Комментарии

1. Пс. 70, 5.

2. Пс. 34, 6; 72, 26; 67, 23. Это последнее место бл. Августин объясняет так: «в бездне мирской лежат утонувшие под грузом грехов».

3. Моника приехала в Милан весной 385 г.

4. Лк. 7, 12–15.

5. Ин. 4, 14.

6. Привратник, кладбищенский сторож, в это время был вместе с иподиаконами, чтецами и служками причислен к младшим членам клира (Код. Феодосия, 13, 1).

7. Став священником, бл. Августин употребил все свое влияние на то, чтобы уничтожить этот обычай и в Африке. См. Письма 29, 9–10 к Алипию, епископу Тагасты, и 22, 3–6 к Аврелию, епископу Карфагенскому. Помимо своего сходства с языческими поминками, праздник этот часто служил предлогом для пьяных и разгульных пирушек.

8. Намек на церковную службу, которой бл. Августин постарался заменить привычные поминки: «Я уговаривал их прийти в полдень послушать чтение Писания и пение псалмов: таким образом, в большей чистоте следует справлять этот день» (из упомянутого выше письма к Алипию).

9. Языческие поминки сопровождались всегда пирушками у могил усопших.

10. Церковью установлен был обычай в праздник поминовения мучеников совершать литургию и причащать верующих на том кладбище, где покоились останки мучеников, чью «память совершали».

11. Рим. 12, 11.

12. Пс. 15, 11.

13. Буквально: «пережевывало». Бл. Августин сравнивал людей, раздумывающих над словами Писания и неоднократно возвращавшихся к одному и тому же тексту, со жвачными животными.

14. Молчаливое чтение Амвросия казалось удивительным; древние читали вслух.

15. 2 Тим. 2, 15.

16. То, что бл. Августин оспаривал в Церкви, следуя манихеям и считая, что она приписывает Богу человеческий облик, Церковью как раз отвергалось. Августин радуется, что его мысли совпадают с церковной верой, и стыдится своей ошибки.

17. Точный перевод πανταχου και ουδαμου неоплатоников. См. Энн. 3, 9. 4; 5, 5, 8 и 9.

18. Быт. 1, 27.

19. 2 Кор. 3, 6.

20. В сочинениях, написанных вскоре после своего обращения, бл. Августин говорит о геометрии и арифметике как о науках, подтверждающих существование незыблемой истины: они как бы открывают дверь в мир духовный (Монологи, 1, 4, 9; О порядке, 2, 19, 50; О свободной воле, 2, 8, 20).

21. Истинная религия может быть приобретена только послушанием авторитетному приказу и верой в то, что впоследствии, если человек будет хорошо жить и окажется достоин, он все постигнет и поймет» (О пользе веры, 9). «Никто не способен найти Бога, если раньше не поверит в то, что потом узнает» (de lib. arb., 2, 2, 6). «Пойми мое слово, чтобы поверить ему; поверь слову Божиему, чтобы понять его» (Проповеди. 4, 3). «Трудно рассмотреть и узнать сущность Бога, Который, не изменяясь, творит изменяющееся, вне времени создает временное. Поэтому, чтобы несказанным образом увидеть несказанное, надо очистить ум; если он еще не очищен, нас питаут вера и ведет какими-то доступными дорогами к тому, чтобы сделать нас способными к восприятию этого (несказанного)» (О Троице, 1, 13).

22. Августин подробно развивает мысль о роли доверия в человеческой жизни в De fide rerum, quae non videntur, 1–2; О пользе веры, 9–14; 21–32.

23. Каких философов читал молодой Августин? Так как речь идет о существовании Бога и о Провидении, то можно подумать, о Цицероне и его «О природе богов», но Августин, вероятно, его бы прямо и назвал. Скорее всего, он читал доксографические сборники (т. е. сборники мнений разных философов), где вопросы о природе божества трактуются подробно (H. Diels, ук. соч., стр. 297–307), а о Провидении кратко (ibid., 329–330). Аристотель и Эпикур отрицали заботу богов о человеке; стоики думали, что «боги заботятся о важном и пренебрегают малым» (Цицерон. О природе богов, 2. 66). Августин отвергал это «пренебрегающее провидение» (О природе, I, 1).

24. Al[t]itudo Sacramentorum. Речь идет о символическом («духовном») истолковании Писания, которое Августин услышал от Амвросия и которое восходит к Оригену и ап. Павлу (Гал. 4, 22–31). Sacramentum означает чувственную, непосредственно воспринимаемую реальность, через которую постигается истина духовная. Писание есть Sacramentum: факты, о которых оно рассказывает, можно понимать и буквально, в прямом смысле, но эти реальные факты раскрывают и глубины духовных истин.

25. Мф. 7, 13.

26. Панегирик императору Валентиниану II по поводу десятой годовщины его царствования, которую праздновали 22 ноября 385 г. Августин как официальный учитель риторской школы должен был сочинить его.

27. Пс. 41, 11.

28. Африканская безнравственность вошла в поговорку: «Кто не знает, что все вообще африканцы бесстыдны, кроме тех, которые обратились к Богу» (Сальвиан, О правлении Божием, 7, 16). Карфаген он особенно выделяет: «в этом городе нет части, которая не была бы полна мерзости. Есть ли в городе площадь или переулок, который не представлял бы собой непотребного дома» (ibid., 17). (Сальвиан был священником в Массилии – Марсель – в середине V в.).

29. Цирк – у древних это место, где происходили конские бега. Об увлечении цирком см. Плиний, «Письма», 9, 6, 2–7.

30. Алипий был епископом в Тагасте уже в 395 г.; год его смерти неизвестен, но в 428–429 гг. он был жив и занимал должность архиепископа Нумидии. Он всегда поддерживал Августина в его борьбе с ересями как ученик и как друг. См. P. Monceaux, Histoire litteraire de l’Afrique cliretienne, Paris, 1923, t. VII, c. 54–58.

31. Притч. 9, 8.

32. Этика манихеев предписывала «три печати»: «печать рта» – запрещены ложь, кощунство, отступничество, клятва; «печать руки» – запрещено убивать людей и животных, уничтожать растения; «печать лона» – предписано воздерживаться от полового общения.

Судя по словам Августина, манихеи не очень строго исполняли эти предписания.

33. Августина интересовала психология толпы. См. «Исповедь», кн. II, гл. 8–9 (кража груш в дружеской компании). Здесь тонко и точно изображено ее влияние на человека.

34. Декламацией называлась речь, которую ученик составлял на тему, заданную учителем, затем выучивал ее наизусть и произносил («декламировал») в классе в присутствии учеников и всех, кто захотел прийти послушать юного оратора. Декламация была завершением и венцом преподавания в риторской школе.

35. Древние писали острой палочкой (стилем) на дощечках, покрытых слоем воска.

36. Улица Ювелиров находилась под Форумом и соединялась с ним лестницей.

37. Разбор тяжб стал одной из постоянных обязанностей епископа: верующие не хотели обращаться в языческий суд. Поссидий, биограф Августина, рассказывает, что Августин целый день занимался судебным разбирательством.

38. Это была очень высокая должность, которая по «табели о рангах» шла сразу за консулярами (бывшими консулами): они ведали императорскими финансами во всем округе. Асессоры – это юрисконсульты, обязанные помогать официальным лицам по вопросам юридическим.

39. Алипий, видимо, не захотел, чтобы переписчики, занятые перепиской официальных документов и получавшие за это плату из судейских средств, переписывали книги для него, получая вознаграждение из тех же средств. Практика эта, видно, была распространена и даже не возбранялась («власть разрешала»),

40. Лк. 16, 10–12.

41. Пс. 144, 15.

42. То есть когда мне готовиться к занятиям.

43. По учению Эпикура, считавшего смерть полным уничтожением и души и тела.

44. Августин мечтает о должности praeses. После реорганизации империи при Диоклетиане и Константине число провинций было увеличено; правители их в зависимости от важности управляемых областей и объема своей юрисдикции делились на три класса: консуляры, корректоры, президы. На Западе было 22 консула, 3 корректора и 31 презида. Последние правители, третьего класса, распоряжались в маленьких провинциях.

45. «Я знал, что могу быть воздержанным только, если мне дарует Бог» (ср. Прем. 8, 21).

46. Быт. 3, 1.

47. Августин часто пользуется этой метафорой, когда речь идет о любви к красивым предметам, о физическом наслаждении, плотских желаниях, вообще обо всем, что привязывает человека к тленному, преходящему.

48. Сир. 3, 35.

49. «Брачным возрастом» считался двенадцатилетний (Юстин. Инст. 1, 10, 22).

50. Идея этого «философского фаланстера» была, вероятно, подсказана манихейским монастырем, основанным в Риме неким Констанцием (О нравах манихеев, 20, 74; Против Фавста, 5, 5) и проектом «Платонова города», который был у неоплатоников и о котором Августин мог прочесть в Порфириевой «Жизни Плотина», приложенной к «Эннеадам».

51. Пс. 32, 11.

52. Пс. 144, 15–16.

53. Союз с этой женщиной, по тогдашним понятиям, отнюдь не был ни постыдным, ни предосудительным. Римское право признавало конкубинат законным союзом, правда, несколько низшего порядка. Lex Julia и lex Papia Poppaea ныне утеряны, но Гейнеций (немецкий юрист, 1681–1741), читавший их, говорит, что там было сказало так: «тех, кого нельзя по этому закону взять в жены, можно иметь наложницами». В законе 425 г. конкубинат назван «законным союзом». Церковный собор в Толедо в 403 г. решал этот вопрос в согласии с римским правом: «Если женатый человек заведет наложницу, то да будет лишен причастия. Если неженатый возьмет в качестве жены наложницу, то его причастия лишать не следует. Следует довольствоваться союзом с одной женщиной, будь то наложница или жена, как кому угодно». Союз с неизвестной женщиной, о котором говорит Августин, был основан на прочной привязанности. Узаконить его мешало, видимо, социальное положение этой женщины: вероятно, она была отпущенницей.

54. Ис. 46, 3–4.