Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

СИЛЕЗСКИЕ КОМПИЛЯТИВНЫЕ АННАЛЫ

ANNALES SILESIACI COMPILATI

Единственное издание этих анналов до настоящего времени было выполнено благодаря Йозефу Фидлеру 1. Необычные по своему составу, эти анналы содержат вперемешку записи о событиях польской и силезской истории, удивительные сведения о пруссах, а также дипломатическую переписку тевтонского ордена крестоносцев святой Марии, ценность которых вовсе не сводится к тому, чтобы дать представление о неких не самых важных событиях, увеличивая или уточняя наши знания о тех западных землях 2. Впрочем, у нас нет возможности выяснить полный состав источников этих анналов, поскольку «Хроника» Лаврентия Блюменау, из сравнения с которой следует, что наши анналы были записаны лишь в конце XV в., всё ещё не издана д-ром Хиршем. Также весьма вероятно, что у них есть значительное сходство с польскими и силезскими анналами. Не рассматривая подробно эти анналы среди источников по истории Силезии, поскольку они будут включены в подготавливаемое в Вене новое собрание нашего друга Вильгельмом Шерером, мы, тем не менее, ещё раз приводим их здесь, не обременяя их, однако, обширными комментариями, поскольку читатель сможет всё это обнаружить в комментариях к прочим памятникам истории Силезии, а также и в комментариях к приводимым ниже польским анналам.

Рукопись хранится в императорском архиве в Вене, будучи обозначена 3: Universalia 14. Loc. 252; Пергамен, написана в XV в. и среди прочего содержит «Золотую Буллу» и «Хронику» Мартина Поляка.

В. Арндт.


СИЛЕЗСКИЕ КОМПИЛЯТИВНЫЕ АННАЛЫ

В лето от воплощения Господа девятьсот шестьдесят пятое дочь чешского князя Болеслава (Boetne) госпожа Дубровка заключила брачный договор с польским князем господином Мешко, который по совету благородных мужей, которые и доставили ему эту госпожу, крестился со всеми своими людьми. Спустя некоторое время у него родился сын, названный в крещении Болеславом. У этого Мешко 4 была сестра по имени Адельгейда, которую взял в жёны венгерский король Иесса и которая, будучи христианской, своего мужа Иессу отвратила от поклонения языческим идолам и заставила уверовать во Христа. После этого она зачала и родила сына Стефана, который впоследствии по воле апостольского престола был коронован в первые короли Венгрии 5, которому император и баварский герцог святой Генрих Первый отдал в жёны свою сестру. Милосердный же Бог из-за послушания двух жён посетил эти два королевства, дабы они приняли таинства католической веры.

В то же время творил свои славные дела пражский епископ святой Адальберт, который из-за обид неверной языческой чешской черни оставил пражскую церковь, и, придя в Рим, стал монахом в монастыре блаженного Бонифация, где и оставался в течении пяти лет. Затем против своей воли папой Григорием Пятым он был принуждён вернуться в Прагу, откуда, поскольку чехи упорствовали в своём упрямстве, направился в Венгрию и тамошний народ своими божественными речами от тщеты многочисленных суеверий и, блистая чудесами своих добродетелей, от пагубы того пути отвёл; он крестил там венгерского короля Стефана со многими прочими людьми 6. Сделав это, он пришёл в Польшу, где христианским государем князем Болеславом был поставлен в архиепископы митрополичьей гнезненской церкви. Когда же было ему слово божье, святой муж, желая отправиться в языческие земли, которые он хотел осветить Христом, посоветовавшись с упомянутым князем Болеславом, поставил там в архиепископы одного верного мужа по имени Гауденций, а сам, плывя через Поморскую 7 землю, был доставлен в Пруссию, где пруссы, полагая, что он занимается вредоносными заклинаниями, на многолюдном месте своих служений, отрубив голову, убили его 8. Его голову и тело вышеупомянутый князь Болеслав выкупил у пруссов за деньги и с великим почтением отнёс в город Гнезно; это место в Польше в последствии посетил Оттон III и, получив там руку святого Адальберта, уйдя в Рим, в церкви, где упокоился святой Варфоломей, её поместил.

В тысячный год от воплощения Господа апостольский престол занимал Сильвестр Второй. На четвёртый год после смерти своего отца Иессы венгерский король Стефан направил в Рим к папе Сильвестру епископа Астрика, чтобы тот попросил корону. В это же время и польский князь Мешко заблаговременно отправил [к папе в Рим] епископа Ламберта просить королевскую корону. Но господин папа, подвигнутый ангельским видением, королевскую корону, которую он приготовил для польского князя Мешко, отдал посланнику венгерского короля Астрику, и повелел украсить ей венгерского короля Стефана. Упомянутый папа Сильвестр был родом галл и прежде был монахом в обители Аврелиана, но, оставив монастырь, он принёс оммаж дьяволу, в обмен на помощь ему; что дьявол и обещал исполнить. Подчинившись дьяволу, он многократно разговаривал с ним о своих желаниях. Этот Гильберт добился от него многих почестей, сначала стал архиепископом Реймса, потом Равенны, затем папой, и тогда домогался узнать у дьявола, как долго он проживёт будучи папой. И получив ответ, что пока не посетит Иерусалим, – сильно обрадовался, поскольку у него и не было желания отправляться через море в Иерусалим. И когда на Четыредесятницу он пришёл в церковь на святом кресте Рима, которая называлась Иерусалим, он услышал шум и понял, что демон несёт ему смерть. Вздохнув, он застонал и хотя и был самым великим грешником, не отчаялся искать божьего милосердия. Показав в присутствии всех договор, он велел оторвать себе все члены, которыми являл послушание дьяволу. Затем он велел после смерти своё тело положить на телегу, и похоронить себя там, где она остановится. Что и было сделано, и был он похоронен в церкви Латерана. И в знак последовавшего милосердия его могила как беспорядком бывших в ней костей, так и потом [выступавшим на них] давала предзнаменование грядущей смерти папы, как и начертано на этой могиле.

В лето Господне 990 у Болеслава родился сын, который был назван Мешко, который в лето 1007 взял в жёны сестру императора Оттона III. Этот же император Оттон умер в лето 1002.

В лето 1016 родился князь Казимир, который в лето Господне 1031 взял жену из Руси по имени Мария, от которой родил 4 сыновей: Болеслава, Владислава, Мешко и Одона, из которых последние двое скончались без потомства.

В лето 1034 преждеупомянутый польский князь Мешко скончался.

В лето Господне 1046 Аарон, который Бенедиктом IX был поставлен в Кёльн, был этим Бенедиктом возведён в епископы краковской церкви, а сама эта церковь стала митрополией, … 9 наследников, которые добиваться палия пренебрегли, соборную.

В лето Господне 1072 краковский епископ блаженный Станислав был убит польским князем Болеславом.

В лето Господне 1194 умер князь Казимир, который оставил двух сыновей: Лешека и Конрада, которые поделили между собой Польшу; Лешко получил Сандомир, Вислицу и Ленчицу со всеми относящимися к ним землями, Конрад же взял Мазовию и Куявию со всеми относящимися к ним землями.

У этого Конрада был некий христианин палатин в мазовецком княжестве, провидец, проницательный и богобоязненный, который эту землю от набегов пруссов, которые были варварами, защищал и оборонял. Его упомянутый Конрад без вины и легкомысленно, через своих приближённых велел ослепить, а затем и убить. Лишившись божьей помощи, этот князь оставил свою землю без надлежащей защиты. Частыми нападениями пруссов его земля была опустошена и разорена, и он был принуждён призвать на помощь силезского князя Генриха. И поскольку он не смог защитить свою землю от ужасной жестокости пруссов, он её, опустошаемую постоянным разорением, оставил язычникам для жестокого завоевания и без надежды на защиту. Столь великие и столь многие гнусности в мазовецкой земле 10 совершал народ пруссов, что их нельзя и передать, разрушая города и укрепления замков, а поселения и поместья не мешкая предавая пламени. Тогда же до упомянутого князя Конрада дошла молва о том, как успешно тевтонские братья [дома] блаженной Марии в Иерусалиме защищают мечом Святую Землю от язычников, от чего благочестивый государь был немало утешен, надеясь с помощью их сил и воинского опыта с лёгкостью спастись от рук неверных. По этой причине он направил послов и свои письма к апостольскому престолу и к Фридриху Второму, которого лигуры называют Барбароссой 11, своими мольбами настоятельно вопрошая: отзовут ли они этих атлетов Христа из походов в восточную церковь на помощь угнетённым верующим прежде, чем эти нечестивые своим сильнейшим мятежом [не обратят] их имя в позор святой веры и полностью не искоренят ли они с лица земли огромную опасность для многих народов; обещая братьям и их дому дать по праву вечного владения уже давно захваченную варварами саму кульмскую землю и всё другое, что они исторгнут из-под власти неверных. Поэтому божий наместник папа Гонорий III и император славнейший Фридрих Германа, того святого благочестия третьего магистра, побуждали, ободряли и, указывая на его обет послушания, строго приказывая, повелели, чтобы он принял предложенное князем и это дело как святое, так и полезное для церкви, не откладывая исполнил. Тот же, будучи мужем искусным, великодушным и опытным в воинских делах, с их, а также с божьей помощью, с удивительным усердием служил католической вере в Святой Земле. Итак, внимая таковым советам всех государей и их пристойным повелениям, этот магистр Герман получал от вышеназванного непобедимого императора Фридриха Второго следующего содержания:

«Во имя святой и неделимой Троицы. Аминь. Фридрих Второй, благоволящей божьей помощью римский император и присно август, король Иерусалима и Сицилии. Для того Бог возвысил нашу империю по сравнению с королями всего мира и расширил границы нашей власти по сравнению с прочими странами, чтобы забота нашего беспокойства была обращена к прославлению в веках его имени и веры в проповеди язычникам, чтобы она побуждала римскую империю к проповеди святого Евангелия, чтобы мы стремились к понуждению не меньше, чем к обращению, заботясь о милости его обещания, через которое католические мужи для подчинения варварских народов и устроения божьего служения приняли прилежание дневного труда и как имуществом, так и лично в этом неустанно участвуют. Именно поэтому в этом своём письме мы желаем объявить всем нынешним жителям империи и их потомкам, что если верный нам брат Герман, почтенный магистр священного странноприимного тевтонского дома святой Марии в Иерусалиме, в нашем присутствии сообщит о благочестивом желании своей души вернуться [из Святой Земли], преданный нам князь Мазовии и Куявии Конрад предложит и по своему обещанию дать ему и братьям землю, которая зовётся кульмской, а также и другие земли возле той марки у границы с пруссами. Итак он подтвердил своё обещание, смиренно и слёзно моля наше высочество, чтобы они, [действуя] к чести и славе истинного Бога, постарались, вовремя пришли и завоевали прусскую землю. И если мы удостоим согласиться с этими словами [князь молил], чтобы доверившись нашей власти [магистр] отправился в путь и приступил к своим делам, и чтобы наша светлость ему и тому дому отдала и утвердила [за ними] как ту землю, которую ему должен подарить упомянутый князь, так и всю ту землю, которая будет приобретена их усердием в пределах Пруссии, и сверх того чтобы за этим домом привилегией нашей щедрости мы укрепили иммунитеты, свободы и прочие пожалования, которые следуют как из дара земли того князя, так и из [будущих] прибавления [его владений в] Пруссии, сам же [магистр] пусть получит предложенный дар упомянутого князя, а по своём приходе для приращения тех земель беспрерывными и неутомимыми трудами пусть он представит средства своего дома и его людей. Мы же, обдумав ясное и недвусмысленное обещание этого магистра, которым ради обладания этой землёй он воспылает в Господе, при условии, что вся та земля окажется под [верховной] властью империи, надеясь также на его благоразумие, что он окажется человеком последовательным как делах, так и в своих словах, и сам со своими братьями настойчиво примется и доблестно продолжит завоевание той земли, и подобно многим, кто прежде тщетно предпринимал многие усилия в этом деле и кто, стараясь увеличить, только уменьшал, постыдно не откажется от своих начинаний, мы передадим этому магистру власть, позволяя ему со всеми мужами его дома прийти в прусскую землю, навечно утвердив за этим магистром, его наследниками и их домом навечно как вышеназванную [Кульмскую] землю, которую он получит по обещанию вышеназванного князя (а также и любую другую подаренную ему в будущем), так и всю ту землю, которую он божьей милостью завоюет в пределах Пруссии. [Равным образом мы утвердим за ним] древнее и непреложное право империи на горы, равнины, реки, рощи и море, чтобы он владел ими свободно от всяких повинностей и сборов, свободно от податей и не вносил бы никаких платежей со своего владения. Сверх того с нашего согласия, во всей уступленной им земле, как уже находящейся в их владении, так и в той, которую ещё только предстоит присоединить, к пользе своего дома пусть они сами утверждают походы и теолонии, устраивают ярмарки и торги, чеканят монету, вводят талию и прочие подати, сообразно своей пользе вводят на земле, реках и в море директуры, владеют и пользуются всеми рудниками добывающими золото, серебро, железо, другие металлы и соль, какие только были или будут обнаружены в тех землях. Сверх того мы позволим ему назначать судей и ректоров, которые подчинёнными ему людьми, как уже обращенными [в истинную веру], так и всеми прочими, пребывающими в своём суеверии, справедливо правили бы и наставляли, а преступления злодеев наказывали и карали бы по равному для всех закону. Кроме того они по жребию будут выслушивать и разбирать гражданские и уголовные дела. По своей милости сверх этого мы прибавим, что этот магистр и его наследники будут иметь те власть и права, какими в своей земле пользуются и имеют все государи империи, располагать имуществом и устанавливать обычаи, а также устраивать заседания и издавать статуты, которыми укрепится вера верующих, и они возрадуются и насладятся полным миром и наступившей тишиной. Также властью настоящей привилегии мы воспрещаем, чтобы любой государь, герцог, маркграф, граф, министериал, солтыс или бургомистр, без разницы высокого или низкого звания, церковный или мирянин отваживался в чём-либо посягать против этого перечня наших пожалований и позволений. Если же кто зазнается, то за свою он заплатит вину сто фунтов золота, половину из которых – нашей камере, остальное – испытавшим несправедливость. Итак, чтобы это наше позволение и пожалование имело неизменную силу, мы записали эту привилегию и скрепили её золотой печатью нашего величества. Этому свидетели: архиепископы Магдебурга, Равенны, Трира, Палермо и Реджо, епископы Болонии, Мантуи, Турина, Римини и Чезены, герцоги Сполето и Саксонии, графы Генрих из Шварценбурга, Гюнтер из Кеверенберга, Вернер из Кибурга, Альберт из Хапсперга, Людвиг и Герман из Фробурга и Фома из Асербиса, маршал Рихард, Рихард камерарий императорского двора, Альберт из Арнштайна, Готфрид из Хохенлох и многие другие. Подпись Фридриха божьей милостью и тп. Издано в лето от воплощения Господа одна тысяча двести двадцать шестое, в месяце марте, 14 индикта, в правление господина Фридриха божьей милостью светлейшего римского императора и присно августа, короля Сицилии, в его правление римской империей в лето шестое, иерусалимским королевством лето первое, Сицилией в лето 26, счастливо аминь. Дано в Римини, в лето, индикт и месяц вышеуказанные» 12.

Вышеупомянутый же магистр Герман, надеясь на снисходительность того, кто иногда унижает сильных, а слабых возвышает, принял на себя защиту упомянутой земли и от князя Конрада получил дарственные письма следующего содержания:

«Мы, Конрад, князь Мазовии и Куявии объявляем, что как в настоящем, так и в будущем госпиталю святой Марии иерусалимского дома тевтонских братьев, для спасения своей и своих родителей души, с согласия всех наших наследников, передали в вечную собственность и полное владение кульмскую землю со всем относящимся к ней как на воде, так и в полях и рощах, ничего из тамошних доходов для себя на будущее не оставляя, а также поселение в Куявии под названием Орлау (Orlaw). Но чтобы забвение не стало причиной споров, эту свою грамоту мы повелели скрепить своими и всех наших братьев, польских князей печатями, а также подписью свидетелей епископов, которые присутствовали при этом нашем пожаловании и тп. Дано в Безе, в лето от воплощения Господа 1228, в девятые майские календы».

Итак, в 1231 лето Господне воины Христовы пересекли реку Висла в кульмской земле, и возле дуба в некой роще построили крепость Торунь, прочими ветвями и корнями укрепив преждевыбранное дерево, которое они настойчиво обнесли рвом и некоторыми прочими укреплениями, а на его вершине, поверх ветвей, из дерева, которого там было в изобилии, соорудили для проживания дом. Сначала для покорения варваров они поставили в той земле одну ногу, после чего, с удивительной твёрдостью духа защитившись от варварских народов, они принялись с малым числом верных Христу людей нападать и завоёвывать великое множество язычников, а также изгонять их из Пруссии. Пруссия 13 же с востока рекой Мемель, которая долго через Русь от Верхней Сити растекаясь впадает в готское море, и разделяет жемайтов, литвинов и куршей, с юга [она ограничена] Мосавией до добжинской земли в Польше, с запада Вислой, которая разделяет Поморье и Пруссию, рождается в горах Венгрии и впадает в море возле Гданьска, а с севера вся ограничивается морем. Их обычаи отличались как от христианской религии, так и от всего остального человечества, ибо они были подвержены древним языческим заблуждением: молились всему красивому в небе и на земле, а некие леса почили настолько священными, что не позволяли ни рубить там деревья, ни уносить оттуда старые стволы. Также и дети, исполняя во время похорон своих родителей соответствующие законы, умерщвляют вместе с покойным принадлежавшего родителю лучшего раба, коня, собаку и прочую домашнюю живность. Они также верили, что, умирая, возродятся в другое, гораздо более славное чем сегодняшнее время. Их авгуры также утверждали, что души умерших в первую ночь покоятся в приюте 14; эти и многие другие заблуждения они соблюдали, от которых по божьей воле упомянутыми воинами Христа были отвращены и обращены в [истинную] веру.

Итак, в лето 1233 15 куявский князь Казимир, первенец преждеупомянутого князя Конрада, утвердил сделанный, как известно, по его мольбам преждеупомянутый дар тем братьям и ордену и одобрил его посредством грамот скреплённых его печатью.

В лето Господне 1226 16 родился сын Лешека Болеслав.

В лето Господне 1227 17 краковский князь Лешек был убит поморянами в Гонсаве.

После смерти князя Лешека силезский князь Генрих по прозвищу Бородатый, вопреки воле брата Лешека князя Конрада пришёл и завладел Краковом и начал возводить там замок на Прегине, а Краков со всеми его доходами удержал в свою пользу. По совету епископа и баронов он тщательно обустроил землю, установил законы для удержания человеческой дерзости, истребил злодеев и клеветников, утвердил церковные свободы; в его правление за десять лет польская земля приросла имением.

У преждеупомянутого князя Конрада было двое сыновей: Казимир и Болеслав. Этот Болеслав вёл множество войн в Сандомире и других землях.

После этого силезский и краковский князь Генрих, закончив дни отведённого его плоти пути, счастливо преставился; ему в обоих княжествах – силезском и краковском наследовал его сын Генрих, который вскоре был убит татарами.

В лето Господне 1240 18, когда в Кракове правил Генрих, сын силезского князя Генриха, а на апостольском престоле был Григорий IX, в лето Господне 1241 татары пришли на Русь и всю её опустошили. Затем, придя в Польшу, они её ограбили. Во 2 ферию после иудейского воскресенья в Четыредесятницу люди сандомирского и краковского княжества в Хмельнике учинили самое жестокое сражение с татарами, во время которого татарами было убито великое множество верующих во Христа людей. Поэтому все поляки от великого страха, одни в Венгрию, другие в Силезию, третьи в прочие области устремившись, бежали. А сын Лешека Болеслав вместе со своей матерью отправился к венгерскому королю, чью дочь в лето 1239 он взял в жёны, и потом, убежав в Моравию, он задержался в монастыре цистерцианского ордена; после этой резни татары пришли в Краков и его полностью сожгли. Вроцлавские же горожане, услышав, что приближаются язычники, все бежали из своего города; стражники же замка, придя в город, собрали и отнесли в замок оставленное продовольствие и многие прочие драгоценные вещи, а сам город сожгли.

После же, во вторую ферию после пасхальной октавы, в 5 апрельские иды, татары направились к Легнице, где им с большим войском вышел навстречу сын святой Ядвиги князь Генрих. И началась там, и была сильнейшая битва, в которой [вместе] сражались поляки и крестоносцы. Войско князя показало спину в бегстве, а язычники, победив всех, преследовали самого князя и, схватив его на поле, убили. Одержав эту победу, татары в течении двух недель оставались, грабя, на землях Отмухува, и затем, учинив великую резню, пришли в Моравию, и потом объединились со своими в Венгрии, где оставались в течении года.

После смерти убитого язычниками князя Генриха краковские рыцари себя и краковскую землю передали сыну князя Генриха юному Болеславу. Но мазовецкий князь Конрад, не позволив ему принять власть, собрал большое войско и пришёл в Краков. Болеслав же, не имея возможности ему противиться, осмотрительно ушёл из Кракова, оставив там капитана и свою родню. И когда князь Конрад захотел на них напасть, они заключили мир и передали ему замок Скалы и город Краков, а также и сами признали его власть.

В лето Господне 1246 19 пруссы в великом множестве пришли в Польшу, опустошили землю, а воинов перебили.

В лето Господне 1247 брат Иоанн из ордена братьев миноритов Иннокентием IV был отправлен через Польшу послом в землю и к королю татар. И явившись к нему он смело справил посольство папы, получил ответные письма того короля и доставил их к папе.

В лето Господне 1248 20 сыновья Генриха силезские князья учинили между собой раздел земли, и когда из-за этого начался раздор, их старший брат Болеслав принялся воевать и опустошать [принадлежащую братьям] часть тех земель. [Другой] же брат их Генрих, неожиданно явившись в некое место, схватил его и связанного отправил в Легницу под стражу в башню; впоследствии, по прошествии нескольких месяцев, по совету некоторых людей он вернул ему свободу. Тот же, мстя, принялся жестоко опустошать его землю, сжигать поселения, брать в плен воинов и связав – убивать; его же ярости преждеупомянутый Генрих сильно противился. Болеслав же призвал на помощь тевтонцев из соседних земель, раздал им замковые земли своей страны и прочие владения, а призванному себе в помощь магдебургскому архиепископу передал любушские замок и город.

В лето Господне 1249 краковский епископ святой Станислав папой Иннокентием IV был канонизирован и вписан в каталоги святых.


Комментарии

1. Slavische Bibliothek edd. Miklisich et Fiedler. T. II. p. 141-151.

2. См. SS Rerum Prussicarum I, 681, n. 32.

3. См. в наших анналах т. X, 591.

4. На полях добавлено: в лето Господне 967.

5. На полях добавлено: в лето Господне 975.

6. На полях добавлено: в это время императором был Оттон Второй.

7. Померания?

8. На полях добавлено: в лето Господне 991.

9. Строка испорчена.

10. На полях добавлено: сейчас называется Нижней Польшей.

11. На полях добавлено: ошибка, ибо это имя было у Фридриха Первого.

12. На полях добавлено: 1226.

13. На полях добавлено: описание Пруссии.

14. На полях добавлено: какая вера была у пруссов.

15. На полях добавлено: 1223.

16. На полях добавлено: 1226.

17. На полях добавлено: 1227.

18. На полях добавлено: 1240.

19. На полях добавлено: 1246.

20. На полях добавлено: 1248.

Текст переведен по изданию: Annales Silesiaci compilati. MGH, SS. Bd. XIX. Hannover. 1866

© сетевая версия - Тhietmar. 2012
© перевод с лат., комментарии - Досаев А. С. 2012
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Monumenta Germaniae Historica. 1866