Комментарии

1. Письма печатаются в их хронологической последовательности. Нумерация писем дается по «Patrologiae cursus completus». Series secunda, t. 182.

2. Автор письма – друг Бернара Клервоского – Гильом, аббат монастыря Сен-Тьерри, находящегося возле Реймса. Письмо было написано в 1139 г., т. е. ранее всех писем Бернара против Абеляра, что явствует уже из начала письма. Напечатано в «PatroIogiae cursus complelus». Series secunda, t. 182, col. 531-533. Об этом письме см. Н. А. Сидорова, «Очерки по истории ранней городской культуры во Франции», стр. 380-383.

3. Под названием «Теология Петра Абеляра» Гильом имеет в виду «Введение в теологию» (Introductio ad theologiam). Последнее название произведению дал сам Абеляр.

4. Более пространной редакцией произведения, разбираемого Гильомом, является «Христианская теология» Абеляра.

5. Таинство евхаристии (от εύχαριστία – «благодарение») или причащения – главное таинство христианской религии, во время которого (согласно христианскому вероучению) верующие, «вкушая хлеб и вино», вкушают якобы тело и кровь Иисуса Христа и таким образом приобретают часть его святости. Церковь учит, что это освобождает причастившихся от грехов и обеспечивает им спасение в потусторонней жизни.

6. Гильом имеет в виду свой трактат против учения Абеляра, посланный Готфриду и Бернару одновременно с письмом.

7. «Sic et Non» («Да и Нет»)-трактат Абеляра, пролог к которому опубликован выше (стр. 106-122); «Scito te ipsum» («Познай самого себя»)-произведение Абеляра, посвященное вопросам этики, в котором он, в частности, осуждает практику индульгенций.

8. Напечатано в «Patrologiae cursus completus». Series secunda, t. 182, col. 533 Письмо относится к 1139 г.

9. То есть трактат против учения Абеляра, составленный Гильомом, аббатом монастыря Сен-Тьерри (см. выше комментарий 6).

10. Ложность этого утверждения Бернара не вызывает сомнений. См. об этом Н. А. Сидорова. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, стр. 380-381.

11. Напечатано в «Patrologiae cursus completus». Series secunda, t. 182, col. 349-350. Письмо относится к 1140 г.

12. Санс – город, расположенный юго-восточнее Парижа, центр архиепископства.

13. От пятидесятницы, как и от других праздников, велся счет недель.

14. Под невестой Христа разумеется католическая церковь.

15. Кардинал – высший после папы сан в католической церкви. Коллегия кардиналов – верховный орган, которому принадлежало право избирать папу. Сами кардиналы назначались папой и являлись его советниками. Существовало три ранга кардиналов: кардиналы-епископы, кардиналы-пресвитеры и кардиналы-диаконы.

16. Римская курия или папская курия – центральный орган католической церкви, осуществляющий повседневное руководство ее делами.

17. Напечатано в «Patrologiae curus compIetus». Series secunda, t. 182, col. 351-353. Письмо относится к 1140 г.

18. Моисей – по библейской легенде законодатель древних евреев.

19. Аарон – брат Моисея. Ор – помощник Аарона.

20. Наиболее вероятно, что Бернар имеет здесь в виду книгу Абеляра «Да и Нет».

21. Напечатано в «Patrok>giae cursus comp]etus». Series secunda, t. 182, col. 354-357. Написано в 1140 г.

22. To есть Иннокентию II.

23. Игра слов: выражение «львиное бешенство» (rabies leonina) содержит намек на папу Анаклета (1130-1138), боровшегося против Иннокентия II и до избрания на папский престол носившего имя Петр Леоне, т. е. Петр Лев.

24. Имеется в виду Абеляр.

25. Под Голиафом (см. ниже комментарий 27) Бернар Клервоский подразумевает Абеляра.

26. Арнольд Брешианский (ок. 1100-1155) – представитель ранней бюргерской ереси, смело выступивший против светской власти римского папы, в борьбе с которым он и погиб; был учеником Абеляра именно в тот период его деятельности, когда Абеляр особенно решительно выступал против авторитета католической церкви.

27. Имеется в виду библейская легенда о филистимлянине-великане Голиафе и его поединке с юным Давидом, бывшим тогда пастухом в Израильской земле. Голиаф 40 дней вызывал на поединок воинов из израильского стана и громко поносил израильтян за трусость. В это время пришел проведать своих братьев Давид. Вступив в поединок с Голиафом, Давид поразил его камнем из пращи, а затем отсек ему голову.

28. Речь идет о Генрихе Сансском (ум. в 1142 г.) – одном из организаторов Сансского собора.

29. То есть отказался приехать в Санс.

30. Король Франции Людовик VII (1137-1180).

31. Имеется в виду Христос.

32. См. комментарий 14.

33. Подразумевается бог.

34. Помазание миром (μύρον – благовонное масло, миро) – обряд, которым сопровождалось возведение в сан священника или царя.

35. Схизматики – раскольники (от σχίσμα – раскол).

36. Анафема – церковное проклятие и отлучение от церкви.

37. Гиацинт – иподиакон, тесно связанный с римской курией и ставший впоследствии кардиналом, в этот период сочувствовал Абеляру.

38. То есть не пощадил римской курии на Сансском соборе.

39. Николай – монах из монастыря Клерво, доверенное лицо Бернара Клер-воского.

40. Напечатано в «Patrologiae cursus completus». Series secunda, t. 182, col. 357-358. Написано в 1140 г.

41. Самсон Реймсский (ум. в 1161 г.) – архиепископ с 1138 г.

42. Иосцелин Суассонский – епископ с 1125 г., участвовал также в первом осуждении Абеляра.

43. Альвизий Аррасский – епископ с 1131 г.

44. См. письмо Бернара Клервоского № 337, написанное им от имени архиепископа Сансского.

45. Иерихон – один из древнейших городов Палестины. Согласно библейской легенде, стены Иерихона при завоевании города евреями рухнули от звука их труб. (Отсюда происходит выражение «иерихонская труба»).

46. Апостольский престол – папский престол. Называется так потому, что папа считался преемником апостола Петра.

47. Овидий. Лекарства от любви, ст. 91, 92.

48. Напечатано в «Patrologiae cursus completus». Series secunda, t. 182, col.358-359. Написано в 1140 г. Гвидо де Кастелло в молодости слушал лекции Абеляра; впоследствии Гвидо занял папский престол под именем Целестина II (1143-1144).

49. Намек на трактат Абеляра «Познай самого себя».

50. Арий (280-336) – александрийский священник, основатель секты ариан, которые признавали вечность в святой троице только за богом-отцом. Они также учили, что поскольку Иисус Христос сотворен богом-отцом, то последнему он не равен, а только подобен.

51. Пелагий (ок. 360-418) по происхождению, по-видимому, кельт, родоначальник пелагианской ереси. Отстаивая свободу человеческой воли, он доказывал, что человек может собственными силами, т. е. не прибегая к помощи церкви, искупить грехи и добиться спасения.

52. Несторий, константинопольский патриарх (458-431), родоначальник несторианской ереси, согласно которой в Иисусе Христе различаются две самостоятельно и раздельно существующие природы – божественная и человеческая, в то время как ортодоксальное христианство рассматривает Иисуса Христа как единого богочеловека.

53. Напечатано в «PatroIogiae cursus completus». Series secunda, t. 182, col. 359. Написано в 1140 г. Кардинал-пресвитер Ив одно время был легатом во Франции.

54. Ирод – царь Иудеи (40-4 до н. э.), возведенный на престол римлянами. О его зверствах сохранилось много преданий, например, рассказ об избиении младенцев. Иоанн – по христианской легенде один из двенадцати апостолов Иисуса Христа.

55. Здесь Бернар весьма точно указывает на главную опасность, которую католическая церковь увидела в выступлении Абеляра: ее страшили не столько его еретические высказывания, сколько неподчинение ее власти и сопротивление ее авторитету.

56. Напечатано в «PatroIogiae cursus completus». Series secunda, t. 182, col. 535-536. Написано в 1140 г.

57. Сунамитянка – Ависага, согласно библейской легенде, наложница царя Давида, происходившая из палестинского города Сунама. Она была призвана к Давиду, уже больному и слабому, незадолго до его смерти. Ависага преданно служила больному царю, оставшись навсегда ожидающей брака невестой.

58. Авессалом – по библейской легенде, сын царя Давида, поднявший восстание против отца. Иуда – согласно христианской легенде, один из двенадцати учеников (апостолов) Христа, предавший за 30 сребреников своего учителя. Чтобы указать стражникам, кто Христос, Иуда поцеловал его. Отсюда известное выражение «поцелуй Иуды», ставшее символом предательства.

59. Имеется в виду изгнание Арнольда Брешиаиского из Италии папой Иннокентием II в 1139 г.

60. Петр Симон – согласно Новому завету, апостол Петра, ближайший ученик Христа и основатель римского епископства. Ко времени Сансского собора папы Анаклета, подразумеваемого здесь под именем Петра Льва, уже не было в живых. Он умер в 1138 г. (см. выше комментарий 23).

61. То есть на Петра Абеляра.

62. Напечатано в «Patrologiae cursus completus». Series secunda, t. 182, col. 536-537. Написано в 1140 г.

63. То есть, в то время, когда он был аббатом монастыря Гильдазия Рижского.

64. Имеется в виду осуждение Абеляра и сожжение его трактата на Суассонском соборе 1121 г. (см. выше, стр. 36-41).

65. Напечатано в «Patrologiae cursus completus». Series secunda, t. 182, col. 537-538. Написано в 1140 г. Кардинал Г. – лицо, остающееся невыясненным.

66. Напечатано в «Patrologiae cursus completus». Series secunda, t. 182, col. 538. Написано в 1140 г.

67. Кардинал-диакон Г... – Григорий Тарквиний, назначенный на занимаемую им должность папой Калликстом II (1118-1125).

68. Напечатано в «PatroIogiae cursus completus». Series secunda, t. 182, col. 538-539. Написано в 1140 г. Гвидо Пизанский – кардинал, назначенный папой Иннокентием II.

69. Бернар пользуется известным латинским изречением, приведенным Ювеналом в «Сатирах», X, 356: «mens sana in corpore sano» («в здоровом теле здоровый дух»).

70. Напечатано в «Patrologiae cursus completus». Series secunda, t. 182, col. 539. Написано в 1140 г.

71. Напечатано в «Patrologiae cursus completus». Series secunda, t. 182, col. 539-540. Написано в 1140 г. Адресатом, возможно, являлся аббат Бернар Италийский, который был в то время направлен Бернаром Клервоским в Рим. Впоследствии Бернар Италийский был избран папой под именем Евгения III (1145-1153).

72. Антихрист – согласно христианскому учению, враг Иисуса Христа, возглавляющий враждебные ему силы. Церковь нередко использовала учение об антихристе для борьбы со своими противниками.

73. Напечатано в «Patrologiae cursus completus». Series secunda, t. 182, col. 540-542. Написано в 1140 г.

74. To есть папский легат во Франции.

75. Элиас Орлеанский – в епископы был посвящен по рекомендации Бернара Клервоского.

76. Гуго Оксерский (ум. в 1151 г.) – двоюродный брат Бернара Клервоского, видный деятель цистерцианского ордена.

77. Аттон Труаский – епископ с 1122 г.

78. Манассесс (Манассия) – епископ Мо, занимал кафедру с 1134 по 1159 г.

79. Несообразности (ineptiae) – слово употреблено здесь в значении тягчайших ересей (см. «Patrologiae cursus completus». Series secunda, t. 182, col. 544, nota 887).

80. Суффраганы-епископы – так назывались епископы, избиравшие архиепископа данной церковной области и подчиненные его духовной власти.

81. Суффраганами реймсского архиепископа, явившимися на собор, были Иосцелин Суассонский, Альвизий Арраский и Готфрид Шалонский.

82. Причина неявки на собор парижского епископа Этьена Санлиса и Фромона Неверского остается неизвестной.

83. Известно, что из самых близких Абеляру людей на соборе присутствовал его ученик магистр Беренгарий.

84. Каноны – церковные законы (от κανών – «правило», «предписание»).

85. Напечатано в «Patrologiae cursus completes». Series secunda, t. 182, col. 542-544. Написано в 1140 г. Гаймерик был одно время папским легатом во Франции.

86. Гораций. Письма, кн. I, 2, ст. 69-70.

87. В подлиннике: «Liber eius inductus est in refrigerium»; образно можно было бы перевести: «книга попала в прохладную баню».

88. Напечатано в «Patrologiae cursus completus». Series secunda, t. 182, col. 359-361. Относится к 1140 г.

89. Игра слов: имя «Петр» (Petrus) происходит от греч. πέτρα – «скала», «камень».

90. Согласно евангельской легенде, римские воины, стоявшие на страже, хотели разделить между собой хитон Христа, снятый с него перед казнью. Но так как этот хитон был «нешвенным», т. е. сотворенным чудесным образом из одного куска ткани, им пришлось бросить жребий.

91. Никейский собор 325 г., осудив Ария (см. комментарий 50), принял так называемый Никейский символ веры.

92. Мани (216 или 217-276) – был проповедником религиозно-философского учения (получившего название манихейства), которое зародилось в Иране в период господства зороастризма, восприняв от него дуалистическую идею борьбы доброго и злого начала. Последователи Мани (манихеи) признавали, что все земное порождено богом зла, а все духовное – богом добра. В дальнейшем элементы манихейства вошли в христианские ереси.

93. На Эфесском соборе 431 г. произошло осуждение и низложение константинопольского патриарха Нестория (см. комментарий 52).

94. На Халкидонском соборе (451) была осуждена монофизитская ересь грека Евтихия, которая признавала в Иисусе Христе только одну божественную природу и отрицала человеческую (см. комментарий 52). Диоскур (ум. в 454 г.) – александрийский патриарх, был низложен как сторонник Евтихия.

95. Маркиан – византийский император (450-457), известный своими преследованиями монофизитов.

96. Здесь допущены две ошибки: во-первых, указанное письмо, находящееся среди актов Халкидонского собора, обращено не к папе, а к жителям Константинополя; во-вторых, папой в то время (451г.) был Лев I (440-461).

97. См. «Bernardi Tractatus de erroribus Abaelardi» («Patrologiae cursus completus». Series secunda, t. 182, col. 1053-1072).

98. Латеран – старая папская резиденция в Риме.

99. Напечатано в «Patrologiae cursus completus». Series secunda, t. 182, col. 350, nota 493.

Как явствует из приписки, это письмо, по-видимому, было направлено Бернару Клервоскому для передачи впоследствии архиепископам Реймсскому и Сансскому.