], Рикшабам [?], Виндхья, Париятра. А маленьких гор так много, что их почти не счесть; это и есть те горы, на которых живут люди.

Что же касается больших гор вокруг Меру, то к их числу относятся: Химавант, покрытая вечными снегами, и на которой [обитают] ракшасы, пишачи и якши; Хемакута — из золота, на которой [обитают] гандхарвы и апсарасы; Нишадха, на которой обитают змеи наги, а имена семи главных из этих змей суть Ананта, Васуки, Такшака, Каркотака, Махападма, Камбала и Ашватара; Нила — похожая на павлина, разноцветная, на ней живут сиддхи и брахмарши-отшельники; гора /124/ Швета, на которой обитают дайтьи и данавы; Шрингавант, 124 на которой [обитают] питары — отцы и деды девов. Недалеко от него, в северном направлении, есть горные перевалы, полные драгоценных камней и деревьев, которые сохраняются в течение целой кальпы. В центре этих гор [лежит] Илаврита, а это самая высокая среди них. Все [горы] в целом называются Пурушапарвата. Область между горами Химавант и Шрингавант называется Кайласа — место игр ракшасов и апсарас» 8.

В «Вишну-пуране» [сказано]: «Большие горы средней земли — это Шри-парвата, Малайя-парвата, Мальявант, Виндхья, Трикута, Трипу-рантика и Кайласа. Обитатели этих гор пьют воду из рек и живут в постоянном блаженстве» 9.

В «Ваю-пуране» приводятся данные о размерах четырех сторон и высоте Меру, сходные с упомянутыми выше. Затем там говорится, что с каждой стороны Меру есть четырехугольная гора: к востоку от нее Мальявант, к северу — Анила, к западу — Гандхамадана и к югу Нишадха 10.

В «Адитья-пуране» о каждом ребре [Меру] говорится то же, что и выше [в цитате из «Матсья-пураны»], но я ничего не узнал из нее о ее высоте. Там сказано, что восточная сторона Меру из золота, западная из серебра, южная из рубинов, а северная из различных драгоценных камней.

Подобные чрезмерные данные о размерах горы [Меру] не могли бы быть в ходу, если бы индийцы одновременно не приводили столь [234] же чрезмерные данные о размерах земли. Если высказывание наугад ничем не ограничено, то поле для лжи остается открытым для высказывающегося наугад. Например, комментатор книги «Патанджала» от изображения горы Меру как четырехугольной дошел до изображения ее продолговатой и установил длину одной из ее четырех сторон в пятнадцать коти, то есть в 15 000 000 йоджан, а длину другой — в пять коти, [то есть] в одну треть первой. Относительно четырех ее сторон он говорит, что к востоку от нее находится гора Малава и море, а между ними царства, называемые Бхадрашва; к северу — горы Нила, Сита, Шригандри и море, а между ними царства Рамьяка, Хиранмая и Куру; к западу — гора Гандхамадана и море, а между ними царство Хетумала; к югу — горы Мраварта [?], Нишадха, Хемакута, Химагири и море, а между ними царства Бхаратаварша, Кимпуруша и Хариварша 12.

Это все, что я нашел из преданий индийцев относительно горы Меру. Поскольку я не нашел ни одной книги буддистов и ни одного буддиста, от которого я мог бы узнать, каких они придерживаются на этот счет представлений, то я рассказываю о них только через посредство ал-Ираншахри, хотя и думаю, что его рассказ не есть результат глубокого изучения или передан со слов человека, не отличавшегося глубоким знанием предмета. Он рассказывал, что, по представлению буддистов, Меру находится посредине четырех миров в четырех направлениях; что низ ее четырехугольный и верх круглый, длина ее 80000 йоджан, половина ее уходит в небо, а [другая] половина скрывается под землей; что ее южная сторона, примыкающая к нашему миру, [состоит] из голубого яхонта, по причине чего небо кажется голубым, а другие стороны — из красных, желтых и белых яхонтов. Таким образом, эта гора Меру есть центр земли 13.

Что же касается горы Каф 14, как ее называют у нас среди простонародья, /125/ то у индийцев это Локалока. Они утверждают, что солнце вращается от Локалоки по направлению к горе Меру и освещает только ее внутреннюю северную сторону.

Подобных же представлений придерживаются и огнепоклонники Согда: гора Ардийа находится вокруг мира, а за его пределами — хом, подобный зрачку глаза, в котором есть частичка всякой вещи; и что позади хома — пустота; в центре мира есть гора Гирнагар — трон небесного царства, которая находится между нашим климатом и остальными шестью климатами; между каждыми двумя климатами есть обжигающий песок, на который не может ступать [ничья] нога; сферы вращаются в климатах подобно жернову, а в нашем климате они [вращаются] наклонно, потому что он находится сверху и в нем [живут] люди 15.


Комментарии

1. Меру (Меru, мирв) — мифическая гора в центре земли, индийский Олимп. Ее помещали обычно к северу от Гималаев.

2. Буддийская космография приписывает горе Меру цилиндрическую форму, «четырехугольной» (caturasra) называют гору Меру некоторые пураны (Матсья, Ваю); однако следует заметить, что буддийские источники сохраняют древнее (восходящее к ведической эпохе) деление земли на четыре страны по четыре стороны от Меру, в то время как в брахманской и джайнской космографии принято деление на семь стран. Неизвестно, какую книгу подразумевает aл-Биpуни под названием «Джина» (Jina, джину).

3. Некоторые исследователи производят название горы Меру от корня smi — «сиять» (Kirfel, S. 182).

4. Захау переводит: целиком находится на крайнем севере — being situated entirely in the high north.

5. Представление о горе Меру, как о состоящей из золота и драгоценных камней, является распространенным в индийской космографии. Нандана-вана (Nandanavana, нандана ману) — лес, расположенный к югу от горы Меру, по другой версии, — на самой горе Меру (Вьяса, III, 25).

6. Кардаджа — единица измерения, дуга или синус 1/96 части окружности; возможно, что кардаджа является искаженной формой соответствующего санскритского термина kramanja (см. Sarton, Introduction, p. 387, 530 note о). Захау полагает, что слово произошло от персидского карда — «срез; сегмент» (Sachau, India, transl, 11, p. 326).

7. Арьябхата из Кусумапуры — так называет ал-Бируни известного индийского астронома, которого, как он правильно отмечает ниже, не следует смешивать с Арьябхатой Старшим (см. выше, прим. 18 к гл. XIV). Арьябхата Младший, автор «Aryabhata-Siddhanta», астрономического трактата, жил, вероятно, несколько позднее Брахмагупты. Кусумапура (Kusumapura, касмапур) — одно из названий Паталипутры, столицы Магадхи. Определение ал-Бируни неудачно, так как именно об Арьябхате Старшем нам известно, что он был жителем Кусумапуры.

8. В изложении индийских традиционных географических воззрений по «Матсья- пуране» ал-Бируни допускает ряд неточностей. «...Меру — четырехцветная гора из золота.., стороны ее — различных цветов... С востока она белого цвета — по-брахмански; с юга — желтого цвета, означающего сословие вайшьев; с запада Меру подобна [цветом] листу фигового дерева, коим [цветом] обозначается сословие шудр; северная сторона ее — красного цвета от природы, этим [цветом] обозначают кшатриев... Меру... возвышается на 84 000 йоджан; на 16000 уходит под [землю], простирается на 28 000, дважды столько занимает по окружности (здесь текст неясен. — В. Э.), На этой чудесной горе растут необыкновенные травы; на ней стоят всяческие дворцы, украшенные золотом. Там, на царственной горе, богов (deva), гандхарвов, асуров и ракшасов увеселяют хороводы апсарас» (Матсья-пурана, гл. 113, шл. 12-16, 40-42). Апсары (apsaras, 'псрс) — небесные нимфы индийской мифологии. Манаса (Mаnasa, манасу) — озеро, расположенное не вокруг горы Меру, а к югу от нее (имеются в виду озера Манасаровар в Тибете). Восемь богов — хранителей мира (Lokapаla, лвкпал) обитают не вокруг озера, а на вершине Меру, вокруг города Брахмы. Семь «узлов» горы Меру, которые называет ал-Бируни, в действительности — семь главных гор Бхараты (Индии), одной из семи стран, на которые разделяется континент Джамбу-двипа; эти горы не имеют непосредственной связи с Меру. Ср. текст «Матсья-пураны»: «В этой великой стране (Бхарате) известны семь главных гор; эти горы: Махендра (Mahendra, махиндру), Малая (Malaya, млаву), Сахья Sahya, саджу), Шуктимат (N. Sg. (Juktiman, шукдабам), Рикшават (N. Sg. Rksavan, рикша бам), Виндхья (Vindhya, бинду), и Париятра (Pariyatra, парджатр)..., а вокруг них — тысячи других гор... Там живут различные народы...» (гл. 114, шл. 17, 18, 20). «Большие горы вокруг Меру» — шесть горных цепей, разделяющих — по представлению древних индийцев — Джамбу-двипу на семь упомянутых стран. «Ракшасы, пишачи и якшн живут на Химавате. На Хемакуте же (Hemakuta, химакута — «золотая вершина») обитают, как известно, гандхарвы с апсарасами. Все змеи Шеша (он же Ананта), Васуки, Такшака [и др.] обитают на [Нишадхе]. На Ниле (Nila, нил), [горе] из берилла, живут сиддхи и брахмарши; гора Швета принадлежит дайтьям и данавам; прекрасная гора Шрингават (Crngavat, ашрангунат) — обитель предков (pitarah)» (гл. 114. шл. 82-85). В этом месте оригинала змеи Каркотака (Karkotaka, каркутаку), Махападма (Mahapadma, махапазму), Камбала и Ашватара не названы. Илаврита (Ilavrta, илабарт) — центральная часть четвертой, т. е. средней из семи стран, на которые делят материк вышеназванные горные цепи. Посреди Илавриты, согласно индийской космографии, и возвышается гора Меру. Кайласа (Kailasa, киласу) — не область, а гора в центре Гималаев (вершина Кайлаша в Западном Тибете). Название «Пурушапарвата» (Purusaparvata, прш парбата — букв.: «человеческая гора») в тексте оригинала не приводится.

8. В «Вишну-пуране» нет соответствия этой цитате. Горы Мальяват (Mallyavant, малливанту) и Трикута (Trikuta, тркут) названы во 2-й главе среди отрогов, отходящих от подножия Меру. Шрипарвата (Criparvata, шри парбт) названа в пуране среди второстепенных гор Бхараты. Гора Трипурантика (Tripurantika, тирпурантаку) нигде не упоминается. Об остальных горах см. выше.

9. Горы Мальяват (малийану) на востоке, Гандхамадана (Gandhamadana, гандумaдану) на западе, Нила (у ал-Бируни Anila? анилу) на севере и Нишадха на юге ограничивают область Илаврита, среди которой возвышается Меру (Ваю-пурана, гл. 34).

10. Поздний комментарий «Йога-сиддханта-чандрика» Нараянатиртхи дает иное определение: на востоке Меру состоит из серебра, на юге — из берилла, на западе — из кристалла, на севере — из золота (р. 123).

11. С комментарием Вьясы (III, 25) это изложение ал-Бируни имеет лишь отдаленное сходство. Вьяса ничего не говорит о четырехугольной форме Меру или земли, и источник, из которого ал-Бируни взял приводимые им размеры, нам не известен. Вьяса указывает, что на севере Джамбу-двипы три горные цепи, которые он не называет, ограничивают три страны (varsa): Раманака (рмнк, как было, очевидно, у ал-Бируни, однако искажено переписчиком на дмнк; Захау поправил название на более употребительное Ramyaka, рмик), Хиранмая (Hiranmaya, харипмаййа) и Уттаракуру (или, согласно другим источникам, Киги, кур). Названия горных цепей, которые имеет в виду Вьяса, нам уже известны: Нила, Швета (Сvela, шит; 3 — Sita, сит) и Шрингават (или Сrтgadri, шрингадар). На юге, продолжает Вьяса, горные цепи Нишада, Хемакута и Хемашринга (у ал-Бируни Himagiri, химагару — в обоих случаях имеется в виду Химават) ограничивают страны Хариварша (Harivarsa, харипурш), Кимпуруша (Kimpurusa, кинпрш) и Бхарата (или Bharatavarsa, бахараспрш). «Восточные области Сумеру (Меру) ограничены [страной] Бхадраша или Bhadraсva, (бахадрас) и [горой] Малаяват (у ал-Бируни — Malava? малава, вероятно, вместо Mаlavanta), западные — [страной] Кетумала (Ketumаla, китумала) и [горой] Гандхамадана» (Вьяса, III, 25). Откуда взял ал-Бируни название Мраварта (Mravarta? мрабарт), неясно.

12. См. выше, прим. 3. По представлениям буддистов, гора Меру возвышается над земной поверхностью на 84 000 йоджан и на столько же она уходит в глубину; столько же составляет ее ширина (см. Kirfel, S. 184),

13. См. прим. 15 к гл. XXI.

14. Ардийа и Гирнагир (?) — очевидно, именно эти горы упоминаются в Авесте в форме hara berezaiti и taera (Sachau, India, transl., II, p. 327): хома — др. ир. hauma, авест. haoma-, санскр. soma.