Комментарии

1. Карфаген уже во времена Страбона был самым цветущим городом Ливии (Страбон, 833). Геродиан, писавший в середине III в. по P. X., говорит, что он уступает в богатстве и населенности только Риму и оспаривает у Александрии ее право на второе место после Рима (История, 7, 6). Христианство рано там утвердилось, но и язычество было очень сильно. См. о граде Божием, 2, 4; 7, 26 – Veni Carthaginem et circumstrepebat me... sartago... Sartago – «сковородка» взята ради ассонанса: sartago – Carthago, ассонансы были во вкусе риторской школы.

2. Блаженный Августин был тонким наблюдателем душевных состояний человека, умел характеризовать и анализировать их. Свои юношеские переживания он описывает в свете уже своего позднейшего опыта, христианского и философского:

а) «любил любить» – замечательное по силе и краткости описание душевного состояния;

б) «в тайной нужде»: et secretiore indigentia... Фраза трудная. Блаженный Августин жаждет любви («любил любить»), но (по его мнению) он не прилагает достаточных усилий, чтобы утолить эту жажду и за это корит себя. Может быть, он имеет в виду тот душевный голод, о котором говорит дальше;

в) «ненавидел себя»: чувство глубокой неудовлетворенности;

г) «я ненавидел спокойствие...», т. е. ясность, покой христианской жизни или, по крайней мере, спокойную, чистую дружбу;

д) «Дорогу без ловушек» (букв. без «мышеловок»), т. е. жизнь, не знающую порочной любви и ее тревог.

3. Риторская школа прямой задачей своей ставила подготовку своих учеников к деятельности судебного оратора. Одним из важнейших приемов, которым надлежало обучить будущего адвоката, было уменье вызвать у судей сострадание к своему подзащитному. О сострадании рассуждали уже со времен Аристотеля (Риторика, VI. 1449 в 28; 1450 а 12), ср. Циц., Об ораторе, II. 188–196. Блаженного Августина интересовала самая сущность сострадания.

4. Дан. 3, 52.

5. Театр в Карфагене в IV по P. X. процветал. Из слов бл. Августина можно заключить, что в театральный репертуар входили преимущественно произведения авторов «новой комедии» (Плавт, Теренций), где действие чаще всего вращается вокруг бедствий влюбленной пары, завершающихся, обычно, счастливым концом.

6. 2 Кор. 2, 16.

7. Бл. Августин вспомнил Вергилия: Буколики, 3, 3.

8. Характеристика, которую дает себе бл. Августин, не подтверждается свидетельством Винцентия, одного из его противников – донатистов, епископа в Картене, знавшего бл. Августина в его студенческие годы (Письма, 93, 51), – «Обманчивое угождение» circumventoria obsequia; circum – ventoria впервые это слово встречается здесь. Прил. на orius от nomina agentia на – or чрезвычайно часты в поздней латыни.

9. Ср. «Исповедь», II, 6. 14.

10. Буквально «опрокидыватели», eversores – люди, которые «опрокидывали» установленные нравственные понятия.

11. «Что может быть отвратительнее, что больше собирает на человеке гнев в день гнева и праведного суда Божия, как не радость чужой беде, когда человек уподобляется дьяволу?» (Об обучении оглашенных, 11). Падшим ангелам «уподобляются люди, которые радуются чужим несчастиям, смеются и потешаются над ними и желают придать себе цену с помощью «опрокидываний» и чужих ошибок» (Об истинной религии, 40).

12. Бл. Августин с трудами Цицерона был хорошо знаком. В труде «Против академиков», I, 3, 7 он называет его «наш Цицерон». Вряд ли нашелся бы хоть один человек из современников бл. Августина, прошедших школу, которым имя Цицерона было неизвестно. «Какого-то Цицерона» объясняли по-разному: 1) бл. Августин подчеркивал свое презрение к языческой культуре, ставшее обычаем у христианских писателей первых веков христианства; 2) желая отметить вмешательство Провидения, бл. Августин нарочито умаляет значение человека.

13. «Гортензий» был написан весной 45 г. до P. X.; Цицерон в философии искал утешения после смерти любимой дочери своей, Туллии. От этой книги дошли до нас только отрывки разной величины; Цицерон взял себе за образец Protrepticus Аристотеля (H. Diels.Arch, fueur Geschichte d. Philosophie, 1888, 477–497), от которого тоже дошли одни отрывки. Так же, как и Аристотель, Цицерон утверждал, что мудрость выше богатства, наслаждения, вообще всех временных благ; единственная достойная человека жизнь – это жизнь духа. В «Гортензии» дана была и краткая история философии; имена философов и суть их доктрин (Фалес, Сократ, Демокрит, Аристотель, Феофраст, Посидоний и др.).

14. Из притчи о блудном сыне: «встану, пойду к отцу моему» (Лк. 15, 18), – «Бессмертная мудрость»: бл. Августин приводит место из «Гортензия» (О Троице, 14, 19, 26), где Цицерон говорит о бессмертии: «если, как думали самые знаменитые из древних философов, души наши вечны и божественны, то следует полагать, что если эти люди утвердились в своем пути, т. е. в размышлении и страсти к исследованию, то чем меньше соприкасались они с человеческими пороками и заблуждениями, тем легче им было подняться к небу и вернуться туда».

15. Иов. 12, 13.

16. Т. е. Цицерону.

17. Кол. 2, 8–9.

18. Т. е. «Гортензием».

19. То же испытал блаженный Иероним. После чтения классиков стиль пророков показался ему грубым и противным (Письма, 22, 30).

20. «Сети диавольские» (1 Тим. 3, 7; 2 Тим. 2, 26). Бл. Августин говорит о манихеях. – Обозначение всякого соблазна «птичьим клеем» – метафора очень обычная у христианских писателей. Августин часто ею пользуется и в «Исповеди» и в других сочинениях (Р.Courcelle, Da colle et le clou de l'ame. Revue Beige de Philologie et d'histoire, 1958, № 1, стр. 72–95). Августин так объяснял причину своего присоединения к манихеям: «Ты знаешь, Гонарат, что я попал к этим людям, потому что они обещали всякого, кто пожелает их слушать, привести к Богу и освободить от всех заблуждений, ибо они руководствуются простым, чистым разумом, отказавшись от грозного авторитета (Церкви). Что иное заставляло меня, презрев религию, внушенную мне с детства родителями, почти девять лет идти за этими людьми и внимательно их слушать, как не их утверждения: мы (т. е. христиане) запуганы суевериями, нам приказывают верить, а не рассуждать, они же никого не принуждают к вере, не объяснив предварительно истины. Кого не соблазнили бы подобные обещания? а тем более юношу, жаждавшего истины, болтливого гордеца, каким я тогда был». – О пользе веры, 1, 2; «Я убедил себя, что следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает». – О блаженной жизни, 1, 4.

21. Лица манихейской троицы не равны между собой. Вот как характеризует ее один из манихейских главарей: «Отец обитает в первозданной высшей обители света, который Павел иначе называет «неприступным»; Сын – во второй, зримой нами; природа его двойная, и это знал апостол, который называет Христа силой Божией и премудростью Божией (1 Кор. 1, 24); мы верим, что сила его пребывает на солнце, а премудрость на луне; мы говорим, что Дух Святой, третий по своему достоинству, имеет пребывание свое повсюду в воздухе; от его силы и духовного излияния земля зачала и родила Христа страждущего (patibilem lesum): он есть жизнь и спасение людей и висит он на каждом дереве» (Против Фавста, 20, 1–2).

22. «Все прекрасное ниже Его, но от Него, как дневной свет от солнца» (Плотин. Энн. 6, 9, 4).

23. Солнце и луна играли важную роль в учении манихеев. Это были небесные корабли, доставлявшие в царство света божественные частицы, освободившиеся из плена материи. И сами эти светила считались божественными. «Они говорят, что эти корабли сделаны из чистой божественной субстанции» (О ереси, 46). «Я натолкнулся на людей, которые этот свет, зримый нашими глазами, причисляют к высшим божествам» (О блаженной жизни, 4).

24. Иак. 1, 17.

25. Phantasma: бл. Августин объясняет это слово как зрительный образ, произвольно созданный; он противоположен реальному образу, который хранит память: phantasia. Образ отца был для Августина phantasia, а образ деда, которого он никогда не видел, phantasma(О музыке, 6, 11, 32). Августин был первым латинским писателем, употребившим это слово в его философском значении.

26. По памяти, по воспоминанию о том, что мы действительно видели.

27. Реальны предметы, которые мы видим; меньше реальности в наших представлениях об этих предметах, и совершенно нереальны предположения, построенные на основании этих представлений.

28. Высшими созданиями являются создания духовные – ангелы. Conditionibus: бл. Августин употребляет это слово в библейском и церковном смысле: «создания» в значении абстрактном (акт говорения) и конкретном («это создание»).

29. Притча о блудном сыне (Лк. 15, 16). Бл. Августин, может быть, намекает на утрату интереса к литературе, которую он сравнивает со стручками. Ср. Иеронима Письмо к Дамазу о блудном сыне: «можно истолковать «стручки» иначе: пищей демонам служат стихи поэтов, мирская мудрость, пышные речи риторов».

30. Медея после убийства детей улетела на колеснице, запряженной крылатыми драконами, из Коринфа в Афины.

31. Манихеи делили царство мрака на пять областей или пещер: была пещера Мрака, Дыма, Бурного Ветра, Разрушительного Огня, Вредной Воды.

32. Бога надо искать, утверждает бл. Августин, в самой глубине своего сердца: Бог выше самого высокого в человеке, но Он присутствует в сердце даже грешника.

33. Притч. 9, 13–17. «Загадка» – aenigma; «загадкой, говоря кратко, называется «темная аллегория»» (О Троице, 15, 9, 15). Ср. Квинт. 8, 6, 52: «аллегория более темная называется загадкой». Августин толковал это место соломоновой притчи символически: «безрассудная женщина» представляет собой человека, живущего во внешнем и материальном.

34. «Ты поднимаешь вопрос, который замучил меня в юности, и, усталого, толкнул к еретикам. Я был так расстроен, меня придавила такая груда пустых басен, что если бы, за свою любовь к исканию истины, не получил я Божественной помощи, мне бы не выбраться» (О свободной воле, 1, 2, 4).

35. Манихеи отвергали Ветхий Завет за антропоморфизм в представлении о Боге; осуждали кровавые жертвоприношения, принятые в еврейском богослужении, и поведение патриархов: Авраам, не возражая, позволил изгнать свою наложницу Агарь и солгал, выдав свою жену за сестру; Иакова они звали «мужем четырех жен»; кроме двух законных жен, Лии и Рахили, у него были еще две рабыни-наложницы. Манихеи были сильны в критике ветхозаветной морали. Возражать им можно было только исходя из принципа исторического развития всякой нравственности и догмы, но такая точка зрения обычно недоступна ни правоверным, ни еретикам. У бл. Августина было это историческое чутье. Дальнейшее рассуждение замечательно по широте взгляда и проницательности.

36. Эту мысль бл. Августин заимствовал у неоплатоников. «Вообще же злом следует считать недостаток добра» (Плотин. Энн. 3, 2, 5).

37. Быт. 1, 27.

38. His serviunt: servire в смысле «соглашаться на что-либо» встречается у Цицерона (Об ораторе, 2, 40, 171). «Если мы пользуемся средствами казны для военного снаряжения и для благолепия мирной жизни, давайте соглашаться на налоги».

39. Свои мысли о морали патриархов бл. Августин подробно изложил в своих сочинениях против манихеев: Против Фавста, 22, 30–38; О благе брака, 24.

40. Мф. 22, 37–39; Мк. 12, 30–31.

41. Т. е. следует наказывать, как и те проступки, о которых речь была выше. Бл. Августин так различает между flagitia «проступками», facinora «преступлениями»: «Когда неукротимая страсть портит душу и тело – это проступок (flagitium); когда она действует во вред другому – это преступление (facinus) (О христианском учении, 3, 10, 16).

42. Из десяти Моисеевых заповедей три первых определяют отношение человека к Богу, а семь остальных излагают, «как следует жить между собой людям. Присоединим их к первым трем, если желанием воспеть на десятиструнной псалтири песнь новую» (Проповеди, 9, 5, 6).

43. Деян. 9, 5.

44. С большой тонкостью бл. Августин пользуется здесь противопоставлением unus, universitas и pars. Мысль его такова: Бог, Творец всего, наложил на мир печать единства, привел все к единому порядку; этот порядок и делает из мира «единое целое» – universitas. Эту целостность человек «разрывает», предпочтя ей, из личной гордости и личных симпатий, «одну часть», «мнимое единство»: он таким образом ставит «часть» выше «целого»; достоинством, принадлежащим «целому» – universitati, – он облекает «часть».

45. Пс. 74, 5–6.

46. Habendi – amittendi «получить – упустить»: антитеза, подчеркнутая одинаковым окончанием. «Воля, отвратившаяся от неизменного и общего блага к своему собственному... грешит» (О свободной воле, 2, 19, 53).

47. Peccata proficientium – грехи человека эволюционизирующего; они и заслуживают осуждения и в то же время обещают что-то доброе; поступки, «не обижающие ни Бога, ни людей»; те, в которых, кроме побуждений вполне законных, звучат еще «обертоны» отнюдь не высокого морального качества.

48. Под эту категорию бл. Августин подводит самоубийство Самсона и повеление принести в жертву Исаака (О граде Божием, 1, 26).

49. «Вы (манихеи) говорите, что плод испытывает боль, когда его срывают с дерева, когда его режут, растирают, варят, едят» (Против Фавста, VI, 4). «Они говорят, что лучше человеку быть ростовщиком, чем земледельцем: тот, кто дает деньги в рост, не повреждает «крест света», земледелец же его очень повреждает. Ты спрашиваешь, какой «крест света» (crux luminis)? Это, говорят они, частицы бога, взятые в плен в том сражении и смешавшиеся со всем миром: они есть в деревьях, в травах, в плодах, в зернах. Частицы божества ранит тот, кто прорезает в земле борозду; частицы божества ранит тот, кто выдергивает из земли траву; частицы божества ранит тот, кто срывает плод с дерева» (На псалмы, 140, 12). «Если плоды предлагаются в пищу «святым», то вследствие их чистоты, молитв и псалмов, эти частицы освобождаются и возвращаются в свое царство» (О нравах манихеев, 15, 36; О ереси, 45). «Вы сложа руки ожидаете, чтобы кто-либо из ваших «слушателей» накормил вас («святых»): вооружившись ножом или серпиком, он выбегает в сад и, убийца тыкв, подносит вам их живые трупы» (Против Фавста, 6, 4). «Святые», «избранные» – манихейская элита, «посвященные», которым предписывалось строгое вегетарианство, отказ от брака и от всякой деятельности. «Слушатели» – это низшая ступень манихейства; им разрешалось действовать, и они служили «святым». – «Зубами и кишками» перевод не передает звонкого ассонанса dente et ventre, придающего острый презрительный звук фразе.

50. Подать хлеб неманихею означало, по манихейским воззрениям, погрузить «частицы света» еще глубже в темницу материи. Блаженный Августин укорял манихеев за эту ограниченность милосердия (О нравах манихеев, 15, 36).

51. Пс. 143, 7.

52. Сны и видения особенно часто встречаются в рассказах из жизни африканских христиан. См. Р. Courcelle. Anteredents biographiques des Confessions. Revue de Philol., 1957, т. 31. c. 31.

53. Пс. 87. 3.