Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

[ВТОРЫЕ] КУЯВСКИЕ АННАЛЫ

ANNALES CUIAVENSES

(Название "Вторые любинские анналы" дано русским переводчиком, дабы отличить приводимый текст от куявских анналов, опубликованных в третьем томе MPH. Thietmar. 2011)

Эта примечательная рукопись в 80 была найдена в семинарской библиотеке Влоцлавека. Всего в ней 239 листов писанных разными почерками начала XVI в., на которых содержатся следующие сочинения:

л. 1-13 – теологический трактат;

л. 14-23 – артикулы влоцлавекского епископа Матфея Древиция (1510);

л. 23-26 – письмо написанное божьей рукой;

л. 27-94 – статут Трабы;

л. 94-103 – синодальные статуты влоцлавекского епископа Николая;

л. 103-119 – артикулы Павла Сулислая из Лучки в правовых постановлениях (1480);

л. 119-122 – устав написанный двумя гостями или иначе синодальными послами;

л. 122-152 – статуты влоцлавекского епископа Збигнева (1479), переписанные в 1591 г. Михалом из Кробына;

л. 153-236 – переписанные также в 1501 г. «Деяния римлян». Писцом был сын Матфея Михал из Кробына – вскоре после этого бывший на Ковале и переписавший «Школьный устав»;

л. 237-239 – наши анналы, написанные той же рукой, что и статуты епископа Збигнева и «Деяния римлян».

После этих анналов рукой того же Михала записаны несколько стихов.

Эти анналы, не содержа, пожалуй, ничего нового, однако важны тем, что они стали одним из источников анналов названных в нашем собрании «рочником свентокшиским». Оригинальный текст доходит до 1228 г. и без сомнения возник ещё в XIII в.

Далее повествование касается, в частности, стран дальнего зарубежья. По всей видимости они возникли в одном из цистерцианских монастырей куявского диоцеза, возможно в Ледзи, где кто-то из тамошних монахов в конце XV в. выписал из разных рукописей и добавил к нашим анналам.

Из-за отсутствия названия у оригинала рукописи, мы назвали эти анналы «куявскими» главным образом по тому, что их автор был из Куявии, как это показывают его последние заметки. Также из-за того, что некоторые записи этих анналов описывают события в Куявии. В конце концов и из-за того, что и сама рукопись как была составлена, так и найдена была в куявском диоцезе, равным образом и в семинарскую библиотеку рукопись была принесена из одного из тамошних монастырей.

В наших анналах также как и в свентокшиских порядок лет сильно искажён.

На эти анналы моё внимание обратили каноники Станислав и Зенон Ходынские, за что я им выражаю свою сердечную благодарность.

В. Кетржинский.


[ВТОРЫЕ] КУЯВСКИЕ АННАЛЫ

Блаженный Иероним в своей хронике написал так, говоря: от Адама до Потопа было лет две тысячи 206; от Авраама до Моисея 205; от Моисея до возведения храма Соломона 381 год; от возведения храма до рождения Христа одна тысяча 300 лет. Сосчитай от Сотворения мира до рождения Христа и получишь пять тысяч 190 лет. Орозий же говорит, что от Адама до страстей Христовых было пять тысяч лет.

В лето Господне девятьсот 65 крестился польский князь Мешко 1.

В лето Господне без двух лет одна тысяча святой Адальберт, придя в Гнезно, укрепил в Польше католическую веру.

В лето Господне одна тысяча первое польский король Болеслав, по прозвищу Храбрый 2, с почестями похоронил в Тшемешне (Trzemeszna) тело блаженного Адальберта.

В лето Господне одна тысяча 18 вышеупомянутый Болеслав одолел русинов греков и опустошил их землю. На второй год после этого он подчинил венгров, а на третий – саксов и пруссов.

В лето Господне одна тысяча 25 вышеупомянутый король Болеслав умер и был похоронен в Познани.

В лето Господне одна тысяча 79 святой Станислав был убит Болеславом 3.

В лето Господне одна тысяча 112 Болеслав III 4 опустошает Чехию.

В лето Господне одна тысяча 32 чехи опустошают Польшу.

В лето Господне одна тысяча 160 император Генрих Четвёртый5 пришёл из Саксонии в Польшу и затем, как по суше, так и морем, через Константинополь вместе с королями и государями отправился в Иерусалим. С ним было свыше 200 тысяч воинов, и он отнял Святую Землю у сарацин.

В лето Господне 1166 вышеупомянутый Генрих, подчинив сарацин, вернулся из Иерусалима.

В лето Господне 1167 было солнечное затмение и тогда же был сильный голод.

В следующее лето Господне был захвачен Гроб Господень.

В лето Господне одна тысяча 183 в Краков было принесено тело святого Флориана.

В лето Господне одна тысяча 205 сильнейший из русских государей Роман 6 был под Завихвостом убит Мешко 7.

В лето Господне 1238 Мешко по прозвищу Хотышко был съеден мышами в Крушвице.

* * *

В лето Господне одна тысяча 200 была закончена первая часть Александра, точнее в лето одна тысяча двести десятое почтенный доктор и учёный магистр Александр предоставил его для всеобщего прочтения.

Около лета 1468 к польскому королю Казимиру 8 явился некий самый ужасный язычник. Этот язычник был настолько дурной, что сырое мясо, щенков и улиток зубами разрывал и поедал, так же собак, сено и травы вместо хлеба поедал: хлеб же совершенно отвергал и выбрасывал. Совершал и много другого зла, говоря: Бог на небе, но на нашей земле одно обманчивое изображение из воздуха по образу ватулы (vatule), которой все отдают первые плоды и десятину от всего: от человека до скота и прилетают с моря чёрные птицы и уносят всё это от изображения этой ватулы. Этот язычник Кракову, пока священник шёл к больному с телом Христовым, его изувечил плетью; вышеупомянутый король жестоко его побил батогами и после этого из королевства выдворил и прогнал.

В Италии источник Цицерона лечит раны на глазах. У гарамантов есть источник, который днём замерзает, а ночью горит, в котором воду днём нельзя пить из-за холода, а ночью из-за жара, как говорил Августин. В Эфесе есть источник который тушит горящие факелы, а потушенные поджигает. Источники Сардинии горячи; они лечат глаза добрых людей, а у негодяев ослепляют.

В лето Господне 1477 на деревьях появилось бесчисленное количество гусениц. Они поедали цветы на деревьях подобно тому, как их сжигает огонь; и стояли деревья без цветов и листвы до праздника святого Иоанна.

В лето Господне 1322 папа Иоанн XXII отлучил от церкви кесаря Людовика, а этот Людовик назначил антипапу, который назвал себя Николаем Пятым и много зла тогда произошло в римской церкви.

В лето Господне 1289 правил доброй жизни папа Целестин Пятый, который прежде назывался Петром. Он был весьма искусно обманут кардиналом Бенедиктом, который наследовал этому Целестину в папстве. Будучи секретарём, через трубку ночью ему сказал, словно это был голос с небес, что если он не откажется от папства и не станет отшельником, то не спасётся. Тот не колеблясь отказался и стал отшельником. Там добрыми делами он закончил свою жизнь и был внесён в списки святых, будучи назван святым Петром, чьим именем он прежде назывался.

В лето Господне 1302 был Бонифаций VIII. Он обманул своего предшественника с помощью трубки; совершал много зла; он вывел знатнейших римских кардиналов из Колумны и изгнал из города; этот папа с помощью франкского короля … среди стен и врагов тогда они захватывали, что в пятый день он умер. О нём сказал некий святой: «придя как лиса, ты царствовал как лев и умер как собака».

В лето Господне 1315 был папа Иоанн XXII, во времена которого случилась страшная смута и был раскол в церкви, который продолжался более 25 лет. Также из-за неприязни к кесарю и покровительствуя неверным литовцам, он учинил мир между ними и тевтонским орденом, … через два года литовцы, мирно пройдя по земле тевтонцев, в бранденбургской марке перебив многих христиан, многих людей отвели в плен в Литву. Их гружённые повозки так попирали [землю?] и учиняли такой скрежет, что, там где они проходили, от них невозможно было укрыться … 9.

В лето Господне 1339 около праздника святого Иоанна Крестителя по всей Франконии, чему я свидетель, была саранча; на возделываемых полях она в великом множестве подобно тучам закрывала небо. Имея словно железные хоботки, покрывая как снег лицо земли, она поедала посевы, травы, плодовые деревья, виноградники и поля, ибо, как густая нива, она отовсюду покрывала сады, как много раз видел тот, кто это написал. И хотя повсеместно люди старались уничтожать их заранее подготовленными орудиями, однако в этом они немного преуспевали, ибо из праха рождалась другая саранча; наконец, спустя полгода она исчезла; как именно она ушла, не знаю.

Также в лето Господне 1447 похожая на описанную выше саранча пришла в Куявию во вторник, в самый день вознесения Марии и там оставалась вплоть до зимы. Была она такова, что одна несла на себе 5, 6 или 7 других.

В лето Господне 1347 был сильный мор; тогда по всей Германии сжигали иудеев ибо, как стало известно, [именно] они отравляли христиан.


Комментарии

1. Мешко I (ок. 935 – 25 мая 992) – первый польский князь, о котором известно не только из польских, но и из иностранных источников.

2. Болеслав I (ок. 967 – 3 апреля / 17 июня 1025) – сын Мешко I и Дубравки. Польский князь (992-1025), король (1025), в 1003-1004 гг. – чешский князь.

3. Болеслав II (1042 – 22 марта 1081) – сын польского князя Казимира I и Добронеги (Марии), сестры киевского князя Ярослава Владимировича. Польский князь с 1058 по 1076 гг., король с 1076 по 1079 гг.

4. Болеслав III (25 декабря 1085 – 28 октября 1138) – сын краковского князя Владислава I и Юдиты, дочери чешского князя Вратислава II. Польский князь с 1102 по 1138 гг.

5. Через Польшу в 1146 г. проходил германский император Конрад.

6. Роман Мстиславович (ок. 1150 – 19 июня 1205) – сын волынского князя Мстислава Изяславовича и Агнешки, дочери польского князя Болеслава III. Волынский князь с 1170., галицкий с 1199 гг.

7. Правильно: Лешек Белый (ок. 1184 – 23 ноября 1227) – сын краковского князя Казимира II и Елены, дочери белзского князя Всеволода Мстиславовича. Князь мазовецкий в 1194 1200, куявский в 1199 – 1200, сандомирский с 1200, краковский в 1194 – 1198, 1199, 1206 – 1210 и в 1211-1227 гг.

8. Казимир IV (1427 – 1492) – сын польского короля Владислава II Ягайло и Софии, дочери киевского наместника Андрея Гольшанского. Великий князь литовский в 1440-1492 гг., польский король в 1447-1492 гг.

9. Текст последнего предложения, как кажется, искажён: Plaustrum oneratum conterit et strid[or]em facit, illa, super que transit, quod non potestis effugere, sicut nec illa, super que transit plaustrum oneratum. Перевод условный.

Текст переведен по изданию: Annales Cuiavienses. MPH, Tomus 5. Lwow. 1888

© сетевая версия - Тhietmar. 2011
© перевод с лат., комментарии - Досаев А. С. 2011
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Monumenta Poloniae Historica. 1888