Комментарии

1. Рим. 8, 31.

2. Мф. 7, 7–8.

3. Т. е. мое тело.

4. «Небо небес» – выражение пс. 113, 24. Бл. Августин толкует его различно: а) жилище (Domus), обитель умопостигаемых существ; б) разум светлых духов, населяющих эту обитель; в) место, где пребывает и Сам Бог; г) мудрость, «первенец творенья». «Господь возвысил разум некоторых святых на такую высоту, что наставлять их мог только Он, из людей же никто; по сравнению с этим небом всё, что видят плотские глаза, должно быть названо землей» (Проповеди, 2, 11; ср. На псалмы, 113).

5. Намек, вероятно, на противопоставление, делаемое неоплатониками между миром чувственным и миром умопостигаемым. Для неоплатоников чувственный мир есть «целое», элементы которого различны и противоположны.

6. Т. е. видимые небо и земля.

7. Бл. Августин, видимо, пользовался itaba, согласованность которой с переводом 70-ти толковников он хвалит (О граде Божием, XVIII, 43). В этом переводе именно и читаем η δε γη ην αορατος και ακατασκευαστος. Известно, что бл. Августин, пораженный разницей в латинских переводах Писания (письмо 71 к Иерониму), предпринял сравнение всех рукописей, бывших в его распоряжении, с переводом 70-ти.

Определение земли «невидимая» не показалось бл. Августину странным. В согласии со своим замечанием, что слово «видеть» часто обозначает деятельность и других чувств (X, 54). он понял его, как «недоступная чувственному восприятию». Василий Великий объяснял это место иначе: «Земля была невидима, потому что ее покрывала вода, над водой же стояла тьма» (Шестоднев, 2, 4). Амвросий следовал Василию (Шестоднев 1, 7, 26).

8. Но не «царство мрака», как учили манихеи. «Итак, спрашивает ум, тьма создана одновременно с миром? она старше света? несмотря на то, что она по свойству своему ниже, она первенствует. – Темнота, ответим мы, не существует сама по себе: это явление, вызванное отсутствием в воздухе света» (Василий Великий. Шестоднев, 2, 5).

9. Бл. Августин в дальнейшем уточняет это «прежде чем», которое отнюдь не означает первенства во времени: времени еще не было.

10. Distingueres см. VII, 7 прим. 16.

11. «Земля невидимая и неустроенная» и «мрак над бездной» означает у бл. Августина мир до его организации, при которой началось и его дифференцирование. Предшествуя всякой форме, материя лишена всяких признаков, и определенных и определяющих. Тем не менее она не «ничто», поскольку это материал для создания мира организованного. И она «сама изменчивость», ибо может всячески изменяться. В этой изменяемости нет ничего определенного: материя одновременно и «ничто» и «нечто»; она и «есть» и «не есть». Материя бл. Августина не соответствует первичной материи Аристотеля, мыслимой и существующей только в связи с формой; у бл. Августина это некая парадоксальная реальность: это и полное отсутствие формы, и способность принимать самые разные формы. Плотин говорил о ней: «она уже есть, поскольку она будет, но ее бытие только в будущем» (Энн. 2, 5, 3–5).

Антиномичный характер материи обуславливает и антииомичность представления о ней: нужно примириться с тем, что ее знаешь, не понимая, что это такое. Ср. Энн. 2, 4, 10: «Ее (материю) неясную мыслишь неясно, темную – темно, мыслишь, не мысля». Бл. Августин настаивает на сотворенности материи, выступая таким образом и против греческих философов, утверждавших, что материя сосуществует извечно наряду с богом, и против манихеев, для которых материя – создание владыки зла.

12. Манихеи.

13. Прийти к этой концепции помогло Августину его знакомство с неоплатониками. «Отбросив всякую форму, назовем материей то, что никакой формы не имеет» (Энн. 1, 8, 9).

14. «То, что рождается и переходит из одного состояния в другое, нуждается в материи» (Энн. 2, 4, 2). Эти изменения и позволили понять, что такое материя.

15. «Все согласны, что то, что называется материей, есть некая основа и вместилище форм» (Энн. 2, 4, 1). Ср. Платон. Тимей 51а: «незримое и бесформенное, все вмещающее».

16. Подходящим обозначением было бы «несущее» (Энн. 3, 6, 7).

17. In regione dissimilitudinis. См. кн. VII, прим. 64.

18. См. кн. IX, прим. 39.

19. De nihilo или ex nihilo; εξ ουκ οκ οντιον или εκ του μη οντος – это выражение найдем и у Оригена, и у Иоанна Златоуста. Бл. Августин дает формуле de nihilo точный смысл: материал для создания мира был сотворен Богом. Тварный мир создан de nihilo – не de Deo; у неоплатоников тварь возникает в каком-то смысле тоже de nihilo, потому что до ее появления ничего не было, но в то же время и ex Deo, ибо совершенство божественных ипостасей должно было неизбежно выразить себя и в ней.

Происхождение твари de nihilo накладывает на нее печать конечности и злобности, но так как она создана Богом, то это делает ее онтологически доброй. Эта онтологическая двойственность сообщает ей двойственный аспект и в плане этическом. Тварь непостоянна и грешна, потому что она из «ничего»: ей присуще deficere – слабость отпадать от Бога. Способность грешить – это тяга к nihil.

20. «Создал мир из материи бесформенной» – цитата из Прем. (11, 18) по греческому тексту 70-ти: κτιδαδα τον κοσμον εξ αμορφου υλης.

21. См. XI, 40.

22. Бл. Августин имеет в виду ангелов. Бл. Августин отмечает сходство между христианским представлением об ангелах и учением неоплатоников о «низших богах». «Если они говорят, что они бессмертны, но однако созданы Богом и блаженны потому, что не отходят от Него, то они говорят то же, что и мы, каким бы именем они эти существа ни называли (О граде Божием, 9, 23).

23. Ис. 30, 21.

24. «Кто ненавидит мир? те, кто растерзал истину» (На псалмы, 119, 7). Бл. Августин имеет в виду еретиков, в частности манихеев.

25. 1 Тим. 6, 16.

26. Specie motuve: Плотин определяет движение как некую «проснувшуюся» форму (ειδος εγρηγορος) в противоположность формам «стоящим», пребывающим неподвижно (Энн. 6, 3, 22).

27. Пс. 78, 11.

28. Ср. VII, 16. По Августину, в соответствии с его толкованием природы зла, злая воля – это уклонение «от того, что есть», т. е. от Бога, к тому, «что есть в меньшей мере».

29. Ср. кн. XI, 29.

30. Пс. 41, 11; 26, 4; 101, 28.

31. «Не следует думать, что Бог создал сначала бесформенную материю, а затем, пропустив некоторое время, придал форму тому, что создал раньше бесформенным. Так и говорящий не произносит сначала бесформенных звуков, принимающих потом форму слов; так следует думать, что и Бог создал мир из бесформенной материи, но сотворил ее одновременно с миром» (Против законов и пророк. 1, 9, 12).

32. Gradatim, т. е. поднимаясь как бы по лестнице от одной мысли к другой.

33. Намек на 1 Кор. 13, 12.

34. Добавленные сразу слова «земля не была невидима...» обозначают первичную бесформенную материю, а не мир, уже упорядоченный.

35. Бл. Августин имеет в виду прежде всего манихеев, отвергавших Ветхий Завет. «Оба Завета – это обоюдоострый меч. Ветхий Завет обещает земное, Новый – вечное. В обоих истинно слово Божие, как обоюдоострый меч» (На псалмы 149, 12). «Ненависть» к манихеям у бл. Августина – это своеобразная форма любви: он хочет, чтобы они умерли для своих заблуждений и ожили для Бога.

36. Бл. Августин только что изложил, как он понимает два первых стиха Бытия: «небо небес» – это духовный, небесный мир, «земля», «тьма», «бездна» – это обозначения бесформенной материи. Он признает, однако, возможность и других толкований.

37. Пс. 47, 15.

38. «Должно сказать, что ангелы по природе своей изменчивы, но они пожелали любить Бога больше, чем себя, и поэтому пребывают в Нем спокойно и прочно» (Об истинной религии, 13, 26).

39. Быт. 28, 17; Пс. 148, 6.

40. Сир. 1, 4.

41. Ср. Энн. 4, 3, 17, где Плотин говорит о Мировой Душе, как «свете от света».

42. 2 Кор, 5, 21.

43. Гал. 4, 26.

44. Пс. 25, 8.

45. Тема странствия души – одна из любимых тем бл. Августина. В этом странствии он может уйти в «Долину нищеты и смерти», но может и вернуться на верную дорогу, прийти к Богу, как пришел и сам бл. Августин.

46. Пс. 118, 176.

47. 2 Кор. 5, 1.

48. Пс. 72, 28.

49. Пс. 25, 7.

50. Пс. 27, 1.

51. Живая метафора духовного ослепления.

52. Т. е. в свое сердце. Так толкует бл. Августин слова Евангелия «войди в комнату свою» (Мф. 6, 6).

53. Рим. 8, 26.

54. «Начатки духа» – выражение, заимствованное у ап. Павла (Рим. 8, 23). У бл. Августина слова эти означают высшую способность души, устремленной к Богу и утвердившейся в Нем в силу этого устремления. Ср. кн. IX, 24.

55. Это напоминает теорию Анаксагора, утверждавшего, что первоначально «все было вместе» (frgm. 1, 4), и дифференциация произошла действием упорядочивающего Разума.

56. Разница между этим последним толкованием (четвертым) и вторым заключается в том, что в четвертом «земля и небо» понимаются как мир духовный и материальный, уже созданный, тогда как представители второго понимают их как обозначение материала для этих миров.

57. 2 Тим. 2, 14.

58. 1 Тим. 1, 8; 1, 5.

59. Пс. 103, 24.

60. 1 Кор. 8, 6.

61. Бл. Августин дает пять разных толкований Быт. 1, 2. Отношение их к тому, что дано в гл. 17-й, не вполне ясно. Первое толкование «тьмы», как бесформенной материи, совпадает с собственным мнением бл. Августина и соответствует первому толкованию 17-й главы; второе соответствует второму 17-й гл. и третье – третьему, но четвертое и пятое, утверждающие предшествование бесформенной материи, нечто новое: оба эти взгляда, однако, не предполагают, что она существовала самостоятельно и не была создана Богом, но только утверждают, что о ее создании ничего не говорится.

62. Кол. 1, 16.

63. Быт. 1, 2.

64. Отказываясь вести разговор с теми, кто сомневается в истине самих слов Писания, бл. Августин признаёт, что толковать эти слова можно по-разному, причем эти разные толкования приемлемы, если они не противоречат вере и учению Церкви.

65. Бл. Августин цитирует по памяти слова ап. Павла (Евр. 3, 5): «Моисей верен во всем доме его, как служитель».

66. Пс. 21, 26.

67. Косвенный упрек, который бл. Августин делает самому себе. В своей борьбе с заблуждениями бл. Августин бывал иногда слишком суров и каялся в этом. Замечательны его слова в трактате против манихеев (2, 2): «пусть свирепеют против вас те, кто не знает, с какими усилиями находят истину и как трудно избежать заблуждения. Пусть свирепеют против вас те, кто не знает, как редко и трудно удается одолеть ясным и благочестивым умом плотские измышления. Пусть свирепеют против вас те, кто не знает, каких трудов стоит излечить око внутреннего человека, чтобы он смог увидеть солнце. Пусть свирепеют против вас те, кто не знает, какими вздохами и стенаниями дается чуть-чуть познать Бога. И наконец, пусть свирепеют против вас те, кто никогда не впадал в ложь того заблуждения, в какое впали вы».

68. Ин. 8, 44.

69. 1 Тим. 1, 8.

70. 1 Кор. 4, 6,

71. Мф. 22, 37–39.

72. «Ex eadem [m]assa»; бл. Августин в книге «О Божестве к Симплидию» (1, 2, 16) изложил свои мысли по поводу massa paecati: со времени падения Адама человечество представляет собой «греховную массу» – мир, где все осуждены и все погибли. Выйти из этого мира можно только с помошью Божественной благодати.

73. Пс. 8, 5.

74. Бл. Августин допускает такой антропоморфизм только для parvulis animalibus – для слабых, ограниченных умов, которые не могут мыслить отвлеченно, но при условии, что они остаются крепкими в вере. Animalis – так переводится в Новом Завете слово ψυχικος. См. 1 Кор. 2, 14.

75. Быт. 1, 31.

76. Бл. Августин понимает под «началом» первых слов Бытия Слово, Сына, через Которого Отец создал всё. Он признаёт, однако, возможность толкования слов «в начале» как «в начале творения». Трудность здесь заключается в том, что с этим толкованием можно согласиться, только приняв, что «в начале» была создана бесформенная материя; тогда надо признать известное «первенство» этой материи. Что это за «первенство»? Для решения вопроса Августин разбирает четыре вида «первенства». «Первенство» по происхождению бл. Августин поясняет на примере звука и пения. Звук соответствует бесформенному, пение – оформленному; оба одновременны, что исключает первенство во времени, но звук, как нечто бесформенное, «первенствует» над пением.

Тут нет, однако, первенства ни по времени, ни по достоинству, а только «по происхождению» – origine. Слово это выбрано неудачно, потому что звук не источник, не origo пения: бл. Августин имеет в виду первенство логическое, первенство материи над формой.

В рассуждении это первенство выступает ясно: бесформенное, конечно, предшествует оформленному; о нем и приходится говорить раньше. Ум, однако, не обманывается этой последовательностью словесного изложения: он схватывает одновременно то, что в словах можно изложить только последовательно.

77. Пс 142, 10.