Комментарии

При составлении настоящих комментариев учтены комментарии в издании Кузена (V. Cousin. Petri Abaelardi opera, v. I. Parisiis, 1849), а также использованы некоторые фактические данные из комментариев А. Трачевского (см. Пьер Абеляр. История моих бедствий. СПб., 1902) и последнего издания автобиографии Абеляра в «Mediaeval Studies», vol. XII.

1. Напечатана «История моих бедствий» в «Patrologiae cursus completus». Series secunda, t. 178, col. 113-182 и в некоторых других изданиях.

«История моих бедствий» была написана между 1132 г. и 1136 г. Это может быть установлено, исходя из следующих данных: 1) последний точно датируемый факт, упоминаемый в автобиографии Абеляра, – это утверждение папой Иннокентием II владений монастыря Параклет в конце 1131 г.; 2) Абеляр закончил свою автобиографию будучи еще аббатом монастыря св. Гильдазия в Бретани, откуда он бежал не позднее 1136 г.; в 1136 г. Абеляр уже преподавал в Париже.

2. Письмо Абеляра адресовано не названному по имени другу. Возможно, этот друг – лицо вымышленное и обращение Абеляра к нему представляет собой литературный прием. В пользу такого предположения говорит довольно подробное описание Абеляром своей жизни, которая должна была быть известна адресату, если бы он реально существовал.

3. От латинского названия Пале (Palatium) происходит прозвище Абеляра Palatums (или peripateticus Palatinus, см. комментарий 12), употребляемое его современниками и им самим.

4. Читая рассуждения Абеляра о научных занятиях или же об образовании, необходимо иметь в виду, что под этими понятиями в его время, как и вообще в первую половину средних веков, разумелся обычно очень ограниченный круг знаний, подчиненных богословию. Основой высшего образования уже с конца античности является так называемый тривиум, состоявший из грамматики, риторики и диалектики, и квадривиум, состоявший из геометрии, арифметики, астрономии и музыки. Все эти предметы назывались «семь свободных искусств» (septem artes liberales).

В курс грамматики входило чтение классических авторов. Риторикой называлось искусство красноречия. Средневековая диалектика не имела ничего общего с тем, что обозначается этим термином в наше время: под диалектикой в средние века разумели формальную логику Аристотеля. В первую половину XII в. сочинения Аристотеля, касающиеся логики, были известны лишь в отрывках, к которым добавлялись глоссы (комментарии) латинских переводчиков, преимущественно Боэция. В логике особое внимание обращалось на категории или общие понятия (с их подразделениями на роды и виды), далее – на силлогизмы, или умозаключения, а также на умение вести диспут. С последним связано само происхождение термина «диалектика» (διαλέγεσαι – вести ученую беседу, быть искусным в диспуте). В геометрии давались понятия о фигурах, а также сведения по географии и космографии. Изучая арифметику, учились счету. Астрономия как наука о движении небесных светил позволяла устанавливать календарь церковных праздников. Под музыкой понимали церковные песнопения и сочинение богослужебных песен.

5. Имя отца Абеляра – Беренгарий.

6. То есть прежде, чем достиг совершеннолетия и стал рыцарем.

7. Источники позволяют установить, что у Абеляра было три брата и одна сестра.

8. Привилегия первородства обычно касалась права наследования, хотя майорат во Франции не получил большого распространения.

9. Марс – бог войны у римлян.

10. Минерва – богиня ремесел, наук и искусств у римлян.

11. Как видно из дальнейшего описания, деятельность Абеляра протекала на севере Франции: лекции он читал или в Париже, или в пунктах, расположенных сравнительно близко от него, а именно в области Иль-де-Франс или западной Шампани. Абеляр покидал эти места лишь в те годы, когда различные обстоятельства принуждали его на время уезжать в родную Бретань.

12. Перипатетики (от περιπατείν – ходить вокруг, прохаживаться) – последователи Аристотеля (см. комментарий 5 к произведению Абеляра «Возражение некоему невежде...»), который обычно вел беседу с учениками, прогуливаясь в роще Ликея. Сравнивая себя с перипатетиками, Абеляр мог намекать как на свой бродячий образ жизни в качестве ваганта, так и на связь своего учения с формальной логикой Аристотеля.

13. Гильом из Шампо (ок. 1068-1121) – магистр кафедральной школы в Париже, архидиакон Парижский, а затем епископ Шалонский. Гильом был одним из сторонников крайнего «реализма», т. е. чисто идеалистического направления в средневековой схоластике. Из его учения вытекало, что реальный мир – это лишь видимость, а общие понятия (универсалии) первичны по отношению к конкретным вещам. Потерпев поражение в философских диспутах с Абеляром, Гильом целиком посвятил себя церковной деятельности и стал играть заметную роль в политических делах церкви, в частности участвовал в папском посольстве, которое было отправлено для переговоров с германским императором Генрихом V с целью установления соглашения между империей и папством.

14. Абеляр не упоминает имени своего первого учителя Росцелина, преподававшего в Компьене и являвшегося основателем философского направления номинализма. В этом могла сказаться осторожность Абеляра, так как Росцелин уже в 90-х годах XI в. был осужден на соборе в Суассоне за отход от ортодоксальных положений католицизма.

15. Абеляр пользуется термином «школа» (schola) и в смысле курса лекций, читаемого учителем, и в смысле учебного заведения.

16. Мелён – к юго-востоку от Парижа, ныне главный город департамента Сены и Марны. Абеляр открыл здесь свою школу, возможно, около 1102 г., причем, как и в дальнейшем, он сделал это, не получив от церковных властей предварительного разрешения вести преподавание. По-видимому, Абеляру казалось достаточным заручиться поддержкой со стороны светской власти. Очень показателен сам выбор места, где часто бывал французский король Филипп I. Самое же замечательное в организации Абеляром школы было то, что церковным школам он противопоставил школы светские, которые с этого времени начинают соперничать с монастырскими и соборными школами.

17. Абеляр употребляет здесь термин magister. Лишь с середины XII в. этот термин окончательно стал означать управителя школ в епископстве или городе, дающего разрешение на преподавание (licentia docendi). Но уже во времена Абеляра это право постепенно сосредоточивалось в руках специального представителя церкви, и поэтому Гильом из Шампо мог препятствовать преподавательской деятельности Абеляра.

18. Корбейль (расположенный между Парижем и Мелёном) стал королевским владением около того времени, когда там начал преподавать Абеляр, так что последний мог снова рассчитывать на покровительство короля.

19. Францией во времена Абеляра называли область вокруг Парижа (область Иль-де-Франс, или герцогство Французское).

20. Архидиакон – одна из высших должностей в церковной иерархии, обладал в это время большой властью и был часто независим от епископа.

21. Уставные каноники, или регулярные клирики (от regula – правило, устав) – это та часть белого духовенства, которая подчинялась монашескому уставу. С XI в. эта форма организации духовенства, созданная с целью централизации католической церкви, получила широкое распространение.

22. Шалон-на-Марне – ныне главный город департамента Марны. Гильом из Шампо стал епископом в 1113 г.

23. Община уставных каноников здесь названа монастырем потому, что их организация была очень близка к монашеской.

Говоря о публичном преподавании, Абеляр имеет в виду открытую церковную школу, учащиеся которой нередко не шли на церковную службу по окончании курса, и как бы противопоставляет открытую школу закрытой, которая специально готовила церковных служителей.

25. Универсалии (от universalis – общий) – общие понятия по терминологии средневековых схоластиков.

26. Акциденция – философский термин, означающий внешний признак.

27. О философском споре по вопросу об универсалиях см. в работе Н. А. Сидоровой «Очерки по истории ранней городской культуры во Франции» (стр. 252-265). Вопрос об универсалиях очень сложен и понять сущность первоначальных и видоизмененных философских взглядов Гильома из Шампо, так же как и самого Абеляра, только на основе текста «Истории моих бедствий» невозможно. Н. А. Сидорова следующим образом характеризует взгляды Гильома: «...Гильом-из Шампо, отказавшийся от крайней реалистической теории, заменил ее более умеренной, утверждая, что тождественность индивидуумов одного и того же рода проистекает не из их сущности, находящейся в каждом из них целиком и одновременно, а из того общего, что находится во всех индивидуумах данного рода безразлично... Таким образом, не утверждая уже, что универсалии являются субстанцией вещей, Гильом из Шампо тем не менее продолжал настаивать, что универсалии существуют реально, образуя в вещах нечто тождественное и тем самым определяя их род» (там же, стр. 261).

28. Порфирий (233-303) – античный философ, неоплатоник, его «Введение» (Εισαγωγη) к «Категориям» Аристотеля было одним из распространенных в средние века учебников логики.

29. Имеется в виду кафедральная школа при соборе Парижской богоматери.

30. Овидий. Лекарства от любви, ст. 369 (Ovide. Les remedes a l'amour. Paris, 1930). Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. – 17 г. н. э.) – один из крупнейших древнеримских поэтов. Абеляр многократно цитирует его произведения. Печальная судьба Овидия (опала, которой подверг его Август) не могла не вызывать у Абеляра сочувствия.

31. Гильом из Шампо удалился в 1108 г. в монастырь Сен-Виктор.

32. Гора се. Женевьевы – холм, до начала XIII в. находившийся вне городской черты Парижа. Школа Абеляра на горе св. Женевьевы явилась как бы зародышем учебных заведений Латинского квартала, ставшего впоследствии университетским центром.

33. Присциан – латинский грамматик VI в. В его сочинении «Наставление в грамматике» («Institutiones grammaticae») дано систематическое изложение латинской грамматики. В средние века оно использовалось в качестве учебника.

34. Овидий. Метаморфозы, XIII, 89 (Ovide. Les metamorphoses, v. Ill, Paris, 1930). Аякс – гомеровский герой.

35. Богословие, или теология, – учение церкви о боге, дающее обоснование религиозных догматов. Наиболее развернутую систематизацию католического вероучения дал в XIII в. Фома Аквинский. Богословие было идеологическим оружием церкви в борьбе против любых проявлений свободомыслия.

36. Ансельм Ланский – ученик Ансельма Кентерберийского, преподавал богословие в своем родном городе Лане (северо-восточная часть Иль-де-Франса), одном из центров церковного образования в средние века.

37. Имеется в виду евангельский рассказ о бесплодной смоковнице, которая не могла утолить голода Иисуса Христа и его учеников.

38. Гней Помпей Великий (106-48 до н. э.) – крупнейший римский полководец, участник первого триумвирата, а затем глава сенаторской партии и противник Цезаря. Последний нанес Помпею решительное поражение при Фарсале (48 до н. э.).

39. Лукан. Фарсалия, I, 135-136 (Lucain. La Guerre civile, v. I. Paris, 1926). Марк Анней Лукан (39-65) – древнеримский поэт.

40. Абеляр употребляет термин in physicis (подразумевается in physicis classibus). Имеется в виду определенная ступень обучения, которая состояла в изучении тривиума и квадривиума, т. е. «семи свободных искусств» (см. комментарий 4).

41. Употреблен термин litterati (буквально «образованные»), подразумевающий в данном случае, как это следует из контекста, людей, прошедших курс «семи свободных искусств», т. е. светских предметов.

42. Иезекииль – по библейской легенде один из пророков.

43. Из дальнейшего видно, что Альберик и Лотульф были главными противниками Абеляра на Суассонском соборе (1121 г.)

44. Имеется в виду сожжение богословского трактата Абеляра на Суассонском соборе. Слова апостола, которые приводит Абеляр, взяты им из евангелия. (В настоящем издании ссылки к цитатам из библии и сочинений церковных писателей не даются, как не даются они и у самого Абеляра. Подобного рода ссылки сделаны издателями сочинений Абеляра, например, Минем).

45. О родителях Элоизы сведений нет. Установлено лишь, что имя ее матери было Герсинда (Hersindis). Время рождения Элоизы предположительно относят к 1100-1101 гг.

46. Каноник – церковная должность, член капитула епископской или другой крупной церкви.

47. Элоиза училась в женском монастыре Аржантейль. отлично знала латинский язык и древнеримских классиков, занималась греческим и древнееврейским языками.

48. Таким образом, Абеляр был одним из первых труверов на севере Франции. К сожалению, сохранились только его латинские псалмы. Любовные стихотворения Абеляра на старофранцузском языке до нас не дошли, так как они, по-видимому, не записывались.

49. Иероним из Стридона (ок. 340-420) – церковный писатель, от которого дошли произведения по церковной и всеобщей истории. Он был также переводчиком библии с греческого на латинский язык.

50. Лица, подобные Сабиниану, упоминаемые лишь в качестве адресатов к не представляющие исторического интереса, в настоящих комментариях не отмечаются.

51. Имеется в виду эпизод из песни Демодока на пиру у царя феаков. В песне рассказывается о том, как Арес (Марс) и Афродита (Венера) были застигнуты в момент прелюбодеяния обманутым супругом Афродиты – Гефестом (Вулканом), опустившим на них железную сеть («Одиссея», песнь 8, ст. 266 и сл., см. также Ovide. Les metamorphoses, v. I, Paris, 1928, I. IV, 169-189; Ovide. L'art d'aimer. Paris, 1929, I. II, 561).

52. Сестру Абеляра звали Дионисией.

53. О сыне Абеляра и Элоизы мы знаем очень немного. Известно, что он вступил в духовное звание, по-видимому, достиг должности аббата и умер в 1165 г.

54. Абеляр знал, что ему будет невозможно продолжать преподавательскую деятельность в соборной школе Парижа, если станет известно о его женитьбе.

55. Беседа Элоизы с Абеляром, по-видимому, состоялась в доме его сестры. В передаваемых ниже рассуждениях Элоизы относительно брака почти полностью повторяются аргументы из соответствующих частей трактата Абеляра «Христианская теология», и, вполне возможно, что эти рассуждения принадлежат самому Абеляру (см. «Mediaeval Studies», v. XII, Toronto, 1950, p. 173-174).

56. Имеются в виду античные философы.

57. Теофраст (ок. 372-287 до н. э.) – древнегреческий философ и естествоиспытатель, ученик Платона и Аристотеля, после смерти последнего долгое время руководил перипатетической школой – Ликеем (см. комментарий 12).

58. Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) – крупный древнеримский оратор, писатель и государственный деятель.

59. Теренция – первая жена Цицерона.

60. Авл Гирций (ок. 90-43 до н. э.) – древнеримский военачальник, сторонник Цезаря. Известен также как писатель: им была написана VIII книга «Записок о Галльской войне».

61. Стиль – металлическая палочка для письма на восковых табличках. /Салол – заостренная камышевая тростинка или деревянная палочка, употреблявшаяся для письма вместо пера.

62. Люций Анней Сенека (ок. 4 до н. э.-65 н. э.) – древнеримский философ-стоик, писатель и государственный деятель.

63. Люцилий Младший – древнеримский поэт, друг Сенеки.

64. Сенека. Письма, XXII (L. Annaei Senecae ad Lucilium epistolarura moralium, quae supersunt. Lipsiae, 1914).

65. Слово монах (от μοναχη в значении «отдельно», «особо») своим происхождением обязано обособленному образу жизни, который вели представители монашества.

66. Назареи – иудейская аскетическая секта.

67. Илия и Елисей – библейские пророки.

68. Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 95 н. э.) – иудейский писатель, писавший на греческом языке, автор «Истории Иудейской войны» и «Иудейских древностей».

69. Флавий. Иудейские древности, т. II. СПб., 1900, кн. XVIII, гл. I, § 2.

70. У Абеляра (который следует здесь за Флавием) все эти категории иудейского населения ошибочно определены как философские секты. Фарисеи – представители религиозно-политического течения, выступавшего за строгое соблюдение старых обрядов, пользовались влиянием среди высших и средних слоев городского населения Иудеи в I в. до н. э.-I в. н. э.

71. Саддукеи – представители религиозно-политического течения в Иудее, которое выражало интересы рабовладельческой знати и высшего жречества.

72. Ессеи – религиозная секта, возникшая в Иудее во II в. до н. э. среди свободных крестьян. Ее члены отрицали частную собственность, но, стремясь к пассивной созерцательной жизни, не вели борьбы с рабовладельцами.

73. Иоанну Крестителю, который, согласно библейской легенде, вел отшельническую жизнь, приписывается введение обряда крещения.

74. Слово «философия» возникло от слияния двух греческих слов: φίλος – «друг» и σοφία – «мудрость».

75. Августин Аврелий (354-430) – епископ Гиппона, христианский богослов, церковный писатель, на авторитет которого в средние века опиралась католическая церковь. Его важнейшее богословское произведение – «О граде божьем» («De civitate Dei»).

76. Пифагор (ок. 580-500 до н. э.) – древнегреческий философ-идеалист и математик, основатель школы пифагорейцев. По месту основания эта школа названа в сочинении Абеляра италийской.

77. Неизвестно, когда Абеляр принял духовный сан и каноником какой церкви он был. Французский историк Ш. Ремюза полагает, что его должность каноника была связана с должностью главы школы (Ch. Remusat. Abelard, v. I. Paris, 1845, p. 39).

78. Харибда – в древнегреческой мифологии чудовище, жившее в проливе (под которым разумелся Мессинский пролив). Харибда олицетворяла морскую пучину.

79. Сократ (около 469-399 до н. э.) – древнегреческий философ-идеалист, учение которого было развито его учеником Платоном (см. комментарий 135).

80. Ксантиппа – жена Сократа, известная своей сварливостью.

81. Аржантейль – расположен к северо-западу от Парижа.

82. Принятие Элоизой покрывала означало бы ее обращение в монахини, что совсем не было целью Абеляра, хотевшего укрыть ее в монастыре лишь на время.

83. Сохранилось письмо к Абеляру очевидца этих событий. В этом письме очень живо изображено сочувствие к Абеляру со стороны собравшихся парижан (см. V. Cousin. Petri Abaelardi opera, v. I, p. 706).

84. Книги Левит и Второзаконие являются третьей и пятой книгами Ветхого завета.

85. Сен-Дени – одно из крупнейших аббатств, расположенное к северу от Парижа и пользовавшееся особым покровительством королевской власти.

86. Лукан. Фарсалия, VIII, 94-98 (Lucain. La guerre civile, v. II. Paris, 1929). Приведенные слова произносит Корнелия, жена Помпея, при встрече с мужем после его поражения при Фарсале.

87. Талант – распространенная в Греции, Месопотамии, Сирии, Египте самая крупная весовая и денежная единица. Слова Абеляра имеют в виду библейскую легенду о нерадивом рабе, который, получив талант от своего господина, не пустил денег в рост, а зарыл талант для сохранности в землю.

88. В аббатстве Сен-Дени еще при первых королях из рода Капетингов – Гуго и Роберте был введен новый, более строгий монастырский устав, соответствовавший требованиям так называемой клюнийской реформы (см. V. Cousin. Petri Abaelardi opera, v. I, p. 48). Однако пример Сен-Дени показывает, что эта реформа, имевшая своей главной целью централизацию католической церкви, не привела к улучшению нравственности духовенства.

89. Эта келья находилась в приорстве Мезонсель, расположенном в Шампани.

90. Ориген (ок. 185-254) – раннехристианский богослов, стремившийся сочетать догматы христианства с неоплатонизмом.

91. Автор «Церковной истории» – Евсевий, епископ Цезареи (ок. 264-340). Это произведение содержит официальную историю христианской церкви.

92. Как видно из рассказа Абеляра о его пребывании в Лане, он перестал слушать богословские лекции Ансельма Ланского, далеко не закончив курса, а следовательно, и не мог претендовать на получение официального разрешения церкви читать лекции по богословию.

93. Проблеме божественного единства и троичности Абеляр посвятил ряд трактатов. Здесь речь идет либо о трактате «О божественном единстве и троичности», либо о трактате «Введение в теологию».

94. Под «человеческими» доводами здесь имеются в виду доводы, опирающиеся на разум, а не основанные на священном писании. Светская наука (philosophicae rationes) здесь открыто противопоставляется Абеляром богословию, которое основывалось целиком на священном писании и на авторитете церковных писателей (см. комментарий 103).

95. Собор в Суассоне, на котором был осужден Абеляр, был созван в 1121 г.

96. Альберик Реймсский стал в 1113 г. или 1114 г. реймсским архидиаконом, а в 1137 г., – буржским архиепископом. Что касается его преподавательских способностей, то он был «красноречив, но не обладал талантом разрешать вопросы» («Ех vita Hugonis abbatis Marchianensis» – «Recueil des Historiens des Gaules et de la France», v. XIV. Paris, 1877, p. 398). Лотульф Ломбарский был заурядным церковнослужителем.

97. Гильом из Шампо умер в 1119 или 1121 г., Ансельм Ланский – в 1116 г.

98. Реймс – место, где происходило коронование французских королей, крупный город, расположенный в северной части Шампани. Недалеко от него находится Мезонсель, где жил Абеляр, поэтому учащиеся Реймса легко могли перейти в школу Абеляра, покинув те школы, в которых они обучались прежде.

99. Рауль Реймсский – ученик Ансельма Ланского, доверенное лицо паны.

100. С конца XI в. папство использовало своих легатов в качестве постоянных представителей на территории отдельных государств.

101. Суассон – город, расопложенный к северо-востоку от Парижа на реке Эн. Место созыва собора очень показательно, так как клир этого города отличался фанатизмом и здесь еще в 1113 г. произошло публичное сожжение еретиков.

102. Вопрос, поставленный Альбериком, затрагивал догмат о троице, т. е. один из важнейших догматов христианской религии. Росцелин также был в свое время обвинен в неправильном толковании учения о троице.

103. В средние века слово «авторитет» (auctoritas) часто употреблялось вместо имени того или иного церковного писателя, пользовавшегося авторитетом в католической церкви.

104. Как видно из приведенного описания событий, собор разбирал дело Абеляра в последний день своих заседаний.

105. Готфрид (Жоффруа) II, епископ Шартрский – один из главных проводников папского влияния на территории Франции, участвовал также и в осуждении Абеляра на Сансском соборе.

106. Мысль о широком влиянии Абеляра заключена и в послании Сансского собора (вторично осудившего Абеляра) к папе Иннокентию II (см. письмо Бернара Клервоского, № 337).

107. Гораций. Оды, кн. 10, 11-12 (Horatius. Opera. Lipsiae, 1950, Carminum). Квинт Горации Флакк (65-8 до н. э.) – один из крупнейших римских поэтов.

108. То есть Иероним Стридонский, на которого епископ несколько выше уже ссылался.

109. Никодим – согласно христианской традиции, ученик Иисуса.

110. С точки зрения ортодоксального богословия легат допустил грубую ошибку, так как его утверждение не согласуется с христианским догматом о единстве н троичности бога.

111. Тьерри (Террик) – родом бретонец, магистр «свободных искусств», в 40-х годах вместе с братом Бернаром руководил одной из светских школ Парижа.

112. Афанасий (ок. 293-373) – епископ Александрии, один из создателей догмата о троице; вел борьбу с арианством.

113. Кто был этот епископ, остается неизвестным, так как у нас нет сведений о том, в каком месте преподавал магистр Тьерри именно в это время.

114. Даниил – один из библейских пророков.

115. Сусанна – согласно Ветхому завету, верная жена, несправедливо обвиненная в прелюбодеянии.

116. Так называемый символ веры Афанасия – краткое изложение основных догматов христианской религии, безусловного признания которых церковь требовала от всех верующих. Всякое отклонение от символа веры рассматривалось как ересь. Символ веры Афанасия так назван потому, что составление его ошибочно приписывают епископу Александрии Афанасию (см. комментарий 112).

117. Монастырь св. Медарда (вблизи Суассона) – один из влиятельнейших монастырей Франции. Аббатом его тогда был Готфрид, превративший монастырь в крупный центр реформированного монашества. Готфрид, став в 1131 г. благодаря помощи Бернара Клервоского епископом Шалонским, принял участие в Санс-ском соборе. В монастырь, куда должен был быть заключен Абеляр, «посылались неучи – для обучения, распущенные – для исправления, упорствующие – для обуздания» («Ех vita b. Cosvini. Aquicinctensis abbatis» – «Recueil des Historiens des. Gaules et de la France», v. XIV, p. 445, cap. 18). Таким образом, этот монастырь был своеобразной церковной исправительной тюрьмой.

118. Антоний (ок. 251 – ок. 356) – по христианской легенде отшельник.

119. Франки – т. е. французские прелаты – участники Суассонского собора. Папский легат был родом из Италии.

120. Беда Достопочтенный (ок. 673-735) – англо-саксонский монах-историк. Его «Церковная история англов» является главным источником по ранней истории Англии. «Деяния апостолов» – пятая книга Нового завета, дополняющая евангелие.

121. Дионисий Ареопагит – согласно церковным преданиям, первый афинский епископ (I в.). В средние века его часто путали с Дионисием, который, согласно церковным преданиям, проповедовал христианство в Галлии и считался первым, парижским епископом (III в.).

122. Хильдоний (IX в.) – аббат Сен-Дени, который первым стал решительно утверждать в своем произведении «Жизнеописание святого Дионисия» (Vita sancti Dionysii), что Дионисий Ареопагит и Дионисий, епископ Парижский – одно и то же лицо.

123. Как уже указывалось, аббатство Сен-Дени пользовалось особым покровительством французских королей.

124. Тибо II – граф Блуа и Шампани, один из крупнейших французских феодалов, который вел открытую борьбу с французским королем.

125. Провен – город и замок в западной части Шампани, входил в состав владений графа Тибо II.

126. Имеется в виду приорство св. Айоля (St. Ayaul) в Провене.

127. Труа – главный город Шампани.

128. Ни один монастырь не имел права скрывать у себя монаха, бежавшего, из другого монастыря.

129. После смерти (в 1122 г.) указанного аббата (Адама.) его преемником стал знаменитый Сугерий, занимавший важное положение при дворах Людовика VI и Людовика VII и всемерно содействовавший укреплению королевской власти во Франции.

130. Имя епископа – Бурхард. Мо – город на Марне, восточнее Парижа.

131. То есть к Людовику VI Толстому (1108-1137).

132. Этьен Гарланд – (ум. около 1150) – архидиакон и сенешал Франции при Людовике VI; будучи одним из ближайших советников короля, поддерживал централизаторскую политику королевской власти. Должность сенешала была в то время одной из важнейших государственных должностей; в ведение сенешала входили вопросы суда и администрации.

133. Молельня, или ораторий (от лат. orare – молиться) – монастырская постройка, предназначенная для собраний монахов и церковной службы. Ораторий был выстроен Абеляром недалеко от города Ножана-на-Сене.

134. Пифагорейцы-последователи философа Пифагора (см. комментарий 76) составляли союз, бывший одновременно философской школой, политической партией <и религиозным братством. Этот союз боролся за господство аристократии в древнегреческих городах-государствах.

135. Платон (ок. 427-347 до н. э.) – древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии.

136. Диоген из Синопа (ок. 404-323 до н. э.) – древнегреческий философ, ближайший преемник Антисфена, основателя эклектической философской школы (кинической), выступавшей с проповедью бедности и покорности по отношению к господствующим классам. Абеляр имеет в виду столкновение Диогена с Платоном, о чем рассказывает Диоген Лаэртский: на одном из пиров Диоген стал попирать ногами ложе Платона, говоря, что он топчет спесь Платона. Тогда Платон, обращаясь к Диогену ответил, что тот движим при этом поступке так же спесью (Diogenis Laertii. Vitae philosophorum. Paris, 1862, VI, 26). Диоген Лаэртский-древнегреческий ученый конца II-начала III в., один из ранних историков философии. Его произведение «Жизнеописание философов» является ценнейшим источником для ознакомления с древнегреческой философией, хотя в основной своей части является компиляцией.

137. Академия – сад около Афин, названный по имени мифического героя Академа и получивший известность благодаря основанию там Платоном философской школы.

138. Иордан – река в Палестине.

139. Речка Ардюссон находится вблизи города Ножана-на-Сене (недалеко от Труа).

140. Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35-95) – древнеримский теоретик ораторского искусства и юрист. Приведенные слова – цитата из «Больших декламаций», XIII, 2 (Quintiliani Declamationes XIX maiores. Lipsiae, 1905).

141. Термин «параклет» (παράκλητος) употребляется в евангелии для обозначения святого духа. Дословно παράκλητος означает «заступник», «утешитель».

142. Все эти богословские рассуждения Абеляра, пытающегося оправдать при помощи чисто церковных доводов необычное для его современников наименование молельни, не представляют большого интереса с исторической точки зрения. Наиболее важен заключительный вывод, в котором Абеляр вновь проявляет свое свободомыслие, заявляя, что он имел право назвать молельню так, как ему захотелось, ибо это не противоречит разуму, хотя и нарушает обычай.

143. Абеляр имеет в виду миф об Эхо и Нарциссе. См. Овидий. Метаморфозы, кн. III, ст. 341-510.

144. Это резкое и ироническое замечание автора о «новых» апостолах может иметь отношение только к двум его современникам, а именно к Норберу (Норберту) и Бернару Клервоскому. Норбер (ок. 1085-1134), родом из Вестфалии, основал во Франции около 1120 г. орден премонстрантов, целью которого было объединение белого духовенства на основах монашеского устава и превращение его в надежную опору папства. В 1126 г. Норбер стал архиепископом Магдебургским. Абеляр резко бичевал и высмеивал Норбера за его стремление прослыть чудотворцем (см. «Patrologiae cursus completus». Series secunda, t. 178, 1885, col. 605).

Бернар Клервоский (ок. 1091-1153)-основатель и аббат цистерцианского аббатства Клерво (Бургундия), один из крупнейших представителей воинствующего католицизма, активно выступавший в борьбе против ересей, поборник мистического течения в богословии и главный враг Абеляра.

145. Абеляр несомненно имел здесь в виду бегство в Испанию, во владения мусульман.

146. Ванн – город на юге Бретани, вблизи Атлантического океана.

147. Монастырь святого Гильдазия Рюиского – к юго-востоку от Ванна, один из древнейших французских монастырей.

148. Абеляр стал аббатом около 1125 г.

149. Это место вызывает некоторое удивление, так как автор сам был родом из Бретани. Непонимание Абеляром местного языка, может быть, следует объяснить наличием разных диалектов, а также тем, что он покинул эту область еще в юном возрасте.

150. Согласно монашескому уставу каждый поступающий в монастырь должен был передавать свою собственность в пользу братии. В описываемом же случае речь идет о расхищении общей монастырской собственности отдельными монахами.

151. Это место свидетельствует о том, что среди слушателей Абеляра было много клириков (белого духовенства) в отличие от монахов (черного духовенства).

152. Сугерий захватил Аржантейль в 1129 г., опираясь на разрешение папы Гонория II и короля Людовика VI.

153. Иннокентий II занимал папский престол с 1030 г. по 1143 г.

154. Указанная грамота относится к 1131 г.; см. Iaffe – Lowenfeld. Ке-gesta pontificum Romanorum, v. I. Lipsiae, 1885, № 7513.

155. Данные о росте владений Параклета см. V. Cousin. Petri Abaelardi opera, v. I, p. 67-68.

156. Абеляр имеет в виду библейскую историю Эсфири и персидского царя Артаксеркса (Агасвера).

157. Лев IX (1048-1054)-папа, который вел решительную борьбу за централизацию католической церкви и усиление папской власти. Длительная борьба между западной и восточной церковью завершилась фактически к концу его правления окончательным разделением этих церквей (1054).

158. Здесь Абеляр допустил ошибку: трактат «Против послания Пармениана» составлен Августином, приведенные же слова взяты из ответа Гумберта на памфлет константинопольского монаха Никиты и действительно принадлежат Льву IX (см. «Mediaeval Studies», v. XII, p. 207).

159. В евангелии от Луки упоминаются родители Иоанна Крестителя Захария и Елизавета как люди, известные своим благочестием.

160. Ювенал. Сатиры, VI, 460 (Iuvenal. Satires. Paris, 1931). Децим Юний Ювенал (ок. 60-140) – знаменитый древнеримский поэт-сатирик.

161. Бенедикт Нурсийский (ок. 480-542)-основатель старейшего монашеского бенедиктинского ордена, установивший правила монашеского общежития.

162. Дионисий Старший – тиран, управлявший Сиракузами с 405 г. до 367 г.. до н. 9.

163. Здесь Абеляр имеет в виду рассказ о Дионисии и его приближенном Дамокле, изложенный у Цицерона в «Тускуланских беседах», V, 21. (Ciceron. Tusculanes, v. II, Paris, 1931), который он передает не совсем точно. Чтобы показать Дамоклу непрочность земного благополучия, Дионисий повесил над головой Дамокла меч, когда тот сидел на роскошном пиру (отсюда выражение «Дамоклов меч»),

164. Псалмопевец – т. е. царь древнего Израиля Давид (начало X в. до н. э.). Согласно библейской традиции, он выступает как автор псалмов.

165. Абеляр подразумевает здесь Соломона – царя древнего Израиля (середина X в. до н. э.). В библии Соломон изображен как идеальный правитель, мудрец и автор притчей.