Комментарии

1. Т. е. утомить и себя и читателей.

2. Седер-Олам («Порядок мира») — анонимная еврейская летопись, составленная, вероятно, в VIII в н.э.

3. Ср. Коран, гл. XXII, ст. 2.

4. Аль-Джезира — одно из арабских названий верхней Месопотамии.

5. «Хашвиты» — прозвище богословов-антропоморфистов, допускавших наличие у божества чисто человеческих физических и моральных качеств. «Дахритами» по арабской богословско-философской терминологии называли приверженцев учения о вечности мира.

6. «Дарами светил» называлось в астрологии количество лет жизни, которое якобы даровало человеку то или иное светило.

7. Согласно воззрениям астрологов, «домовладыкой», или «властителем судьбы», в гороскопе является планета (или точка эклиптики), которая в момент рождения данного лица занимает одно из пяти определенных мест на небесной сфере и, вследствие этого, распоряжается судьбой родившегося Каждая планета имеет в числе знаков Зодиака свой «дом», в котором она является «домохозяином». Луне и Солнцу присвоено по одному «дому», Меркурию, Венере, Марсу, Юпитеру и Сатурну — по два. «Возвышением» планеты называется определенное положение ее в сфере Зодиака, достигнув которого планета приобретает максимальное влияние на земные дела. «Колышки» суть точки пересечения горизонта и меридиана с эклиптикой; пребывая в этих пунктах, планета тоже сильнее влияет на судьбы человека. «Мужскими», наконец, считаются у астрологов определенные места сферы Зодиака, в отличие от других, называемых «женскими».

8. «Согласным аспектом» называется в астрологии такое положение планет, когда они находятся в двух пунктах сферы Зодиака, лежащих на одинаковом расстоянии от точки равноденствия.

9. Т. е. Марс и Сатурн.

10. Т. е. не стоят в положении аспекта (см. прим. 6 к предыдущей странице).

11. «Головой» и «хвостом» называются в арабоязычной астрономии восходящая и нисходящая точки пересечения лунной орбиты с эклиптикой.

12. Подсчет приведенных Бируни цифр по печатному тексту дает в сумме не 215, а 195 лет; в стамбульской рукописи после годов Венеры стоит: «Меркурий — двадцать лет», что выправляет итог.

13. Т. е. хашвиты и дахриты.

14. По классификаций астрологов каждый знак Зодиака связан с одним из четырех элементов — землей, водой, воздухом и огнем

15. Т. е. Юпитеру, Марсу и Сатурну

16. Ма-ша-Ллах — астролог, живший во II половине VIII в.

17. «Соединением» планет называется в астрологии такое положение, когда планеты имеют одинаковые долготы. В данном случае подразумевается соединение Юпитера и Сатурна. «Среднее соединение» этих планет, по фантастическим вычислениям астрологов, повторяется через 240 лет, «малое» — через 20 лет и «большое» — через 960 лет.

18. Астрологи разбивают пояс Зодиака на определенные участки, называемые «треугольниками».

19. «Восходящий знак Зодиака» — тот знак, который в момент составления гороскона всходит над горизонтом

20. Т. е. пока соединение не повторится.

21. Внук упомянутого выше математика Сабита ибн Куры

22. Сурра-мен-Раа — официальное название г. Самарры, в Месопотамии, построенного в 836/837 г. при халифе аль-Мутасиме, который перенес туда (из Багдада) столицу халифата. В конце IX в. резиденцией халифов вновь стал Багдад, и Самарра быстро пришла в упадок

23. Тузун — полководец и всесильный временщик при халифе аль-Муттаки (940-944 гг.).

24. Изз-ад-даула и Муизз-ад-даула — султаны из династии Буидов (X в.).

25. Так в печатном тексте; С: «две шеи»

26. Насир-ад-даула — правитель из династии Хамданидов, в Сирии, во II половине X в. 352 г. хиджры соответствует 963 г. н. э.

27. Т. е. проявляется вдвое сильней.

28. Имеется в виду Исмаил ибн Аббад, по прозвищу «ас-Сахиб» («властитель»), о котором уже говорилось выше. Джурджан — область на юго-восточном побережье Каспийского моря.

29. Йемама — область в Южной Аравии.

30. Абу Саид Шазан (С: «Ибн Шазан») — астролог IX а

31. Серендиб — принятое у средневековых арабоязычных писателей название острова Цейлона.

32. По учению астрологов, каждая планета могла даровать человеку, под знаком которой он родился, известное количество лет жизни — «большое», «среднее» или «малое».

33. О термине «домовладыка» в астрологии см. прнм. 5 к стр. 94.

34. «Попятным движением» планеты называется движение ее в направлении видимого вращения небесной сферы.

35. Астрологи делили сферу Зодиака на 12 участков, или «домов», из коих некоторые именовались «падающими» Находясь в «падающем» доме, планета утрачивала часть своего благотворного влияния на судьбу людей. О термине «колышек» уже говорилось в прим. 5 к стр. 94.

36. Т. е. пребывает в своем «доме».

37. Т. е. не теряет способности управлять делами людей.

38. Фраза, взятая в квадратные скобки, не связана с предыдущим текстом и, по-видимому, попала в текст оригинала по ошибке переписчика.

39. Ас-Саффар («медник») — прозвище Якуба ибн аль-Лейса, основателя династии Саффаридов, правившей в Иране во II половине IX в. До своего выступления на политическую ареку Я'куб занимался ремеслом медника.

40. Названия лекарственных растений.

41. Арабоязычный автор X-XI вв., старший современник Бируни.

42. Мифическое племя великанов, упоминаемое в Коране.

43. Цитата из Корана (глава 74, ст. 51).

43а. Мадьян, или Мидьин, — местность в Аравии.

44. Как указывает выше сам Бируни, приводимые в этой и в последующих таблицах имена дошли до него в искаженном виде. При переводе мы сочли целесообразным в большинстве случаев сохранить форму арабского оригинала в неприкосновенности.

45. Кеяниды — мифическая династия иранских царей.

46. Т. е. в древнюю Вавилонию.

47. Афсус — город в Малой Азии.

48. Гален — знаменитый греческий врач II в. н. э.

49. Намек на известную легенду о семи спящих отроках.

50. Несторий — константинопольский патриарх V в., основатель христианской секты несториан.

51. Яковиты — христианская секта, возникшая в V в. н. э.

52. Амория (Амориум) — византийский город в Малой Азии.

53. Ар-Руха — арабское название Эдессы — древнего города в Месопотамии.

54. Бахрам Чубин — персидский полководец, восставший в конце VI в. против Сасанида Ормазда IV. Сын и наследник Ормазда «Кисра» — будущий царь Хосрой II выступил против Чубина и, потерпев поражение, обратился за помощью к византийскому императору Маврикию.

55. Шахрвараз — почетный титул полководца Хосроя II Фаррухана, успешно воевавшего с византийцами.

56. Маслама ибн Абд-аль-Мелик — арабский военачальник, войска которого осаждали Константинополь в 716 г.

57. Так в оригинале; должно быть: 274.

58. Цифра не верна.

59. Цифра не верна.

60. Омейяды — династия халифов (681-750 гг. н. э.)

61. Харун ар-Рашид — халиф из династии Аббасидов (786-809 гг.).

62. Цифра не верна.

63. Аль-Myтазз — аббасидский халиф (866-869 гг.).

64. Аль-Мутамид (так читать и в тексте) — аббасидский халиф (870-892 гг.). 273 г. хиджры соответствует 886/887 г. н. э.

65. Т. е. в 913 или 914 г. н. э.

66. 301 г. хиджры соответствует 915/916 г. н. э.

67. Бируни хочет сказать, что при сотворении первого человека вся земля была невозделана и на ней не было ничего, кроме глины.

68. Т е. «живой, разумный, смертный». Это толкование основано на народной этимологии.

69. Т. е. книгохранилища.

70. Т. е. первого царя из династии Сасанидов (правил с 226 пo 241 г. н. э.).

71. Иблис — дьявол.

72. Абу Мухаммед аль-Бальхи — писатель эпохи Буидов (X в.). Абд-Аллах ибн аль-Мукаффа — знаменитый литератор и переводчик с пехлевийского (среднеперсидского) языка на арабский, живший в I половине VIII в. Переводчиками были в основном и другие лица, о которых говорит здесь Бируни.

73. Т. е. тысячелетние периоды, в течение которых, по представлению астрологов, эти созвездия оказывали преимущественное влияние на земные дела.

74. Истахр — город в юго-восточной части Ирана, древняя столица персидских царей.