Комментарии

814. Хировакхи были расположены между Кючук-Чекмедже и Буюк-Чекмендже (см. Васильевский, Византия и печенеги, стр. 69).

815. 16 февраля 1091 г.

816. Сырная (масляная) неделя следует за мясопустной.

817. Декат от греч. δέκα (десять). Декат был расположен на Эгнатиевой дороге, между Евдомом и Регием, в непосредственной близости от Константинополя (см. Janin, Constantinople byzantine, p. 407).

818. В Византии дневные и ночные часы имели отдельный счет. Продолжительность часа менялась в зависимости от времени года. Второй час дня — это утро (см. Grumel, La Chronologie, p. 163 sq.).

819. По-видимому, p. Kapacy (Меласу).

820. Т. е. 19 февраля 1091 г.

821. Т. е. 18 февраля 1091 г.

822. Второзак., XXXII, 30.

823. Вафис-Риак — древний Ресий вблизи Константинополя (см. Κυριακίδου — Νέστορος, Μολυβδόβουλλον…, σελ.180 ἑξ).

824. Имеется в виду храм великомученика Феодора Тирона, день поминовения которого приходится на первое воскресенье поста (17 февраля). В этот день приток богомольцев был особенно велик. Однако весной 1091 г. печенеги стояли под стенами Константинополя, и жители византийской столицы не имели возможности посетить храм (см. ниже). Упоминание храма Феодора помогает точнее датировать события.

825. Анна употребляет античный термин ὀπισϑόδομος. Так называлась внутренняя часть храма Афины-Паллады в афинском акрополе. В данном случае Анна имеет в виду внутреннюю часть церкви (корабль).

826. Чакан и раньше вступал в сношения с печенегами (см. Ал., VII, 8, стр. 217). Союз турок и печенегов облегчался этнической близостью этих племен. По-видимому, можно говорить о координированных действиях врагов Византии.

827. Как только он достанет ячменя — ὁπηνίκα τὰς κριϑάς καταλάβοι. В. Васильевский («Византия и печенеги», стр. 73, прим. 1) предполагает, что под κριϑάς следует понимать название города на Херсонесе Фракийском и таким образом переводить эти слова: «…когда он прибудет в Крифию». С таким толкованием текста согласен и В. Златарский («История…», II, стр. 203, бел. 1).

828. 1090-1091 гг.

829. Doelger, Regesten…, 1158 (начало 1091 г.).

830. О влахах см. прим. 533.

На основании этого места «Алексиады» некоторые исследователи делали вывод, что слово βλάχοι употребляется Анной как синоним «кочевников».

С нашей точки зрения, прав М. Дьони (Gyόni, Le nom…, р. 241 sq.), утверждающий, что «влахи» в данном случае — точное этническое наименование. Аргументы М. Дьони сводятся к следующему:

а) другие авторы XI-XII вв. понимают под «влахами» определенный народ;

б) наименование βλάχοι — не античное, поэтому, как и в ряде других подобных случаев, писательница считает нужным оговорить, что название влахи — «просторечное».

Мысль Анны, следовательно, можно перефразировать таким образом: «Мелиссин должен был призвать тех кочевников, которых в просторечии зовут влахами».

831. С этим сообщением Анны нельзя не поставить в связь письмо Феофилакта Болгарского к Никифору Мелиссину (PG, 126, col. 532), где архиепископ жалуется на тяжелое положение фемы Пелагония (Битоль), которая не в состоянии выделить требуемых рекрутов (см. Chalandon, Essai…, p. 125). Φ. Шаландон относит письмо к весне 1090 г. (ср. Xanalatos, Beitraege zur Wirtschaftsgeschichte. S. 217),

832. Имеется в виду р. Марица.

833. Хирины — небольшая крепость на правом берегу Марицы (см.: Gyόni, Le nom…, р. 251; Златарски, История…, II, стр. 204).

834. На дозорном судне так мы переводим греч. ἐν ἀμφιρύκω πλοίῳ. См. Leib, Alexiade, II, p. 136.

835. В. Васильевский («Византия и печенеги», стр. 98, прим. 2) отождествляет Тогортака (Τογορτάκ) с Тугорканом и Маниака (Μανιάκ) с Боняком русских летописей (ср.: Chalandon, Essai..., p. 132, n. 3; Златарски, История…, II, стр. 205, бел. 2; Moravcsik, Byzantinoturcica, II, Ss. 181, 316).

836. Вырыл ров — τάφρον πεποιηκώς. Здесь, как и во многих других случаях, под этим выражением, возможно, следует понимать «разбил лагерь, окопанный рвом».

837. См. Ал., VIII, 3, стр. 232.

838. См. прим. 761.

839. Брод Филокалов (ΙΙόρον τοῦ Φιλοκάλου). Попытку определить точное местоположение этого брода делает М. Дьони (Gyόni, Le nom…, р. 251).

840. По мнению М. Дьони (Gyόni, Le nom…, р. 251), Мавропотам (Черная речка) — это приток Марицы, современная Эргене, на берегах которой много мест с названиями, начинающимися с Кара (Черный).

841. По сведениям западных источников, Алексей в 1091 г. отправил посольство Урбану II (Doelger, Regesten…, 1156). Возможно, император просил военной помощи у папы. О взаимоотношениях Алексея I и Урбана II см. Holtzmann, Die Unionsverhandlungen. Ср. прим. 970.

842. Зная крутой нрав куманов — τὸ ὀξὺ τῆς τῶν Κομάνων γνώμης διαγνούς. Б. Лейб переводит эти слова: «…voyant que la décision des Comans etait bien arrêtée…».

843. В. Васильевский («Византия и печенеги», стр. 101, прим. 2) считает, что этот пятитысячный отряд состоял из русских — жителей прикарпатских областей, подданных князя Василько Ростиславовича. В. Златарский («История…», II, стр. 500-503) полагает, что речь идет о болгарах. По мнению Б. Лейба (Leib, Alexiade, II, p. 140), жители горных областей, упомянутые Анной, — влахи. Все эти предположения не более, как произвольные гипотезы.

844. Из одноцветных шелковых плащей — ἐκ σηρικῶν πέπλων όμοχρόων.

Может быть, надо вслед за Е. Доуэс и Б. Лейбом переводить: «…облачил их в доспехи и шлемы, изготовленные из шелковой ткани, по цвету напоминающей железо».

845. В рукописях лакуна.

846. дата легко устанавливается: вторник на 29 апреля приходился в 1091 г.

Сражением 29 апреля 1091 г. заканчивается шестилетняя византийско-печенежская война. Хронология этой кампании у Анны весьма запутана и вызывала различные толкования исследователей (см.: Dieter, Zur Glaubwuerdigkei…; Chalandon, Essai…, p. 105 sq.; Buckler, Anna Comnena…, p. 431 sq.: Расовский, Печенеги…,Златарски, История…, II, стр. 185 и сл.; Gautier, Le discours…, p. 91 sq.).

Рассмотрим подробней свидетельства писательницы.

Из событий, переданных Анной, можно достаточно точно датировать три: поход Челгу на Византию весной 1087 г. (см. прим. 734), солнечное затмение 1 августа 1087 г. (см. прим. 752) и поражение печенегов 29 апреля 1091 г. Между двумя последними датами происходят следующие события:

1) Алексей терпит поражение от печенегов у Дристры (VII, 3, стр. 213 и сл.);

2) куманы вступают в бой с печенегами, оттесняют их к Озолимне и возвращаются на родину (VII, 5, стр. 208 и сл.);

3) к Алексею в Боруй прибывает Роберт Фризский (VII, 6, стр. 214);

4) Алексей через Синесия заключает мирный договор с печенегами (VII, 6, стр. 214);

5) печенеги нарушают мирный договор и занимают Филиппополь (VII, 6, стр. 215);

6) Алексей заключает новый мирный договор с печенегами, но последние нарушают соглашение и обосновываются в Таврокоме (VII, 6, стр. 216);

7) с наступлением весны печенеги переходят в Хариополь и разбивают отряд архонтопулов; к Алексею приезжают всадники Роберта Фризского (VII, 7, стр. 217);

8) Алексей выступает из Константинополя, терпит поражение от печенегов и является в Русий (VII, 9, стр. 221 и сл.);

9) новое сражение и победа Алексея над печенегами. С наступлением зимы Алексей возвращается в Константинополь (VII, 11, стр. 225 и сл.);

10) экспедиция Алексея против печенегов в Хировакхи (VIII, 1-2, стр. 228 и сл.);

11) большое наступление печенегов, закончившееся их поражением 29 апреля 1091 г.

Пользуясь указаниями Анны на смену времен года (они выделены в нашем перечне событий), можно легко определить, что второй мирный договор с печенегами был заключен осенью-зимой 1089/90 г. Однако остальные события точной датировке не поддаются. Современные исследователи (см., например, Gautier, Le discours…, pp. 97, 98) чисто логическим путем распределяют события во времени следующим образом: поражение Алексея у Дристры — конец августа 1087 г., борьба куманов с печенегами — осень 1087 г., встреча Алексея с Робертом, первый мирный договор с печенегами — начало зимы 1087/88 г. Но такое распределение событий вызывает возражения. Во-первых, встреча Алексея с Робертом Фризским состоялась, видимо, в конце 1089 — начале 1090 г. (см. прим. 777). Во-вторых, если первый мирный договор с печенегами датировать осенью-зимой 1087/88 г., а второй осенью-зимой 1089/90 г., то промежуток в два года не может быть заполнен событиями, рассказанными Анной: об обоих договорах писательница повествует в пределах одной главы как о следующих во времени один за другим.

Ставшая ныне традиционной датировка событий печенежской войны, на наш взгляд, лишена серьезных оснований.

847. О том, что византийские воины, отправляясь в поход, берут с собой веревки и ремни, чтобы вязать пленных, сообщает также Скилица (Skyl., р. 598).

848. См. Ал., VII, 3, стр. 210 и сл.

849. Согласно сообщению Зонары (Zon., XVIII, 23), часть оставшихся в живых печенегов вместе с женами и детьми были поселены в Могленах; из них император составил особый отряд своего войска.

850. Ζύγος (от лат. iugum «горный хребет», «горная цепь»). По мнению, М. Дьони (Gyόni, La première mention.., pp. 500-501), у Анны это слово употребляется для обозначения двух географических понятий: Балканских гор (как, например, в данном случае) и горной цепи недалеко от Липения, отделявшей византийские владения от Сербии.

На самом деле Анна, примыкая к античной традиции, считает, что горная цепь, которую она именует Зигом, простирается от Черного до Адриатического моря и ее непосредственным продолжением являются Альпы и, может быть, Пиренеи. Ведь Зиг, по словам писательницы (IX, I, стр. 245), — название местное. А на античный манер Анна именует эту горную цепь Гемом и объясняет, что она начинается у Черного моря, идет до Иллирика и продолжается на противоположном материке (XIV, 8, стр. 395). См. Дуйчев, Проучвания…, стр. 154 и сл.

851. В Ер. прибавлено: «…и не нанес им никаких телесных увечий».

Об этом заговоре см. также сообщение Зонары (Zon., XVIII, 23). Умбертопул вскоре получил прощение императора (см. Ал., X, 2, стр. 276).

852. К сожалению, Анна не называет имени болгарского архиепископа. Можно предположить, что им был уже упоминавшийся нами знаменитый Феофилакт Болгарский или Охридский.

Точное время назначения Феофилакта на пост архиепископа Болгарии неизвестно. Исследователи относят это событие к 1084-1085 гг., 1091 и даже к 1092 гг. (см. Katičić. Βιογραφικά…, σελ. 372).

Выяснению вопроса о том, кто был доносчиком на Иоанна, могли бы помочь письма Феофилакта к сыну севастократора Исаака, сохранившиеся в эпистолярном наследии архиепископа. Но, к сожалению, до сих пор не удается точно выяснить, ни кому они направлены — Иоанну или другому сыну Исаака — Константину, ни их хронологию (см. Katičić, Βιογραφικά…, σελ. 381 ἑξ). Не исключена возможность, что доносчиком на Иоанна был предшественник Феофилакта на посту архиепископа Болгарии — Иоанн. В этом случае можно предположить, что Иоанн поплатился за свой донос, был смещен и таким образом освободил место для Феофилакта.

853. Этериарх — начальник этерии (Bury, The imperial administrative system…, p. 107).

854. См. Doelger, Regesten…, 1059 (после мая 1091 г.).

855. В тексте τὰ μεσαίχμια, т. е. территория между владениями Византии и сербов.

Это интересное свидетельство о существовании «нейтральной зоны» на границах Византийской империи (см. Радоjчић, Вести…, стр. 19).

856. По самому пустому поводу — ὑπὸ ψιλοῦ ῥήματος: досл.: «от одного слова».

857. Согласно хронологической последовательности рассказа Анны, дело об измене Иоанна Комнина разбиралось летом или зимой 1091 г. Так и датирует эти события Ф. Дэльгер. Однако такая датировка плохо согласуется с другими фактами, приводимыми писательницей. Судя по словам Анны, весной 1092 г. Алексей отозвал из Диррахия Иоанна Дуку (IX, 1, стр. 246), который, как сообщала Анна ранее, пробыл в Диррахии 11 лет (VII, 8, стр. 221). Следовательно, в 1091 г. дукой Диррахия должен был быть не Иоанн Комнин, а Иоанн Дука. Для объяснения этого противоречия исследователями предлагались следующие гипотезы: 1) допустить, что оба Иоанна находились в Диррахии одновременно, но исполняли там разные функции, ибо невозможно предположить, чтобы в одной области находились два дуки; 2) отнести время пребывания Иоанна Комнина в Диррахии к более позднему сроку и датировать «измену» Иоанна Комнина временем после 1092 г, (см. об этом Литаврин, Болгария и Византия, стр. 289, прим. 4). По нашему мнению, в данном случае нет серьезных оснований подвергать сомнению хронологию Анны, тем более что у нас действительно нет ясного представления о том, какие функции выполнялись в Диррахии Иоанном Дукой и Иоанном Комниным.

858. Феодора Гавру упоминает и Зонара (Zon., XVIII, 22), который называет его севастом и мучеником. Феодор Гавра был провозглашен мучеником, и сохранилось его житие, которое повторяет многие сведения, имеющиеся в «Алексиаде» (см.: Пападопуло-Керамевс, Συμβολαί…, σελ. 132-137; Μυστακίδου, Τραπεζουντιακά…, σελ. 79 ἑς.). В «Житии» рассказывается также, как Гавра попал в плен к агарянам и, отказавшись отречься от христианской веры, был предан мучительной смерти. Время этих событий неизвестно. Сама Анна (XI, 6, стр. 306) сообщает, как в 1098 г. Гавра из Паиперта (совр. Байбурт) решил напасть на войско Исмаила, и обещает в дальнейшем поведать о жизни и конце Гавры, но не исполняет своего обещания. А. Пападопуло-Керамевс (Συμβολαί…, σελ. 137) предполагает, что именно тогда, в 1098 г., Гавра и был пленен, но из слов Анны такого заключения не следует. Сохранилась печать Феодора Гавры — дуки Трапезунда (Schlumberger, Sigillographie…, p. 665).

859. В «Житии» говорится, что Гавра происходил от знатных и богатых предков из «восточных фем — Халдии, Колонии и соседних с ними районов» (Пападопуло-Керамевс, Συμβολαί…, σελ. 135).

Халдия — византийская фема на территории Армении. Фема Колония была расположена между Понтом и Халдией. А. Пападопуло-Керамеис (Συμβολαί…, σελ. 134) замечает, что на территории древней Халдии и в России, в районе Мариуполя и Гурзуфа, где жило немало греков, весьма распространена фамилия Гавра и Гаврадис.

860. Уже в X в. в Византии были запрещены браки между детьми — двоюродными братьями и сестрами (см. Zachariae von Lingenthal, Geschichte…, S. 64).

861. По сообщению Зонары (Zon., XVIII, 22) сын Феодора Гавры был обручен с дочерью Алексея Марией, но вскоре этот союз был расторгнут, а Мария обручена с Никифором — сыном Форвина Катакалона.

862. Храм св. Фоки был расположен на европейском берегу Босфора, к северу от Константинополя (Janin, Constantinople byzantine, pp. 434-435).

863. Сосфений находился на европейском берегу Босфора, примерно в 14 км севернее Константинополя (Janin, Constantinople byzantine, p. 436).

864. Фарос (по греч. «маяк») находился у Понта, на европейском берегу Босфора (Ducange, In Alex., p. 586, RE, X, col. 1927).

865. Doelger, Regesten…, 1161 (после мая 1091 г.).

866. Город под таким названием упоминают и другие византийские авторы (Ducange, In Alex., p. 586).

867. Судя по сохранившейся печати, Евстафий Камица был новелиссимом (Schlumberger, Sigillographie…, p. 548).

868. Пинкерн — дворцовый чин, виночерпий за столом императора (Bréhier, Les institutions…, p. 50).

869. В тексте ᾗλον, хотя естественно было бы ожидать λόγχην («копье»). См. объяснения Дж. Баклер (Buckler, Anna Comnena…, pp. 467-468) и Б. Лейба (Leib, Alexiade, II, 154-155).

870. В византийской истории известно несколько Месопотамитов; один из них, Василий, по сведениям Вильгельма Апулийского, сражался с Алексеем под Диррахием в 1101 г. Попытку идентифицировать этого Георгия Месопотамита делает Дюканж (см. Ducange, In Alex., p. 588). Μ. Матье (Mathieu, Guillaume de Pouille…, p. 321), ссылаясь на письмо Μ. Ласкариса, утверждает, что Месопотамиты — это не фамилия: так называли лиц, происходящих из области или монастыря τοῦ Μεσοποτάμιου (вблизи Бутринто).

871. См. Doelger, Regesten…, 1162 (после мая 1091 г.).

872. Т. е. Паристрия.