Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

МАГДЕБУРГСКИЕ АННАЛЫ

ANNALES MAGDEBURGENSES

1015 г. 13. aИмператор Генрих, проведя в Вальбеке Вербное Воскресенье 155, связал клятвой [прибывших] к нему из Италии послов и, уйдя оттуда, праздник Пасхи 156 провёл в Мерзебурге; там Болеслав лишился всех даров, которые ему прислал, а равно и его милости, в то время как вызвал его враждебность высокомерным посольством 157.

Сильная буря и удары молний причинили в этом году большой ущерб некоторым частям монастыря Пресвятой Марии на западной горе.

Император, вторично [своей] властью изменил привилегии корвейцев и некоторые старинные обычаи, которыми те обладали в течение 239 лет благодаря пожалованию Людовика Благочестивого, и, отстранив отца монастыря 158, поставил во главе их неизвестного и, возможно, хорошего человека 159, который, как более учёный, должен был исправить заблуждения и научить сбившихся с тропы святого устава [ступать] более осторожно. А те, сильно печалясь из-за этого, вздыхают, что их жизнь, которая служила примером почти всем монахам, обесценилась и призывают друг друга лучше уйти, чем подчиняться такому беззаконию. Так вышло, что, по-видимому, остались весьма немногие, тогда как остальные были удивительным образом увлечены миром, но позднее, надлежащим образом обращённые милостью Божьей, вновь посвятили себя службе Божьей.

Император решил также в этом году отправить к Болеславу посольство ради возвращения областей, которые тот отнял. Но тот по обыкновению дал высокомерный ответ, что он, мол, не только желает удержать своё, но намерен даже разграбить чужое. Император, по праву негодуя по этому поводу, собирается на войну и призывает к оружию тысячи храбрых мужей, с которыми без промедления достигает пределов Польши. В первой схватке ему сопутствует Божье утешение; враги обратились в бегство, а в другом месте пало 900 человек и даже сам Болеслав далеко бежал от его лица. Таким образом король был очень рад, ибо его вассалы уцелели, за исключением одного славного юноши 160, который, будучи не воинствен по [своим] силам, достохвально пал бесстрашной смертью вместе с немногими храбрецами. Император же горевал, что из-за него погибал кто-либо, кому прежде случалось побеждать; по совету своих людей он приказывает войску возвращаться домой. А те, не зная местности, направились через какой-то лес к месту, которое едва вместило такое огромную толпу, ибо его со всех сторон омывало болото и окружало кольцо листвы, но предоставило уставшим краткий отдых. Здесь собрались знать и распущенная молодёжь, похваляясь, что, мол, [добыли] победу собственными силами и тщеславно угрожая отсутствовавшим новым поражением. Ни один не старался превознести в похвалах Бога богов, как подобало, за оказанные благодеяния или излить мольбы о будущих; увы! – за это нам пришлось умыться слезами. Между тем, собравшееся войско было внезапно охвачено воинским страхом, ибо из засад и убежищ появляются враги, помнившие о беззакониях [наших] граждан, и преграждают им отступление где мечами, а где копьями и дротиками. Подымается крик и то, что было радостью, наполняется печалью, в то время как обе стороны ожесточённо сражаются; и вражеская сторона, конечно, отступила бы, если бы этому не помешали наши грехи. В опасности оказалась поклажа некоего Фридриха, и он, в то время как пытался помочь своим людям, пал на глазах у всех, возобновив боль. А граф Геро 161, скорбя о падении умирающего друга, бросается в самую гущу врагов, и то громит их сильной рукой, то топчет громко фыркающим конём. Наконец, устав от непрерывной резни, он первым среди многих испил чашу героической смерти. А остальные, когда увидели, что очутились в трудном положении, застонав, умоляют Бога смилостивиться к ним, ибо уже узрели Его во гневе. Но приговор не мог быть отменён, ибо было твёрдо решено, что они должны умереть ради Христа. a mЦезарь, перебравшись через Одер, наголову разбил противостоящее польское войско, причём из королевского войска никто не был ранен, кроме славного юноши Ходо и ещё двух вассалов. Он вместе с Зигфридом 162, сыном маркграфа Ходо, был обвинён императором в том, что до сих пор был весьма близок Болеславу, но в тот же день мужественно оправдался: далеко оторвавшись от своих, когда он один преследовал бегущих врагов, [Ходо] в результате пущенной стрелы лишился сперва глаза, а затем и самой жизни. Тех же, кто погиб со стороны врага, было 200 человек; они оставили огромную добычу. m

1016 г. 14. nРождество Господне император в радостном настроении провёл в Падерборне, и после этого поставил во главе города Трира Поппо 163, сына маркграфа Леопольда и приора Бамбергской церкви. Когда Эркенбальд 164, архиепископ Майнцский, должен был рукоположить его по приказу цезаря и с разрешения Верденского епископа 165, который был первым по рангу из этой братии, Дитрих, епископ Мецкий, постоянными восклицаниями и смиренными просьбами тщетно пытался этому помешать, говоря, что будет якобы более справедливо, если именно он осуществит это рукоположение. Ибо император не стал его слушать, хотя тот показывал грамоты и грозил отлучением, но велел осуществить помазание.

Выдающийся епископ города Кентербери Дунстан 166 был безвинно убит норманнами, и сделался славным мучеником Христовым. n

aВихман 167, граф западной Саксонии, когда между ним и графом Балдриком 168 [появилась] надежда на восстановление мира, был в результате внушений хитрой, вероломной и жадной супруги 169 последнего коварно убит в пути злодеями, [напавшими на него] из засады, и умер.

В 30-ю луну тучи столкнулись с оглушительным грохотом и вместе с частыми молниями и проливным дождём разрушили множество зданий. a

1017 г. 15. aВ этом году император Генрих с радостью участвовал в праздновании Пасхи 170 в Ингельхайме.

В этом году 22 февраля в обители благочестивых монахов была освящена церковь Пресвятой Приснодевы Марии, и сгорела церковь святого Иоанна Крестителя вместе с одним монахом.

Император двинул войска против Болеслава, но ему помешали невиданная чума и смертность в народе, и он, так и не повоевав, вернулся домой; когда он пришёл, ему тут же сообщают, что Герхард 171 во Франконии, после того как многие были убиты в гражданской войне, возбуждает ещё большее зло. Возмущённый этим, [король] собрался идти туда.

7 ноября произошло лунное затмение. a

oПфальцграф Бернгард 172 разбит параличом. Маркграф Бернгард 173 с большим войском нападает ночью на Магдебург; при этом один безвинный вассал архиепископа был взят в плен, а другой ранен. o

1018 г. 16. pВо времена императора Генриха и архиепископа Геро в городе Магдебурге жили две сестры, из которых первую звали Альфреда, а вторую Ирмгарда; обе, весьма достохвального образа жизни, жили не вместе с прочими монашками, но отдельно в церкви, которая называлась Ротунда, и оказывали Христу и Его возлюбленной родительнице усердное послушание. Младшая, потеряв зрение, [наслаждалась] вечным блеском внутреннего ока, а малое время спустя, 8 февраля, отошла в постоянно желаемое отечество. Её родная сестра была поддержана их кузиной Фритеруной, но, угасая от постоянной скорби из-за потери сестры и непрерывных болезней, она пережила [сестру] не более, чем на четырнадцать недель и три дня. За день до того, как уплатить долг плоти, она, впав в беспамятство, очутилась пред Ликом Пресвятой Богородицы, где заслужила, что архиепископы Тагино и Вальтард, а также достопочтенный епископ Эйд, блиставшие великой славой, оказали ей милость. Она также узнала там тёток архиепископа Геро – Мирисвинду, Эмнильду и Эддилу, которые, оставив аббатство, из любви Христовой затворились близ монастыря учителя язычников, святого Павла, в Риме, и ещё одну тётку, которую звали Одда, и все они пели следующий псалом: «Буду угоден Господу, и т.д.» 174. Между тем, всем присутствующим казалось, будто она уже умерла. Наконец, очнувшись и раскрыв глаза, она открыла всем [своё] видение: «До сих пор, – говорит, – я охотно пребывала [с вами], но теперь, увидев куда более прекрасных людей, мне досадно долее оставаться в этом убогом жилище. Ибо я истинно знаю, что завтра покину вас и займу предназначенное мне по милости Божьей место». Так и вышло. Ибо 22 мая 175 её блаженная душа отошла к Господу. Поверьте мне, братья во Христе, всё это – чистая правда и будьте уверены – эти помощницы весьма полезны для церкви.

Была видна комета, которая поведала землям Галлии о горести страшного опустошения со стороны Дитриха 176, а несчастному миру, сверх того, о чуме и смертности. От этой напасти умер Балдрик 177, епископ Льежский; ему наследовал знаменитый Вальбод 178. Умер Титдаг 179, епископ Пражский; ему наследовал Эккехард 180, аббат Ниенбургский; вместо последнего императором был поставлен Хердигг.

Рождество Господне император праздновал в Падерборне, а время 40-дневного поста провёл в Госларе. Оттуда он, отправившись в Вальбек в сопровождении императрицы и своей достопочтенной кузины Адельгейды, вместе с епископами, собравшимся людом обоего пола и челядью Божьей обоего пола, старательно и поочерёдно воздававшей похвалы Господу, торжественно отпраздновал в городе Кведлинбурге Вербное Воскресенье 181; затем он прибыл в Мерзебург, чтобы провести [там] праздник Пасхи 182; бесчестные поступки многих людей, став известными, были наказаны достойной карой.

Болеслав подчинил себе Русь при помощи деятельных саксов.

1 января архиепископ Геро по приказу императора принял маркграфа Бернгарда 183, с босыми ногами обещавшего исправление, и, сняв с него многочисленные, наложенные им отлучения, ввёл в церковь.

Цезарь, уйдя из Пёльде, с надлежащими почестями провёл в Альштедте Богоявление Господне. В эту святую ночь граф Фридрих 184, верный Христу, умер в своём городе под названием Айленбург. Поскольку был он человеком умным и понимал, что конец его земной жизни уже близок, то отдал названный город сыну своего брата, которого звали Дитрих 185, с тем условием, чтобы с его одобрения, ибо он был его наследником и иначе этого законным образом нельзя было сделать, ему было позволено передать трём его дочерям все поместья, которые оставались. Тот же Дитрих получил в качестве императорского пожалования его графство и власть над округом Сиусули 186. Итак, после того как два архиепископа, а именно, Эркенбальд Майнцский и Геро Магдебургский, а также Арнульф, епископ Хальберштадтский, с двумя графами, а именно, Зигфридом и Бернгардом, и очень многими другими пришли, разгневанные пренебрежением, что [выказал им] обманувший их Болеслав, они возбуждают душу императора очевидными доводами. Там тогда ведутся речи о будущем походе, и каждого верного увещевают готовиться к нему; и август строго запрещает каждому из нас отправлять послов к врагу государства и принимать их. Затем император, уйдя из Мерзебурга, прибыл в Магдебург, где был с блеском принят. А на следующий день, то есть в воскресенье, когда настал 70-дневный пост, он отказался от мяса, и в понедельник архиепископ освятил в присутствии короля северную часовню. На кафедре же святого Петра император вместе с королевой был почтён архиепископом Геро великими дарами. А на следующий день отправившись оттуда дальше, они прибыли в Хальберштадт. Между тем, на горе блаженнейшего Иоанна Крестителя 187, которая соседствует с Магдебургом, в ночь на воскресенье 21 июля случилось весьма горестное событие. Так, в спальне достопочтенной братии некий горящий светильник разгорелся сильнее обычного и, охватив ближайшие места, пожрал их ненасытным пламенем, тогда как спящие – о ужас! – слишком поздно это заметили. И хотя все уже избежали такой опасности, они всё же потеряли одного из своих, внезапно вернувшегося, чтобы спасти священническое облачение, и исповедовавшегося в грехах посреди огня. Звали его Гемуцо. Затем монастырь, самым пристойным образом отделанный за восемь лет аббатом того места Зигфридом, сгорел, внушив всем величайший страх. Широко раскинувшийся огонь уничтожил всё же две часовни вместе с рефекторием и прочими прилегающими к нему мастерскими. Далее братия, всеми силами собрав поутру остатки сгоревшего тела, погребла их рядом с его предшественниками. Итак, их бывшему в отсутствии аббату через вестника дали знать об этом горестном событии. p Узнав о нём, достопочтенный аббат приписал это собственным прегрешениям и, так как в настоящее время не мог ничего исправить, перенёс с достойным челом, говоря: «Господь дал, Господь и взял, как Господу угодно, так и случилось; да будет имя Господне свято!». Итак, во всех этих своих бедствиях терпящий [невзгоды] отец ни в чём не погрешил своими устами и не произнёс против Бога никакой глупости.

1019 г. 18. rЦезарь, отправившись из Бамберга дальше, через Вюрцбург прибыл во Франкфурт, где по королевскому обычаю провёл Рождество Господне. Но, чтобы древности этого названия не была скрыта от тебя, о мудрый читатель, мы поведаем это твоему разумению так, как сами слышали от правдивых мужей. Когда царствовал император Карл Великий, сын короля Пипина, между его людьми и нашими произошла война, в ходе которой франки были побеждены в битве нашей доблестной молодёжью; когда они, рассеявшись и не зная надёжного пути, вынуждены были переходить через реку Майн, то, следуя за ланью, которая шла впереди и по милости Божьей как бы указывала им путь, радостные, овладели безопасностью желанного берега; из-за этого данное место и называется «франкский брод» (Франкфурт). r

Благочестивой памяти Титмар 188, епископ Мерзебургский, отошёл ко Христу; ему наследовал Бруно 189.

1020 г. 19. aВ этом году зима была холоднее обычного и настолько суровая, что очень многие умерли, убитые самой силой холода; за ней также последовала неслыханная прежде пагуба и смертность, которая опустошила почти весь круг земной внезапной погибелью и во мгновение ока 190 неожиданно уносила здоровых и вполне уверенных в своём благополучии людей, веселившихся во время пиров.

Господин папа Бенедикт 191 вместе с императором Генрихом, как говорят, почтил в Бамберге подобающей службой и вечерю Господню, и самый праздник Пасхи 192; там по надлежащему императору и вельможам обычаю он был почтительно одарен разнообразным множеством богатств, и богатый и здоровый вновь посетил госпожу мира – Рим.

Затем 18 июля, в понедельник, в 23-ю луну, в начале третьего часа дня и до шестого часа вокруг солнца появился большой круг цвета радуги, который двумя поясами охватывали наподобие креста четыре других более светлых круга; но, когда три [из них] всё же рассеялись, два, то есть центральный и северный, оставались очень долго.

Между тем, с жителями северного края приключилось, как говорят, удивительное и неслыханное в прежние времена событие. Ибо реки Эльба и Везер, не только вышедшие из своих берегов благодаря необычайной мощи наводнения, но, более того, вырванные с самого дна уж не знаю какой огромной силой ветра, затопили города, деревни и все пределы широко раскинувшихся вокруг земель, поднявшись даже выше холмов и гор, которые природа укрепила высотой более прочих, и, что печальнее и невероятнее всего услышанного, целые селения, не нарушив связи построек, перенесли с одного берега на другой вместе с жившими там людьми и поставили в том же положении, что и прежде. Посреди этого, как рассказывают, тем же порывом, что и прочие, была с корнем вырвана с прежнего места и перенесена на другое одна церковь, надлежащим образом освящённая за счёт богатых пожертвований стекавшихся туда верующих. Видели также, что названные выше реки, Везер и Эльба, в течение трёх дней и ночей вопреки природе пылали на поверхности огнедышащими испарениями. Что мне сказать о телах умерших? Огромное их количество, с трудом поддающееся всякому человеческому исчислению, были собрано в многочисленные, подобные насыпям, кучи; в то время как наводнение стало убывать и благочестивое рвение некоторых людей постаралось предать их должному погребению, обнаружилось, что они были так сцеплены столькими и столь тугими покровами из змей, червей и прочих такого рода гадов, что боязливые люди не могли найти никакой возможности их распутать ни железом, ни каким-либо орудием иного рода. Но о том, что было, есть и будет, мы оставляем судить тому, кто предсказал это будущее уныние народов из-за того, что море восшумит и возмутится 193. a

1021 г. 20. aИмператор, воздавая за дарованную ему свыше победу хвалу Богу, Господу богов, спешит в Саксонию, намереваясь провести в Вальбеке Вербное Воскресенье 194, а в Мерзебурге с должным благоговением отпраздновать праздник Пасхи 195. В пути он узнал, что достопочтенный архиепископ Хериберт 196 принял блаженную кончину, о чём ему поведал скороход. Итак, сколь усерден был этот благочестивой памяти епископ в молитве, сколь энергичен в бдениях, активен в заботе о бедных и старателен во всякой церковной службе, поскольку человеческого красноречие не в состоянии это выразить, свидетельствуют чудеса, сотворённые Богом на его могиле. А император-август, когда был пройден начатый путь, и все, так сказать, первые лица Европы съехались к нему, и посланцы от разных народов со всех сторон спешили к его императорской ласке, с исключительным блеском отпраздновал святейшую радость Воскресения Господнего, в то время как уже весь мир радовался вместе с ним. Итак, когда всё это было прилично исполнено, император отправился в Магдебург, где самым блестящим образом провёл святые дни Троицы 197 у Геро, славнейшего архиепископа этого города, с не меньшим стремлением к радостям и достойным почтением. Отправившись оттуда в королевское поместье под названием Альштедт, он провёл там съезд при стечении всего сената и народа и счастливо провёл среди городов этой провинции весь этот год, с чарующей кротостью лаская благочестивых, с пугающей суровостью устрашая виновных и со всем усердием укрепляя отечество. a

Эккехард, некий монах в монастыре блаженнейшего Иоанна Крестителя, был поражён параличом и потерял речь.

sГраф Отто 198, смиренно придя к особе императора, под тройной присягой отрёкся от своей жены, с которой сочетался непозволительным образом. s

1022 г. 21. aИмператор, переходя с места на место, первым делом привёл боевые отряды к стенам весьма укреплённого города, а именно, Трои 199, жители которого, как он узнал из послания провинциалов, восстали против королевской власти. Пусть в результате длительной осады и многих потов его людей, но всё равно славнейшим образом, по обычаю дедов и прадедов, королей, одолев его, он велел либо предавать смерти его жителей, либо брать в плен, и радовался, когда впоследствии его власти с Божьей помощью были подчинены те, которые, как он сокрушался, упорно противились ему прежде. Однако, не возгордившись от этих успехов, он, будучи наделён милосердием Божьим, приписав эту победу не своим, но Божьим силам, поспешил к высотам римского престола; пробыв там некоторое время, он, после того как вельможи этого королевства вновь купили у него мир и расположение, быстрым маршем преодолел снежные вершины Альп, после чего последовала такая смертность, что её с трудом или вообще невозможно изобразить ни живым словом, ни с помощью пера. Избежав её, то есть заразы, император-август, охраняемый небом, но сопровождаемый лишь небольшим количеством воинов, не считая тех, кого ему посылала навстречу мать Европа, добрался до германских пределов и, когда отовсюду съехались епископы из разных земель, провёл в западных землях большое соборное собрание. Итак, совершив это, как того требовали время и обстоятельства, он добрался до места под названием Гроне 200, где в королевском присутствии между двумя епископами, а именно, между Геро и Арнульфом, возникла безбожная и достойная проклятия во все века ссора; я потому говорю безбожная, что она была опасна, ибо намеревалась не испытать, но, как я опасаюсь, погубить их, и продолжалась в ожидании гибели обоих. a

1023 г. 22. aИмператор Генрих, надлежащим образом проведя белые дни и праздник Пасхи 201 в Мерзебурге, куда отовсюду толпами стекались князья, и, что казалось редким, а то и совершенно неслыханным, угодил тройным освящением одного и того же храма.

Геро, архиепископ Магдебургский, удручённый многими горестями, 22 октября скончался, умерев для мира, но живя во Христе. a По совету своих верных он переделал странноприимный дом, который Оттон I построил в поместье под названием Ротардесдорф 202, и, создав внутри города монастырь в честь Пресвятой Богородицы Марии, пожаловал этой церкви те имения, с которых ранее воинам Христовым, а именно, нуждающимся, выдавалось необходимое, вместе с другими имуществами, приобретёнными за его собственный счёт, и учредил там приорство. Он, кроме того, построил и освятил другую церковь в честь блаженного евангелиста Иоанна, а каноникам, служащим там Богу, выделил из своей собственности столько, сколько им было нужно на пищу и одежду, и вместе с этими церквями почётным образом возвысил статус места. Он, кроме того, довёл до конца городские стены, которые благочестивый император Оттон оставил незавершёнными, а также обновил собор святого Маврикия за счёт различных украшений и епархиальных построек, и всё в своём диоцезе как снаружи, так и внутри отстроил в лучшем виде. Скончался же он в поместье под названием Ваддарот 203 в Хальберштадтском приходе, оставив потомкам множество памятников своего трудолюбия.

aАрнульф, епископ Хальберштадта, верный служитель Христов, наделённый божественной мудростью и богато одарённый человеческой учёностью, которого следует оплакивать все века напролёт, обрёл место в небесном дворце 204. a При поддержке Божьей милости он приобрёл для святого Стефана 1200 мансов и многое другое в мельницах, угодьях, лугах, лесах, в соляных ямах, в паллиях, в священнических облачениях, относящимся ко всякому чину, существенно умножил. Доску верхнего алтаря он украсил чистым золотом и драгоценными камнями. Золотое кадило, золотой ларец для ладана и большой золотой кубок с чашей и различными видами украшений он также пожаловал святому Стефану.

1024 г. 23. aРождество Господне император провёл в Бамберге. Там собрались толпы людей, оставшихся без пастырей, ибо все находились в ожидании, чьему попечению они будут поручены императорской властью. Итак, обсудив решение о назначениях с теми, кого он считал наиболее влиятельными, [император] поставил вместо Геро, архиепископа Магдебургского, Хунфрида 205, который был взят из Вюрцбургского хора. В тот же день Брантог 206, аббат Фульденский, был назначен преемником епископа Арнульфа. Страдая от различных болей, цезарь сделал в этом месте 207 длительную остановку из-за частых недомоганий и, как только вновь восстановил силы, решил спешным маршем идти в Магдебург. Наконец, после длительных размышлений он, [преодолев трудности] тяжёлого пути, торжественно отпраздновал Вербное Воскресенье 208 в месте, что зовётся Альштедт. А день примирения и вечерю Господню он, удалив от себя собравшуюся толпу, в сопровождении немногих, так как ему сильно нездоровилось, провёл в Ниенбурге. В Святую Субботу он, созвав собрание всего сената, в сопровождении своей супруги Кунигунды прибыл в Магдебург, где был принят с большим почётом. Он также с торжественными почестями провёл радость Воскресения Господнего 209, а затем, щедро одаренный епископом этого города разнообразием золота и шелков, прибыл в Хальберштадт. Тем не менее, оттуда он отправился в Гослар и провёл там несколько дней, после чего спешит в некое место под названием Гроне, где был поражён сильным недугом и, испив чашу горькой смерти, испустил дух жизни 210. Затем, под жалобные стенания он был перенесён в Бамбергский замок, согласно тому, что он сам решил, и со скорбью предан матери земле. Когда же в скором времени состоялось заседание всего сената, князь Конрад 211 был избран в короли и, помазанный архиепископом Майнцским Арибо 212, коронован. a

cВозведённый на королевский престол, он по совету Бруно 213, епископа Аугсбургского, брата императора Генриха, который, как было сказано, всегда завидовал его успешным деяниям, задумал ликвидировать Бамбергское епископство, ибо этот епископ Бруно обещал королеве Гизеле 214 передать её сыну Генриху 215 все принадлежавшие ему по наследственному праву имения. Итак, было назначено место и время собрания, на котором это дело должно было быть окончательно решено. И вот, в ночь накануне того дня, когда следовало обсудить все эти вопросы, Эберхард, епископ Бамбергский, тайно вошёл в шатёр названного Бруно и, сев у его постели, долгое время взволнованно беседовал с ним по этому поводу, увещевая, заклиная и внушая в душе память о брате. После того как прошла уже значительная часть ночи, он удалился, а епископу, обеспокоенному услышанным, приснился страшный сон; ему привиделось, будто его брат, император Генрих, стоит возле его ложа и устремляет к нему своё лицо, обезображенное из-за выщипанной с одной стороны бороды. Когда он, удивлённый по поводу этого, спросил, кто осмелился совершить против него столь безрассудную дерзость, тот ответил. «Это сделал ты, который решил ограбить меня и святых Божьих, которых я наделил пожалованным мне Господом имуществом. Остерегись впредь от этого безрассудства, чтобы не искупить начатое великим несчастьем». Проснувшись, он был немало напуган этим видением и поражён сильной дрожью в членах. Когда же настало утро и он, долго ожидаемый, не явился на собрание знати, королева, беспокоясь за сына, отправила гонцов и настойчиво и смиренно просила, чтобы он пришёл и исполнил обещанное. Но он заявил, что поражён такой болезнью, что не может ни встать с постели, ни самостоятельно передвигаться. Когда же его просили позволить отнести себя на собрание в постели, чтобы хотя бы таким образом исполнить [его] намерение, он наотрез отказался и заявил, что погрешил против Бога, его святых и своего брата. Так милость Божья заслугами своего раба, дабы не обманулся он в надежде, которую на неё возлагал, обуздала все уловки этого гнусного заговора, и то, что было им прекрасно начато, с тех пор постоянно изменялось к лучшему. c

1025 год Господень, и первый Конрада. tПервый год своего счастья король Конрад начал на Рождество Господнего в Миндене, а Богоявление 216 провёл по королевскому обычаю в городе Падерборне. Оттуда он после Богоявления пришёл в Хильдесхайм, где названный архиепископ Арибо, который при жизни императора Генриха молчал в течение двух лет, найдя удобный случай, начал беспокоить святого Годехарда 217 по поводу Гандерсхайма, но новый король по совету знати расстроил его замыслы. t

aБолеслав, князь Польши, узнав о смерти императора Генриха, обрадовался до [глубины] души и преисполнился ядом гордыни настолько, что безрассудно принял помазание и возложил на себя корону. После него Мешко 218, его старший по рождению сын, кичась не меньшей гордыней, разлил яд высокомерия вширь и вдаль.

Удивительное и весьма странное для наших времён событие произошло 4 февраля. Так, солнце, влекомое четырьмя квадригами, в то время как удивительной яркостью своего сияния заполнило центральную часть неба, казалось, внезапно засияло под тройной фигурой. Это удивительное знамение, как известно, подтвердилось последующим ходом событий.

В этом году царил голод и многие места погибли в результате пожара. a

Умер Марквард, пятый аббат святого Иоанна Крестителя; ему наследовал Бруно, брат благочестивого аббата Зигфрида.

1026 г. 2. tРождество Господне король праздновал в Льеже, и поставил королём своего сына Генриха; t uон также при посредничестве Унвана, архиепископа Бременского, сосватал ему в жёны дочь 219 Кнута, короля Дании, и передал последнему в феод дружбы город Шлезвиг с маркой, что расположена по ту сторону Эйдера, и [Шлезвиг] с того времени стал владением королей Дании. u

tВ этом же году упомянутый архиепископ Арибо созвал на рождество святого апостола Матфея 220 в Зелигенштадте генеральное совещание двенадцати епископов, на котором публично сцепился с епископом Хильдесхайма 221 по поводу названной Гандерсхаймской области; но единодушное решение братьев перенёсло это дело на будущий год. t

Умер Рикдаг, второй аббат святого Иоанна Крестителя, который был смещён архиепископом Тагино и впоследствии возглавлял Люнебургское аббатство.

1027 г. 3. tПраздник Рождества Господнего король начал в Иврее, оттуда направился к могилам апостолов, во вторник перед вечерей Господней благополучно вступил в Рим и в Святейшее Воскресенье 222 получил от блаженного наместника апостолов Иоанна 223 императорскую корону. Уйдя оттуда в ближайшее воскресенье, он, властно обойдя отовсюду этот край, в мире вернулся на родину, и рождество блаженнейшего Иоанна Крестителя 224 по-королевски отпраздновал в Регенсбурге; там, после того как Генрих, герцог Баварский 225, умер в доброй старости, он по выбору князей передал это герцогство своему сыну Генриху.

В этом же году названный Арибо провёл в Майнце под председательством императора и при участии 23 епископов соборное совещание, на котором опять по своему обыкновению беспокоил блаженного Годехарда по поводу часто возбуждаемого ранее дела. Там епископ, наконец, милостью высшей истины, которая есть Бог, канонически сохранил юрисдикцию своего епископства над всей территорией Гандерсхайма благодаря свидетельству семи епископов, которые и слышали, и видели договор по поводу Гандерсхайма. t

1028 г. 3. tРождество Господне король праздновал в Льеже, а Пасху 226 торжественно провёл в Ахене; там его сын Генрих по выбору духовенства и народа почтительно принял от архиепископа Пильгрима 227 корону и королевский титул. В этом году часто называемый Арибо вновь созвал в Гейследене 228 свой собор, на который через послов и письменно вызвал блаженного Годехарда, чтобы [опять] его потревожить, но тот, отказавшись туда идти, выслал ему навстречу достопочтенного мужа Тадило, декана своей церкви, с братьями, и тот, почтительно поприветствовав его от лица своего сеньора, напомнил о решении предыдущего собора, а с другой стороны, произведя сравнение многочисленных мнений, при помощи епископов отговорил от повторения подобного. t

1029 г. 4. tКогда император на Рождество Господне находился в Пёльде, названный архиепископ Арибо, созвав там собор, в присутствии короля возбудил древнюю тяжбу против блаженного Годехарда; но после многочисленных и разнообразных прений он, наконец, угомонился, с трудом убеждённый епископами. t

Император Конрад напал с войском на Стефана 229, короля Паннонии, и вторгся в этот край трудным и опасным путём. Он также решил в этом году вести многочисленные отряды в Польшу. Императрица же, возвратившись, ожидала исхода событий в Мерзебурге. Итак, король с войском был одурачен и сильно раздражён из-за лесов, бездорожья, болот, пустынных и опасных мест, и не добрался туда, куда хотел, но осадил по совету некоторых Будишин 230, некий город, не послушный его власти. Многие пали возле него с обеих сторон. Итак, видя, что не может одолеть противников, цезарь отложил это на следующий год, а сам вернулся в пределы Саксонии.

1030 г. 5. Рождество Господне император праздновал в Падерборне и по прошествии праздничных дней, решил идти за Рейн. 26 января произошло горестное и удивительное для всех верующих во Христа событие. Мешко, князь Польши, который вопреки Римской империи присвоил себе королевский титул, лжехристианин, убийца, тиран, узнал о смерти маркграфа Титмара 231 и, тайно взяв приспешников дьявола, двинул войско язычников против святой церкви. Ведь он опустошил грабежами и убийствами сто селений между Эльбой и Заале, 9065 христианских мужчин и женщин этот несчастный достойным сожаления образом увёл в плен, также схватил, словно презренного раба, достойнейшего Лиуцо 232, епископа Бранденбургского, не пощадил священных алтарей, но всё запятнал убийством и кровью, и вооружённой рукой присвоил себе также знатных дам. И лишь одно облегчение было в этих несчастьях, а именно, дорогая и желанная смерть. Ибо достойных и беременных женщин он разил суровой рукой, мечами и копьями язычников. Между тем, граф Дитрих 233, нагрянув с сильным отрядом рыцарей, одних убил, а других обратил в бегство. Вот таков был король Мешко, такова отвратительная простота его путей, таковы достойные осуждения чистота и невинность, такова справедливость, такова его притворнейшая христианская вера. Ведь если ты король, то почему грабитель? если смиренный, то почему отворачиваешься? если верующий, то почему отступник и тиран? Что тебе, кровавое чудовище, в королевском убранстве в виде короны и позолоченного копья? Что общего у Христа с Велиалом? Какое безумие терзает тебя, о надменный, что ты безрассудно ведёшь войска в царство римской доблести? Насколько это опасно для тебя, ты слишком поздно узнаешь, когда твои робкие подданные, вооружённые в большом количестве, как и подобает, будут разгромлены нашими, знающими войну и, более того, ведущими её людьми.

1031 г. 6. vРождество Господне император Конрад праздновал в Падерборне, а Пасху 234 – в Нимвегене. В этом году император и его сын Генрих, герцог Баварии, и Стефан, король Венгрии, заключили между собой клятвенный мир. v

tАрибо, благочестивой памяти архиепископ Майнцский, в то время как цезарь, как было сказано, отмечал в Падерборне праздник Рождества Господнего, в этот святой день, произнеся посреди мессы проповедь, просил у императора и братьев разрешения отправиться в Рим, вместе с тем умоляя, чтобы духовенство и народ добились для него милости у Бога. Таким образом, отправившись после очищения Пресвятой Богородицы Марии 235 в путь, он прибыл в Рим. Уйдя оттуда через несколько дней, он 13 апреля вступил на путь всякой плоти, в 11-й год своего пребывания в должности; ему наследовал Бардо 236, аббат Херсфельда, смиренный и праведный муж; он в скором времени благополучно достиг по милости Божьей вершин высочайшего совершенства, и за приятное пение проповеди был прозван Бардо Златоуст. t

vИмператор Конрад с малым войском саксов осенней порой вторгся в землю славян и заставил Мешко, который долго ему сопротивлялся, вернуть область Лаузиц с несколькими городами и добычей, которая была собрана в прошлые годы в пределах Саксонии, и заключить клятвенный мир. Всего через месяц после этого Мешко подвергся внезапному нападению со стороны своего брата 237 и был вынужден бежать к Ульриху 238 в Чехию. v

1032 г. 7. vРождество Господне император с блеском провёл в Госларе. В этом году брат Мешко 239 из-за чудовищной жестокости своей тирании был убит своими людьми в результате происков своих братьев. Мешко же вернулся домой; поняв, что всё, что он претерпел по Божьему приговору, заслуженно приключилось с ним из-за его чрезмерного высокомерия, которое он проявлял прежде, он отправил к императору послов и просил его о времени, когда он мог бы явиться и дать достойное удовлетворение. Когда же цезарь согласился, он пришёл в Мерзебург и, забыв о короне и всём королевском убранстве, смиренно отдал себя 7 июля во власть императора. Император принял его милостивее, чем он того ожидал, и разделил королевство, которым тот прежде владел самовластно, между ним и его двоюродным братом Дитрихом. Ульрих же, вызванный тем же королевским приказом, отказался явиться; впоследствии император, когда тот, наконец, пришёл к нему, уличил его на основании истинных доводов и отправил в ссылку. v

1033 г. 8. vРождество Господне император провёл в Падерборне, а Пасху 240 – в Нимвегене. В летнее время он вторгся в Бургундию, встретил там сопротивлявшегося ему Одо 241, который непозволительным образом присвоил себе этот край, и, приняв от него клятву касательно мира и заложников, с миром вернулся домой. В этом же году у крепости Вербен был убит граф Лиутгер вместе с 42 другими, и много зла происходило там в течение нескольких лет в убийствах, поджогах и грабежах.

3 марта умерла благочестивой памяти императрица Кунигунда.

Солнечное затмение случилось 29 июня, в 6-м часу. v

1034 г. 9. vРождество Господне император праздновал в Миндене, а Пасху 242 – в Регенсбурге. Там Ульрих, князь Чехии, при поддержке королевы, а также вельмож возвратился из ссылки и получил половину своего княжества, в то время как другую часть удержал его брат Яромир 243. Мейнхард 244, епископ Вюрцбурга, отошёл к Господу; ему наследовал Бруно 245, двоюродный брат императора. Мешко, князь Польши, погиб внезапной смертью 246, и христианство, славно начатое там его предками и ещё более укреплённое им самим, – о ужас! – к несчастью, погибло. Также названный князь Ульрих ослепил после возвращения брата, изгнал сына и, вновь нарушив клятвы, по своему обыкновению упорствовал в неверности и, наконец, погиб, подавившись едой и питьём. v Его сын Казимир 247, изгнанный поляками из провинции вместе со своей матерью 248, долго жил изгнанником в Саксонии. Ибо его мать была сестрой архиепископа Кёльнского 249. Между тем, Польша была сильно разорена соседними народами и, в особенности, чехами, а мощи святого Адальберта и святых Бенедикта и Иоанна вместе с прочими были вывезены из этой провинции.

1035 г. 9. vРождество Господне император праздновал в Госларе, Пасху 250 – в Падерборне, Вознесение 251 – в Зелигенштадте, а Троицу 252 – в Бамберге, откуда велел объявить о своём походе против лютичей. Граф Отто фон Швейнфурт 253 был обручён с дочерью 254 Болеслава, польского князя. Император с сильнейшим войском вторгся в землю лютичей и опустошил её вдоль и поперёк пожарами и разорениями. v

Умер Гебхард 255, епископ Регенсбурга; вместо него поставлен также Гебхард 256.

1036 г. 10. vРождество Господне император праздновал в Страсбурге, а очищение блаженнейшей Богородицы Марии 257 – в Аугсбурге, где провёл имперский съезд, на котором назначил своего двоюродного брата Конрада 258 герцогом Каринтии, ибо в прошлом году изгнал из этого герцогства Адальберона 259, виновного в государственной измене. В это же время Адальберон убил графа Вильгельма, и таким образом под защиту своего замка. Архиепископ святой Кёльнской церкви Пильгрим, весьма деятельный во всех – и светских, и духовных делах, отошёл к Господу, и на его место вступил Герман 260, благороднейшего таланта юноша. Зигберт, епископ Минденский, предал дух в руки Господа, чтобы жить вечно 261, и это епископство при общем ликовании всех людей с блеском получил неофит знатного рода Бруно 262, имперский капеллан. Брантог, епископ Хальберштадтский, умер в Господе, и ему на смену был поставлен Бурхард 263, королевский капеллан. v Он 264 построил в Хальберштадте два приорства – одно в честь святого Иоанна Крестителя, а второе – в [честь] блаженного евангелиста Иоанна и святого епископа и мученика Бонифация.

1037 г. 11. vРождество Господне император праздновал в Вероне, а королева эти же дни вместе с сыном, королём Генрихом, и невесткой провела в Регенсбурге. В это же время был посвящён Бурхард, епископ Хальберштадтский. v

Итак, цезарь, перейдя через Альпы, провёл со знатью этого королевства съезд 265 об улучшении государственных дел. Случилось также, что епископ Миланский 266, который принимал участие в этом собрании, был отмечен императором в неверности и обвинён местными жителями во многом [другом]. Когда император стал убеждать его исправить подобное, тот сперва удалился, а затем, вернувшись, преисполненный духом высокомерия, дерзко заявил, что если он что-то и нашёл в собственности церкви святого Амвросия или каким-то образом приобрёл, то, пока жив, всегда будет прочно этим владеть и ни грамма не отдаст по чьему-либо приказу или просьбе. В ответ же на увещевания вельмож, чтобы он сделал исключения для одной только особы цезаря, он вновь упорно повторил названную речь. Итак, император в гневе, по совету сената распорядился вернуть незаконно присвоенное и, схватив его, передал под стражу Аквилейскому патриарху Поппо 267. Но, поскольку тот держал его мягче, чем следовало, он через несколько дней спасся бегством благодаря хитрости одного своего монаха, которому из жалости только и было позволено жить вместе с ним. Таким образом он вернулся в Милан и, укрепив город, который, правда, и так имел достаточно башен и укреплений, весь этот год [совершал] безрассудные выходки, оставаясь презирающим законы. Затем, когда с ним сговорились три епископа 268, он, тайно отправив послов, входит в соглашение с Одо 269, тираном Бургундии, о том, каким образом ему, убив августа, при поддержке его и его людей войти в Римскую империю. Тот, охотно выслушав это и ввиду ненасытной жадности с готовностью приняв его план, [тем самым] явно ускоряя [свою] гибель, назначает день и место, где должны собраться послы их всех, чтобы присягой скрепить между собой заговор этого святотатственного безрассудства. Что и было сделано. Но, как сказал некий мудрец, нет мудрости против Бога. Ибо тёща 270 Германа, герцога Швабии, разузнала о собрании послов и, отправив вассалов, схватила их всех и, когда те сказали правду, переправила их императору, когда тот заседал в имперском собрании в присутствии трёх вышеназванных епископов. Август же вместе с верными Христу, воздав достойную благодарность Богу, который открыл тайное, по решению сената отправил названных епископов под арест по ту сторону Альп; так был подавлен этот заговор. Также часто называемый епископ Миланский 271, поскольку не нашёл себе достойного конца в прежнем ухищрении, попытался погибнуть другим путём, в то время как Божий приговор гнал его вперёд. Ибо он, возгордившись сердцем перед падением, решил напасть на Ахенский дворец и похвалялся, что будет там на Рождество Господне. Таким образом всего за месяц до этого праздника он осадил город императора под названием Бера 272, свирепствуя всюду и грабя, но был окружён там герцогом Гоцело 273 и его сыном, и бесславно пал, убитый среди простолюдинов.

1038 г. 12. Рождество Господне император праздновал в Парме, и там, поскольку граждане этого города возмутились против императорского величества, их знаменитый и славный город был до основания разрушен в ходе грабежа и пожара вместе с несметным множеством [жителей]. А названный Миланский епископ, до сих пор упорствуя в начатом прегрешении, поскольку его не удавалось ни устрашить угрозами, ни склонить к покаянию и даче удовлетворения милостивыми обещаниями, которые был даны ему ввиду подобающего сочувствия как господином папой 274, так и прочими епископами, господин папа с общего согласия епископов поразил его наложением анафемы, и его на престоле сменил Амвросий, благородный муж, так что тот находился внутри городских стен, а этот снаружи, по мере сил укрепляя своё положение.

vСвятой памяти Годехард, епископ Хильдесхаймский, отошёл к Господу; ему наследовал Титмар 275, королевский капеллан. Также благородная королева Кунигунда 276 уплатила в этом году долг плоти. v

1039 г. 13. vРождество Господне император самым подобающим образом праздновал в Госларе, приняв нижайшие поздравления от князей. v В праздничный день, в то время как ожидали, как он в королевском убранстве выйдет к мессе, все очевидцы, – жутко и сказать! – с третьего часа и до шестого со страхом и удивлением наблюдали необычайное и страшное столкновение туч. vТакже август прибыл ради празднования Святой Троицы 277 в Утрехт, где первый день провёл с величайшей радостью. Но на следующий день, то есть в понедельник, в шестом часу 4 июня, он, сев за стол, чтобы подкрепиться, был поражён внезапной слабостью и, едва успев сделать исповедь, к несчастью, испустил дух. После него Генрих, его сын, по всеобщему выбору был возведён на отцовский трон. v

1040 год Господень, и первый Генриха III. vНовый король Генрих, отпраздновав в Аугсбурге Воплощение Господне и очищение Пресвятой Богородицы Марии 278 и пожив там какое-то время, провёл с альпийскими князьями съезд об укреплении государства; v уладив всё по своей воле, он возвратился во Франконию и во время 40-дневного поста находился на Рейне. Архиепископ Миланский, придя и дав удовлетворение за всё своё соперничество, которое совершал против цезаря, при посредничестве князей вернул королевскую милость и, вновь под присягой подтвердив, что будет сохранять мир, вернулся на родину. Король же праздновал Вознесение Господне 279 в Нимвегене, а Троицу 280 – в Льеже; затем, собрав войско, он предпринял поход в чешскую землю. Когда [его] свита двинулась оттуда в эту страну, и маркграф Отто 281 с баварами вторгся ради разведки через лесистые и непроходимые [места], некоторые, высланные со стороны короля, безрассудно пошли вперёд, надеясь действовать храбро и захватить некую засеку в лесу; там они были окружены выскочившими из засады стрелками, и граф Вернер, примицерий и знаменосец короля, вместе с несколькими вассалами и граф Рейнхард с самыми отборными из челяди святого Бонифация 282 – ужас! – пали в кровавой сече. А на следующий день люди из отряда Отто, который проходил мимо, атаковали эту самую засеку с другой стороны, и были перебиты со многими баварскими рыцарями. Саксы же собрались во главе с архиепископом Майнцским Бардо и маркграфом Эккехардом 283 и силой вторглись в эту страну в воскресенье 24 августа с довольно небольшим отрядом, но, как выяснилось, сопутствуемые покровительством Божьим; властно обойдя её в течение девяти дней, они опустошали её убийствами, грабежом и поджогами, пока не явился с королевским посланием достопочтенный муж, монах Гунтер, после того как был дан и получен мир, и победителями вернулись домой. В это же время воды вышли из берегов широко и далеко; от этого многие погибли по разным местам.

1041 г. 2. Рождество Господне король торжественно провёл в Мюнстере. Там господин Свитгер 284, епископ Бамбергский, со славой принял епископское посвящение от достопочтенного архиепископа Бардо. А на следующий день, 29 декабря 285, там общим освящением всех епископов в честь блаженнейшей Приснодевы Марии был освящён славный монастырь, вновь отстроенный Германом, епископом этого места.

1042 г. 3. На Вознесение Пресвятой Марии 286 император вторгся в Чехию с большим войском. В это же время маркграф Эккехард с архиепископом Майнцским и другими епископами и князьями с другой стороны ввели в Чехию саксонское войско и, опустошив этот край многими способами, разбили лагерь рядом с королевским войском. Также король и маркграф, двинувшись оттуда дальше, благодаря милости Господней самым славным образом победителями съехались в верхней части Праги и, после того как там был дан и принят мир, вернулись домой. А князь Чехии 287, поспешно вверив себя слову маркграфа, пришёл к королю с нижайшими извинениями и предложил ему дань с чешской земли.

1043 г. 4. Проведя Рождество Господне в Аугсбурге, король прибыл в Бургундию и с большим блеском отпраздновал там Воскресение 288. vВ этом году венгры, избрав себе королём Або 289, изгоняют предыдущего [короля] 290. Этот беглец обретает милость у короля Генриха, против которого восставал в предыдущем году. А король Або из-за принятого королём Генрихом изгнанника грабежом и поджогами опустошает пределы Баварии, но большая часть его войска была уничтожена маркграфом Адальбероном 291. v

Умер Адельбранд 292, епископ Бременский; ему наследовал приор Адальберт 293. Лёжа при смерти, он, как говорят, с гордостью заявил, что приобрёл для своей церкви из своего наследства и собственным трудом более 2000 мансов.

1044 г. 5. vКороль Генрих, вторгшись в Паннонию, разрушает два многолюднейших города 294 и очень многие подчиняет посредством сдачи. Но, поскольку местные жители не пожелали принять короля Петра, которого он вёл с собой, он назначил им другого герцога, которого они хотели; после ухода [короля], Або прогнал его в Чехию.

Императрица Гизела 295, мать короля Генриха, скончалась 14 февраля. v

1045 г. 6. vКороль Генрих во второй раз вторгся в Паннонию и, получив удовлетворение, заложников, дары и клятвенное подтверждение мира, удалился. Вернувшись оттуда, он присутствовал на Констанцском соборе, где простил всем их вины и, удалив всякую вражду, утвердил мир. Затем, велев помазать в Майнце в королевы Агнесу 296, дочь Вильгельма, князя Пуатье, он сочетался с ней браком в Ингельхайме, откуда велел без пищи и подарков удалиться несметной толпе фигляров и актёров, с пустыми руками и в дурном настроении. v

В этом году из-за сильных холодов был великий падёж среди скота.

1046 г. 7. vКороль Генрих, в третий раз вступив в гневе в Паннонию, благодаря покровительству Господа и заступничеству блаженного Ульриха 297 одержал победу, изгнал Або вместе с женой и детьми и, восстановив на престоле Петра, с честью вернулся домой. v

cГотфрид 298, герцог Лотарингии, восстав против короля, был вынужден сдаться и помещён под стражу. c

1047 г. 8. wКороль Генрих, укротив волнения паннонцев, был привлечён в Рим по церковной надобности, наряду с прочими магнатами королевства имея своим спутником Адальберта, архиепископа Бременского. w xТам, низложив по решению собора раскольников Бенедикта, Грациана и Сильвестра 299, который боролись за апостольский престол, он поставил папой Свитгера, епископа Бамбергского, от которого в тот же день 300 принял вместе с женой императорское посвящение.

Между тем, Пётр, король Венгрии, был схвачен неким тираном 301 и ослеплён; тот же, кто его свергнул, начал править.

Тело святого Видо было доставлено императором из Италии в Шпейер.

Дамас 302, он же Поппо, умер в том же году, в каком был поставлен. x

1048 г. 9. cБруно 303, которого позднее назвали Львом, епископ Тульский, был поставлен папой. Когда он, [приходившийся] императору Конраду двоюродным братом, отправился для занятия апостольского престола в Рим, то услышал ночью голоса ангелов, говоривших в вышине: «Господь говорит: я размышляю о мире, а не о разрушении, и т.д.». Среди прочего о нём пишут, что он, когда встретил у ворот своего дома больного проказой бедняка, то позаботился о нём и, тщательно омыв, уложил в свою постель; когда же, открыв дверь, он не обнаружил его [там], то с удивлением понял, что принимал в образе бедняка самого Христа. Весьма учёный во всех отношениях, он сочинил песни приятной и правильной мелодии о некоторых святых, а именно, о папе Григории, мученике Кириаке, мученике Горгонии. Канонически проведя соборы в Галлии и Германии, он также облегчил положение церкви. c

1049 г. 10. cИмператор Генрих в четвёртый год своей императорской власти вторгся в некоторые земли Галлии против герцогов Готфрида и Балдуина 304; вынудив их сдаться и умиротворив королевство в тех землях, он с честью вернулся домой.

В Майнце состоялся собор. c

1050 г. 11. cВенгры опять подымают мятеж. Гебхард, епископ Регенсбурга, который был дядей императора, выступил против них вместо короля и, обратив в бегство, учинил им страшную резню; он, сверх того, восстановил расположенный в марке город Хейменбург, [отстроив там] здания, и, велев расположить [в нём] военный гарнизон, с полным миром вернулся домой. c

1051 г. 12. cБардо, архиепископ Майнцский, почил во Христе; ему наследовал Лиутпольд 305.

Поскольку греки по вине Михаила 306, патриарха Константинопольского, и Льва Акридана, архиепископа Болгарского, впали в различные ереси, папа Лев, обличая их заблуждения, написал против них книгу, подкреплённую надёжными свидетельствами из писания. А Никита, константинопольский монах по прозвищу Пекторат, написал против римлян книгу, полную заблуждений и глупости и названную: «Об опресноках, субботе и браках священников».

Итак, папа Лев, расположив к себе императора Константина 307 посредством написанного ему письма, отправил в Константинополь своих апокрисиариев, а именно, Гумберта, кардинала-епископа Сильвы Кандиды, Петра, архиепископа Амальфитанского, а также Фридриха 308, седьмого левита и канцлера, для опровержения ересей греков, которые, как симониаки продавали дар Божий, как валезианцы возводили в сан епископа даже своих кастратов, как ариане перекрещивали латинян, крещённых во имя святой Троицы, как донатисты хвалились, будто православная церковь есть только в Греции, как николаиты разрешали браки священникам, как севериане возводили хулу на закон Моисея, как духоборы отсекали от символа исхождение Святого Духа, как назореи соблюдали иудаизм; они запрещали крестить новорожденных ранее восьмого дня от рождения, причащать женщин во время родов и в критические дни или крестить их, если они язычницы; они использовали во время таинства квасцы, называли латинян азамитами и, ожесточённо преследуя их, закрывали их церкви; они проклинали в своих сыновьях римскую церковь и предпочитали ей церковь константинопольскую. Итак, радушно принятые императором, послы победили перед ним монаха Никиту, так что тот сжёг книгу, которую написал против римлян. Поскольку патриарх Михаил отказался беседовать с ними, они, положив на глазах у духовенства и народа грамоту об отлучении на алтарь святой Софии, удалились. Михаил, извратив эту грамоту и зачитав её народу, призвал их назад и вызвал на собор в отсутствие императора, чтобы народ побил их камнями. Когда император запретил это, Михаил возбудил против него народ; но, уличённый в том, что исказил грамоту об отлучении, Михаил и все его люди были лишены милости императора и удалены из его дворца. c

1052 г. 13. cИмператор отправился в Паннонию и без успеха вернулся назад, имея в своей свите Бруно, главу апостольского престола. Этот папа, придя в Регенсбург, в присутствии парижских послов осмотрел мощи святого мученика Дионисия, по поводу которых долгое время сомневались, действительно ли они там хранятся, и доказал, что они там есть; он также извлёк из гробницы святого Вольфганга, епископа этого города; перейдя оттуда в Бамберг вместе с императором, он поручил [своему] канцлеру проверить и зачитать перед всеми привилегии этого места, и утвердил их своей властью. c

1053 г. 14. cПосле того как папа и император с божественным и королевским великолепием провели в Вормсе Рождество Господне, а в святой день папой, как и положено, было проведено богослужение, на следующий день он ввёл Лиутпольда, архиепископа Майнцского престола, то есть главного в его диоцезе, в эту должность. После того как был завершён крестный ход и, когда до этого дошло, произнесена молитва, он воссел на своём престоле, а один из его дьяконов по имени Гумберт запел псалом, как многие имели обыкновение делать из уважения к этому празднику. Некоторые из окружения римского папы, осудив это, убедили его послать к этому дьякону [юношу] и запретить пение. Когда тот по обыкновению не обратил на юношу никакого внимания, [папа], вновь послав [вестника], ещё раз запретил ему [петь]. Но тот продолжал петь таким же громким голосом, как и прежде, надлежащим образом доведя псалом до самого конца. Папа же, призвав его к себе, лишил сана за непослушание. Но архиепископ просил его вернуть ему [его] служителя. Когда папа отказал ему в этом, епископ, будучи приверженцем старинной дисциплины, перенёс этот отказ пусть с неудовольствием, но терпеливо и пока что молча. Когда же было прочитано Евангелие, пропет офферторий 309 и пришло время принесения святых даров, епископ продолжал сидеть на своём троне, заявив, что ни он, ни кто-либо другой не исполнит эту обязанность, если ему не вернут служителя. Когда папа понял это, то уступил епископу и тут же отпустил вновь облачённого в [рясу] служителя. Вернув его, епископ возложил на него эту полагающуюся ему обязанность. В этом деле следует обратить внимание и на авторитет епископа, и на смирение папы, в то время как первый старался защитить достоинство своей должности, а второй, хоть и занимал более высокий сан, решил всё же уступить митрополиту в его диоцезе. c

1054 г. 15. cБлагочестивый папа Бруно, он же Лев, со славой окончил дни земной жизни 19 апреля, был с почестями погребён в Риме и славится чудесами.

Куно 310, герцог Норика, соединившись с венграми, подымает жестокий мятеж. c

1055 г. 16. cИмператор Генрих, вступив с войском в Италию, уладил всё в мире; возвращаясь домой, он увёл с собой свою племянницу Беатрису 311, мать Матильды, и обращался с ней весьма дурно из-за безрассудного образа жизни, который она вела после смерти своего мужа, герцога Бонифация.

Конрад, ранее герцог Норика, изгнанный императором за своё вероломство в Паннонию, умер в изгнании. c

1056 г. 17. cГерман 312, граф восточных франков, умер 27 января.

Гебхард, епископ Регенсбурга, дядя императора Генриха, был тайно схвачен, как злейший враг, и, будучи уличён, помещён под стражу; однако, встретив милостивое обращение, он был выпущен из ссылки и восстановлен на прежнем престоле.

Страшная резня была устроена лютичами христианам; одни из них погибли от меча, а другие во время бегства в реке; среди прочих был убит маркграф Вильгельм 313.

В эти времена погибли многие [князья] из разных провинций, многие провинции поразил голод, повсюду царили бедность и нищета, и произошло много зла.

А император Генрих, до глубины души расстроенный из-за всего этого, принял свой последний час 314, оставив во главе королевства сына Генриха 315. После его смерти, поскольку [его] сын Генрих был ещё ребёнком, королевство держала под своим попечением и мудро управляла им госпожа императрица Агнеса, мать мальчика, пока некоторые князья, движимые завистью, не отстранили её от этой власти; к их числу примкнул господин Анно, архиепископ Кёльнский, который в месте, что зовётся Верида 316, посадил мальчика на судно и увёз от матери. С каким намерением он это сделал, или каким образом это было угодно суду Божьему, мы не в состоянии решить; но твёрдо знаем, что [из-за этого] возникло и в последующем умножилось множество несчастий. Ибо раздоры в государстве, расстройство церкви, разрушение монастырей, презрение к клирикам, попрание всякой справедливости и благочестия [тогда] началось и равным образом продолжается [до сих пор]. c

Текст переведен по изданию: Annales Magdeburgenses. MGH, SS. Bd. XVI. Hannover. 1859

© сетевая версия - Тhietmar. 2010
© перевод с лат., комментарии - Дьяконов И. 2010
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Monumenta Germaniae Historica. 1859