Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

Анналистические заметки по истории Тевтонского ордена в 14 веке

В рукописи 503 Nr. 5 собрания Corpus Christi College в Кембридже на fol. 135 находятся анналистические заметки по истории орденских территорий на немецком языке, которые, насколько мне известно, не были доныне опубликованы. Согласно данным Catalogue of the manuscripts of Corpus Christi College (стр. 455 сл.), которым, равно как и фотокопиям этого источника, я обязан моему ученику д-ру К. Й. Утману, речь идет о первом листе состоящей из всего лишь 4 листов, 14 тетради этой рукописи, содержащей общим числом 1+157 листов (бумажных), которые по большей части различными почерками записаны в два столбца по 42 или же 43 (в конце - и по 63) строчки. Некоторые из пронумерованных тетрадей рукописи отсутствуют. Все это переплетено в один фолиант, на передней крышке которого нанесено имя Mary Pernham. Содержание книги состоит из религиозных сочинений, трактатов, статутов и собраний декреталий, равно как и различных исторических компиляций, в том числе – выдержек из одной всемирной хроники, перечней пап и императоров (по 1270 г.), о еретиках и т. д. Не проведя точного исследования рукописи и ее отдельных частей, каковое до сих пор, как кажется, не было проведено, и которое я в настоящее время не могу провести, не удастся сказать ничего определенного относительно того, где возникла каждая часть в отдельности. Также и в каталоге нет более детальных сведений. Рассматриваемый лист (fol. 135), последняя заметка которого сообщает о смерти Витольда и избрании Свидригайла великим князем Литовским, мог в любом случае быть написан и вставлен в кодекс не ранее начала 4 десятилетия 15 в.

Текст на обоих сторонах листа, написанного беглым почерком – за исключением годовых записей anno domini – составлен исключительно на немецком языке. Он делится на две части, которые также восходят к двум различным писцам. Первая, более короткая, часть на лицевой стороне перечисляет даты основания различных орденов, начиная с ордена регулярных каноников в 430 г. до ордена августинцев в 1220 г. Затем следует заметка об основании монастыря Олива (1270 г. вместо 1170), завоевания Данцига и приобретении Тевтонским орденом Восточного Поморья.

Вторая часть более обширна: она охватывает более половины лицевой стороны и всю оборотную сторону, она написан изящным почерком с тесно расположенными строчками и носит следующее название: Was by meister Wynrichs von Knyprode gecziten gesehen ist etc. und dor noch (То, что случилось во времена магистра Винриха фон Книпроде и т. д. и затем). Эта единая часть содержит за время с 1361 по 1400 г. данные о, достойных упоминания, событиях отдельных лет, которые касаются, в основном, Тевтонского ордена и его отношений с восточными странами, особенно Литвой, смешанные с некоторыми сообщениями по общей истории. Окончанием является уже упомянутое сообщение о смерти Витольда и избрании Свидригайла, которое непосредственно примыкает к последней заметке за 1400 г.

Заметки сгруппированы по годам с обозначением года в начале строки. Текст написан относительно тщательно и имеет лишь несколько зачеркиваний и улучшений. На полях находятся отдельные ключевые слова, указывающие на содержание. Все это, насколько возможно судить по фотокопии, производит впечатление списка с анналистических заметок, которые во второй половине 14 в. весьма вероятно составил на территории Ордена, человек, особо интересовавшийся противостоянием Ордена и его литовского противника. Составитель этих заметок наблюдал и рассудительно регистрировал отдельные военные предприятия, походы и основание замков против Литвы, равно как и дипломатическо-политические происшествия. Подобные же краткие анналистические заметки на немецком языке этого же временного периода мне неизвестны. По моему мнению текст, дает понять, то, что наши анналы можно назвать близкими по времени, хотя и не современные описываемому заметками (ср. запись 1388 г.), второй половины 14. века. Хотя данные не содержат новых, доселе неизвестных, фактов, но тем не менее выбор и компоновка происшествий отчетливо показывают определенный интерес и направление взгляда составителя: Орден, его великие магистры и его войны с литовцами стоят в центре внимания, это же касается и сообщений о пребывании немецких и чужих князей в землях Ордена и их участии в походах на литовцев, равно как и приведение важнейших происшествий в соседних странах, которые непосредственно касаются судьбы Ордена, или же, как-то смерть императора Карла IV или церковная схизма, имеют общеисторическое значение. Все сообщения являются – за исключением незначительных ошибок – достоверными и подтверждаются другими источниками. Вероятно эти заметки принадлежали к извлечениям из источников, которые использовал Иоганн фон Посильге или его переводчики. Несмотря на полнейшую сдержанность, положение составителя определяется на стороне Ордена. Разочарованно заканчивается заметка о поездке супруги Витольда в земли Ордена: und was doch alles vorlorn (и все это было потеряно), фраза, которая, без сомнения, имеет в виду разрыв между Витольдом и Орденом и последующая борьба не на жизнь, а на смерть.

Какими были причины, побудившие составителя прекратить заметки в 1400 году, мы не знаем. Но вряд ли вероятно, что последнее сообщение под 1430 годом о Витольде и Свидригайло восходит к этому же составителю. Вероятно же скорее, что переписчик сам прибавил этот пассаж 30 лет спустя после последней заметки в оригинальном тексте. Возможно же также, что оригинальный текст был записан несколькими почерками и между ними уже находилась запись под 1430 г. В конце концов вопрос остается открытым, находилась ли первая часть с датами основания отдельных орденов уже в оригинальном тексте анналов, или же эти даты были прибавлены переписчиком текста из другого источника, вероятно по более ранним образцам (ср. напр. гл. 2 Epitome gestorum Prussiae (Эпитомы прусских деяний) Самбийского каноника). В тексте нашего источника стоит дословно следующее 1:


В год Господень 430 был основан орден регулярных каноников с уставом св. Августина.

В год Господень 527 начался Черный орден св. Бенедикта.

В год Господень 1098 - Gro Orden.

В год Господень 1128 – Wise Orden.

В год Господень 1128 – орден тамплиеров, существовавший 84 года и сто и который уничтожил папа Климент Пятый.

В год Господень 1200 – орден Тевтонского дома рыцарей Пруссии.

В год Господень 1206 – орден проповедников [доминиканцев]. В том же году – орден босоногих [францисканцев].

В год Господень 1220 – орден августинцев.

В год Господень 1270 (!) был основан монастырь Олива у Гданьска.

В год Господень 1309 – был завоеван Данциг. В следующем за тем году рыцари купили землю Поморья 2.

То, что случилось во времена магистра Винриха фон Книпроде и т. д. a и затем 3.

В год Господень 1361 был Кейстут, герцог Литвы, взят в плен и привезен в Мариенбург и бежал из темницы 4.

В год Господень 1362 был захвачен Ковно 5.

В год Господень 1364 была взломана сокровищница [Ордена] (tressil) подлыми пекарями из Мариенбурга.

В год Господень 1365 король Казимир Польский прибыл к Мариенбургу, незваный, по собственной воле 6.

В год Господень 1368 в Мариенбурге был построен замок 7.

В год Господень 1369 был построен Готисвердер 8. И литовцы захватили замок в том же годы и заняли его и Орден захватил его обратно 9.

В год Г. 1370 была битва при Рудаве в Самбии.

В год Г. 1373 Кейстут опустошил земли у Зольдау и Ниденбурга и через Мазовию ушел обратно 10.

В год Г. 1375 император Карл стоял под Эрфуртом с маркграфом Мейсенским и двинулся оттуда на Рейн и дал Венцеславу короноваться римским королем 11.

В год Г. 1377 произошел первый поход перед [днем] Очищением Марии 12.

В том же году литовцы были сильно повоеваны королем Венгрии и Польши 13.

В том же году герцог Альбрехт Австрийский был в Пруссии 14.

В том же году скончался король Ольгерд Литовский. Была великая война между Кейстутом и братом 15 Ольгерда.

В год Г. 1378 поднялась схизма между папами. В Риме был один, другой был в Авиньоне.

В том же году скончался император Карл Четвертый.

В год Г. 1380 был захвачен Навенпилле и Кейстут пришел в Вильно со всадниками и опустошил земли Велау (Welaw) [Wehlau] в последующем году 16.

В год Г. 1382 скончался магистр Винрих фон Книпроде в вечер перед ночью Иоанна Крестителя 17. И в его времена за год до этого прибыл Ягайло и его брат снова в Вильно с помощью Ордена и стали сильными в стране и убили Кейстута 18. И Витовт прибыл из темницы в Мазовию 19.

В том же году был избран великим магистром брат Конрад фон Ротенхаузен (!). Он снова отказал в мире Ягайло и его братьям, так как они не хотели креститься и взял с собой Витовта и жемайтов и двинулся на Траки и взяли замок и оттуда двинулись к Вильно и сожгли город 20.

В год Г. 1383 скончался король Людовик Венгерский 21 и была великая война между обоими из Венгрии и также Польши.

В год Г. 1384 был построен замок св. Мариенвердер (Senthe Marienwerder) выше Ковно 22.

В год Г. 1385 произошел великий поход против Ашмяны (Aschmynne) 23.

В год Г. 1386 Ягайло стал королем Польши.

В год Г. 1388 герцог Гельрена будет (!) схвачен в земле Штольпе с добрым конвоем. Поэтому Орден пошел еще в том 1389ом году под Фалькенбург и это было прекрасным походом Ордена и всей [орденской] земли, так что господина [Гельренского] освободили из темницы 24.

В том же году во время карнавала [11 ноября] Марквард Расшов, комтур Мемеля, был сожжен в Жемайтии 25.

В год Г. 1390 был великий поход на Вильно, когда был завоеван Кривой замок [Crumme hus] и в походе участвовал господин Ланкастерский, который был королем Англии 26.

В том же году скончался магистр Конрад Ротенштайн. Также это был юбилейный год [год отпущения грехов] в Риме.

В год Г. 1391 был избран брат Конрад Валленроде великим магистром понедельник после пальмового [воскресенья] 27. И в том же годы был великий поход против литовцев; в это время вместе с ними был маркграф Фридрих Мейсенский весьма много господ из многих стран, что был устроен почетный пир около Ковно 28. Были захвачены Вилькенберг и Виссенвальде и был построен Риттерсвердер и был[и] передан[ы] герцогу Витовту.

В год Г. 1393 Орденом был завоеван главный замок Гартена [Гродно] 29.

В том же году был взят в плен король Швеции, поэтому случились великие битвы на суше и на море.

В том же году скончался магистр Конрад фон Валленроде в вечер [дня] св. Иакова 30, в это время в земле Пруссии был владетель Вюртемберга 31 и ходили походом в Жемайтию.

В тот же год был сожжен Мемель.

В том же году был избран великим магистром Конрад фон Юнгинген в день св. Андрея 32.

В год Г. 1394 произошел великий поход магистра Конрада Юнгингена снова против Вильно. В походе были 150 стрелков из Бургундии 33 это был весьма рискованный [obinturlich] поход.

В год Г. 1395 турки стояли с войском в стране венгров и с ними часто сражались.

В год Г. 1396 король венгров проиграл громадную битву против турок.

В год Г. 1397 начали постройку стен замка в Рангните.

В том же году комтур Рангнита, Марквард фон Зальцбах, ходил снова походом в Жемайтию и понес великий урон 34.

В том же году поднялись морские разбойники.

В год Г. 1398 был поход на Готланд.

В том же году были построены два замка в Готисвердере и Витовт почти сгорел в Гартене [Гродно], в замке 35.

В год Г. 1399 император татар дал Витовту великую битву и тот сам прибыл туда и привел сто копий пруссов и 400 - поляков 36. Они все остались там, так что их мало вернулось домой.

В том же году господин Ланкастерский стал королем Англии и был великим другом Ордена.

В год Г. 1400 супруга герцога Витовта прибыла в Пруссию с 400 лошадьми с великой роскошью и Орден явил ей великие почести и все ее плененные люди были ей возвращены и они двигались к [монастырям] св. Екатерины и св. Варвары, от замка к замку и почетно принимались, ей давались великие дары и все это было потеряно 37.

В год 1400 скончался герцог Витовт и герцог Свидригайло был единодушно выбран литовским правителем.


Недавно опубликованная Г. Лабудой первая часть его “Studien ueber die pommerellische Annalistik des 13. bis 15. Jahrhunderts" (Studia nad annalistykq pomorskq z XIII-XV wieku, Zapieski Tow. Nauk. w Toruniu, Bd XX H. 1-4, S. 101/138) обращает внимание на область, которая со времени работ Й. Фойгта, М. Теппена, Э. Штрельке и М. Перлбаха немецкими исследователями практически не затрагивалась и не изучалась, на анналистику в землях Ордена. В рамках давно запланированного польской медиевистикой переиздания древнейших анналистических трудов по польской истории будут критически пересмотрены и подготовлены к изданию также и различные прусские и померанские анналы. Ценное исследование Лабуды, которое обстоятельно занимается с передачей рукописного текста, возникновением и содержанием кратких прусских анналов, торнских анналов и Chronica terrae Prussiae, приходит к интересным выводам о внутренней связи этих источников и их использованию хронистами, чье критическое освещение может быть полезным для реконструкции ранней анналистики. Вероятно и наш фрагмент является ответвлением этой анналистической традиции, наличие которой прежде всего можно констатировать в кульмской земле. Вышеприведенное в тексте предположение о связи с трудом Иоганна фон Посильге (см. также и введение Э. Штрельке в SS. rer. Pruss. III, S. 13 ff. и особенно 31 ff., W Ziesemer, Die Literatur des Deutschen Ordens in Preussen, Breslau 1928, S. 31 f., и H. Grundmann, Deutsches Schrifttum im Deutschen Orden, Altpr. Forsch., Bd 18, 1941, S. 29 f.)) основывается только на том, что описываемые происшествия, находятся полностью в его труде, но не в современных изданиях Торнского анналиста или Детмара. Поэтому нет причины называть их скудным извлечением из труда Иоганна фон Посильге. Многочисленные различия в датировках, различные различия в содержании (см. под 1377, 1382, 1391 гг.), отсутствие многих важных сообщений и некоторые дополнения к тексту в сравнении с историческим трудом Иоганна, говорят, по моему мнению, равно как и стилистические особенности, отчетливо о том, что мы здесь имеем дело с самостоятельными заметками.

Герберт Лудат


Комментарии

1. Издание этого источника, на которое указывало уже сообщение в Nauka Polska XX, 1935, S. 55, производится точно по тексту оригинала.

Даты приводятся в арабских числах, начальные буквы пишутся только в именах собственных [относится к немецкому тексту – Thietmar. 2012] Отдельные годовые записи начинаются, как и в оригинале с новой строки.

2. Здесь заканчивается первая часть, сравнимая с гл. 2, «Эпитом прусских деяний» Самбийского каноника (Epitome gestorum Prussiae), De originibus et rebus ecciesiasticis (Об орденах и о делах церковных), которая написана на латинском языке и содержит даты основания, отличные [от нашего источника]. В нашем манускрипте бросается в глаза вставка об основании монастыря Олива и переход Данцига и Восточного Поморья во владение Ордена. Вероятно эта часть или весь текст происходит из Оливы или Данцига.

а. Было ли это дополнение внесено позже или находилось уже в оригинальной рукописи, нельзя определить.

3. Текст этого названия, позволяет считать вероятным, что первоначально анналистические заметки были начаты во время Винриха фон Книпроде и продолжены лишь позднее, отчего стало необходимым дополнение und dor noch (и затем). О принципе выбора описываемых событий нельзя сказать ничего определенного. Заметка под 1375 г. производит впечатление, что некоторую роль сыграл интерес к событиям, в которых участвовали иностранные участники походов (Reisen) — Историографическая традиция (см. общий обзор: M. Toeppen, Geschichte der preussischen Historiographie, Berlin 1853) и военные действия 70х и 80х годов 14 в. обстоятельно рассмотрены у Ф. Болдта в его исследовании “Der Deutsche Orden und Litauen 1370 bis 1386". В: Altpreuss. Monatsschr. 10, 1873, S. 385, 467, 513-548. Далее, об отдельных событиях, следует также привлечь “Regesten zu den littauischen Kriegsreisen des Deutschen Ordens (по Виганду)" Г. Буяка (G. Bujack), в: Altpreuss. Monatsschr. 6, 1869, S. 505-518.

4. Bujack, Regesten, S. 517. Пленение Кейстута произошло 21 марта, его побег – в середине ноября.

5. Bujack, Regesten, S. 513. Осада Ковно произошла в марте и апреле 1362 г.

6. Приезд Казимира произошел осенью 1366 г. (Торнский анналист и Иоганн фон Посильге, SS. rer. Pruss. III, S. 85; см. I. Dabrowski, Dzieje Polsk. sredniowieznej, Bd 2, Krakow 1926, S. 86 f., обратное мнение см. G. Caro, Geschichte Polens. Gotha 1863. Bd 2, S. 343 f.)

7. Bujack, Regesten, S. 512. Согласно Виганду (c. 70) (SS. rer. Pruss. II, S. 558) Мариенбург был построен на реке Мемель между концом апреля 1367 и концом июня 1368 г.

8. О Готисвердере см.. Bujack , Regesten, S. 512.

9. Bujack, Regesten, S. 517 (Wigand c. 73). — В нашем источнике отсутствуют нападения 1363, 1365, 1366 и 1371, равно как не нашли упоминания и некоторые важные позднейшие сообщения о связях Ордена с Литвой.

10. О нападении Кейстута, произошедшем в 1374 г., см. SS. rer. Pruss. III, S. 94 и Wigand c. 84

11. См. Regesta imperii VIII nr. 5497 a и 5636 b. избрание Венцеслава: 6. июля 1376 г.

12. Поход таким образом начался в феврале 1375 г., а не осенью этого года (см. уже J. Voigt, Geschichte Preussens, Koenigsberg 1832, Bd 5, S. 277, далее G. Caro, S. 469, и G. Bujack, Regesten, S. 514)

13. О войне Людовика против Литвы см. Caro, S. 406

14. См. Wigand c. 95 (G. Bujack, Regesten, S. 514, и F. Boldt, S. 411 f.).

15. Здесь анналист ошибочно пишет «брат» вместо «сын». (Caro, S. 469.)

16. О датировке этих различных походов см. J. Voigt, S. 357 n. Только Виганд указывает 1380 г. для похода против Навенпилле, остальные источники – 1381 г. Отчетливое различие нашим анналистом между походом против Навенпилле и набегом Кейстута в землю Велау, произошедшим в январе 1382 г. (см. Boldt, S. 436), im jore dornoch (в последующем году) свидетельствует скорее о том, что упомянутые здесь события следует поместить в два года, следующих один за другим, т. е. 1380 и 1381 гг. (см. Voigt, S. 360, особ. n. 2, приводятся указания на хронологию Детмара и Линденблатта), или же на 1381 и 1382 гг. (см. Boldt, S. 428 ff., 434 ff., und Caro, S. 471 ff.).

17. О дне и часе смерти Винриха см. Boldt, S. 393 и S. 450, n. 186. Смерть наступила рано 24 июня, после того как великий магистр постиг удар в беседе с верховным госпитальером, предыдущим вечером. Этим объясняется 23 июня в качестве даты смерти в нашем источнике.

18. Эти происшествия, правильно зафиксированная по времени, принадлежат к июню 1382 г. (Caro, S. 475 ff., Boldt, S. 440 f.). Въезд Ягайло в Вильно произошел 12 июня 1382 г. Указание нашего анналиста das jor dovor (за год до этого) является неверным и излишним.

19. О побеге Витовта см. Caro, S. 480.

20. Об избрании великого магистра в начале октября 1382 г. см. Voigt, S. 404 f., и Boldt, S. 450, n. 188. Имя великого магистра здесь странным образом называется Ротенхузен (Ротенхаузен) вместо правильного Ротенштейн, как указано ниже под 1390 г. – Последующие события относятся к 1383 г. (см. отдельные подробности у Voigt, S. 409-424, und Boldt, S. 466 f. и 513 ff.)

21. Людовик скончался уже 11 сентября 1382 г.

22. См. Voigt, S. 430 ff., и Boldt, S. 518 ff.

23. Об этом походе, который впервые направлялся в области, лежащие далеко к юго-востоку от Вильны, см. Boldt, S. 529 ff.

24. См. к этому: Voigt, S. 508 ff.

25. Комтур Мемеля, Марквард Расшов был после неудачного набега в Жемайтию в 1389 г. был литовцами принесен в жертву их богам на костре. Наш источник дает точную дату czu vastnacht, т. е. 2 марта, Иоганн фон Посильге: uf den sontag czu vastnacht, т. е. 28 февр.

26. Эта заметка могла быть составлена только после 1399 г. Упоминание замка перед Вильно, который здесь верно назван Crumme hus (ср. Длугош: castrum curvum, Anon. archidiac. Gnesn: Krzivigrod) отбрасывает все сомнения, о правильности названия и его производной, которая таким образом не имеет ничего общего с предполагаемым Фойгтом (S. 545, n. 1) «Kramhaus» или «Kaufhaus».

27. Избрание обычно считается произошедшим в воскресенье 12 марта, не 13. как сообщает наш источник.

28. См. также Voigt, S. 597, и Bujack, Regesten, S. 515. Также и последующие сообщения точны и подтверждаются другими источниками (там же S. 599 f.).

29. Это сообщение относится к окончательному разрушению Гродно в 1393 г.

30. 25 июля; ср. Торнский анналист: die sancti Jacobi hora vesperarum.

31. Был ли гостем в Пруссии Эберхард IV или V. неизвестно (Voigt, Bd 6, 1834, S. 2; Bujack, Regesten, S. 516: Эберхард IV.).

32. О избрании Конрада фон Юнгингена см. Voigt, Bd 6, S. 4.

33. Это число дает кроме Иоганна фон Посильге также Длугош (ср. Voigt, S. 22).

34. ср. Voigt, S. 86 f.

35. См. к этим сообщениям Voigt, S. 97 и 101.

36. См. SS. rer. Pruss. III, S. 230, далее Voigt, S. 169.

37. Подробности этого посещения и паломничества супруги Витовта у Voigt, S. 187 f., u. SS. rer. Pruss. III, S. 238 Иоганн фон Посильге также называет 350 лошадей.

Текст переведен по изданию: Herbert Ludat, Annalistische Aufzeichnungen zur Geschichte des Deutschen Ordens im 14. Jahrhundert // Zeitschrift fuer Ostforschung, № 5. 1956

© сетевая версия - Тhietmar. 2012
© перевод с нем. - Тhietmar. 2012
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Zeitschrift fuer Ostforschung. 1956