Комментарии

1. de manu linguae mea: в подлиннике «рукой языка моего» ср. XI, 13: «рука уст моих»; IX, 2: «возвещать языком тростника».

2. Пс. 34, 10.

3. Пс. 18, 7 и 138, 15; две первые главы представляют собой как бы комментарий к этому псалму.

4. Грешники представляют собой как бы темные пятна в общей картине мира.

5. «Весь мир (universitas rerum) похож на картину, где черная краска наложена на свое место; он прекрасен даже со своими грешниками, хотя, если их рассматривать самих по себе, они безобразны». – О граде Божием, XI, 23.

6. «В Писании говорится о врагах Божиих. Они противятся Богу не вследствие природы своей, но вследствие своих пороков; Ему повредить они не могут, они вредят себе. Они враги Богу по желанию своему противиться Ему, а не по силам, позволяющим нанести Ему ущерб». – О граде Божием, 12, 3. Оба места – скрытая полемика с манихеями, считавшими, что царь мрака одержал реальную победу над царством света.

7. «Нет никого, в ком бог не присутствовал бы; он со всеми – и с теми, кто этого не знает» (Плотин. Энн. 6, 9, 7).

8. Фавст из Милева (ныне Мила, город в Нумидии в 50 км к с.-в. от Константины) родился в бедной языческой семье, перешел в манихейство, провел часть жизни в Риме, где стал епископом манихеев (у манихеев было 72 «епископа»; над ними стояло 12 «учителей» и «глава учителей»; им были подчинены священники и диаконы). Вероятно, в 382 г. приехал в Карфаген, где и оставался до отъезда Августина. Около 385 г. был обвинен в манихействе и сослан на пустынный остров. Он написал книгу, в которой излагал основы манихейской религии. Бл. Августин ответил на нее ок. 400 г. сочинением «Против Фавста» из 33 книг: каждая их них начинается длинной цитатой из произведения Фавста. См. Memoires des l'Academie des inscriptions et Belles-Lettres, Paris, 1924.

9. 1 Тим. 3, 7.

10. По контексту судя, речь идет о сочинениях по астрономии и естественной истории, но бл. Августин был вообще знаком с древней философией. Сведения свои он черпал из многих почтенных источников; знал доксографический сборник Корнелия ЦельсаOpiniones omnium philosophorum, Physicae opiniones Феофраста; Successiones Сотина с их биографическими указаниями. Дильс считал, что философское образование Августина было значительно выше обычного уровня. Н. Diels, Doxographi graeci, 1879, Berl., стр. 174.

11. Прем. 13, 9. Точность астрономических вычислений весьма выигрывала при сравнении с «манихейскими баснями». Наука помогла Августину уйти от манихеев.

12. Пс. 137, 6.

13. Бл. Августин любил истолковывать аллегорические библейские образы. «Посмотри на «птиц небесных», на этих гордецов, о которых сказано, что до неба вознесли они главу свою. Посмотри, как ветром уносит их в высь. Посмотри на «рыб морских», т. е. на любопытных, «которые разгуливают по стезям морским», т. е. в пропастях века сего ищут временное – то, что так не быстро исчезает, как «стези морские»: их заливает водой сразу же после того, как по ним прошли... «Полевыми скотами» всего правильнее обозначить людей, радующихся плотским наслаждением» (Размышления о псалмах, 8, 13).

14. Втор. 4, 24.

15. Пс. 146, 5.

16. Божественная мудрость неисчислима, но Христос, Который был этой мудростью (1 Кор. 1, 30), допустил, чтобы Его «посчитали» как плательщика податей (Мф. 22, 17–21), показав тем свое смирение, столь противоположное гордости философов.

17. «Рухнули»... ср. Ис. 14, 12–13; «как упал ты с неба, денница, сын зари! рухнул на землю... а говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой»».

18. Рим. 1, 21–25.

19. «Он (Мани) учил нас о строении мира, о том, почему он создан, из чего создан… учил, почему бывает день и почему ночь, учил о движении солнца и луны» (Акты против Феликса, 1, 9). Вот как, напр., манихеи объясняли фазы луны: она увеличивалась по мере того, как ее нагружали освобожденными частицами света. Перевезя их на солнце, она скрывалась.

20. 2 Кор. 6, 10.

21. Прем. 11, 21.

22. Иов. 28, 28: «страх Божий есть мудрость».

23. Трудно сказать, был ли Св. Дух в понимании Мани тем же, чем и в понимании христиан. Некоторые ученые думают, что под Утешителем он понимал мудреца, посланного Христом очистить и усовершенствовать христианство. – «Обогатитель» – ditator – слово это встречается впервые.

24. Еф. 4, 13–14.

25. Деян. 8, 21.

26. Образование Фавста должно было казаться очень скудным бл. Августину, который уже в раннем своем произведении (Против академиков, 3, 17–19) вкратце изложил историю философии от Платона до неоплатоников. В «Граде Божием» он цитирует Платона, Плотина, Порфирия, Гомера, Вергилия, Энния, Горация, Лукиана, Персия, Плавта, Теренция, Цицерона, Саллюстия, Ливия, Плиния, Сенеку, Апулея, Варрона, Геллия, Флора, не говоря уже о церковных писателях.

27. Пс. 17, 6.

28. Пс. 36, 23.

29. В Риме студенты находились под надзором гражданских властей: Кодекс Феодосия, 14, 9, 1. О студенческих нравах того времени см. И. Цветаев. Из жизни высших школ Римской империи. М., 1902, стр. 78–114.

30. Пс. 141, 5–6.

31. Она находилась на Новой Площади к северу от Карфагена. В дальнейшей жизни бл. Августин находился под большим влиянием сочинений этого великого карфагенского епископа, которого чтили и как мученика за веру (казнен в 258 г.) и как мудрого и опытного пастыря. Августин часто ссылается на него в спорах с донатистами, как на борца за единство Церкви.

32. Первородный грех, по бл. Августину, включает: 1) наследственную вину и как следствие ее смертность; 2) беспорядочность и слабость человеческой души, выражающуюся (а) в бессилии воли, неспособной решиться на доброе; б) в незнании Бога и добра; в) в активном стремлении к злу. Мысли эти коренились в собственном опыте и самонаблюдении – «умирали в Адаме» (1 Кор. 15, 22).

33. Еф. 2, 15–16, ср. Кол. 2, 13–14.

34. Всякая материя, по мнению манихеев, принадлежит к царству мрака. Поэтому они утверждали, что Христос не имел реального человеческого тела и крестная смерть была мнимой.

35. То есть телесной и духовной.

36. Пс. 50, 19.

37. Т. е. хлеб и вино для Евхаристии.

38. Пс. 117, 1; 137, 8.

39. Антитеза, часто встречающаяся у разных писателей (Филон, Дион Хрисостом, Юлиан). Вендлянд полагал, что она идет от Гераклита. См. Р. Wendland, Betrogene Betrueger. Rhein. Museums, 1894, т. 49, стр. 309–310.

40. См. прим. 49 к книге III.

41. Пс. 40, 5.

42. Т. е. зло не было в нем особым началом, которое можно было отделить от его личности.

43. «Добрая душа», по учению манихеев, была частицей Божества. Бл. Августин, следуя манихеям, должен признать, что, когда он грешит, то Сам Бог терпит поражение.

44. Пс. 140, 3–4.

45. Бл. Августин предполагал, что скептицизм Новой Академии только прикрывал ее подлинную цель: защитить спиритуализм Платона от материалистической критики стоиков и эпикурейцев.

46. По учению манихеев, на севере находится царство добра и света, на юге – мрака и материи; царство мрака вдается клином («клин манихеев») в царство света. Для пояснения этого «клина» Августин взял обычный в римской древности хлеб, который формовали так, что его легко было разломать на четыре клиновидных части; в царстве света было три белых «клина», бесконечных вверх, вниз и в обе стороны; четвертый «клин», черный, принадлежал царству мрака, был бесконечен в глубину и в длину; вверху над этой «землей мрака» простиралась бесконечная пустота (бл. Августин. Против манихейских епископов, 21). Стоит отметить иронию в этой комбинации противоречий: бесконечное и более узкое или широкое.

47. Понять христологию манихеев довольно трудно, потому что, во-первых, первоначальная концепция ее контаминировалась с местными поверьями; во-вторых, сами манихеи, ввиду ее тайного характера, любили ограничиваться намеками, и, в-третьих, манихейские тексты, касающиеся христологии, сохранены противниками манихеев, которые, опровергая частности, упускали общий смысл. Некоторые положения уловить все-таки можно: владыка света посылает для борьбы с «племенем мрака» «первого человека»; «вы хотите, чтобы сына этого «первого человека» считали Господом Иисусом Христом» (Против Фавста, 2, 3–4). Он не рожден от Девы: человеческое рождение, т. е. смешение с материей, недостойно Божества. Человеческое в Христе только видимость. «У нас три Христа: одного породила земля, зачав от св. духа: он висит не только на каждом дереве, но и пребывает в травах; другого распяли иудеи при Понтии Пилате; третий разделился между солнцем и луной» (Против Фавста, 20, 11).

48. Кто был этот Элпидий, неизвестно.

49. «Когда противники говорят тебе «докажи», ты не обращаешься к рукописям более верным, более многочисленным, более старым или написанным на другом языке, с которого был сделан перевод. Ты просто говоришь: «это я принимаю, как подлинное, потому что это меня поддерживает, а то я отвергаю, потому что то мне противоречит». Так ты мерило истины?» (Против Фавста, 11, 2).

50. Пс. 138, 22. «Ненавидеть совершенной ненавистью – значит не ненавидеть людей ввиду их пороков и не любить пороки ввиду людей» (бл. Августин. Толк. на этот псалом).

51. Пс. 72, 27.

52. Префект города (т. е. Рима) – один из крупнейших чиновников Римской империи, ведающий всей жизнью огромного города, единоличный распорядитель во всех городских делах. Пост этот в 384 г. занимал Симмах, оратор и писатель. Как префект города, он должен был знать всех грамматиков и риторов, преподававших в Риме, школа в это время была государственной. Медиоланцы обращались к нему и как к главе города и как к писателю, на оценку которого можно было положиться. Города уже с I в. Римской империи начинают устраивать у себя школы, содержимые на городские средства. Между желавшими занять учительскую кафедру происходит конкурс; медиолаицы предоставили устройство его Симмаху. Бл. Августин, получив одобрение Симмаха, становился, хотя и неофициально (для утверждения в должности требовалось еще решение городского совета, но в данном случае это оказывалось пустой формальностью), государственным чиновником и как следующий к месту назначения мог «пользоваться лошадьми, предназначенными для езды по государственной надобности», – Медиолан со времени Диоклетиана и до взятия его Аттилой был местопребыванием императора Запада.

53. Пс. 80, 17; 103, 15; 44, 8.

54. То есть с гостеприимством настоящего епископа. См. 1 Тим. 3, 2.

55. Пс. 118, 155.

56. Основания, по которым бл. Августин ушел от манихеев:

1) их система не удовлетворила его духовного голода: он искал Бога, а ему предлагали сказки о солнце и луне; требуя аскетизма, они не могли дать силы для самообуздания (О пользе веры, 1, 3);

2) нравственность некоторых «избранных» не отвечала ее требованиям (О нравах манихеев, 68–72);

3) «они были красноречивее в опровержении других, и не так сильны в доказательствах своего» (О пользе веры, 1, 2, ср. 7, 3);

4) их утверждение, что все тексты Писания, противоречащие их учению, суть вставки, абсурдно (О пользе веры, 3, 7; 5, 21);

5) ложность их «астрономии» («Исповедь», 5, 6–9; 12);

6) Фавст, человек невежественный, был прославленным учителем в этой секте. Чего же стоила вся секта?