АРНОЛЬД

ЖИТИЕ БЕРНАРДА, ПЕРВОГО АББАТА КЛЕРВОСКОГО

VITA SANCTI BERNARDI, CLARVALLENSIS ABBATIS PRIMI

31. — Св. Бернард и Иннокентий II. 1134 г.

(Около 1155 г.).

Автор биографии в прологе объясняет, что он намерен продолжать начатый труд монаха Вильгельма (см. о нем выше, в примеч. к ст. 30), который ограничился описанием детства Бернарда и первыми годами его чисто монастырской деятельности, а потому он и начал прямо с 1130 года, когда раскол церкви, по поводу избрания в Риме двух пап, Иннокентия II и Анаклета II, вызвал Бернарда в первый раз на политическую сцену. Вследствие того автор посвящает первую главу биографии и начало второй подробному описанию римских событий в 1130 г., рассказывает, как Иннокентий II бежал из Рима через Пизу во Францию, как на соборе в Этампе, по приглашению короля, Бернард в первый раз защищал бежавшего папу, как он склонил и короля английского Гейнриха II, и императора германского Лотаря признать Иннокентия; как Лотарь отвел папу в Рим, и как он был вторично изгнан соперником и удалился в Пизу, где созван был собор (1134), для присутствия на котором явился и Бернард из Галлии. По закрытии собора, папа отправляет Бернарда в Милан для подчинения его жителей, которых архиепископ Ансельм был сторон инком соперника Иннокентия II.

II.... По закрытии собора (в Пизе, 1134 г.), владыка пана отправил к жителям Милана для примирения их с церковью аббата [351] Клерво (т. е. св. Бернарда), которого они и прежде часто приглашали к себе, Гвидо, епископа Пизанского, и Матвея, епископа Альбанского, как легатов a latere, они все трое имели поручение исцелить этот город, впавший в раскол, произведенный Ансельмом, и привести их в единство церкви. К вышепоименованным прелатам, которых св. аббат принял себе в спутники, сообразно с выбором владыки папы, он присоединил, согласно с общим желанием, преподобного Готфрида, епископа г. Шартра, искренность которого и чистоту нравов он имел случай испытать во многих случаях. Действительно, кардиналам казалось благоразумным опереться на подобного помощника в деле столь важном. Когда посланные перешли Апеннины, и жители Милана узнали, что к их пределам приближается аббат, которого они так желали видеть у себя, весь народ вышел ему навстречу миль за семь пред городом; знатные и чернь, конные и пешие, люди зажиточные и бедные, все оставили город, покинули кров и, разделившись группами, в сплошных рядах, приняли божьего человека с знаками невероятного почтения; все целовали ему ноги; и хотя он терпел от подобного выражения преданности, но не мог от того освободиться никакими просьбами, ни отклонить силою восторги благочестивой ревности этой толпы, распростертой пред ним. Народ вырывал, как только мог, волоса из шерсти его одеяния и уносил с собою клочки бахромы, нашитой на платье, как верное средство против болезней, в уверенности, что все предметы, которые касались его, были святынею, и что они сами, дотрагиваясь до него, приобретали святость. Обгоняя друг друга в своем следовании за аббатом, они издавали в честь его радостные крики; и только после того как он долгое время был замкнут посреди волн бесчисленной толпы, его передали наконец заботам торжественного гостеприимства. Когда после приступили к публичному обсуждению дела, по поводу которого этот божий человек и кардиналы прибыли в Милан, город, забыв, так сказать, свое могущество и отказавшись от упорства, с таким уничижением подчинился святому аббату, что к его готовности повиноваться можно было справедливо применить известный стих поэта:

«Должно, чтоб мы и могли, и хотели исполнить веленье».

Когда все несогласия были устранены, Милан примирился с церковью и народ этого города увидел согласие восстановленным на прочных основаниях, святому аббату представились другого рода занятия. Дьявол, овладев телом нескольких несчастных, начал предаваться всем неистовствам безумного бешенства. Божий человек строго выговорил ему и противопоставил знамя Христа; тогда демоны, устрашенные и в трепете пред великою доблестью, состязавшеюся с ними, убежали из жилищ, которыми они овладели. Такова была новая задача Бернарда; ему предстояло не только окончить дела, важные для Рима, но и дать торжество вере в божественный закон. В наше время было бы неслыханным делом [352] увидеть, как тогда, и столько веры в народе, и столько добродетелей в одном человеке. Между миланцами и святим аббатом произошло даже благочестивое соревнование: он приписывал славу производимых им чудес искренности их вере; а они — его святости, твердо убежденные в том, что он получить от Бога все, чего бы ни попросил. Таким образом, они привели к нему, без малейшего колебания, женщину, известную всем, которую нечистый дух терзал целых семь лет, и настоятельно умоляли его изгнать, именем Бога, дьявола, который овладел ею, и возвратить ей прежнее состояние здоровья. Такая вера народа внушила божьему человеку великую и боязливую робость; с одной стороны, в своем уничижен ин, достойном послужить уроком для всех, он не осмеливался взяться за новое для него дело, с другой — ему было совестно отказать в упорной просьбе толпы и противиться столь великой благодати; ему казалось, что он оскорбить Господа, и что его недоверие к себе может покрыть облаком сомнения всемогущество божие, если его вера останется позади народной веры. Таким образом, он испытывал в себе мучительное волнение; наконец, хотя он и уверял, что чудеса нужно делать скорее для неверующих, чем для верных, однако, возложив свое упование на успех в смелом предприятии на св. Духа, он начал молитву; потом, заклиная сатану именем духа сил, он обратил его в бегство властью, данною ему небом, и даровал той женщине жизнь и спокойствие. Все присутствовавшие, исполнясь радости и воздымая руки к нему, оглашали воздух выражением своей благодарности к Богу, удостоившему посетить их с высоты своего трона. Вскоре все заговорили об этом чуде, и слава о нем распространилась повсюду; со всех сторон стекались в церкви, на площади, где происходил суд, и у перекрестков; повсюду только и говорили, что о служителе божием; торжественно провозглашали, что для него нет ничего невозможного, о чем бы он ни просил его; повторяли, верили, громко говорили и утверждали, что у Всемогущего слух всегда отверзть к его молитве. Не могли довольно ни насмотреться, ни наслушаться его. Одни входили толпою к нему, чтоб насладиться его присутствием; другие ждали у дверей, когда он вый деть. Прекратились все занятия; ремесленники оставили свои работы; весь город был занят одною мыслью увидеть его. Все теснились за ним, умоляя о благословении, и у каждого было одно вожделение — прикоснуться к его одежде.

Конец этой главы и две следующие наполнены в целости подобными же рассказами о чудесах, совершенных Бернардом в Милане и Павии, откуда он возвратился в Клерво. Пятая глава излагает, каким образом Бернард, по возвращении из Италии, перенес свой монастырь на более удобное место к реке. Три последние главы (VI, VII и VIII) описывают новое участие Бернарда в политической борьбе с врагами Иннокентия в Аквитании и южной Италии, где король Рожер принял сторону Анаклета: благодаря усилиям Бернарда, и эта два последние врага подчинились римскому престолу; наконец, автор останавливается на том, как около 1140 г. [353] вспыхнула война по соседству монастыря, между его покровителем Тибо, графом Шампани, и Французским королем, но Бернард спас своего друга, примирив его с Лудовиком VII Юным.

Аббат Арнольд.

Vita s. Bernardi Claraevallensis abbatis primi.


Аббат Арнольд (Arnoldus, abbas Bonaevallis) жил при св. Бернарде и писал вскоре после его смерти, около 1155 года, продолжал такой же труд другого современника Бернарда, писавшего при его жизни, монаха Вильгельма (см. о нем выше, в ст. 30, на стр. 350). Арнольд начинает, свой рассказ с 1130, и останавливается на 1140, его сочинение продолжал третий биограф Готфрид, дошедший до смерти св. Бернарда (см. о нем ниже, в примечанию к ст. 32). Об изданиях и критике сочинения Арнольда см. выше, на стр. 350.

(пер. М. М. Стасюлевича)
Текст воспроизведен по изданию: История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Том III. СПб. 1887

© текст - Стасюлевич М. М. 1865
© сетевая версия - Тhietmar. 2011
© OCR - Рогожин А. 2011
© дизайн - Войтехович А. 2001