Комментарии

529. Банд-и Маудуд, или просто Маудуд, — плотина на притоке р. Гильменд вблизи крепости Кал’а-йи Сабз.

530. Т.е. из-под луча солнца. Образное выражение, построенное на значениях слова «тиг».

531. В тексте: ***, по-видимому, вместо *** Самур.

532. Искандар Мунши называет его мавлана Кара-Хасан и в одном случае Мулла Кара «из эмиров, воспитанников и последователей Мира Кулбабы Кукелташа»; впоследствии тот отплатил своему хозяину черной неблагодарностью — его стараниями Мир Кулбаба и два его сына были казнены ‘Абд ал-Му’мин-ханом. Искандар Мунши упоминает также об отправке Муллы Кара и Саййида Мухаммад-султана с двумя тысячами воинов на войну с Йатим-султаном в 1008/1599 г., после провозглашения Йатим-султана ханом Хорасана. Мулла Кара и Саййид Мухаммад-султан от страха перед ним бежали, см.: Та’рих-и ‘аламара, 2, с. 554, 555, 559.

533. В тексте: Абул-бий, точно так же он назван в «Хайр ал-байан» (л. 30а). По-видимому, это разговорная сокращенная форма имени. Речь идет о наместнике ‘Абд ал-Му’мин-хана в Мешхеде Абу-л-Мухаммад-бийе, его чухра-акаси. Искандар Мунши пишет, что он, узнав о смерти ‘Абд ал-Му’мин-хана и о движении Фархад-хана с кызылбашским войском к Мешхеду, оставил Мешхед и направился со своими пешими и конными воинами-узбеками в Серахс.

Дин-Мухаммад-хан, который в это самое время взошел на престол правления в Герате, узнав об этом, послал людей, и они привезли Абу-л-Мухаммад-бия и его подчиненных в Герат и там допросили, отчего он оставил Мешхед. На его место в Мешхед тотчас отправили Саййида Мухаммад-султана, его двоюродного брата, в сопровождении 400 бахадуров. Когда они прибыли в Турбат-и Джам, то не знали, что кызылбаши уже в Мешхеде. Правитель Турбат-и Джам послал гонца и известил Фархад-хана об их прибытии. Тот на войну с ними отправил своего брата, Зу-л-Факар-хана. Узбеки бежали, большая часть их была перебита, часть попала в плен, см.: Та’рих-и ‘аламара, 2, с. 561, 562; Хайр ал-байан, л. 30а.

534. Т.е. Систана.

535. Араб. амир кул амир, один из титулов ‘Али б. Абу Талиба, ближайшего сподвижника Мухаммеда, четвертого «праведного халифа» (656-661), духовного вождя шиитов.

Среди шиитов существует предание, согласно которому истинный Коран был записан со слов Мухаммада именно ‘Али и якобы тайно хранится среди его рода. С приходом 12-го, скрытого имама ал-Махди истинный смысл Корана будет обнародован, см.: Прозоров, с. 60 и др. Артикль неопределенности-единичности при слове мусхаф — «Коран» относится собственно к слову варак (варак-и мусхаф-и) и передает в данном случае один лист рукописного Корана, «записанный рукой ‘Али» (бе даст-и амир кул амир) и потому обладающий святостью и используемый в качестве оберега, талисмана.

536. Перс., шах-и мардан — эпитет ‘Али б. Абу Талиба.

537. В тексте не оговоренная издателем опечатка: факир вместо нафир.

538. Перс. Сарбанд-и Хак-и Сафид. М.-А. Систани среди селений Фарахской области упоминает селение под названием Хак-и Сафид см.: Sistani, 1988, с. 355.

539. Перс., турк-и Турани.

540. Джам (совр. Турбат-и Джам) — небольшой городок, в 144 км к юго-востоку от Мешхеда и в 66 км от границы с Афганистаном, см.: Географический словарь Ирана, 9, с. 85.

Во время хорасанского похода шаха Тенгри-Берди-оглан был взят в плен. Увидев в шахской свите нашего автора, он рассказал шаху о сражении при Банд-и Маудуд и проявленном систанцами героизме, см.: Ихйа ал-мулук, с. 405.

541. Дурман (дурмен) и найман — полукочевые узбекские племена.

542. Пиран сын Висы — полководец Афрасиаба, правителя Турана, один из персонажей иранского эпоса.

543. В тексте топоним написан без точек, с начальным «к», конъектура наша, см. также примеч. 423.

543a. Видимо, ошибочно вместо накиб Махмуд, ср. здесь же, ниже.

544. Хусайн-султан афшар, правитель Фараха при Исма’иле II (1576-1578), убит в сражении при шахе Султан-Мухаммаде (1578-1587), см.: Та’рих-и ‘аламара, 1, с. 204, 275.

545. Ср. ранее: Амир Касим сын Амира Саййид-’Али, см.: Ихйа ал-мулук, с. 340, 531.

546. ‘Аййар — здесь в значении «бродячий разбойник».

547. В переносном смысле, т.е. «взяли над ними верх».

548. Или «два конских поля» (ду майдан-асп), см. примеч. 288.

549. Имя в рукописи и в печатном тексте не имеет точек. Данное лицо, однако, упоминает Искандар Мунши. Это — Телим-хан (в именной указатель издания Афшара его имя не попало). В правление ‘Абдаллах-хана и господства его сына ‘Абд ал-Му’мин-хана в Мешхеде он женился на матери Пайанды-мирзы, чухра-акаси балхского правителя Надр-Мухаммад-хана (1015-1051/1606-1642), происходившей из уважаемого рода мешхедских саййидов Разави (она была сестрой Мирзы Абу Талиба сына Мирзы Абу-л-Касима), см.: Та’рих-и ‘аламара, 3, с. 962.

550. Баки-Мухаммад-хан (также Баки-хан и Баки-султан) Аштарханид, сын Джанибек-султана и племянник (со стороны сестры) ‘Абдаллах-хана II, правитель Балха. 18 ноября 1603 г. избран верховным ханом Мавераннахра (правил 1603-1605). Его правление ознаменовалось потерей Туркестана, Сайрама, Ташкента и Ферганы, отвоеванных у него казахскими султанами. В нашем источнике упоминается неоднократно, в частности в связи с Балхским походом шаха ‘Аббаса I в 1602 г., см. далее, примеч. 865. Умер Баки-хан естественной смертью в 1014/1605 г., согласно Искандару Мунши, или, согласно Бахр ал-асрар, в 1015/1606 г. На его место узбекские султаны поставили его младшего брата, Вали-Мухаммад-хана, см.: Та’рих-и ‘аламара, 2, с. 485, 557, 569-571, 590-596, 605-607, 687 и др.; Миклухо-Маклай, 1980, с. 160, 161; Ахмедов, 1982, с. 100, 101.

551. Мухаммад-султан — племянник Дин-Мухаммад-хана, возглавлял войско узбеков в сражении с Фархад-ханом, см.: Хайр ал-байан, л. 306.

Рахман-кули-султан — аштарханидский царевич, упомянут в «Бахр ал-асрар» в связи с его мятежом в 1010/1601 г. против Баки-Мухаммад-хана, см.: Ахмедов, 1982, с. 69, 99.

Пайанда-Мухаммад-султан — также аштарханидский царевич, сын Пир-Мухаммад-хана, его наместник в Мерве, см.: Ахмедов, 1982, с. 88.

552. В тексте: *** вместо ***, см.: Ихйа ал-мулук, с. 531.

553. О наместничестве Бади’ аз-Заман-мирзы сына султана Хусайн-мирзы в Систане см. пер., с. 57, примеч. 96.

554. Имеются в виду Султан Хусайн-мирза и Бади’ аз-Заман-мирза, сыновья Бахрам-мирзы, брата шаха Тахмаспа.

Младший брат Тахмаспа I Бахрам-мирза (14.09.1517-19.09.1549) имел трех сыновей: Султан-Хусайн-мирза (уб. 1577), Султан Бади’ аз-Заман (уб. 1577), Султан Ибрахим-мирза (уб. 1577).

555. Император Индии Великий Могол Джалал ад-Дин Акбар I (правил 1556-1605).

556. В тексте пропуск; см.: Ихйа ал-мулук, с. 359, примеч. 1.

557. Аййуб — библейский пророк многострадальный Иов, упомянут в Коране (IV, 161; VI, 84; XXI, 83-84), см.: EI2, 1, с. 795.

558. Монг. нойон — «князь», «глава рода».

559. В печатном тексте: ‘али масар (***), мы прочли этот композит как ‘али-табар.

560. В тексте: алам (***), по-видимому, вместо Телим (***).

561. По-видимому, идентичен упомянутому Искандером Мунши (2, с. 547) Мирза-беку из великих накибов Мавераннахра и ходжей братства накшбан-дийа.

562. Барат — ассигновка, подлежащая оплате жителями деньгами или натурой.

563. Возможно, имеется в виду предводитель казахов, упоминаемый в источниках как Ишим-султан (хан) сын Шигай-хана и брат Таваккул (Тевеккель)-хана; участвовал в походе брата на Мавераннахр в конце 1006 (летом 1598) г. после получения известия об убийстве ‘Абд ал-Му’мин-хана. Как известно, Таваккул-хану удалось на короткое время (он ум. в начале 1007/осенью 1598 г. после тяжелого ранения в сражении под Бухарой) подчинить своей власти Туркестан и Мавераннахр, в том числе города Ахсикат, Андиджан, Ташкент, Самарканд вплоть до Мийанкаля. Ишим-султан после захвата Самарканда сидел в нем с 20 тысячами воинов. В 1020/1611 г. Ишим-хан принял участие в междоусобице Вали-Мухаммад-хана и Имам-кули-хана (см. примеч. 304) на стороне последнего. В 1035/1625 г. он захватил Туркестан и сидел там, а два года спустя (около 1628 г.), убив казахского хана Турсун-Мухаммада, смог распространить свою власть на Ташкент и стал ханом казахов; ум. в 1643 г., см.: Та’рих-и ‘аламара, 2, с. 591, 592; Чурас. Хроника, с. 300, примеч. 222.

564. Дин-Мухаммад-хан — узбекский правитель Хорасана (1006/1598), см. о нем примеч. 517.

565. Шах(и)бек-хан Кабули, или Шах(и)бек-хан Чагатай, — великий могольский эмир, занимал должность панджхазари. В 1000/1591-92 г. после отъезда Музаффара Хусайн-мирзы в Индию на службу к императору Индии Шах(и)-бек-хан был назначен вместо него правителем Кандахара от имени могольского императора и оставался на этом посту вплоть до 1031/1622 г., т.е. до времени похода шаха ‘Аббаса I на Кандахар, см.: Та’рих-и ‘аламара, 2, с. 486, 631, 673, 674; 3, с. 971.

566. Зал-и Зар сын Сама — иранский эпический герой, правитель Забулистана (Систана), великий богатырь, то и дело совершавший ратные подвиги.

567. «Слонотелый» (перс., пилтан) — эпитет богатыря систанского эпоса Рустама.

568. Ср. ранее Баки-Мухаммад-хан.

569. Как мы узнаем в дальнейшем, Малик Шах-Хусайн выехал в Кандахар, в свое первое путешествие, в июне 1596 г., см.: Ихйа ал-мулук, с. 458.

570. Это имя встречается в тексте в разных формах: Халхан-бахадур/Халман-бахадур/Чалман-бахадур/Халкман-бахадур/Калкман-бахадур (все они отмечены издателем в подстрочных примечаниях к тексту). В виду имеется Халкман-мирза/Халман-мирза, доблестный воин ‘Абдаллах-хана II, упомянутый в «Шараф-наме-йи шахи» (1, с. 259, 281).

571. Шанд — селение на берегу оз. Хамун-и Пузак (Афганистан).

572. Хазар-джуфт — селение, расположенное на левом берегу р. Гильменд между Сурхдузом и Дарвишаном, в 10 км севернее последнего.

573. Мир-и саман (перс. ***) — термин, бытовавший во владениях чагатайцев в Афганистане в XVI-XVII вв. и обозначавший церемониймейстера двора (идентичен употреблявшемуся в Иране ишик-акаси).

574. Коран, LXXXIX, 6 и 7. Баг-и Ирам — название баснословного сада изумительной красоты в Аравии, земной рай. Описание коранического «многоколонного Ирама» см.: Grohmann A. Arabien. Munchen, 1963, с. 67-71.

575. В тексте: непонятное нам: ***, возможно, вместо би-л-тоу’ (***).

576. Мухаммад-Шариф-бек Бадахши родом из знати Бадахшана. В дальнейшем наш автор сравнивает его с бадахшанским лалом, только что добытым из россыпей Бадахшана; в 1006/1598 г. он бежал от ‘Абд ал-Му’мин-хана, в то время правителя Балха, в Кандахар и там после смерти своего родственника Бабур-бахадура занял его должность стольника и был командиром сотни, см.: Ихйа ал-мулук, с. 396,461, 462.

577. Сардар-бек (хан) упоминается в «Ихйа ал-мулук» несколько раз. Он был братом ‘Абдаллах-хана-бахадура Фируз-джанга, подвизался на службе императоров Индии, см.: Падшах-наме, 1, ч. 1, с. 117, 167, 213, 241 и др.; ч. 2, с. 71, 96, 191. Автор «Падшах-наме» называет его в списке высокостепенных нойонов, высокосановных эмиров и других чиновников, см. с. 297.

578. Библейский Иосиф Прекрасный.

579. Мирза Мухаммад-хаким сын Хумайун-падишаха упомянут Искандером Мунши; на его дочери в 1022/1612 г. женился принц Султан-’Али-мирза, см.: Та’рих-и ‘аламара, 2, с. 367.

580. В словарях термин мура (***) в указанном в тексте значении мы не нашли.

581. Перс., афтаб-нишан — «солнечный» (?).

582. Искандар Мунши в событиях 10-го года правления шаха ‘Аббаса, соответствовавшего 1005/1596-97 г., сообщает о приезде в Исфахан к шаху ‘Аббасу I вали Систана Малика Джалал ад-Дин-хана сына Малика Махмуда, который «не мог далее оставаться в Систане из-за утверждения там господства и бесчинства узбекского войска», см.: Та’рих-и ‘аламара, 2, с. 529.

583. Дата, по-видимому, неверна, так как мать Малика Шах-Хусайна Систани умерла во время пребывания великого малика у шаха ‘Аббаса в Исфахане. Как мы указали выше, великий малик уехал в Исфахан в 1005/1596-97 г., см. примеч. 582. Далее автор посвятил специальный рассказ о поездке малика Систана в Персидский Ирак. В рассказе говорится, что малик выехал осенью 1005/1596 г. Принимая во внимание эти факты, совершенно ясно, что мать автора умерла осенью или зимой 1005/1596-97 г.