АБУРЕЙХАН БИРУНИ
ПАМЯТНИКИ МИНУВШИХ ПОКОЛЕНИЙ
КИТАБ АЛ-АСАР АЛ-БАКИЯ АН АЛ-КУРУН АЛ-ХАЛИЯ
Относительно дат жизни царей и их известных деяний персы сообщают в первой части [летосчисления] такие вещи, которых не желают слушать сердца, отвергают уши и не принимает разум. Но нашей [основной] целью является установление эр, а не критика преданий; [поэтому] я закреплю то, на чем сходятся ученые персов, жрецы и мобеды магов, и что взято с их слов, и объединю это в таблицах таким же образом, как [это сделано] выше, чтобы дело шло тем же путем, который был проложен для эр прочих народов. К именам [царей] я добавлю их прозвища, ибо [эти прозвища] отличают [персидских] царей от прочих владык. Ведь если у других царей и встречаются прозвища, то они являются общими для целого разряда [царей], и данный царь разделяет их с другими царями, заступающими его место. Такие общие прозвища соответствуют титулу «шаханшах» у персов. Образцы этих общих прозвищ приведены в следующей таблице:
Разряды царей | Прозвища царей этих разрядов |
Цари персов Сасаниды | Шаханшах и Кисра |
Цари румов | Басили, то есть Кесарь |
Цари Александрии | Птолемей |
Цари Йемена | Тобба |
Цари тюрков [из] хазар и тогузгузов | /101/ Хакан |
Цари тюрков-гуззов | Ханута |
Цари Китая | Багпур |
Цари Индии | Бальхара |
Цари Каннуджа | Раи |
Цари Абиссинии | Неджаши |
Цари Нубии | Кабиль |
Цари островов Восточного моря | Махараджа |
Цари гор Табаристана | Испехбед |
Цари Дунбавенда | Масмуган |
Цари Гарджистана | Шар |
Цари Серахса | Задуйе |
Цари Несы и Абиверда | Бахмана |
Цари Кеша | Нидун |
Цари Ферганы | Ихшид |
Цари Усрушаны | Афшин |
Цари Шаша | Тудун |
Цари Meрва | Махуйе [112] |
Цари Нишапура | Канабар |
Цари Самарканда | Тархун |
Цари Сарира | Аль-Хаджжадж |
Цари Дихистана | Суль |
Цари Джурджана | Анахбад /102/ |
Цари славян | Кназ 75 |
Цари сирийцев | Немврод |
Цари коптов | Фараон |
Цари Бамиана | Шир-и-Бамиан |
Цари Египта | Аль-Азиз |
Цари Кабула | Кабул-шах |
Цари Термеза | Термез-шах |
Цари Хорезма | Хорезм-шах |
Цари Ширвана | Ширван-шах |
Цари Бухары | Бухар-худат |
Цари Гузганана | Гузганан-худат |
Что же касается личных прозвищ., то до мусульманских династий они существовали только у персов.
Первая часть [царей персов] делится на три разряда.
Одна из них — это Пишдадиды, 76 то есть те, которые овладели всем миром, строили города, разрабатывали рудники и вырабатывали основы [всех] ремесел; они [установили] на земле справедливость и почитали Аллаха так, как его должно почитать.
Вторая — цари Айлана — это [слово] означает: «возвышенные». Они не владели всею землею целиком. Тот, кто начал разделение царств [на земле], был Афридун-пречистый: он разделил землю между своими сыновьями, как об этом сказал в своем стихотворении один из потомков Хосроев:
«Мы разделили наше царство в наш век.
Как делят мясо на доске.
Мы назначили Шам 77
и Рум,
До места заката солнца, витязю Сельму.
Туджу были отданы тюрки,
Так что землями тюрков владеет сын дяди 78,
Айрану [был дан] Ирак, [взятый] силой;
Ему досталась власть, а нам достались блага».
Третья [династия] — это Кеяниды, они же — великаны. В их дни власть над миром разделилась между различными народами.
Между этими династиями были междуцарствия, из-за которых порядок и последовательность хронологии являются [иногда] сомнительными.
Вот цари первой части, согласно мнению большинства персов; [113]
Разряд царей | Имена первой части персидских царей | Их прозвища | Сколько каждый царствовал | Общая сумма годов |
Первые люди |
Гаюмарс | Гиршах |
30 | 30 |
до [рождения] Меши и Мешаны, которая называется «мать сынов и дочерей»; это у персов Адам и Ева | — | 40 | 70 | |
До их брака | — | 50 | 120 | |
До рождения Хушенга | — | 93 | 213 | |
Пишдадиды справедливые |
Хушенг, сын Афравака, сына Сиямака, сына Меши | Пишдад | 40 | 253 |
Тахмурас, сын Виджахана, сына Инкахана, сына Хушенга, пока не появился Будасаф 79 | Зебавенд | 1 | 254 | |
После этого | — |
29 | ||
Джам, сын Виджахана — с того времени как он приказал изготавливать оружие | Шиз | 50 | 283 | |
до того, как он приказал прясть и ткать; | — |
50 | 333 | |
до того, как он приказал разделить людей на четыре разряда; | — |
50 | 383 | |
до того, как он воевал со злым духами и одолел их; | — |
50 | 433 | |
до того, как он поручил им рубить скалы и носить их; | — |
100 | 533 | |
до того, как он приказал сделать колесницу и ее сделали, и Джам воссел на нее | — |
66 | 599 | |
После этого люди пребывали благополучными, а потом Джам скрылся | — |
300 | 899 | |
Джам продолжал скрываться, пока не победил его ад-Даххак. Ад-Даххак вытянул у Джама кишки и перепилил его пилой | — |
100 | 999 | |
Ад-Даххак, сын Ульвана из амалекитян – это Биварасиф, сын Аврандаспа, сына Зингао, сына Баришанда, сына Гара, а Гар – отец чистых арабов, сын Афравака, сына Сиямака, сына Меши | Аждахак |
1000 | 1999 /104/ | |
Афридун, сын Афсиянгао, сына Асфиана Нигао, сына Асифана, сына Шахргао, сына Асфиана Ахунбагао, сына Асфиана Испедгао, сына Асфиана Дизагао, сына Асфиана Нигао, сына Нефуруша, сына царя Джама [114] | Мобед |
200 | 2199 | |
Цари Айлана, то есть «возвышенные» |
Ирадж. Его убили два его брата Сельм и Тудж и воцарились. Они [все] были сыновья Афридуна | Избранный |
300 | 2499 |
Менучихр, сын
Гаузен, дочери Ираджа, пока он не убил Туджа и
Сельма – по-персидски Шарм До тех пор, пока сын Туджа не овладел Ираншахром и не изгнал Менучихра |
Фируз |
20 | 2519 | |
60 | 2579 | |||
Афрасиаб, сын Бушенга, сына Ината, сына Ришмана, сына Аршаспа, сына Туджа, пока не была [дарована] Менучихру [победа] над Афрасиабом, и тот не изгнал его. После они помирились [после] знаменитого выстрела 80 | 12 | 2591 | ||
Менучихр, пока не умер | 28 | 2619 | ||
Тудж — тюрк, который захватил Ирак | Афрасиаб |
12 | 2631 | |
Заб – сын Тахмаспа, сына Камджахубара, сына Зу, сына Хушаба, сына Видинака, сына Дусара, сына Менучихра, и | ||||
Гиршасп, то есть Сам, сын Наримана, сына Тахмаспа, сына Ашка, сына Нуша, сына Дусера, сына Менучихра | Соучастники |
5 | 2636 | |
Кеяниды, то есть великаны |
Кайкобад, сын Зага, сын Нудага, сына Маншу, сына Нудара, сына Менучихра | Первый |
100 | 2736 |
Кайкаус, сын Кайнии, сына Кайкобада, пока он не восстал, и тогда его взял в плен Шаммар. Потом его освободил Рустам, сын Дастана, сына Гиршаспа, царь | Немврод |
75 | 2811 | |
после этого, пока не умер | 75 | 2886 | ||
Кайхусрау, сын Сиявуша, сына Кайкауса, пока он не ушел странствовать и не скрылся | Хумаюн |
60 | 2946 | |
Кайлухрасп, сын Кайваджи, сын Кайманиша, сына Кайкобада, пока он не послал Бухтунаесара в Иерусалим и тот не разрушил его | Аль-Бальхи |
60 | 3006 | |
после этого | 60 | 3066 /105/ | ||
Кайвиштасп, сын Лухраспа, пока не появился Заратуштра [115] | Аль-Харбаз | 30
|
3096 | |
после этого | 90 | 3186 | ||
Кайаредшир Бехмен, сын Исфендиара, сына Виштаспа | Долгорукий | 112 | 3298 | |
Хумани, дочь Ардешира Бехмена | Чихразад | 14 | 3328 | |
Дарий, сын Ардешира Бехмена | Великий | 30 | 3340 | |
Дарий, сын Дария, пока его не убил Александр иониец | Второй | 12 | 3354 |
Даты [правления царей] этого разряда, которые мы упомянули; находятся также и в «Книге житий» 81, [но] очень отличаются [от вышеприведенных] Однако те [данные], которые я упомянул, ближе к тому, о чем согласились [знатоки преданий]. Я нашел их в книге Хамзы ибн аль-Хусейна-аль-Исфахани, которую тот назвал: «Книга эр великих народов, минувших и исчезнувших», в другом виде. Хамза говорит, что он усердно исправлял их по книге Авесты, а это — книга религии [персов]. Я переписал [эти данные] сюда. Вот они: /106/
Вторая таблица для первой части
Имена царей Пишдадидов по Авесте, [начиная] с Гаюмарса |
Сколько каждый царствовал | Общий игог лет |
Гаюмарс, первый человек | 40 | 40 |
Междуцарствие в 170 лет | — | |
Хушенг | 40 | 80 |
Тахмурас | 30 | 110 |
Джам | 616 | 726 |
Биварасиф | 1000 | 1726 |
Афрнидун | 500 | 2226 |
Менучихр | 120 | 2346 |
Афрасиаб | 12 | 2358 |
Междуцарствие, длительность которого неизвестна | — | |
Заб | 9 | 2367 |
Гиршасп, вместе с Забом | 3 | 2370 |
Междуцарствие | — | — /107/ |
Имена царей Кеянидов |
||
Кайкобад | 126 | 2496 |
Кайкаус | 150 | 2646 |
Кайхусрау | 30 | 2726 |
Кайлухрасп | 120 | 2846 |
Кайвиштасп | 120 | 2966 |
Кайардешир | 112 | 3078 |
Чихразад | 30 | 3108 |
Дарий, сын Бехмена | 12 | 3120 |
Дарий, сын Дария | 14 | 3134 [116] |
/108/ Далее Хамза говорит, что он нашел [эти имена] в рукописи мобеда 82 в виде такой таблицы
Третья таблица для первой части
Имена царей Пишдадидов по рукописи мобеда |
Сколько каждый царствовал | Общий итог лет |
Гаюмарс | 30 | 30 |
Меша и Мешана – пока у них не родились дети | 50 | 80 |
Пока они не умерли и не осталась | 50 | 130 |
Земля без царя | 94 | 224 |
Хушенг | 40 | 264 |
Тахмурас | 30 | 294 |
Джам, пока он не скрылся | 616 | 910 |
Он оставался скрытым | 100 | 1010 |
Биварасиф | 1000 | 2010 |
Афридун | 500 | 2510 |
Менучихр | 120 | 2630 |
Зу и Гишарасп | 4 | 2634 /109/ |
Имена царей Кеянидов |
||
Кайкобад | 100 | 2734 |
Кайкаус | 150 | 2884 |
Кайхусрау | 60 | 2944 |
Лухрасп | 120 | 3064 |
Виштасп | 120 | 3184 |
Ардешир | 112 | 3296 |
Чихразад | 30 | 3326 |
Дарий, сын Бехмена | 12 | 3338 |
Дарий, сын Дария | 14 | 3352 |
/110/ В книгах житий и преданий, переведенных с книг жителей Запада, упоминаются цари персов и Вавилона, начиная с Афридуна, который, как говорят, называется у них Яфуль, и до Дария, последнего царя [персов]. Мы обнаружили, что эти книги расходятся между собой в [данных о] количестве царей, их именах и длительности [царствования], а также в преданиях об этих царях и их обстоятельствах. Скорее всего приходит на ум, что [авторы этих книг] закрепили [на бумаге имена] царей персов вместе с их наместниками в Вавилоне.
Однако если мы совершенно откажемся от упоминания об этом, то уменьшим долю [ценности] книги и отвлечем от этого внимание читателя. Мы приведем [эти данные] в отдельной таблице, чтобы мнения и предания не противоречили друг другу. Вот эта [таблица] [117]
Цари Фарса, начиная от Афридуна по словам обитателей Запада
Имена царей Фарса |
Сколько каждый царствовал | Общий итог лет |
Яфуль, то есть Афридун | 35 | 35 |
Тиглатпалассар | 35 | 70 |
Салманасар – он же Сельм | 14 | 84 |
Сенахериб, сын Салманасара – по-персидски он Санарафт | 9 | 93 |
Сардум, он же Зу, сын Тумаспа | 3 | 96 /111/ |
Потом царствовали [следующие] великие цари |
||
Кайкобад | 49 | 145 |
Синахериб второй | 31 | 176 |
Маджам | 33 | 209 |
Бухтунассар, он же Кайкаус | 57 | 266 |
Улад, сын Бухтунассара | 1 | 267 |
Бальташассар, сын Эвилада | 2 | 269 |
Дара-аль-Махи, то есть Дарий | 9 | 278 |
Куруш, то есть Кейхусрау | 8 | 286 |
Кир, то есть Лухрасп | 34 | 320 |
Камбиз | 80 | 400 |
Дарий второй | 36 | 436 |
Ксеркс, сын Дария, то есть Хусрау первый | 26 | 462 |
Ардешир, сын Ксеркса, это тот, что прозван «Макрохейр», то есть «Долгорукий» | 41 | 503 |
Хусрау второй | 30 | 533 |
Согдиец Натос, сын Хусрау | 9 | 542 |
Ардешир, сын Дария второго | 41 | 583 |
Ардешир третий | 27 | 610 |
Арсес, сын Охоса | 12 | 622 |
Дарий, последний царь персов | 16 | 638 |
Рассказы евреев, магов, христиан и различных относящихся к ним /112/ сект о начале человеческого рода, а также счет летосчисления начиная от этого времени появились лишь после того, как они признали [факт начала человечества] и установили его — либо согласно, либо разноречиво. А те, кто не признает [факта начала человечества], принимают то, что основано на этом [допущении], только после различных толкований, которые они прибавляют от себя.
Однако [люди] считают [начало человечества] от Адама и Евы и говорят, что время [идет] кругами, в конце которых [всё] рожденное погибает, а в начале — возникает [снова]. Каждый круг имеет [своих] Адама и Еву, и эра этого круга возводится к ним, или, как утверждают некоторые, Адам и Ева в каждом круге существуют для всякой страны отдельно. Из-за этого различается облик [людей в разных странах], их природа и языки.
А некоторые придерживаются [другого] нелепого мнения, будто прошлым временам, от начала [мира], вообще нет конца. Они берут от приверженцев различных религий то, что последние утверждают, и [118] выводят из этого [то или иное] толкование. Так поступали многие люди этого разряда, и нельзя найти ничего более хитрого, чем то, что сделал в своей книге Саид ибн Мухаммед аз-Зухли 83. Он говорит, будто [в начале мира] люди [постоянно] враждовали и соперничали, и что лучшие из них были обижены и угнетены худшими. [Это продолжалось до тех пор], пока справедливый царь Пишдад не перевел их в местность, называемую Фирдаус 84. Она [тянется] от Адена до Серендиба; там произрастают алоэ, гвоздика и другие благовонные [растения] и находятся всевозможные [земные] блага.
И [люди] пребывали [в раю], пока не обнаружил их [некий] ифрит — а это царь злых [существ] — и не начал враждовать с ними.
[Аз-Зухли рассказывает далее], будто Пишдад нашел в этом месте мальчика и девочку, у которых не знали ни отца, ни матери, и воспитал их и назвал Меша и Мешана, и поженил. Потом они совершили грех, и Пишдад вывел их из этой земли. Рассказы об этом, как говорят, очень длинны.
Далее [аз-Зухли] говорит, что от времени поселения людей в раю — а это начало эры — до того, как их обнаружил ифрит, прошел под, а до того, как [Пишдад] нашел Мешу и Мешану — два года; до того, как он их поженил [прошел] сорок один год, до того, как они погибли — тридцать лет, а до смерти самого Пишдада — девяносто девять лет. Затем [аз-Зухли] опустил прочие даты и не привел их последовательно.
Что же касается второй части хронологии персов — начиная от Александра и кончая воцарением Ардешира, сына Бабека, — то в этот период властвовали «царьки племен», то есть цари, которых Александр поставил править над своими землями, причем ни один из них не подчинялся другому. В этот же период царствовали Ашганиды, а это те, которые правили в Ираке и в стране Мах, то есть в Джибале. /113/ Ашганиды принадлежали к числу «царьков племен», и другие цари им не подчинялись, а только уважали их, потому что они были членами [царствующего] дома персидского государства. Дело в том, что первый из Ашганидов был Ашк, сын Ашкана, прозванного Афгур-шах, сына Балаша, сына Шапура, сына Ашкана, сына... 85 сына Сиявуша, сына Кайкауса. Большинство составителей хронологий из персов доводит царствование Александра до первого из Ашганидов 86 и сокращает [продолжительность эры самым] грубым образом, а некоторые из них говорят, что Ашганиды царствовали через [долгое] время после Александра; другие же [просто] путают, [ничего] не зная.
Я передам те их слова, которые до меня дошли, стараясь, по мере возможности, исправить испорченное, отвергнуть ложное и подтвердить истинное. Начну с того, что ближе всего связано с первой таблицей [119] первой части, и назову это также первой таблицей.
Вот она:
Имена царей Ашганидов в соответствии с первой таблицей первой части | Их прозвания | Сколько каждый правил | Общий итог лет |
Александр румиец | — |
14 |
14 |
Ашк, сын Ашкана | Хушдих | 13 |
27 |
Ашк, сын Ашка, сына Ашкана | Ашкан | 25 |
52 |
Шапур, сын Ашка | Заррни | 30 |
32 |
Бахрам, сын Шапура | Хурун | 21 |
103 |
Нарси, сын Бахрама | Гисувар | 25 |
128 |
Хурмуз, сын Нарси | Салар | 40 |
168 |
Бахрам, сын Хурмуза | Раушан | 25 |
193 |
Фируз, сын Бахрама | Балад | 17 |
210 |
Хосрой, сын Фируза | Барадих | 20 |
230 |
Нарси. сын Фируза | Шикари | 30 |
260 |
Ардаван. сын Нарси | Последний | 20 |
280 |
Я прибавлю сюда то, что связано с этой частью во второй таблице, /114/ то есть то, что упоминает Хамза по Авесте, и назову [эту таблицу] тоже второй таблицей, чтобы одноименное следовало за одноименным и таблицы шли по порядку. Упоминания об этом нет надобности повторять [в дальнейшем]. Вот эта таблица.
Вторая таблица второй части
Имена царей Ашганидов, как [об этом] говорит Хамза при последовательном [приведении] таблиц | Сколько каждый правил | Общий итог лет |
Александр румиец | 14 | 14 |
Ашк, сын Балаша, сына Шапура, сына Ашкана, сына | ||
Ашка-притеснителя | 52 | 66 |
Шапур, сын Ашка | 24 | 90 |
Джударз, сын Виджана, сына Шапура | 50 | 140 |
Его племянник Виджан, сын Балаша, сына Шапура | 21 | 161 |
Джудара, сын Виджана, сына Балаша | 19 | 180 |
Нарси, сын Виджана | 30 | 210 |
Его дядя Хурмузан, сын Балаша | 17 | 227 |
Фирузан, сын Хурмузана | 12 | 239 |
Хусрау, сын Фирузана | 40 | 279 |
Балаш, сын Фирузана | 24 | 303 |
Ардаван, сын Балаша, сына Фирузана | 55 | 358 |
Вслед за этим я добавлю то, что, как я упомянул, является, в последовательности таблиц, третьим [то есть таблицу], которую Хамза-аль-Исфахани, по его словам, переписал из рукописи мобеда, чтобы дело шло таким же порядком, как в двух предыдущих таблицах. Вот третья таблица второй части. [120]
/115/ Третья таблица второй части
Имена царей Ашганидов [в том виде], как Хамза, по его словам, взял нх из рукописи мобеда | Сколько каждый правил | Общий итог лет |
Александр-румиец После него царствовало несколько румов, везири которых были из персов. Всего их было четырнадцать царей |
14 | 14 |
68 | 82 | |
Ашк, сын Дария, сына Дария | 10 | 92 |
Ашк, сын Ашкана | 20 | 112 |
Шапур, сын Ашкана | 60 | 172 |
Бахрам, сын Шапура | 11 | 183 |
Балаш, сын Шапура | 11 | 191 |
Хурмуз, сын Балаша | 40 | 234 |
Фируз, сын Хурмуза | 17 | 251 |
Балаш, сын Фнруза | 12 | 263 |
Хусрау, сын Малазана | 40 | 303 |
Балашан | 24 | 327 |
Ардаван, сын Балашана | 13 | 240 |
Ардаван старший, сын Ашканана | 23 | 263 |
Хусрау, сын Ашканака | 15 | 378 |
Бихафернд, сын Ашканана | 15 | 393 |
Джударз, сын Ашканана | 22 | 415 |
Балаш, сын Ашканана | 30 | 445 |
Нарси, сын Ашканана | 20 | 465 |
Ардаван последний | 31 | 496 |
/116/ Далее я приведу [те данные], которые я нашел в книге о хронологии Абу-ль-Фараджа Ибрахима ибн Ахмеда ибн Халафа аз-Зенджани, вычислителя. Этот человек усердно старался сопоставить между собой разноречивые слова [предания] и пришел относительно «царьков племен» и сроков их правления к тому, что приведено в этой [следующей] таблице. Он утверждал, что персы закрепили из числа «царьков племен» только жития царей Ашганидов, а Ашганиды воцарились в Ираке и в Джибале в двести сорок шестом году после смерти Александра 87.
Аштаниды по книге Абу-ль-Фараджа | Сколько каждый правил | Общий итог лет |
Александр-румиец | 14 | 14 |
Царьки племен | 246 | 260 |
Афгур-шах | 10 | 270 |
Шапур, сын Ашкава | 60 | 330 |
Джударз великий | 10 | 340 |
Бизен Ашганид | 21 | 361 |
Джударз Ашганид | 19 | 380 |
Нарси Ашганид | 40 | 420 |
Хурмуз | 17 | 437 |
Ардаван | 12 | 449 |
Хусрау | 40 | 489 |
Балаш | 24 | 513 |
Ардаван младший | 13 | 526 [121] |
Мы нашли даты этой второй части также в «Книге царей», изготовленной для Абу-ль-Мансура ибн Абд-ар-Раззака 88, в том [виде], как они помещены в следующей таблице.
Ашганиды по «Книге царей" | Сколько каждый правил | Общий итог лет |
Ашк, сын Дария. Говорят также, что он из потомства Ариша | 13 | 13 |
Ашк, сын Ашка | 25 | 38 |
Бахрам, сын Шапура | 51 | 119 |
Нарси, сын Бахрама | 25 | 144 |
Хурмуз, сын Нарси | 40 | 184 |
Бахрам, сын Хурмуза | 5 | 189 |
Хурмуз | 7 | 196 |
Фируз, сын Хурмуза | 20 | 216 |
Нарси, сын Фируза | 30 | 246 |
Ардаван | 20 | 266 |
[Содержание] этой части хронологии видно из сопоставления [вышеприведенных] таблиц. Это период, начальной частью которого является завоевание Александром Фарса, а последующей — воцарение Ардешира, сына Бабека, и отнятие им власти у Ашганидов. Обе части известны и не вызывают разногласий, но что же нам думать о [промежутке] между ними? Да, мы не можем вывести путем рассуждения ни срока царствования каждого из Ашганидов и прочих «царьков племен», ни количества мужей, правивших государством. Это связано с передачей преданий, а с ними случилось то, что случилось 89. [Поэтому] мы, по меньшей мере, должны, насколько возможно, исправить даты второй части.
Итак, мы говорим: очевидно, ясно и не остается неизвестным, что по эре Александра до того года, в который воцарился Ездигерд, прошло девятьсот сорок три года. Сделаем же эту [цифру], которая [никем] не отрицается, основой, хранимой [в памяти], и установленным мерилом, и измерим этим мерилом все, что говорят [хронологи].
Возьмем сначала итог того, что [получается] во второй таблице второй части, то есть двести восемьдесят лет, и прибавим его к [итогу дат] от начала царствования Ардешира до начала царствования Ездигерда, который мы покажем в /118/ первой таблице третьей части, чтобы сопоставить соответствующие данные. В этой таблице он составляет приблизительно четыреста десять лет, а всего получается шестьсот девяносто лет. Это меньше мерила примерно на двести пятьдесят три года. Отбросим же этот [итог] и не будем принимать его во внимание.
Обратимся теперь к итогу дат во второй таблице той же второй части, — он составляет триста пятьдесят восемь лет, — и прибавим его к тому, что будет стоять во второй таблице третьей части за соответствующий упомянутому периоду срок; получится восемьсот восемнадцать [122] лет, то есть тоже меньше [нашего] мерила примерно на сто двадцать пять лет. Отбросим также и это вычисление и перейдем к третьей таблице в обеих частях. Сделаем с нею то же самое, что сделали с первой и со второй таблицами. Получится девятьсот тридцать лет, а это меньше мерила примерно на тринадцать лет.
Отбросим это [вычисление] и не будем считаться с ним, ибо хронология не допускает такого расхождения, даже если [итог] близок к истине,
Так же, если мы сделаем это с [датами], которые нашли в книге Абу-ль-Фараджа, [сопоставляя] сходное со сходным, то получится девятьсот сорок девять лет, а это превышает мерило на шесть лет. Оставим также и это [вычисление;].
Если же мы сложим [те цифры], которые заключаются в «Книге царей» в этой второй части, с итогом одной из таблиц, [помещенных] в третьей части, то [сумма] будет далека от мерила.
Оставим же все это и возьмем для проверки [хронологических дат] сведения из книги Мани, называемой «Шапуракан» 90, поскольку на эту книгу, среди книг персов, можно положиться [для времени] после восшествия Ардешира, сына Бабека. Мани — один из тех, кто учит о запретности лжи, и ему [вообще] нет надобности искажать хронологию.
Итак, мы говорим: Мани сказал в этой книге, в разделе о пришествии посланника [божьего] 91, что он родился в Вавилоне в пятьсот двадцать седьмом году по летосчислению вавилонских звездочетов, то есть по летосчислению Александра, когда прошло четыре года царствования Адарбана, — я полагаю, что это Ардаван последний. Мани утверждает в этой главе, будто откровение низошло к нему, когда ему было тринадцать лет, и что это случилось в пятьсот тридцать девятом году по эре вавилонских звездочетов, когда прошло два года из годов царствования Ардешира, царя царей. Таким образом, Мани ясно говорит, что период между Александром и Ардеширом составляет пятьсот тридцать семь лет, а промежуток между Ардеширом и воцарением Ездигерда равняется четыремстам шести годам; это именно и суть верные [цифры], взятые на основании свидетельства вековечной книги, по которой поучаются вере.
Поскольку достоверность рассказов доказывается их совпадением, можно считать, что] последнее дополнение года было произведено в дни Ездигерда, сына Шапура, причем добавочные дни прибавляли к концу того месяца, который пришла /119/ очередь дополнять то есть к восьмому [месяцу]. Если положим, что между Александром и Ардеширом прошло пятьсот тридцать семь лет, то от Заратуштры до Ездигерда, сына Шапура, будет примерно девятьсот семьдесят лет. [В этот период] обязательно [должно было быть] восемь дополнительных месяцев, так как [персы] каждые сто двадцать лет добавляли по месяцу. Если же мы положим, что период [между Александром и Ардеширом] продолжался двести [123] шестьдесят с лишком лет или еще больше, до трехсот, как говорит большинство [хронологов], то общее количество лет будет примерно шестьсот, причем в эти годы входят пять дополнительных месяцев. А мы уже говорили со слов [хронологов], что таких месяцев — восемь. В этом есть противоречие. Точно так же в книгах астрономов написано, что «восходящей» в тот год, когда вступил на царство Ардешир, была приблизительно половина [знака] Близнецов 92, а «восходящей» того года, когда вступил на царство Ездигерд — шестая часть знака Скорпиона. Если же мы умножим девяносто три и одну четвертую градуса — а это у персов [составляет] излишек [частиц] солнечного цикла сверх целых дней 93 — на четыреста семь лет 94, то получится сто пятьдесят два и три четверти градуса 95. Вычтем это число из градусов «восходящей» того года, в который воцарился Ездигерд, а остальное отложим в виде дуги через «восходящую» области Ирака, где находилась столица царства Хосроев 96. Тогда «восходящей» окажется приблизительно половина знака Близнецов, близко к тому месту, о котором говорят [астрологи]. Если же годов будет больше или меньше, то «восходящая» не совпадет. Таким образом, то, что подтверждают два свидетеля, ближе [к истину], нежели то, против чего возражает множество свидетелей.
Если мы прибавим к четыремстам семи годам, упоминаемым у астрологов, пятьсот тридцать семь лет, о которых говорит «Шапуракан», получится девятьсот сорок четыре года. Это и есть [количество лет по] эре Александра до воцарения Ездигерда, а год лишку объясняется лишь тем, что в рассказах людей, которые не уточняют количества дней в месяцах и дробей дня, первый [день] и начало [года] у румов и у персов расходятся.
Что касается Хамзы-аль-Исфахани, то он сообщает, что когда Муса ибн Иса-аль-Кисрави 97 изучил этот вопрос и обратил внимание на путаницу, о которой мы упомянули, он сказал:
— Между Александром и воцарением Ездигерда прошло девятьсот сорок два года. Если мы вычтем из этого [количества] двести шестьдесят шесть лет — время правления Ашганидов, — то на царствование Сасанидов от Ардешира до воцарения Ездигерда выпадает шестьсот семьдесят шесть лет, но в преданиях персов эта цифра оказывается не такой.
— Мы посмотрели и проверили количество их царей, — продолжает Муса, — и оказалось, что персы забыли имена некоторых из них, которых не упоминают передатчики преданий. Они смешали [эти имена], вследствие их сходства, и я приведу их в должном порядке.
И он, то есть Муса, увеличил сроки [правления] персидских царей и их количество, как мы расскажем в дальнейшем, когда придет очередь об этом рассказывать, если захочет Аллах великий. /120/
Вернемся, однако, к третьей части хронологии персов. Она начинается со вступления [на престол] Ардешира, сына Бабека. Ардешир [124] принадлежит к потомкам Бехмена, сына Исфендиара, так как он — сын Бабек шаха, сына Сасана, сына Бихаферида, сына Мирхмиша, сына Сасана старшего, сына Бехмена, сына Исфендиара. Эта часть дат не свободна от [недостатков], присущих первым двум частям, но их в ней меньше.
Я начну с первой таблицы этой части, соответствующей первой таблице каждой из двух [предшествующих] частей; за ней последуют вторая и третья. Если сложить даты каждой таблицы [всех] трех частей, то персидское летосчисление пойдет непрерывно. Вот первая таблица 98. /121/
Имена сасанидских царей в соответствии с первой таблицей | Их прозвища | Сколько правил каждый |
Итого |
||||
Годы | Месяцы | Дни | Годы | Месяцы | Дни | ||
Ардешир, сын Бабека. Он прозывается «собирателем», так как собрал царство персов | Бабеган | 14 | 10 | 0 | 14 | 10 | 0 |
Шапур, сын Ардешира. Он перевел книги греков. В его время изобрели лютню | Фирдих | 30 | 6 | 12 | 45 | 4 | 12 |
Хурмуз, сын Шапура | Богатырь | 1 | 10 | 0 | 47 | 2 | 12 |
Бахрам, сын Хурмуза, который убил Мани | Яздаджан | 3 | 3 | 3 | 50 | 5 | 15 |
Бахрам, сын Бахрама | Шахидих | 17 | 0 | 0 | 67 | 5 | 15 |
Бахрам, сын Бахрама, сына Бахрама | Сегоншах | 0 | 4 | 0 | 67 | 9 | 15 |
Нарси, сын Бахрама, сына Бахрама | Начиркан | 9 | 0 | 0 | 76 | 9 | 15 |
Хурмуз, сын Нарси | Кухпад | 7 | 5 | 0 | 84 | 2 | 15 |
Шапур, сын Хурмуза, «Заплечник» | Хуба-сунба | 72 | 0 | 0 | 156 | 2 | 15 |
Ардешир, сын Хурмуза | Прекрасный | 4 | 0 | 0 | 160 | 2 | 15 |
Шапур, сын Шапура | Сабур-аль-Джунуд | 5 | 4 | 0 | 165 | 6 | 15 |
Бахрам, сын Шапура | Керманшах | 11 | 0 | 0 | 176 | 6 | 15 |
Ездигерд, сын Шапура | Греховод-ник | 21 | 5 | 17 | 198 | 0 | 2 /122/ |
Бахрам, сын Ездигерда | Гур | 18 | 10 | 0 | 216 | 10 | 2 |
Ездигерд, сын Бахрама | Шахдуст | 18 | 3 | 28 | 235 | 2 | 0 |
Афридун, сын Ездигерда | Мардана | 27 | 0 | 0 | 262 | 2 | 0 |
Балаш, сын Фируза | Гирман-Манх | 4 | 0 | 0 | 266 | 2 | 0 |
Кобад сын Фируза, пока он не преступил [правил] веры и не был изложен | Ник-Рай | 38 | 0 | 0 | 304 | 2 | 0 |
Джамасп, сын Фируза – брат предыдущего | Нику-Рив | 2 | 0 | 0 | 306 | 2 | 0 |
Кобад, сын Фируза – вторично | Зиндик | 4 | 0 | 0 | 310 | 2 | 0 |
Хосрой Ануширван – пока не родился пророк, да благословит его Аллах и да приветствует! | Царь справедливый | 41 | 0 | 0 | 351 | 2 | 0 |
После этого | 7 | 7 | 0 | 358 | 9 | 0 | |
Хурмуз, сын Хосроя, пока он не был низложен и задушен | Турк-Зад | 9 | 7 | 10 | 368 | 4 | 10 |
Хосрой, пока он не увез древо креста из Элии | Первиз, великий царь | 33 | 0 | 0 | 401 | 4 | 10 [125] |
после этого – пока не совершил хиджры пророк – да благословит его Аллах и да приветствует! | 0 | 1 | 8 | 401 | 5 | 18 | |
После этого, пока [Хосрой] не был низложен, ослеплен и убит | 4 | 10 | 22 | 406 | 4 | 10 | |
Кобад, сын Хосроя, пока он не погиб в чуму | Шируйе | 0 | 8 | 0 | 407 | 0 | 10 |
Ардешир, сын Шируйе, семи лет | Маленький | 1 | 6 | 0 | 408 | 6 | 11 |
Шахрвараз, тот, которого Хосрой послал осаждать Константинополь | Хурраман | 0 | 1 | 8 | 408 | 7 | 18 |
Буран, дочь Хосроя Парвиза; е мать Мариам – дочь Кесаря | Счастливая | 1 | 4 | 0 | 408 | 7 | 18 |
Хосрой, сын Кобада, сына Хурмуза, сына Хосроя Парвиза | Короткий | 0 | 10 | 0 | 410 | 9 | 18 |
Фируз | Хушдид | 0 | 1 | 20 | 410 | 11 | 8 |
Азармидухт, дочь Парвиза, пока ее не отравили | Справедливая | 0 | 6 | 0 | 411 | 5 | 8 |
Ездигерд, сын Шахриара, сына Хосроя Парвиза, когда ему было четырнадцать лет | Последний | 2 | 0 | 0 | 413 | 6 | 8 |
Потом взяли власть арабы
Что же касается второй таблицы, связанной с [таблицей] Хамзы, /123/ который говорит, что она исправлена по книге Авесты и переписана из большой «Книги житий», то вот она:
Вторая таблица третьей части
Имена царей Сасанидов, согласно тому, что говорит Хамаз о содержании таблицы, исправленной по Авесте | Сколько каждый царствовал | Общий итог |
||||
Годы | Месяцы | Дни | Годы | Месяцы | Дни | |
Ардершир, [сын] Бабека | 14 | 6 | 0 | 14 | 6 | 0 |
Шапур, сын Ардешира | 30 | 0 | 28 | 44 | 6 | 28 |
Хурмуз, сын Шапура | 1 | 10 | 0 | 46 | 4 | 28 |
Бахрам, сын Хурмуза | 3 | 3 | 3 | 49 | 8 | 1 |
Бахрам, сын Бахрама | 17 | 0 | 0 | 66 | 8 | 1 |
Бахрам, сын Бахрама, сына Бахрама | 0 | 4 | 0 | 67 | 0 | 1 |
Нарси, сын Бахрама | 9 | 0 | 0 | 76 | 0 | 1 |
Хурмуз, сын Нарси | 7 | 5 | 5 | 83 | 5 | 1 |
Шапур, сын Хурмуза, «Заплечник» | 72 | 0 | 0 | 155 | 5 | 1 |
Ардешир, сын Хурмуза | 4 | 0 | 0 | 159 | 5 | 1 |
Шапур, сын Шапура | 50 | 4 | 0 | 209 | 9 | 1 |
Бахрам, сын Шапура | 11 | 0 | 0 | 220 | 9 | 1 |
Ездигерд, сын Бахрама, «Греховодник» | 21 | 5 | 8 | 242 | 2 | 9 |
Бахрам, сын Ездигерда, «Гур» | 23 | 0 | 0 | 265 | 2 | 9 |
Ездигерд, сын Бахрама | 18 | 4 | 28 | 283 | 7 | 7 /124/ [126] |
Фируз, сын Ездигерда | 27 | 0 | 1 | 310 | 7 | 8 |
Балаш, сын Фируза | 4 | 0 | 0 | 314 | 7 | 8 |
Кобад, сын Фируза | 43 | 0 | 0 | 357 | 7 | 8 |
Ануширван, сын Кобада | 47 | 7 | 0 | 405 | 2 | 8 |
Хурмуз, сын Ануширвана | 11 | 7 | 10 | 416 | 9 | 18 |
Первиз, сын Хурмуза | 38 | 0 | 0 | 454 | 9 | 18 |
Шируйе, сын Первиза | 0 | 8 | 0 | 455 | 5 | 18 |
Ардешир, сын Шируйе | 1 | 6 | 0 | 456 | 11 | 18 |
Буран, дочь Первиза | 1 | 4 | 4 | 458 | 3 | 18 |
Джушанасбенде | 0 | 2 | 0 | 458 | 5 | 18 |
Азармидухт, дочь Первиза | 1 | 4 | 0 | 459 | 9 | 18 |
Хурразадхусра | 0 | 1 | 0 | 459 | 10 | 18 |
Ездигерд, сын Шахриара | 20 | 0 | 0 | 479 | 10 | 18 |
/125/ Что же касается третьей таблицы этой части, которую, как утверждает Хамза, он списал с рукописи мобеда, то она такова:
Сколько правил каждый | Общий итог |
|||||
Имена сасанидских царей, в том виде, как Хамза, по его словам, взял их из рукописи мобеда | Годы | Месяцы | Дни | Годы | Месяцы | Дни |
Ардешир, сын Бабека, после того, как он воевал с «царьками племен» | 14 | 10 | 0 | 14 | 10 | 0 |
Шапур, сын Ардешира | 30 | 0 | 15 | 44 | 10 | 15 |
Хурмуз, сын Шапура | 3 | 3 | 0 | 48 | 1 | 15 |
Бахрам, сын Хурмуза | 17 | 0 | 0 | 65 | 1 | 15 |
Бахрам Сегон-шах | 40 | 4 | 0 | 105 | 5 | 15 |
Нарси, сын Бахрама | 9 | 0 | 0 | 114 | 5 | 15 |
Хурмуз, сын Нарси | 7 | 0 | 0 | 121 | 5 | 15 |
Шапур, «Заплечник» | 72 | 0 | 0 | 193 | 5 | 15 |
Ардешир, сын Хурмуза | 4 | 0 | 0 | 197 | 5 | 15 |
Шапур, сын Шапура | 5 | 0 | 0 | 202 | 5 | 15 |
Бахрам, сын Шапура | 11 | 0 | 0 | 213 | 5 | 15 |
Ездигерд, «Греховодник» | 21 | 5 | 18 | 234 | 11 | 3 |
Бахрам-Гур | 19 | 11 | 0 | 254 | 10 | 3 |
Ездигерд, сын Бахрама | 14 | 4 | 18 | 269 | 2 | 21 |
Фируз, сын Ездигерда | 17 | 0 | 0 | 286 | 2 | 21 |
Балаш, сын Фируза | 4 | 0 | 0 | 290 | 2 | 21 /126/ |
Кобад, сын Фируза | 41 | 0 | 0 | 331 | 2 | 21 |
Ануширван | 48 | 0 | 0 | 379 | 2 | 21 |
Хурмуз, сын Ануширвана | 12 | 0 | 0 | 391 | 2 | 21 |
Первиз | 38 | 0 | 0 | 429 | 2 | 21 |
Кобад Шируйе | 0 | 8 | 0 | 429 | 10 | 21 |
Ардешир Шируйе | 1 | 6 | 0 | 431 | 4 | 21 |
Буран, дочь Первиза | 1 | 4 | 0 | 432 | 8 | 21 |
Фируз, называемый Джушанасбенде | 0 | 1 | 0 | 432 | 9 | 21 |
Азармидухт, вместе с [царем], называемом Джушанасбенде | 0 | 6 | 0 | 433 | 3 | 21 |
Хурразадхусра | 1 | 0 | 0 | 434 | 3 | 21 |
Ездигерд, сын Шахриара | 20 | 0 | 0 | 454 | 3 | 21 [127] |
Мы нашли в книге Абу-ль Фараджа аз-Зенджани даты этой части, расходящейся с теми, которые мы привели в [наших] трех таблицах. В соответствии с тем, как мы делали в первых двух частях, мы помещаем их здесь, и на этом кончаются хронологические таблицы. Вот [даты аз-Зенджани].
Имена царей Сасанидов по книге Абу-ль-Фараджа-аз-Зенджани | Сколько каждый правил |
|||||
Годы | Месяцы | Дни | Годы | Месяцы | Дни | |
Ардешир, сын Бабека | 14 | 10 | 0 | 14 | 10 | 0 |
Шапур, сын Ардешира | 31 | 6 | 18 | 46 | 4 | 18 |
Хурмуз, сын Шапура | 1 | 6 | 0 | 47 | 10 | 18 |
Бахрам, сын Хурмуза | 3 | 3 | 3 | 51 | 1 | 21 |
Бахрам, сын Бахрама | 17 | 0 | 0 | 68 | 1 | 21 |
Бахрам, сын Бахрама, сына Бахрама | 4 | 4 | 0 | 72 | 5 | 21 |
Нарси, сын Бахрама | 9 | 0 | 0 | 81 | 5 | 21 |
Хурмуз, сын Нарси | 9 | 0 | 0 | 90 | 5 | 21 |
Шапур, сын Хурмуза, «Заплечник» | 72 | 0 | 0 | 162 | 5 | 21 |
Ардешир, сын Хурмуза | 4 | 0 | 0 | 166 | 5 | 21 |
Шапур, сын Шапура | 5 | 4 | 0 | 171 | 9 | 21 |
Бахрам, сын Шапура | 11 | 0 | 0 | 182 | 9 | 21 |
Ездигерд, «Греховодник» | 21 | 5 | 18 | 204 | 3 | 9 |
Бахрам, «Гур» | 18 | 11 | 3 | 223 | 2 | 12 |
Ездигерд, сын Бахрама | 18 | 4 | 18 | 241 | 7 | 0 |
Хурмуз | 7 | 0 | 0 | 248 | 7 | 0 |
Фируз, сын Ездигерда | 27 | 0 | 0 | 275 | 7 | 0 |
Балаш, сын Фируза | 4 | 0 | 0 | 279 | 7 | 0 |
Кобад и Джамасп, сыновья Фируза | 43 | 0 | 0 | 322 | 7 | 0 |
Ануширван, сын Кобада | 47 | 7 | 5 | 370 | 2 | 5 /128/ |
Хурмуз, сын Ануширвана | 11 | 7 | 15 | 381 | 9 | 20 |
Первиз, сын Хурмуза | 38 | 0 | 0 | 419 | 9 | 20 |
Шируйе, сын Первиза | 0 | 7 | 0 | 420 | 4 | 20 |
Ардешир, сын Шируйе | 0 | 5 | 0 | 420 | 9 | 20 |
Джухан, 99 который осаждал румов | 0 | 0 | 22 | 420 | 10 | 12 |
Хосрой, сын Кобада | 0 | 3 | 0 | 421 | 1 | 12 |
Буран, дочь Первиза | 1 | 6 | 0 | 422 | 7 | 12 |
Джушанасбенде | 0 | 2 | 0 | 422 | 9 | 12 |
Азармидухт, дочь Первиза | 0 | 4 | 0 | 423 | 1 | 12 |
Фаррухзад Хусрау, ребенком | 0 | 1 | 0 | 423 | 2 | 12 |
Ездигерд, сын Шахриара | 20 | 0 | 0 | 443 | 2 | 12 |
Затем, чтобы исполнить то, что мы обещали, вернемся к рассказу о том, как повел хронологию этой части аль-Кисрави, когда обнаружил путаницу в последних двух частях.
Но сначала мы [должны] выразить великое удивление им самим и его действиями. Ведь [аль-Кисрави,], после проверки и исследования [дат], вычел из периода времени между Александром и Ездигердом двести шестьдесят шесть лет, [отводя их] на правление Ашганидов, хотя Хамза /129/ закрепил в своей книге только мнение, которое он, как он говорит, проверил по Авесте и [другое] мнение, заимствованное им, по его словам, из рукописи мобеда. А и тут, и там этот период превышает триста пятьдесят лет. [Аль-Кисрави] следовало бы руководствоваться одной из этих двух [версий] или присоединить к ним то, что он считает правильным, чтобы не [128] пользоваться тем, о чем он не говорит. Или, может быть, аль-Кисрави полагался на эту версию, о которой мы упоминали [выше], заимствованную из «Книги царей»?
Но раз уже аль-Кисрави поступил так и убедился в наличии путаницы, то хотел бы я знать, почему он отнес эту путаницу к периоду царей Сасанидов, а не Ашганидов?
Ведь [в хронологию] периода Ашганидов скорее могла проникнуть ошибка, так как в это время обстоятельства персов были в расстройстве и [каждый] был занят [только] самим собой. [Кроме того, персов] отвлекали тогда от запоминания дат заботы, которые причиняли им Александр и его преемники из румов: они сожгли все любимые [народом] научные книги и разрушили дивные произведения искусства, которыми утешались и в создании которых соревновались [персы].
Александр даже сжег большую часть религиозных книг и разрушил чудесные постройки вроде той, что находилась в горах Истахра и известна в наше время под названием мечети Соломона, сына Давида. [Александр] закинул в нее огонь, и говорят, что следы пожара видны в некоторых местах этой постройки до сегодняшнего дня.
Поэтому персы отвлеклись сердцем от периода времени между Александром и Ардеширом, когда ими управляли румы, и [снова] стали закреплять даты, когда успокоился их страх и исчезли их опасения, [порожденные] воцарением над ними Ашганидов. Следовательно, в этот предшествующий [Сасанидам] период скорее могло возникнуть расхождение [в датах], так как при Сасанидах в царстве и в престолонаследии был порядок, а в дни [правления Ашганидов] он был нарушен. Об этом говорят свидетельства, которые мы привлекли [в данном вопросе].
Вот какой вид имеет таблица, заключающая, по словам аль-Кисрави, его исправления.
Имена царей Сасанидов, которые, по словам Хамзы, исправил аль-Кисрави | Сколько каждый правил |
|||||
Годы | Месяцы | Дни | Годы | Месяцы | Дни | |
Ардешир, сын Бабека | 19 | 10 | 0 | 19 | 10 | 0 |
Шапур, сын Ардешира | 32 | 4 | 0 | 52 | 2 | 0 |
Хурмуз, сын Шапура-аль-Джунуда | 1 | 10 | 0 | 54 | 0 | 0 |
Бахрам, сын Хурмуза | 9 | 3 | 0 | 63 | 3 | 0 |
Бахрам, сын Бахрама | 23 | 0 | 0 | 86 | 3 | 0 |
Бахрам, сын Бахрама, сына Бахрама | 13 | 4 | 0 | 99 | 7 | 0 |
Нарси, сын Бахрама | 9 | 0 | 0 | 108 | 7 | 0 |
Хурмуз, сын Нарси | 13 | 0 | 0 | 121 | 7 | 0 |
Шапур, «Заплечник» | 72 | 0 | 0 | 193 | 7 | 0 |
Его брат Ардешир | 4 | 0 | 0 | 197 | 7 | 0 |
Шапур, сын Шапура «Заплечника» | 82 | 0 | 0 | 279 | 7 | 0 |
Его сын Бахрам | 12 | 0 | 0 | 291 | 7 | 0 |
Его сын Ездигерд «Мягкий», правитель Шарвина | 82 | 0 | 0 | 373 | 7 | 0 [129] |
Ездигерд «Черствый», его сын | 23 | 0 | 0 | 396 | 7 | 0 |
Его сын Бахрам, «Гур» | 23 | 0 | 0 | 419 | 7 | 0 |
Ездигерд, сын Бахрама «Гура» | 18 | 5 | 0 | 437/438 | 0 | 0 |
Бахрам, сын Ездигерда | 26 | 1 | 0 | 463 | 1 | 0 |
Фируз, сын Бахрама | 29 | 0 | 1 | 492 | 1 | 1 |
Балаш, сын Фируза | 3 | 0 | 0 | 495 | 1 | 1 |
Его брат Кобад | 68 | 0 | 0 | 563 | 1 | 1 /131/ |
Ануширван, сын Кобада | 47 | 7 | 0 | 610 | 8 | 1 |
Хурмуз, сын Ануширвана | 23 | 0 | 0 | 633 | 8 | 1 |
Первиз, сын Хурмуза | 28 | 0 | 0 | 671 | 8 | 1 |
Шируйе, сын Первиза | 30 | 8 | 0 | 672 | 4 | 1 |
Ардешир, сын Шируйе | 1 | 0 | 0 | 673 | 4 | 1 |
Шахрвараз | 0 | 1 | 8 | 673 | 5 | 9 |
Буран, дочь Хосроя Первиза | 1 | 0 | 0 | 674 | 5 | 9 |
Джушанасбенде | 0 | 2 | 0 | 674 | 7 | 9 |
Хусрау, сын Кобада, сына Хурмуза | 0 | 10 | 0 | 675 | 5 | 9 |
Фируз – один из потомков Ардешира, сына Бабека | 0 | 2 | 0 | 675 | 7 | 9 |
Азармидухт, дочь Первиза | 0 | 4 | 0 | 675 | 11 | 9 |
Фаррухзад, сын Хосроя, сына Первиза. Мать его – Гируйе, сестра Бахрама Чубина | 0 | 1 | 0 | 676 | 0 | 9 |
Ездигерд, сын Шахриара | 20 | 0 | 0 | 696 | 0 | 9 100 |
Если бы могли выделить период [правления] Ашганидов из общего числа [лет, прошедших] между Александром и Ардеширом — я разумею [годы правления] «царьков племен» — не имея свидетельства или указания, которым можно было бы руководствоваться и достигнуть [истины], то, конечно, приложили бы к этому все старания. Но это относится к познанию сокровенного или, вернее, к разновидности того, чего нет надежды постигнуть, если только не подходить к [делу] с той стороны, с какой обычно подходят в подобных случаях, опираясь, [скажем], на волхвование, божественное откровение, науку о звездах и тому подобное. Например, я мог бы сказать, что звездочеты записали в книгах о династиях и религиях, будто срок [царствования] Ашганидов равняется годам среднего соединения [Юпитера и Сатурна], то есть двумстам сорока годам. Некоторые из них утверждают, что вестником [судьбы] Ашганидов был Сатурн, и что он даровал их правлению свои наибольшие годы, то есть двести шестьдесят пять лет. Астрологи [выводили] причины деяний Ашганидов и обстоятельства их жизни из указаний светил при этих соединениях, и оказалось, что срок их [правления] близок к тремстам годам.
Обратимся, затем, к тому, что сказал Заратуштра царю Виштаспе, [а именно]: «Власть останется в потомстве твоем тысячу лет» и скажем: из того, о чем мы упоминали выше, явствует, что между появлением Заратуштры и прекращением власти персов после убиения Ездигерда [прошел] 1221 год. Вычтем из этого 258 лет, то есть промежуток между [130] [Виштаспой] и Александром — в эти годы царствовали потомки [Виштаспы], и вычтем [еще] 426 лет — от правления Ардешира до гибели Ездигерда, — в это время правили его потомки. Остаток составит 537 лет, то есть [промежуток времени], который как мы сказали, [отделяет] Александра от Ардешира; до конца тысячи лет, в течение которых правили Хосрои, остается 316 лет. Это и есть время правления Ашганидов, которые [тоже принадлежали к числу Хосроев. [Так получается] приблизительно, если сближать утверждения [астрологов и Заратуштры].
Хотя [этот расчет] и не обусловливает решительного определения [длительности правления Ашганидов], он опровергает слова тех, кто считает сроком их царствования все годы между Александром и Ардеширом, и делает недействительными утверждения того, кто поворачивает дело наоборот, то есть тоже в действительности причисляет ко времени правления [Ашганидов] годы между Александром и Ардеширом, но не учитывает междуцарствия, отделяющего правление Александра от [начала] правления [Ашганидов], а также времени [владычества] румских преемников Александра, пребывавших после него в Вавилоне. Вот наибольшее из того, что я мог сделать в этом вопросе. Аллах же споспешествует правильному решению!
[Итак], мы исполнили то, что обещали, приведя дошедшие до нас [мнения], высказанные по этому поводу, и исчерпали способы их возможного исправления, н, [далее], скажем:
Если мы возьмем [какое-либо] определенное время или известный срок и пожелаем установить его по различным воззрениям, о которых мы упоминали, то [даты] совпадут только в редких случаях вследствие обстоятельств, частично и вкратце изложенных [выше]. Поэтому следует искать требуемое в том, что с ним однородно. [Пусть], например, мы хотим узнать [промежуток времени] между первым разрушением Иерусалима Бухтунассаром и воцарением Александра. Мы смотрим, и оказывается, что этот срок, по таблицам в первой части хронологии персов составляет 348 лет, а по таблице халдейских царей — 293 года. Оказывается [также], что евреи утверждают, будто [этот период составляет] 110 лет Поскольку данный вопрос относится к [священному] писанию и религии и с ним связаны хронологические даты евреев, то персы не уделяли ему внимания; к тому же, как было сказано раньше, они пренебрегали в то время хронологией. Поэтому всего правильнее будет отвернуться от высказываний персов по этому вопросу и придерживаться слов евреев, хотя их утверждения тоже противоречат одно другому. Примером такого противоречия является то, что в книге, которую они называют Седер Олам, что означает в переводе «Годы вселенной», говорится в одном месте, будто продолжительность вторичной постройки иерусалимского храма составляет 480 лет, а дальше в ней упоминается, что [время] [131] начала этой постройки предшествует [воцарению] Александра на сорок лет. Если мы прибавим это количество к [промежутку времени] между началом эры Александра и вторым годом царствования Веспасиана — а это тот год, когда был разрушен Иерусалим, то итог достигнет четырехсот сорока пяти лет. Таким образом, эти два утверждения не согласуются между собой.
И еще: в этой книге [говорится], что персы властвовали над Иерусалимом, после возвращения туда израильтян, 59 лет, затем [там правили] ионийцы — 180 лет, потом румы — 360 лет, затем Хосрои — 540 лет. Итог составляет 1139 лет, и это указывает, что утверждение [евреев] противоречит истине. Доказательством служит то, что последняя из упомянутых дат является либо [годом] хиджры, либо [годом] гибели Ездигерда, либо стоит между ними или же предшествует хиджре, но не может быть позже гибели Ездигерда. Если мы вычтем из [приведенного] итога сорок лет — а это [промежуток времени] между постройкой Иерусалима и воцарением Александра, — остаток составит 1099 лет и [этот год] придется через 137 лет после гибели Ездигерда. Это тоже одно из [обстоятельств], внушающих нам сомнение и уничтожающих доверие к словам [евреев].
О раздорах между израильтянами передают комментированный рассказ из Торы, будто Яков сильно боялся своего брата Исава, и Аллах ниспослал ему откровение: «Не бойся, я уберегу тебя». Но сердце Якова не доверилось этому; наоборот, он отдал своему брату Исаву десятую часть своего стада, чтобы ублаготворить сто и защитить себя от его зла. А эта десятая часть составляла пятьсот пятьдесят овец. И сказал Аллах: «Почему не доверился ты моим словам, а отдал твоему брату то, что отдал? Я сделаю потомков Исава властителями над твоими потомками в течение пятисот пятидесяти лет».
Это количество [лет] близко к [промежутку времени] от второго разрушения Иерусалима до завоевания его мусульманами и совпадает с ним, хотя Аллаху приписывается несправедливость и обида и наказание детей за грех отца, «а Аллах не обидчик для рабов».
Кое-какие составители родословной из персов, которые приняли ислам, утверждают, что род этих царей, то есть царей персов, восходит к пророку Аврааму, — мир над ним! Некоторые из них говорят, будто Визек — это Исаак. Он [якобы] женился на Кудек, дочери Ираджа, и она родила ему Менучихра. А [другие] персы говорят, что этот Визек — сын женщины, родословная которой восходит к Кудек через шесть женщин, каждая из которых рожала одна от другой, без прикосновения мужчины. Они подтверждают это словами одного поэта из персов:
«Отец наш Визек, и им я похваляюсь.
Когда гордится гордящийся своим рождением.
Отец наш Визек — раб и посланник [божий],
Которому принадлежит честь посланничества и
постничества» 101.
[132]
Некоторые [персы] говорят, что Лухрасп — один из сыновей Якова, [а Яков], на языке персов — Файнауш, сын Кириша, то есть Исаака. Говорят также, что Измаила звали Кабуш, сын Фиквара, то есть Авраама. Еще упоминают, будто Афридун — это Ной, — мир с ним! От того, кто обладает [хотя бы] небольшими знаниями в хронологии и родословиях и кто немного изучал предания и памятники, не скроется, что [все] это лишь позолота, [наводимая] при взаимной похвальбе арабов и персов. Арабы больше всего полагались на свое происхождение от Авраама — мир над ним! — и на превосходство вследствие первенства в исламе, и персы хотели противопоставить им то же самое, хотя в этом и нет надобности, ибо сказал Аллах великий: «Поистине, благороднейший из вас для Аллаха тот, кто более всех богобоязнен» и сказал он: «не будет среди них гордыни от родословия, и не станут они друг друга [об этом] спрашивать». А пророк — мир над ним! — говорил: «Люди — от Адама, а Адам — из праха. Не дает преимущества арабу над неарабом ничто, кроме страха божия, и хвалиться, на самом деле, должно, опережая в стремлении к благим качествам, к возвышенным деяниям, к овладению знанием и мудростью, и к облечению себя чистейшими, какие есть, [достоинствами]. У кого это есть, тому будет приговор в его пользу, а кому этого недостает, тот будет осужден».
Вернемся однако [к предмету речи] и скажем: с хронологией всех народов [дело обстоит так же], как мы говорили относительно персов и «людей писания»: к познанию ее едва ли придешь без сомнений, от которых редко удается освободиться. В книгах житий содержится упоминание о царях Йемена, и арабов-лахмидов и [рода] Джафны, а также о сроках правления каждого из них, но [эти данные] не совпадают в каких-либо двух передачах.
Что касается царей Йемена, то когда потомки Кахтана собрались в Йемене, они вручили над собой власть Химьяру, то есть Абд Шамсу ибн Яшджубу ибн Я'рубу ибн Кахтану. Передают, что Я'руб — это первый человек, говоривший по-арабски, и [первый из тех], кого приветствовали, как царя. Ему говорили: «да избежишь ты проклятия» и «пошли тебе [бог] доброе утро». Он умер дряхлым старцем, и потомки его наследовали царство. Их считали не царями, а [только] главарями, пока не минуло много поколений и власть не перешла к Харису ар-Раишу. И стали его называть царем и «тоббой», так как жители Йемена были его подданными 102. Между ним и Химьяром было, как говорят, пять предков.
Вот таблица царей Химьяритов в Йемене, [133]
Сколько каждый правил | Сумма годов | |
1. Химьяр ибн Саба, то есть Абд-Шамс-ибн Яшджуб ибн Я’руб ибн Кахтан. Его называют Саба 103, потому что он привел первый пленных в землю йеменскую. | 184 | 184 |
Междуцарствие |
||
2. Первый тобба, то есть ал-Харис ар-Раиш ибн аль-Мильтат. Его называли ар-Раиш, так как он обеспечивал йеменцев [добычей]. В его время жил Лукман, друг коршунов, который, говорят, прожил 2457 лет. | 125 | 309 |
3. Зу-ль Манар, Абраха. | 138 | 442 |
4. Ифрикис, сын Абрахи. Это тот, что построил [город] Ифрикию в земле берберов. | 164 | 606 |
5. Аль Абд Зу-ль Аз’ар, сын Ифрикиса. Он совершил поход против наснасов 2 и его пленные устрашили людей. [Поэтому] его прозвали Зу-ль-Аз’ар | 25 | 631 |
6. Хаддад ибн Шарахиль аль Хадхад. | 75 | 706 |
7. Билькис, дочь Хадхада, наместница Соломона, сына Давида – мир с ним! – в Йемене | 24 | 730 |
8. Ясир Юи’им, дядя Билькис по отцу. Его назвали так, ибо он облагодетельствовал людей, занявшись делами управления после того, как они расстроились, когда Билькис покинула Йемен | 85 | 815 |
9. Абу-Кариб Шаммар Юр’иш, сын Ифрикиса. Его [назвали] «двурогий», из-за его двух локонов. Говорят, что Виштаспа убил его рукою Рустама. | 37 | 852 |
10. Абу-Малик, сын Шаммара | 55 | 907 |
11. Аль-Акран, сын Абу-Малика, «второй тобба» | 53 | 960 |
12. Зу-Хусбан, сын аль-Акрана | 70 | 1030 |
13. Большой Тобба, сын аль-Акрана | 163 | 1193 |
14. Маликикариб, сын Тоббы. Его называют также Малик Каликариб | - | - |
15. Тобба Ас’ад, сын Маликикариба. Его [называли] «средний тобба». Он был убит своим народом. Это тот, о котором упоминается в Коране | - | - |
16. Его сын, Хассан ибн Тобба | 35 | 1228 |
17. Брат [предыдущего] – Амр ибн Тобба Маусабаи. [Его назвали так] потому, что он постоянно лежал на «висабе», то есть на постели. Называли его также «человек на палках», ибо он лежал вытянувшись [на деревянном] ложе и его носили на шеях людей | 84 | 1312 |
18. Абд-Кулаль ибн Мутаввиб. Он втайне исповедовал веру Мессии | 70 | 1382 |
19. Малый тобба – сын Хассана. Он стал иудеем и проповедовл иудейство. Это тот, который поставил своего брата Акиль-аль-Мурара над Мааддитами | 63 | 1445 |
20. Марсад, сын Абд-Кулаля | 74 | 1519 |
Междуцарствие. Цари Химьяриты разбрелись |
320 | 1839 |
21. Валия, сын Марсада | 41 | 1880 |
22. Абраха, сын ас-Сабаха; [жил] во времена Шапура «Заплечника» | - | - |
23. Сахбан, сын Мухриса | 37 | 1917 |
24. Ас-Сабах, сын Абрахи, сына ас-Сабаха | 73 | 1990 |
25. Хассан, сын Амра, сына Тоббы | 32 | 2022 |
26. Зу-ш-Шанатир, что означает на языке химьяритов «человек с серьгой». Он не был членом царского дома | 36 | 2058 [134] |
27. Зу-Нувас, он же Ариб, сын Катана. Его называли «Зу-Нувас» из-за двух прядей волос, которые свисали ему на шею. Это тот, что приказал вырыть ров и защищал евреев. Он бежал от абиссинцев, бросился в море и погиб | 57 | 2115 |
28. Зу-Джадан | 29 | 2217 104 |
Абиссинцы, которые завладели Йеменом, а затем персы, когда они изгнали [абиссинцев] |
||
1. Арбат, сын Сахма | 20 | |
2. Абу Яксум Абраха аль-Ашрам | 23 | |
3. Его сын Яксум | 17 | |
4. [Брат последнего] Масрук, сын Абрахи | ||
5. Затем пришел Вахриз 105 [вместе с] Сейфом [сыном] Зу-Язана | 12 | |
6. Вахриз, то есть Хурзад, сын Дарбахара, сына Нарси, сына Джамаспа, сына царя Фируза | ||
7. Фалишджан | ||
8. Хураад Шахр | ||
9. Анушджан | ||
10. Марзубан | ||
11. Хуррахусра, его сын | ||
12. Базан, сын Сасана аль-Джарура, сына Балаша, сына Джамаспа, сына царя Фируза | ||
13. Задуя, сын Фируза, сына Маджарсамада, сына царя Фируза. Вместе с дейлемитом Фирузом, он убил лжепророка из племени Анс |
Что же касается царей из рода Джафны, то когда произошло аримское наводнение в Йемене, а это случилось приблизительно за пятьсот лет до ислама 106, арабы разделились. Племя Бену Кудаа оказалось в Сирии, один из его родов поставил над собой царем Малика, сына Фахма, сына Тайм-Аллаха, сына Асада, сына Вабры, сына Кудаа. Их царей называли «Даджаима», пока не одержали над ними верх [члены рода] Музакия. Первым из них был Джафна, сын Амра, сына Музайкии, сына Амра, сына Ма-ас-Сама. Амр был сыном благородного Харисты, сына патриция Имрууль Кайса, сына Салабы, сына Мазина, сына аль-Азда, сына аль-Тауса. По Музайкие их и именовали «Музакия»: дело в тем, что [Музайкия каждый день] разрывал на себе две одежды, чтобы их не надел кто-нибудь другой 107. Говорят также, будто [Музайкию] назвали так потому, что в его время племя Азд было совершенно «растерзано». [Членов этого дома] называли также Гассанидами, а говорят — Джафнитами. Они являлись наместниками Кесарей над арабами в Сирии. Джафна был первым из них [и правил] от имени Анастасия Кесаря, царя румов. Даты [правления Гассанидов] заключаются в следующей таблице.
Комментарии
75. Так, несомненно, следует читать комбинацию букв, переданную в печатном тексте оригинала в виде: к-б-а-р. (В рукописях даны лишь очертания букв, без диакритических точек). В арабском алфавите буквы «б» и «н», а также «р» и «з» различаются только диакритическими точками.
76. Как уже говорилось в одном из предыдущих примечаний, династии Пищдадидов, а также последующих иранских царей, вплоть до Ашганидов, и являются мифическими.
77. Шам — Сирия.
78. Т. е. близкий родич.
79. О Будасафе, мифическом основателе религии сабиев (звездопоклонников), Бируни подробнее говорит в дальнейшем.
80. Намек на легендарный рассказ, который Бируни кратко излагает ниже.
81. Вероятно, имеется в виду арабский перевод с пехлевийского «Книги владык» («Худай-намэ»), называвшейся по-арабски «Книгой житий» (царей).
82. Имеется в виду «мобед» (зороастрийский священнослужитель) Бахрам ибн Мерданшах, один из редакторов арабских переводов «Худай-намэ».
83. Богослов IX в.
84. Рай.
85. Далее в оригинале сочетание согласных букв, не поддающееся прочтению.
86. Т. е. считает, что первый царь из династии Ашганидов правил непосредственно после Александра Македонского.
87. Т. е. в половине I в до н. э.
88. О нем см. прим. 1 к стр. 51.
89. Т. е. предания подверглись искажению.
90. Эта книга, названная так в честь Сасанида Шапура I (241-272 гг.), сохранилась до наших дней лишь в небольших отрывках.
91. Под «посланником божиим» имеется в виду сам Мани.
92. «Восходящим» называется в астрологии знак Зодиака или часть его, поднимающаяся над горизонтом в данный момент. Для прошлого или будущего восходящее светило определялось часто условно, на основании сложных и запутанных выкладок.
93. В персидском солнечном году было 365 дней и 6 часов с дробью; какую роль играют здесь 93 1/4 о — неясно.
94. Т е. на количество лет от правления Ардешира до воцарения Ездигерда.
95. Эта цифра получается от деления произведения 93 1/4 х 407 на 360. Смысл операции не вполне ясен.
96. Т. е. через ту часть Зодиака, которая всходила над Ираком в год воцарения Ездигерда. Об условности таких определений уже сказано выше.
97. Арабоязычный писатель и переводчик с пехлевийского, живший во II половине IX в.
98. В этой и последующей таблицах некоторые имена сильно искажены переписчиками и не могут быть восстановлены с точностью.
99. Правильное чтение этого имени, вероятно, — Шахин.
100. После этой таблицы в печатном издании оригинала пропуск, восполняемый нами по рукописям.
101. Далее следует еще строка стихов, текст которых испорчен и не поддается переводу.
102. О титуле «тобба» уже говорилось выше (см. прим. 2 к стр. 47). В данном случае Бируни, согласно народной этимологии, связывает слово «тобба» с глаголом «табиа» — «следовать».
103. Опять-таки народная этимология от глагола «саба» — «брать в плен». Толкования имен, упоминающихся в дальнейшем, тоже носят этимологический характер.
104. Так в оригинале.
105. Далее в рукописи стоит несколько слов, не поддающихся прочтению.
106. Имеется в виду грандиозное наводнение в Южной Аравии, составившее эпоху в жизни доисламских арабов.
107. Имя «Музайкия» производится здесь от глагола «мазака» — «разрывать».
(пер. М. А. Салье)
Текст воспроизведен по изданию: Абу Рейхан Бируни. Избранные произведения, I. Ташкент. АН УзбССР. 1957
© сетевая версия - Тhietmar. 2014
© OCR - Парунин А. 2014
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН УзбССР. 1957