Комментарии

1. Напечатано в «Patrologiae cursus completus». Series secunda, t. 178, col. 1339-1349.

2. То есть согласно Марку Туллию Цицерону.

3. См. комментарий 33 к «Истории моих бедствий» Абеляра.

4. Литературное значение слова «ossum» совпадает со значением единственного числа от «ossa» («кости»). Слова «os», «ога» – единственное и множественное число слова, имеющего значение, «рот», «уста».

5. Представление о пасхальном агнце связано с иудейским пасхальным обрядом, сопровождавшимся закланием и съедением ягненка.

6. Апокрифические сочинения – памятники религиозной литературы, трактовавшие религиозные сюжеты с отступлениями от официальной церковной традиции. В IV в. был принят канон, в который вошли произведения, рассматриваемые церковью как непогрешимые (прежде всего Ветхий и Новый заветы). Остальные же были объявлены апокрифическими и негодными для церковного использования (см. ниже комментарий 34).

7. Матфей, Иоанн и Марк – по христианской легенде, авторы евангелий.

8. В древнегреческом письме цифры обычно обозначались буквами. Буква «гамма» (γ') означала «3». Особый знак «эписим» служил для обозначения цифры «6».

9. Иеремия и Захария – библейские пророки.

10. Галаты – кельтские племена, вторгшиеся в III в. до н. э. в Малую Азию и заселившие ее центральную часть.

11. Петр и Павел – согласно церковной традиции, создатели христианской церкви, называющиеся соапостолами. Авторств} Павла церковь приписывает послания, входящие в Новый завет.

12. См. комментарий 90 к «Истории моих бедствий» Абеляра.

13. Иларий (Hilarius) – епископ Пуатье (IV в.), один из видных церковных писателей.

14. Псалмы (от ψαλμος – песнь, исполняемая под аккомпанемент арфы) – религиозные песни и молитвы. Гомилия (от ομιλια – духовная беседа) – религиозное произведение, имеющее характер проповеди.

15. Согласно христианской легенде Иосиф был мужем девы Марии, матери Иисуса Христа. Отцом же Христа считается бог-отец.

16. Мелхиседек – царь, упоминаемый в одной из библейских легенд.

17. Самуил – по библейской легенде израильский судья.

18. Т. е. в соответствии с мнением, общераспространенным среди людей.

19. Овидий. «Искусство любви», I, 349-350.

20. См. комментарий 7 к «Диалогу между философом, иудеем и христианином» П. Абеляра.

21. «Топика» является произведением Цицерона, которое Боэций снабдил комментарием. Топика (topice) как предмет – учение о риторическом изложении какой-либо темы.

22. «Об обязанностях» – философское произведение Цицерона, посвященное вопросам морали.

23. См. Цицерон. Об обязанностях, кн. II, гл. 9-10 (М. Tullii Сісеronis de officiis libri tres, Lipsiae, 1876).

24. Исидор (560-636) – епископ севильский. Известен как автор энциклопедического сочинения «Этимологии», в котором он, в частности, трактует «о семи свободных искусствах».

25. Имеется в виду апостол Петр.

26. «Энхиридион» (от ἐν – «в» и χειρ – «рука»), т. е. «Руководство» – религиозное произведение, приписываемое папе Льву III.

27. В библейской легенде нет сведений о поездке апостола Павла в Испанию.

28. Киприан и Агриппин (III в.) – карфагенские епископы.

29. В данном случае слово «католические» употреблено в своем первоначальном значении, т. е. «всеобщие», «общепризнанные».

30. Имеется в виду еретик Фауст.

31. См. выше комментарий 6.

32. То есть императора.

33. Имеется в виду евангельская легенда о Христе, оказавшемся в двенадцатилетнем возрасте среди ученых мудрецов и поразившем их всех своими вопросами.

34. Геласий I занимал папский престол с 492 по 496 г. При нем был издан декрет, в котором впервые перечислялись запрещенные книги и устанавливалось строгое различие между ортодоксальной и апокрифической литературой (см. выше комментарий 6).