Комментарии

1. См. «Исповедь», I, 1.

2. «Исповедь» X, 2.

3. Мф. 6, 8.

4. Мф. 5, 3–9.

5. Пс. 117, 1.

6. Ср. «Исповедь», V, 1 – «рукой языка».

7. Бл. Августин с 397 г. был епископом в Гиппоне.

8. Бл. Августин имеет в виду водяные часы (клепсидру), где определенный промежуток времени отмерялся стекаюшими каплями воды.

9. Пс. 85, 1; Рим. 10, 12.

10. Statim – здесь «всегда», «неизменно».

11. Пс. 129, 1.

12. Пс. 73, 16.

13. Намек на пс. 26, 9. – «Олени» символизируют людей, размышляющих над Писанием. «Нечистым названо в законе животное, которое не жует жвачки; это не его недостаток, а сущность его природы. Есть люди, которых можно уподобить таким животным; они нечисты не по природе, но по свойственному им пороку; охотно слушая слова мудрости, они затем вовсе о них не думают. А что такое в духовном смысле «жевать жвачку», как не вызывать в сладостном воспоминании, словно из внутренностей памяти, то полезное, что ты услышал, поднося его ко рту размышленый? те, кто этого не делают, и представлены теми животными; запрещение есть их мясо (Библия разрешает есть мясо только жвачных животных) предостерегает нас от этого порока» (Против Фавста. 6, 7).

14. Пс. 25, 7; 118, 18.

15. Мф. 6, 33.

16. Пс. 118, 85.

17. Кол. 2, 3.

18. Бл. Августин занимается Библией не как исследователь и ученый. Она для него книга жизни, и он ожидает от нее указаний, необходимых для жизни.

19. Как грешник убегает «от Тебя, кроткого, к Тебе, гневному», так и праведник идет, выполнив задачу, данную ему Богом, к Богу, его награждающему.

20. Мерило, данное нам, по учению неоплатоников, Высшим Разумом.

21. Иов. 14, 16.

22. Ср. Паскаля «Мысли о религии», 16, 67: «В природе есть совершенство, показывающее, что она подобие Божества, и есть недостатки, показывающие, что она только Его подобие».

23. Пс. 32, 9; ср. там же, ст. 6.

24. Мф. 3, 17.

25. Бл. Августин имеет в виду, вероятно, воздух и ту роль, которую, по учению древних философов, он играл при передаче звука.

26. Ис. 40, 8.

27. Ин. 1,1.

28. Ин. 8, 25.

29. Мф. 19, 16; 23, 8.

30. Объясняя Ин. 8, 25, Августин говорит, что Христос научил людей истине, придя к ним. Вечное Слово осталось бы для них непонятно, но Бог снизошел к человеческой слабости: «Итак, поверьте, что Я начало, ибо, чтобы вы поверили, Я не только есмь, но и говорю с вами».

31. «Куда обратиться человеку, чтобы стать добрым, как не к тому Добру, Которое он любит, к Которому стремится, Которое ищет?» (О Троице, 8, 3).

32. Пс. 30, 11.

33. Пс. 102, 3–5.

34. Рим. 8, 24–25.

35. Пс. 103, 24.

36. В своей проповеди (267, 2) по поводу евангельской притчи о молодом вине, которое не следует вливать в меха ветхие, бл. Августин отождествляет «ветхого человека» с человеком плотским.

37. Ср. «О граде Божием», 12, 12–13, где Августин дает ответ более пространный, сознаваясь, однако, что многие вопросы он разрешить не в состоянии.

38. Делатель, «operator» – слово позднее.

39. Пс. 101, 28.

40. 1 Пет. 2, 3, 8.

41. Пс. 2, 7.

42. Начинается анализ, путем которого бл. Августин хочет доказать, что время – понятие субъективное.

43. Пс. 70, 5.

44. Вопрос о пророчествах и истолкование их усложняли для бл. Августина проблему времени. В одном из своих писем он говорит, что Писание называет пророками людей, «которые видели будущее не телесным зрением, а духом» (Письма, 147, 50).

45. Бл. Августин хочет дать рациональное объяснение предсказаниям: о будущем судят и выводят о нем заключения на основании настоящего.

46. Пс. 37, 11; «внутреннего взора» букв. «тайных глаз моих», «есть другой глаз, есть внутренний глаз... это глаза понимания, глаза ума» (бл. Августин. Tract. in Soan., 13, 3).

47. Мф. 7, 11.

48. Пс. 72. 16.

49. Пс. 115, 1.

50. Пс. 26, 4.

51. Пс. 38, 6.

52. Быт. 1, 14.

53. Бл. Августин имеет в виду зимний и летний дни.

54. Нав. 10, 13.

55. Движение солнца позволяет измерять время. Бл. Августин считает это вполне естественным, но это практически измеряемое время не дает никакого ответа на метафизический вопрос о природе времени.

56. Пс. 17, 29.

57. «Локоть» – мера длины, около 1/2 м.

58. «Время нельзя постичь вне души» (Плотин. Энн. 3, 7, 11), но Плотин думал о космической душе, бл. Августин же, устанавливая субъективность понятия времени, имеет в виду человеческую душу.

59. Пс. 61, 9; 99, 3.

60. Со своим исключительным литературным мастерством бл. Августин дал почувствовать читателю всю напряженность и тревогу своих размышлений, теперь его чудная метафора говорит о радости открытия.

61. Бл. Августин, следовательно, считает время и его длительность понятиями, созданными нашим умом, который воспринимает прошлое и будущее усилием внимания и памяти. Ум наш может разложить прошлое на ряд последовательных событий и схватить все эти события, сосредоточивая на них в настоящую минуту свое внимание. Лишенные реального существования во вне, эти события живут в нашем уме прочно и устойчиво.

62. Пс. 62, 4.

63. Пс. 17, 36: distentio – рассеяние, житейская смута и разбросанность во многом. По учению неоплатоников, время – порождение именно такой тревоги в Космической Душе, вызванной ее уклонением от ясной недвижности и неизменяемости Единого.

64. Флп. 3, 12–14.

65. Пс. 25, 7; 26, 4.

66. Пс. 30, 11.

67. Отзвук учения неоплатоников о нисхождении души в человеческую жизнь.

68. Продолжение метафоры «очищенный и расплавленный».

69. «Кто же не поймет, что времени нет, если нет сотворенных созданий, которые как-то и в каком-то движении меняются. Эти движения и изменения – они не могут возникнуть все вместе: одно приходит на смену другому, одно длительнее, другое короче – и совершаются во времени» (О граде Божием, 11, 6).

70. Бл. Августин обсуждал вопрос, созданы ли ангелы «раньше всякого времени», и решил, что так как они подвержены изменению, то они «современны времени» (О граде Божием, 12, 16).

71. Быт. 1, 1.

72. Ср. Ис. 57, 15.

73. Пс. 145, 8.