Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

АДЕМАР ШАБАННСКИЙ

ХРОНИКА

ADEMARI CABANNENSIS CHRONICON

XXI. [Эбль и Гийом Благочестивый. Основание Клюни]

Рамнульф 257, граф Пуатье, и Адемар 258, сын Эменона, враждовали из-за города Пуатье, на который Адемар пытался предъявить права по той причине, что отцом его был Эменон. Этот же Рамнульф по той причине, что не имел потомства от законной супруги, родил от наложницы сына по имени Эбль 259; и был он весьма дружен со своим родственником Гийомом, графом Оверни 260; боясь Адемара, заключил он также договор с Розом, князем Руана. По этой причине король Одон в большей степени боялся его, нежели уважал, и в то время, когда Рамнульф был в королевском дворце, умер он от яда [890], доверив при последнем причастии Св. Геральду, который находился здесь же, воспитание своего малого сына Эбля 261. Что касается Вульгрина, который предъявил свои права на Ажен благодаря сестре Вильгельма Тулузского 262, от которой он имел двух вышеупомянутых сыновей, то он весьма строго правил Ангулемом и Перигё: Аженом –двадцать шесть лет, Ангулемом и Перигё – пятнадцать лет, и на шестнадцатый год после смерти Лотаря он скончался [886].Адемар же, сын Эменона, соединился в браке с Санцией 263, и как ближайшему родственнику ему оказывали поддержку Альдуин и Вильгельм. И будучи с большим почетом принят королем во дворце, после смерти Рамнульфа был он возведен в графы Пуатье [895] 264. По его возвращении из дворца Св. Геральд 265 тайно увез из Пуатье сына Рамнульфа и вверил его воспитание Гийому, графу Оверни, которому тот приходился родственником.

В это время вышеупомянутый Гийом, не имевший наследников, основал монастырь на своей собственной земле в Клюни, что в Бургундии [11 сентября 910]. Гийом хотел связать свою сестру узами брака со Св. Геральдом, но не преуспел в этом. Этот последний навсегда остался вести целомудренную жизнь, и несмотря на то, что его часто уговаривали на совокупление ради того, чтобы родить сыновей, Св. Геральд отвечал: «Полезнее умереть бездетным, чем оставить дурных наследников» 266.

Адемар, граф Пуату, также был другом церкви. Так как у него самого не было наследников, а сам он вместе с женой Санцией прозревал будущую жизнь, то уступил он от своих владений некоторые земли церквам Христовым, а именно: церкви Сен-Шарру-Вуарт 267, церкви Св. Марциала [Лиможского] – Мутон 268, церкви Св. Иоанна [в Анжели] – Нере 269, церкви Св. Илария [в Пуатье] – Курком 270, церкви Св. Епархия – Гурвиль 271.

В это время Эббон Буржский начал воздвижение Деольского монастыря в честь Богородицы [917], которое впоследствии завершил сын его Рауль, и там собралось великое множество монахов, живущих по уставу 272.

XXII. [Оттон I. Карл Простоватый. Никифор Фока]

В это время Оттон, король баваров 273, подчинил себе королевство лангобардов после смерти их королей Адальберта и Ардуина [951]. Точно также после смерти Альберика, короля римлян 274, с согласия папы Октавиана приступил он к Риму, но город закрыл перед ним ворота, и завязалась великая битва между баварами и римлянами [23 сентября 951]. И Оттон, победив, вошел в город, и был коронован папой Октавианом и был возведен в достоинство римского императора [2 февраля 962 г.] После смерти же его [973], правил его сын, также по имени Оттон [II]. Посла же кончины короля франков Эда, правил в течение небольшого времени после него сын его, Арнульф 275, а затем умер [898].

После чего принял власть Карл Простоватый [Carolus Minor], и помазал его на царство епископ Арберт [28 января 893]. Против него снова составила заговор знать франков, и, прогнав его с престола, вместо него поставили они себе королем герцога Роберта 276, против воли последнего [29 июня 922]. Затем, собравшись на поле, по обыкновению, для обсуждения государственного устройства, по единодушному решению, поскольку был этот король ума ленивого, то, бросая руками травинки, отвергли они его, чтобы он не был сеньором над ними, и, отойдя от него, оставили его одного в центре поля.Лишь только пришли они к соглашению между собой, как пришел к ним граф Гугон, друг короля 277, не знавший о положении дел. Когда же открыли это ему, сказал он франкам: «О храбрейшие франки, не по доброму решению вы поступили, ибо бесчестно оставили вы вашего сеньора. С ним ведь великая часть Франкии, и, если мы так оставим его, то обязательно обрушится зло на нас. Но подойду я к нему и пронжу мечом. Ведь лучше будет, если он будет убит, чем если он, будучи отпущен, впоследствии накажет нас». И загнав коня так, что чуть не убил его, такой совет дал он королю:«Буду я твоим вестником к этим франкам с твоей стороны, чтобы вплоть до одного целого года были они здесь под твоей властью, и если за это время они не увидят, что дела твои улучшились, то уйдут они от тебя на твой позор».Возвратившись, он подтвердил эти условия с франками, и они снова вернулись к королю, и в течение этого года король смог найти себе друзей и по прошествии года смог доверяться им больше, и знать не изменила своему решению 278. Когда же Роберт был возвышен в короли, Карл с сильным войском своих друзей вошел в Лимож, и в течение ночи пребывал в молитвах рядом с могилой [fenestra] Св. Марциала. Привел он с собой из Аквитании сильнейших воинов, сколько мог, и отправился через Бургундию к императору Оттону 279 просить военной помощи. Франки же разделились между собой, но большая часть поддерживала Роберта. Карл же, получив подкрепление от императора Оттона, с большим войском частью из немецкого народа 280, частью из Аквитании и Франкии, вернулся во Франкию, где и сразился с ним Роберт.Знаменосцем Карла был граф Фульберт; Роберт же сам нес свой штандарт, выпустив свою бороду, полную седых волос, на броню, чтобы все могли узнать его. Король Карл угрожающе сказал Фульберту: «Берегись, о Фульберт!», и отсюда пошла поговорка: «Берегись, Фульберт». Фульберт сразил короля Роберта, разрубив его посередине головы, и войско Роберта было побеждено [15 июня 923] 281.

И после окончания битвы пришел Гугон, сын Роберта, по прозванию Капет 282, с тысячью всадников, и обратил Карла с его утомленным войском в бегство, но затем пришел к нему просителем и отдался на волю короля. Так Карл вернул себе королевство и возвел Гугона Капета в достоинство герцога, каковое по обычаю имел отец его Роберт 283. И из той военной добычи, которую он захватил, Карл, как и обещал, направил часть церкви Св. Марциала, а именно: из капеллы короля Роберта Евангелие из золота и серебра, ценную далматику из крисской 284 ткани, посеребренный фальдисторий 285, полное священное облачение, также весьма ценное, две книги Святого Предания [divine historie], ценную книгу по исчислению праздников 286, а также нешвенное знамя из золотой ткани. После же того, как король Карл покинул мир, Людовик, сын его, усердно стал править вместо него [январь 936] 287.

В это время император Никифор 288, воспитывавший мальчиков Василия 289 и Константина 290 в Константинополе, вторгся во владения сарацин и силой взял Антиохию, а также прочие сильно укрепленные города вплоть до Триполи, и вернул их грекам-христианам 291. Тогда императрица 292, мать Василия, боясь, как бы Никифор не поступил с ее детьми, как тиран, хитростью вызвала его назад, в то время как он осаждал Триполи 293 [968/969], возвестив ему письмом о том, что варвары осадили Константинополь, что было совершеннейшей ложью; и когда в субботу Святой Пасхи он молился в базилике константинопольского дворца, преклонив колени и воздавая хвалу Господу, по ее приказу четверо рабов пронзили его мечами [10 декабря 969] 294.И ввела она в заблуждение всю знать греков, заставив их думать, будто он внезапно умер от болезни. Это деяние долго оставалось скрытым, до тех пор, пока греческие сатрапы, подозревавшие что-то, не открыли его могилу и не нашли там труп с ранами от мечей 295.

XXIII. [Эбль Незаконнорожденный. Возвращение Креста в Сен-Шарру]

Затем умер Адемар, граф Пуатье, и был он похоронен в Пуатье, рядом с базиликой Св. Илария, в четвертые ноны апреля [12 апреля 926]. Также умер и Вильгельм, герцог Оверни [918, до 6 июля], и сын Рамнульфа, Эбль Незаконнорожденный, был поставлен графом как Оверни 296, так и Пуатье, упомянутым королем Карлом [902]. И сочетавшись браком с Аделью, дочерью Роза, графа руанского, родил он от нее Гийома Патлатого 297. После же смерти Вульгрина сын его Альдуин прожил 30 лет. Он принялся восстанавливать стены города Ангулема 298. В это время, при понтификате Оливы, норманны, снова начавшие частые набеги, постоянно терзали Аквитанию. Потому и случилось, что при жизни еще графа Вульгрина монахи Сен-Шарру перевезли для большей сохранности в Ангулем драгоценное древо Креста и разные украшения церкви. И когда закончились набеги норманнов, Альдуин попытался оставить это святое древо у себя в городе навсегда, отказавшись вернуть то, что было ему вверено. По этой причине он призвал из Франкии архитекторов, и приказал воздвигнуть церковь в честь Спасителя за пределами городских стен, в абсиде базилики Св. Епархия, куда и предназначил святое древо, а также приказал туда же перенести и тело Св. Епархия. И призвав из Франкии епископа Фредеберта, своего родственника, приказал освятить эту церковь в честь Спасителя. Однако не смог Фредеберт поднять тело блаженного мужа, когда хотел перенести его в эту церковь; и в самый день освящения, после того, как было принесено священное приношение [sacrificium] и окончена месса, перед алтарем Спасителя почил он во Господе тихой смертью. И перед этим же алтарем был епископ Фредеберт похоронен епископом Оливой, который и сам вскоре после этого скончался, как уже было сказано [3 сентября 892]. Граф же Альдуин был наказан телесной болезнью, которая мучала его много лет, и в народе его свирепствовал такой лютый голод, что, хоть до сих пор это было неслыханно, чернь искала друг друга, чтобы съесть, и многие, убивая других мечами, питались, подобно волкам, человеческой плотью. И, понуждаемый этими событиями, Альдуин за год до своей смерти [915] вернул в Шарру драгоценное дерево через посредство сына своего Гийома по прозвищу Железоруб [IncisorFerri] 299, а также золотой ларец, украшенный драгоценными камнями, который он сам приказал соорудить; и когда Гийом дошел до селения Лубилле 300, казнь Господня сразу прекратилась. Сам же он скончался через год, в шестые календы апреля [27 марта 916] и был похоронен рядом с отцом.

На второй год после его смерти Бернард убил Ламберта, вице-графа Марсийяка и Арнальда, брата его, в отмщение за свою сестру Санцию, которую они пытались убить 301 [918]. ГийомЖелезоруб вернул их владения брату их Одольрику, который был младшим по рождению, и сделал его своим вице-графом, как Рамнульф 302 был вице-графом Вульгрина [ок. 936]. Затем этот Бернард 303, по смерти своего отца Вильгельма, который был братом Альдуина по отцу Вульгрину, был произведен в графы Перигора. Гийом Железоруб стал владыкой Ангулема, и всю землю имел он общей с графом Бернардом, своим родственником. Упомянутый Адемар, который взял в жены сестру Бернарда Санцию, на десять лет пережил Альдуина. Санция же окончила свои дни на 11 ноны апреля [4 апреля], и была похоронена рядом с базиликой Блаженного Епархия.

XXIV. [Восстановление монашеского устава в церкви Св. Епархия]

В это время скончался епископ Гумбольд 304 [23 марта 940], и его место занял Фулькальд 305. Тогда Гийом Железоруб и его родственник Бернард, собрав совет знати, снова восстановили монашеский устав в базилике Блаженного Епархия, поставив во главе этого монастыря аббата Майнарда.Он же перед базиликой Блаженного Епархия соорудил изящную молельню в честь Св. Воскресения, и разместил там многочисленные мощи, которые привез из Иерусалима. Тогда владыка Гийом Железоруб по завещанию оставил упомянутому монастырю Блаженного Епархия такой дар: церковь Св. Илария, находящуюся в Перигоре, в викарии Пиллак, церковь Св. Евгения, находящуюся в Сентонже, в викарии Периньяк, двор Фредувилля и селение Дирак, селение Виньяк, селение Романоревиллу с церковью и манс в Гурвиле [до 945]. Это завещание он приказал утвердить и подписать собственной рукой тем, имена которых стоят ниже: граф Бернард, Арнальд, сын Бернарда 306, вице-граф Одольрик 307, вице-граф Адемар 308, Арнальд, сын Вильгельма 309, Адемар, сын этого же Вильгельма 310. Церкви же Св. Марциала он, тем не менее, отдал в дар церковь в Шантрзаке 311, что в Ангумуа, а также церковь в Мано, что в Лимузене, со всем имуществом и землей. Не было у него потомков от законной супруги, однако от наложницы родились у него упомянутые Арнальд и Адемар. Своему верному Итерию, хозяину замка Вильбуа, он подарил Сельфруэн на земле Ангумуа.

XXV. [Гийом Патлатый. Эбль, епископ Лиможа]

Между тем, после смерти графа Пуатье Эбля один его сын стал графом, другой же – епископом [934]. В самом деле, Эбль, с согласия короля Людовика, стал понтификом Лиможа 312. Гийом же по прозвищу Патлатый 313 был возведен упомянутым королем в достоинство графа Оверни, Веле, Лиможа и Пуатье, и стал он герцогом Аквитании 314. Он предоставил своему брату аббатство Св. Илария [в Пуатье] и Св. Максенция, а также некоторые другие владения на пуатевинской земле. Был этот Эбль добрым пастырем церкви, и он завершил строительство укреплений собора Св. Стефана в Лиможе, которые в большой степени воздвиг епископ Турпион, его предшественник. Соорудил он также с самого начала укрепления церкви Св. Илария, и разместил там каноников, поскольку при нашествии норманнов это место было оставлено монахами, которые обитали там ранее. Восстановил он также монастырь Св. Максенция, и закончил сооружение укреплений по всей окружности. Восстановил он и монастырь Св. Михаила, который называется Сен-Мишель-ан-л’Эрм 315, и сотворил в делах Божиих многое другое, достойное хвалы. После кончины своей был он погребен в базилике упомянутого монастыря святого ангела [976, после марта].

Предшественник же его Турпион 316, рода знатнейшего, дядя Роберта, вице-графа Обюсона 317, превосходил многих в делах Божиих, и в высшей степени чтил он Одона, аббата клюнийского монастыря 318. Почтеннейший же Одон, по просьбе Турпиона, составил житие Св. Геральда и сочинил весьма полезную книгу о презрении к миру 319. Этот епископ [Турпион] совершал за свою жизнь многочисленные чудеса, и по кончине своей в Обюссоне был похоронен в базилике Сен-Вори [944]

Эбль же был тридцать девятым епископом, считая со Св. Марциала, и чтобы была ему поддержка в делах епископских, взял он себе в помощь хорепископа Бенедикта, которого он воспитывал с детства. Тот же был позднее взят в плен Гелием, графом Перигора 320, и был лишен зрения; из-за этого Эбль страшно и невыносимо страдал вплоть до дня своей смерти: ведь он хотел оставить Бенедикта после себя в качестве наследника. Этот Гелий, сын Бозона Старшего из Марки 321, вступив в битву с вице-графом Лиможа Геральдом 322 и сыном его Гвидоном 323, вышел из нее победителем; а затем был обманом вместе со своим братом Альдебертом захвачен Гвидоном, и был брошен в узилище в замке Монтиньяк 324. Но когда, по предложению герцога Гийома, его уже должны были лишить зрения в наказание за упомянутого хорепископа, с Божьей помощью он совершил побег из узилища и вскоре после этого умер паломником на службе Божией, по дороге в Рим [до 975]. Альдеберт же, брат его, сперва в течение долго времени содержавшийся под стражей в башне города Лиможа, затем был освобожден и вступил в брак с сестрой вице-графа Гвидона, от которой родил сына Бернарда.

XXVI. [Одон Клюнийский. Теотолон Турский]

В эти дни, еще при жизни епископа Турпиона, Теотолон 325 и упомянутый Одон, бывшие прославленнейшими каноникам церкви Св. Мартина [в Туре], следуя евангельскому учению 326, оставили все и нищими последовали за нищим Христом, и в клюнийском монастыре приняли святой устав и стали жить монашеской жизнью. Затем, по воле Божией, Одон стал аббатом, вторым аббатом этого монастыря [13 января 927]. Итак, первым был Бернон 327, а вторым – Одон. Теотолон же по приказу своего аббата и против своей воли был посвящен в архиепископы Тура [ок. 933].

Этот святейший муж Одон был в высшей степени образован в свободных искусствах, а также пылала в нем великая любовь к Богу, и ревностно своим примером и ученостью он боролся за восстановление апостольского устава, то есть монашеского.

XXVII. [Вильгельм Длинный Меч]

Затем, после смерти Роза, графа Руана, стал во главе его владений сын его Вильгельм 328 [927]; этот Вильгельм был крещен еще в детстве, и все то множество норманнов, которые расселялись рядом с Франкией, приняли веру Христову, и, отринув языческий язык, приучились к латинской речи 329.После того же, как Вильгельм был коварно убит Арнульфом, графом фландрским 330, ему наследовал сын его Ричард, ставший христианнейшим правителем [943] 331. Воздвиг он в той Нормандии, которая раньше называлась Франкской и Бретонской маркой, монастырь Мон-Сен-Мишель, куда определил монахов [до 966], а также монастырь Фекан в честь Св. Троицы, куда он также определил монахов, и где сам и был похоронен [990].

В это время, после кончины короля франков Людовика, стал править вместо него Лотарь [IV], сын его, рожденный от королевы Герберги 332 [954].

XXVIII. [Восстановление монашеского устава в церкви Св. Епархия]

В каковое время Фулькальд, епископ Ангулема, управлявший епархией в течение двенадцати лет, скончался, и был похоронен в базилике Св. Епархия [951, 10 февраля]. Сменил его в качестве епископа Эбль, который сам также управлял епархией двенадцать лет и после этого был похоронен рядом с базиликой Св. Епархия [964, 18 января]. Вильгельм же Железоруб, который получил это прозвище потому, что во время сражения с норманнами, когда ни одна из сторон не уступала другой, на следующий день по договору между врагами сразился он в поединке с королем норманнов Сторином 333, и крепчайшим мечом по имени Кортен 334, который выковал кузнец Валанд 335, он пронзил его вместе с кольчугой одним ударом в самую середину груди. После же своей кончины был он похоронен рядом с базиликой Св. Епархия [6 августа 962]. И в течение тридцати лет был вместо него владыкой Бернард, граф Перигора, а после него – сын его, Арнольд по прозванию Боирраций 336. Это прозвание было ему дано по названию той одежды [burra], в которой, закованный в кольчугу и шлем, он напал в поле на дьявольского волка, пожиравшего людей, и, поймав его руками, отдал его своим воинам, чтобы те убили зверя.За ним же правил Гийом Талейран [Talerandus] 337, затем – Рамнульф Бомпарий 338, а потом – Ричард Неразумный 339.

Арнольд же отнял у церкви Св. Епархия селение Салль и передал его Гелию, владыке Вильбуа, и из-за этого погиб, сраженный ангелом, и на самом пороге смерти в качестве возмещения ущерба отдал он церкви Св. Епархия селение Жарнак, и был похоронен рядом с этой базиликой. После смерти же его брата Вильгельма, Рамнульф был убит в битве Арнольдом Незаконнорожденным 340, сыном Гийома Железоруба, и тот стал править Ангулемом, как раньше правил его отец, изгнал Ричарда Неразумного [27 июля 975]. Пленил он также в сражении клирика Гозберта, брата графа Гелия, и вернул его Гийому, сыну Гийома Патлатого, своему сеньору, и в порядке отмщения за хорепископа Бенедикта удовольствовался тем, что лишил его зрения. После того же, как умер ГийомПатлатый[13 апреля 963] и был похоронен в церкви Св. Киприана, стал герцогом Аквитании вместо него упомянутый сын его Гийом 341. Принял он в супруги дочь Тибо Шампанского 342 по имени Эмма 343, и родил от нее сына Гийома[около 968].

XXIX. [Гаймерик, аббат Св. Марциала]

В это время умер Гаймерик 344, который как аббат Св. Марциала наследовал Гонсинду, который, в свою очередь, хоть и не был сам монахом, в самом конце своих дней все же принял монашеский обет, поскольку король Людовик, боясь, как бы тот не стал управлять тиранически, вверил ему владения Св. Марциала только заставив того поклясться на Святых Дарах, что тот в будущем станет монахом.

Этот Гаймерик заставил ввериться на свою милость Геральда, вице-графа Лиможа 345, и Бозона Старшего из Марки. Соорудил он замок Ранкон 346. Также рядом с Шамбонским монастырем 347 взял он силой замок Шамбоншар, и разрушил его, поскольку монахи докучали ему.

XXX. [Гугон Капет. Одон Клюнийский]

Король же Лотарь отбыл в Лимож и провел какое-то время в Аквитании [982/983]. Вернувшись оттуда, был он отравлен королевой, своей женой, которая изменяла ему [986] 348. Оставил он сына Людовика, который на год лишь пережил отца, и сам был посредством колдовского напитка убит своей супругой по имени Бланка 349. Принять власть вместо него хотел дядя его Карл 350, но не удалось ему это, поскольку Господь своим суждением выбрал короля лучшего, чем он. А именно случилось так, что Асцелин из города Лана 351, на неделе перед Пасхой после трапезы 352, обманом пленил Карла, возлежавшего в постели [30 марта 991], и с согласия большинства герцог Гугон [Капет], сын Гугона Капета [Великого], был возведен на трон [3 июля 987] 353. Карла же содержали в темнице в Орлеане вплоть до его смерти – здесь породил он двух сыновей – Карла и Людовика; они, изгнанные франками, отправились к римскому императору и стали жить у него [до 995].

Однако Гийом, герцог Аквитании, не одобрявший злодеяния франков, не хотел покориться Гугону. Оттого получилось так, что Гугон, собрав войско франков, окружил город Пуатье, и истомил его осадой. Но когда же, не достигнув желаемого, он возвращался назад, то Гийом с войском аквитанцев преследовал его вплоть до самой Луары. Здесь сошлись в тяжелом сражении упорство франков и аквитанцев, и много крови тех и других было пролито, но одолели все же франки, и так они и возвратились. После этого Гийом заключил с Гугоном и сыном его Робертом мирный договор 354. И король Гугон, являя собой Божью благодать, словно бы раскаиваясь за свои грехи, стал милосерднейшим защитником Божьей церкви. В самом деле, верили, что потомки Карла по той причине оказались свергнуты с престола, что давно уже они пренебрегали Божьей благодатью, и скорее презирали они церкви, а не воздвигали новые. В монастыре же блаженного Дионисия, в котором прежний монашеский устав уже давно был испорчен, король Гугон с почетом к уставу, что было верно в очах Господа, и достойнейше восстановил устав руками достопочтенного аббата Одилона 355; вместе с тем и некоторые другие монастыри святых он приказал восстановить в красоте прежнего порядка.

В эти дни Св. Майол, аббат Клюни 356, наследник Св. Одона, отошел ко Господу в монастыре Сувиньи, что в Оверни (11 мая 994), и, будучи похороненным здесь же, прославился чудесами; занял его место против своей воли, но выбранный и самим Одоном, и всей братией, вышеназванный Одилон. В это время шла тяжелейшая война между герцогом Гийомом и графом Анжу Жоффруа 357. Но Жоффруа, вынужденный к этому обстоятельствами, покорился герцогу Гийому, отдался на его власть, и получил в качестве бенефиция замок Луден, и также некоторые крепости в области Пуату [до 975].

XXXI. [Оттон III. Св. Адальберт и Св. Брунон. Крещение Венгрии и Руси. Гробница Карла Великого. Папа Сильвестр II]

В это время, после смерти Оттона II, стал императором сын его Оттон, третий как по имени, так и по делам своим. Усердно занимался он философией и многое делал к пользе Христовой, чтобы перед лицом Судии вернуть талант удвоенным 358. По воле Божией он смог обратить к поклонению Господу соседние народы, преданные до тех пор идолищам.

Были, кроме того, при нем два весьма уважаемых епископа, а именно Св. Адальберт, архиепископ города Праги 359, что в провинции Богемия, а также Св. Брунон, епископ Аугсбурга, что в провинции Бавария, родственник императора 360. Был Св. Адальберт маленького роста, Св. Брунон же телом был весьма высок. И каждый раз, когда Св. Адальберт был при дворе императора, глубокой ночью он босой ходил в лес и, так, чтобы никто об это не знал, сам на плечах приносил к себе хворост. Потом он продавал этот хворост, чтобы обеспечить себя пропитанием. Император же об этом узнал много позднее, и так как он почитал Адальберта святым, однажды в одном из привычных разговоров он сказал ему в шутку: «Такой епископ, как вы, должен отправиться проповедовать славянским народам 361». Тогда епископ, облобызав ноги императору, сказал, что немедленно отправится туда, и после этого император уже не мог отправить его от этого намерения. И попросил сам епископ, чтобы на его место в Праге был поставлен архиепископ, которого тот сам изберет, и император охотно согласился на это 362. И, приготовив все необходимое, босым отбыл он в провинцию Полонию, где никто не слышал имени Христа, и принялся проповедовать Евангелие [997].

Примеру его последовал и епископ Брунон, который попросил императора, чтобы тот вместо него приказал на его престол того епископа, который сам Брунон выбрал, по имени Одольрик 363. Сделав это, сам Брунон смиренно отбыл в провинцию Венгрию, которую называют Белой Венгрией, чтобы отличить ее от Черной Венгрии, поскольку народ последней кожей черен, словно эфиопы 364. Святой же Адальберт обратил в веру Христову четыре этих провинции, которые до тех пор был погружены в языческое заблуждение – а именно Полонию, Славонию, Варедонию и Краковию 365.

И после того, как он укрепил эти провинции в вере, отбыл он в провинцию печенегов [Pincenati] 366, чтобы проповедовать им Господа. Этот же народ, весьма почитавший идолищ, через восемь дней после того, как Адальберт прибыл к ним и начал возвещать им Христа, на девятый день, узнав, где он читает проповеди, напали на него и, пронзив стрелами и мечами, сделали его мучеником Христовым. После чего, усекнув главу его, потопили они его тело в большом озере, главу же бросили в поле на поругание зверям. Ангел же Господень взял главу его и положил на землю рядом с телом на дальнем берегу; и здесь недвижно, неприкосновенно и нетленно осталась она вплоть до дня, когда увидели ее торговцы, проплывавшие этим местом. И взяв святое сокровище, открыли они его в Славонии. Узнав об этом, король Славонии по имени Болеслав 367, которого крестил сам Св. Адальберт, принес богатые дары торговцам и с почетом принял главу его и тело, и соорудил в его честь величайший монастырь 368, и совершались многие чудеса в честь этого мученика Христова. Претерпел страсти же Св. Адальберт в 23 день апреля, то есть в 8 календы мая [23 апреля 997].

Святой же Брунон обратил в веру Венгрию и другую провинцию, что называется Русью [Russia] 369. Крестил он короля Венгрии, по имени Геза, и, изменив ему имя, назвал его в крещении Стефаном 370; император же Оттон в день рождения первомученика Стефана восприял его от купели крещения 371, и позволил ему свободно править в своем королевстве, дав ему позволение всюду носить с собой святое копье, как это было в обычае у самого императора, и дал ему реликвии – гвозди из Креста Господня, а также уступил ему копье Св. Маврикия 372, чтобы тот пользовался им, как собственным [1 января 1001 г.]. Вышеназванный же король приказал сыну своему также креститься у Св. Брунона и взять имя, как и у него, – Стефан. И этому сыну его, Стефану, император Оттон дал в качестве жены сестру Генриха, впоследствии императора [996] 373.

Святой же Брунон, который отправился к печенегам 374, чтобы проповедовать им Христа, претерпел у них страсти, как подвергся страстям и Св. Адальберт.Ведь печенеги, одержимые дьявольским бешенством, вынули из него все внутренности через небольшую рану в боку, и стал он таким образом отважнейшим Господним мучеником 375. Тело его выкупил за великую цену народ русов, и на Руси соорудили монастырь его имени, который начал славиться великими чудесами. Вскорости пришел на Русь некий епископ из греков и обратил ту часть этой провинции, которая до тех пор была предана идолищам, и убедил их отпускать бороды, а также перенять другие греческие нравы 376. Одольрик же, который сменил Св. Брунона, отбыв ко Господу, удостоился блистать великим чудесами, и за пределами города Аугсбурга воздвиг монастырь его имени Брунон, наследник его, брат императора Генриха. Этот город у римлян называется Валентиной, по имени императора, который первым его основал 377.

В эти дни было императору Оттону явлено во сне, что он должен перенести тело императора Карла Великого, который был погребен в Аахене; но так как из-за давности лет это было забыто, не было известно точное место, где он был захоронен 378. И после трехдневного поста, было найдено тело Карла в том месте, которое по видению узнал император, восседавшим на золотом троне внутри закругленной пещеры под базиликой Марии; на голове у него был венец из золота и драгоценных камней, держал он скипетр и меч из чистейшего золота, и тело его было обнаружено нетленным. И после того, как тело достали, показали его народу. Тогда некий каноник этой церкви Адальберт, бывший огромного роста и широкий телом, возложил на себя корону Карла, словно для того, чтобы измерить его голову, и обнаружилось, что его голова была ýже головы императора, и окружность короны превосходила размер его головы. Сравнив также свою ногу с меркой ноги короля, обнаружилось, что и она короче, и по божественномуправосудию вскоре сломал он эту ногу; после чего прожил он сорок лет, но до самой смерти остался калекой. Тело же Карла было помещено в правой части упомянутой базилики, за алтарем Св. Иоанна Крестителя, и на нем было сооружено великолепное надгробие, которое начало славиться множеством знамений и чудес. И над ним не проводят никаких церемоний, кроме обычных, в честь ежегодного поминовения усопших. Золотой трон император Оттон отослал королю Болеславу для мощей святого мученика Адальберта. Король же Болеслав, приняв дар, послал императору руку от тела этого святого, и император с радостью принял ее, приказав в честь святого мученика Адальберта построить чудесную базилику в Аахене и разместить там общину служительниц Господа 379. Воздвиг он также и другой монастырь в Риме в честь этого мученика.

В то же время Герберт из Аквитании, происхождения весьма низкого, бывший монахом монастыря Св. Геральда Орильякского, благодаря своей премудрости освещая сперва Франкию, затем Кордову 380, получив признание от короля Гугона, был наделен архиепископством Реймсским, а затем, будучи признан императором Оттоном, был сделан архиепископом Равенны, отринув архиепископство Реймсское [991]. И после этого, когда скончался папа Григорий, брат императора 381, этот же Герберт был вознесен императором в папы римские – это приобрел он своей премудростью [28 апреля 998]. И изменил он свое прежнее имя, и стал прозываться Сильвестр 382. А префект Рима Кресценций 383, который хотел отнять у Оттона Римскую империю, заперся в башне, которую называют Межнебесной [Intercoelis] 384, и долго укрывался в ней, но после того, как башня была взята, из-за предательства жены он был взят в плен, и по приказу императора отправился на виселицу; был по нему в Риме плач великий [апрель 998].

Тогда же умер Гугон, король франков, любивший святую церковь и в высшей степени служивший правосудию [22/26 ноября 996], и стал править вместо него сын его Роберт, человек славнейшей чести и великого благочестия, украшение клириков, кормилец монахов, отец бедным, усердный почитатель Господа, в смирении подобный царю Давиду, король не только над народами, но и над нравами своими.

XXXII. [Василий II]

В это же время восставшие болгары весьма волновали Грецию, и император Василий, весьма озлобленный на них, принес Господу обет, что станет монахом, если покорит грекам народ болгар. И в течение пятнадцати лет сражался он с ними 385, но был разбит в двух великих битвах 386. Наконец, убив царей болгар Самуила и Аарона – но не в открытом бою, а греческим коварством 387 [6 октября 1014], – овладел он их землями, и сокрушил он их сильнейшие города и крепости, и повсюду поставил греческие гарнизоны, а большую часть народа болгар увел в плен. И как и приносил он обет, тайно был он облечен в монашеское платье по греческому образцу, и остался в нем на все время своей жизни, воздерживаясь от страстей плоти, будучи снаружи одет в императорское одеяние 388. Затем, когда взбунтовалась Иберия 389, семь лет он усмирял ее, пока все не покорились его воле [1020-1025].

XXXIII. [Смерть Оттона III. Св. Стефан]

Скончался также Ричард Руанский, и был предан он погребению в Фекане, и наследовал ему сын его, также именем Ричард 390 [996]. Был он рассудительнейшим, славным во всем и любил церкви.

Император же Оттон, не оставив потомства, погиб, отравленный ядовитым напитком в Беневенте 391, и принял власть над империей после него его родственник Генрих [II] [24 января 1002]. Тело же Оттона было отнесено в Рим и там захоронено. Тогда Герберт, архиепископ Кёльнский, взял с собой в Баварию скипетр, корону и копье Св. Маврикия скончавшегося императора, и передал их с согласия всех епископов Генриху 392. Стефан же, король Венгрии, пойдя войной на Черную Венгрию, смог силой, страхом, но в то же время и любовью обратить всю эту землю в истинную веру.

XXXIV. [Альдеберт, граф Перигора]

В это время Альдеберт 393, упомянутый выше граф Перигора, сын Бозона Старшего от сестры упомянутого Бернарда по имени Эмма, пошел с войной на город Пуатье и вышел из битвы победителем, совершив великое побоище, поскольку горожане слишком торопливо, куда раньше, чем следовало, вышли с ним на битву. Принял он также капитуляцию города Тура, тяжело разоренного осадой, и дал его в дар графу Фулькону Анжуйскому 394, но этот последний некоторое время спустя из-за коварной хитростивице – графа и граждан потерял Тур, и его снова вернул себе Одон, граф Шампани 395. В то же время, когда он осаждал Тур, король франков не осмелился вызвать его на сражение, но отправил ему такое послание: «Кто сделал тебя графом?» И Альдеберт ответил ему: «Кто сделал тебя королем?» Герцог же Вильгельм, оставивший мир и облачившийся в одежды монаха, был погребен в монастыре Св. Максенция и владениями его после его смерти весьма усердно управлял сын его Гийом [996].

Альдеберт же захватил и разрушил замок Жансе, Гийом из Пуатье его восстановил, и когда Альдеберт осаждал его, чтобы вторично разрушить, и уже уверенный в своей победе, объезжал его на коне без доспехов, был он смертельно ранен стрелой и погребен в Сен-Шарру [997]; и править стал вместо него граф Бозон, его брат 396. Тогда Гийом, женившись на Адальмоде 397, супруге вышеописанного Альдеберта, послал за королем Робертом, чтобы тот захватил замок Беллак 398, который удерживал Бозон 399. Соорудил этот замок Бозон Старший в Лимузенской марке. Вся воинская мощь Франкии и Аквитании собралась там, но не смогли они взять замок и через долгое время отступили вместе с королем [ок. 995-997].

В это же время, когда вышеупомянутый герцог, а также четыре графа с сильным войском, осаждал замок Брос 400, принадлежавший вице-графу Гвидону, Гвидон с лимузенцами напал на осаждавших и, многих среди них перебив и одержав победу, снял осаду [986 или 996-997].

XXXV. [Альдегерий и Илдуин, епископы Лиможа. Мор в Лимузене]

Арнольд же, граф Ангулема, из богобоязненности соорудивший небольшое обиталище монахов в церкви Сент-Аман-де-Буа 401, и поставивший там досточтимого аббата по имени Франкон, стал монахом в церкви Св. Епархия, и был похоронен там в четвертые ноны марта рядом со своим отцом [4 марта 988]. Тогда епископ лиможский Альдегерий 402, сменивший Эбля, отправился во Франкию с драгоценнейшими одеждами священника из церкви Св. Марциала, и там он внезапно умер и был похоронен в Сен-Дени, и за погребение свое он отдал ту драгоценную утварь, которую он принес с собой из церкви Св. Марциала [10/11 июня 990]. Наследовал ему по решению герцога Гийома епископ Илдуин, брат его 403, и был он помазан в Ангулеме архиепископом Бордо Гумбальдом 404, а также Фротерием, епископом Перигё 405, Аббоном, епископом Сента 406 и Гугоном, епископом Ангулема 407, который интронизировал его в Лиможе – сперва на переносной кафедре в церкви Св. Геральда 408, а затем – на престоле Св. Марциала [990, до 23 августа].

Вышеназванный же Арнольд оставил после себя наследником как графа сына своего Гийома 409. Кроме того, епископ Фулькальд прожил двенадцать лет, и наследником его стал Рамнульф. Это последний был епископом в течение девяти лет, и умирая, решил быть похороненным в базилике Св. Епархия, как и Фулькальд; а упомянутый Гугон держал епископат в течение двадцати лет, и сам, приняв монашеский обет, был похоронен в базилике Св. Епархия; после него же был Гримоард, а затем епископ Роон 410.

В это время огненный мор поразил Лимузен [994].Бесчисленные тела как мужчин, так и женщин пожирал невидимый огонь, и повсюду наполнилась земля плачем 411. Тогда Жоффруа, аббат Св. Марциала 412, который наследовал Гигону 413 [991], и епископ Илдуин, посоветовавшись с герцогом Гийомом, предписали всему Лиможу трехдневный пост. Тогда все епископы Аквитании собрались воедино в Лиможе, и торжественно свезли туда отовсюду все мощи и реликвии святых, и тело Св. Марциала, патрона Галлии 414, было поднято из его погребения, отчего все наполнились великой радостью, и вся болезнь повсюду прекратилась, и воцарились повсюду взаимный мирный договор и справедливость между герцогом и князьями 415 [12-15 ноября 994].

Епископ же Илдуин за три года до смерти, побужденный диаволом, разрушил монастырь Св. Стефана в Эмутье, который Хильдегарий украсил большой братией монахов; Илдуин же поставил там каноников. По причине этого проступка позаботился он о том, чтобы собрать внутри города Лиможа монахов, подчиненных уставу, в церкви Св. Мартина 416. Часто этот Илдуин, по причине грабежей, которые производили воины, и разорения, доставляемого бедным, устанавливал новое распоряжение, а именно – церквям и монастырям прекращать служение Господу и святое причастие, а народу – прекращать хвалу Господу, словно язычникам, и это распоряжение считал как бы отлучением 417. Этот же первосвященник, когда народ в Эво 418, что в его диоцезе, был мучим голодом, чтобы не постигла их голодная смерть, предписал есть мясо, и все обитатели этой крепости кормились мясом; потом же этот первосвященник убедил их принести покаяние.

Брат его, вышеупомянутый Гвидон, вице-граф лиможский 419, когда граф Бозон отбыл в Рим, при возможности воздвиг замок напротив Брантомского монастыря 420. Но Бозон по своём возвращении немедленно сразился с ним на Каррациевом поле [Campo Carracio] 421, и Бозон вышел победителем, разрушил замок: много в этой битве было пролито крови, и Гвидон, раненый, спасся бегством.

XXXVI. [Гримоард, епископ Ангулема, и вице-граф Гвидон]

В это время епископ Гримоард, принеся богатые дары, испросил у графа Гийома монастырь Св. Епархия и предъявил свои права на него, и в течении многих лет оставлял его без аббата, и многое имущество этого монастыря, забрав из него, раздал он своим родственникам и другим светским людям. И верно, все графы Ангулема, со времени короля франков Хильдеберта, кем был основан этот монастырь, были известны тем, что поддерживали монастырь и были ему защитниками и управляющими, а за эту защиту имели в бенефиции селение Ранконь. Также упомянутый епископ дал Гаймерику, своему брату и сеньору Мюссидана, во владение монастырь в Тремола 422, который вплоть до этого времени всегда был во владении ангулемского монастыря. Располагается этот монастырь в земле Перигора, и есть при нем церковь в честь Богородицы, где похоронены Феликс Авреол, граф Перигора, отец Св. Епархия, и Принципия, мать этого исповедника, поскольку церковь эта располагалась в их собственных наследственных владениях. Через несколько лет вышеупомянутый Гаймерик дал этот монастырь в бенефиций своим сеньорам, которые прозывались «адскими» [infernales], и это владение было полностью отнято от древнего права Св. Епархия.

По прошествии времени вице-граф Гвидон, взяв в плен епископа Гримоарда из-за монастыря в Брантоме, который тот требовал себе в дар, держал его в темнице в Лиможской башне. И освобожденный Гвидоном с рядом условий, отправился он в Рим и подал жалобу папе Герберту. Гвидон был вызван в Рим на папский суд. Дело рассматривалось в святейший день Пасхи [23 марта 1003], и сенат 423 вынес следующее судебное решение: что каждый, кто возьмет в плен епископа, должен быть привязан за ноги к шеям необъезженных лошадей, ими разорван, а затем – растерзан дикими зверями. Гвидон же был выдан под стражей епископу Гримоарду, чтобы на третий день быть выданным на казнь. Однако эти двое смогли договориться между собой, стали друзьями и до означенного дня, тайно покинув Рим, вернулись домой.

XXXVII. [Генрих I. Основание Бамберга]

Император же Генрих, узнав о вражде ломбардцев против себя, послал своего племянника, Радульфа, короля Бургундии, который осадил Павию и предал ее огню; он построил себе в городе дворец и подчинил себе восставших 424 [май 1004]. Когда же князья греков вторглись в область его империи, собрал он поход и дошел вплоть до берегов Апулии, и изгонял греков, захватывая их города – вплоть до тех пор, пока не поразил его войско мор, и тогда пришлось ему вернуться 425 [1022].

Затем в немецкой земле построил он заново город, называемый Бамберг, который папа Бенедикт освятил в честь Богородицы, и приписал к нему приходы в его окрестностях, основанные в виках и крепостях язычников по мере того, как они обращались 426.

Подарил он клюнийскому монастырю золотой скипетр, золотой шар 427, золотые императорские одежды, золотой венец, золотое распятие, весившее около ста ливров, и много другое; часто вел он задушевные разговоры с Одилоном, аббатом этого места, и в своем дворце ставил его впереди всех остальных.

XXXVIII. [Гибель Эрменгола, графа Ургельского, в сражении с сарацинами]

В это время Эрменгол, граф Ургельский, после многочисленных триумфов над маврами и сарацинами, дав последнее сражение, перебил неисчислимое количества сарацин, и, когда возвращался с победой, устремился на другое, подошедшее войско мавров. И, отправившись преследовать их с небольшим отрядом, многих врагов он сразил, но и сам был убит [22 мая 1010].Сарацины унесли с собой его голову, как великое сокровище. И царь их приказал голову набальзамировать и облечь в золото, и всегда носил ее с собой в сражениях для того, чтобы побеждать 428.

XXXIX. [Кончина Аббона из Флёри. Гозлен, архиепископ Буржский. Санчо, герцог Гаскони]

В это время аббат монастыря Св. Бенедикта во Флёри на Луаре 429, муж высочайшей мудрости по имени Аббон, направляясь в Гасконь и проходя через Ангулем, в месяце ноябре был принят в монастыре Блаженного Епархия [1003/1004] 430. Когда же он пришел в церковь Св. Петра в Реоле 431, которая находится во владении монастыря Св. Бенедикта во Франкии, там взбунтовались против него гасконцы и убили; там же он был похоронен и начал славиться чудесами после своей смерти. Пастырский его жезл был отправлен назад во Франкию. Бернард же, герцог Гаскони 432, наказал убийц такого достойного мужа смертью: одних повесил, других предал огню, а все земли в Реоле вместе с церковью Св. Петра, на которые до тех пор предъявляли права захватчики, с этого момента бесспорно передал во владение франкским монахам аббатства Св. Бенедикта.

Король же Роберт поставил вместо покойного аббата Гозлина, хоть и сопротивлялись этому монахи, не хотевшие, чтобы над ним стоял сын шлюхи [filium scorti]. А был он незаконнорожденным сыном знатнейшего князя франков, с юных лет воспитывавшийся в монастыре Св. Бенедикта 433. Затем, после смерти архиепископа Дагоберта 434 [1 декабря 1012], король вышеупомянутого Гозлина поставил архиепископом Буржским. Но жители Буржа 435 в течение пяти лет возмущались, не желая впустить его в город, восклицая в один голос: «Недостоин возглавлять церковь сын шлюхи!» Затем же, при посредничестве аббата Одилона взяла верх воля короля, и по Божьей воле Гозлин занял свой престол.

После того, как Бернард из-за женских козней лишился жизни (здоровье его было подорвано злым чародейством), Санчо, брат его, стал герцогом Гаскони 436 [25 декабря 1010]. И после кончины супруги Гийома, герцога Пуатье, от которой родился у них сын Гийом, этот герцог взял себе в жены Бриску, сестру Санчо, которая родила ему сына Одона 437 [1011].

XL. [Отнесение древа Св. Креста в Ангулем]

В это же самое время, когда умер Жоффруа, аббат монастыря Св. Марциала, и наследовал ему Адальбальд, уважавший [монашеский] устав 438 [11 октября 998], а Гвидон и епископ Альдуин, брат его, благополучно вернулись из Иерусалима, могила Св. Епархия стала славиться бесчисленными чудесами более обычного. И явилось в ясном видении Фульхерию, аббату Сен-Шарру, и его монахам, что должны они отнести святое древо Креста к могиле Св. Епархия. И было это сделано посредством привычного собрания, и заботами аббата Ангулема Ренальда было святое древо принято в базилике Блаженного Епархия в день, ему посвященный, а именно – в первый день месяца июля; и когда выполнил он все, что было предписано божественным благочестием, монахи Сен-Шарру, поприветствовав своих ангулемских братьев, со славой вернулись к себе вместе со святым древом 439. Достоверно известно, что это древо Креста происходит от Креста Господня, который Иерусалимский патриарх отправил Карлу Великому, а этот император разместил его в той базилике, которую основал граф Лиможа Ротгерий в честь Спасителя [13 мая 783]. Место это на старом языке Галлов называется Шарру [Carrofus] по причине близости телег [carrorum], то есть общественных повозок, а затем по причине преклонения перед Крестом порешили его называть Сен-Шарру.

Текст переведен по изданию: Ademari Cabannensis Chronicon // Corpus Christianorum. Continuatio Medievalis, Vol. 129. Brepols. 1999

© сетевая версия - Тhietmar. 2010
© перевод - Андерсен В. В. 2010
© комментарии - Андерсен В. В. 2010
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Corpus Christianorum. 1999