Комментарии

1. А. добавляет на полях (стр. 90): «Вместе с блаженным Ремаклом в монастыре Ставло стали жить: святой Теодард, перед тем как стать епископом – первый аббат этого места, святой Аделин, святой Ламберт, святой Губерт, христианнейший и премудрейший Флореберт, Паполен, Англин и многие другие».

И чуть ниже: «В 661 году Господнем, в 21-й год императора Константа, которого звали также Константином, умерла святая дева Гертруда, вторая аббатиса Нивеля. Её мать, святая Итта, после смерти своего мужа, герцога Пипина, сына Карломана или Лотаря, основала Нивельскую церковь в честь святого апостола Петра, и вместе с названной дочерью и многими девами приняла в ней святой покров из рук святого Аманда, епископа Тонгерна и Маастрихта, и правила ими 10 лет; после неё [аббатисой была] блаженная Гертруда, которой наследовала Вульфетруда».

2. Ансельм написал эту книгу по просьбе Иды, аббатисы монастыря св. Цецилии в Кёльне. См. об этом письмо Ансельма к Анно, архиепископу Кёльнскому.

3. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 1.

4. В 661 г.

5. Куниберт – архиепископ Кёльнский ок. 627 – 664 гг.

6. 1 Тим., 3.

7. Хильдерик II – король Австразии в 662 – 675 гг. и всего франкского королевства в 673 – 675 гг.

8. У Сигиберта: «в 658 г.». По другим данным, он умер в 670 г.

9. Виталиан – римский папа с 30 июля 657 г. по 27 янв. 672 г.

10. Константин IV Погонат (р. 652 г. ум. 685 г. 10 июля) – император Византии в 668 – 685 гг.

11. Хлодвиг II – король франков (Нейстрии и Бургундии) в 639 – 657 гг.

12. Ср. Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 2; Житие Теодарда, гл. 7 – 11.

13. Ср. Вергилий, Энеида, I, 374.

14. *-* Житие Теодарда, гл. 12 – 13.

15. *-* Житие Теодарда, гл. 14 – 15.

16. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 2.

17. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 3.

18. Премудрость Соломона, 10, 21.

19. Т.е. Иоанна Крестителя.

20. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 3.

21. Ныне – часть г. Кортесем в Лимбурге (Бельгия).

22. *-* Николай, Житие Ламберта, гл. 7 – 9.

23. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 3.

24. То, что ему было тогда столько лет, Эгидий заключил из сообщения Николая о том, что Ламберт родился около 638 г.; от этого года до 659 г. (когда, по его собственным словам, умер Теодард) насчитывается 21 год. Это мнение уже опровергли G. Henschen (AA. SS. Febr. I, 834) и C. Suysken, Sept. V, 525). – Прим. изд.

25. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 3.

26. Хлотарь III – король Нейстрии и Бургундии в 657 – 673 гг.

27. Эброин – мажордом Нейстрии в 658 – 673 гг. и 675 – 681 гг.

28. Теодорих III – король Нейстрии и Бургундии в 673 и 675 – 691 гг. и всего франкского королевства в 679 – 691 гг.

29. Слова в квадратных скобках А. добавляет в выскобленном между строк месте и внизу на полях.

30. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 4.

31. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 5.

32. *-* Николай, Житие Ламберта, гл. 28.

33. Вульфоальд (ум. 680 г.) – мажордом Франкского королевства в 673 – 675 гг.

34. Пипин II Геристальский (ум. 714 г. 16 дек.) – мажордом Австразии в 680 – 714 гг., мажордом Нейстрии и всего Франкского королевства в 688 – 695 гг.

35. Слова в квадратных скобках А. добавляет на полях.

36. Ср. Псал., 102, 6.

37. А. добавляет на полях маленькими буквами.

38. *-* Николай, Житие Ламберта, гл. 29.

39. А. добавляет на полях: «Итак, вышеназванный Пипин, к которому духовенство и народ Маастрихта неоднократно обращались с воззванием, частыми советами побудил королю к раскаянию из-за незаконного изгнания епископа и, изгнав из нашей материнской церкви Фарамунда, эту незаконную интронизацию …» (прочее обрезано). – Прим. изд.

40. Токсандрия – историческая область в севером Брабанте, между реками Маас, Диль и Шельда.

41. Евр., 4, 12.

42. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 6.

43. *-* Николай, Житие Ламберта, гл. 36.

44. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 6.

45. Аме – коммуна в провинции Льеж, округе Юи, на берегу Мааса.

46. Билзен – город в провинции Лимбург, в средние века входил в графство Лоон.

47. *-* Николай, Житие Ламберта, гл. 42 – 47.

48. А. добавляет на полях: «Ищи в другой книге».

49. Т.е. её с Пипином.

50. Слова в квадратных скобках взяты из Николая «Житие Ламберта», гл. 70. – Прим. изд.

51. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 7.

52. Относительно года его смерти с нашим автором согласны и Льежские анналы (SS. IV, 12). Но ср. то, что учёные мужи обстоятельно сообщают об этом деле, относя его смерть к 708 г.: Suyskenius, AA. SS. Sept. V, 536 sq.; Rettberg, Kirchengeschichte Deutschlands I, 560.

53. Тиберий III (Апсимар) – император Византии в 698 – 705 гг.

54. Леонтия, который был императором Византии в 695 – 698 гг.

55. Слова в квадратных скобках взяты из Николая «Житие Ламберта», гл. 81. – А. добавляет затем на полях ниже: «Он правил при папах Адеодате, Домне, Агафоне, Льве III, Бенедикте, Иоанне IV, Кононе».

56. Сергий I – римский папа с 15 дек. 687 г. по 7 сент. 701 г.

57. Эти слова, как добавленные впоследствии, взяты в квадратные скобки и почерпнуты из Сигиберта «Житие Ламберта», гл. 55, 56. – Прим. изд.

58. Эти слова А. мелкими буквами добавляет сверху.

59. А., затушевав слова: «обречённый на вечную смерть», добавляет беглым почерком в месте, что было оставлено пустым между колонками: «Тот, кто употребил светское великолепие во зло, был отдан в аду неугасимому огню и неумирающему червю 1), и земля решительно отказала ему в погребении»; и продолжает: «из-за невыносимого зловония», дабы состыковать свои слова с предыдущим добавлением, которое мы поставили в тексте.

1) Ср. Марк, 9, 45 – 46.

60. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 7.

61. А. после этого вновь добавляет на нижнем поле, чётко ставя после «невыносимого»: «зловония тело его было брошено в реку Маас и истреблено червями и тленом; иного погребения не заслуживает тот, кто стяжал себе дурную память таким преступлением»; и словами: «тот, кто поразил святого мученика» вновь соединяет это с прежним дополнением.

Наконец, А. пишет на полях без какого-либо вводного знака, но тем же беглым почерком, что и ранее: «И, когда все внутренности сгнили и протухли, он, извергнув их через свой рот, явил всем посредством жалкой кончины своё несчастье, и тот, кто употребил светское великолепие во зло, был отдан в аду неугасимому огню и неумирающему червю».

62. Ныне – в черте г. Льежа.

63. Слова в квадратных скобках А. добавляет на полях.

64. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 7.

65. «В базилику св. Петра», как можно прочесть у Сигиберта; о его перенесении оттуда Эгидий повествует чуть ниже. – Прим. изд.

66. Это, кажется, взято из какой-то неизвестной редакции «Жития Губерта». Те же слова, но переданные в более кратком изложении, встречаются и в «Деяниях аббатов Сент-Трёйдена» (Третье продолжение; p. I, c. 28, SS. X, 369). Кёпке приписал их Эгидию, что я опроверг ниже, в конце гл. 21. – Прим. изд.

67. *-* Сигиберт, «Житие Ламберта, гл. 52 – 53.

68. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 7.

69. Дюнкельхаузен.

70. В оригинале: «прокажённых» (leprosorum). Мы исправили, согласно тексту Ансельма (laesorum; гл. 9).

71. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 9.

72. Франко (ум. 903 г. 13 янв.) – епископ Льежский в 856 – 903 гг.

73. *-* Сигиберт, Житие Ламберта, гл. 62.

74. Стефан (ум. 920 г. 16 июня) – епископ Льежа в 903 – 920 гг.

75. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 10.

76. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 11.

77. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 12.

78. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 13.

79. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 14.

80. Хазбания – округ в Бельгии между гг. Льеж, Лувен и Намюр.

81. Исайя, 28, 19. В синодальном переводе: «и один слух о нём будет внушать ужас».

82. Ср. Иов, 40, 10 и 21.

83. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 15.

84. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 15.

85. *-* Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 16.

86. Николай имеет в виду книгу об обращении Губерта, о которой мы упоминали выше. Почти всё, что он рассказывает, взято оттуда. Кёпке ошибся, приписав эти слова Эгидию (SS. X, 369 n. 3). – Прим. изд.

87. *-* Николай, Житие Ламберта, гл. 74 – 75.

88. Иона был епископом Орлеана в 818 – 843/844 гг.

89. Эгидий ошибается; так как Иона был современником Валькауда, епископа Льежского, по просьбе которого он и описал перенесение Губерта в Андагин (Mabillon IV, 1, 295), случившееся во времена Валькауда (в 825 г.). Житие Губерта, которое имеет в виду Эгидий, было написано неким приближённым Губерта (изд. Arndt, Kleinere Merovingerdenkmäler 48 sqq.), но впоследствии подчищено и подправлено Ионой, «согласно правилам красноречия, так как не понравился грубый стиль» (ap. Surium, ed. nov. VI, 13 sqq.). Из этого исправленного жития и черпал Эгидий. – Прим. изд.

90. А. добавляет, но вновь зачёркивает: «неся с собой ключ, переданный ему святым Петром».

91. Сирах, 4, 10.

92. А. добавляет на полях: «В 709 году Господнем, 17 декабря, святая Бегга, которая была чище золота, ушла из этого мира».

И чуть ниже: «Святая дева Итуберга, которая наследовала в правлении блаженной вдове Бегге, была погребена в Кутиссе (Kutis), возле Анденна (Andanam)».

Затем А. добавляет другими чернилами и другой формой букв: «После неё [была] другая дева Итта, которая из-за крайнего смирения, которое всегда в ней таилось, велела похоронить себя возле водосточного жёлоба малой церкви святого апостола Петра под открытым небом, дабы те, кто проходил мимо, попирали её ногами. В течение нескольких ночей после этого слышался голос некой девы, многократно говорившей у её могилы: «Встань, сестра! Встань, сестра!». Когда же некто, живший там, часто слыша эти слова, выучил их, то пришёл, однажды, в собрание святых дев, желая узнать смысл произносимых слов. Когда ему растолковали значение этих слов, он провёл ночь в молитве и посте возле того места, а посреди ночи отправился обратно, и дева привычным образом начала говорить: «Встань, сестра! Встань, сестра!».

93. *-* Иона, Житие Ламберта, гл. 3 – 4.

94. А. вставляет сверху: «блаженного Губерта».

95. А. на полях мелкими буквами: «По прошествии же двенадцати лет после смерти 1) – ищи в другой книге».

1) Т.е. после смерти св. Ламберта. О времени перенесения (721 г.) ср. Rettberg I, 561; но см. также то, что Бухерий, следуя Сигиберту, высказал в «Историческом исследовании о первых епископах Тонгерна», гл. VI, ap. Chapeavill. I, 52.

96. А. между строками очень мелкими буквами: «Сменив предыдущие одежды, он запечатал их, как подлежащие хранению для раздачи в качестве реликвий, и обрядил святого в новые».

На полях, но более изящной формой букв и другими чернилами: «Он также перенёс 1) в это место епископский престол и сделал из незначительного селения славный город. Он установил для горожан справедливые и добродетельные законы. Он построил для тех, кто будет служить Богу, две церкви 2). Городу, который раньше назывался Легия, он дал название Льеж; хотя по имени своего основателя тот должен был бы называться Губертиной. Он установил меры, а именно, секстарий вина, секстарий хлеба и меры веса разных товаров; [и учредил монету с оттиском своего портрета и печать города, которая содержит образ славного мученика Ламберта с надписью по кругу: «Святая Легия по милости Божьей дочь римской церкви». Когда же они прибыли в Льеж, то, достойно украсив ложе драгоценными камнями и золотом, – ищи в другой книге]».

1) Это выделено мелкими буквами и взято из Ансельма (гл. 16) и Андагинской хроники св. Губерта (гл. 2) с изменением слов тут и там. Ср. также то, что можно прочесть об этих событиях ниже, в гл. 27. В перечне глав гл. 27 поставлена после гл. 22. – Прим. изд.

2) Св. Ламберта и св. Петра; церковь св. Ламберта упоминается уже в 714 г. – Прим. изд.

97. *-* Иона, Житие Ламберта, гл. 5 – 6.

98. А. добавляет на полях ниже: «Кроме того, по прошествии времени на горе, что возвышается над городом Льежем в северном направлении, горожанами и епископом Губертом была построена, наделена и освящена во славу святой девы Вальпургии церковь, чтобы будущие [поколения] помнили о том, что в этом месте блаженная дева Ода, дочь короля Шотландии, слепая от рождения, придя к могиле блаженного Ламберта, сподобилась вернуть зрение своим глазам».

99. Живе – коммуна во Франции, в 45 км к северу от Шарлевиль-Мезьера.

100. 3 Цар., гл. 17 – 18.

101. *-* Иона, Житие Ламберта, гл. 7 – 8.

102. *-* Иона, Житие Ламберта, гл. 9 – 10.

103. Псал., 69, 2.

104. *-* Иона, Житие Ламберта, гл. 10.

105. Матфей, 8, 24 – 26.

106. Псал., 50, 2.

107. *-* Иона, Житие Ламберта, гл. 11.

108. Ср. Ансельм Льежский, Деяния епископов Льежских, гл. 16.

109. Псал., 80, 8.

110. Иоанн, 14, 2.

111. Псал., 90, 15.

112. *-* Иона, Житие Ламберта, гл. 11.

113. Псал., 111, 6.

114. *-* Иона, Житие Ламберта, гл. 12 – 13.

115. *-* Иона, Житие Ламберта, гл. 15.

116. 2 Кор., 12, 10.

117. *-* Иона, Житие Ламберта, гл. 16.

118. Псал., 90, 1.

119. Иоанн, 14, 30.

120. *-* Иона, Житие Ламберта, гл. 17.

121. Притчи, 18, 18.

122. *-* Иона, Житие Ламберта, гл. 18.

123. *-* Иона, Житие Ламберта, гл. 19.

124. *-* Иона, Житие Ламберта, гл. 20.

125. *-* Иона, Житие Ламберта, гл. 21.

126. А. добавляет это на полях.

127. *-* Иона, Житие Ламберта, гл. 22.

128. *-* Иона, Житие Ламберта, гл. 23.

129. Скорее, в 727 г., как обоснованно доказал Бухерий в «Историческом исследовании», стр. 51. – Прим. изд.

130. Вернее, 30 мая; см. Бухерий, указ. соч. – Прим. изд.

131. Карломан (р. ок. 707 г. ум. 754 г. 17 авг.) – старший сын Карла Мартелла от брака с Хротрудой; мажордом в 741 – 747 гг. Осенью 747 г. сложил с себя власть и стал монахом сначала в Соракте, а затем – в Монтекассино.

132. А. добавляет это на полях внизу.

133. Вернее, мажордоме.

134. *-* Иона, Житие Ламберта, гл. 24.

135. Лука, 21, 18.

136. *-* Иона, Житие Ламберта, гл. 25.

137. Псал., 67, 36. В русском синодальном переводе: «Страшен Ты, Боже, в святилище Твоём».