Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

БЕННО

ЖИЗНЬ И ДЕЯНИЯ ГИЛЬДЕБРАНДА, ИЛИ ГРИГОРИЯ VII ПАПЫ

VITA ET GESTA HILDEBRANDI, SEU GREGORII VII PAPAE

58. Характеристика Гильдебранда, по показаниям его врагов.

(в 1096 г.)

В те дня (около 1080 г.) папа готовил погибель императору (т. е. Гейнриху IV), при помощи тайных изменников, но Бог сохранил короля. Как думали некоторые в то время и были убеждены, что Гильдебранд знал и сам устраивал эту погибель, потому что он на тех же днях, немного раньше измены, ложным образом пророчествовал о смерти короли. Такое пророчество сильно возмутило сердца многих. A после все увидели, что Гильдебранд собственными устами изрек себе осуждение на церковном соборе, когда провозгласил, что он не папа, и что его должно считать скорее изменником и лжецом, чем папой, если император не умрет до ближайшего праздника св. Петра, или не лишится своего сана, так что не будет в состоянии собрать около себя и шести воинов. А на деле, по божественному определению, вышло то, что этот еретик (т. е. Гильдебранд) такими словами осудил только самого себя. Ибо вот что говорил о подобных пророчествах апостол: «Господь изрек: пророк, который, заразившись высокомерием, захотел бы сказать именем моим то, чего я неповелел, или именем других богов, смертью да умрет. Чтобы ты ответил самому себе на вопросы каким образом я могу отличить пророчество, которое не внушено Богом? — вот тебе на то средство: что было предсказано пророком во имя Господне и не исполнилось, то не Господь [844] внушил, но сам пророк выдумал по тщеславно души своей, а потому не бойся его».

По прошествии же того срока, который Гильдебранд определил в своем предсказании, ни король не умер, ни войско его не уменьшилось; тогда Гильдебранд, опасаясь попасться с своим пророчеством и осудить самого себя собственными устами, прибегнул к хитрой уловке, уверяя необразованную толпу, что его слова относились не к телу короля, а к его душе: спрашивается, каким же образом в таком случае умерла в тот срок душа короля, и как она потеряла всех воинов, кроме шести? Такими словами он действительно обманул необразованную толпу. Но против пророков такого рода св. Григий выразился так, говоря об Эзекииле: «Между истинными и ложными пророками то различие, что истинные пророки, если что-нибудь иногда говорят от себя, то с поспешностью оговаривают, а ложные пророки возвещают ложь, и будучи чуждыми св. Духа, настаивают на своей лжи».

Гильдебранд без участия светских судей приговорил к смерти трех человек не изобличенных и не сознавшихся, и приказал чрез повешение умертвить их, подле церкви св. Петра на месте, которое называется Palatiolum, без отсрочки, без рассуждений, вопреки законам, предписывающим казнить даже сознавшихся в вине не иначе как по истечении тридцати дней. Такой закон существует даже у язычников, и они соблюдают его, как говорит св. Амвросий, и как то видно из истории страданий св. мучеников Марцелла и Марка.

Он же заключил в темницу Ценция (Ценций был назначен от Гейнриха IV бургграфом Рима, и пред началом борьбы папы с королем, 24 дек. 1075 г., схватил Григория VII в церкви и посадил в башню; но на следующее утро граждане освободили его), бывшего одним из его вассалов, сына префекта Стефана, и мучил в бочке, пробитой гвоздями, тысячью тысяч страданий. Освободившись, Ценций захватил после в плен самого Гильдебранда. Получив свободу, папа всенародно простил всех виновников своего плена, между тем после вероломно наказал. Ценция, которому также было все прощено, он начал преследовать и умертвил девятерых из его людей, повесив пред дверьми св. Петра. Папа определил сыну одной вдовы, участвовавшему при пленении его, и многим другим наказание и ссылку на один год. Когда исполнился этот срок, вдова, желая вполне умилостивить сердце Гильдебранда, положила на шею своего сына веревку, и приведши его таким образом к папе, вместе с ним пала к его ногам, говоря: «Государь, папа! от руки твоей хочу получить сына моего, который понес наказание, наложенное тобой, и ссылку в продолжении года». Гильдебранд скрыв гнев в ту минуту ради присутствовавших, отдал ей сына, [845] сказав с строгостию: «Иди, иди жена и оставь меня в мире». Между тем, после, отправив своих телохранителей, он приказал схватить сына той вдовы и предписал судьям приговорить его к смерти; но они единодушно отвечали, что не могут осудить того, который прибегнул к папскому суду, уже раскаялся и претерпел в продолжении года ссылку, определенную самим папою. Разгневанный судьями этот знаменитый Гильдебранд повелел отрубить ногу у сына вдовы, которая напрасно думала, что для Гильдебранда много значит покаяние, законы и клятвы. Лишенный ноги, сын вдовы, спустя три дня, умер от увечья.

Много и другого подобного совершил Гильдебранд; против него вопиет кровь церкви, пролитая мечем, языком его и низким предательством; поэтому церковь весьма справедливо отступила от сообщения с ним, как и наши предки делали то во времена отступников Либерия и Анастасия.

Он же повелел праздновать память Либерия, и таким предписанием утвердил ересь того, который достойно за свои дела умер осужденным.

Однажды отправившись из Албано в Рим, он забыл взять с собою любимую свою книгу об искусстве чародеев, без которой он редко или почти никогда не выходил. Вспомнив о том на пути, при входе в ворота Латерана, он поспешно подозвал двух из своих приближенных, верных клевретов его злодеяний, и приказал им принести ту книгу, как можно скорее, и строго наказывал, чтобы они по дороге не отваживались глядеть в нее, и не делали попыток удовлетворить тайному любопытству. Но чем более он запрещал, тем сильнее возбуждал в них желание проникнуть в секреты этой книги. Таким образом, когда на обратном пути они раскрыли эту книгу и по любопытству прочли правила дьявольского искусства, мгновенно явились пред ними ангелы сатаны, многочисленностью которых и страшным видом двое этих юношей были приведены в такой ужас, что почти обезумели и едва пришли в себя. Между тем, как они сами рассказывали, духи злобы настойчиво спрашивали их, говоря: «Для чего вы призывали нас? что вам нужно? мы немедленно исполним все, что вы хотите; в противном же случае мы бросимся на вас, если вы нас будете задерживать». На это один из юношей отвечал: «Тотчас же уничтожьте эти укрепления». Сказав это, он показал рукою на соседние высокие стены Рима, которые дух злобы и опрокинул в минуту. Юноши, творя крестное знамение, в страхе и трепете, едва дошли до Рима к своему господину.

Кардинал Бенно.

Vita et gesta Hildebrandi, seu Gregorii VII papae. 1073—85. [847]


Бенно (Benno, presbyter-cardinalis ум. в 1098 г.) был родом из Германии, и в эпоху борьбы Гильдебранда с королем получил звание кардинала от соперника изгнанного Григория VII, Климента III. Это обстоятельство вполне отразилось и на его сочинении: «Жизнь и деяния Гильдебранда, или Григория VII папы». Бенно сам дает читателю средство оценить его отношение к истине, и потому, хотя составленная им биография своего врага представляет много интересного, но ею должно пользоваться с большою разборчивостью. Издания: До сих пор нет ни одного хорошего издания и потому должно довольствоваться сборником начала ХVII века, которое сделал Goldast в своей Replicatio pro sacra caesarea majestate etc. cum Apologiis pro Henrico IV, Hannov. 1611 г.

(пер. М. М. Стасюлевича)
Текст воспроизведен по изданию: История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Том II. СПб. 1864

© текст - Стасюлевич М. М. 1864
© сетевая версия - Тhietmar. 2010
© дизайн - Войтехович А. 2001