Комментарии

1. См. S Theodori Studitae Vita, где про Фому говорится: kaqoti elegeto taV ieraV eikonaV apodexesqai te kai proskunein. (Mai. Patrum Nova Bibliotheca. T. VI, Pars II, § 61, p. 356. Migne. Patr. Gr. T. 99, p. 317-320).

2. Cont. Theoph. Bonn. p. 53. C. 11: enteuqen kai douloi kata despotwn kai stratiwthV kata taxewtou kai locagoV kata strathgetou thn ceira jonwsan kaqwplixen, kai pasa tewV h Asia buqizomenh katestenen.

3. Об этом см. ниже

4. В. Ламaнский. О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании, с. 3 (Ученые Записки второго Отд. Имп. Ак. Наук К. V, 1859)

5. См. Ф. Успенский. Константинопольский собор 842 года и утверждение Православия в Журн. Мин. Народн. Просв. Ч. 273 (1891) с. 148. Его же. Очерки по истории византийской образованности. С.-Петербург, 1892, с. 71-79, где хорошо выясняется значение восстания Фомы.

6. Главным, хотя, к сожалению, слишком кратким источником для истории хода этого восстания должно служить Письмо Михаила II к западному императору Людовику Благочестивому, где первый рассказывает в точных выражениях о возмущении Фомы; напечатано письмо у Барония. Baronii, Annales Eccleaiastici, T. XIV. Lucae, 1743, p. 62-66. См. также Georg. Hamart. ed. Muralt, p. 695-699 = Leo Gramm p. 211-212 (без текстов из Священного Писания, которые мы находим у Георгия) — Sym. Mag. p. 621. Подробный рассказ у Генесия (Genesii, p. 32-45). Продолжатель Феофана за некоторыми исключениями черпает свои сведения у Генесия. Theoph. Cont. С X-XX, p. 49-73. Cedr. II р. 74-91 (по Продолжателю). Zonar. ed. Dindorf. Vol. III. p. 392-397. Lib. XV, Cap. 22-23 (по Кедрину).

7. См., напр., Finlay. History of Greece. ed. Tozer. Vol. II, p. 130, rem. 2.

8. См. Bury. The Identity of Thomas the slavonian в Byzantinische. Zeitschrift, B. I (1892), S. 55-60. Ф. Успенский. Константинопольский собор 642 года. Ж. Мин. Нар. Пр. Ч, 273 (1891), с. 144-146.

9. Genes, p. 8-9.

10. Qwman ton apo limnhV Gazourou kai auton ex Armeniwn to genoV katagonta (Genes. p. 8). Gaziura на берегу речки Ириса в Понте — город к юго-востоку от Амасии и к западу от Команы (Bury. op. cit. p. 55).

11. skuqizwn tw genei (Genes, p. 32).

12. См. Bury. op cit. p. 55: in other words, of Slavonic origin.

13. Cont. Theoph. p. 50. C. 10. touton ormasqai jhsi ton Qwman ex ashmwn te gonewn kai penicrwn, allwV de kai Sklabogenwn, twn pollakiV egkisseuqentwn kata thn Anatjlhn.

14. Baronii Annales Ecclesiastici. Т. XIV (1743), р. 62.

15. Sym. Mag. р. 621. 'RwmaioV gar wn kai ajanhV. См. Georg. Hamart. p. 695: ek gar thV Rwmaiwn ghV ormwmenoV = Leo Gramm. p. 211-212.

16. К славянам, живущим в Малой Азии, относит Фому также и A. Куник. О записке готского топарха (Записки А. Наук. Т. 24,1874, с. 132-133).

17. Baronii. Ann. Eccl. XIV, р. 62-63.

18. См. Bury. op, cit. p. 56.

19. Genes. р. 35.

20. Genes. p. 12. anarrhqeiV... Lewn o basileuV Qwman ton eautou hlikiwthn tourmarchn eiV joideratouV epesthsen.

21. Genes, p. 10.

22. Bury. op. cit. p. 57.

23. Theоph. Cont. p. 51, C 10: kai dh tini twn sugklhtikwn exuphretein te kai leitourgein kollhqeiV. 

24. Bury. op. cit. p. 58-59

25. Bury. ор. cit. p. 59-60.

26. Chronique de Michelle Grand, Patriarche des Syriens Jacobites traduite pour la premiere fois sur la Version armenienne du pretre Ischok par V. Langlois. Venise, 1868, p. 268. См. Gregorii Abulpharagii sive Bar-Hebraei Chronicon Syriacum, ed. Bruns et Kirsch. Lipsiae, 1789, p. 150, которая черпает свои сведения из Михаила: hoc tempore accersivit Mamunus Thomam.

27. Langlois. op. cit. p. 9. Wright. Syriac Literature в Encyclopaedia Britannica, Ninth edition. Vol.22, p. 851-852. Его же. A short history of Syriac Literature. London, 1894, p. 250-253. Alb. Wirth. Aus orientalischen Chroniken. Frankfurt A. M. 1894, S. 62 sq.

28. О том, что Фома выдавал себя за Константина, сына Ирины, говорят, кроме византийских источников, также восточные и западные См. Abulpharagii Chr. Syriacum, ed. Bruns et Kirsch, p. 150. qui de semet ipso contendebat se filium esse Constantini imperatoris. Хроника Михаила Сирийца говорит только: se disant fils d’un empereur (ed. Langlois, p. 268). Ioannis Diaconi Chronicon. Hismahelitas illusit se Constantinum afferendo (Muratori. Scr. rer. ital. T. I p. II p. 313. Monum. Germ. Hist. Scriptores rerum langobardicarum, p. 430).

29. См. Chronique de Michel le Grand par Langlois, p. 268: cet homme avait inspire a la cour beaucoup de coufiance et il y etait traite honorablement.

30. Baronii. XIV p. 63. sibi subdidit totum Armeniae Ducatum, simul et Ducatum Chaldaeae, quae gens montero Caucasum incolit, necnon et Ducem Armeniacorum cum manu valida devicit.

31. Genes, p. 32-33: Olbianou monou, tou twn Armeniakwn strathgountoV, toutouV perinoiaiV epipeiqeiV agontoV, kai Katakula tou Oyukiou tw basilei Micahl te proskeimenwn. Cont. Theoph. p. 53, c. 11.

32. Baronii. XIV p. 63, XIX. idem Thomas exiens de Perside cum Saracenis et Persis, Hiberis, Armeniis et Avasgis et reliquis gentibus alienigenarum. Генесий, говоря о выступлении Фомы, называет в его войске много народностей, из которых некоторые в то время даже и не существовали: eita met Agarhnwn Indwn AiguptiwnAssuriwn Mhdwn Abasiwn Zhcwn Ibhrwn Kabeirwn Sklabwn Ounnwn Bandhlwn Getwn kai osoi thV ManentoV bdeluriaV meteicon, Lazwn te kai Alanwn Caldwn te kai Armeniwn kai eterwn pantoiwn eqnwn (Genes, p. 33). См Hirsch. Byzantinische Studien. Leipzig, 1876, S. 131 A. Куник верит в достоверность перечисленных Генесием народов и делает попытку разгадать эти имена Indoi — народ из известной Малой Индии, как назывались некоторые местности на Аравийском полуострове и на севере от него; Assurioi — Несториане или Курды? Abasioi —Абхазцы; Zhcoi — Адиге или Керкеты = Черкесы на Понте; Ibhroi — Грузины; Kabeiroi — гуннские Сабиры, а не Кабиры; Ounnoi — остатки гуннов на берегу Понта; Bandhloi — остатки африканских вандалов в Малой Азии; Getoi kai (малоазийские Gotqhnoi) osoi thV ManentoV bdeluriaV meteicon — Павликиане и Атинганы во Фригии, Ликаонии и пр. Lazoi te kai Alanoi — грузинские Лазы и иранские Оссы; Caldoi — понтийские Халдеи. А. Куник. О записке готского топарха. Зап. Ак. Наук. Т. 24, 1874, с. 132-133).

33. Chr. de Michel le Grand par Langlois, p 268 Maimoun lui fournit un contingent de troupes et le fit partir pour Constantinople, en vne de s'en emparer ou du moins de l'inqnieter. Abulpharagii Chr. Syr. ed. Bruns et Kirsch, p. 150: eumque cum exercitu misit Constantinopolin.

34. Genes. p. 33: poietai toinun spondaV met Agarhnwn, eidhsei tou autwn archgou, anadeitai stejoV basileion para tou arcierewV AntioceiaV Iwb. Продолжатель Феофана ошибочно называет патриарха Иаковом (Theoph. Cont, p. 55, c. 12). Cedr. II, p. 78 (Иов). См. Eutychii Alexandr. Annales (Said-ibn-Вatrik): anno primo chalifatus Al-Mamunis constitutus Job patriarcha Antiocheuns, qui annos triginta inum sedit (Migne, Patr. Gr. T. 111, p. 1132). Иов был преемником Феодорита и занимал патриарший престол с 813 по 843 год. L e-Quien, Oriens Christianus. T. II, Parisiis, 1740, p. 747. Михаил Сириец, путая события, рассказывает в правление уже Феофила о каком-то греческом самозванце, который выдавал себя за сына императора. Мамун поверил ему, сделал для него дорогую корону и велел антиохийскому патриарху Иову короновать его, после чего самозванец принял ислам. Очевидно, здесь речь идет о Фоме. Chronique de Michel le Grand, p. 271.

35. Genes, p 32: outoV oun katascwn touV twn dhmosiwn jorwn pantaV apaithtaV eggrajwV taV nenomismenaV apeklhrouto eiV praxeiV, ex wn dianomaV en laoiV poihsamenoV strathgesiaV kata tou Micahl egkratwV diatiqhsin. Cont. Theoph. p. 53, c. 11.

36. См. Finlay. A History of Greece. ed. Tozer. Vol. II, p. 130.

37. Theoph. Cont. p. 55, c. 13.

38. Genes, p. 37: hdh to nautikon apan to upo RwmaiouV on, plhn tou basilikou klhqentoV, upopoieitai. Ср. Cont. Theoph. p. 55, c. 13: tou qematikou stolou ginetai egkrathV. См. Amari. Storia dei Musulmani di Sicilia. T. 1, Firenze, 1854. p. 216. Византийский флот состоял ив двух главных частей: из императорского флота в более тесном смысле и из провинциального флота. Императорский флот содержался на средства центральных касс, провинциальный же на средства отдельных определенных провинций, для которых содержание флота являлось одною из повинностей. В более раннее время начальники обоих флотов назывались друнгариями; но уже в X веке начальник провинциального флота стал носить имя стратега. Общий начальник обоих флотов назывался drouggarioV twn plwimwn. См. С. Neumann. Die byzantinische Marine. Ihre Verfassung und ihr Verfall в Historische Zeitschrift. Neue Folge, B. 45, 1898, S. 5.

39. S. Theodori Studitae Vita. Mai. Patrum Nova Bibliotheca. T. VI. Pars II, c. 61 p. 356 = Migne. Patr. Gr. T. 99, p. 317- 320: ophnika de h turanniV toutou thn Asiatida katelhisato cqona, thnikauta dh keleusiV basilikh touV kata ton qespesion patriarchn Nikhjoron proV thn Kwnstantinou polen sunelaunei ou jeidouV eneka thV proV autouV touto praxamenou tou KaisaroV, alla jobw tou mh prosruhnai tinaV autwn th tou Qwma sumjratria kaqoti elegeto taV ieraV eikonaV apodecesqai te kai proskunein tauthV oun eneka thV projasewV kai o megaV Pathr hmwn QeodwroV thn enegkamenhn katalambanei kai auqiV. Vita S. Nicolai Studitae. Migne. Patr. Gr. T. 105. p. 900: alla tou laoplanou Qwma kata thV oikoumenhV lutthsantoV, keleusei tou kratountoV auqiV, kai mh boulomenoi (QeodwroV kai NikolaoV) thn basilida katelabon; латин. перев. см. ibidem, p 899.

40. Mansi, Sacrorum Conciliorum Collectio. T. XIV, p. 399-402, где напечатано: Epistolh ek prosspou pantwn twn Hgoumenwn proV Micahl Basilea: keleusatw para thV presbuteraV RwmhV dexasqai thn diasajhsin, wV anwqen te kai ex archV patroparadotwV exedoqh. Auth gar, cristomimhte basileu, h korujaiotath twn ekklhsiwn tou Qeou, eV PetroV prwtoqronoV (p. 400-401). См. Hergenrother, Photius. B. I, Regensburg, 1867, S. 285-286. Hefele. Conciliengeschichte. 2 Auflage. B. IV, Freiburg im Breisgau, 1879, S. 38-39.

41. Генесий говорит ama muriw dh tini stratw (р. 37). Продолжатель Феофана дает большую цифру 80000 человек: oktw gar muriadwn katarcwn (р. 55, с. 13).

42. Genes. p. 37, Cont. Theoph. p. 56, c. 13. См. Baronii Ann. XIV, p. 64, XXIII: duo vero, qui dicebantur ei filii esse adoptivi, alter eorum in Asia a fidelibus nostris interemptus est.

43. См. Genes, p. 39. Cont. Theoph. p. 58. c. 14.

44. Genes, p. 37: nukta diaskophsaV aselhnon. Может быть, это был род лунного затмения; см. Cont. Theophp. 57, с. 13: ote dh kata sunodon h selhnh ajwtistoV hn.

45. Orkosion (Genes, p. 36), Orkwsion (Cont. Theoph. p. 56, c. 13). Может быть, Sarkoi (Peristeri), город на северном берегу Мраморного моря, недалеко от Дарданелл.

46. Baronii Ann. Eccl. XIV, p. 63, XXI: Thraciae, Macedoniae, Thessalonicae et circumiacentibus Sclaviniis.

47. Genes. p. 38: sunelqonteV allhloiV apo te ghV kai qalatthV kata taV Barbusou tou potamou ekbolaV. Об этой реке см. Dethier. Der Bosphor und Constantinopel. Wien, 1873, S. 7.

48. Genes. p. 38.

49. Genes. p. 38-39.

50. Baronii Ann. Eccl. XIV p. 63, XXI: in mense Decembri decimaquinta ladictione. Эта точная дата укрылась от внимания Муральта, который все предыдущие события восстания относит к 822 году (Muralt. Essai de Chronographie Byzantine, p. 407-408). См. Genes. p. 40: ate dh kai ceimeriou thV wraV oushV.

51. Genes, р. 38: skhnoutai kata twn sebasmiwn Anargurwn newn. Cont. Theoph. p. 59, c. 13: kata ton tou Paulinou oikon, enqa dh kai to twn sebasmiwn Anargurwn temenos oion ti anaktoron wkodomhtai. См. Ducange. Constantinopolis Christiana. Paris. 1680. Lib. IV, p. 182. Dethier. Der Bosphor und Constantinopel. Wien, 1873, S. 59. Кондаков. Византийские церкви и памятники Константинополя в Трудах VI Археологического Съезда в Одессе (1884). Одесса, 1887, с. 12-13. Во время Юстина II и Тиверия в VI веке был построен храм Космы и Дамиана в Константинопольской местности Дариуме. См. Кондаков, ор. cit. c. 44-45.

52. J. P. Richter. Quellen der byzantinischen Kunstgeschichte. Wien, 1897, S. 150, 152.

53. Cont. Theoph. p. 59: kai panta ton acri Euxeinou topon kai Ierou kai twn peraiterw dh toutwn policniwn ephlqe. См. Dethier. op. cit. p. 76. На Гиероне, как известно, были и русские в 860 году.

54. Genes. р. 39: Micahl anabaV epi thV orojhV tou thV qeotokou naou to polemikon shmeion phgnusi. Cont. Theoph. p. 59.

55. Интересно заметить, что после Константина Великого в православной Византии, в жизни и духовной литературе, крест всего реже являлся служебным орудием чуда. Между тем Богородица является постоянно спасительницею и защитницею Царьграда со времени аварского нашествия 626 года. Только однажды византийская столица прибегла ко кресту, именно во время рассказываемого нами восстания Фомы. В данном случае икона прямо соперничала со крестом. См. любопытные рассуждения по этому вопросу у Васильевского. Русско-византийские исследования. Вып. II, С.-Петербург, 1893, с. LXXIV-LXXVI. Ср. Житие Георгия Амастридского, где святой на защиту города выступает против агарян с крестом в руках (Васильевский, ор. cit. c. 40).

56. Genes, p. 39-40. Cont. Theoph. p. 59-61. Кратко в письме у Барония. XIV p. 63, XXII.

57. Genes, p. 40. Cont. Theoph. p. 61-62, c. 15.

58. Продолжатель Феофана дает, вероятно, преувеличенную цифру в 350 кораблей. Cont. Theoph. 64, c. 16. Очевидно, под Константинополем погибла только часть флота Фомы.

59. Genes, p. 41: prosormizontai te th twn kaloumenwn Buridwn akth. Cont. Theoph. p. 64: tw twn Buridwn kata Qrakhn limeni egkaqormizontai.

60. Cont. Theoph. p. 64.

61. Beladsori. ed. de-Goeje. p. 191-192. (Пр. с. 3-4). Беладори относит это событие без года к правлению Мамуна; но тотчас вслед за этим сообщением он говорит о посольстве греческого царя к Мамуну, которое он относит к 210 г. хиджры (24 апреля 823—12 апреля 826 г.), что нам позволяет отнести вышеприведенное нападение греков на Запетру ко времени восстания Фомы. О Запетре см. подробнее ниже при описании похода Феофила в 837 году, о чем также говорит Беладори (р. 192). О двух походах греков под Запетру говорит и хроника Михаила Сирийца, только он относит оба похода ко времени Феофила (р. 270, 274). Ср. Gregorii Abulpharagii sive Bar-Hebraei Chronicon Syriacum. ed. Bruns et Kirsch. Lipsiae, 1789, p. 158: Anno 1148 (837) Theophilus iterum Saubathram petiit. Мы стоим на стороне современного Беладори (+892-893 г.).

62. См. Simson. Jahrbucher des Frankischen Reichs unter Ludwig dem Frommen. B. I. Leipzig, 1874, S. 223.

63. Имя Омортаг мы находим в интересной греческой надписи, найденной в 1858 году Даскаловым в Тырнове в прежней лавре Сорока Мучеников, где говорится о постройках этого болгарского князя. См. Jirecek. Geschichte der Bulgaren. Prag, 1876, S. 146, 148; в русском переводе Бруна и Палаузова стр. 181-182. Генесий и Продолжатель Феофана дают имя Mortagwn (Genes. p. 41: Cont. Theoph. p. 64, c. 17).

64. Известие об обращении Михаила за помощью к болгарам сообщается современным источником Георгием Амартолом (Georg. Ham. p. 698, c. 8). Между тем Генесий (p. 41-42), а за ним Продолжатель Феофана (р. 64-65) говорят наоборот о предложении помощи со стороны Омортага, за что Михаил его благодарил, но от помощи он под благовидным предлогом отказался. Несмотря на этот отказ, Омортаг вступил в византийские пределы и дал сражение Фоме. В данном случае на первое место мы ставим современное показание Георгия Амартола. У Генесия известие можно объяснить тщеславием автора: для него казалось слишком унизительным, чтобы император обращался за помощью к варвару, вмешательство которого, по всей вероятности, и было причиной решительного успеха Михаила. См. Hirsch. Byzantinische Studien, S. 134. В письме Михаила к Людовику о болгарском вмешательстве, как о доказательстве слабости императора, вовсе не упомянуто.

65. Византийские источники пишут KhdouktoV. Кидоктос, первоначально Акидоктос, название местности, происходящее от римского акведука (aquaeductus). См. Jirecek. Die Heerstrasse von Belgrad nach Constantinopel und die Balkanpasse. Prag., 1877, S. 101.

66. Georg. Ham. p. 697: o mataiojrwn QwmaV thn Kwnstantinoupolin, mallon de Qeou polin, ej ena cronon eporqei. Возобновление Фомою осады было, как мы видели, весною 822 года: таким образом для нападения болгар получается весна 823 года, что прекрасно согласуется с последующими событиями. Михаил Сириец (Langlois, p. 268), а за ним Абу-л-Фарадж (Chr. Syr. p. 150) дает ошибочно осаде Константинополя лишь шесть месяцев.

67. О поражении Фомы сообщает Генесий (р. 42), а за ним Продолжатель Феофана (p. 66, c, 18). Георгий Амартол (p. 698) говорит довольно неопределенно, что Фома, выступив против болгар, убил многих (pollouV autwn diajqeiraV). Считать эта слова за победу нельзя, ибо тотчас после этого у Георгия идет рассказ об отступлении и слабости Фомы.

68. Genes. р. 41-42. Cont. Theophp. 64-66, c. 17-18.

69. См. Ф. Успенский, Константинопольский собор 842 года. Журн. Мин. Нар. Пр. Ч. 273 (1891), с. 149: Мартагон своим вмешательством еще на 20 лет поддержал иконоборческую партию и нанес сильное поражение инородческим элементам империи, стремившимся возобладать над эллинизмом. Его же. Очерки по истории виз. образованности, с. 79.

70. Genes, p. 42. См. Theoph. Cont. p. 65. c. 10: kata ti pedion Diabasin outw kaloumenwn, stadiouV apecon thV polewV ikanouV.

71. См. Jirecek. Die Heerstrasse von Belgrad. Prag, 53 и 102.

72. Georg. Hamart. p. 699: en trisin etesi. Cont. Theoph. p. 67: 'o cronoV hdh pou exetetato (tritoV gar exhnueto).

73. Baronii. Ann. Eccl. XIV, p. 64, XXII: In quadem civitate provinciae Thraciae nomine Arcadiopoli inclusi sunt. Georg. Hamart. p. 698. Genes. p. 43. У Продолжателя Феофана неверно 'AdrianoupoliV (p. 68, c. 18).

74. Cont. Theoph. p. 68, c. 18: pareggraptoV uioV AnastasioV tou thV BuzhV jeugwn epilambanetai ptolismatoV. С именем Визы сохранились от IX века печати; напр., печать императорского спафария и турмарха Визы Ставракия; печать архиепископа Визы VIII или IX века. См. Schlumberger. Sigillographie de l'Empire Bizantin. Paris, 1884, p. 159 и 161.

75. Baronii XIV p. 64, XXIII sed ipsa civitas, in qua Deo odibilis et immemorabilis erat cum suis sequacibus, per quinque menses obsessa est.

76. Genes. р. 45: katastrejei ton bion mhnoV Oktwbriou mesountoV hdh. Cont. Theoph. p. 70, c. 19.

77. По византийским и восточным источникам Фоме были отрублены ноги и руки, после чего он был посажен на кол. Genes. p. 44. Cont. Theoph. c. 19, p. 69. Chronique de Michel le Grand, tr. Langlois p. 269. Abulpharagii Chr. Syr. ed. Bruns et Kirsch, p. 150. Армянский историк XI века Асохик, упомянув о восстании Фомы в 823-824 году, говорит о подобной же его казни и прибавляет, что после этого Михаил нанес поражение арабскому флоту. Histoire universelle par Etienne Acoghig de Daron, trad. par E. Dulaurier. I partie. Paris, 1883, p. 171. Но ср. русский перевод Асохика, где вместо поражения арабского флота мы читаем о неудачах арабов в Курнаве и в Анкире. Всеобщая история Степаноса Таронского Асохика. Пер. Эмин. Москва. 1864, с. 335. Ср. западную хронику Иоанна Диакона, где сообщается любопытный рассказ о смерти Фомы, совершенно аналогичный с рассказом о смерти русского князя Игоря в земле древлян: quo capto, illico inclinatis duarum arbuscularum cacuminibus, eum crurum tenus ligaverunt, eisque dimissis, et in partes suas revertentibus, divisus est per medium, et pro Regno consecutus est perpetuum incendium (Muratori. Script. rer. Ital. T. I, pars II p. 313 = Mon. Germ. Hist. Script. rer. langobardicarum, p. 430).

78. Suidas, Lexicon: IgnatioV diakonoV... egraye... iambouV eiV Qwman ton antarthn, aper onomazousi ta kata Qwman. См. Васильевский. Русско-византийские исследования. Вып. П. С.-Петербург, 1893. с. XCVII.

79. Baronii, XIV p. 64, XXIII. Рассказ об осаде Аркадиополя см. у Genes. р. 43-45. Cont. Theoph. p. 58-71. c. 19.

80. Baronii Ann. XIV p. 64, XXII—XXIII — Panadus. Genes. p. 45 и Cont. Theoph. p. 71, с. 20 — Panion. В древности небольшое торговое местечко h PaniaV, PaniV, у византийцев PanidoV, PanadoV, у западных писателей Panido, Pandio, Panedoc, Panedol, Panedor. См. Tomaschek. Zur Kunde der Hamus-Halbinsel. S. 332 в Sitzungsberichte der phil.-histor. Classe der K. Akademie der Wissenschaften zu Wien. B. 113, 1886.

81. Гераклея, древний Перинф и теперь жалкая деревушка греческих рыбаков Eski-Eregli, окруженная развалинами. См. Jirecek. Die Heerstrasse von Belgrad, S. 51-52, 101. Tomaschek. Zur Kunde der Harnus-Halbinsel, S. 331 в Sitz. der K. Ak. der Wissen. zu Wien. Ph-hist. Cl. B. 113.

82. Baronii Ann. XIV p. 64, XXIII. Genes. 45. Cont. Theoph. p. 71.

83. Genes, p. 45. Cont. Theoph. p. 71.

84. Baronii Ann. XIV p. 64, XXIII: Saracenos quoque omnes et Armenios et reliquos, qui de praelio evaserunt, omnes vivos cepimus.

85. Chronique de Michel le Grand, p. 268-269. Abulpharagii Chron. Syr. p. 150. Эти хронисты приписывают пленным арабам даже решительную победу над Фомой, после которой он бежал в какую-то крепость. Здесь нужно видеть, по всей вероятности, отголоски болгарской победы.

86. Кабала и Саниана — две крепости в Галатии недалеко от Икония. См. Constantini Porphir. De Thematibus, p. 28. De Administrando Imperio. C. 50 p. 225. Также Ramsay, The historical Geography of Asia Minor. London, 1890, p. 359 (Royal Geographical Siciety-Supplementary Papers. Vol. IV).

87. Cont. Theoph., p. 71-72, c. 20.

88. См. несколько идеалистические строки у Finlay. A History of Greece. Vol. II, p. 133: если бы Фома действительно был человеком могучего ума, он мог бы положить основание новому состоянию общества в Восточной империи, облегчив тяжесть податной системы, провозгласив терпимость для религиозных мнений, соблюдая беспристрастное судопроизводство даже по отношению к еретикам и предоставив всем классам подданных, без различия национальности или расы, одинаковую безопасность жизни и собственности.

89. Dozy. Histoire des musulmans d'Espagne. T. II, Leyde, 1861, p. 57-76. см. также Conde. Historia de la dominacion De los Arabes en Espana. Barcelona, 1844, Т. I р. 202-205 (Segunda parte, cap. XXXVI). Quatremere. Memoires geographiques et historiques sur l'Egypte. T. II, Paris, 1811, p. 197. Weil. Geschichte der Chalifen. Mannheim. 1848, B. II. S. 231-232. Amari. Storia dei Musulmani di Sicilia. Firenze. 1854. T. I. p. 162-163. E. Mercier. Histoire de l'Afrique Septentrionale (Berberie). T. I, Paris. 1888, p. 272-273.

90. Биографические сведения об Ибн-Тахире см. у Ибн-Халликана. Ibn-Khallikan's Biographical Dictionary, translated by B. Slane. Vol. II. Paris, 1843, p. 49-53.

91. Weil. Geschichte der Chalifen, B. II, S. 232-233.

92. Tabari, ed. de Goeje, III p. 1092 (Прил. c. 22) под 210 годом хиджры (24 апреля 825 — 12 апреля 826 г.) = Ibn-al-Athir. ed. Tornberg. B. VI, 281-282.

93. Этими сведениями мы обязаны житию Андрея Критского, жившего в VII веке. Oi gar alithrioi Agarhnoi en qalassh to ormhma autwn qemenoi, dia plhqouV skaqwn en th jilocristw Krhtwn nhsw ekmanwV epesthsan, opwV autouV wV katakritouV h tou Qeou krisiV dia taV adikouV autwn kata twn cristianwn epibaseiV kai en Krhth katadikash tw gar ocurwmati tw prosagoreuomenw Tou DrimewV, en w proV to sunhqeV o tou Qeou anqrwpoV meta tou up autou poimainomenou cristianikwtatou laou dia taV ecqrikaV epibaseiV eishrceto, oi barbaroi proV poliorkian parakaqisanteV kai pollaV mhcanaV proV parataxin polemwn en autw epideixamenoi, to aprakton eautoiV periepoihsanto, zhmian thn idian katalusin anti kerdouV thV aicmalwsiaV oikeiwsamenoi, ek belwn twn eucwn tou proV Qeon wV toxon to omma teinontoV ierewV polemhqenteV. Papadopoulou-KeramewV Analekta ierosolumitikhV staculogiaV. T. V, En Petroupolei, 1898, I. 177. См. Лопарев. Описание некоторых греческих житий святых. Византийский Временник. IV (1897), с. 347. Андрей Критский упоминает о сарацинских нашествиях на Крит также в двух словах на Обрезание Господне и св. Василия и на св. ап. Тита. Migne. Patr. Gr. T. 97, р. 932: outw de orjodoxounteV eqnwn jobon apodrasoimen, kai nhsoi lutrwsin eisdexontai ai thV EkklhsiaV, dia loimwn andrwn akosmian ajaireseiV eikonwn paqousai, upo Agarhnwn sugkinduneusasai (In circumcisionem Domini et in S. Basilium). Migne. Patr. T. 97, p. 1168: KurioV polemei uper autwn ton Aiguption Amalhk kai to mhtrodoulon thV Agar julon apolluei panoleqria (In Apostolum Titum).

94. Constantini Porphyr De administ. Imperio, p. 217-220. См. S. N. Qwmopoulou. Istoria thV polewV Patrwn apo twn arcaiotatwn cronwn mecri tou. 1821. En AqhnaiV, 1888, р. 226.

95. Об этом походе говорят византийские источники. Genes. p. 46. Весь рассказ о завоевании Крита см. у Genes. p. 46-48; по Генесию излагает Theoph. Cont. p. 73-76, с. 21 и p. 77-78, с. 23; по Продолжателю Феофана Кедрин (Cedr. II p. 91-93); по Кедрину — Зонара (Zonar. ed. Dind. III p. 397-398. Lib. XV, c. 24). Vita S. Theodorae, ed. W. Regel (Analecta byzantino-russica. Petropoli, 1891, p. 9) = Geor. Hamart, p. 699 = Leo Gramm, p. 212-213 = Sym. Mag. p. 621-622 упоминают только о самом факте завоевания острова. Но у Симеона Магистра есть и рассказ о высадке Апохавса на Крит, составленный, вероятно, по Генесию (Sym. Mag. p. 622-623). См Hirsch Byz. Studien. S. 326.

96. Генесий, приступая к рассказу о завоевании Крита, прямо говорит: epi cronou de en w apostasia probebhkei h Qwma (Genes, p. 46; см. ниже р. 47: wn thV epidromhV o QwmaV kai alwsewV aitioV ApocayiV de. Theoph. Cont. р. 73, c. 21; См. ниже р. 74: echrounto gar pasai thV autwn bohqeiaV arti kata thV KwnstantinoupolewV ekbohqouswn kai pleouswn meta tou Qwma (Продолжатель здесь говорить вообще об островах) Cedr. II p. 91. Zonar. Dind., III p. 397. Lib. XV. P. 24. Рассказав o первом нападении на Крит, Генесий начинает изложение следующего нападения словами: tw de epionti kairw. Здесь нам помогают арабские источники, которые для завоевания Крита дают 825 год. Припомним также, что о времени второго нападения говорит Продолжатель Феофана: wV d o ceimwn eteteleiwto kai to ear upelampen (Cont. Theoph. p. 75). Все это дает нам право отнести первый набег к 824 году и поставить его в связь с возмущением Фомы; вторая же экспедиция на Крит была весною 825 года. Греческие источники ошибочно ведут арабов на Крит прямо из Испании, которую они будто бы покинула из-за ее неплодородия. Участвовал ли в первом набеге сам Абу-Хафс, который в греческих источниках называется Apocay, ApocayiV, о чем говорят византийцы, или нет, вопрос второстепенный. Ср. Hirsch, Byz. Studien. S. 25-26, 135-136.

97. См. напр., Cont. Theoph. p. 74: touto, ejh, gh ouk allh h h reousa meli kai gala.

98. Арабские источники у Конде. Conde. Historia de la dominacion de los Arabes en Espana. Barcelona, 1844, T. I, p. 206; в данном случае Конде пользовался арабским историком XI века Абу-Абд-Аллах-ал-Хуманди. О нем см. Ibn-Khallikan. transl. by R Slane. Vol. III, p. 1-3. Wustenfeld. Die Geschichtschreiber der Araber. № 219, S. 73-74. C. Brockelmann. Geschichte der arabischen Litteratur. B. I, Weimar, 1898, S. 338. Византийцы определяют высадку в Carax.

99. Эта рознь между населением византийских провинций и правительством, как известно, вообще очень облегчала арабам их завоевания. См. Finlay. A History of Greece. Vol. II, p. 134.

100. Genes., p. 46-47. Cont. Theoph., p. 75-76 (Cedr., II p. 93). Мы нарочно упомянули об этом эпизоде, потому что у известного уже нам арабского писателя Ал-Хумаиди, цитирующего, в свою очередь, Мухаммеда-ибн-Хузава (Huzaw), мы находим поразительно сходные подробности. Мы приведем целиком эту выдержку из Хумаиди, сопоставив с ней греческий текст Продолжателя Феофана.

Theoph. Cont. p. 75-76, с. 21

Conde. Historia de la dominacion de los Arabes en Espana. I p. 205-206.

pur embalwn taiV nausin apasaV katejlexe, jeisamenoV to parapan oudemiaV tewV men oun tw paradoxw tou pragmatoV kataplagenteV apaV dh o stratoV ekdeimatoumenoi thn aitian epunqanonto kai eiV logouV hlqon neterikouV...          wV de kai gunaikwn ememnhnto kai paidwn ouk wligwroun, kai gunaikeV, ejh, wde umeterai ai aicmalwtizomenai, kai paideV ou meta mikron ex autwn... 

Theoph. Cont. p. 74.                                                            touto, ejh, gh ouk allh h h peousa meli kai gala. См. Genes. p. 46-47. Cedr. II p. 93.

Так как арабы желали возвратиться в любимую родину со многими богатствами, собранными (на Крите), их начальник сжег флот. А так как они стали жаловаться на него и на его упорство, оплакивая свое несчастие, начальник сказал: «насколько лучше и приятнее этот остров, где течет мед и молоко, чем ваши пустыни! Среди этих красивых пленниц вы забудете ваших наложниц; вы найдете здесь все удовольствия жизни и новое поколение, которое будет вашим утешением на старости».

Отметим, что в английском переводе сочинения Конде вышеприведенный испанский текст является в несколько сокращенном виде (Conde, History of the dominion of the Arabs in Spain, transl. by Poster. London, 1854, vol. I p. 263). Весь вышеприведенный испанский текст отсутствует во французском переводе книги Конде. См. Ж. de Maries. Histoire de la domination des Arabes et des Maures en Espagne et en Portugal, redigee sur l'histoire de M. Conde. Paris. 1825, Т. I p. 297. О вышеупомянутом сходстве мимоходом упоминал еще Гирш (Byz. Studien. S. 136). Aмapи видит в этом рассказе о сожжении кораблей возможным только то, что Абу-Хафс сжег негодные для плавания корабли; остальное он приписывает фантазии греческих хронистов (Amari, Storia dei Musulmani di Sicilia. Vol. I p. 163-164).

101. Неверно относит к 823 году завоевание арабами Крита Гопф (Hopf, Griechische Geschichte. Leipzig, 1867, S. 121). К этому же году склоняется Амари (Amari. Storia dei Musulmani, I p. 163). Гопфу следует Гертцберг (Hertzberg, Geschichte Griechenlands seit dem Absterben des antiken Lebens bis zur Gegenwart. B. I, Gotha, 1876, S. 218). Муральт относит к 824 году (Muralt, Essai de chr. byz. p. 410).

102. Genes. p. 47. Cont. Theoph. p. 77. Генесий дает за сим ряд имен критских эмиров: ApocayiV, SaiphV, Babdel, SerkounhV (Genes. р. 47-48). Гопф отождествляет их со следующими арабскими именами: Абу-Хафс, Шоейб, Абу-Абдаллах, Ширкух (Griechische Geschichte, S. 122 sq.). Гутшмид в своей рецензии на книгу Гопфа видит в SerkounhV персидское, перешедшее в арабский язык имя Zerkun (Gutschmid, Kleine Schriften, heransgeg. von Ruhl. B. V, Leipzig, 1894, S. 434).

103. Генесий говорит также o мученической кончине епископа гортинского Кирилла, убитого арабами при завоевании Крита, и о чудесах, которые творила впоследствии его кровь; но этот рассказ, основанный на устном предания (kaq wV tineV jasin, Genes, p. 48), не заслуживает особого доверия. См. Hirsch, Byz. Studien. S. 136-137. О личности этого епископа мы ничего не знаем. Известно имя и краткое житие другого Кирилла, критского епископа, замученного при Максимиане или Декии; см. Acta Sanctorum. Julii. T. II p. 682-686-S. Cyrilli episcopi et martyri forte Gortynae in Creta. Может быть, в епископе Генесия надо видеть смешение с более древним Кириллом. См. Acta Sanctorum, Julii II p. 684: vides stabiliri junioris alicujus Cyrilli, episcopi Gortynae, secolo nono florentis existentiam; quem valde suspicer confusum esse perperam cum seniore.

104. Beladsori, ed. de Goeje, p. 192 (Прил. c. 4). Беладори относит посольство к 210 году хиджры (24 апреля 825 — 12 апреля 826 г.).

105. Этими сведениями об Эгине мы обязаны еще вполне неизданному житию Феодоры Фессалоникской. См. Васильевский. Один из греческих сборников Московской синодальной библиотеки. Журн. Мин. Нар. Просв. ч. 248 (1886), с. 87, 88-89. О нашествии арабов на Эгину византийские историки молчат. Кроме вышеназванного жития Феодоры еще в двух житиях мимоходом указывается на это событие. В житии св. Луки Элладского, родившегося в 890 году, говорится, что его предки выселялись из Эгины в Элладу вследствие постоянных набегов агарян. Oi de progonoi toutou kathgonto ek thV nhsou AiginhV... Outoi taV suneceiV ejodouV twn Agarhnwn mh upojeronteV kai autoi kai panteV oi katoikoi biasqenteV na katalipwsi to jilon thV patridoV edajoV, metanasteuousi kai ekastoV ex autwn diaspeirontai proV diajorouV poleiV, econteV tropon tina taV mhtruiaV ant thV mhtroV. KremoV, Fwkika. Proskunhtarion thV en th Fwkidi monhV tou osiou Louka toupiklhn Steiriwtou. T. I, En AqhnaiV 1874, p. 132. Ср. текст у Migne. Patr. Gr. T. 111. p. 442-444. (В патрологии издан неполный текст жития). Полный латинский текст издан под 7 февраля в Acta Sanctorum, II, 83-100. В другом житии св. Афанасии Эгинской, жившей в IX веке, рассказывается, что муж ее был убит при набеге мавритян (Maurusii, Maurousiwn), т. е, мусульман о северного берега Африки. Cum Maurusii barbari homines in illas regiones irrupissent, atque Athanasiae virum ad praelium egressus esset, judicis illis, quae Deus novit, factum est, ut gladio iuterficeretur. Acta Sanctorum Augustus, T. III, p. 170.

106. Житие Феодоры Фессалоникской, можно думать, было составлено ранее 904 года. См. Васильевский в Журн. Мин. Нар. Пр. ч. 248 (1886), с. 86, 87.

107. Любопытные данные, напр., об острове Паросе сообщает житие Феоктисты Лесбийской: в конце IX века его посещают охотники с других островов ради охоты на диких коз, которые водились на нем в большом количестве; остров был пустынен и отличался заброшенным характером. Qeojilou Iwannou Mnhmeia agiologika. Benetia, 1884. р. 8-9. См. Васильевский. О жизни и трудах Симеона Метафраста. Журн. Мин. Нар. Просв. CCXII (1880), с. 403-404.

108. Theoph. Cont. p. 76-77, c. 22 (Cedr. II p. 93-94). Zonar. ed Dindorf III. 399. Lib. XV, c. 24. Генесий об этой экспедиции молчит. См. Hirsch, op. cit. S. 196. Мы относим попытку Фотина к 825 или в началу 826 года на следующих основаниях: а) Продолжатель Феофaнa говорят о ней, что она случилась вскоре после завоевания — cronoV de erruh poluV oudamwV (р. 76); б) арабские источники говорят, что в 826 году Фотин уже был назначен правителем в Сицилию (об этом см. ниже). У Муральта экспедиция Фотина под 825 годом (р. 411).

109. В состав киварриотской фемы входили города Атталия, Миры ликийские, Малая Антиохия, Кивирры, от которого, по объяснению Константина Багрянородного (De Them. p. 38), и получила фема свое название; в ее состав входил также остров Родос.

110. Genes. p. 48-49. По Генесию Theoph. Cont. p. 79-81, c. 25 и Sym. Mag. p. 623. По Продолжателю Cedr. II p. 95-97. По Кедрину Zonar. Dind. III 399. L. XV, c. 24. Год этой экспедиции источниками не определяется, но в виду того, что она помещена у Продолжателя ранее рассказа о высадке арабов в Сицилии, что было в 827 году, ее можно с большею вероятностью отнести к 826 году. См. Muralt под 826 г. (P. 411).

111. Genes. p. 50. Cont. Theoph. p. 81, c. 26. Sym. Mag. p. 623-624. Cedr. II p. 97. Zonar, III p. 399, Lib. XV, c. 24. Год экспедиции точно не определен, но у Продолжателя она помещена перед сицилийским завоеванием, почему мы ее и можем отнести или к самому 827 году, или к концу 826 года. См. Muralt под 827 г. (р. 412).

112. Kremer, Culturgeschichte des Orients. B. I, Wien, 1875, S. 246.

113. Amari, Storia dei Musulmani di Sicilia. I, Firenze, 1854, p. 81. Mas. Latrie, Histoire de l'ile de Chypre. Vol. I, Paris, 1861, P. 86-87. Sakellarion. Ta kupriaka. T. I, En AqhnaiV 1890, p. 395.

114. Theophanis Chronographia, ed. de Boor, I p. 345. Constantini Porphyreg. De Administrando Imperio, p. 95, c. XX. См. Amari. op. cit. I p. 81-82. Cecil Torr, Rhodes in modern times. Cambridge. 1887, p. 1-2.

115. Amari. op. cit. I p. 78-79. Diehl. Etudes sur l'administration byzantine dans l'Exarchat de Ravenne. Paris, 1888, p. 184. Hartmann. Untersuchungen zur Geschichte der byzantinischen Verwaltung in Italien. Leipzig, 1889, S. 15-16.

116. Diehl. L'Afrique byzantine Histoire de la domination byzantine en Afrique. Paris, 1896, p. 555-559.

117. Amari. op. cit. I p. 88-90.

118. Amari. op. c. I p. 98-99.

119. Amari. op. c. I p. 165-166.

120. См. Amari. op. c. I p. 168-174.

121. Amari. I p. 175. Около города Кальтаниссетты в Сицилии находится гора Gibil Gabib, в названии которой сохранилось имя арабского начальника Xaбиб-ибн-Убейда, прибывшего в Сицилию в 740 году и принудившего Сиракузы заплатить ему выкуп. См. Amari, Storia. I p. 173. A. Salinas. Escursioni archeologiche in Sicilia. Archivio Storico Siciliano. Nuova Serie. VII (1883), p. 120-121.

122. Amari. I p. 225-226.

123. Amari. I p. 229-230.

124. Amari. Storia, I p. 206.

125. Арабские источники, говорящие об истории завоевания острова мусульманами, изданы и переведены на итальянский язык Амари. Amari. Biblioteca arabo-sicula. Lipsiae. 1857 (арабский текст). Его же. Biblioteca arabo-sicula. Versione italiana. Torino— Roma, 1881-1882. 2 vol. Appendice. Torino, 1889.

126. См. простое упоминание о покорении Сицилии в Vita S. Theodorae, ed. W. Regel (Analecta byzantino-russica, Petropoli, 1891, p. 9) = Oratio Historica in festum restitutionis Imaginum (Combefisius. Bibliothecae patrum novum auctarium. T. II, Parisiis, 1648, p. 722); тоже самое у Georg. Hamart. p. 699 = Leo Gramm. p. 212- 213 = Sym. Mag. p. 621. Рассказ с романической окраской и с одним только географическим именем Сиракузы у Theoph. Cont. p. 81-83, c. 27, который заимствовал его из потерянной хроники Феогноста (см. след. примечание); по Продолжателю говорит Кедрин (Cedr. II p. 97-99); кратко у Зонары (Zonar. ed. Dindorf III p. 399-400. L. XV, c. 21). В западных источниках см. Ioannis Diaconi Gesta Episcoporam Neapolitanorum (Mon. Germ. Hist. Scriptores rerum langobardicarum, 1878, p. 429-430), где кратко говорится о завоевании острова, и упоминается лишь одна панормитанская провинция. Chronicon Salernitanum (Pertz. III p. 498), где рассказ уже носит анекдотический характер и не сообщает ни одного географического имени.

127. Феогност — автор дошедшего до нас руководства по орфографии. (Издано у Gramer. Anecdota Graeca, T. II, 1835, p. 1-165). О времени жизни Феогноста существует разногласие на основании посвящения его книги императору Льву. Одни ученые относят это ко Льву Армянину, т. е. к началу IX века (см. Ansse de Villoison, Anecdota Graeca. T. II. Venetiis, 1781, p. 127; Fabricii Bibliotheca Graeca. ed. Harles. VI p. 350-351 и в новейшее время Krumbacher. Geschichte der byzant. Litteratur. 2 Auflage, S. 585-586), другие ко Льву Мудрому (886-912 г.); см. Hirsch, Byz. Studien, S. 196-197; в последнем случае Феогност не был современником Евфимия. Мы на стороне мнения проф. Крумбахера; слова в тексте Продолжателя Феофана: h tote grajeisa Qeognwstw tw peri orqograjiaV gegrajoti (Cont. Theoph. р. 82) заставляют видеть Льва Армянина.

128. Amari. Storia, I p. 249-251.

129. Стоит вспомнить восстание в Сицилии Василия в 718 году, Элпидия в 755 г. См. F. Gabotto. Eufemio e il movimento separatista nell' Italia byzantina. Studio. Torino, 1890, p. 17-19; первоначально эта работа была напечатана в Rassegna Siciliana (Palermo) 3-ser. 3-4 (1889).

130. Арабский текст хроник дает имя, приближающееся к Константину. Но еще Caussin de Perceval заметил, что, напр., в тексте Новаири это имя передастся различно — Casantin, Phasantin, a в одном месте даже Phastin (Caussin de Perceval, Histoire de Sicile, traduite de l'arabe du Novairi, p. 404; цитируем по переводу, помещенному в книге Baron de Riedesel. Voyages en Sicile, dans la Grande Grece et, au Levant. Paris, 1802; есть и отдельное издание); это навело его на мысль отождествить имя Новаири с Фотином, который действительно вскоре после завоевания Крита арабами потерпел от них поражение и был переведен стратегом в Сицилию. См. Cont. Theoph. p. 77, c. 22: all outoV (o FwteinoV) men epei dia timhV hgeto para tou basilewV aei, thn thV SikeliaV strathgida auqiV thV KrhthV allassetai. Cedr. II p, 94. См. Famin. Histoire des Invasions des Sarrazins eu Italie du VII au XI siecle Paris. 1843, p. 145. Aмари также здесь видел Фотина (Storia, I p. 270), хотя в своей Biblioteca arabo-sicula, в переводе арабских текстов, он пишет Costantino. По нашему мнению, в арабском имени обязательно надо видеть Фотина.

131. См. Tassou D. Neroutsou. O en Sikelia ellhnismoV kata ton meson aiwna. ParnassoV. X (1886), р. 157-174, где имя Евфимия неверно передается через EuqumioV. О завоевании Сицилии арабами здесь кратко рассказано на основании одного только Иоанна Диакона.

132. Ibn-al-Athir. ed. Tornberg. B. VI p. 235-236; Amari. Biblioteca arabo-sicula. Versione, I p. 364-365; прил. c. 94. Nowairiy Amari. Bibl. vers. II p. 114. Caussin Perceval. p. 404-405; прил. c. 116. Ibn-Haldunyn у Amari Bibl. vers. II p. 173.

133. По свидетельству Иоанна Диакона Неаполитанского Евфимий бежал в 826 году в Африку «cum uxore et filiis petens» (Mon. Germ. Hist. Scrip. rer. langob. p. 429); слово filiis и дает нам основание относить его брак к 823-824 году. См. Gabotto, op. cit. p. 30.

134. Имя Homoniza дает Chronicon Salernitanum (Pertz. III p. 498).

135. Продолжатель Феофана по этому поводу говорит: за примером было ходить недалеко; сам Михаил подал пример своим браком с Евфросинией (Cont. Theoph. p. 81-82, 79).

136. Theoph. Cont. p. 81-82 (Cedr. II p. 97). См. извращенное изложение рассказа Кедрина у Famin. Histoire des Invasions des Sarrazins, p. 146. Mercier. Histoire de l'Afrique Septentrionale. T. I, Paris, 1888, p. 278. Не имеют теперь значения рассказы о восстании Евфимия в старых сочинениях: Scrofani. Della dominazione degli stranieri in Sicilia. Parigi, 1824, p. 108-109. Wenrich. Herum ab Arabibus in Italia insulisque adjacentibus. Lipsiae. 1845, p. 61 sq. Краткий обзор арабского завоевания Сицилии до смерти Михаила III, сделанный на основании Амари и еще неизданного в 1884 году греческого текста Кембриджской Хроники, см. у Lancia di Brolo. Storia della Chiesa in Sicilia nei primi dieci secoli del Cristianesimo. Vol. II, Palermo, 1884, p. 240-247. Составленный по Амари краткий очерк завоевания Сицилии арабами до 902 года можно найти у Ad. Holm. Geschichte Siciliens im Alterthum. B. III, 1898, Leipzig, S. 327-333; см. также S. 509-510.

137. Ibn-al-Athir. Tornberg. VI p. 236: Amari. Bibl. vers. I 365 (Прил. c. 94). Nowairi. Amari. Bibl. testo. p. 427. vers. II p. 114. (Прил. c. 116-117). Ibn-Haldun. Amari. vers. I p. 173. Иоанн Диакон Неаполитанский путает Фотина с предыдущим стратегом Григорием, говоря: adversus hunc Machahelium Syracusani cujusdam Euthimii factione rebellantes, Grigoram patricium interfecerunt (Scriptores rer. langob. p. 429).

138. Габотто сам называет свою гипотезу «una congettura arditissima, ma che mi pare sufficientemente fondata» (Gabotto, op. cit. p. 28).

139. Это известие сообщает в довольно анекдотическом рассказе Chronicon Salernitanum (Pertz. III p. 498): accepta pecunia ab alio viro, disponsatam Eufimii anfercus atque aliis juri eara denique tradidit.

140. Gabotto, op. cit. p. 28-29.

141. Weil. Geschichte der Chalifen, B. II, S. 153-154. Muller. Der Islam im Morgen-und Abendlaude. B. I, S. 488-489. Muir. The Caliphate. Sec. edition, London, 1892, p. 475. Mercier. Histoire de l'Afrique Septentrionale. T. I, Paris, 1888, p. 263-264.

142. Ibn-al-Athir, ed. Tornberg. VI p. 236; Amari. Bibl. vers. I p. 365. (Прил. С. 94). Theoph. Cont. p, 82, c. 27: pasan thn Sikelian up ekeinw poihsai kaquposcomenoV kai didonai jorouV pollouV, ei monon anagoreusei touton basilea kai tina parascoi bohqeian.

143. О жизни и занятиях последнего см. Amari. Storia, I p. 253-255.

144. Riad-an-Nufus. Amari, Bibl. testo, p. 182-183; vers. I p. 304-305. (Прил. c. 77-78). Nowairi Amari. Bibl. testo, p. 427; vers. II p. 114-115. (Прил. c. 117).

145. Amari. Storia, I p. 260.

146. Nowairi. Amari, testo, p. 427; vers. II p. 115. (Прил. с. 117).

147. Riad-an-Nufus на основании свидетельства современного арабского хрониста Ахмеда-ибн-Сулеймана. Amari. Bibl. testo, p. 183; vers. I p. 306. (Прил. c. 77-78). См. Amari. Storia, I p. 261-262.

148. См. Amari. Storia, I p. 262-263.

149. О последних см. Amari. Storia, I p. 142.

150. Ibn-Adari. Al-Bayan. ed. Dozy. Histoire de l'Afrique et de l'Espagne, intitulee Al-Bayano-'l-Mogrib. Leyde, 1848-1851, p. 95. Amari. Bibl. vers. II p. 5. (Прил. с. 111).

151. Riad-an-Nufus. Amari. Bibl. testo, p. 183: vers. I p. 306. (Прил. c. 78). Ibn-Adari. Al-Bayan, ed. Dozy, op cit. p. 95; Amari, vers. II p. 5. (Прил. c. 111). Nowairi. Amari, testo, p. 428; vers. II p. 116. (Прил. c. 117). См. Amari. Storia, I p. 264.

152. Точную дату дает Нувеири — суббота 15 числа Раб'и I 212 года хиджры (Amari. Bibl. testo. p. 428; vers. II p. 115). (Прил. c. 117). Определение месяца без числа см. Ibn-al-Аthir. ed. Tornberg, VI p, 236; Amari. Bibl. vers. I p. 365. (Прил. c. 94). Riad-an-Nufus. Amari. Bibl. testo, p. 183; vers. I p. 306. Al-Bayan, ed. Dozy, p. 95; Amari. vers. II p. 5. (Прил. с. 111).

153. Amari. Storia, I p. 265.

154. Amari. Storia, I p. 265.

155. Nowairi. Amari. Bibl. testo, p. 428; vers. II p. 116. (Прил. c. 117-118).

156. Riad-an-Nufus. Amari, testo, p. 185; vers. I p. 308. (Прил. с. 78-79). Ibn-al-Athir. Tornberg, VI p. 236; Amari. vers. I p. 366. (Прил. с. 94-95). Nowairi. Amari, testo, p. 428; vers. II p. 116. (Прил. с. 117).

157. Арабы дают преувеличенную цифру в 150000 человек. См. Riad-an-Nufus. Amari, testo, p. 184; vers. I p. 307. (Прил. с. 78).

158. Nowairi. Amari, testo. p. 428, vers. II p. 116. (Прил. c. 118). Из многочисленных местностей Сицилии, носящих название Balata, что есть латинское слово platea, Амари предполагает здесь лежащий в шести милях от Мазары мыс Ras-el-Вelat у Идризи, теперь Granitola или Punta di Sorello; этот мыс возвышается на обширной равнине (Amari. Storia, I p. 266-267). См., однако, Amari. Bibl. arabo-sicula. Vers. II p. 116, nota 1, где он говорит, что некоторые дипломы XII века дают это же название другим частям Val di Mazara. Famin видит в этом название крепости, Платани (Histoire des Invasions des Sarrazius, p. 150).

159. Амари относит эту битву к 15 июля на основании Кембриджской Хроники, которая будто бы относит завоевание острова к середине июля: Амари думает, что хроника здесь отмечает событие наиболее выдающееся, каким и является это сражение (Amari, Storia, I p. 267, nota 2). Но в данном случае Кембриджская Хроника говорит не о занятии острова, a только о приходе мусульман в Сицилию. См. Cozza-Luzi. La cronaca Siculo-Saracena di Cambridje, Palermo, 1890 (Documenti per servire alla Storia di Sicilia. 4 serie. Vol. II. Palermo, 1890): hlqon oi sarakinoi eiV Sikelian mhni ouliw IE (p. 24). Да и сам Амари переводит с арабского эту хронику так: quest'anno vennero in Sicilia i Musulmani di mezzo luglio (Bibl. vers. I p. 277). По нашему мнению, в Кембриджской Хронике надо видеть просто описку или опечатку вместо июня.

160. Ibn-аl-Аthir. ed. Tornberg, VI p. 236; Amari, vers, I p. 365-366. (Прил. c. 94-95). Nowairi. Amari, testo, p. 428; vers. II p. 116. (Прил. c. 118). Riad-an-Nufus. Amari, testo, p. 184; vers. I p. 307. (Прил. c. 78). Ibn-Halidun. Amari, vers. II p. 173-174.

161. Nowairi. Amari, testo, p. 428; vers. II p. 116. (Прил. c. 118).

162. Amari. Storia, I p. 269, nota 1. Caussin de Perceval. Histoire de Sicile (p. 408) и Famin. Hist. des Invasions des Sarrazins (p. 150) называют просто Церковь Afimia, не указывая на ее возможное положение. О Licata см. Aug. Hare. Cities of Southern Italy and Sicily. London, 1883, p. 459. Moltedo. Il Libro de' comuni del Regno d'Italia, Napoli, 1873, p. 307 (В 1881 году вышло второе издание). Giordani. Indice generale dei comuni del Regno d'Italia, Milano, 1883, p. 224-225. Vito Amico. Dizionario topografico della Sicilia, tradotto dal latino ed annotato da Gioacchino Dimarzo. Palermo, 1855. Vol. I p. 601-602. Здесь, по всей вероятности, надо видеть церковь св. Евфимии, построенную в Сицилии патрицием Никитой Мономахом при императрице Ирине около 796 года; в церкви хранилась, по преданию, рука святой. Бароний приводит из Meтафраста след. место о св. Евфимии: quando etiam manum sanctam... sublatam a Niceta patricio cognomine Monomacho, qui in Sicilia insula martyris templum exstruxit, dicunt illic fuisse repsitam. (Baronii Annales ecclesiastici. Barri-Ducis, 1868, T. 13, p. 308, 15). Некоторые предполагают здесь ошибку и склоняются видеть скорее храм св. Евфимии в Калабрии. См. Lancia di Brolo. Storia della chiesa in Sicilia. Palermo, 1884, Vol. II, p. 193, n. 1.

163. На основании различного написания этого имени в рукописях Caussin de Perceval высказал предположение, что здесь нужно видеть современный город на южном берегу Сицилии - Sciacca, расположенный на месте древних Thermae Selinuntinae, родину первого сицилийского историка Tommaso Fasello. См. Moltedo. op. c. p. 579. Giordani. op. c. 422-423. Предположение Caussin de Perceval было без оговорок принято Gregorio в его Rerum arabicarum quae ad historiam Siculam spectant ampla collectio. Panormi, 1790. — Novairi. Hist. Sicil. P. l-29. Несмотря на то, что Caussin сам впоследствии отрекся от своей конъектуры (см. его Hist. de Sicile de Novain, p. 408, note 1), мы ее находим у Famin, op. cit. p. 151. Амари делает предположение, что здесь надо разуметь la Pietra di San Nicola, между Licata и Terranova, который в Itinerarium Antonini назван Rofugium Gelae, а у Идризи Marca-es-Sceluk. См. Amari. Storia. I p. 269, nota 1. Ho cp. L'Italia deseritta nel «Libro del Re Ruggero» compilato da Edrisi. Testo arabo pubblicato con versione e note da M. Amari e C. Schiaparelli. Roma, 1883, p. 65: da questo fiume (Salso) a Marsa-as-Saluq («Porto del Scirocco», Falconara) otto miglia. Последнее предположение Амари уже слишком проблематично.

164. Ibn-al-Athir. ed. Tornberg. VI p. 236; Amari, vers. I p. 366 (Прил. c. 95). Nowairi, Amari, testo, p. 428; vers. II p. 116-117. (Прил. c. 118). Ibn-Haldun. Amari. vers. II p. 174. Amari, Storia, I p. 269-270. CM. Hare. Cities of Southern Italy. p. 454. Moltedo. op. c. p. 423. Giordani. op. c. 310-311. Vito-Amico. op. c. Vol. II p. 245-249.

165. Может быть, в это время Асад получил в счет обещанной суммы 50000 солидов, о чем упоминает Иоанн Диакон Неаполитанский: cui graeci resistere non valentes, claustra ejusdem petierunt civitatis et coangustati quinquaginta milia solidorum persolverunt ei in tributum (Script. rer. langob. p. 429). CM. Amari. Storia. I p. 271.

166. Ibn-al-Athir. ed. Tornberg, VI p. 236-237; Amari. vers. I p. 366. (Прил. c. 95). Nowairi. Amari, testo, p. 428-429; vers. II p. 116-117. (Прил. c. 118). Ibn-Haldun. Amari, vers. II p. 174. См. Famin, op. c. p. 151. Amari. Storia, I p. 271-272.

167. Ibn-al-Athir, ed. Tornberg. VI p. 237; Amari, vers. I p. 366 (Прил. c. 95).

168. Amari. Storia. I p. 272.

169. Ibn-al-Athir. ed. Tornberg, VI p. 237; Amari, vers. I p. 366-367. (Прил. с. 95). Al-Bayan. ed. Dozy, p. 95: Amari, vers. II p. 5. (Прил. с. 111).

170. Riad-an-Nufus. Amari, testo, p. 185; ver. 308. (Прил. с. 79). Это место Riad-an-Nufus, переданное со слов Сулеймана-ибн-Салима, не относит рассказа о голоде и бунте к какой-нибудь определенной местности или к определенному году; но общие условия голодающего войска позволяют относить это ко времени сиракузской осады. См. Amari Storia, I p. 273 nota 2.

171. Ibn-al-Athir ed. Tornberg. VI p. 237; Amari. vers. I p. 367 (Прил. c. 95); он говорит только о помощи из Африки. Nowairi. Amari, testo, p. 429; vers. II p. 117. (Прил. c. 118). Ibn-Adhari, Al-Bayan. ed. Dozy, p. 95, Amari, vers. II p. 5. (Прил. c. 111). Последние двое говорят о помощи из Африки и Испании, a Ибн-Адари прибавляет к этому и из других стран. Трудно предположить, чтобы испанские омайяды действовали вместе с африканскими аглабитами; поэтому здесь вероятнее видеть критских арабов, которые, как известно, также были из Испании. См. Amari, Storia, I p. 274, nota 1.

172. Danduli Chronicon (Muratori. Rerum ital. script. T. XII p. 170): Hie Dux Imperialis Consul ab Imperatore requisitus quasdam bellicosasnaves contra Saracenos, qui Siciliam invaserant, destinavit (под 827 годом). См. также Iohannis Chronicon Venetum (Pertz. Mon. Germ. T. VII p. 16).

173. См. Gfrorer. Byzantinische Geschichten. B. I. Geschichte "Venedigs von seiner Grundung bis zum Jahre 1084. Graz, 1872. S. 154-155. Ed. Lentz. Das Verhaltniss Venedigs zu Byzanz nach dem Fall des Exarchats bis zum Ausgang des neunten Jahrhunderts. Berlin, 1891, S. 63-64.

174. См. Amari, Storia, I p. 274, nota 3.

175. Ibn-al-Athir. ed. Tornberg. VI p. 237, Amari, vers. I p. 368. (Прил. с. 95).

176. Nowairi. Amari, testo p. 429; vers. II p. 117. (Прил. с. 118).

177. Ibn-al-Athir. ed. Tornberg. VI p. 237; Amari, vers. I p. 367; (Прил. с. 95-96). Он дает только 213 год хиджры. Nowairi. Amari, testo, p. 429; vers. II p. 117; (Прил. с. 118): в месяце Ша'бане 213 года (15 октября — 12 ноября 828 г.). Другие источники говорят, что Асад умер от ран. Riad-an-Nufus. Amari, testo, p. 181; vers. I p. 302; (Прил. с. 76-77): в мес. Раб'и II 213 г. (19 июня — 17 июля 828 г.). Mealim-el-Imam y Houdas et Basset Mission scientifique en Tunisie (1882). Alger, 1884, p. 130; Amari. Bibl. ar.-sic. Appendice, Torino, 1889, p. 14. Al-Bayan. ed. Dozy (p. 96) относит смерть Асада к месяцу Реджебу (15 сентября — 14 октября 828 г.); Amari, vers. I p. 5 (Прил. с. 111). Ibn-Haldun. Amari, vers. II p. 174. См. Amari. Storia, I p. 275, nota 5. Famin. op. cit. p. 125 принимает дату Nowairi.

178. Al-Вayan. ed. Dozy p. 96; Amari, vers. II p. 5 -6. (Прил. с. 111).

179. В это время африканское побережье между Утикой и Карфагеном подверглось нападению итальянцев — Бонифация II, графа Лукки, его брата Беренгария и других тосканских герцогов. Подобные события должны были отвлечь внимание Зиадат-Аллаха от сицилийских дел. См. Amari Storia, I p. 276-278. Bohmer-Muhlbacher. Dio Regesten des Kaiserreichs unter den Karolingern. Innsbruck, 1881, S. 302 (под 828 годом).

180. Ibn-al-Athir: ed. Tornberg, VI p. 237; Amari, ver. I p. 367. (Прилож. с. 95). Nowairi. Amari, testo. p. 429; vers. II p. 117. (Прил. с. 118). Al-Bayan. ed. Dozy, p. 96; Amari. vers. II p. 6. (Прил. с. 111).

181. Ibn-al-Athir. ed. Tornberg, VI p. 237; Amari, vers. I p. 367. (Прил. c. 95-96). Nowairi. Amari, testo, p. 429; vers, II p. 117-118, который говорит о помощи из Константинополя. (Прил. с. 118-119). К этому моменту мы относим упоминание Iohannis Chronicon Venetum о вторичной просьбе императора о посылке венецианских кораблей: iterum imperatore efflagitante exercitum ad Siciluam preparaverunt; qui etiam reversus est absque triumpho (Pertz. Mon. Germ. VII p. 16).

182. Об Агриппине см. Acta Sanctorum. Juni, IV p. 458-467. Агриппина пострадала в Риме, вероятно, при императоре Валериане (царств. до 262 года); позднее ее тело было перенесено в Сицилию и положено в г. Минео (Acta Sanctorum. Juni, IV p. 458, 460, 467). В каноне в честь Агриппины и в славословии упоминается о поражении агарян, напавших на ее храм, когда она, в виде голубя с крестом, явилась, и уничтожила их. См. канон, седьмая песнь: peristera oia crush, oplw tou staurou jrattomenh, AgarhnouV, tou en nukti tw sw proseggusantaV, exhjanisaV, swsasa touV pistouV miaijoniaV thV toutwn, MartuV (ibid. p. 463). Сми. Славословие: Agarhnoi de tolmhsanteV pilhsai to jrourion tou tauthV naou, apoleia pantelei paredoqhsan (ibid. p. 458). См. также р. 461. В этих составленных в позднейшее время произведениях трудно видеть исторические данные. Об этой легенде см. Amari. Storia, I p. 279. Lancia di Brolo. Storia della chiesa in Sicilia. II. Palermo, 1884, p. 338. Cp. Apx. Сергий. Полный месяцеслов Востока. Т. II, Москва, 1876, с. 174-175.

183. Ibn-al-Athir. ed. Tornberg, VI p. 237; Amari, vers. I p. 367. (Прил. с. 96). Nowairi. Amari, testo, p. 429; vers. II p. 118. (Прил. с. 119). Ibn-Haldun. Amari, vers. II p. 175.

184. Hare. Cities of Southern Italy and Sicily, p. 460. См. Vito Amico. Dizionario topografico, I p. 382-392 (под словом Enna).

185. Nowairi. Amari, testo, p. 429-430; vers. II p. 118. (Прил. с. 119). Ibn-al-Athir. ed. Tornberg, VI p. 237; Amari, vers. I p. 367. (Прил. c. 96).

186. Cont. Theoph. p. 82-83, C. 27 (Cedr. II p. 98-99).

187. Амари дает рассказ о смерти Евфимия, соединяя в одно показания как арабских, так и византийских хроник (Storia. I p. 281-282).

188. См. Gabotto. Eufemio e il movimento separatista nell' Italia byzantina. Torino, 1890. См. отзыв об этой книге Cipolla в Revue Historique. Vol. 48 (1892) p. 129, который, между прочим, говорит: tres-hardie est la these presentee par F. Gabotto.

189. См. напр. Finlay. A History of Greece, ed. by Tozer. Vol. II p. 137: the conquest of Sicily was facilitated by the treachery of Euphemios.

190. Gabotto. op. cit. p. 5-6. См. Amari. Storia, I p. 282: il prode condottiero Siciliano, strascinuto dai vizii del governo e del paese a ribellarsi dall'uno, e dar l'altro in preda agli stranieri.

191. Gabotto. op. cit. p. 6-7.

192. Gabotto, op. cit. p. 31-32.

193. Amari. Storia. I p. 283. См. печать IX века с надписью: QeodotoV dieupatoV patrikioV basilikoV aspaqarioV dioikhthV SikeliaV y Schlumberger. Sigillographie de l’impire Bysantin, p. 215.

194. На основании текста Nowairi здесь можно видеть в византийском войске аламанов (?); но, вероятно, здесь нужно читать армян. См. Amari, Storia, I p. 282.

195. Nowairi. Amari, testo, p. 430; vers. II p. 118. (Прил. с. 119). См. Ibn-al-Athir. ed. Tornberg, VI p, 237; Amari, vers. I p. 367. (Прил. р. 96).

196. Amari. Storia. I p. 283-284.

197. Ibn-al-Athir. ed. Tornberg, VI p. 237; Amari, vers. I p. 368. (Прил. c. 96). Nowairi. Amari, testo, p. 430, vers. II p. 118, который относит смерть Джевари к началу 214 года хиджры (11 марта 829 — 27 февраля 830 г.) (Прил. с. 119). Ibn-Haldun. Amari II p. 175.

198. Ibn-al-Athir. ed. Tornberg. VI p. 237-238. Amari, vers. I p. 368. (Прил. c. 96). Nowairi. Amari, testo, p. 430; vers. II p. 118. (Прил. c. 119). Ibn-Baiyan. Amari, vers. II p. 175. См. Amari. Storia, I p. 285-286.