Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

АБУРЕЙХАН БИРУНИ

ПАМЯТНИКИ МИНУВШИХ ПОКОЛЕНИЙ

КИТАБ АЛ-АСАР АЛ-БАКИЯ АН АЛ-КУРУН АЛ-ХАЛИЯ

О ВЫВЕДЕНИИ ОДНИХ ЭР ИЗ ДРУГИХ, О [НАЧАЛЬНЫХ] ДАТАХ /72/

[ЦАРСТВОВАНИЯ] ЦАРЕЙ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ИХ ПРАВЛЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРЕДАНИЯМ

Цель, которую я поставил себе в этой книге , — наивернейшим и правильнейшим путем установить сроки продолжительности различных эр. [Однако], если бы я пожелал изложить [способы] выведения одной эры из другой, как это обычно делают в зиджах, [то есть] путем различных [математических] действий и всевозможных вычислений с приведением примеров, то рассуждение вышло бы [слишком] длинным и, чтобы исчерпать вопрос, пришлось бы обременить и себя и других 1. Ближе всего к методу, принятому мной с начала этой книги, будет показать расхождение между начальными сроками употребляемых эр в величинах, единицы которых одинаковы у всех народов, а такие величины суть дни. Дело в том, что продолжительность годов и месяцев, как мы упоминали, не совпадает [у различных народов]. Все прочие [отрезки времени] вообще выражаются в годах, и это сочли достаточным для определения промежутков между ними, ибо познание действительного качества годов [различных эр нам] недоступно и в пользовании ими нет большой надобности.

А если мы иногда углубляемся в различные разделы и вдаемся [в вопросы], лишь отдаленно связанные с планом изложения, то не потому, что хотели бы затянуть [речь] и умножить [подробности]. Наша цель — избавить читателя от докуки. Ведь долгое изучение одного и того же вопроса вызывает скуку и нетерпение, если же [читатель] переходи г от вопроса к вопросу, он как будто гуляет по различным садам — не успеет пройти одного сада, как уже начинается другой. И человек жаждет [увидеть] их [все] и желает посмотреть на них; ведь говорят же: «Все новое доставляет наслаждение».

Итак, начнем же теперь с преданий «людей писания» об Адаме, его сыновьях и потомках. Мы [перечислим их] в таблице, чтобы легче было [90] выговаривать их имена и проще постигнуть расхождения в относящихся к ним [преданиях], и объединим в [этой таблице] утверждения евреев и христиан, дабы они стояли друг против друга. [Начнем же] с помощью и поддержкой Аллаха при благом его поспешении!

/73/ Имена потомков Адама, из которых от первого до последнего образуется цепь летоисчисления, и расхождение между людьми писания о времени их жизни

Их возраст при рождении у них сына, по утверждению христиан

Общее количество годов эры по утверждению христиан

Их возраст при рождении у них сына, по утверждению евреев

Сколько каждый прожил после рождения сына, по утверждению евреев

Сколько всего каждый прожил, по утверждению евреев Общее количество годов эры по утверждению евреев
Адам, праотец человечества, до рождения [его сына] Сифа 230 230 130 800 930 130
Сиф, сын Адама, до рождения Ануша 205 435 105 807 912 235
Ануш сын Сифа, до рождения Каинапа 190 625 90 815 905 325
Каинап, сын Ануша, до рождения Махалиила 170 795 70 840 910 395
Махалиил, сын Каинапа, до рождения Ярида 165 960 65 830 895 460
Ярид, сын Махалиила, до рождения Ануша 162 1122 162 800 962 322
Ануш, сын Ярида, до рождения Мафусаила 165 1287 65 300 365 687
Мафусаил, сын Ануша, до рождения Ламеха 167 1454 187 782 959 874
Ламех, сын Мафусаила, до рождения Ноя 188 1642 182 595 777 1056
Ной, сын Ламеха, до рождения Сима 500 2142 500 450 950 1556
Сим, сын Ноя, до потопа 100 2242 100 500 600 1656
От потопа до того, как у Сима родился Арфахшад 2 2244 2 0 0 1658
Арфахшад, сын Сима, до рождения Салаха 135 2379 35 463 498 1693
Салах, сын Афрахшада, до рождения Абира 130 2509 30 460 490 1723
Абир, сын Салаха, до рождения Фалига 134 2643 34 396 430 1757
Фалиг, сын Абира, до рождения Аргу 130 2773 30 179 209 1787
Аргу, сын Фалига, до рождения Саруга 132 2905 32 175 207 1819
Саруг, сын Аргу, до рождения Нахура 130 3035 30 170 200 1849
Нахур, сын Саруга, до рождения Тараха 79 3114 29 119 148 1878
Тарах, сын Нахура, до рождения Авраама 75 3189 70 135 205 1948 [91]

Тот, кто изучил эти [даты] вплоть до рождения Авраама, — мир над /74/ ним! — увидит, насколько велико расхождение между преданиями [христиан и евреев]. Что же касается списка [Торы], который находится у евреев, то он содержит количество [лет жизни] Авраама, Исаака, Якова, Леви, Кохета и Моисея, но ни о ком, кроме Авраама, Исаака и Якова не [говорит] особо, — сколько [лет] прошло, пока у них родился сын, и сколько — после этого.

[В еврейской Торе] говорится, что у Авраама родился Исаак, когда Аврааму исполнилось от роду сто лет, и что он прожил после этого еще семьдесят пять лет, и что у Исаака родился Яков, когда он прожил шестьдесят лет. А Яков пришел со своими сыновьями в Египет, когда ему исполнилось сто тридцать лет, и жил после этого еще семнадцать лет.

Следовательно, пребывание израильтян в Египте [продолжалось] двести десять лет, если принять утверждение [евреев], что от рождения Авраама до рождения Моисея — мир над ними обоими — прошло четыреста двадцать лет, и что когда Моисей вышел с израильтянами из Египта, его жизни минуло восемьдесят лет. Однако во второй книге их Торы говорится, что [время] пребывания израильтян в Египте продолжалось в общем четыреста тридцать лет. Когда евреев спрашивают об этом, они утверждают, что этот срок [считается] с того дня, когда Аллах установил с Авраамом завет и обещал сделать его отцом многих племен, а его сыновей — наследующими землю ханаанскую. А Аллах лучше знает, [правду ли] они говорят!

Расхождение в датах между тремя списками Торы существует, как оно есть, согласно тому, что мы изъяснили [выше].

Одним из наиболее явных доказательств малой заботы [евреев] о хронологии служит то, что они сначала согласились, будто между их исходом из Египта и воцарением Александра прошла полная тысяча лет. исправленных високосными годами, [и что] они основываются на этой [цифре] при определении качества годов. Однако, если мы возьмем из [еврейских] книг, следующих за Торой, годы [царствования] каждого их правителя после Моисея, сына Имрана — мир над ним! — и сложим их, то уже ко второму построению Иерусалима число лет превзойдет тысячу на такое количество, с которым нельзя примириться в вопросах хронологии. Если бы лет недоставало, это можно было бы приписать тому, что между двумя правителями [остался] неучтенный промежуток времени; что же касается избытка, то он не поддается объяснению.

Не будучи в состоянии дать ответ, некоторые евреи заявляют, что точное установление этих годов [можно найти] в летописях рода Иуды, но что этих летописей у них нет и они попали в земли румов. Ведь [известно, что] израильтяне после [смерти] Соломона разбились на две [92] общины. Что касается колен Иуды и Вениамина, то они поставили над собой царями потомков Соломона, а [остальные] десять колен вручили власть Иеровоаму, вольноотпущеннику Ровоама, сына Соломона. И Иеровоам сбил их с пути, как мы еще упомянем в [главе об] еврейских праздниках.

После Иеровоама стали царствовать его сыновья, и между обеими общинами [евреев] начались войны.

Вот годы царствования [израильских] правителей после исхода [израильтян] из Египта, когда они пошли к Красному морю, намереваясь его перейти /75/, чтобы направиться в ат-Тих — а это пустыня в Хиджазе — и вторично [дойти] до Иерусалима. Так [эти годы] записаны в летописях евреев.

У евреев есть книга, называемая Седер-Олам, 2 то есть «Годы Вселенной», где указывается меньшее [число лет], чем в исторических книгах, следующих за Торой. Некоторые [данные этой книги] приближаются к первым утверждениям евреев. В нашей таблице мы соединили то, что имеется в обеих разновидностях еврейских книг. Вот эта таблица.

Имена властителей, правителей, жрецов и судей [израильтян] до основания священного храма, то есть за четыреста восемьдесят лет

Сколько каждый правил по книге преданий Общее количество лет Сколько каждый правил по книге «Седер Олам» Общее количество лет
Израильтяне вышли из Египта и оставались в ат-Тихе, пока не умер Моисей 40 40 40 40
Иисус Навин, после Моисея 27 67 27 67
Атанаил, сын Кениза 40 107 40 107
Аглон, царь моавитян и амалекитян из сынов Аммона 18 125 - -
Ехуд, сын Гера «Сухорукий», из потомков Ефраима 80 205 80 187
Шамгар, сын Аиата 20 225 - -
Дебора, пророчица, и ее заместитель Барак 40 265 40 227
Мадьяниты-притеснители 7 272 7 334
Гидеон, сын Офры, из рода Манассы 40 312 43 277
Авимелех, сын Гидеона 3 315 43 277
Тола, сын Фуа, из рода Ефраима 23 338 44 321 /76/
Иаир «Гилнадец», из рода Манассы 22 360 44 321
Сыны Аммона-филистимлянина, то есть жители Палестины 18 378 18 339
Яфгах «Гилиадец» 6 384 6 345
Абсун, а говорят Нахсон, из Вифлеема 7 391 7 352
Элеон 10 401 10 362
Абдон, сын Галлилея 8 409 8 370
Филистимляне 40 449 - -
Самсон «Силач», из колена Дана 20 469 20 390
Нет главы у [евреев] 10 479 - -
Илия-жрец 40 519 40 430
Ковчег в руках врагов до ниспослания Самуила 10 529 10 440 [93]
Самуил, пока они не попросили его поставить над нами царя, и он поставил Саула 20 549 - -
Шаул, то есть Саул 20 569 20 442
Давид, он начал строить храм в одиннадцатый год своего царствоваания 40 609 40 482
Соломон, сын Давида, пока он не закончил храма 3 612 3 435
Имена царей сынов Израиля и их правителей от постройки Иерусалимского храма до первого его разрушения, то есть за четыреста десять лет Сколько каждый правил по книге преданий Итого лет Сколько каж-дый правил по книге «Седер Олам» Итого лет
Соломон, сын Давидов, после окончания постройки храма 37 649 37 522
Ровоам, сын Соломона 17 666 17 539
Абия, сын Ровоама 3 669 2 541
Аса, сын Абии 41 710 41 582
Иософаг, сын Асы 25 735 23 605
Иорам, сын Иософага 8 743 6 611
Ахазия, сын Иорама 1 744 11 622
Аталия, пока ее не убил Иоаш 6 750 6 628
Иоаш, сын Ахазии, пока он не был убит своим народом 40 790 40 668
Амасия, сын Иоаша, пока его не убили 29 819 29 697
Озия, сын Амасии, пока он не умер 52 871 52 749
Иофам, сын Озии, пока он не умер 16 887 16 765
Ахаз, сын Иоафама, пока он не умер 16 903 16 773
Езекия, сын Ахаза, царь всех колен 29 932 29 802
Манаса, сын Езекии 55 987 55 857
Аммон, сын Манасы 2 989 2 859
Иосия, сын Аммона, пока его не убил царь Египта 31 1020 31 890
Яхуахаз, сын Иосии, пока его не взял в плен царь Египта 3 1023 — /78/
Яхуаким, сын Яхуахаза, поставленный царем Египта 10 1033 11 901
Яхуакин, сын Яхуакима, пока его не взял в плен Бухтунассар 3 1036
Седекия, пока не пошел против Бухтунассара и тот убил его и разрушил храм 6 1042 11 912
Храм пребывал разрушенным 70 1112 70 982
Говорят: от пленения до Даниила [прошло] 90 1202 90 1052
От Даниила до рождения Мессии-мир над ним 1 483 1685 483 1535
От рождения Мессии до переселения Мухаммеда — мир над ними обоими! — [в Медину] 600 2285 600 2135 [94]

Неудивительно, если у такого народа, как израильтяне, которому выпало на долю неоднократное пленение и истребление, возникло подобное разногласие. Ближе всего [к истине] и всего вероятнее, что они отвлеклись от таких вопросов и занялись другими в то время, когда «каждая кормилица забыла о том, кого кормила, и когда каждая беременная выкинула бремя свое» 3. [К тому же], управление и главенство не сосредоточилось у них в одном колене, но разделилось после смерти Соломона, сына Давида [по разным коленам]. Частью они достались колену Иуды и Вениамина, а частью — прочим израильтянам.

Далее, порядок управления и строй власти и главенствования был у них не настолько [совершенен], чтобы им требовалось помнить годы воцарения каждого царя и записывать срок их правления иначе, как по грубому счету. Так, некоторые [евреи] утверждают, что Кушан, царь аль-Джезиры 4 из рода Лота, одолел евреев после [смерти] Иисуса [Навина] и держал их под игом восемь лет, а потом вступил на престол Атанаил. Некоторые исчисляют его царствование большим [сроком] другие — меньшим. Нередко одни евреи утверждают, будто такой-то царь правил ими столько-то лет, а другие говорят, что правление его было короче и что [первая цифра] — это срок его жизни. Бывает и так, что в Оба упомянутые срока входит то время, когда два царя царствовали вместе.

Данные книги Седер-Олам, хотя и близки к итогу [общепринятых у евреев исчислений], расходятся [с ними] в отдельных цифрах; я разумею расхождение в [определении] времени первой постройки [Иерусалима], не говоря уже о сомнениях относительно обстоятельств [жизни евреев], о которых мы упоминали выше.

Некоторые неотесанные «хашвиты» и грубые «дахриты» 5 не признают [за правду] рассказы о долгой жизни людей из народов прошлого, и в частности предания о том, что было до времени Авраама — мир над ним? Они находят отвратительными и несообразными рассказы об огромных размерах тела этих людей и переносят такие предания из пределов возможного в область недоступного, сравнивая их с тем, что видят в свое время. [Эти люди] придерживаются того, что слышали от астрологов относительно наибольших «даров светил» в гороскопах 6. Это бывает, когда Солнце /79/ является в них «домовладыкой» и «домохозяином», то есть находится в своем «доме», или в «возвышении», [а также] в одном из «колышков» и в соответствующей «мужской» четверти 7.

Тогда, [говорят эти люди], Солнце дает наибольшие годы [жизни], то есть сто двадцать лет, — Луна прибавляет к ним еще двадцать пять лет, Венера — восемь лет и Юпитер — двенадцать лет. Это наименьшие годы каждой из [названных] планет, ибо добавка их, когда они стоят в согласном аспекте 8 не бывает больше этого. При этом обе зловещие [95] планеты 9 выпадают из [аспекта] 10 и нисколько не уменьшают [числа лет]. «Голова» 11 должна быть в одном созвездии с Солнцем, [но] далеко от него, чтобы не находиться в границах затмения [Солнца]. Когда дело обстоит так, то [«голова»] прибавляет еще четверть дара [Солнца], то есть тридцать лет, и в совокупности получится двести пятнадцать лет 12. А это, как говорят, наибольший [срок] жизни, которого [может] достигнуть человек, если что-либо не прервет ее. Естественная жизнь [продолжается] сто двадцать лет, ибо мир существует благодаря Солнцу, а это количество лет — наибольшие годы Солнца.

Эти люди 13 рассудили, как хотели, и если бы действительность следовала их бредням, то небеса и земля, несомненно, пришли бы в расстройство. Строя [свою теорию] на противоположном тому, что говорят астрологи, они утверждают, будто эти планеты даруют наибольшие годы, и упоминают в своих книгах, что планеты даровали эти годы в [период] тысячелетних соединений светил в огненных знаках Зодиака 14 ибо тогда управление [миром] принадлежало высшим планетам 15. А годы Солнца и Венеры значительно превосходят продолжительность жизни упомянутых долговечных [людей].

Вог [например] наставник [хашвитов и дахритов] в науке о приговорах звезд, словам которого они доверяют и не отрицают его первенства, а именно — Ма-ша-Ллах 16, утверждает, будто человек может прожить годы среднего соединения 17, если его рождение совпадает с переходом соединения из одного треугольника 18 в другой, причем «восходящим» 19 будет один из «домов» Сатурна или Юпитера, и «домовладыкой» будет днем — Солнце, а ночью — Луна, [действующие] в полную силу.

Если нечто подобное случится при переходе соединения в созвездие Овна и его треугольник, причем указания будут такие же, как [только что] упомянуто — то новорожденный может прожить года «большого соединения», то есть приблизительно девятьсот шестьдесят лет, пока соединение не вернется на свое место 20. [Ма-ша-Ллах] подробно и велеречиво говорит об этом в начале своей книги о гороскопах. Такова приверженность этих людей к [учению] о «дарах планет».

Относительно годов, приписываемых каждой из планет, у нас есть разговор с астрологами, которые ими пользуются, в книге «Предостережение против искусства обмана». Наставление о наилучшем способе действий в тех случаях, когда пользуются этими годами, содержится в нашей «Книге светил, исцеляющей души [людей]».

Далее, одно лишь наблюдение и заключение из него по аналогии не выводят из пределов возможного продолжительность жизни и огромные размеры тела [древних], а также большую часть того, что про них передают. Ведь подобные вещи бывают в [разные] времена и в многообразных видах. Иные из них имеют место в определенные [периоды] [96] времени, в течение которых они происходят циклически и претерпевают изменения, при условии, если такие вещи вообще возможны. И буде наблюдатель не наблюдает их в то время, когда они совершаются, он считает такие вещи невероятными и нередко /80/ спешит их отвергнуть.

Это одно [из качеств], присущих всем явлениям, совершающимся циклически, как, например, размножение животных, опыление деревьев, всход посевов и [появление] плодов. Ведь если бы было возможно, что кто-нибудь ничего не знает о состоянии деревьев, и если бы такого человека подвели к дереву, листья которого осыпались, и описали бы, как оно позеленеет, даст цветы, плоды и прочее, он наверное считал бы это невероятным, пока сам не увидел бы. Вот причина, заставляющая обитателей северных стран удивляться, что пальма, оливковое дерево, мирт и [другие] подобные деревья остаются зелеными и свежими в зимнee время: ведь [северяне] не видят [ничего] подобного этому в своих землях.

А некоторые явления происходят че в определенные периоды времени, в виде циклов, но случайно.

И вот, если минуло то время, когда случается такое явление, и о нем остались только рассказы, то буде в этих рассказах имеется элемент достоверности и данное явление было в прошлом возможно, то с этим никак нельзя не согласиться, даже если трудно вообразить, каково это явление, и причина его неизвестна.

Есть и такие явления, которые возникают подобным же образом, но их называют «ошибками природы», так как они выходят из порядка, обычного для явлений этого рода. Я бы именовал их не таким названием, а «выходом материи из среднего количества». Так. например, встречаются животные с излишними членами, когда природа, пекущаяся о сохранении вида таким, как он есть, находит излишнюю материю и создает из нее некий образ, не пренебрегая [этим излишком], а также животные с недостающими членами, когда природа не находит материи, чтобы завершить образ данной особи в форме, [свойственной] ее виду. И вот, она готовит для данной особи облик, при котором этот недостаток не вреднт, и придает душе способность существовать в этом облике по мере сил.

Примером этого служит то, о чем упоминает Сабит ибн Синан ибн Сабит ибн Курра 21 в своей книге о системах счисления. [Он говорит], что видел близ Сурра-мен-Раа 22 индийского цыпленка, который вышел из яйца совершенным и вполне сформированным, причем у него было на голове два клюва и три глаза. [Сабнт] рассказывает также, что к Тузуну 23. когда он был эмиром, принесли мертвого козленка с круглой, как лицо человека, мордой, с челюстями, подобными человеческим, и с зубами, как у человека. У него был один глаз и на лбу подобие хвоста. [97]

[Сабит ибн Синан] упоминает, что в квартале аль-Мухаррим, в Багдаде, родился младенец, который тотчас же умер. Его принесли к Изз-ад-Дауле-Бахтиару 24, когда отец последнего Муизз-ад-Даула был еще жив, так что тот видел этого [младенца]. Туловище у него было одно, [и притом] совершенное, без всякого недостатка или излишка, но на туловище выступало два возвышения 25 увенчанные двумя головами, вполне сформированными со всеми чертами: глазами, ушами, двумя носами с ноздрями и двумя ртами. Между ног у младенца был половой орган, как у женщины, из которого ясно виднелся мужской член.

[Тот же Сабит ибн Синан] рассказывает, что один византийский патриций прислал Касир-ад-Дауле 26 зимой триста пятьдесят второго года двух человек, которые срослись животами. Это были бородатые арамейцы двадцати пяти лет — [Сабит] приводит /81/ их имена — и отец их был с ними. Они были обращены друг к другу лицом, причем общий кусок кожи, который их соединял, был длинный и растягивался, так что один из этих [мужчин] мог встать, [когда другой сидел]. Рассказывали, что у обоих этих людей были отдельные, вполне [нормальные] мужские половые органы и что время еды, питья и испражнения было у них различно, Они ездили на одной лошади, сидя близко друг к другу, [но] лицом к лицу, и одного из них [будто бы] тянуло к женщинам а другого — к мальчикам.

Нет сомнения, что «естественная сила», выполняя полученное и заданное ей дело, не уничтожает материи, когда находит ее. Если материи оказывается чрезмерно много, то эта сила удвояет свое действие 27; иногда при удвоении [получаются] соседящие, но раздельные существа, как [например], близнецы, иногда — сомкнувшиеся, как те два арамейца, иногда уже [удвоение осуществляется] в виде взаимного вхождения, как у тех существ, о которых мы рассказывали раньше, [чем об арамейцах].

Разные виды удвоения — тем или другим путем — обнаруживаются также и у различных животных. Про морских рыб, например, рассказывают, что среди них существуют удвоенные виды: если вскрыть одну рыбу, то внутри нее оказывается [вторая], такая же.

Нередко происходит удвоение в несколько раз; все виды этого можно найти среди растений. Бывают, например, плоды, удвоенные посредством сращения, и [плоды] с двойной сердцевиной, которую вмещает одна скорлупа. Бывает и удвоение посредством умножения и взаимного вхождения, как, например, когда в одном апельсине находится другой такой же апельсин.

Нередко природе не удается создать удвоение до конца: тогда она прибавляет члены, которые либо подходят к своему месту, как например, лишние пальцы, ибо [такие пальцы], хотя их и больше, чем обычно и достаточно, находятся на месте, отведенном для них — либо [98] неподходящие к своему месту; в таком случае это можно с полным правом назвать ошибкой природы.

Такова, например, корова, которая находилась в Джурджане, в дни правления ас-Сахиба 28 и захвата этой области Буидами. Ее видели там и малые и старые, и мне рассказали, что у нее на загорбке, около шеи, была передняя нога, такая же, как одна из ее передних ног. Нога была целая, вполне [нормальная], с бедром, суставами и копытом, и корова двигала ею произвольно, сгибала ее и разгибала

Это [уродство] можно отнести к ошибкам природы, ибо от такой ноги нет пользы и она находится не на своем месте, с противоположной обычному стороны

Все [эти] и подобные им разновидности [уродства] — среди моих книг им посвящены особые книги — не принимаются [за возможное] людьми, которые их не видели, ибо эти люди не находят в них элемента правдоподобия рассказа.

Вопрос о [продолжительности] жизни, как наблюдалось, связан с принадлежностью к тому или иному народу. Так, [долголетие] особенно свойственно химьяритам и похожим на них [народам] и встречается в одних местах преимущественно перед другими, как [например] в Фергане и в Йемаме. 29 В этих странах, как рассказывают сборщики податей, наблюдаются случаи такого долголетия, какого не бывает в других областях. То же самое встречается и среди арабов, а индийцы [даже] превосходят их [в этом отношении].

Про этого самого Абу-Машара-аль-Бальхи Абу-Саид Шазан 30 рассказывает в своей «Книге бесед о тайнах», что к нему [однажды] принесли гороскоп сына /82/ царя Серендиба 31. А восходящим созвездием был знак Близнецов, причем Сатурн находился в знаке Рака, а Солнце — в знаке Козерога. Абу-Машар рассудил, что младенец проживет средний круг Сатурна 32.

— И я сказал ему [рассказывает Шазан]: «Слава Аллаху! Его «домохозяин» 33 движется назад, он [находится] в разгаре попятного 34 движения, в «падающем» «колышке» 35 и дает [новорожденному] лишь малый круг жизни А нужно еще убавить пятьдесят лет на попятное движение»

— Эти люди — ответил мне Абу-Машар, — обитают в климате, где, как издревле [известно], живут долго. Там человек часто доживает до дряхлости, хотя властителем [этого климата] является Сатурн. До меня дошло, что когда кто-нибудь из них умирает, не прожив до среднего цикла Сатурна, все удивляются, как скоро он умер. Когда Сатурн становится «домохозяином» 36 в принадлежащем ему климате, то он не намного уменьшает свой большой и средний цикл, если только его «дом» не [окажется] «падающим».

— Я сказал: «Так он же [как раз] «падающий», — и Абу-Машар ответил: «Он выпадет из фигуры аспекта, а не из фигуры управления» 37. [99]

[...Тайны второго многочисленны Он также находится в подземном колодце, и при таких обстоятельствах есть достаточные причины для удивления] 38.

Итак, [Абу-Машар] в этом месте признал, что в одном климате [люди] живут дольше, чем в ином.

В другом месте [Абу-Саид-Шазан] рассказывает, что он находился у Абу-Машара, когда Абу-Исма, приближенный ас-Саффара 39, спросил его об одном обстоятельстве в указаниях его гороскопа, которое его пугало.

Абу-Машар осведомился: «Ты знаешь, скольких лет отроду умер твой отец?»

— Да, ответил Абу-Исма.

— Достиг ли ты этого возраста? [продолжал] Абу-Машар, и Абу-Исма ответил:

— Я уже миновал его.

— А знаешь ли ты, в каком возрасте умерла твоя мать? — спросил [опять] Абу-Машар, и Абу-Исма отвечал: «Да, я миновал и этот возраст».

— Знаешь ли ты, сколько прожил твой дед, отец твоего отца? — снова [задал вопрос] Абу-Машар, и Абу-Исма ответил — «Да, знаю, и я еще не достиг этого возраста».

— Посмотри же, соответствует ли расхождение, на которое указывает твой гороскоп, [продолжительности] жизни твоего деда, — молвил Абу-Машар, и Абу-Исма сказал: «Да, оно этому соответствует».

— Тогда ты имеешь основания бояться, — произнес Абу-Машар и потом сказал: сПрирода сильнее всего. Всякого несчастного [стечения обстоятельств], которое постигает человека, когда он прожил век своего отца или матери или даже деда, отца его отца, этому человеку не пережить, если нет сильных свидетельств [противоположного]. Это ясно видно в [жизни] деревьев и посевов. Некоторые из них известны долголетием, а некоторые — тем, что их быстро постигают [всякие] беды и существование их сокращается».

В этом месте Абу-Машар тоже признает, что [долголетие] связано с происхождением. А в таком случае те мнения звездочетов, которых придерживаются [некоторые люди], ложны, ибо по мнению этих же людей [наследственность долголетия] отнюдь не невозможна, а наоборот, обязательна, как мы говорили выше.

Если [эти скептики] отрицают все то, что не случилось в их времена и в их местах, ибо они сами этого не видели, и если столь частое упорное отрицание не кажется их разуму нелепым, и они не желают допустить возможности того, что им не известно, то [следует сказать], что диковинные события происходят не во всякое время, и если они случаются в какую-либо эпоху, то их не связывает с теми, кто жнвет после этого на протяжении веков и в течение столетий, ничто, кроме цепи достоверных [100] преданий. Больше того, если [скептики] вдумаются в свои действия, то окажется, что они чистые софисты, и они будут вынуждены отрицать, что есть на земле иные страны, кроме той, в которой они живут, и [допустить другие постыдные [нелепости] в этом роде.

Если послушать их рассказы /83/, то обнаружишь, что они ссылаются на предания индийцев и основываются на суевериях, которые приписывают индийцам. Они постоянно доказывают, что у индийцев есть вытесанный из камня идол, у которого на шее навешано множество железных ожерелий. А это эры индийцев в десять тысяч лет, и если их сосчитать, получится огромное число лет. Если же рассказать им, что они, то есть индийцы, утверждают, будто царь Джамалабадхара — а это город, из которого привозят «лиладж», «амладж» и «балиладж» 40 — прожил двести пятьдесят лет и [до самой смерти] ездил верхом, охотился, имел общение с женщинами и жил, как юноша, и все это [удавалось] благодаря лечению, то они будут это отрицать и скажут: «Индийцы — явные лжецы, а не ученые люди — они основываются в своих науках на вдохновении свыше, и их словам нельзя верить».

И эти [скептики] примутся [рассуждать] о слабости [догматов] индийцев, относящихся к вере и религии, посмертному воздаянию и наказанию и о всевозможных истязаниях, которым индийцы подвергают свое тело.

Именно таких людей разумел Аллах великий, когда сказал: «Истинно, они объявили ложным то, чего не охватили познанием» и [далее]: «Но вот, они не руководствуются [Кораном], и [скоро] скажут: «Это давняя ложь». Они признают то, что им подходит, даже если это слабо, и бегут от того, что расходится с их убеждениями, даже если это верно.

Я читал рассуждения Абу-Абд-Аллаха-аль-Хусейна ибн Ибрахима-ат-Табари-ан-Натили 41 о количестве [лет] естественной жизни. Он говорит, что предел жизни — сто сорок солнечных лет, и что превзойти его невозможно. Но у того, кто решительно говорит: «невозможно!» требуют доказательства, подчиняющего и успокаивающего душу, а он не привел никакого довода и только предпослал [своей книге] предисловие, [в котором] сказал: «У человека три «совершеннолетия». Одно [совершеннолетие] — это достижение зрелости, когда он может создавать себе подобных, то есть начало второго семилетия; второе «совершеннолетие» — когда в человеке сформируется мыслящая душа и разум его перейдет из возможности в реальность, то есть начало шестого семилетия; и третье совершеннолетие — когда человек может управлять собой, если он одинок, своими домочадцами, если он женат, и своим народом, если он имеет власть». [Далее он] говорит: «Итог этих совершеннолетий составляет сто сорок лет». [101]

Неведомо, из каких соотношений вывел Абу-Абд-Аллах эти цифры: ведь между ними нет никакой явной пропорции или прогрессии. Больше того: буде мы согласимся, что количество «совершеннолетий» — три, потом сосчитаем так, как он сосчитал, и, в конце концов, скажем, если не будем бояться, что с нас потребуют доказательств, что в итоге получается сто лет, тысяча лет или что-нибудь подобное, то у нас с ним не будет расхождения [в методе]. Однако мы знаем, что человек в наше время достигает тех состояний, которые [Абу-Абд-Аллах] счел признаками совершеннолетия в другие сроки и семилетия, чем он сказал. Но Аллах лучше знает, что он имел в виду!

Что же касается огромности тел, то хотя она и не обязательна, так как теперь ее не наблюдают, и то время, к которому относятся рассказы о ней — отдаленно, это, однако, все же не является невозможным. Вот ведь и в Торе /84/ говорится нечто подобное о телесах великанов, но ею не пренебрегают с тех пор, как израильтяне видели их воочию, и никто на нее не нападает.

Наоборот, [израильтянам] читали [Тору] и они сами читали ее и не смотрели на тех, кто ее читает, как на лжецов. Однако, если бы великаны были не так [огромны], как рассказывают, что читающего Тору, несомненно, обвинили бы во лжи, поскольку он говорит нечто противоречащее видимости. И если бы какие-то люди действительно не были огромны телом — прибавил им Аллах в этом обширности! — то наверное не осталось бы упоминание о них в устах непрерывным и не уподобляли бы им всякого, кто превосходит величиной обычные существа своего вида. Таковы, например, люди из племени Ад: 42 уподобление нм стало ходячей [поговоркой].

Не где мне заставить [скептиков] поверить моим словам об адитах! Они ведь отрицают даже то, что ближе по времени и более очевидно по состоянию, и приводят доводы, которых не сравнить с самыми слабыми доказательствами, применяемыми против них. [Эта скептики] бегут от согласия с убедительнейшими доказательствами, «словно пугливые ослы, бегущие от льва», 43 но что скажут они о следах [существования] огромных людей, находимых теперь в домах, выбитых в твердых скалах в горах Мадьяна 43а и в вытесанных в этих горах могилах, о погребенных в глубине могил костях, величиной с кости верблюда или больше, и о зловонии, из-за которого в эти могилы можно войти, только заткнув чем-нибудь ноздри?

Жители тех мест согласны в том, что это «люди тьмы», но когда [скептики] слышат про «день тьмы», то насмешливо смеются, презрительно кривят губы и задирают нос, радуясь тому, что предполагают, и думая, будто они достойнее [других] и выдаются из ряда простых людей. Но достаточно с них Аллаха! За нас — наши дела, а за них — их дела. [102]

Я нашел в одной книге таблицы, содержащие сроки правления царей Ассура — а это обитатели Мосула — сроки правления царей коптов, которые [раньше] жили в Египте, и царей [из династии] Птолемеев, [каждого из которых] звали Птолемей. Дело в том, что Александр, умирая, завещал, чтобы всякий правитель ионийцев после него, ради устрашения врагов, носил это прозвище, так как в переводе оно значит: «воин». Там же я нашел и даты [правления] царей румов после [Птолемеев].

Годы в этих таблицах [считались так]: от рождения Авраама до Александра — две тысячи девяносто шесть лет, а это больше того, что говорят евреи, христиане и вычислители соединений планет.

Я переписал сюда эти таблицы, как они есть, но судьба не сподобила меня проверить имена царей на слух. Пусть же тот, кто, быть может, найдет эти имена [в книгах], постарается их исправить и уточнить, стремясь, как я стремился, облегчить дело для изучающего и избавить его от труда разыскивать. И пусть не переписывает эти таблицы и то, что [заключается] в других таблицах, никто, кроме тех, кто знает счет по буквам и искренно заботится об их исправлении. Переписывание писцами, которые передают таблицы друг другу, так портит их, что их можно исправить только во много лет. Вот переписанные [мной] таблицы. /85/

Имена царей Ассура, то есть тех, что жили в Мосуле. Количество их – тридцать семь, а [общий] срок царствования – тысяча триста пять лет. Продолжительность царствования Сумма годов
1. Балос 62 62
2. Нинос – который построил в [округе] Мосула Ниневию. Авраам родился в 43 году его царствования. 52 114
3. Ашмирам, жена Ниноса, строительница древней Самарры, что к западу от Сурра мен-Раа 42 156
4. Замис, сын Ниноса, при котором подвергся пытке Авраам и бежал в 23 году его царствования в земли Палестинские 38 194
5. Арейос 30 224
6. Аралиос 40 264
7. Ахшияруш 30 294
8. Армамитрес 38 332
9. Балахос 35 367
10. Балаос 52 419
11. Альтадас 32 451
12. Мамутос 30 481
13. Манхалос 30 511
14. Асфарос 20 531
15. Мамулос 30 561
16. Асфарагос 40 601
17. Аскаитидос 40 641
18. Аминтос 45 686
19. Балахос 25 711 /86/
20. Балатарес 30 741
21. Ланфридис 32 773
22. Сосирас 20 793
23. Ланфарос 30 823 [103]
24. Фаниас 45 868
25. Сосрамос 19 887
26. Митрайос 37 924
27. Татуанас – в его дни был взят город Илиос, из-за которого воевали ионийцы 31 965
28. Тевтайос 40 995
29. Салинос 30 1025
30. Даруклос – в его дни Давид воцарился над израильтянами 40 1065
31. Евфилос 38 1103
32. Лавасатинос – в его дни израильтяне разделились на два царства 40 1143
33. Фиритиадас 30 1173
34. Афратос 20 1193
35. Афратанаос – после того, как он процарствовал сорок два года и сто шестьдесят семь дней, родился поэт Гомер, занимающий у греков первое место, как Имруу-аль-Кайс у арабов 50 1243
36. Акраганес 42 1285
37. Сано Каланкарирас 44 20 1305

/87/ Жители Магриба рассказывают, будто во времена этого последнего царя был послан в Ниневию Иона, и будто некий перс, которого звали по-еврейски «Арбак», по персидски — «Дех-Ак» и по-арабски — «Даххак», выступил против этого царя, начал с ним войну, обратил его в бегство и убил, и управлял его царством, пока не пришли к власти Кеяниды 45, а это — цари Вавилона, которые называются у жителей Магриба халдеями. Царствование [Арбака] продолжалось семьдесят два года.

[На самом деле] халдеи — это не Кеяниды, а их наместники в Вавилоне. Кеяниды жили в Балхе, и когда они пришли в Ирак 46, жители Магриба стали называть их халдеями, как они называли их наместников.

Один из знатоков преданий рассказывает, что Немврод, сын Куша, сына Хама, сына Ноя царствовал через двадцать три года после смешения языков в Вавилоне. Это [будто бы] было первое царство, установленное на земле. Смешение языков в Вавилоне совпало [якобы] с рождением [патриарха] Аргу. [Далее этот знаток преданий] называет царей, которые правили после [Немврода], пока власть не перешла к царям Ас-сура, о сроках правления которых говорит предыдущая таблица. А вот таблица царствования царей, о коих [только что] упомянуто.

Цари Вавилона Продолжительность их царствования Сумма годов
Немврод, сын Куша 69 69
Фамнурас 85 154
Самирас 72 226
Арфахшат 10 236
Вавилон оставался без царя, пока не воцарились ассирийцы 5 241 /88/ [104]

У жителей Вавилона мы тоже нашли даты [правления] их царей — от Набонассара до перехода эры от [вавилонян] после смерти Александра-строителя к царям Птолемеям. Мы закрепили эти даты с исправлением сроков [царствования], но имена [царей] не проверены на слух, а переписаны по очертаниям [согласных] букв.

Вот таблица, содержащая эти [сведения].

Таблица халдейских царей Продолжительгость правления Общая сумма годов
Набонассар первый — с него начинается эра в Альмагесте 14 14
Набухаднасир — Надиос 2 16
Хинзерофор 5 21
Элулиу 5 26
Мардокаифад 12 38
Арикину 5 43
Абасилевтис 2 45
Билибнс 3 48
Уфрандийу 6 54
Аригабал 1 55
Масисимордакос 4 59
Абасилевтис второй 8 67
Асридину 13 80
Шащдукин 20 100
Набуфуласару и Кинальдин 22 122
Набухаднасир 21 143 /89/
Бухтунассар — взял Иерусалим 43 186
Бархалалтигар 2 188
Балташассар 4 192
Дариос первый, мидиянин 17 209
Куруш — он отстроил Иерусалим 9 218
Кумбисус 8 226
Дариос 36 262
Ахшиярош 21 283
Артахшаст первый 43 326
Дариос 19 345
Артахшаст второй 46 391
Охос 21 412
Фирон 2 414
Дариос, сын Арейха 6 420
Александр, сын македонца — строитель 8 428

После этого эра перешла к Филиппу [105]

Имена царей коптов, которые были в Египте. Количество их – пятьдесят четыре, кроме персов, время их царствования вместе с персами – восемьсот девяносто четыре года   Продолжительность правления Общая сумма годов
Диосполиты 178 178
Саманадос 26 204
Сусанас 101 305
Нафахрас 4 309
Аманафутас 9 318
Асахорнс 6 324
Фасинахис 9 333
Фасусанис 35 368
Сасанахосис 21 389
Асаратон 15 404
Такалосис 13 417
Футафастис 25 442
Асарасон 9 451
Фасаммос 10 461
Авфаимос 44 505
Сабакон-абиссинец 12 517
Сабихос 12 529
Тарахос-абиссинец 20 549
Амарас-абиссинец 12 561 /91/
Астафинасис 7 568
Нахфасос 6 574
Нахао 8 582
Фасамматикос 44 626
Наджанука 6 632
Фасаммусос 17 649
Вафрис 25 674
Амасис 42 716
Персы до Дариоса 114 830
Амиртанос 6 836
Нафаритас 6 842
Охорис 12 854
Фасамос и Мусатос 2 856
Накатанабас 13 869
Таос 7 876
Накатанабас 18 894

После этого эра перешла от них и от халдеев к Александру греческому.

Мы добавим к этому таблицы Птолемеев и Кесарей. Эра от Филиппа делится на три части. Первая часть — это годы Филиппа; вторая — годы Августа; третья — годы Диоклетиана. Что касается первых годов, то это годы александрийцев, не дополненные [високосными]; вторые — это годы румов, [дополненные], а трети — такие же, как вторые, но только при Диоклетиане эра была обновлена, ибо когда власть перешла к нему, она осталась у его потомков, которые после него стали христианами; позднее уже не упоминается эра другого царя, хотя власть потомков [Диоклетнана] неоднократно прекращалась. А Аллах лучше знает [истину].

Вот эти таблицы. [106]

/92/ Имена царей города Македонии, а это – греки, прозванные Птолемеями Сколько каждый царствовал Общий итог лет
Филипп 7 7
Александр, сын Филиппа [это второй] 12 19
Птолемей, сын Зайца, логик. Он ходил походом на Палестину и полонил израильтян, но потом отпустил их и подарил им сосуды из Иерусалимского храма 20 39
Птолемей Филадельф – братолюб. Перевел Тору на греческий язык 38 77
Птолемей Эвергет Златокузнец первый 25 102
Птолемей Филоматор – матерелюбивый 17 119
Птолемей Эпифан Златокузнец второй 24 143
Птолемей Филопатор – преданный отцу 35 178
Птолемей Эвергет – Александр второй 29 207
Птолемей Сотер – Кузнец, любитель хитростей 36 243
Птолемей Дионисий – наилучший 29 272
Клеопатра – до того времени как стал править Гай – по-румски Юлий 3 275
Клеопатра – в дальнейшем, пока не умер Гай и не стал править его сын Август 4,5 279
Клеопатра, в дальнейшем, пока [Август] не убил ее 14,5 294

Относительно того, называть ли Клеопатру Птолемеем, существует разногласие, ибо она – женщина. Но так как она находилась в Александрии и [раньше] владела этим городом, то так ее прозвали. Гай – по-румски Юлий – означает «властитель мира».

/93/ Имена царей Румов Румы – это Кесари, которые жили в Риме. Они потомки аль-Асфара, то есть Софера, сына Нефара, сына Исава, сына Исаака, сына Авраама-пророка – молитва над ними и мир! Сколько каждый царствовал Общий итог лет
Август – Кесарь, после того как он убил Клеопатру 43 43
Тиберий, сын Августа 22 65
Гай 4 69
Клавдий – убийца апостола Павла и Симона-Петра 14 83
Нерон-проклятый, убийца верующих 14 97
Веспасиан. Через год после своего воцарения он пошел походом на Палестину и осаждал евреев в Иерусалиме три года. Он разрушил Иерусалим, перебил много евреев, разогнал их и отменил их законы 10 107
Тит 3 110
Домициан. В девятый год его царствования Иоанн-евангелист был изгнан и скрывался на одном острове до смерти Домициана. Потом он вышел и поселился в городе Афсусе 47 15 125
Нерва 1 126
Траян 19 145
Адриан. Этот тот [царь], который разрушил Иерусалим и запретил [евреям] вступать в него на восемнадцатом году своего царствования 21 166
Антонин. Это тот, который снова отстроил Иерусалим. Гален 48 говорит, что [этот царь] в начале своего царствования составил книгу по анатомии 23 189 [107]
Коммод 32 221 /94/
Север и Антонин 25 246
Антонин – один. В конце дней [его царствования] умер Гален 4 250
Александр – сын Маммы. «Мамма» значит «бессильный» 13 263
Максимиан 3 266
Гордиан 6 272
Филипп 6 278
Деций. Правил [во времена] «отроков в пещере» 49 1 279
Галл 3 282
Валериан 5 (287) (297)
Клавдий 1 288
Аврелиан 6 294
Проб 7 301
Кар и Карин 2 303
Имена христианских царей Сколько каждый царствовал Общий итог лет [по эре Диоклетиана]
Диоклетиан 21 21
Константин. Первый царь, который стал христианином. Он – строитель стен Константинополя. В первый год его царствования его мать Елена стала искать древо креста и наконец нашла его. В девянадцатый год царствования [Константина] епископы собрались в Никее и установили догматы хроитианской веры. 32 53
Константин 24 77
Юлиан-отступник 2 79
Валентиниан 1 80
Валент, которого сожгли на сеновале, когда он убегал [от врагов] 14 94
Феодосий великий 17 111
Аркадий, его сын 13 124
Феодосий малый. В дни его [царствования] прокляли Нестория 50 42 166
Маркиан и его жена Пульхерия. В их времена прокляли яковитов 51 6 172
Лев великий. Он – выходец из средних людей 18 190
Зенон Арминакский – был яковитом 17 207
Анастасий. Построил Аморию 52 и был яковитом 27 234
Юстин 9 243
Юстиниан. Построил церковь в ар-Рухе 53 37 280
Тиберий 14 294
Маврикий – помогал Кисре против Бахрама Чубина 54 14 (4) 298 /96/
Фока – тот, которого осаждал в Константинополе Шахрвараз 55, [полководец] Кисры 8 318 (306)
Ираклий мудрый 31 349
Константин, его сын – зарезан в бане 1 350
Констант 27 377
Константин 16 393
Юстиниан. Румы отрезали ему нос 10 403 [108]
Леонтий. Когда он состарился, то ослабел и отказался [от престола] 3 406
Тиберий Апсимар 7 413
Юстиниан-безносый 6 419
Филипп 3 422
Анастасий-Артемий. Его низложили, когда он стал слишком слаб, чтобы воевать 2 424
Феодосий. Его осаждал Маслама ибн Абд-аль-Мелик 56 1 425
Лев старший. Тот что обманул Масламу и заставил его отойти от Константинополя 24 449
Константин, сын Льва старшего 34 483
Лев младший, сын Константина старшего 4 487
Константин младший, сын Льва младшего 18 505
Августа – правила делами византийцев 5 510
Никифор и Ставракий, сын Никифора 18 528
Михаил, сын Георгия 12 -
Лев, пока его не убил Михаил в церкви 7 -
Михаил Константинопольский, убийца Льва, сына Феофила, сына Михаила Константинопольского 7 лет 5 мес
Василий-славянин, последний из их царей 3 года 5 мес
/97/ Цари Константинополя. По рассказу Хамзы-аль-Исфахани, со слов кадия Ваки, который [будто бы] переписал это из книги, принадлежащей царю византийцев Сколько каждый царствовал Общий итог
Годы Месяцы Годы Месяцы
Константин, сын Елены, победоносный 31 0 31 0
Его сын Константин 24 0 55 0
Сын его брата Юлиан 2 6 57 6
Феодосий 10 9 68 3
Грациан и Валентиан 6 0 74 3
Аркадий, сын Феодосия 13 3 87 6
Феодосий, сын Аркадия 42 0 129 6
Маркиан 29 0 158 6
Лев старший 16 0 174 6
Лев младший 1 0 175 6
Зенон 17 0 192 6
Анастасий 27 4 219 10
Аитлис 11 9 231
Кастрондас – в его царствование родился пророк – мир над ним! 38 3 269 7
Стефан 4 3 273 57 10
Маркиан – в его дни произошло выступление [пророка] на пророчество 20 4 293 1
Фока – в его дни была хиджра 8 0 301 5
Ираклий и его сын – в это царствование умер пророк – мир над ним! 31 0 332 5 /98/
Константин, сын Ираклия 25 0 367 58 5
Константин, сын жены Ираклия 17 0 384 5
Константин, сын Ираклия 10 0 394 5
Лев, а говорят также, что Леон 3 0 397 5
Тиберий 7 0 411 59 5
Юстин 6 0 417 5
Анастасий 6 0 423 5 [109]
Феодосий 2 0 425 5
Лев. В его дни прекратилась власть Омейядов 60 25 3 450 8
Лев, сын Константина. По общему мнению это был ничтожный человек, хотя он и долго царствовал 5 0 455 8
Константин, сын Льва 6 5 471 11
Константин
Ирина, которая получила царство от своего отца 5 0 476 11
Никифор – в дни ар-Рашида 61 8 11 485 10
Ставракий, его сын 0 5 486 0
Михаил, его сын 7 5 483 5
Феофил, его сын 22 3 498 62 8
Михаил, сын Феофила. Потом власть перешла от этой семьи к другой семье при аль-Мутазазе 62 28 0 526 8
Василий-славянин 20 0 546 8
Лев, сын Василия – в 273 году [хиджры], в дни аль-Мутадида 64 26 0 572 8
Александр, сын Василия. Он умер от гнойника в 299 году [хиджры] 65 1 2 573 10
Константин, сын Льва – в 301 году [хиджры] 66 - - - -

/99/ Что же касается персов, то они называют первым человеком Гаюмарса, а прозвание его — «Гиршах» — то есть «царь горы», но [некоторые] говорят: «Гильшах», то есть «царь глины», так как в то время никого [кроме Гаюмарса] не существовало 67.

Говорят также, что перевод его имени: «живой, глаголющий, мертвый» 68.

Летосчисление разделяется у персов, [начиная] с Гаюмарса, на три части. Первая часть — от Гаюмарса до убиения Александром Дария, когда Александр завладел царством персов и перевез сокровищницы их мудрости 69 в свою страну; вторая — от этого времени до появления Ардешира, сына Бабека 70, и возвращения власти [персов] к устойчивости; третья часть — с этого времени до убиения Ездигерда, сына Шахриара, прекращения власти рода Сасана и появления ислама.

[Персы] говорят много удивительных вещей о начале мира, о зарождении Ахримана, то есть Иблиса 71, из мысли бога, о том, как [Ахриман] возгордился в мире, а также о Гаюмарсе. Бог, [говорят они], впал в недоумение относительно Ахримана и лоб его покрылся испариной. Он обтер [пот] и отбросил его, и родился из него Гаюмарс. Аллах послал Гаюмарса к Ахриману, и Гаюмарс одолел Ахримана и сел на него верхом, и стал разъезжать на нем по миру. [Наконец] Ахриман спросил Гаюмарса, что для него наиболее ненавистно и страшно, и Гаюмарс сказал ему, что когда он достигнет врат геенны, то испытает великий страх.

И вот, когда Ахриман довез Гаюмарса до [геенны], он начал артачиться и сумел сделать так. что Гаюмарс упал с него. И Ахриман поднялся, [сел] на Гаюмарса и спросил, с какой стороны ему начать его есть. [110]

И Гаюмарс молвил: «Со стороны ног, чтобы я мог еще некоторое время любоваться на красоту мира». А Гаюмарс знал, что Ахриман будет ему перечить в том, что он скажет. И Ахриман начал его есть с головы и дошел до яичек и до бедер, где находятся сосуды семени. Оттуда упали на землю две капли семени и из них выросли два куста ревеня, от которых родились Меша и Мешана А они занимают [у персов] место Адама и Евы, и их зовут также Мальхи и Мальхиана; маги из жителей Хорезма называют их Мард и Мардана

Вот [это предание], как я слышал его от Абу-ль-Хасана Азархура — геометра. Поэт Абу-Али Мухаммед ибн Ахмед-аль-Бальхи в [своей] «Книге царей» передает рассказ о происхождении человека иначе, чем мы его изложили, и предварительно говорит, будто он исправил свои рассказы по книгам житий царей, принадлежащим [перу] Абд-Аллаха ибн аль-Мукаффы, Мухаммеда ибн аль-Джахма-аль-Бармаки, Хишама ибн аль-Касима, Бахрама, сына Мерданшаха, мобеда [города] Шапура, [и по книге] Бахрама ибн Михрана аль-Исфахани. 72 Потом он сопоставил [свои сведения] с тем, что сообщает Бахрам аль-Хереви, зороастриец.

[Мухаммед аль-Бальхи] говорит: «Гаюмарс провел в раю три тысячи лет — а это тысячелетия Овна, Тельца и Близнецов 73 — потом спустился на землю, где жил безопасно и спокойно три тысячи лет — а это тысячелетия созвездии Рака, Льва и Девы — пока не появились [на земле] злодейства из-за Ахримана. Дело в том, что Гаюмарса называли Гиршахом, так как «гир» по-пехлевийски «гора» Он находился в горах и был наделен такой красотой, что всякое живое существо, чьи взоры на него падали, /100/ теряло разум и лишалось чувств. А у Ахримана был сын по имени Харура; он попался навстречу Гаюмарсу, и тог убил его. Тогда Ахриман пожаловался Аллаху на Гаюмарса и Аллах пожелал воздать Гаюмарсу за это отмщением, чтобы соблюсти обеты, существовавшие у Аллаха с Ахриманом. И показал он Гаюмарсу сначала [все] пытки здешнего мира, дня воскресенья и другие, так что Гаюмарс сильно захотел смерти, и затем убил его. И излились тогда из чрева Гаюмарса две капли, на горе Дамдад, близ Истахра 74, и из них выросло два куста ревеня. В начале девятого месяца [после этого] на кустах появились члены [тела], которые вполне развились в конце его, и [кусты] превратились в людей, то есть в Мешу и Мешану. Они прожили пятьдесят лет, не имея нужды в еде и питье, благоденствуя и ни от чего не страдая, пока не явился им Ахриман в образе старца. Он предложил им вкусить плодов от деревьев, [и сам] поел их первый, и вернулась к нему юность, и тогда [Меша и Мешана] тоже поели и впали в бедствия и несчастья. У них появилась страсть, и они совокупились, и родился у них ребенок, и они съели его из страха. Но Аллах вложил им в сердце жалость, и потом у них родилось шесть приплодов, имена которых [111] известны и [находятся] в книге Авесты. Седьмой приплод дал Сиямака и Фаравак; они поженились и у них родился Ушандж».

(пер. М. А. Салье)
Текст воспроизведен по изданию: Абу Рейхан Бируни. Избранные произведения, I. Ташкент. АН УзбССР. 1957

© текст - Салье М. А. 1957
© сетевая версия - Тhietmar. 2014
© OCR - Парунин А. 2014
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН УзбССР. 1957