Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

АБУРЕЙХАН БИРУНИ

ПАМЯТНИКИ МИНУВШИХ ПОКОЛЕНИЙ

КИТАБ АЛ-АСАР АЛ-БАКИЯ АН АЛ-КУРУН АЛ-ХАЛИЯ

Таблица царей

Имена царей Сколько каждый правил Сумма годов
годы месяцы годы месяцы
1. Джафна 44 3 44 3
2. Амр ибн Джафна 5 0 49 3
3. Его сын Салаба ибн Амр. [Правил] от имени Кесаря Деция, современника "отроков в пещере" 108 17 0 66 3
4. Аль-Харис, сын Са'лабы 20 0 86 3
5. Джабала, сыи аль-Хариса 10 0 96 3
6. Аль-Харис, сын Джабалы 10 0 106 3
7. Аль-Мунзир, сын аль-Хариса 3 0 109 3
8. Его брат ан-Нуман, сын аль-Хариса 15 6 124 9
9. Его брат аль-Мунзир, сын аль-Хариса 13 0 137 9
10. Его брат Джабала, сын аль-Хариса 34 0 171 9
11. Его брат аль-Айхач, сын аль-Хариса 3 0 174 9
12. Его брат Амр, сын аль-Хариса, сына Марии, носившей серьги 26 2 200 11
13. Джафна, сын аль-Мунзира, сына аль-Хариса, сына Марии 30 0 230 11
14. Его брат — Нуман ибн аль-Мунзир 1 0 231 11
15. Ан-Нуман, сьщ Амра, сына аль-Мунзира 27 0 258 11
16. Его сын Джабала ибн ан-Нуман 16 0 274 11
17. Ан-Нуман, сын аль-Айхама, сына аль-Хариса, сына Марии 21 0 295 11
18. Аль-Харис, сын аль-Айхама 22 5 318 4
19. Его сын ан-Нуман, сын аль-Хариса 18 0 336 4
20. Его сын аль-Мунзир, сын ан-Нумана 19 0 355 4
21. Его брат Амр, сын ан-Нумана 33 4 388 8
22. Его брат Худжр, сын ан-Нумана 12 0 400 8
23. Аль-Харис, сын Худжра 0 426 8
24. Его сын Абу-Шамир Джабала, сын аль-Хариса 17 1 443 9
25. Его сын аль-Харис, сын Джабалы 21 5 465 2
26. Его сын Абу-Кариб ан-Нуман, сын аль-Хариса "Ястреб" 37 3 502 35
27. Аль-Айхам, сын Джабалы, сына аль-Хариса, сына Абу-Шамира 22 2 529 7
28. Его брат аль-Мунзир, сын Джабалы 13 0 542 7
29. Его брат Шарахиль, сын Джабалы 25 3 567 10
30. Его брат Асир, сын Джабалы 10 2 578 0
31. Джабала, сын аль-Хариса, сына Абу-Шамира 4 0 582 0
32. Джабала, сын аль-Айхама, сына Джабалы, сына аль-Хариса, сына Марии. Это тот, который принял ислам, а потом стал христианином 3 0 585 0

Мы уже говорили, что когда случилось аримское наводнение, арабы рассеялись. Группа их, как мы упоминали, оказалась в Сирии, и случилось с ними то, о чем мы рассказали. А другая группа [арабов] оказалась в Ираке; над ними взял власть Малик ибн Фахм ибн Ганм ибн Даус ибн Аднан аль-Азди [и было это] во времена «царьков племен».

Говорят, что аль-Анбар и Хиру 109 построили во времена Бухтунассара и были они заселены в дни его [правления]. Когда он погиб, то жители Хиры переселились в аль-Анбар, и стал он [густо] населенным, а Хира пребывала в развалинах около 550 лет. Затем цари [из племени] [136] Маадд, Лахмиды, поселились в Хире и она была [густо] населена в течение пятисот тридцати с лишком лет, пока арабы-мусульмане не населили Куфу.

Первым [из Лахмидов], кто поселился в Хире, был Амр ибн Ади ибн Наср ибн Рабиа ибн аль-Харис ибн Ганм ибн Тамар ибн Лахм. Это Амр, сын Ракаш, дочери Малика ибн Фахма ибн Ганма ибн Дауса ибн Аднана. [Властители] из дома Насра, правившие после Амра ибн Ади, были наместниками Хосроев над арабами Ирака, как Джафниты были наместниками Кесарей над арабами Сирии.

Иные передатчики известий упоминают, что между [периодами правления] некоторых [лахмидских] царей бывали междуцарствия, тогда как другие это отрицали. Прочие же увеличивали количество их царей или уменьшали его, или же увеличивали срок их правления, либо сокращали его. К [Лахмидам] принадлежит также ан-Нуман, строитель Хаварнака 110. Он странствовал по земле и скрылся и р нем не узнали [никаких] вестей. Ади ибн Зейд 111 упомянул о нем в своих стихах и сказал:

«Представь себе властителя Хаварнака, когда он однажды посмотрел [на свои владения], — размышление ведет на правильный путь.

И возрадовался своим обстоятельствам и обилию достояния, а [у ног его] расстилалось море и [стоял дворец] Садир.

И устрашилось [вдруг] его сердце и сказал он: «Как может блаженствовать человек, раз он шествует к смерти».

Вот таблицы, содержащие упоминание о них.

Цари [из племени] Маадд, Лахмиды, которые поселились в Хире Сколько каждый правил Сумма годов
I. Малик, сын Фахма, сына Ганма, сына Дауса, аздит 20 20
2. Джазима-аль-Абраш, сын Малика, собутыльник [идолов] аль-Фаркадан.   Вместе с ним правила сестра его Забба, дочь Малика 60

 

80
3. Потом поселился в Хире Амр ибн Ади [из племени] Лахм; до воцарения Ардешира, сына Бабека.

Затем, до воцарения Шапура

Затем, до его смерти во время царствования Шапура

95

 

14 лет 10 мес.

8 лет 2 мес.

175

 

189

198

4. Имруу-ль-Кайс Амра-аль-Бад', принявший христианство. Это — пятый 114 212
5. Амр, сын Хинд; он сын Имруу-ль-Кайса-аль-Бад'а 30 342
6. Аус, сын Каллама, сына Бутейны, сына Джумайхира, сына Лихьяна, амалекитянин, пока на него не напал Джахджаба, сын Атака, один из сыновей Фасарана, сына Амра, сына Имлика. [Джахджаба] убил его и вернулся к власти 5 347
7. Имруу-ль-Кайс, сын Амра, сына Хинд, аль-Мухаррик — первый 25 372
8. Ан-Нуман, сын Имруу-ль-Кайса, одноглазый, странник, отшельник 30 402
9. Аль-Мунзир, сын ан-Нумана, сына Имруу-ль-Кайса 44 446
10. Аль-Асвад, сын аль-Мунзира, сына ан-Нумана 20 466
11. Аль-Мукзир, сын аль-Мунзира, сына ан-Нумана 7 473 [137]
12. Ан-Нуман, сын аль-Асвада, сына ан-Мунзира 4 477
13. Затем был назначен [его] преемником Абу-Я’фур, сын Алькамы, Думейлит. Жумейль – это колено [племени] Лахм 3 480
14. Аль-Мунзир, сын Ма-ас-Сама. Это аль-Мунзир, сын Имру-уль-Кайса. Его называют также Зу-ль-Карнейном 49 529
Междуцарствие
15. Амр, сын аль-Мунзира, сына Ма-ас-Сама «Мударрит аль-Хирджра» 112 Это Мухаррик второй; до рождения пророка – мир над ним!

После этого

8 л, 8 мес 537

545

16. Его брат Кабус, сын аль-Мунзира 7 лет 4 мес 549
17. Фишахарт-персианин, во времена Ануширвана 4 550
18. Аль-Мунзир, сын аль-Мунзира 4 554
19. Аль-Кабус ан-Нуман, сына аль-Мунзира, сына аль-Мунзира, убийца Абида ибн аль-Абраса и Набиги аз-Зубьяхи. Хосрой умертвил его в ас-Сабате под ногами слонов 22 576
20. Ийяс, сын Кабисы из племени Тайни и, вместе с ним, персианин Нахираджан 9 585
21. Азадбих, сын Махбияна, сына Михрбундада из Хамадана 17 602
22. Аль-Мунзир, сын ан-Нумана, сына аль-Мунзира, известный под прозванием «Гордец». Убит в день Джувасы 8 мес 602

Мы привели эти даты в том виде, в каком мы их нашли. Согласно сказанному нами выше, [из приведенных дат] видно, что между владычеством двух [названных в таблице] владык имело место междуцарствие. В некоторых книгах находятся [сведения], что члены дома ар-Рабиа ибн-Насра воцарились в Йемене после таббы Ас'ада и что тобба ибн-Хассан поставил царем в Ираке сына своей сестры аль-Хариса ибн Амра, Киндита, известного под прозвищем Акиль аль-Мурар. Он проник в Хиру, перебил находившихся там царей Лахмидов и воцарился над [Хирой]. Для этих обстоятельств не приводят дат и не [сообщают] количества дней [правления] царей; не думаю, чтобы об их делах было известно больше того, чем й руководствовался в своем изложении.

В соответствии с тем, что я сказал выше, мне надлежит затем привести памятные даты в исламе и сроки [правления] халифов, дабы, когда я в дальнейшем поверну поводья речи в сторону упоминания о хиджре, памятные даты ислама были уже известны. Аллах же способствует правильному решению.

Вот таблицы, содержащие упоминание об обстоятельствах [жизни] пророка — да благословит его Аллах! — от его рождения до смерти. [138]

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ДЕЯНИЯ ПРОРОКА — МИР С НИМ! — В ДНИ ЕГО ЖИЗНИ.

Родился он – мир с ним! – через пятьдесят дней после прихода в Мекку «людей со слоном», а именно в ночь на понедельник 17 Дей-Маха в сорок втором году царствования Ануширвана или 20 Нисана 882 года эры Александра, согласно «Книге истории» Мухаммеда ибн Мусы-аль-Хорезми.

Промежуток времени между событиями Итого
Годы Месяцы Дни Годы Месяцы Дни
До того, как кормилица [пророка] Халима возвратила его его матери Амине, дочери Вахба, сына Абд-Манафа, сына Зухры, сына Килаба, сына Мурры 5 0 2 5 0 2
До того, как мать [пророка] привезла его в Медину к его дядям, потомкам Али, [отправившись] посетить их 1 0 0 6 0 2
До того, как его мать умерла в Абва, [причем] он был с нею 0 1 0 6 1 2
До того как Умм-Айман прибыла в Мекку после смерти его матери 0 0 5 6 1 7
До кончины его деда Абд-аль-Мутталиба 1 10 25 8 0 2
До того как дядя [пророка] Абу-Талиб привез его в Басру, в Сирии, и посмотрел на него монах Бахира и сказал: «Берегите его – это пророк» 4 0 0 12 0 2
До того, как он стал свидетелем [битвы] в день аль-Фиджара, то есть сражения корейшитов с кинанитами в Указе в священном месяце 8 0 0 20 0 2
До того, как Хадиджа послал его в Сирию для торговли. И увидел его монах Несторий, когда осенило его облако, и сказал: «Это пророк» 4 9 6 24 9 8
До того, как он женился на Хадидже, дочери Хувайлида 0 2 20 24 11 28
До того как он стал свидетелем постройки Ка’бы и корейшиты согласились с его решением о ней 10 0 0 34 11 28
До того как Аллах послал его пророком ко всем людям 5 0 0 39 11 28
До того как корейшиты увидели звезды, падающие одна за другой, в виде знамения для него 0 0 20 40 0 18
До того как корейшиты изгнали его и его родичи были осаждены в ущелье 5 11 1 45 11 19
Они пробыли в осаде в ущелье, пока не вышли оттуда 3 0 0 48 11 19
Пока не умер его дядя Абу-Талиб 0 6 0 49 5 19
Пока не умерла Хадиджа, дочь Хувайлида 0 0 13 49 6 2
Пока он не выехал в Таиф, и с ним был Зейд ибн Хариса 0 3 6 49 9 8
Он оставался в Таифе, пока не вернулся в Мекку, и жил там под защитой Мут’има ибн Ади 0 1 2 49 10 10 [139]
Пока не пришли к нему джинны из Нисибина, а было их триста. Они приняли ислам на [горе] Хаджун 0 3 0 50 1 10
До того как совершил он ночное странствование в Иерусалим, [начав с места] между Земземом и следом [ноги] Авраама 1 6 6 51 7 6
До первого дня того года, в котором переселился он из Мекки в Медину 1 2 1 52 9 17
До того как было добавлено к молитве два раката 113, чтобы было различие между молитвой пребывающих на месте и [молитвой] путешествующих 0 1 4 52 10 21
До того как [пророк] побратал мухаджиров с ансарам и сам побратался с Али, сыном Абу-Талиба 0 5 0 53 3 21
До того, как он осуществил плотский союз с Аишей, дочерью Абу-Бекра-правдивого 0 0 25 53 4 16
До того как он женил Алия на Фатиме 0 4 15 53 9 1
До того как он пошел походом на Фадак и достиг аль-Абва 0 0 18 53 9 19
До того как он напал на караван корейшитов, в котором находился Умейя ибн Халаф 0 1 3 53 10 22
До того как он выступил в поход, преследуя Курза ибн Джабира, и достиг Бедра. 0 0 20 53 11 12
До того как он выступил в поход и встретил караван корейшитов. Это был поход в Зуль-Ушайру 0 1 12 54 0 24
До того, как Аллах заповедал мусульманам пост в месяце Рамадане по наблюдению [новой Луны] 0 1 17 54 2 11
До того как [пророк] отвратил кыблу от Иерусалима к Ка’абе 0 0 13 54 2 24
До того как пророк совершил поход на Бедр, напал на многобожников и победил их 0 1 2 54 3 26
До похода против [племени] Бену-Кайнука 0 0 18 54 4 14
До похода Савика, в погоню за Абу-Суфьяном 0 1 0 54 5 14
До смерти дочери пророка Рукайи, жены Османа ибн Аффана 0 0 15 54 5 29
До того как Али ибн Абу-Талиб осуществил плотский союз с Фатимой 0 0 16 54 6 16
До похода против [племени] Бену-Сулейман валь-Кудр 0 1 5 54 7 20
До похода против [племени] Гатафан, который называют походом в Анмар 0 2 0 54 9 20
До того как [пророк] выдал свою дочь Умм-Кульсум за Османа ибн Аффана и [Осман] осуществил плотский союз с нею 0 3 6 55 0 26
До того как [пророк] женился на Хафсе, дочери Омара ибн аль-Хаттаба 0 2 3 55 2 29
До того как [пророк] женился на [Зейнаб], дочери Хузеймы [из племени] Бену Хилаль, и вошел к ней. Это [та, которую называют] «Мать бедняков» 0 0 20 55 3 19 [140]
До рождения аль-Хасана, сына Али – мир над ними обоими! 0 0 5 55 3 24
До того, как [пророк] пошел в поход на Оход, в котором окровавился лик его 0 0 20 55 3 19
До похода против Бену Надир 0 4 10 55 8 26
До рождения Хусейна ибн Али, «Господина мучеников» 0 5 20 56 2 16
До того, как [пророк] женился на Умм-Салама, дочери Абу-Умейи 0 2 11 56 4 27
До похода в Заг-ар-Рика, во время которого совершил [пророк] «молитву страха» 0 2 20 56 7 17
До похода в Думат-аль-Джандаль, в течение которого он не встретил засады 0 2 4 56 9 21
До похода против [племени] Бену Мусталик из племенного союза Хузаа и их пленения 0 5 3 57 2 24
До битвы у рва, когда главарем неверных был Абу-Суфьян 0 2 20 57 5 14
До похода против Бену Курейза 0 0 8 57 5 22
До брака с Зейнаб, дочерью Джахша 0 0 20 57 6 12
До похода в Усфан против Бену Лихьян из [племени] хузейлитов 0 3 0 57 9 12
До похода к Зу-Караду, а это один из водоемов [племени] Бену-Фазара 0 1 9 57 10 21
До того как пришли к нему звери, прося назначить им пропитание 0 0 14 57 11 5
До того как Шируйе восстал против своего отца Хосроя и убил его 0 0 6 57 11 11
До того как людей поразила засуха и [пророк] вышел просить о дожде 0 4 0 58 3 11
До того как он совершил малое паломничество и заключил в Худебийи договор с многобожниками на десять лет 0 1 21 58 5 2
До того как он отрядил послов к Кесарю, Хосрою и Мукаукису 114 0 1 14 58 6 16
До похода на Хайбар 0 4 6 58 10 22
До того как [пророк] совершил «малое паломничество исполнения» во исполнение договора при Худебийи 0 6 10 59 5 2
До того как пророк вступил в брак с Маймуной, дочерью аль-Хариса, будучи в состоянии освященности 115 0 0 22 59 5 24
До кончины Зейнаб, дочери Джахша 0 3 0 59 8 24
До того как пророк пошел на Мекку и захватил [город] силой 0 6 18 60 3 12
До того как разбили идолов и разрушили их храмы 0 0 14 60 3 26
До того как [пророк] пошел в проход на Хунейн, захватил лагерь врагов, взял их в плен и завладел их имуществом 0 0 1 60 3 27
До того как он совершил поход на Таиф и подверг его жителей осаде 0 0 17 60 4 14 [141]
До того как он вступил в брак с Мулейкой, дочерью Дауда, но она уклонилась [от сожительства с ним] 0 0 15 60 4 29
До того как он вступил в брак с Фатимой, дочерью ад-Даххака, но она уклонилась [от сожительства с ним] 0 0 15 60 5 14
До того как Мария-коптянка родила ему сына Ибрахима 0 1 10 60 6 24
До похода на Табук 0 6 20 61 1 14
До того как умер ан-Наджаши 116 в Абиссинии и помолился за него пророк в Медине 0 0 15 61 1 29
До кончины дочери пророка Умм-Кульсум, жены Османа 0 0 25 61 2 24
До того как совершил Абу-Бекр паломничество с мусульманами и была ниспослана сура об отречении, и прочитал ее людям Али ибн Абу-Талиб 0 3 25 61 6 19
До того как умер сын [пророка] Ибрахим, и затмилось тогда солнце на два дневных часа 0 0 18 62 5 7
До того как совершил пророк прощальное паломничество и запретил добавлять месяц [в календаре] 0 1 12 62 6 19
До того как заболел пророк болезнью, от которой скончался 0 2 6 62 8 25
И оставался он больным, пока не умер – мир с ним! 0 0 14 62 9 9
До его погребения в доме Аиши [прошло] 0 0 2 62 9 11

За этими таблицами следуют другие, которые начинаются с [года] переселения пророка — мир над ним! [из Мекки в Медину]; они заключают в себе сроки правления халифов после [пророка] и [даты] завоеваний, совершившихся в дни их правления. Далее к ним примыкают даты [правления] эмиров и царей [Омейядов], затем [даты правления] имамов, представителей династии Аббасидов. К [датам] добавлены их «куньи», ибо наречение «куньей» 117 — особенность, присущая арабам в отличие от других народов. Кунья возвышает значение маленьких людей и упоминание ее избавляет от необходимости обращаться по имени к большим людям. К [именам] Аббасидов добавлены [также] их прозвища, ибо у потомков Мервана 118 не было никаких достохвальных [прозвищ], а только «ан-Накис» 119, «аль-Химар» 120 и тому подобное и они не сами давали себе такие [прозвища], а получали их [от других]. «Ан-Накис» называли Язида ибн аль-Валида, так как он уменьшал жалованье [воинам], а «аль-Химар» — прозвание Мервана из-за его силы и упорства в бою. Говорят также, что ему дали это прозвище потому, что в тот год, когда он родился, ослы имели хороший сбыт. Но другие] говорят: «Нет, [дело тут] в том, что [сторонники] [142] Аббасидов, призывавшие в дни Омейядов присоединиться к ним, выжидали смерти] Мервана и говорили, что с ним завершится [промежуток] времени, а именно — сто лет, к концу которого Аллах оживил «обладателя осла», упоминаемого в конце суры «Корова» 121. Когда он погиб, [сторонники Аббасидов] приготовились к выступлению и сделали призыв [к нему] явным.

Вот эти таблицы:

Имена халифов и имамов и даты завоеваний Их куньи Сроки Итог
Годы Месяцы Дни Годы Месяцы Дни
Переселение пророка – да благословит его Аллах! – произошло [после начала эры по хиджре] Абу-ль Касим 0 2 8 0 2 8
Он прожил в Мекке переселенцем, пока не умер – мир с ним! 9 11 22 10 2 0
[Абу-Бекр] «Правдивый», Абд-Аллах, сын Абу-Кухафы из племени Тайм ибн-Мурра. В эпоху язычества его звали Абд-аль-Ка’ба Абу-Бекр 0 0 10 10 2 10
До того как арабы отступили от веры и Тулейха ибн Хувайлид объявил себя прорком - - - - - -
До вступления на престол Ездигерда, сына Шахрнара 0 0 8 10 2 18
До кончины Фатимы – мир над нею! 0 5 11 10 7 29
До того как Халид ибн аль-Валид, после сильного боя, завоевал Иемаму, вынудив [врагов] к сдаче 0 6 8 11 2 7
До того как Абу-Бекр отправил поководцев и войска в Сирию для завоевания Сирии 0 1 15 11 3 22
До того как Халид ибн аль-Валид завоевал Ирак и заключил мирный договор с ибн Салубой 0 2 14 11 6 6
До того как мусульмане и румы встретились у Фихля и румы бежали 0 5 4 11 11 10
До битвы при Аджнадейне в Палестине и поражения румов 0 5 23 12 5 3
До того как скончался Абу-Бекр и присягнули Омару-аль-Фаруку Абу-Хафс 0 1 10 12 6 13
До того как убили Абу-Убейду 0 3 20 12 10 3
До того как Джарир ибн Абд-Аллах напал на мараубана [области] аль-Мадар и обратил его в бегство 0 5 3 13 3 6
До того как Джарир напал на Михрана под Нухейлой, убил его и обратил в бегство его людей 0 2 1 13 5 7
До завоевания Дамаска и его сдачи после шести месяцев осады 0 2 15 13 7 22
До того как Омар написал в [мусульманские] страны, повелевая простаивать на молитве ночи месяца Рамадана 0 0 8 13 8 0
До завоевания Химса и его сдачи после двухмесячной осады 0 3 25 13 11 25 [143]
До завоевания и сдачи Баальбека 0 0 11 14 0 6
До сражения при Ярмуке, когда румов было двести тысяч, и обратил их в бегство Аллах великий 0 7 9 14 7 15
До того как бежал Ираклий из Антиохии в Константинополь: в бою было убито из румов сорок тысяч человек, и погибло в реках и горных проходах [еще] сорок тысяч 0 1 10 14 8 25
До смерти Марии-коптянки 0 4 25 15 1 20
До того как стали ставить на письмах даты [начиная] от начала года хиджры 0 2 5 15 3 25
До того как Са’д завоевал аль-Мадаин после одного месяца осады 0 1 15 15 7 0
До того как вступило в землю румов первое войско [мусульман] и был эмиром их Майсара ибн Масрук 0 1 5 15 8 5
До того как Абу-Убейда ибн аль-Джаррах завоевал аль-Джабию 0 1 10 15 9 15
До того как Омар завоевал Иерусалим и вынудил город к сдаче 0 2 0 15 11 15
До того как Ияд ибн Гаим завоевал Сарудж и ар-Руху и вынудил [эти города] к сдаче 0 1 3 16 0 18
До того как Са’д со своими людьми водворился в Куфе и превратил ее в военный лагерь 0 0 5 16 0 23
До того как Ияд завоевал ар-Ракку, Амид и Тель-Музак и вынудил [эти города] к сдаче 1 4 0 17 4 23
До того как завоевал Умейр ибн Саид Айн-аль-Варду 0 1 10 17 6 3
До того как отодвинул Омар место [молитвы] на стене храма туда, где оно находится по сейчас 0 6 12 18 0 15
До того как завоевал Муавия Цезарею и убил около 100000 человек 0 3 0 18 3 15
До битвы при Джалуле под предводительством Са’да 0 2 12 18 5 27
До того как Ияд завоевал Насибин, Тур, Абдин и Карда и принудил [эти города] к сдаче. Тогда же умер Ираклий. 0 1 10 18 7 7
До того как Омар приказал составить «диваны» 122 0 6 10 19 1 17
До того как Амр ибн аль-Ас завоевал Египет и Александрию 0 3 13 19 5 0
До того как переселил Омар евреев из Хиджаза и Неджрана в Куфу 0 2 5 19 7 5
До того как Утба ибн Газван завоевал Майсан и [область] Евфрата 0 1 10 19 8 15
До первой битвы при Нихавенде. Во главе войска стоял ан-Нуман ибн аль-Мукарин, и он был убит 0 5 0 20 1 15 [144]
До того как Ездигерд бежал в Мерв и был убит 0 3 12 20 4 27
До того как Амр ибн аль-Ас завоевал Барку и вынудил [город] к сдаче 0 2 6 20 7 3
До того как Абу-Муса аль-Ашари и Осман ибн Абу-ль-Ас завоевали Истахар 0 6 8 22 1 21
До того как Абд-Аллах ибн Будейль из [племени] Хузаа, завоевал Хамадан и Исфахан 0 2 4 22 3 25
До того как Муавия захватил Аскалон и вынудил город к сдаче 0 1 8 22 8 5
До того как был убит Омар 0 3 20 22 11 25
Потом был «совет» 0 0 3 22 11 28
Правление Османа ибн Аффана. До того как Абд-Аллах ибн Абу-Сарх совершил поход в Ифрикию Абу-Амр 0 4 0 23 3 28
До того как он завоевал Александрию в «год крепостей». В том же году родился Язид-проклятый 1 0 0 24 3 28
До похода на [город] Шапур 1 0 0 25 3 28
До похода в Ифрикию и в Киннесрин 1 0 0 26 3 28
До того как Осман расширил мечеть посланника божьего – да благословит его Аллах 1 10 15 28 2 13
До того как Абд-Аллах ибн Амир совершил второй поход в Фарс 0 2 5 28 4 18
До того как послал Муавия Абу-ль-А’вара ас-Сулами и тото заключил мир с обитателями Кипра 0 3 0 28 7 18
До того как Саид ибн аль-Ас завоевал Табаристан и вынудил [эту область] к сдаче 0 5 14 29 3 2
До того как Абд-Аллах ибн Амир завоевал весь Фарс, кроме [города] Шапура 0 3 10 29 6 12
До того как ар-Раби ибн Зияд аль-Хариси завоевал Зарандж, Залик и Кабул 0 2 0 29 8 12
До того как Хабиб ибн Маслама–аль-Фихри завоевал Армению в четвертый раз 0 8 7 30 4 19
До того как Абд-Аллах ибн Амир завоевал Шапур, Табаристан, Кухистан и Мерв 1 0 0 31 4 19
До того как аль-Ахнаф ибн Кайс вынудил к сдаче Герат, Мерв, аш-Шахиджан и эфталитов 0 3 14 31 8 3
До того как Абд-Аллах ибн Хазим вынудил к сдаче Серахс и убил его царя 0 2 4 31 10 7
До того как завоевал Муавия Анкиру в земле румов 0 4 8 32 2 15
До второго похода Абд-Аллаха ибн Са’да ибн Абу-Сарха в Ифрикию 0 3 7 32 5 22
До того как Джарир ибн Абд-Аллах совершил поход в Армению 0 9 0 33 2 2
До того как румы восстали против своего царя Константина и убили его 1 2 10 34 5 2 [145]
До того как осадили [дом] Османа 0 4 25 34 9 27
Он находится в осаде, пока его не убили, да помилует его Аллах 0 1 20 34 11 17
Тогда провозгласили халифом Али ибн Абу-Талиба. До «битвы верблюда» возле Басры Абу-ль-Хасан 0 5 21 35 5 8
До того как он вступил в Куфу 0 1 0 35 6 8
До того как он встретился с Муавией при Сиффине 0 6 13 36 0 21
Они продолжали враждовать 0 7 28 36 8 19
До того как оба третейских судьи встретились и низложили Али 0 5 24 37 2 13
До того как Али ибн Абу-Талиб выступил против хариджитов у Нахравана 1 2 0 38 4 13
До того как Абд-ар-Рахман ибн Мульджим ударил его [мечом], повредил ему мозг и убил его 1 4 4 39 8 17
Али-Хасан ибн Али, пока он не уступил халифат Муавии и не подчинился ему Абу-Мухаммед 0 6 3 40 2 20

Затем стало звание халифа эмирством или даже фараонством.

Имена царей из потомков Омейи Их куньи Сроки Итог
Годы Месяцы Дни Годы Месяцы Дни
Муавия ибн Абу-Суфьян из потомков Омейи, пока он не умер Абу-Абд Аллах 19 3 25 59 6 15
Язид ибн Муавия, до убиения Абу-Халид 0 5 25 60 0 10
Хусейна, сына Али, в Кербела, и затем, пока он не умер 3 2 5 63 2 15
Муавия ибн Язид ибн Муавия, пока он не скрылся Абу-Лайла 0 3 22 63 6 7
Абд-Аллах ибн аз-Зубейр – в Мекке и Мерван ибн аль-Хакам в Сирии Абу-аль-Хакам 0 4 0 63 10 7
Абд-Аллах ибн аз-Зубейр из [племени] Бену Асад ибн Абд-аль-Узза Абу-Абд-аль-Мелик 8 5 0 72 3 7
Абд-аль-Мелик ибн Мерван – до убиения Абд-Аллаха ибн аз-Зубейра Абу-Бекр 1 2 3 73 5 10
После этого, пока он не умер Абу-ль-Валид 12 4 5 85 9 15
Аль-Валид ибн Абд-аль-Мелик Абу-ль-Аббас 9 7 29 95 5 14
Сулейман ибн Абд-аль-Мелик Абу-Айюб 2 7 29 98 1 13
Омар ибн Абд-аль-Азиз Абу-Хафс 2 5 13 100 6 25
Язид ибн Абд-аль-Мелик Абу-Халид 4 0 1 104 6 27
Хишам ибн Абд-аль-Мелик Абу-ль-Валид 19 8 9 124 3 6
Аль-Валид ибн Язид ибн Абу-ль-Аббас 1 2 21 125 5 27
Абд-аль-Мелик, пока его не убили. Затем наступила смута 0 2 25 125 8 22 [146]
Язид ибн аль-Валид [прозванный] «Уменьшителем», так как он уменьшал жалованье Абу-Халид 0 2 9 125 11 1
Ибрахим ибн аль-Валид ибн Абд-аль-Мелик, до его низложения Абу-Исхак 0 2 11 126 11 12
Мерван ибн Мухаммед ибн Мерван ибн аль-Хакам, пока не выступили «чернознаменные» Абу-Абд-аль-Мелик 5 2 0 131 3 12
Имена имамов из дома аль-Аббаса Их прозвища Их куньи Сроки Итог
Годы Месяцы Дни Годы Месяцы Дни
Абд-Аллах ибн Мухаммед – до убиения Мервана в Айи-Шамсе Ас-Саффах Абу-аль-Аббас 0 8 2 131 11 14
После этого до его смерти, до того как присягнули его брату Абд-Аллаху 4 0 0 0 0 14 135 135 11 11 14 28
Абд-Аллах ибн Мухаммед ибн Абд-Аллах ибн Аббас, пока он не умер Аль-Мансур Абу-Абд-Аллах 21 11 8 157 11 6
До того, как присягнули его сыну Мухаммеду 0 0 12 157 11 18
Мухаммед ибн Абд-Аллах Аль-Махди Абу-Абд Аллах 10 1 5 168 0 23
Муса ибн Мухаммед – пока он не умер Аль-Хади Мухаммед 1 1 15 16 2 16
Его брат Харун ибн Мухаммед, пока он не умер в Тусе Ар-Рашид Абу-Джафар 23 2 16 192 5 12
До того как присягнули его сыну Мухаммеду 0 0 12 192 5 24
Мухаммед ибн Харун, пока он не был низложен и заключен в тюрьму Аль-Амин Абу-Джафар, но гово-рят также и Абу-Абд Аллах 0 0 2 192 5 26
Он оставался в заключении в дни заговора аль-Хусейна ибн Али ибн Исы ибн Махана
Потом его освободили, присягнули ему и [снова] подвергли его осаде и убили 1 6 13 197 0 24
Его брат Абд-Аллах в Мерве, до того как присягнули Ибрахиму ибн аль-Махди Аль-Мамун Абу-ль-Аббас 3 11 11 201 0 5 [147]
Абу-Мубарак Ибрахим ибн аль-Махди в Багдаде, до того как его низложили и он скрылся Аль-Мубарак Абу-Исхак 1 11 11 202 11 16
Абдаллах ибн Харун, пока он не умер в земле румов Аль-Мамун Абу-ль-Аббас 11 7 1 217 6 17
Его брат Мухаммед ибн Харун, пока он не умер Аль-Мутасим биллах Абу-Исхак 8 8 2 226 2 19
Его брат Харун ибн Мухаммед, пока он не умер Аль-Васик биллах Абу-Джафар 5 9 4 231 11 23
Его сын Джафар ибн Харун – пока его не схватили и не убили Аль-Мутаваккиль-ала-ль-Аллах Абу-ль-Фадль 1 4 9 246 9 2
Его сын Мухаммед ибн Джафар, пока он не умер Аль-Мунтасир-биллах Абу-Джафар 0 6 1 247 3 3
Ахмед ибн Мухаммед, ибн Харун в Сурра-мен Раа, до того как он вступил в Багдад, до того, как присягнули Зубейру ибн Джафару, до того, как аль-Мустаин отрекся и затем был убит Аль-Мустаин-биллах Абу-ль-Аббас 2 0 0 9 0 11 0 8 22 250 250 251 0 0 0 3 11 3
Аз-Зубейр ибн Джафар, до того как он отрекся и затем был убит До того как присягнули Мухаммеду ибн аль-Васику Аль-Мутазз-биллах Абу-Абд Аллах 3 0 6 0 23 2 251 254 6 6 26 28
Мухаммед ибн Харун, до того как выступил аль-Бурку’и После этого, пока его не убили Аль-Мухтади-биллах Абу-Абд Аллах 0 0 1 9 28 21 254 255 8 6 26 17
Ахмед ибн Джафар, пока он не убил аль-Буркуи После этого, пока он не умер Аль-Мутамид-ала Ллах Абу-ль-Аббас 13 9 6 5 15 16 269 278 6 6 17 18
Ахмед, сын Тальхи, то есть Абу-Ахмед-аль-Муффак, пока он не умер Аль-Мутадид-биллах Абу-ль-Аббас 9 8 25 288 3 13
Али ибн Ахмед ибн Тальха, пока он не умер Аль-Муктафи-биллах Абу-Мухаммед 6 6 29 294 10 2
Джафар ибн аль-Мутадид, до того как присягнули Абд-Аллаху ибн аль-Му’таззу Аль-Муктадир-биллах Абу-ль-Фадль 0 4 9 295 2 21
После этого, пока его не заточили и не присягнули его брату Мухаммеду 20 9 23 316 0 14
Мухаммед ибн аль-Мутадид, до того как восстал против него эмир [Мунис] Аль-Кахир Биллах Абу-Мансур 0 0 3 316 0 17
Джафар ибн аль-Мутадид, вторично, пока его не убили Аль-Муктадир-биллах Абу-ль-Фадль 3 9 11 319 9 28
Мухаммед ибн аль-Мутадид – вторично, до тех пор, пока его не низложили и не ослепили Аль-Кахир Биллах Абу-Манар 1 6 7 321 4 5 [148]
Мухаммед ибн Джафар, пока он не умер Ар-Ради-биллах Абу-ль-Аббас 6 10 11 28 2 16
Пока не присягнули Ибрахиму ибн аль-Муктадиру 0 0 4 328 2 20
Ибрахим ибн Джафар, пока его не низложили и не ослепили Аль-Муттаки-биллах Абу-Исхак 3 10 29 332 1 19
Аль-Фадль ибн Джафар, пока он не отрекся и на его место не посадили его сына Аль-Мутилиллах Абу-ль Касим 29 4 21 362 10 13
Абд-аль-Карим ибн аль-Фадль, пока его не низложили и не изуродовали Ал-Таилиллах Абу-Бекр 19 9 12 382 7 25
Ахмед ибн Исхак ибн Джафар 123 Аль-Кадир-биллах Абу-ль-Аббас

/132/ По мнению звездочетов, среди халифов ислама и [других] царей [народов] этой религии нет ии одного, который бы царствовал больше двадцати четырех лет. Что же касается того, что время [царствования халифа] аль-Мути 124 тянулось около тридцати лет, то дело тут в том, что, по мнению звездочетов, власть и царствование [уже] в последние годы [правления] аль-Муттаки и в первые дни [правления] аль-Мустакфи 125 перешли от рода Аббассидов к роду Буидов, а в руках Аббасидов остались только дела духовные, религиозные, а не мирские и светские.

Подобно этому, «рас-аль-джалуту» у евреев принадлежит религиозное верховенство, но не светская власть и управление.

Правящий теперь потомок аль-Аббаса 126, по мнению звездочетов, тоже является только [духовным] главой ислама, а не царем.

[Астрологи] уже издревле предупреждали об этом, как сказано в книге Ахмеда ибн ат-Тайиба ас-Серахси 127 о сочетании двух несчастливых [планет] в знаке Рака. Столь же отчетливо говорил об этом Канака-индиец, звездочет ар-Рашида. Он утверждал, что власть Аббасидов перейдет к человеку, который выйдет из Исфахана, и определенно указал то время, когда выступил в Исфахане Али ибн Буйе по прозвищу Имад-ад-даула.

Когда Аббасиды стали давать своим ставленникам всякие дутые титулы, связанные со [словом] «даула» 128, и сравняли в этом всех — близких и далеких — то их власть пропала. Они [настолько] перешли при этом меру, что сделалось необходимо [как-нибудь] отличить [пребывавших] при дворе халифа от прочих [вельмож], и халифы стали давать своим [149] приближенным двойные титулы. Другие тоже хотели этого, и [всякий] желающий мог достигнуть своей цели щедростью и излечить свой недуг при помощи посредников. И снова понадобилось ввести различие между такими людьми и особо приближенными к халифу [царедворцами]. Им начали давать тройные титулы и прибавили [еще] прозвание «шаханшах». Дело стало до крайности тягостным и обременительным, так что поминающий эти титулы чувствовал скуку еще раньше, чем начинал их поминать, пишущий тратил на это [много] времени и строк, а проповеднику, [читающему] хутбу [с их именами], грозила опасность пропустить все время молитвы. Неплохо, однако, будет привести титулы, исходящие от великого халифа и обнародованные [вплоть] до нашего времени. Мы сведем их в таблицу, имеющую такой вид 129.

Имена носителей прозвищ Прозвища, данные великими халифами
Аль-Касим ибн Убейд-Аллах /133/ Вали-ад-даула
Его сын Амид-ад-даула
Абу-Мухаммед ибн Хамдан Насир-ад-даула
Его сын Са’д-ад-даула
Абу-ль-Хасан Али ибн Хамдан Сейф-ад-даула
Али ибн Бувейх Имад-ад-даула
Абу-ль-Хасан ибн Бувейх Муизз-ад-даула
Аль-Хасан ибн Бувейх Рукн-ад-даула
Абу-Мансур-Бахтиар ибн Абу-ль-Хасан Санад-ад-даула
Абу-Мансур Бисутун ибн Вашмгир Захир-ад-даула
Абу-Мансур Бувейх ибн аль-Хасан Муаияд-ад-даула
Аль-Марзубаш ибн Бахтиар Изз-ад-даула
Кабус ибн Вашмгир Шамс-аль-Ма’али
Абу-Ахмед Харис ибн Ахмед Вали-ад-даула
Абу-Шуджа Фаннахусра ибн аль-Хасан Адуд-ад-даула ва Тадж-аль-милла
Абу-Калиджар ибн Фаннахусра Фахр-ад-даула ва Фалак-аль-умма
Абу-Калиджар Марзубан ибн Фаннахусра Самсам-ад-даула ва Шамс-аль-милла
Абу-ль Фаварис ибн Фаннахусра Шариф-ад-даула ва Зейн-аь-милла
Абу-Талиб Рустум ибн Али Маджд аль-милла ва Кахф-аль-Умма /134/
Абу-ль-Касим Махмуд ибн Сабуктегин Ямин-ад-даула ва Амин аль-милла
Абу Наср Хурра Фируз ибн Фаннахусра Беха-ад-даула ва Дыя-аль-милла ва Гияс-аль-умма
Абу-ль-Хасан Мухаммед ибн Ибрахим Насир-ад-даула
Абу-ль-Аббас Таш аль-Хаджиб Хусам-ад-даула
Абу-ль-Аббас Фаик аль-Хасса Амид-ад-даула
Абу-Али Мухаммед ибн Мухаммед ибн Ибрахим Насир-ад-даула
Сабуктегин сначала Муин-ад-даула
позднее он получил прозвище Насир-ад-дин ва даула
Махмуд ибн Сабуктегин Сейф-ад-даула
Абу-ль-Фаварис Бекгузун-аль-Хаджиб Синан-ад-даула
Абу-ль-Касим Мухаммед ибн Ибрахим Насир-ад-даула
Абу-Мансур Алп Арслан аль-Балави Муин-ад-даула

Таким же образом везири халифата получали прозвище [со словом] «зу» 130, как например, «Зу-ль-ямииайн», «Зу-р-риясатайн», «Зу-ль-кифаятайи», «Зу-с-сейфайн», «Зу-ль-каламайн». [150]

Буиды, когла власть перешла к ним, начали подражать халифам и как мы упомянули выше, далеко зашли в этом деле, так что ложь [совершенно] залила их. Они называли своих везирей «Кафиль-куфат», «аль-Кафи-аль-аухад» и «Аухад-аль-куфат» 131.

Саманиды 132, правители Хорасана, не стремились к таким титулам и довольствовались куньями При жизни их называли: «аль-Малик-аль-Муайяд», «аль-Муваффак», «аль-Мансур», «аль-Муаззам», «аль-Мунтасир», а после смерти: «аль-Хамид», «аш-Шахид», «ас-Саид», «ас-Садид», «ар-Ради» и тому подобное. Но своим полководцам они давали, подражая халифам, прозвища: «Насир-ад-даула», «Имад-ад-даула», «Хусам-ад-даула», «Сейф-ад-даула», «Синан-ад-даула», «Муин-ад-даула», «Насир-ад-даула».

То же самое сделал и Богра-хан 133, когда выступит в триста восемьдесят втором году: он прозвал самого себя «Шихаб-ад-даулой».

Некоторые [правители] перешли [даже] эти пределы и называли себя «эмирами вселенной» и «сейидами эмиров», и заставил их Аллах принять срам в здешней жизни и показал им самим и другим людям [все] их бессилие. Что же касается эмира и преславного господина 134 — да продлит Аллах его власть, — то ему писали из столицы халифата и предлагали титулы со словом «даула». Но он поднялся выше этого и отдалился от уподобления тем, кому дают прозвище [только] метафорически, и [потом] /135/ избрал для себя прозвание, в котором не перешел пределов истины. И стал он — да увековечит Аллах его могущество! — между царей Вселенной подобным Солнцу, озаряющему их мрак лучами своих высоких достоинств 135. Халифы признавали его [истинным] повелителем правоверных. Они хотели удвоить его [титул] и прибавить к нему что-нибудь, но [Шамс-аль-Маали], по величию своих помыслов, отказался от этого. Пусть же продлит Аллах его пребывание [в живых], пусть озарит горизонты вселенной светом его справедливости, пусть сделает области мира благоустроенными благодаря его заботе, пусть возвышаются до совершенства, не имеющего предела, дела его и дела рабов [божьих] под сенью попечения Аллаха! Аллах [достаточно] могуществен для этого, он знает и видит, в чем благо его рабов.

Возвратимся же, однако, на стезю, избранную в этой [книге], от которой мы отошли, и скажем:

Поскольку [установлены] хронологические даты, которые мы привели выше в таблицах, то мы теперь должны приложить старание к исполнению того, что мы обещали, и показать, как узнать способ вычисления эр, которыми пользуются в знджах, при астрономических наблюдениях, при заключении условий и [торговых] сделках. Мы предпошлем этому двойной «тайласан» 136, заключающий промежутки между [началом] двух [151] последовательных эр, выраженных в неизменных величинах, то есть в днях. Цифры в нижней половине [таблицы], под чертой, дают промежутки в днях, изображенные индийскими цифрами, а в верхней половине стоят [величины] двух родов: те, что повыше, это те же дни, поднятые до шестидесяти столько раз, сколько это возможно, нижние — те же самые дни, расположенные по разрядам индийских цифр 137 и переведенные на счет по буквам.

Вот небезызвестный образец такого [обозначения].

Умножим квадрат квадрата квадрата шестнадцати на самого себя 138 и вычтем из произведения единицу. Получится столько же, сколько получается при перемножении [цифр] на всех полях шахматной доски, если начать на первом поле с единицы. Индийскими цифрами 139 это будет.

18 446 744 073 709 551 615.

Возвысив это число до шестидесяти насколько возможно 140, получим:

30 30 27 9 5 3 50 40 31 0 15.

В переводе на счет по буквам получится:

***

Если перевести эти буквы, в их последовательности, в индийские цифры, то получится упомянутое [выше] количество.

[Наш] «тайласан» следует понимать в соответствии с этим примером. Мы поступаем таким образом только для того, чтобы каждый из трех видов [нумерации] свидетельствовал о правильности соответствующих [цифр], если возникнет сомнение в каких-либо буквенных количествах или цифрах, и приводим эту операцию [лишь] в общем, не подробно, ибо тот, кто читает /136/ эту книгу, обязательно должен стоять выше ступени начинающих в [науке] счета.

Итак, мы говорим: если кто-нибудь желает определить какую-либо эру при помощи известной ему эры. пусть выразит всю известную эру в днях. То, что получится, называется «основой». Потом нужно взять промежуток между обеими эрами, то есть между известной и искомой; эту [величину] мы называем «уравнением». Если известная эра предшествует искомой, то уравнение вычитается из основы; если же известная эра отстает от искомой эры 141, то уравнение следует прибавить в основе. То, что получится, дает [число] дней искомой эры. Разделите ее на величину года, присущего данной эре; то, что получится, даст число полных лет, а в остатке будут дни. Их следует перевести в месяцы, согласно количествам, присущим каждой из разновидностей месяца, о которых мы упоминали выше.

Вот количество дней между каждой эрой по двойному тайласану, а Аллах лучше знает [истину]. [152]

Тайласан

33 27 45 6 **** 38 46 18 6 *** 15 46 17 6 *** 56 1 44 5 *** 33 34 28 5 ***
20 31 46 2 *** 25 50 19 2 *** 2 50 18 2 *** 43 5 45 1 *** 20 38 29 1 ***
0 32 3 2 *** 5 51 36 1 *** 42 50 35 1 *** 23 6 2 1 *** 0 39 46 ***
39 19 2 2 *** 44 38 35 1 *** 28 38 34 1 *** 2 54 0 1 *** 39 26 45 ***
5 13 33 1 *** 10 32 6 1 *** 47 31 5 1 *** 28 47 31 *** 5 20 16 ***
0 53 16 1 *** 5 12 50 *** 42 11 49 *** 23 27 15 *** Эра Антонина с греческими годами и коптскими месяцами
37 25 1 1 *** 42 44 34 *** 19 44 33 *** Эра Диоклетиана, с греческими годами и месяцами 55 643
18 41 27 *** 23 0 1 *** Эра с лунными годами и арабскими месяцами 121 459 177 102
55 40 26 *** Эра Ездигерда, с персидскими годами и месяцами 3 623 125 082 180 725
Эра Мутадида-биллаха, с греческими годами и персидскими месяцами 96 055 99 678 221 137 276 780 [153]
28 14 2 5 *** 54 7 43 4 *** 33 55 41 4 *** 13 56 58 3 *** Эра потопа, с коптскими годами и месяцами
13 18 13 1 *** 41 11 44 *** 20 59 42 *** Эра Набонассарара, с коптскими годами и месяцами 860 173
55 18 30 *** 21 12 1 *** Эра Филиппа, с коптскими годами и месяцами 154 760 1 014 933
34 6 29 *** Эра Александра, с сирийскими годами и месяцами 4 341 159 101 1 019 274
Эра Августа с греческими годами и коптскими месяцами 104 794 109 135 263 895 1 124 068
58 805 163 599 167 940 322 700 1 182 187
114 448 219 242 223 583 378 343 1 238 516
235 907 340 701 345 042 499 802 1 359 975
239 530 344 324 348 665 503 425 1 363 598
335 585 440 379 444 720 599 480 1 459 653 [154]

/138/ При удвоении и счете [полей на] шахматной доске 142 существует два правила. Первое: «Когда умножаем какое-либо поле из шестидесяти четырех полей шахматной доски на самого себя, то произведение оказывается в поле, настолько же удаленном от множимого поля, насколько последнее удалено от первого поля».

Пример. Множим пятое поле, то есть шестнадцать, на самого себя; произведение равняется 256, причем [эта цифра] оказывается на девятом поле. А расстояние девятого поля от пятого — такое же, как от пятого до первого.

Что же касается второго основного правила, то оно гласит: «Если вычесть из цифры какого-либо поля единицу, то остаток будет равен суммe цифр всех предшествующих полей».

Пример. Возьмем цифру шестого поля, то есть тридцать два, и вычтем из нее единицу. Останется тридцать один, а эта цифра равняется цифрам всех последующих полей, то есть: один, два, четыре, восемь, шестнадцать, — если их сложить.

Умножить квадрат квадрата квадрата шестнадцати на самого себя означает умножить на самого себя тридцать третье поле, чтобы получить цифру шестьдесят пятого поля. Если же вычесть из этой [цифры] единицу, получится [сумма] всех цифр, которые есть на доске.

Квадрат тридцать третьего поля есть произведение от умножения [на самое себя] цифры семнадцатого поля; квадрат семнадцатого поля есть произведение от умножения [на самого себя] девятого поля. Квадрат восьмого поля есть произведение от умножения [на самого себя] пятого поля, то есть упомянутых шестнадцати.

Говорит Абу-р-Рейхан 143 в «Книге о цифрах»— «Я хочу изъяснить способ вычисления [полей] шахматной доски, чтобы [желающие] могли навостриться в этом деле. Но предварительно тебе должно знать, что удвоения «парных пар» 144, какое бы из них мы не взяли, отстоят друг от друга, идя в последовательном порядке» 145. [Если число удвоений четное, то средних членов пропорции два], а если нечетное, то средний член один. Произведение обоих крайних членов равно произведению двух средних.

Таково одно [правило], которое необходимо предварительно знать. Другое гласит, что если мы хотим узнать сумму данного числа удвоений «парных пар», то удваиваем наибольшее из них, то есть последнее, и вычитаем наименьшее, то есть первое. Остается [искомая] сумма удвоений.

Теперь, когда это установлено, прибавим к полям шахматной доски еще одно поле — оно будет шестьдесят пятым. А [нам уже] известно, что цифра этого поля, получаемая от удвоений «парных пар», начиная с единицы, равняется сумме цифр полей доски плюс первое поле, то есть начальная единица. Значит, если вычесть из этого числа единицу, останется сумма всех полей. [155]

Если рассматривать это [шестьдесят пятое] поле и первое поле как крайние члены [прогрессии], то тридцать третье поле окажется для них средним членом, и это будет первый средний член. Если же мы возьмем за крайние члены поля тридцать третье и первое, то средним членом для них окажется семнадцатое поле, и это будет второй средний член. Если мы возьмем за крайние члены поля семнадцатое и первое, то средним членом для них окажется девятое поле, и это /139/ будет третий средний член. Возьмем за крайние члены девятое и первое поля. Тогда средним членом для них будет пятое поле — четвертый средний член. Если взять пятое и первое поля за крайние члены, то средним для них окажется третье поле — пятый средний член. Возьмем, [наконец], за крайние члены третье и первое поля; тогда средним членом будет второе поле — шестой средний член, — в котором [стоит число] два.

Умножив два на самое себя, получим [произведение, равное] произведению первого поля на третье. Но в первом поле стоит единица. Следовательно, то, что получилось, равняется пятому среднему члену в третьем поле, то есть четырем. Умножим четыре на самое себя — будет шестнадцать, а это равняется четвертому среднему члену в пятом поле. Умножим это число на самое себя — будет двести пятьдесят шесть, а это третий средний член в девятом поле. Если умножить эту цифру на самое себя, получится 65 536, а это второй средний член в семнадцатом поле. Умножим эту цифру на самое себя — получится 4294967296, а это — первый средний член в тридцать третьем поле. Умножив эту цифру на самое себя, мы получим 18 446 744 073 709 551 616. Если вычесть отсюда единицу, которая стоит в первом поле, то останется сумма цифр всех полей шахматной доски, то есть та цифра, которую мы приводили выше для примера.

Это [огромное] количество нельзя изобразить иначе, как разделив его на десять тысяч, чтобы оно превратилось в «бидры» 146. Бидры делятся на восемь и превращаются в «вакры» 147. Количество вакров делится на десять тысяч, чтобы разбить [несущих] их мулов на табуны — по десять тысяч [голов] в каждом табуне. Потом табуны делятся на тысячи, чтобы мулы могли пастись в долинах рек — по тысяче мулов на берегу каждой реки, а число долин делится на десять тысяч, чтобы из каждой долины [как бы] вышло десять тысяч гор. При самом усиленном делении 148 количество этих гор составит две тысячи триста пять. Все это — представления, для которых тесна обитаемая часть земли. Но Аллах всезнающ и премудр! /140/

Теперь мы поговорим об этом 149 подробно, приводя частности, без которых не обойтись. Но отложим рассуждение об определении [начала] эр Адама и потопа согласно преданиям «людей писания», так как они связаны с годами и месяцами евреев, а последние очень запутаны и неустойчивы, и их трудно установить вычислением, как мы уже отчасти говорили [156] выше. Поэтому мы неизбежно должны посвятить им особое внимание и отдельное рассуждение.

Итак, начнем с подробного рассуждения о [различных] эрах, и будем действовать, исходя из того, что количество дней между их началом и днем, который мы ищем, нам известно. Эти дни мы назовем «установленными днями».

Если мы желаем определить [какую-нибудь дату] по эре потопа, согласно словам Абу-Машара, который пользуется ею в своем зидже, то делим установленные дни этой эры на триста шестьдесят пять и получаем полные годы. Оставшиеся дни мы превращаем в коптские месяцы. Первый [день] месяца Тота по этой эре потопа совпадает с восемнадцатым числом месяца Бахман-Мах по недополненной [високосными месяцами] эре Ездигерда.

Если же мы ищем [дату] по эре Набонассара или Филиппа, то мы делим «установленные дни» [этих эр] на триста шестьдесят пять и получаем полные годы, а оставшиеся дни распределяем, отдавая каждому месяцу его долю и начиная с Тота. Начало этого месяца совпадает с первым числом месяца Дей-Мах по недополненной [високосными месяцами] эре Ездигерда.

Желая [установить дату] по эре Александра, мы делим установленные дни на триста шестьдесят пять с четвертью, то есть [сначала] множим [число] дней на четыре, чтобы превратить их в четверти, [потом] делим итог на тысячу четыреста шестьдесят один, то есть на число четвертей [дня] в году. Таким образом, получаются полные дни и, в остатке, — четверти, которые мы делим на четыре, чтобы снова обратить их в полные дни. Далее мы определяем каждому месяцу число его дней, начиная с первого Тишрина; остаток, которого не хватает на целый месяц, дает число прошедших дней текущего месяца.

Для [месяца] Шубата мы определяем двадцать девять дней в високосном году, а в другие годы — двадцать восемь дней.

Определение високосных лет [производится так]. Мы смотрим, какой остаток получается от деления четвертей [установленных дней] на четыре: если останется два, то [значит], текущий год — високосный, а если останется меньше или больше, то год не високосный.

Это [происходит] потому, что високосный год предшествовал началу эры на два года, так что к началу эры накопилось две четверти дня. А если после искомой даты [тоже] осталось /141/ две четверти, получится полный выправленный день и, значит, год будет високосный.

Если же пользоваться этой эрой по способу румов, то, учитывая расхождение начала года у румов и у сирийцев, [нужно] отбросить от общего количества установленных дней девяносто два дня, а с тем, что осталось, действовать так же, как при вычислении по способу сирийцев. [157]

Остаточные четверти [дня] мы превращаем в полные дни и отводим на каждый месяц [причитающееся] количество дней, причем начинаем с Януариоса, то есть с Кануна второго. Високосные годы узнаются так, как было сказано выше.

Когда мы желаем [определить дату] по эре Августа, то действуем с установленными днями так же, как при вычислениях по эре Александра, чтобы вышли полные годы и остались четверти. Мы превращаем четверти в дни и отводим каждому коптскому месяцу его количество дней, начиная с Тота. Если год високосный, мы считаем эпагомены, то есть «малый месяц» 150 за шесть дней, а если год не високосный, то мы берем на них пять дней.

Високосный год узнается по тому, что [в такой год], после превращения четвертей дня в целые, не остается никакого остатка. Объясняется это тем, что високосный год предшествовал началу [данной] эры. Этот вопрос 151 не [вызывает] больших недоумений, так как [эпагомены] ставятся в конце года. А первый день Тота всегда совпадает с двадцать девятым числом сирийского Аба.

Что же касается эры Антонина, то мы вычисляем те полные годы таким же способом, как было [сказано] раньше относительно эры Августа, а остаток делим на четыре. Из того, что получилось, мы выделяем долю каждого месяца, причем начинаем с месяца Тота. На високосные годы мы накидываем шесть дней эпагомен, а узнается високосный год по тому, что остается одна [лишняя] четверть дня.

Эра Диоклетиана. Мы поступаем с установленными днями этой эры так же, как поступали, [оперируя] с эрой Августа и другими, и получаем полные годы, причем четверти превращаем в целые [числа]. Мы наделяем месяцы [причитающейся] долей [дней] и начинаем с Януариоса, то есть со второго Кануна. Если год високосный, то мы отводим Фебрариусу, то есть Шубату, двадцать девять дней, а в другие годы — двадцать восемь дней. Признаком високосного [года] служит то, что от четвертей дня остается две четверти, как в эре Александра.

Что касается эр арабов и их месяцев, а также места наси в их эре и порядка месяцев [у арабов] в эпоху джахилии, то этот вопрос остался в пренебрежении. [Арабы-язычники] были неграмотны и полагались, для увековечения преданий, только на память и на стихи. Когда же люди, которые пользовались этими месяцами, вымерли, то предания перестали помнить, так что узнать это нет возможности./142/ Что же до эры хиджры при исламе, то когда мы хотим найти [какую-нибудь дату] по этой эре, нужно разделить «установленные дни» на средний лунный год, то есть на триста пятьдесят четыре дня [плюс] одна пятая и одна шестая дня. Для этого мы умножаем количество лет на тридцать, то есть на наименьшее число, в котором есть пятые и шестые доли, и делим итог на десять [158] тысяч шестьсот тридцать один — то есть на произведение трехсот пятидесяти четырех на тридцать, с добавлением к получившемуся количеству одиннадцати [тридцатых], то есть суммы одной пятой и одной шестой. То, что получится, — это полные солнечные годы, а остаток — дни, умноженные на тридцать. Если разделить их на тридцать, то частное снова даст дни. Возьмем для одного месяца тридцать дней, для другого двадцать девять и начнем с Мухаррама, [в котором тридцать дней]. Остаток, не дающий полного месяца, показывает, сколько прошло дней этого месяца. Так действуют при вычислении дат в зиджах. Хотя при этом идут и различными путями, но все они восходят к одной и той же идее.

Что касается [вычислений] по новолуниям, то [в лунном году] могут следовать один за другим два полных месяца или три неполных. Возможно также, что из-за неравномерности движения Луны лунный год превысит упомянутое количество дней или окажется меньше.

Эра Ездигерда. Делим «установленные дни» на триста шестьдесят пить. То, что получится, — это полные поды, а из остатка мы даем каждому месяцу его упомянутую выше долю, причем начинаем с Фервердин-Маха. Таким образом мы узнаем [дату] по эре от воцарения Ездигерда, которой пользуются в зиджах.

Если мы хотим узнать [дату по] эре магов, то вычитаем из даты воцарения Ездигерда двадцать лет и остается дата начала эры магов, так как они ведут свое летосчисление от года убиения Ездигерда и прекращения власти [Сасанидов], а не с начала его царствования.

Эра аль-Мутадида-биллаха. Мы действует с нею так же, как с эрой Александра, и даем каждому месяцу его долю по образцу месяцев персов, причем начинаем с Фервердин-Маха и доходим до Азар-Маха. Если искомый год — високосный, то есть остается [излишек] в две четверти дня, как в эре Александра, то прибавляем шесть добавочных дней, а если не високосный, то прибавляем пять дней. Науруз, по причинам, о которых мы упомянули выше, всегда соответствует в этой эре одиннадцатому Хазирана с помощью и по поспешению Аллаха.

Правильно будет сказать [здесь] об одной вещи, которая отсутствует в зиджах, и упоминает ее один лишь Абу-ль-Фадль ибн Хатим-ан-Найризи 152 в своем комментарии к Альмагесту. Между тем, она часто встречается, и те, кто имеет с ней дело, не знают, как им быть. А именно, от нас [могут] потребовать /143/ вычисления дат, о которых известны сведения различных видов, не охваченные единым родом, например, определить день, место которого в румском, арабском или персидском месяце известно, причем название этого месяца неведомо, но [зато] известно имя другого месяца, совпадающего с ним [по другой эре], а также эра, к которой не принадлежат оба эти месяца, или эра, к которой принадлежит месяц с известным названием. [159]

Пример. День — Хурмуз, месяц — Таммуз, год — триста девяносто первый хиджры.

Метод здесь таков: вычислим [дату] по эре Александра на первое Мухаррама 391 года хиджры. Тогда нам станет ясно, с каким днем и месяцем из арабских месяцев совпадает первое Таммуза. Потом вычислим [дату] для первого Таммуза по эре Ездигерда; тогда будет видно, на какой день Таммуза падает день Хурмуз, и станут известны все три даты в их виде и роде. Если, к тому же, известен день недели, это помогает постигнуть истину и облегчает ее установление.

Пример. День пятницы, первого числа месяца Рамадана 370 года по эре Ездигерда.

Способы [решения] здесь такие: выведем дату по эре арабов для Науруза данной эры и вычислим исходя из этого первое число месяца Рамадана. Потом сопоставим [дни] начала месяца и дни недели, и требуемое станет ясно.

Таким же образом, если известны день недели и его число в каком-нибудь месяце по какой-нибудь эре, а также известно название месяца, то неизвестное] можно узнать тем же способом, как мы говорили.

Тот, кто охватит полностью данную [отрасль знания], может решить все [задачи] из этой области, которые будут ему заданы, каков бы ни был вопрос, и ничто не останется для него скрытым, если он вдумается как следует.

[Иногда] в данных, которые известны, цифровые количества состоят из различных элементов, так что единицы отличаются от десятков. Я разумею, что могут, например, сказать: «двадцать пятого числа», но «пять» относится к персидскому месяцу, а «двадцать» — к румскому, причем один из них известен или оба неизвестны. Или скажут: «года триста сорок пятого», причем «пять» будет [считаться] по румской эре, «сорок» — по арабской эре, а «триста» — по персидской эре. Глубокое размышление [и здесь] откроет искомое, хотя и [долго] продлится вычисление при выведении [результатов]. Аллах же споспешествует в [достижении] истины 153.

(пер. М. А. Салье)
Текст воспроизведен по изданию: Абу Рейхан Бируни. Избранные произведения, I. Ташкент. АН УзбССР. 1957

© текст - Салье М. А. 1957
© сетевая версия - Тhietmar. 2014
© OCR - Парунин А. 2014
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН УзбССР. 1957