Комментарии

1. Т. е. Солнце и Луну.

2. Виштасп — мифический царь Ирана.

3. Кого именно разумеет здесь Бируни — неясно

4. Т. е. приняла вместо него барашка в качестве жертвы.

5. Абд-аль-Масих аль-Кинди — псевдоним неизвестного арабоязычного писателя-христианина, жившего, вероятно, в Х в. Аль-Кинди — автор известной апологии христианской веры, в которой он подвергает резкой критике другие религии. Отождествление этого автора со знаменитым арабским философом IX в. Абу Юсуфом аль-Кинди, предложенное переводчиком «Памятников» Бируни на английский язык Э. Захау, лишено всякого основания.

6. «Прекраснейшие имена» — 99 эпитетов Аллаха, которыми у мусульман принято характеризовать его.

7. «Михраб» — ниша в мечети, указывающая направление к Мекке. «Максура» — нечто вроде огражденной ложи возле михраба, в которой находится глава государства или правитель области во время богослужения.

8. О тайласане см. прим. 6 к стр. 150.

9. «Лат» и «Узза» — названия двух идолов у доисламских арабов.

10. Идрис — имя некоего «пророка», упоминающегося в Коране. Комментаторы Корана отождествляют Идриса с библейским Енохом; некоторые арабоязычные авторы связывают его личность с фигурой мифического философа — Гермеса.

11. Васит — город в нижней Месопотамии.

12. Под этим термином разумеются, по-видимому, буддисты

13. Вихара — буддийский монастырь. «Фархар» — капище идолов.

14. Дальше в печатном издании арабского оригинала пропуск, восполненный нами по рукописям.

15. Т. е. в начале IV в. хиджры. 300 г. хиджры соответствует 912-913 г. н. э.

16. Т. е. спереди, сзади, справа, слева и сверху.

17. Т. е. живет вечно, не рождаясь и не умирая.

18. Зафар — город в южной Аравии, столица государства химьяритов.

19. Идиоматическое выражение, означающее: «прикрывал свои истинные воззрения лживыми заявлениями».

20. Т е. неоднократно упоминавшийся выше философ и математик, умерший в последние годы IX в.

21. Т. е. считая каждую минуту за год.

22. Начало 2-й главы Корана.

23. Коран, глава 35, ст. 41.

24. «Участком» планеты называется в астрологии сфера ее «влияния», распространяющаяся на несколько градусов в каждом знаке Зодиака.

25. Абу-Муслим — выдающийся политический деятель халифата во II половине VIII в. Своей энергичной пропагандой против правившей в то время в халифате династии Омейядов Абу-Муслим содействовал свержению представителей этой династии и приходу к власти враждебных Омейядам Аббасидов (в 750 г). Черный цвет был принят Аббасидами как отличительный признак их партии.

26. Т. е. ас-Серахси.

27. Здесь кончается пропуск в печатном издании текста.

28. Т. е. последним из пророков.

29. Т. е. в 215 г. н. э.

30. Джундишапур — город в Хузистане (Иран).

31. Дальше в печатном тексте пропуск, восполняемый нами по рукописям .

32. Т. е. слово «яхуд» — «евреи».

33. В арабском алфавите буквы «даль» и «заль» различаются точкой, поставленной над буквой.

34. Коран, глава 61, ст. 14.

35. Конец пропуска в печатном издании текста.

36. «Хайс» — кушанье из масла и фиников.

37. Хаваф и другие упомянутые затем местности находятся в Хорасане.

38. Наус — гробница, в которой зороастрийцы хранили кости покойников, очищенные от мяса.

39. Бадгис — область в Хорасане.

40. «Аль-Муканна» означает: «закрывший лицо покрывалом». Восстание Муканны, о котором говорится ниже, произошло во второй половине VIII в

41. Кеш — древнее название современного Шахрисябза в Узбекистане, Несефом в средние века назывался г. Карши.

42. «Носящие белое» — прозвище последователей Муканны.

43. Адь-Махди — аббасидский халиф (775-785 гг.).

44. 169 г. хиджры соответствует 775/776 г. н. э.

45. Карматы — сектанты, учение которых во многих отношениях противоречило правоверному исламу; расцвет карматства относится ко второй половине IX и первой половине X в. Упоминаемое здесь сочинение Бируни, к сожалению, пока не найдено.

46. Аль-Халладж — знаменитый мистик, казненный в начале X в.

47. Махди — «ведомый (Аллахом)», по учению шиитов — имам (духовный глава) мусульман, который явится в конце времен и восстановит истинную справедливость и благочестие.

48. Город Талькан находится не в прикаспийском Дейлеме, а в Хорасане, между Мервом и Балхом.

49. «Он», в данном случае, — божество.

50. Аль-Муктадир — аббасидский халиф (908-932 гг.). 301 г. хиджры соответствует 913-914 г. н. э.

51. Мухаммед ибн Абд-Аллах — один из потомков калифа Али, особо почитаемый шинтамк.

52. Аль-Мухтар ибн Абу Убейд — знаменитый шиитский агитатор конца VII в. В своей пропаганде он выступал как сторонник одного из сыновей халифа Али-Мухаммеда, мать которого принадлежала к племени Бену Ханифа. Отсюда прозвище Мухаммеда — «сын ханефитки».

53. Радва — гора близ Мекки.

54. «Суфьянит» — потомок Абу Суфьяна, отца первого омейядского халифа Муавии.

55. «Ад-Даджжаль» — антихрист.

56. «Фарук» — прозвище халифа Омара. Илия — Иерусалим.

57. Лидда — город в Палестине.

58. Сулейман аль-Джаннаби — один из выдающихся деятелей карматского движения (ум. в 943 г.).

59. 318 г. хиджры соответствует 930 г. н. э.

60. «Таваф» — один из обрядов мусульманского паломничества — обход вокруг «священного черного камня в мекканском храме.

61. Т. е. 930 г. н. э.

62. Какой именно астролог имеется здесь в виду — неясно.

63. Аль-Муктафн (902-908 гг.) и Аль-Муктадир (908-932 гг.) — аббасидские халифы.

64. Т. е. соединениями в «огненных» знаках Зодиака.

65. Название 39-й главы Корана.

66. Дальше в печатном издании оригинала пропуск, восполняемый нами по рукописям.

67. Т. е. в 933-934 г.