А. А. Васильев. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время аморийской династии. Спб. 1900.

Византология — наука молодая не только у нас, но и за границей. Число лиц, занимающихся этой наукою, довольно ограничено, и все они прекрасно известны в тесной семье византологов. В ряду начинающих деятелей византологии не последнее место принадлежит магистранту С.-Петербургского университета А. А. Васильеву, который тем выгодно отличается от своих товарищей, что обладает знанием восточных наречий. Это дало возможность молодому ученому издать в свет первый свой весьма солидный научный труд, заглавие которого представлено выше.

Настоящее сочинение г. Васильева представляет собою начало тех трудов, которые предприняты автором в области изучения [288] византийско-арабских отношений. Здесь, на основании источников византийских, а главным образом арабских, дающих очень много новых и интересных сведений, изложена история политических отношений Византии к арабскому халифату за время аморийской династии, царствовавшей в Византии с 820 по 867 год. Сочинение разделяется на две части.

Первая часть сочинения состоит из вступления и трех глав исследования. Во вступлении (стр. 10-20) излагаются общие сведения о состоянии арабского халифата и Византии в IX веке и характеризуются их взаимные политические отношения в указанное время. Здесь сообщается, что с VII века, со времени великих завоеваний арабов на востоке, когда Палестина, Сирия и Египет, а также Киликийский Тавр подпали власти мусульман, отношения между Византией и халифатом сделались почти непрерывными. В VIII веке победоносное движение арабов на запад было остановлено двумя блестящими над ними победами, одержанными византийским императором Львом IIІ Исаврянином под Константинополем и Карлом Мартелом при Пуатье. Однако, в IX веке арабы, сосредоточиваясь большею частью в близких к границам Византии областях, продолжали наносить государству большой вред, подрывая благосостояние провинций, уменьшая их податную силу и уничтожая население. Внутренняя жизнь халифата в IX веке представляла интерес в разных отношениях. Прежде всего, этот век в истории халифата характеризуется отступлением на второй план арабской национальности и преобладающим значением сначала персов, а потом турок. Затем, в IX веке в халифате происходило сильное религиозное движение, сопровождавшееся частыми богословскими спорами между христианами и мусульманами и создавшее в мусульманстве большую и воинственную партию рационалистов; среди членов участвовавшей тогда династии аббасидовь религиозные вопросы встретили полное сочувствие. К IX же веку относился и блестящий период арабской науки, литературы, искусства и торговли, появившийся в ученых экспедициях в Византию и Азию, в постройке замечательных зданий, в необычайной пышности придворной жизни и т. п. Наконец, на протяжении всего IX века шли почти непрерывные военные столкновения арабов с византийцами. Византия IX века в своей истории представляет немало аналогичных с историей халифата явлений. И здесь, в форме иконоборства, развилось рационалистическое движение в области религиозной, закончившееся реакцией в пользу православия, а наука и просвещение, благодаря деятельности константинопольского патриарха Фотия, достигли высокой степени процветания; чисто восточною роскошью и блеском отличался тогдашний византийский двор, который, однако, не без успеха вел неизбежные войны с соседними народами и благоустроил внутреннюю жизнь государства. Аморийская династия дала Византии трех императоров — Михаила II, Феофила и Михаила III. Они имели не одинаковые личные достоинства. Лучшим из них был Феофил, а худшим Михаил III. Однако все они старались оказать должное сопротивление арабам в их нападениях на пределы Византийской империи. Но на западе (в южной Италии, в Сицилии и на Крите) политика аморийской династии потерпела неудачи, а на востоке [289] (в Малой Азии) имела благоприятные результаты: на протяжении сорока семи лет аморийская династия сумела выдержать здесь наступательные действия арабов и сохранить целость Византийской империи, в чем и состоит большое значение этой династии в истории Византии. Подробным раскрытием этих заслуг императоров Михаила II, Феофила и Михаила III и занимается автор в первой части рассматриваемого сочинения.

В частности, в главе первой сочинения (стр. 21-75) речь идет о политических отношениях Византии и арабов в царствование императора Михаила II (820-829 г.). Здесь рассказывается о восстании против императора некоего Фомы, вступившего в союз с арабами, во побежденного императором, о завоевании арабами острова Крита в 825 году и о покорении Сицилии мусульманами. Император Михаил не выказал недостатка в мужестве и энергии с целью обратно завоевать Крит и выгнать врагов из Сицилии, но византийские экспедиции потерпели неудачу.

Во второй главе (стр. 76-152) описываются политические отношения Византии и арабов при императоре Феофиле (829-842 гг.). Несмотря на все усилия императора, эти отношения для Византии были не благоприятны. Одержав над арабами победу под Запетрой в 837 году, Феофил потерял Анкиру и родной город царствующей династии Аморию; Сицилия все более и более переходила в руки мусульман, а Крит попрежнему оставался в их власти; открытые императором дипломатические переговоры с Венецией, Людовиком Благочестивым и с испанскими омайадами также не принесли желанных результатов.

В третьей главе (стр. 153-210) характеризуются арабско-византийские отношения при императоре Михаиле III (842-867 гг.). В Сицилии попрежнему шла неблагоприятная для византийцев борьба с врагами, проникшими потом и в пределы южной Италии; но в Дамиетте, в Египте, арабы понесли жестокое поражение; с большим успехом византийцы воевали в Малой Азии, хотя и здесь лишились в 863 году города Амисона. В последние годы царствования Михаила война на западе шла с переменным для византийцев успехом.

Вторая часть сочинения г. Васильева состоит из пяти приложений различного содержания. В приложении первом (стр. 1-126) помещены в русском переводе отрывки из сочинений арабских писателей IX-XIV веков, послуживших автору источниками при составлении его диссертации. Здесь сделаны извлечения из произведений Ибн-Котейбы, Белачори, Якуби, Табари, Масуди, Рияд-ан-Нуфуса, Ибн-Мискавейха, Ибн-ал-Асира, Ибн-Абари, Нувеири и других.

Приложение второе (стр. 127-141) определяет хронологические даты посольства к арабам Иоанна Грамматика, бегства к арабам полководца Мануила и поставления в патриархи Иоанна Грамматика.

В приложении третьем (стр. 142-146) речь идет о годе восстановления православия после окончания иконоборческого движения в Византии. До последнего времени днем торжества православия считалось 19-е февраля 842 года. Но г. Васильев, пользуясь недавно опубликованною новою [290] редакциею жития византийского аскета ІХ века, преподобного Иоанникия, написанного монахом Саввою (Acta Sanctorum, novemb., t. II), показывает, вслед за профессором Карлом Крумбахером, что восстановление православия произошло 11-го марта 843 года, в первое воскресенье Великого поста; около того же времени был избран на константинопольскую кафедру и патриарх Мефодий, устроитель торжества православной церкви.

В приложении четвертом (стр. 147-151) излагается хронология константинопольских патриархов с 825 по 867 год, а в пятом (стр. 152-162) — хронология византийско-арабских отношений за время аморийской династии.

Наконец, к книге приложены указатели личных имен и местных названий (стр. 163-183).

Сочинение А. А. Васильева представляется весьма ценным. Автор тщательно изучил литературу предмета и в своей работе предложил весьма полный, разносторонний п связный обзор политических отношений между двумя великими державами IX века. Особенно важным нужно признать то, что наш ученый ввел в научный оборот исторические сведения арабских писателей, у нас вообще мало известных и недостаточно обследованных. К извлечениям их произведений в русском переводе он присоединил и краткие сведения о жизни и деятельности арабских авторов, а равно и критическую оценку их исторических трудов. Это дает возможность читателю проверять нашего автора. Нельзя того же сказать относительно византийских источников, критического обзора коих в книге нет, вероятно, потому, что автор предполагает у читателей большее или меньшее знакомство с ними. Зато исторические сведения византийцев касательно арабов утилизированы нашим автором с редкою добросовестностью. Вообще диссертация А. А. Васильева должна быть признана солидным вкладом в литературу но византологии. Она посвящена памяти знаменитого русского византолога В. Г. Васильевского (ум. 13-го мая 1899 г.), многосторонняя помощь которого, драгоценные указания и руководительство щедро изливались на его ученика, нашего автора (стр. VII). Будем надеяться, что и впредь мощный научно-творческий дух В. Г. Васильевского будет почивать на русских византологах, имеющих счастье принадлежать к школе этого первоклассного ученого.

Текст воспроизведен по изданию: А. А. Васильев. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время аморийской династии // Исторический вестник, № 7. 1900

© текст - ??. 1900
© сетевая версия - Thietmar. 2020
© OCR - Андреев-Попович И. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Исторический вестник. 1900