Комментарии

169. Ахмад-султан шамлу (правил 1544-1550-51), см. примеч. 156.

170. В печатном тексте: мафруг ал-калам вместо марфу’ ал-калам.

171. Мухаммад-султан Алаш-оглы правил 1550-51-1555-56 гг.; никаких сведений о нем в других источниках найти не удалось.

172. Сафи-Вали-халифа румлу, по-видимому, сын Суфийан-халифы румлу (в «Ихйа ал-мулук» он назван Суфийан-джаном), правителя Мешхеда.

После того как в 942/1535 г. Суфийан-халифа был назначен правителем Герата, в Мешхеде остался его сын. Хасан-бек румлу, автор «Ахсан ат-таварих», при описании этих же событий его имени не привел, однако он им назван по имени в событиях 971/1563-64 г. в связи с вторжением в Хорасан ‘Али-султана узбака и обороной Мешхеда стараниями Сафи-Вали-халифы. Отсюда можно заключить, что Сафи-Вали-халифа правил в Мешхеде около 30 лет. Он принимал также участие в борьбе с мятежным Казак-ханом такалу в 972/1564 г. К нему в Гурийане присоединились братья Казак-хана, Мустафа-бек и Мусаййаб-бек, не согласные с братом. Именно в этом месте текста «Ахсан ат-таварих» Сафи-Вали-халифа румлу назван вали того края. Кази Ахмад, автор «Хуласат ат-таварих», также называет его правителем (хаким) области Гурийан, см.: Ахсан ат-таварих, 1, с. 265, 421, 424-425; Хуласат ат-таварих, 1, с. 448.

173. Бахрам-мирза — младший брат шаха Тахмаспа (ум. 956/октябрь 1549 в возрасте 33 лет), с 936/1529-30 по 939/1533 г. был правителем Герата, а в 943/1537 г. шах пожаловал ему управление Гиляном. Однако правление его в Гиляне было непродолжительным, вскоре он был вынужден вернуться в Казвин, см.: Ахсан ат-таварих, 1, с. 278; Шараф-наме, 2, с. 195.

Султан Хусайн-мирза — старший сын Бахрам-мирзы.

174. Таваджи/тавачи — многозначный термин с общим значением надзора, в том числе обозначал инспектора при шахском дворе для наблюдения за казнью и по уголовным делам, а также для сбора войск во время военных кампаний. Через таваджи, должность которых считалась чрезвычайно важной (уступала только званию государя), передавались также приказы собираться на курултай, см.: Будагов, 1, 382; Бартольд, 2, ч. 2, с. 50. Подробно функции таваджи рассмотрены в работе Б. Ахмедова. В частности, Б. Ахмедов отмечает, что таваджи должен был подготовлять «необходимые средства переправы через водные преграды», строить «войска для смотра перед генеральным сражением», «в случае опасности осады руководить переселением населения окрестных мест в крепость, доставкой по назначению победных реляций и голов убитых предводителей неприятеля», см.: Ахмедов, 1982, с. 171, 172.

175. Ишик-акаси — старший придворный слуга, церемониймейстер шахского двора.

176. Курчи — оруженосец. Курчи составляли гвардейский корпус конных лучников постоянного сефевидского войска и феодальное ополчение кызылбашских племен; они были привилегированнейшим сословием кызылбашей. Шах набирал курчи среди кызылбашской знати за их мужество и отвагу, за достойную службу. Число курчи при Аббасе I достигало 12 тыс. У каждого курчи в зависимости от его ранга было от пяти до пятидесяти слуг (мулазимов). Начальника отряда курчи называли курчи-баши. Это был очень высокий воинский и придворный чин. На него обычно назначали одного из предводителей кызылбашских племен, особо родовитого, отличавшегося доблестью и отвагой и пользовавшегося полным доверием шаха. Годичное жалованье курчи-баши при Аббасе I составляло от 1000 до 1500 туманов в год, см.: Фалсафи, 1,с. 184, 207-208.

177. Сведений о нем в других источниках нет.

178. О передаче Кандахара и его области Султану Хусайн-мирзе мы находим сведения у Искандара Мунши. В 965/1557-58 г. шах отправил на покорение Кандахара ‘Али-султана Тати-оглы зу-л-кадара с многочисленным, сопровождаемым большим обозом войском. После шестимесячной осады города Шах-Мухаммад Калати, правитель Кандахара, обессилев, передал город по договору от имени Байрам-хана, а сам уехал в Индию. Султан Хусайн-мирза обрел независимость в управлении городом и областью. Почти 20 лет он оставался правителем Кандахара, пока в 984/1576 г. не умер естественной смертью, см.: Та’рих-и ‘аламара, 1, с. 92, 207.

179. Текст испорчен, перевод по смыслу.

Султан Бади’ аз-Заман-мирза был сыном Бахрам-мирзы, младшего брата шаха Тахмаспа.

180. В тексте стоит «96 год». Издатель текста исправил дату на 996/1587-88 г., что явно ошибочно. Бади’ аз-Заман-мирза правил Систаном в течение 22 или 25 лет. В 984/1577 г. или, согласно Кази Ахмаду, 1 мухаррама 985/ 21 марта 1577 г. Бади’ аз-Заман-мирза и его малолетний сын Бахрам-мирза были казнены по приказу шаха Исма’ила II (984-985/1576-1578), см.: Хуласат ат-таварих, 2, с. 644; Та’рих-и ‘аламара, 1, с. 192; Хайр ал-байан, л. 23а. Следовательно, в данном месте текста речь может идти только о 950/1543 или 960/1552 г.

181. В тексте ошибочно: Амир Мухаммад, см. также: Ихйа ал-мулук, с. 164, примеч. 1.

182. Нисба в тексте написана неясно, конъектура М. Сутуде, см.: Ихйа ал-мулук, с. 164, примеч. 2.

183. В печатном тексте: Суфи, видимо, типографская опечатка вместо Сафави.

184. М. Сутуде, следуя в данном случае тексту Искандара Мунши, переправил имя отца Имам-кули-бека на Надр-хан, хотя во всех других источниках, в том числе и у Искандара Мунши, он именуется Бадр-ханом устаджлу. Имам-кули-бек устаджлу был наместником Хоя и Салмаса; убит мулазимами Малика Султан-Мухаммада 5 раби’ II 981/4 августа 1573 г. Бидлиси о его убийстве сообщает в событиях 980/1572-73 г. Это случилось во время его карательной экспедиции по приказу шаха Тахмаспа I в пограничный район. Он должен был расправиться с Маликом Султан-Мухаммадом, возжелавшим завладеть Гиляном, и отнять у него относящуюся к Рустамдару крепость Каджу, вали которой он был, см.: Хуласат ат-таварих, 1, с. 474, 581; Та’рих-и ‘аламара, 1, с. 98; 2, с. 503; Шараф-наме, 2, с. 226.

185. Малик Мухаммад и Малик Махмуди — сводные братья Малика Шах-Хусайна Систани, автора «Ихйа ал-мулук», их стихи приведены в его тазкира «Хайр ал-байан», л. 272а-б.

186. Поэтическая антология, основной текст которой был завершен автором в 1019/1609 г., подробную характеристику «Хайр ал-байан» см. в нашем предисловии.

187. Местные поэты, неоднократно упоминаемые в «Ихйа ал-мулук», их биографии и стихи приведены также в тазкира «Хайр ал-байан», л. 2606-2616.

Мавлана Михнати Систани (ум. 992/1584), автор искусных касыд; мавлана ‘Ашики Систани (ум. 1000/1591 г. в возрасте 70 лет), автор газелей и маснави; оба поэта подвизались при дворе правителя Систана Бади’ аз-Заман-мирзы Сафави и пользовались его покровительством. Оба в разное время совершили паломничество в Мекку и Медину. Мавлана ‘Ашики несколько лет провел в Кудсе (Иерусалиме) у известного суфийского шайха Дарвиша Мусы.

Мавлана ‘Абд ал-Му’мин «Сулхи», родом из Ниха, особенно близок нашему автору, он был его учителем и служил его отцу Гийас ад-Дину Мухаммаду, был прекрасным каллиграфом — ежедневно переписывал левой рукой 1000 бейтов, — поэтом, аскетом, см.: Хайр ал-байан, л. 273б; Ихйа ал-мулук, с. 452.

188. О Мире Хаджи Мухаммеде «Валайи», Мире Мухаммад-Салихе «Салаки» и Мире Хайдаре «Хиджаби» см. далее.

189. Все цитируемые стихи приведены также в «Хайр ал-байан» (л. 2616).

190. Касими Хвафи (ум. 993/1585) — высокообразованный человек, обладал познаниями в математике и астрономии. Как поэт вначале подвизался при дворе Султана Ибрахим-мирзы, затем уехал в Систан ко двору Бади’ аз-Заман-мирзы Сафави, которому служил длительное время. После смерти Бади’ аз-Замана уехал в Герат и был участником собраний малолетнего ‘Аббас-мирзы, потом вновь вернулся в Систан, где и умер.

191. Эти стихи также приведены в «Хайр ал-байан», л. 261а.

192. В тексте: *** (точно в такой же форме нисба упомянута в «Хайр ал-байан», л. 272б). Амир Хаджи Мухаммад происходил из семьи потомственных калантаров и великих эмиров Систана и являлся сыном Амира Махмуда сына Амира Сираджа из рода кази ‘Абд ал-Карима; он был полномочным вакилем Малика ‘Акибат-Махмуда до последних дней его жизни. В правление Бади’ аз-Заман-мирзы Сафави уезжал из Систана в шахскую ставку и оставался там 12 лет. На литературном поприще был известен как автор экспромтов, см.: Ихйа ал-мулук, с. 167, 185; Хайр ал-байан, л. 272б-273а.

193. Амир Мухаммад-Салих «Салики» из эмиров систанской области; сын Амира Максуда Казаки, подробнее о нем говорится в дальнейшем, см.: Ихйа ал-мулук, с. 407-408; Хайр ал-байан, л. 273а-273б.

194. Амир Хайдар сын Амира Хаджи Мухаммада «Хиджаби» из рода эмиров ‘Изз ад-Дина; в правление Малика ‘Акибат-Махмуда занимал должность кайчачигари, а впоследствии стал его мукарраб ал-хазрат. В тазкира «Хайр ал-байан» приведены его избранные стихи (л. 273а).

195. Ма’сум-бек Сафави — могущественный эмир, происходивший от побочной ветви сефевидского рода. В 1559 г. или еще ранее был назначен главой административного аппарата шаха Тахмаспа I. Одновременно он являлся лала принца Хайдар-мирзы, третьего сына шаха Тахмаспа I. Ма’сум-бек был убит вместе с 48 своими мулазимами на пути в Мекку, см.: Ахсан ат-таварих, с. 411, 443 и др.; Та’рих-и ‘аламара, 1, с. 70, 71, 101 и сл., 193.

196. Казак-хан — сын Мухаммад-хана Шараф ад-Дин-оглы, правителя Герата и верховного эмира Хорасана. В 964/1556-57 г., после кончины отца, шах пожаловал Казак-хану наместничество в Герате. Из источников неясно, сколь долго он оставался на этом посту. Во всяком случае, в 972/1564 г. Казак-хан, получивший образование и воспитание при дворе шаха, «отплатил шаху черной неблагодарностью» — вышел из повиновения и поднял мятеж. «В его дурную голову, — пишет ‘Абд ар-Раззак Самарканди, — взбрела мысль о господстве над Гератом». Считая, что, «кроме шаха, нет никого, кто мог бы оказать ему противодействие», он стал разрушать Герат и мучить благочестивый люд. Прогнав из города и сельской местности большую часть райатов, он присвоил себе их имущество. Когда известие о мятеже Казака достигло ушей шаха, он преисполнился гневом и направил в Герат Султана Ибрахим-мирзу. Ма’сум-бека Сафави, Амир-хана туркмана и других эмиров. Именно об этом походе великих эмиров против мятежного Казака в 972/1564 г. и упоминает автор «Ихйа ал-мулук». Как известно, все попытки склонить Казака к повиновению шаху результата не дали. Между эмирами и Казаком началась война. 21 ноября 1564 г. Казак спустился из крепости. Эмиры заключили его под стражу и доложили шаху о чинимых им притеснениях в отношении жителей Герата. В этих обстоятельствах он испустил дух. Его голову отрезали, набили соломой и отослали шаху. Подробно о мятеже Казака и о походе эмиров в Герат см.: Ахсан ат-таварих, 1, с. 401, 423-426.

197. Канун — название струнного музыкального инструмента.

198. Араб., тасниф (мн. тасаниф) — музыкальное произведение, песня.

199. Перс., кухкан («пробивающий гору») — эпитет Фархада, героя популярной на востоке легенды о Хосрове и Ширин, встречается уже у Фаррухи, поэта газневидского круга. Согласно версии этой легенды у Наваи, Ширин любит только Фархада, см.: Бертельс, 1960, с. 350; он же, 1965(2), с. 153.

200. В тексте: Мирза Йар-Ахмад писар-и Наджм-u Сани — «Мирза Йар-Ахмад сын Наджма Второго». По-видимому, писар — «сын» употреблено здесь ошибочно и речь идет об эмире Йар-Ахмаде Хузани Исфахани, могущественном эмире, вакиле шаха Исма’ила I, поименованном почетным титулом Наджм-и Сани («Наджм Второй»); убит в 918/1512 г. во время предпринятого им в Хорасан похода с целью предотвратить вторжение туда узбеков; или же в имени сына Наджма Второго допущена описка. В дальнейшем неоднократно упоминается Мустафа сын Наджм-и Сани. Быть может, и здесь имеется в виду он? См.: Хуласат ат-таварих, 1, с. 94, 98, 100, 101, 112, 113, 118-123, 126; Хабиб ас-сийар, 4, с. 501, 529, 531, 532; Ахсан ат-таварих, 1, с. 110-111; Та’рих-и ‘аламара, 1, с. 40; 2, с. 430; Шараф-наме, 2, с. 154, 157-159.

201. Уже упоминавшийся Мухаммад-хан туркман, правитель Герата (см. наше примеч. 163). В нашем тексте речь идет о начале его политико-административной карьеры. Позднее в правление шаха Султан-Мухаммада «Худабанде» (1577-1587) он был правителем Кашана. В эти годы он возглавил восстание племен туркман и такалу антишахской направленности в связи с растущим день ото дня влиянием при шахском дворе племен шамлу и устаджлу. При шахе ‘Аббасе I он был правителем Астрабада, убит по приказу шаха ‘Аббаса I в 995/1587 или 997/1588-89 г., см.: Та’рих-и ‘аламара, 1, с. 248 и особенно с. 322-325, 329, 330; Шараф-наме, 1, с. 259.

202. Асаф — имя легендарного советника библейского царя Соломона, прославившегося своей мудростью.

В данном случае автор, по-видимому, называет Асафом, т.е. мудрым, мирзу Бади’ аз-Замана.

203. О Казак-хане и его мятеже см. примеч. 196.

204. Перс., турк ва таджик. Возможно, турк ва таджик в данном контексте не этнонимы, а обозначают лишь кочевых и оседлых воинов.

205. Сар-и Пул — так с XVI в. стал называться Джузджанан/Гузганан, город в Хорасане, близ Балха, в области Гузган (у арабов Джузджан), см.: Таквим ал-булдан, с. 514-515; Бартольд, 7, с. 58-59; Ахмедов, 1982, с. 37.

206. Дарвазе-йи Фирузабад — южные ворота г. Герата, позднее (XIX в.) называвшиеся также Дарвазе-йи Кандахар («Кандахарские ворота»).

207. Мухаммад-хан Шараф ад-Дин-оглы такалу — верховный эмир Хорасана и опекун старшего сына шаха Тахмаспа I, Султан-Мухаммад-мирзы, назначенный на этот пост в 944/1537-38 г., см.: Шараф-наме, 2, с. 187.

208. В тексте: малик ал-мулук, видимо, ошибочно вместо Малик Гийас ад-Дин.

209. Перс, и‘заз ва ита‘ат-и такалиф-и малик ал-мулуки.

210. Та’лик — здесь в значении шикасте-йи та’лик, скорописный курсивный почерк с округлыми буквами и большим числом завитков и лигатур, созданный на основе старого та‘лика (та‘лик-и кадим или та‘лик-и асл) и получившего распространение в деловой и официальной канцелярской переписке Ирана конца XIV в. Традиционно считается, что его разработал Тадж ад-Дин Салмани Исфахани (ум. 1405).

Об особенностях почерков та‘лик и шикасте-йи та‘лик и истории их возникновения см.: Ма‘ил-и Харави. Лугат ва истилахат-и фанн-и китабсази хамрах ба истилахат-и джилдсази, тазхиб, наккаши. Тихран, 1353 (1974), с. 64-65, 68, 78; Акимушкин О.Ф. Персидская рукописная книга. — Рукописная книга в культуре народов Востока. Кн. 1. М., 1987, с. 348, 349.

211. Тимур-хан устаджлу, сын Мунташи-султана, о нем см. примеч. 243.

212. Шах Исма’ил II Сефевид вступил на престол Ирана 27 джумада I 984/ 22 августа 1576 г., см. также примеч. 246.

213. Малик Махмуд сын Малика Хайдара из рода древних владетелей Систана, возводящих свою родословную к Саффаридам. Как пишет Искандер Мунши (1, с. 478, 479), Малик Махмуд после смерти Исма’ила II в 985/1578 г., «когда в Систане не было никого из кызылбашских эмиров, по подстрекательству маликов и эмиров Систана заговорил о независимости и стал домогаться власти над Систаном». Он вступил в войну с Джа’фар-султаном афшаром, который к этому времени был назначен наместником Систана, одержал победу и стал независимо править той областью. «Силой усердия и добра» он так подчинил себе больших и малых систанцев, что ни из одного уголка царства не поднялся голос протеста.

Когда это известие дошло до шаха ‘Аббаса, он, стремясь возродить в интересах государства старинные местные семейства, отправил с Мухаммад-ханом туркманом на имя Малика Махмуда грамоту на правление Систаном. Малик Махмуд был убит Рустам-мирзой в 998/1590 г. Более подробно эти события излагаются в нашем тексте далее; ср.: Та’рих-и ‘аламара, 2, с. 478.

214. Махан, как мы уже указывали, — центральное селение одноименного округа шахрестана Кирман, расположенное в 36 км к юго-востоку от Кирмана, на шоссейной дороге Кирман-Бам, см.: Географический словарь Ирана, 8, с. 379.

215. Мирза Мухаммад-Заман Систани упомянут в тазкира «Хайр ал-байан» (л. 333а), там же приведены образцы его стихов. Среди прочих познаний достиг высокого мастерства в музыке.

216. Амир Тадж ад-Дин Махмуд Хабиси (не Файзи, как в печатном тексте «Ихйа ал-мулук», правильная нисба приведена в «Хайр ал-байан» и в «Хуласат ат-таварих») — сын Амира Шамс ад-Дина Мухаммеда, великий саййид Кирмана. В 993/1585 г. ему была пожалована должность садра. В «Хайр ал-байан» приведены образцы его стихов (л. 444б); о нем см. также: Хуласат ат-таварих, 2, с. 810.

217. Здесь имеется в виду Шахбек-хан, правитель Кандахара.

218. Внук шаха Тахмаспа I.

219. Йадгар Мухаммад-бек мусилу тархан — сын Марджумак-султана сына Амир-хана туркмана — прославленный эмир шаха Тахмаспа I, правитель г. Саве, старинного города (ныне центр одноименного шахрестана, расположен в 140 км к юго-западу от Тегерана и в 90 км к северо-западу от Кума, см.: Географический словарь Ирана, I, с. 109), умер в середине раби’ II 969/конце декабря 1561 г., см.: Хуласат ат-таварих, 1, с. 396, 435; Та’рих-и ‘аламара, 1, с. 108-109, 140; Шараф-наме, 2, с. 207.

220. Мирза Шах-Хусайн Аргун — вазир шаха Исма’ила I, убит в 929/1522-23 г.

221. Мирза Камал ад-Дин Шах-Хусайн (ходжа) — вазир шаха Исма’ила I, вакил ас-салтана и и‘тимад ад-даула (/мухтар ад-даула и джумлат ал-мулк); убит 24 раби’ II 929/12-13 марта 1523 г. или, согласно Хондемиру, 28 джумада I 929/14 апреля 1523 г. старшим стремянным шаха Михтаром Шах-кули ‘арабгирлу, похоронен в Мешхеде. Со стороны отца носил нисбу Сабзавари, со стороны матери — Исфахани (мать была родом из семьи великого шайха Йусуфа Баннайи Исфахани), см.: Хуласат ат-таварих, 1, с. 139-140, 149-152; Хабиб ас-сийар, 4, с. 549, 557-558, 564-566, 574, 595-599; Та’рих-и ‘аламара, 1, с. 159; Шараф-наме, 2, с. 164, 170.

222. Араб., аййам-и ‘ашура — дни поминовения шиитского имама ал-Хусайна б. ‘Али, убитого 10 мухаррама 61/10 октября 680 г. в сражении при Кербеле.

223. Араб., имам ал-джинн-ва-л-инс, эпитет ‘Али б. Аби Талиба.

224. Т.е. шаха Исма’ила И.

225. Джа’фар-султан афшар, родственник Мухаммад-хана Шараф ад-Дин-оглы, верховного эмира Хорасана; после смерти Исма’ила II в 985/1578 г. был назначен сефевидским двором правителем Систана и оставался на этой должности шесть месяцев.

По сообщению Искандара Мунши, местный малик Малик Махмуд, сам домогавшийся власти над Систаном, сразился с ним, одержал победу и стал независимым правителем, см.: Хуласат ат-таварих, 1, с. 267; Та’рих-и ‘аламара, 2, с. 478.

226. Шила/Шела — русло, соединяющее южное окончание заливного ложа Хамун с низинами сухого болота Гауд-и Зирих, см.: Зарудный, с. 85. Шела Махмудабад, расположенная напротив Джалка, представляет собой глубокий канал, отведенный от р. Гильменд.

227. Т.е. между маликом Систана и отцом нашего автора, Маликом Гийас ад-Дином Мухаммедом.

228. Малик Наср ад-Дин Мухаммад сын Шах-Абу Исхака — дядя верховного правителя Систана, Малика Махмуда.

229. Речь идет о Биби-шахзаде, дочери Малика Исхака, которая была матерью Малика Джалал ад-Дина Махмуд-хана.

230. Перс., шах-и джаннат-баргах, посмертный «титул» ряда персидских шахов, в данном случае шаха Тахмаспа I.

231. Рустам-мирза — третий сын Султана Хусайн-мирзы сына Бахрам-мирзы, брата шаха Тахмаспа. После смерти Султана Хусайн-мирзы в 984/1577 г. он получил в свой удел вместе с младшими братьями Абу Са’ид-мирзой (ум. 1596) и Санджар-мирзой (ум. 1597) область Гармсир со всей округой (Гармсират) и Заминдавар. Неоднократно предпринимал попытки к захвату Систана и Кандахара (последним владел его старший брат, Музаффар Хусайн-мирза). Здесь речь идет о походе Рустам-мирзы в Систан, предпринятом им в 998/1590 г. Он воспользовался предательством родственника, правителя Систана Малика ‘Абдаллаха и сначала устранил Малика Наср ад-Дина, дядю систанского правителя по отцовской линии, его главного помощника в управлении Систаном, и его сыновей, а затем и самого Малика Махмуда. Об этих событиях наш автор подробно повествует в дальнейшем. Обстоятельный рассказ о правлении Рустам-мирзы в Систане есть также в «Та’рих-и ‘аламара» (2, с. 483-484).

1 мухаррама 1002/27 сентября 1593 г. Рустам-мирза уехал в Индию на службу к императору Индии Акбару, где пользовался большим почетом и уважением при дворе, в особенности при преемнике Акбара Джихангире; ему был пожалован почетный титул хан (1022/1613), царское платье, конь из царских конюшен с позолоченным седлом и слон (1047/1638). В следующем, 1048/ 1639 г. он вновь удостаивается царских милостей. Как пишет автор «Падшах-наме», Рустам-мирза до самой смерти в 1052 (1642) г., т.е. в течение 50 лет, находился «под сенью милостей сего вечного государства (Индии. — Л.С.)», см.: Та’рих-и ‘аламара, 2, с. 487; Падшах-наме, 2, с. 21, 110, 137, 302.

232. По-видимому, ошибочно вместо Малика Наср ад-Дина (если в тексте нет пропуска) — в пользу такого предположения свидетельствует контекст. К тому же, как указано, в дальнейшем Малик Махмуд был казнен Рустам-мирзой полутора месяцами позднее — 1 рамазана 998/4 июля 1590 г., см.: Ихйа ал-мулук, перс, текст, с. 300.

233. В тексте название крепости приведено в форме ***, ранее: ***. Идентифицировать не удалось.

234. Мир Икбал Сабик Систани — «лучший из проходящих степени духовного совершенства святых», из последователей учения шайха ‘Ала’ ад-Даула Симнани; был послан правителем Систана Маликом Кутб ад-Дином Мухаммедом с увещеванием к правителю Герата, когда тот напал на Систан в последней четверти XIV в.; он — автор «Рисала-йи Икбалийа» и «Наби-наме», упомянут Джами в «Нафахат ал-унс»; его гробница находится к северу от руин древнего города Башира, см.: Maulana Nur ad-din ‘Abd ar-Rahman Jami. Nafahat al-uns. Calcutta, 1859 (Lees’ Persian Series); см. также: Ихйа ал-мулук, с. 8, 95; Хайр ал-байан, л. 200а; Tate, 1, с. 216.

235. Сочинение известного персидского поэта XV в. ‘Абд ар-Рахмана Джами (1414-1492), содержащее биографии 1616 шайхов.

236. Амир Махмуд внезапно скончался при дворе шаха в Казвине.

237. Выше он назван Миром Мухаммад-Салихом.

238. Сарбанды — племя арабского происхождения, часть которого переселилась в Систан в XVI в. По словам Тэйта, в начале XX в. их насчитывалось в Систане 1800 душ. Глава племени пользовался в Систане большим влиянием, нежели вожди других племен, см.: Tate, 4, с. 284, 294-296.

239. Шахраки (перс, джама‘ат-и шахрак/шахраки) — племя арабского происхождения, мигрировавшее в Систан в XI в. и составлявшее некогда важную часть населения Систана. Однако к началу XX в. их насчитывалось всего 2300 душ, см.: Tate, 4, с 284, 294-296.

240. Мухаммад-султан Алаш-оглы — кызылбашский наместник Систана, о нем и его правлении см. наш перевод ранее.

241. Мирза Султан Хусайн — сын Бахрам-мирзы, правитель Кандахара, см. о нем ранее.

242. Так мы перевели топоним Макранат (мн. ч. от Макран).

243. Имя отца Тимур-хана наш автор назвал неточно (если это не типографская опечатка). Согласно другим источникам, Тимур-хан устаджлу был сыном Мунташи-султана, он служил лала и аталиком Бади’ аз-Заман-мирзы сына Бахрам-мирзы. 1 мухаррама 985/21 марта 1577 г. он по приказу шаха Исма’ила II убил и Бади’ аз-Замана и его малолетнего сына, Бахрама, после чего сам стал правителем Систана, см.: Хуласат ат-таварих, 2, с. 644; Та’рих-и ‘аламара, 1, с. 136, 137, 139.

244. В тексте: Турбат Заве. Издатель текста справедливо предположил, что здесь два топонима и что между ними опущен соединительный союз ва, ср. в «Хуласат ат-таварих» (2, с. 665): Турбат ва Заве. В этом случае речь идет об упоминавшемся Турбат-и Хайдарийа и Заве, см.: Ихйа ал-мулук, с. 189, примеч. 2.

Сегодняшний Заве находится в 21 км к востоку от Турбат-и Хайдарийа (Иран), см.: Географический словарь Ирана, 9, с. 196.

245. Дата неточна. Как известно, шах Тахмасп I умер 15 сафара 984/14 мая 1576 г. Правильная дата приведена автором в его тазкира «Хайр ал-байан» (л. 22б), см. также: Хуласат ат-таварих, 1, с. 592; Та’рих-и ‘аламара, 1, с. 122.

246. Как мы уже указывали, Исма’ил-мирза был коронован 22 августа 1576 г. эмирами племени афшар. После коронации он стал именоваться шах Исма’ил II (правил до 985/1577 г., 24 ноября 1577 г. он умер). Это был необычайно жестокий правитель, пытавшийся укрепить свою власть массовыми казнями. По его приказу были убиты пятеро его братьев, умерщвлены еще четыре сефевидских принца, находившиеся в областях, в том числе Бади’ аз-Заман-мирза, который в течение 25 лет был наместником Систана, см.: Та’рих-и ‘аламара, 1, с. 136-137; Хайр ал-байан, л. 22б.

247. Возможно, имя искажено. Издатель предложил читать его как Баки-бек афшар или Джанибек афшар, однако в источниках ни одно из этих лиц не засвидетельствовано.

248. Никаких сведений о нем в источниках найти не удалось.

249. Младший сын Бахрам-мирзы Сафави.

250. Значение термина халват-хане многозначно: это и женская половина дома, и опочивальня, и комната для молитвы. В данном случае, по-видимому, имеются в виду внутренние покои.

251. Кал’а-йи нау («Новая крепость»), или Чахансурак, — селение в провинции Нимруз (Систан), расположенное в 5 км западнее Зийарат-и Амиран Сахиб и в 25 км южнее Чахансура, см.: Ball, с. 66, 211.

252. Фигура речи, означающая, что ребенка убили.

253. Ср. ранее — 25 лет.

254. Топоним в тексте написан без точек.

255. Шах Султан-Мухаммад «Худабанде» — старший сын шаха Тахмаспа I, провозглашен шахом после смерти Исма’ила II в 985/1577 г. (наш автор не вполне точен) и правил в течение 10 лет до 995/1587 г.

256. ‘Алихан-султан афшар — брат правителя Фараха Хусайн-султана афшара, йуз-баши при дворе шаха. После гибели брата в 988/1580 г. был назначен наместником Фараха, однако в том же году в Гуре, куда он выступил в поход, чтобы отомстить за кровь брата, был убит, см.: Та’рих-и ‘аламара, 1, с. 275.

257. Даркутлу, очевидно, название племени (?).

258. Так мы перевели джаза‘ир-и Систан. Возможен, однако, другой перевод: «на острова Систана» (?).

259. О назначении Джа’фар-султана наместником в Систан автор «Ихйа ал-мулук» уже сообщал ранее, см. наш перевод и примеч. 225.

260. В Географическом словаре Ирана (т. 4, с. 82) отмечены два селения под названием Туршаб: одно находится в 9 км северо-западнее Хусфа и в 12 км северо-восточнее Каскана (шахрестан Бирджанд), другое — в 25 км юго-восточнее Хусфа (тоже в шахрестане Бирджанд).

261. Дашт-и Чапраст — местность в Систане, подвластная Кичули.

262. В известных нам источниках не упоминается.

263. Не опечатка ли? Ранее речь шла о болезни Малика Гийас ад-Дина, а не верховного малика.

264. Сражение между Шах-Мансуром Бахши узбаком и Маликом Султан-Махмудом (здесь, видимо, в имя вкралась описка) произошло вблизи крепости Кал’а-йи Худийан в Базмане.

265. Нукар — монг. «последователь», позднее — «слуга», здесь в значении «военный слуга феодала или правителя», см.: Dorfer, 1, с. 521-526.

266. Т.е. ангелы.