Комментарии

1. Кутб ад-Дин II Мухаммад сын Шамс ад-Дин ‘Али сына Шахзаде и внук правителя Систана Шах-Шахана, Саффарид, возведен на престол Систана Тимуром в 806/1403 г., правил Систаном до 822/1419 г.

2. Как мы уже отмечали в Предисловии, согласно первоначальному плану, автор собирался закончить свою хронику событиями 1027/1619 г. В дальнейшем, однако, планы автора менялись неоднократно.

«Лучший из людей» — эпитет пророка Мухаммеда.

3. В печатном тексте: бигувах — «без свидетеля» — явная опечатка вместо бигунах — «безгрешный».

4. Шах(-и) Шахан сын Шах-Мас’уда (род. 1349), правитель Систана в течение 17 лет (1386-1403); принимал участие в походах Тимура и взятии Халеба; скончался в пути в ша’бане 805/феврале 1403 г., во время возвращения с эмиром Тимуром из похода в Рум. Малик Кутб ад-Дин, которого Шах-Шахан брал с собой в поход, привез его тело в Систан и захоронил. Об этом и идет речь в нашем тексте. После смерти Шах-Шахана (он прожил 54 года) правление Систаном «от границ Синда до пределов Герата и от Кандахара до границ с Кирманом и все союргальные владения Шах-Шахана» были переданы Тимуром внуку Шах-Шахана, Малику Кутб ад-Дину Мухаммеду, см.: Ихйа ал-мулук, с. 106-108; Хабиб ас-сийар, 3, с. 435, 493.

5. Шах-Махмуд — сын Шах-Шамс ад-Дина ‘Али и младший брат малика Кутб ад-Дина Мухаммада, см.: Ихйа ал-мулук, с. 107.

6. Кал’а-йи Ук — название крепости в Систане, точное местоположение которого не установлено. Проф. Босворт считает, что Ук/Аук находился в собственно Систане на небольшом расстоянии к северо-западу от Заранджа, см.: Босворт, 1968, с. 85, примеч. 3. М.-А. Систани отождествляет Ук с Кал’а-йи Ках без достаточных на то оснований (ср.: Та’рих-и Систан, Исфизари), см.: Sistani, 1988, с. 307, 312, 321 и др.

Пушт-и Зирих (также Джазира-йи Пушт-и Зирих) — укрепленная местность в Систане в двух фарсахах (12-15 км) от Шахр-и кухна, служила убежищем правителю Систана, см.: Та’рих-и ‘аламара, 2, с. 479.

7. Бадаран — мн.ч. от бадар (в словаре Афгани-нависа термин приведен с пометкой «п», т.е. пашто) — «господин», «хозяин», широко бытует в дари- и паштоязычной среде Афганистана до сих пор. В нашем тексте термин употребляется в значении «помещик».

Отметим, что в печатном тексте «Ихйа ал-мулук» во всех случаях термин передан с начальным согласным «п».

8. Малик ‘Изз ад-Дин сын Малика Рукн ад-Дина Махмуда правил Систаном с 753 (1352) по 782 (1380) г.; умер в 784 (1382) г., см.: Ихйа ал-мулук, с. 95-102.

9. ‘Малик Кутб ад-Дин I Саффарид сын ‘Изз ад-Дина правил с 1381 по 1383 г., см.: Ихйа ал-мулук, с. 103 и сл.

10. Издатель текста в комментариях отождествляет Амира Саки сына Джамала ад-Дина с Амиром Сабиком сыном Амира Джамала как будто без достаточных на то оснований, см.: Ихйа ал-мулук, с. 524.

11. Имеется в виду поход Шахруха в Систан, предпринятый им в 811/ 1408 г., более подробно о нем см. далее примеч. 25.

12. В персидских исторических сочинениях «великим эмиром» обычно называют эмира Тимура (1370-1405).

13. Под Ханбалыком (букв., «ханский город») имеется в виду Пекин, см.: Бартольд, 2, ч. 2, с. 67.

Свой последний поход в Китай Тимур предпринял 27 ноября 1404 г. из Самарканда, но дошел только до Отрара. Здесь он неожиданно скончался 18 февраля 1405 г. или тремя днями ранее, см.: Бартольд, 2, ч. 2, с. 66-71, 442.

14. Т.е. он умер.

15. Попытки скрыть смерть Тимура источники связывают с необходимостью осуществить ближайшую цель предпринятого похода — нанести удар среднеазиатским монголам. Однако, как известно, сделать это не удалось из-за начавшихся смут. Напротив, пришлось уступить монголам ранее завоеванные Тимуром земли, см.: Бартольд, 2, ч. 2, с. 443.

16. Амир Хасан Джандар — военачальник Шахруха.

Весьма любопытно, что, согласно ‘Абд ар-Раззаку Самарканди, 1 ноября 1405 г., когда Шахрух вернулся из очередного похода в Герат, туда прибыл посланник шаха Кутб ад-Дина Систани и доложил, что шахи Фараха Шах-’Али и Шах-Гийас ад-Дин, сыновья Шах-Джамал ад-Дина Фарахи, будто бы собираются поднять восстание против Шахруха. Вслед за этим известием и был послан в Фарах Амир Хасан Джандар, «дабы предотвратить смуту», см.: Матла’ ас-са’дайн, 2, ч. 1, с. 56.

Фасих Хвафи сообщает лишь о походе в 808/1405 г. Амира Хасана Джандара в Фарах и казни царевичей, сыновей Шах-Джамал ад-Дина Фарахи, никак не комментируя данное событие, см.: Муджмал-и Фасихи, 2, с. 67; рус. пер., с. 135, 260, примеч. 11.

17. Имеется в виду Джелаирид Султан Ахмад сын Увайса I, который оказал сопротивление Тимуру, когда тот в 795/1392-93 г. появился в Северном Иране и Ираке. В результате он должен был искать убежища у мамлюков Египта. В Багдад он смог вернуться лишь после смерти Тимура в 807 (1405) г. См.: Муджмал-и Фасихи, рус. пер., с. 115; Босворт, 1971, с. 215, 216.

18. Кал’а-йи Так — крепость, находившаяся в одном переходе к югу от Заранджа (ее упоминает еще в XIX в. Конолли), была окружена семью рядами стен и глубоким рвом, через который можно было переправиться только по подъемному мосту, см.: Та’рих-и Йамини, с. 211; Бартольд, 7, с. 89.

Об идентификации развалин в сегодняшней провинции Нимруз в Афганистане, известных среди народа под именем Cap-тар, с Кал’а-йи Так см.: Sistani, 1988, с. 243 и сл.

19. Гармсир — область на юге Афганистана в нижнем течении р. Гильменд, на границе с Пакистаном.

20. Хваф (Хаф) — область в Хорасане. По определению Хафиз-и Абру, ее восточная граница — Бахарз, западная — Кухистан, северная — Заве и Нишапур, южная — пустыня, лежащая между Кухистаном, Фарахом и Систаном (с. 40).

Кухистан — здесь историческая горная область в южной части Хорасана, на востоке граничащая с Хвафом и пустыней между Хвафом, Фарахом и Систаном, на западе — с пустыней, лежащей между Фарсом и Кирманом, на севере — с Нишапуром и Сабзаваром, на юге — с Систаном и Кирманской пустыней. Кухистан включал несколько укрепленных селений и округов, см.: Хафиз-и Абру, с. 40, примеч. 1.

Гур — горная область в центральной части современного Афганистана, граничит с Джаузджаном, Гарчистаном и Гератской областью, см.: Бартольд, 8, с. 73-75.

Гарчистан/Гарджистан/Гаршистан — горная область в верховьях р. Мургаб. По определению Якута (6, с. 277), в прошлом граничила на юге с Газной, на севере — с Марваррудом, на востоке — с Гуром, на западе — с Гератом.

Тохаристан — область к югу от Амударьи и к востоку от Балха с главным городом Таликаном, см.: Бартольд, 7, с. 47.

21. Амир Маудуд Гармсири — правитель Гармсира во времена Шахруха. По приказу Шахруха был изгнан из Гармсира в 808/начале 1406 г. и бежал в Гур; убит в зу-л-ка’да 814/феврале 1412 г. ‘Али-Тимуром белуджем, когда он направлялся в Гармсир, см.: Муджмал-и Фасихи, рус. пер., с. 135, 136, 162, 163.

Джалал ад-Дин Шах-Искандар сын Йаналтигина (род. 13 сафара 778/ 2 июля 1376) — потомок Султан-Мухаммада Хорезмшаха, правитель Фараха. В 811/1408-09 г. поднял восстание против Шахруха, когда «победоносные знамена» прибыли в Фарах. Шахрух сохранил ему жизнь, но с наместничества прогнал, отдав Фарах Шах-Искандару сыну Шах-’Али, см.: Муджмал-и Фасихи, рус. пер., с. 100, 148.

22. Кал’а-йи Давари — как следует из текста, крепость в Фарахе.

23. Мирза Абу Бакр сын Миран-шаха сына Тимура — фактический владетель Азербайджана, Ширвана, Гиляна и других владений Ирана, резиденцией ему служил г. Тебриз. В 809/1406 г. Тебриз был занят туркманами во главе с Кара-Йусуфом. Все попытки мирзы Абу Бакра дать отпор Кара-Йусуфу не увенчались успехом, и он вынужден был бежать в Кирман, а из Кирмана в Систан, см. примеч. 25 и 28.

24. Эмир Кара-Йусуф — глава туркменского племени кара-коюнлу, военный и государственный деятель. После смерти Тимура вернулся из Турции, куда он бежал от него, в Азербайджан и с 500 конниками завоевал весь Азербайджан, Ширван и Гилян и другие области Ирана, которые в это время были во владении сына Тимура Миран-шаха. Попытки мирзы Абу Бакра в 809/1406 г. вернуть свои владения были безуспешны. В битве с Кара-Йусуфом погиб Миран-шах, отец мирзы Абу Бакра, после чего Кара-Йусуф стал полновластным хозяином этой территории, которой он правил до 823/1420 г., года своей внезапной смерти, см.: Муджмал-и Фасихи, указатель; Муким-ханская история, с. 241, 242, примеч. 43.

25. Наиболее пространный, тенденциозный (прошахрухский) рассказ о карательном походе Шахруха в 811/1408 г. в Фарах, Ук и в Систан представлен в сочинении ‘Абд ар-Раззака Самарканди «Матла’ ас-са’дайн».

Формальным поводом для похода явился союз правителя Систана малика Кутб ад-Дина II с мирзой Абу Бакром, который потерпел поражение в сражении с Кара-Йусуфом и бежал вначале в Кирман, а потом в Систан. Фактически же Шахрух, направляясь в поход в Систан, ставил задачей подавление мятежа местного правителя малика Кутб ад-Дина, выразившегося в отказе высылать Шахруху подать с Систана и в укреплении своей власти в этом регионе. Согласно ‘Абд ар-Раззаку, Фасиху Хвафи и Мирхонду, победоносные знамена Шахруха выступили из Герата в поход 10 джумада I/1 октября 1408 г. Вначале они направились в Фарах, где в течение 10 (!) суток вели ожесточенные бои за крепость Фараха (в нашем тексте Кал’а-йи Давари). Засыпали камнями ров, окружавший крепость, и стали вести со всех сторон подкопы. Четыре крепостные стены были изрешечены снарядами, словно пчелиные соты. Осажденные убедились в невозможности дальнейшей борьбы и вступили в переговоры с Шахрухом, предложив сдать крепость, ежели государь сохранит им жизнь. Шахрух удовлетворил их ходатайство, и Джалал ад-Дин Шах-Искандар б. Шах-Йаналтигин сдал крепость. После занятия крепости войска Шахруха двинулись в сторону Ука, а к правителю Систана Шахрух направил депутацию, возглавляемую Пахлаваном Шамс-и даразом с посланием, в котором призывал систанского малика к покорности, обещая ему большее уважение, чем прежде, и уверяя его, что он не собирается посягать ни на его жизнь, ни на его царство.

Когда же люди уехали в Систан, войско кольцом окружило крепость Лаш в Уке. Несмотря на мужество и стойкость осажденных, Шах-Нусрат сын Шах-Махмуда, кутваль крепости, в конце концов вынужден был сдать крепость Шахруху, так как войска неприятеля отрезали от них сначала речную воду, а потом путем подкопа и воду из колодца, находившегося на территории крепости. Таким же образом были взяты крепости Гувайн и Карванг, подвластные области Ук. После того войска Шахруха двинулись в сторону Бар-и Зириха. Когда они дошли до берега р. Хирманд, Шах Кутб ад-Дин не явился на поклон и никого не прислал, что вызвало гнев Шахруха, и он приказал разрушить плотины. О предательстве Амира Саки, подстрекавшего Шахруха сначала разрушить три основные плотины на р. Хирманд, ни у ‘Абд ар-Раззака, ни у других авторов нет ни слова, сообщается только сам факт.

Разорив и разрушив всю страну, Шахрух правление Уком отдал Пахлавану Джамал-бигиму, а область Фарах передал Шах-Искандару сыну Шах-’Али. 29 ша’бана/17 января 1409 г. Шахрух был уже в Герате. Мирхонд повторяет рассказ ‘Абд ар-Раззака почти слово в слово, см.: Матла’ ас-са’дайн, 2, ч. 1, с. 121-128; Муджмал-и Фасихи, 2, с. 186; Хабиб ас-сийар, 3, с. 571; Раузат ас-сафа, 6, с. 206.

26. Имеется в виду малик Фараха, Шах-Искандар сын Йаналтигина.

27. Кал’а-йи Лаш (более раннее название — Сафид-диз) расположена в нижнем течении р. Фарах-руд на ее правом берегу (напротив Джувайна) в 95 км к юго-западу от Фараха на дороге в Зарандж (сегодня провинция Нимруз). Во время посещения ее Н. Ханыковым в 1858 г. крепость была окружена глинобитной стеной с бойницами и полубашнями, см.: Ханыков, 1973, с. 138, 139; Tate, 2, с. 118 и сл.; Qamus-i Jughrafiya-yi Afghanistan. 1954, с. 60; Атлас мира. Изд. 2-е. М., 1967, с. 179-180 (Е9).

28. О бегстве мирзы Абу Бакра из Систана в Кирман после покорения той области Шахрухом нам сообщает также Хондамир. По его словам, в последней декаде джумада II 811/середине ноября 1408 г. в округе Бам в Кирмане был разбит лагерь мирзы Абу Бакра. Правитель Кирмана Султан Увайс, узнав об этом, 4 раджаба /23 ноября 1408 г. выступил в сторону Бама. В сражении с Султаном Увайсом мирза Абу Бакр был убит, см.: Хабиб ас-сийар, 3, с. 571.

29. Эти стихи еще раз цитируются автором в дальнейшем (с. 395, пер., с. 293); приведены они и в тазкира «Хайр ал-байан» (л. 48а) и принадлежат перу известного поэта времени Сельджукидов Захир ад-Дину Фарйаби (род. серед. VI/XII в. — ум. 598/1201-02); о нем см.: ‘Ауфи, 2, с. 298-307; Тазкира-йи Даулатшахи, с. 109-114; Сафа, 1957, 2, с. 750-764.

30. Перс., дарвазе. «80 ворот» — явная авторская гипербола, являющаяся данью иранской (эпической) традиции.

31. Гаршасф/Гаршасп — мифический основатель Систана.

Банд-и Хаванг идентифицирована М.-А. Систани с древнейшей из плотин на р. Гильменд Банд-и Рустам в 30 милях к югу от Заранджа. Ее сооружение приписывается легендарному герою Систана Рустаму, что свидетельствует о ее домусульманском происхождении. Плотина орошала все западные рустаки Систана, разрушена в 1383 г. Тимуром, а затем еще раз Шахрухом. Остатки разрушенной плотины, по словам М.-А. Систани, можно видеть в местности Рудбар до сих пор, см.: Бартольд, 7, с. 88; Sistani, 1988, с. 459, 460.

32. Фарсах — мера длины, равная в Иране круглым счетом 6 км; в Средней Азии, в Афганистане фарсах колеблется от 5,6 до 9,658 км, см.: Хинц, с. 72; Давидович, с. 120.

33. Банд-и Йакаб в настоящее время известна как Банд-и Йака (или Йагав), см.: Sistani, 1988, с. 460.

‘Абд ар-Раззак Самарканди и Фасих Хвафи в рассказе о походе Шахруха в 811/1408 г. в Систан, как отмечалось, также упоминают о разрушении на р. Хирманд трех главных плотин, существовавших там еще со времен Рустама сына Дастана, однако названия плотин иные: Банд-и Рашкак, Банд-и Шахр и Банд-и Булгагани. Наиболее значительной из них была последняя, см.: Матла’ ас-са’дайн, 2, ч. 1, с. 127; Муджмал-и Фасихи, 2, с. 187.

34. Хауздар — селение в Систане, развалины которого ныне находятся в Систанской пустыне, в 14 км от колодца Чах-и Мухаммад-Риза-хан; примерно в двух км от Хауздара — развалины Ахур-и Рахш («Яслей Рахша», коня Рустама), расположенные на небольшом плоском островке, покрытом галькой, см.: Зарудный, с. 77, 78. В эпоху Сефевидов это была благоустроенная, цветущая местность, известная в те времена как район Сарабана. Согласно легенде, здесь произошло сражение между Фарамурзом сыном Рустама и Бахманом сыном Исфандийара.

Кундар (ныне в развалинах) — небольшое селение, огражденное стеной и окруженное рвом, расположенное примерно в 6-7 км к юго-западу от Хауздара, см.: Зарудный, с. 81; Tate, 2, с. 264.

Рамруд — селение, расположенное в 5-6 км от Тепе Дарвиш (ныне развалины в Систанской пустыне), к востоку от р. Гильменд, было окружено стеной. К востоку от Рамруда примерно в 1 км расположены гробницы знатных людей Рамруда. По утверждению местного населения, эти захоронения относятся к домусульманскому времени, см.: Зарудный, с. 83.

35. В известных нам источниках сведений о нем не обнаружено.

36. Них — город в Систане, находившийся к западу от озера Зирих, близ границы с Кухистаном, в двух переходах от Тарка; ныне в развалинах.

37. У ‘Абд ар-Раззака Самарканди он назван Пахлаван Джамал-бигим, у Фасиха Хвафи — накиб Джамал ад-Дин Йакум. При этом ‘Абд ар-Раззак пишет, что область Ук и Кал’а-йи Лаш передал ему в управление сам Шахрух, см.: Матла’ ас-са’дайн, 2, ч. 1, с. 127; Муджмал-и Фасихи, с. 148.

38. Кал’а-йи Бурундж — крепость в области Ук.

39. В «Муджмал-и Фасихи» (с. 149) он назван Амиром Хамза Катуку, зятем эмира Казагана. Вместе с эмиром Лутфаллахом сыном эмира Байан-Тимура в 1409 г. они отправились со своими войсками для защиты границ Систана.

40. Один из авторов не дошедшего до нас сочинения по истории Систана. Точное название его неизвестно. В данном пассаже оно названо «Та’рих-и Систан», ранее — «Фаза’ил-и Систан», см.: Ихйа ал-мулук, с. 10, 114.

41. Араб., малик ал-мулук (букв., «царь царей») — титул большинства систанских правителей; мы переводим его как «верховный правитель» или же «верховный малик», лишь в нескольких случаях сохранив буквальный перевод.

42. Тадж ад-Дин Уруси-шах сын Йаналтигина — правитель крепости Кал’а-йи Ук (663-667), неоднократно упоминается в анонимном «Та’рих-и Систан» (с. 401-403; рус. пер., с. 372-375, 476) и в «Ихйа ал-мулук» (с. 78, 81-83).

43. Ка‘ан — титул монгольских государей; здесь имеется в виду великий хан Мункэ (Монгке, правил 1251-1260), его столицей был Каракарум в Монголии.

44. Малик Насир ад-Дин Мухаммад б. Абу-л-Фатх б. Мас’уд Саффарид, правил Систаном, согласно «Ихйа ал-мулук», с 659 по 728 (1261-1328) или по 718 (1318) г. — одним словом, по год своей смерти.

45. Шамс ад-Дин Карт (1245-1278) — основатель династии Картов в Герате и Гуре (1245-1481). Взаимоотношения Шамс ад-Дина Карта с маликом Насир ад-Дином, правителем Систана, подробно описаны в анонимном «Та’рих-и Систан» и в соответствующей части «Ихйа ал-мулук», см.: Та’рих-и Систан, рус. пер., с. 370, 474, примеч. 1081; Ихйа ал-мулук, с. 79-83, 90-91.

46. Малик Йаналтигин — брат правителя Фараха малика Джамал ад-Дина. В союзе с Шамс ад-Дином ‘Али он освободил Фарах от монголов, изгнав оттуда наместника эмира Науруза Рукн ад-Дина, см.: Та’рих-и Систан, рус. пер., с. 378, 478; Та’рих-наме-йи Харат, с. 400, 401; Байбурди, с. 100.

Под топонимом Ирак здесь и далее автор имеет в виду Ирак Персидский (Ирак-и ‘Аджам), т.е. западную и центральную части Ирана со столичными городами Исфахан и Казвин.

47. Шамс ад-Дин ‘Али-шах (ум. 708/1308-09) — старший сын Насир ад-Дина, правителя Систана, и его наместник в Кухистане.

48. ‘Ала’ ад-Дин Атсиз Хорезмшах (правил 1127-1156), внук Ануштигина, основатель династии Ануштигинов (ок. 1077-1231), номинально вассал Сельджукидов, см.: Босворт, 1971, с. 152, 154.

49. Если Джалал ад-Дин не описка вместо ‘Ала’ ад-Дин, то в данном звене генеалогической цепи обнаруживается пропуск: Джалал ад-Дин [бин ‘Ала’ ад-Дин Мухаммад ва], ср. конъектуру издателя в родословной Хорезмшахов на с. 425 печатного текста (пер., с. 396 и примеч. 721). Джалал ад-Дин Манкбурны сын ‘Ала’ ад-Дина Мухаммеда (правил 1220-1231), его отец — ’Ала’ ад-Дин Мухаммад (правил 1200-1220); брат ‘Ала’ ад-Дина Мухаммада — ‘Ала’ ад-Дин Текиш (правил 1172-1200), см.: Босворт, 1971, с. 153, 154.

50. По-видимому, бин здесь лишнее, так как известно, что после смерти Ил-Арслана в 1172 г. на престол вступил его сын ‘Ала’ ад-Дин Текиш.

51. ‘Аджам — арабское название иранских земель. Под царями ‘Аджама здесь имеется в виду Хусрау I сын Кавада, прозванный Ануширваном (правил 531-579), и Хусрау II Парвиз сын Хурмизда IV (правил 590-628).

52. Шайх Зайн ад-Дин Абу Бакр сын шайха Мухаммада Хвафи (ум. 838/ 1434-35) — известный суфийский шайх, представитель зайнийа, ответвления от суфийского братства халватийа; выступил миротворцем между правителем Систана и Шахрухом.

‘Абд ар-Раззак Самарканда и Фасих Хвафи датируют миротворческую деятельность шайха Зайн ад-Дина Хвафи в Систане 812/1409-10 г. Причем оба автора отмечают, что шайх был направлен в Систан по просьбе его правителя, шаха Кутб ад-Дина. Шахрух принял заступничество шайха и простил систанцам их проступки. Систанской знати, сопровождавшей шайха к Шахруху, хакан преподнес подарки и явил милосердие. Он освободил Шах-Нусрата сына Шах-Махмуда, который был заточен в крепость Кал’а-йи Туе, и отправил его к отцу вместе с систанской знатью. Шах-Мас’уд стал мулазимом августейшей ставки, см.: Матла’ ас-са’дайн, 2, ч. 1, с. 156, 157; Муджмал-и Фасихи, 2, с. 196; Райханат ал-адаб, 2, с. 405.

53. Имеется в виду поход Шахруха в Самарканд в апреле 1409 г. (он выступил в поход 7 апреля, 13 мая вступил в Самарканд, и столица без пролития крови перешла под его власть. Покидая Самарканд, Шахрух назначил правителем города своего сына Улугбека, однако действительная власть была вверена «величайшему эмиру» Шах-Малику. 24 декабря 1409 г. Шахрух возвратился в Герат) или самаркандский поход следующего, 1410 г. Как известно, вторично Шахрух выступил с войском из Герата 4 мухаррама 813/9 мая 1410 г. и 20 июня дошел до Келифа. Здесь хорасанское войско беспрепятственно переправилось через реку, 14 июля этого года Самарканд был занят войсками Шахруха. 23 июля Шахрух уже покинул Самарканд, предоставив окончание войны с Шайхом Hyp ад-Дином Шах-Малику. К началу августа Шахрух возвратился в Герат, см.: Матла’ ас-са’дайн, 2, ч. 1, с. 171-182; Муджмал-и Фасихи, с. 200, 201; Бартольд, 2, ч. 2, с. 88-92.

54. О поездке Малика Кутб ад-Дина в 815/1412 г. в Герат с изъявлением покорности сообщают все источники. Согласно Фасиху Хвафи, благодаря новому заступничеству шайха Зайн ад-Дина Хвафи Шахрух простил малику его грехи. Малик обещал в дальнейшем быть покорным и прислать оставшиеся за ним харадж и подать. Шахрух в соответствии с прежним приказом передал управление Систаном малику, и тот вернулся в страну Нимруз. Вместе с ним Шахрух направил в Систан шайха Мухаммада Хаши, см.: Матла’ ас-са’дайн, 2, ч. 1, с. 231; Муджмал-и Фасихи, 2, с. 210; Хабиб ас-сийар, 3, ч. 3, с. 584.

55. Автор имеет в виду карательный поход Шахруха в апреле-октябре 1414 г. против восставшего Мирзы (султана) Искандара сына ‘Умар-шайха-бахадура в Исфахан, правителем которого тот был, и в Шираз, где сидел его сын; захват этих городов и передачу правления Исфаханом брату Искандара, Мирзе Рустаму, а Шираза — эмиру Саййид-’Али-тархану.

О походах в Исфахан и Шираз в 1414 г. см.: Матла’ ас-са’дайн, 2, ч. 1, с. 263-287; Муджмал-и Фасихи, 2, с. 216, 217; Хабиб ас-сийар, 3, ч. 3, с. 588-591; Бартольд, 8, с. 495, 496.

56. Мирза Байкара сын ‘Умар-шайха-бахадура и племянник Шахруха-мирзы.

Наиболее подробно о мятеже Мирзы Байкары рассказано в «Матла’ ас-са’дайн» ‘Абд ар-Раззака Самарканди. Мирза Байкара «вознес знамя мятежа» по наущению своего старшего брата, Мирзы Искандара, двинулся с войском на Шираз и в конце раби’ I/начале июня 1415 г. занял город.

Шахрух предпринял новый поход в Фарс 17 джумада II 818/24 августа 1415 г., предварительно созвав войска со всех областей своей державы. В нашем источнике как раз говорится об участии в этом походе систанского войска под командованием Шах-Шамс ад-Дина ‘Али.

Мирза Байкара, узнав о прибытии в окрестности Шираза победоносных знамен хакана, тот же час отправился к молодому царевичу Мирзе Байсункуру и просил заступничества, благодаря чему и был прощен. Однако, поскольку веры ему не было, его отослали в Кандахар и Гармсир, см.: Матла’ ас-са’дайн, 2, ч. 1, с. 312-319; Муджмал-и Фасихи, 2, с. 221-223; Шараф-наме, 2, с. 103; Бартольд, 8, с. 496.

57. Султан Увайс сын эмира Идику-барласа — правитель Кирмана после смерти своего отца в сафаре 810/июле 1407 г. и убийства старшего брата, Абу Са’ид-султана.

58. Эмир Хасан (так!) Суфи-тархан сын Гийас ад-Дина-тархана — военачальник Шахруха. В сентябре 1417 г. после смерти своего брата, ‘Ала’ ад-Дин-тархана, был назначен верховным эмиром Герата (ум. 3 июня 1424 г. в Герате), см.: Муджмал-и Фасихи, рус. пер., с. 131, 139, 141 и др., особенно с. 177, 195.

‘Ала’ ад-Дин ‘Алика-кукелташ из великих эмиров Шахруха (ум. 14 октября 1440 г.), см.: Муджмал-и Фасихи, с. 137, 144 и др.

59. В тексте: сийах-мансур (название курдского племени), явная типографская опечатка вместо сипах-и мансур — «победоносное войско»; вынесено издателем в указатель этнических названий!

60. Руд-и Махи — название восточной ветви р. Гильменд, а также одноименного селения, расположенного близ Герата.

61. Рассказ нашего автора о походе Шахруха в 1415 г. в Кирман фрагментарен и фактически сведен к участию в нем систанского малика, роль которого в покорении Кирмана явно преувеличена. Из других источников следует, что поводом для похода войска Шахруха в 1415 г. в Кирман послужило то обстоятельство, что Султан Увайс не явился с поклоном к высокому престолу (хотя хакан несколько раз посылал за ним гонцов), не прислал подарков и отказался платить харадж. Узнав о движении августейшего войска в Кирман, Султан Увайс отправил навстречу саййида Шамс ад-Дина ‘Али Вами, и тот, нагнав августейшую свиту в Сирджане, обещал доставить Султана Увайса к высокому престолу в Герате, если Шахрух с войском вернется в свою столицу. Однако, когда саййид Шамс ад-Дин ‘Али Бами вернулся из Сирджана в Кирман, Султан Увайс не хотел и слушать о поездке в Герат, сколько тот ни уговаривал его. Тогда Шамс ад-Дин ‘Али поспешил в Герат и доложил Шахруху о непокорности Султана Увайса. Разгневанный Шахрух издал приказ о том, чтобы Джихан-шах-барлас, эмир Хасан Суфи-тархан, эмир Курбан-шайх и др. вместе с правителями областей Фараха и Систана и 40-тысячным победоносным войском отправились в Кирман и покорили бы его. После прибытия в начале июня 1416 г. войска в те края Султан Увайс затворился в городе. Город был взят в осаду, началось сражение. 70 дней спустя Султан Увайс отправил к эмирам послов и обещал прибыть к высокому престолу Шахруха в Герат, если Шахрух простит ему его грехи и отзовет войско. В качестве своего доверенного лица Султан Увайс отправил к эмирам Амир-Шайха Хасана. Войско покинуло предместье Кирмана и вернулось в Систан. В конце раджаба 819/20-х числах сентября 1416 г. Шайха Хасана доставили к Шахруху в Герат, и он слезно просил простить Султану Увайсу его грехи. Шахрух принял его заступничество и поклялся не замышлять плохого в отношении Султана Увайса. После того Шайх Хасан вернулся в Кирман и обнадежил Султана Увайса. 12 шавваля 819/ 2 октября 1416 г. Султан Увайс прибыл в Герат и удостоился милостей Шахруха, см.: Матла’ ас-са’дайн, 2, ч. 1, с. 326-330, 334-337; Муджмал-и Фасихи, 2, с. 223; Хабиб ас-сийар, 3, ч. 3, с. 595-598.

62. Хормуз (Новый Ормуз) — гавань на о-ве Джарун (ныне Ормуз) в Персидском заливе, см.: Бартольд, 7, с. 149; Aubin J. Les princes de l’Hormuz. — JA. 241, 1953, с 77-138.

63. Каин (Кайен) — центральный город шахрестана Бирджанд, расположенный на северо-востоке от Бирджанда на шоссейной дороге Мешхед-Захидан, см.: Географический словарь Ирана, 9, с. 292. В рассматриваемый период относился к Хорасанскому Кухистану.

64. В тексте ошибочно стоит имя малика Кутб ад-Дина, конъектура издателя, см.: Ихйа ал-мулук, с. 121, примеч. 1.

Шах-Шамс ад-Дин ‘Али, сын малика Кутб-ад-Дина (автор называет его также ‘Ала’ ад-Дин ‘Али, Шах-’Али и Малик ‘Али), род. в 1387 г., на правление Систаном заступил, судя по материалам «Ихйа ал-мулук», в последней декаде сафара 822/18 марта 1419 г. и правил до 842/1438 г., когда скончался. В книге Тэйта приведена фотография плиты с посвятительной надписью в честь строительства мечети Шах-’Али (прочитана сотрудником Британского музея А.Д. Эллисом), см.: Tate, 3, с. 222.

65. Упомянутые Сарвистан и Кулак-и Шах-’Али, относящиеся к Систану, названы только в «Ихйа ал-мулук». Их точное местоположение неизвестно. В «Географии» Хафиз-и Абру (с. 18, 80) отмечено селение Сарвистан в округе Инджиль Гератской провинции (Афганистан), но здесь вряд ли идет речь о нем.

66. Поход в Азербайджан против Кара-Йусуфа, во владении которого находилась эта провинция, Шахрух предпринял в конце августа — начале сентября 1420 г. Из Герата он выступил с войском 15ша’бана 823/25 августа 1420 г. Поводом для похода явились растущая мощь туркменского эмира и его отказ повиноваться «государю Вселенной». Наряду с войсками Фараха, Кухистана, Гармсира, Кандахара, страны хазарейцев, Газни, Кабула, Фарса, Исфахана в походе участвовал правитель Систана со своим войском. 7 зу-л-ка’да 823/ 13 ноября 1420 г. Кара-Йусуф внезапно скончался в Учане, где он со своим войском готовился к сражению с армией Шахруха. Постепенно Шахруху удалось покорить и привести в повиновение все местности Азербайджана.

1 ша’бана 824/1 августа 1421 г. была одержана окончательная победа над Азербайджаном, 19 шавваля/17 октября того года Шахрух был уже в Герате. О передаче власти в Тебризе систанскому малику в других источниках сведений нет. Подробное описание похода см.: Матла’ ас-са’дайн, 2, ч. 1, с. 385-465; Муджмал-и Фасихи, 1, с. 240-250 (рус. пер., с. 185-192); Хабиб ас-сийар, 3, ч. 3, с. 605-612.

67. Упоминавшийся выше малик Систана Шамс ад-Дин ‘Али.

68. В печатном тексте: Б.р.к. Однако Тэйт со ссылкой на рукопись «Ихйа ал-мулук» называет эту местность Мирак и высказывает предположение, что в данном случае речь идет о городе, возникшем вокруг Кал’а-йи Фатх, отдельные фрагменты на изразцах руин зданий которого сохранили дату 831/1427 г., см.: Tate, 1, с. 63.

69. Зийаратгах — конъектура издателя (Ихйа ал-мулук, с. 123, примеч. 1), в дальнейшем упоминается как карийа-йи Зийаратгах, см., например, с. 171 текста. Речь идет о селении в Систане, возникшем вокруг мазара Шах (Шайх)-Рахматаллаха, известного как Пир-и Зийаратгах, из аскетов-профессионалов и «божьих служителей» Систана, вставших на мистический путь (сулук) в поисках духовной истины (Ихйа ал-мулук, с. 7-8). Автор подчеркивает, что эта местность в то время была наиболее укрепленной в сравнении с другими местностями Систана. По словам Зарудного (с. 200), систанский Зийаратгах расположен по правую сторону р. Сарбаз (Сербаз).

70. О походе систанского малика в 837/1433 г. в Кандахар и его захвате в других источниках мы не нашли никакого упоминания.

71. Мирза Байсункур Бахадур-хан сын Шахруха скончался 7 джумада I 837/ 20 декабря 1433 г. в возрасте 37 лет, см., например, Муджмал-и Фасихи, рус. пер., с. 208.

72. Кал’а-йи Ках — крепость, расположенная к югу от Лаш-Джувайна (Афганистан).

Кидж (Кич)-у Макран («Кидж и Мекран») — топоним, прилагавшийся в средневековых персидских источниках к области на побережье Аравийского моря, к югу от Систана. В средние века Кидж была главным городом Мекрана. Ныне западная часть исторического Мекрана входит в состав Ирана, а восточная (включая Кидж) принадлежит Пакистану.

73. Третий поход Шахруха в Азербайджан, предпринятый им с целью подавить новый мятеж вождя туркман Искандара сына Кара-Йусуфа, захватившего власть в Азербайджане, состоялся в раби’ II 838/ноябре 1434 г. Приведя Азербайджан в покорность и передав власть над всей областью эмиру Джихан-шаху, сыну эмира Кара-Йусуфа, Шахрух 2 раби’ II 840/14 октября 1436 г. вернулся в свою резиденцию в Герате, см.: Матла’ ас-са’дайн, 2, ч. 2, с. 670-692; Муджмал-и Фасихи, 2, с. 278-281 (рус. пер., с. 211-214); Хабиб ас-сийар, 3, ч. 3, с. 625-626.

74. Возможно, автор «Ихйа ал-мулук» имел в виду ранее упомянутое им (с. 114) сочинение по истории Систана, написанное Махмудом, сыном Йусуфа Исфахани.

75. Рустам — прославленный эпический герой Систана.

Хатим ат-Та’и — поэт из арабского племени таййи, известный своей щедростью.

76. Так-и Кисра — часть знаменитого дворца эпохи Сасанидов в Ктесифоне, постройка которого приписывается Хусраву Ануширвану. Арабы считали этот дворец одним из чудес света и самой высокой из когда-либо воздвигнутых кирпичных построек, см.: Бартольд, 7, с. 194 и примеч. 32.

77. Чихилбурдж, согласно Тэйту, — система крепостных сооружений близ современного Захидана, руины которого находятся в сегодняшней провинции Нимруз, в 5 км южнее Зийарат-и Амиран Сахиб, см.: Tate, 3, с. 231-232; Ball, с. 71.

78. Шах-Джалал ад-Дин — брат ‘Ала’ ад-Дина ‘Али (Малика ‘Али), родом из шахов Ука (ум. 20 ша’бана 845/3 января 1442 г.). Фасих Хвафи называет его Шах-Джалал ад-Дин Махмуд сын Шах-’Али Систани и брат Кутб ад-Дина, правителя Систана. Он из вилайата Ук, заступил на правление Систаном в 854/1450-51 г., см.: Матла’ ас-са’дайн, 2, ч. 2, с. 762; Муджмал-и Фасихи, 2, с. 291 (рус. пер., с. 280).

79. В тексте: фукара — «бедняки» явно ошибочно вместо фукаха — «факихи».

80. Вали (араб.) здесь «друг; раб».

81. Шахр-и нау — очень распространенное название. Точно установить, какое именно селение имеется в виду, не удалось. Отметим лишь, что так называется центральное селение одноименного уезда, расположенное в 56 км к северо-западу от Тайибата (Тейебата).

На дороге Фарах-Герат расположено селение Шахр-и Джадид.

82. Игра слов: Йахйа — имя собственное, образованное от араб, хайа — «жить, быть в живых».

83. В источниках он упоминается как великий государь Низам ад-Дин Шах-Йахйа (‘Абд ар-Раззак Самарканди, Исфизари) / Шах-Низам ад-Дин Йахйа Сиджистани (Исфизари) / Шах-Йахйа (Хондемир); родился в 822/1419 г., как утверждается в нашем тексте, см. пер., с. 58, или же в 824/1420 г. (Исфизари), правил 843-885/1439-1480. Под его властью находилась обширная территория — Систан, Фарах, Кал’а-йи Ках вплоть до Кандахарской области (‘Абд ар-Раззак Самарканди).

Исфизари привел его родословную, возведенную им к Сасаниду Кай-Хусрау; о нем см.: Матла’ ас-са’дайн, 2, ч. 2, с. 1228, 1378-1379; Раузат ал-джаннат, 1, с. 330-331; 2, с. 237, 247, 322; Хабиб ас-сийар, 4 (3, ч. 3), с. 138.

84. Тимурид султан Абу Са’ид, сын мирзы Султан Мухаммада, внучатый племянник Шахруха, стал верховным правителем в 863/1458 г., объединив под своей властью Мавераннахр и Хорасан; оставался им до самой своей смерти 22 раджаба 873/5 февраля 1469 г. (до этого с 855/1451 по 863/1458 г. он правил Мавераннахром). Наш автор вслед за ‘Абд ар-Раззаком Самарканди называет его «султан Ирана и Турана мирза султан Абу Са’ид Гуркан», см.: Матла’ ас-са’дайн, 2, ч. 2, с. 1346.

85. Зийаратгах — здесь селение в Гератской провинции, расположенное в 21 км к югу от Герата.

86. В тексте: Пул-и Палан. Речь идет о древнем мосте через р. Хари-руд Пул-и Малан, в 6 км к югу от Герата, на старой дороге Гиришк-Кандахар, см.: Беленицкий, с. 191.

87. Поход в Западную Персию и в Азербайджан был предпринят султаном Абу Са’идом в конце февраля 1468 г. и закончился для него неудачно. Большая часть войска и сам Абу Са’ид погибли (1469). Рассказ нашего автора о гибели султана Абу Са’ида не совсем точен. О походе и разгроме хорасанского войска см.: Матла’ ас-са’дайн, 2, ч. 2, с. 1322, 1353; Хабиб ас-сийар, 4, с. 87 и сл.

‘Абд ар-Раззак Самарканди также сообщает, что султана Абу Са’ида в этом походе сопровождал вали Систана Малик Низам ад-Дин Шах-Йахйа, см.: Матла’ ас-са’дайн, 2, ч. 2, с. 1378, 1379.

88. Имеется в виду правитель Диярбакыра Узун Хасан-бек Байандури (ум. рамазане 882/декабре 1477), против которого предпринял поход в Азербайджан мирза султан Абу Са’ид, желая отомстить за убитого мирзу Джихан-шаха, см.: Шараф-наме, 2, с. 128-135.

89. ‘Абд ар-Раззак Самарканди приводит любопытную деталь, отсутствующую в нашем тексте. Малик Йахйа, которому Хасан-бек разрешил вернуться на родину, прибыл в Астрабад и был ограблен Амиром Шайхом-захидом («аскетом») и затем отослан в Герат ко двору мирзы султана Хусайна, нового правителя Герата. К счастью для Малика Йахйи, он был встречен там весьма благосклонно, см.: Матла’ ас-са’дайн, 2, ч. 2, с. 1378-1379.

Шабанкаре — один из дехестанов (сельских округов) бахша (округа) Буразджан шахрестана Бушахр с одноименным центральным селением, в 28 км к северо-востоку от Фирузабада.

Идж — ныне название сельского округа уезда Эстехбанат шахрестана Фаса и его центрального селения.

Найриз — название уезда в шахрестане Фаса и его центрального селения, в 108 км к северо-востоку от Фаса, см.: Географический словарь Ирана, 7, соответственно с. 139, 17 и 237.

90. Шахр-и Бабак упомянут Истахри, Ибн Хаукалем и другими географами, которые в своем большинстве относили его к Фарсу; существует по сей день, имеет небольшую укрепленную цитадель, расположен примерно в 190-200 км к западу от Кирмана, см.: Масалик ва мамалик, с. 98; Сурат ал-арз, с. 36, 266, примеч. 47.

91. Имеется в виду Абу-л-Гази султан Хусайн-мирза Байкара (1469-1506), под властью которого находился не только Хорасан, но также Хорезм и Закаспийская область. Его вазиром был знаменитый Мир ‘Али-шир. В правление султана Хусайн-мирзы Герат стал блестящим центром культурной жизни, см.: Бабур-наме, с. 189-212; Матла’ ас-са’дайн, 2, ч. 2, с. 1376, 1391 и сл.; Бартольд, 2, ч. 1, с. 162; ч. 2, с. 218 и сл.

92. Мирза султан Йа’куб ак-койунлу — сын Хасан-бека Байандури (ум. в сафаре 896/декабре 1490), в 883/1478 г. восстал против своего брата султана Халила. 14 раби’ II 883/13 июля 1478 г. в битве при Хое султан Халил был убит, и мирза султан Йа’куб, вступив в Тебриз, восшествовал на трон правления. Полный рассказ о борьбе султана Йа’куба со своим старшим братом, султаном Халилом, «дающий драматическую картину столкновения конных ополчений племен, с ее внезапными изменами, поражениями и победами», содержится в сочинении Фазлуллаха ибн Рузбихана «Та’рих-и Амини» (с. 31 и 50-56). Султану Йа’кубу посвятил свою поэму «Салман ва Абсал» Абдаррахман Джами, см.: Бертельс, 1965(2), с. 170, 172. Султану Йа’кубу приписывается строительство дворца Хашт бихишт в Тебризе, см.: Хабиб ас-сийар, 4, с. 430, 431; Шараф-наме, 2, с. 135.

93. Амир Саййид-Ахмад из эмиров рода Амира ‘Изз ад-Дина, военачальник систанского Малика Йахйи.

94. Термин даруга здесь употреблен для обозначения представителя фискальных органов округов Систана, наделенного всей полнотой власти; о других возможных значениях данного термина см.: Хроника, с. 293, примеч. 182.

95. Словом «наместник» (в сочетании с определением «августейший», «высочайший», «светлейший», «счастливый») мы передаем термин навваб (мн.ч. от араб., наиб — букв, «заместитель»), имеющий в таких случаях значение Pluralis majestatis.

96. Бади’ аз-Заман-мирза, старший сын Абу-л-Гази-султана Хусайн-мирзы (ум. 920/1514-15), был правителем Астрабада (1490), затем Балха; неоднократно предпринимал походы против своего отца, осаждал Герат. После установления в Хорасане господства узбеков бежал под покровительство шаха Исма’ила в Иран. Последние месяцы перед кончиной провел в Стамбуле, см.: Хабиб ас-сийар, 4, указатель; Шараф-наме, 2, указатель; Бартольд, 2, ч. 2, указатель; Туманович, 1984.

97. Худийан (в Географическом словаре Ирана — Хувийан) — это горное селение, относящееся к сельскому округу Далган уезда Базман шахрестана Ираншахр, расположенное в 70 км к западу от Базмана, см.: Географический словарь Ирана, 8, с. 426; Йагмайи, с. 95. В нашем тексте упоминается неоднократно параллельно Базману, а на с. 316 (наш перевод с. 224) прямо указывается «Худийан в Базмане».

Нихан или типографская опечатка, или неправильное прочтение издателем топонима вместо Махан (ср. с. 173, где оба топонима также употреблены параллельно). Махан — небольшой город в Кирмане, «замечательный тем, что здесь находится единственный в Кирмане памятник ахеменидского времени»; в XV в. служил резиденцией и обителью саййида Ни’маталлаха Кирмани, известного как Шах-Ни’маталлах Вали (ум. 834/1431), основателя суфийского братства ни‘маталлахийа; расположен в 36 км к юго-востоку от Кирмана, на шоссейной дороге Кирман-Бам, см.: Географический словарь Ирана, 8, с. 379.

98. Согласно Н.Зарудному (с. 367), Сархадд является собственным названием страны, составляющей самую северную часть Персидского Белуджистана и простирающейся от урочища Танг-кап до урочища Гурмук. На юге ее границы сливаются с Джалком, Дизаком, Магасом и Бампуром, т.е. той частью, которая обозначается общим названием Худийан. Население Сархадда составляют в основном белуджские племена.

99. Йар(ан) — социальный термин; по предположению М.-А. Систани (1983, с. 580), обозначает низшие чины местной военной администрации.

100. Дата указана неверно, должно быть «в ша’бане 875/январе 1471 г.» или же в ша’бане 885/октябре 1480 г. Вторая дата предпочтительнее, так как автор «Ихйа ал-мулук» утверждает, что Малик Йахйа правил 43 года, а на правление он заступил в 843/1439 г.

Издатель текста тоже заметил ошибку в дате и предложил исправить ее на 865/май 1461 г. или на ша’бан 875/январь 1471 г., см.: Йхйа ал-мулук, с. 525. Первая предложенная дата совершенно нереальна, так как, по свидетельству Хондемира, Шах-Йахйа (так он им назван), правитель Систана, вместе с Амиром Шайхом Тимуром в 873/1468-69 г. прибыл в Герат на поклон к султану Хусайн-мирзе, см.: Хабиб ас-сийар, 4, с. 138.

101. Т.е. тоже «живой», см. примеч. 82.

102. Малик Султан-Махмуд — неоднократно упоминаемый в тексте сын Малика Низам ад-Дина Йахйи.

103. Намек на эпизод из иранского эпоса: Гуштасп, не желая отдавать трон своему сыну Исфандийару, посылает его в поход в Систан против прославленного систанского богатыря Рустама и обещает отдать сыну трон, ежели тот привезет ему связанным Рустама. В единоборстве, на которое намекает наш автор, Исфандийар гибнет, см.: Mohl, с. 604-608; Бертельс (1960), с. 212, 213.

104. Базман (Безман) — центральное селение одноименного бахша (округа) шахрестана Ираншахр, расположенное в его северо-западной части, в 80 км к северо-западу от Ираншахра и в 52 км к западу от шоссейной дороги Хаш-Ираншахр, см.: Географический словарь Ирана, 8, с. 47-48; Йагмайи, с. 87.

105. Барзан — селение, расположенное, по словам нашего автора, в 3 фарсахах (ок. 18 км) от р. Гильменд на дороге в Буст, см.: Ихйа ал-мулук, с. 280.

106. Араб.-перс, малик-и му’аззам наряду с малик ал-мулук является титулом некоторых местных правителей Систана и Фараха, см. примеч. 41, 449.

107. Дизе — селение, находившееся, согласно Ибн Хаукалю, на дороге из Систана в Герат на расстоянии одного перегона от Фараха, см.: Сурат ал-арз, с. 158.

108. Авторы XV-XVI вв. называли узбеками тюрко-монгольские племена, кочевавшие к северу от р. Сырдарьи или к северу и северо-западу от владений Тимуридов на степных просторах, составлявших территорию Джучиева улуса, или, по определению Рузбихана, автора Михман-наме-йи Бухара, тюрко-монгольские племена бывшего улуса Шайбана, см.: Семенов, 1954 (1), с. 22.

109. В тексте ошибочно: Шах-Мансур Йахйа, конъектура наша (еще раз он упомянут в тексте на с. 139). Имеется в виду правитель Андхуда. Бабур называет его «мужеложцем, развратником и неблагодарным человеком». Это он подстрекал Шайбани-хана к походу в Хорасан. Когда Шайбани-хан дошел до окрестностей Андхуда, Шах-Мансур Бахши нарядился и вышел из крепости встретить Шайбани-хана с подношениями и подарками; убит в 916/1510 г. в Систане, см.: Бабур-наме, с. 238, 239; Ихйа ал-мулук, с. 142.

110. Хушк-руд — название одной из рек Систана, упомянутой в «Та’рих-и Систан» и во вступлении к «Ихйа ал-мулук», между реками Фарах-руд и Харат-руд, без точной локализации.

В данном контексте имеется в виду область по берегам этой реки, к востоку от г. Систан, см.: Та’рих-и Систан, рус. пер., с. 59, 375; Ихйа ал-мулук, с. 114, 119 и др.

В Географическом словаре Ирана (8, с. 140) упомянута небольшая деревня Хушкруд, относящаяся к шахрестану Джируфт и находящаяся в 23 км к северо-западу от Сардуйа и в 2 км от р. Халил.

111. Дата в тексте отсутствует, хотя место для нее оставлено.

112. Кази Ахмад-и Лагар Систани упомянут в «Хайр ал-байан» (л. 229а). Он, по словам нашего автора, был отмечен ученостью и большими познаниями, славился как стихотворец; был современником Исма’ила I.

113. Перс-араб, саркар-и хасса — здесь особое административно-хозяйственное ведомство при дворе правителя Систана или управление поместьями, составлявшими собственность верховного правителя Систана.

114. Так мы перевели тафавут-и джам’ва мал-и нау-дарамад. О значении термина тафавут см.: Петрушевский, 1960, с. 380.

115. Араб, мара’й (мн.ч. от мара’) — подать со скота, см.: Петрушевский, 1960, с. 369.

116. В тексте: Мир-кули, конъектура наша. Издатель текста «Ихйа ал-мулук» вынес имя Мир-кули в именной указатель в отдельную статью, хотя весь последующий текст сочинения ясно свидетельствует, что речь идет о родственнике шаха Исма’ила I — Мире Пир-кули туркмане.

117. По-видимому, автор имеет в виду верховного правителя Хорасана Тимурида султана Хусайн-мирзу (см. выше, примеч. 91) и его сыновей Бади’ аз-Заман-мирзу (см. примеч. 96) и Музаффара Хусайна. Как известно, после смерти султана Хусайна в мае 1505 г., когда эмиры решили разделить верховную власть между Бади’ аз-Заманом и Музаффаром Хусайном, согласия достигнуто не было и между братьями начались междоусобия.

Этим обстоятельством не преминул воспользоваться Мухаммад Шайбани-хан (1451-1510), известный как Шахбек-хан, или Шайбак-хан узбак. Он направил в Герат посла с письмом, в котором требовал повиновения, грозя в противном случае нападением на владения Бади’ аз-Замана и Музаффара Хусайна.

1 мухаррама 913/13 мая 1507 г. Шайбани-хан переправился со всеми своими силами через Мургаб и вступил в пределы Хорасана. После захвата Андхуда Шайбани-хан направился к Герату. По словам Бабура, узнав о приближении узбекского войска, «в Герате пришли в смятение и не могли ничего предпринять — ни людей собрать, ни войска построить».

Когда спустя два-три дня пришел Шайбани-хан, гератские вельможи передали ему ключи от внешней крепости. Затем была сдана и внутренняя крепость. Шайбани-хан, овладев городом, восшествовал на престол царствования, назначив в Герат своего наместника. Именно эти события имеет в виду автор «Ихйа ал-мулук», о них см. также: Шараф-наме, 2, с. 144-153; Ахсан ат-таварих, 2, с. 43 и сл.; Та’рих-и ‘аламара, I, с. 36 и сл.; Бабур-наме, с. 238, 239; Туманович, 1984, с. 92-94.

118. Упомянут ранее, см. примеч. 109.

119. Наш автор не совсем точен. Шах Исма’ил I выступил на политическую арену в 907/1501 г. В этом году шах Исма’ил отнял Азербайджан у правителей Ак-Коюнлу; в течение последующих десяти лет он подчинил своей власти весь Иран и таким образом создал Сефевидское государство, см.: Босворт, 1971, с. 227.

В конце 915/1510 г. шах Исма’ил отправился на завоевание Ширвана и, покорив крепости Баку и Шабран, поручил их укрепление Лала-беку шамлу, см., например, Шараф-наме, 2, с. 154.

Поход на Хорасан шах Исма’ил предпринял в 916/1510-11 г., см. примеч. 127.

120. Как уже говорилось (см. примеч. 117), Шайбани-хан в 913/1507 г. захватил в свои руки Герат, изгнав оттуда Бади’ аз-Заман-мирзу и Музаффара Хусайн-мирзу, сыновей мирзы султана Хусайна Байкары. Однако ни в одном из известных нам источников не говорится о систанском маликзаде Шах-Бахраме, прибывшем в 913/1507-08 г. в Марв-и Шахиджан отомстить Шайбани-хану.

121. Дархане — дворец правителя, двор, а также улица перед дворцом или улица, ведущая ко дворцу.

122. Джалк — древнее большое селение в северо-западной части исторического Мекрана (ныне в остане Систан и Белуджистан в Иране), его развалины находятся в дехестане Хушаб (шахрестан Сараван), на севере и востоке граничащем с Пакистаном. В этом селении было три крепости и два каната (подземных колодца). Купольные постройки Джалка археологи относят ко времени Сельджуков, см.: Йагмайи, с. 114.

123. Тутин/тутан — легкая лодка в форме сигары, которую вяжут из стеблей рогозы и пучков тростника.

Сал — плот, связанный из стеблей тамариска, см.: Ихйа ал-мулук, с. 14; Sistani, 1983, с. 19, 23.

124. В тексте опечатка: хуб вместо худ, конъектура наша.

125. Дастан сын Сама (Зал-и Зар) — один из эпических героев поэмы Фирдоуси «Шах-наме», отец прославленного систанского богатыря Рустама.

126. Афрасиаб — главный туранский герой из поэмы Фирдоуси «Шах-наме».

127. Вместо имени шаха Исма’ила I в тексте употреблен эпитет динпанах — «защитник (прибежище) веры».

Шах Исма’ил I предпринял поход в Хорасан в зу-л-хиджжа 915/марте 1510 г. Шайбани-хан, постоянно похвалявшийся тем, что в ближайшее время он поведет войско в Иран и Азербайджан, а потом и в Хиджаз, услыхав о походе шаха в Хорасан еще до того, как Исма’ил I прибыл в Сабзавар, в конце раджаба 916/октябре 1510 г. поспешно выступил из Герата в Мерв и затворился в крепости. Шах, выяснив, что Шайбани-хан бежал в Мерв, принял решение, и победоносные знамена также двинулись в сторону Мерва. Еще до похода шаха близ деревни Тахирабад произошло сражение между узбеками во главе с Джан Вафа-мирзой и авангардом кызылбашей во главе с Дана Мухаммад-беком афшаром. Хотя последний был убит в сражении, кызылбаши одержали верх и гнали противника до подножия крепости. 20 ша’бана/22 ноября шах встал лагерем под Мервом. В течение семи дней продолжались сражения между узбеками и кызылбашами, однако «ворота победы» так и не открылись пред шахом. Тогда шах решил отступить на один переход, дабы выманить Шайбани-хана из его укрытия и заставить его сразиться в открытом бою. В среду 28 ша’бана/30 ноября 1510 г. кызылбаши оставили Мерв и отошли за р. Махмуди к одноименному селению в трех фарсахах от Мерва. У переправы через реку был поставлен Амир-бек туркман с 300 конниками. Уговор был таким: как только Амир-бек увидит приближающееся узбекское войско, он обратится в бегство и присоединится к свите шаха. Противник, осмелев, переправится через Сийах-аб. Тогда они, разрушив переправу, сделают невозможным отступление узбекского войска.

Шайбани-хан в первый день не вышел из Мерва. Его великие эмиры, Камбар-бек и Джан Вафа-мирза, советовали ему переждать еще два-три дня, пока не подойдут со своими войсками ‘Убайд-хан и Тимур-султан. Шайбани-хан совет их не принял и в пятницу вышел из крепости и с 30-тысячной армией решил преследовать кызылбашей. Далее все произошло так, как задумал шах. Бегство Амир-бека при приближении узбекского войска придало Шайбани-хану смелости, он переправился со своей армией через Сийах-аб «со скоростью ветра и молнии» и увидел кызылбашское войско, построенное в боевые ряды. Между сторонами завязалось сражение. О нем и сообщает наш автор. События эти хорошо известны, они изложены во многих источниках. Джан Вафа-мирза, Камбар-бек и многие другие узбекские эмиры были убиты. Шайбани-хан с отрядом воинов бежал, но вскоре и он погиб. Его голову отрезали и привезли шаху. Обширная территория вплоть до берегов Джайхуна оказалась во власти кызылбашей. Из Мерва победоносная армия направилась в Герат, см.: Ахсан ат-таварих, 1, с. 111-120; Шараф-наме, 1, с. 155; Та’рих-и ‘аламара, 1, с. 36-39.

128. Пул-и Салар — селение в четырех фарсахах к югу от Герата, см.: Та’рих-и ‘аламара, 2, с. 570.

129. По утверждению автора «Шараф-наме», шах Исма’ил I вступил в Герат 20 рамазана 916/22 декабря 1510 г. и остался там на зиму, поручив управление Гератом Лала-беку шамлу, см.: Шараф-наме, 2, с. 155.

130. По словам Искандара Мунши, шах Исма’ил, перезимовав в Герате, в начале весны следующего, 917 (1511?) г. выступил в поход в Мавераннахр. Когда шах дошел до берегов Амударьи, узбекские султаны тоже прибыли на берег реки и просили шаха не переправляться через реку, обещая до конца своих дней верно служить ему. Шах Исма’ил принял их просьбу во внимание и отбыл в Иран, см.: Та’рих-и ‘аламара, 1, с. 39.

131. Хаш — древний город, центр одноименного уезда в шахрестане Захидан, расположен в долине на высоте 1400 м над уровнем моря, в 195 км к югу от Захидана ив 168 км к северо-востоку от Базмана. Город окружен огромными зелеными парками, см.: Йагмайи, с. 85.

132. В «Бабур-наме» он упомянут в событиях 932/1525-26 и 933/1526-27 гг. и назван «Низам ад-Дин Пир-кули Систани, опора избранных», см.: Бабур-наме, с. 309, 343, 367.

133. Известна также под названием Т(а)раку, Тараху(н). Ее развалины находятся вдоль заброшенного канала Рамруд (или Руд-и Бийабан) восточнее селения Бандар, вблизи Чахар-бурджака в нынешней провинции Нимруз. Путешественники XIX — начала XX в. описывают остатки храма огня на территории этой крепости, см.: Tate, указатель; Ball, с. 268; Sistani, 1988, с. 232-233.

134. Так мы перевели термин касаба.

135. Перс., найзе («копье») — мера длины, равная примерно 4-5 м.

136. Кал’а-йи Фатх — известная крепость (ныне в развалинах) на правом (восточном) берегу р. Гильменд, в 37 км к северу от Чахар-бурджака в нынешней провинции Нимруз; была сильно укреплена и многие годы служила резиденцией местных правителей (маликов) Систана. Крепость просуществовала вплоть до 1910 г. И сейчас восьмиугольной формы башни Кал’а-йи Фатх являют собой величественное зрелище.

Тэйт привел дату постройки Кал’а-йи Фатх — 827/1423-24 г., однако остается неясным, на основе каких данных получена эта дата, см.: Tate. The Frontiers of the Baluchistan. L., 1909, с 63-64.

Кал’а-йи Фатх неоднократно упоминается в «Та’рих-и ‘аламара-йи ‘Аббаси», «Падшах-наме» и других источниках, ее описание наиболее подробно дано у нашего автора, см.: Ихйа ал-мулук, с. 145; Ball, с. 206; Sistani, 1988, с. 229-233.

137. Кал’а-йи Тагрун была расположена на берегу р. Хирманд. По словам Искандара Мунши (2, с. 480), крепость находилась на острове Пушт-и Зирих и служила местом жительства эмиров и остальной знати Систана.

138. Кал’а-йи Ладиз — название местности и крепости в Систане (ныне в шахрестане Захидан, Иран), см.: Географический словарь Ирана, 8, с. 473; Йагмайи, с. 81.

139. В печатном тексте: ихтийадж — «нужда», видимо, опечатка вместо ихтийат — «осторожность».

140. Цитата из «Анвар-и Сухайли», сочинения Камал ад-Дина Хусайна Ва’из-и Кашифи (ум. 1505), посвященного Амир-Шайху Ахмаду, известному под тахаллусом «Сухайли». Это обработка «Калилы и Димны» Абу-л-Ма’али (1144 г.), см.: Ихйа ал-мулук, с. 146, примеч. 3; Сабкшинаси, 3, с. 198.

141. Шах Тахмасп I (род. 22 февраля 1514, ум. 14 мая 1576; правил 1524-1576).

142. Выражения «сей бедняк» (факир), «сей раб» (банде), «сей презренный» (хакир) подразумевают автора «Ихйа ал-мулук».

143. Миршикар — начальник царской охоты, чиновник, отвечающий за шахское охотничье хозяйство. В то же время он был крупным военачальником и государственным деятелем.

144. Намек на меткость стрельбы Джамшида из лука (согласно преданию, он насквозь пронзил оба крыла голубки, сидевшей на ветке дерева, благодаря чему добился руки царевны из Забулистана, где и нашел себе убежище, бежав от Заххака), см.: Бертельс, 1960, с. 252, 253.

144а. Предлагаемая издателем конъектура илхи — «табун» во фразе дох илхи на‘л-и асп-ра мибафт, так же как илчи — «посол» в рукописном тексте, мне не совсем понятна. Вероятно, это вычурная гипербола.

145. Перс, ра‘айа ва барайа. Имеются в виду подданные, принявшие и не принявшие ислам и, следовательно, платящие и не платящие харадж.

146. Нахарджан — центральное селение дехестана Нахарджанат шахрестана Бирджанд вблизи афганской границы; Науфирист — селение, расположенное в 30 км к юго-востоку от Бирджанда и в 2 км к югу от шоссейной дороги в Захидан, см.: Географический словарь Ирана, 9, с. 428, 429.

147. Табасин (Тебесин) — небольшое селение в шахрестане Бирджанд, в 7 км к северу от шоссе Мешхед-Захидан и примерно в 40 км к югу от Хушкруда; Бандан (Бендан) — горное селение, расположенное в 12 км юго-восточнее Шусфа, на границе Ирана и Афганистана, см.: Географический словарь Ирана, 9, с. 61,259.

148. В тексте ***, по-видимому, вместо *** (куйай) — диал. «колодец».

149. Перс, даргах-и ‘арш-ишбах и даргах-и ‘арш-мисал — принятое в средневековых сочинениях сравнение шахского дворца с «девятым небом» — «престолом божьим».

150. Сам-мирза — брат шаха Тахмаспа, который с 939/1532-33 по 944/1537-38 г. управлял от его имени Гератом и всем Хорасаном. В 941/1535 г. он самовольно предпринял поход в Кандахар, закончившийся для него неудачно. Сам-мирза бежал от шахского гнева в Табас. В 943/1536-37 г. он был привезен кызылбашскими эмирами к шахскому двору. Шах лишил его управления Хорасаном, однако простил. Сам-мирза был убит (задушен) в джумада II 975/декабре 1567 г. Сам-мирза обладал поэтическим даром, ему приписывается авторство «Тазкира-йи Сами», см.: Ахсан ат-таварих, I, с. 246, 261; Хуласат ат-таварих, 1, с. 555; 2, с. 992; Шараф-наме, 2, с. 191; Та’рих-и ‘аламара, 1, с. 62 и сл.; Хайр ал-байан, л. 22а.

151. Агизвар-хан (Агзивар-хан) — сын Дамри-султана шамлу. В 937/1530-31 г. был правителем Нишапура, в 939/1533 назначен воспитателем (лала) и аталиком Сам-мирзы и верховным эмиром Хорасана, убит в 941/1535 г. в сражении под Кандахаром, см.: Ахсан ат-таварих, 1, с. 261; Шараф-наме, 2, с. 181; Та’рих-и ‘аламара, 1, с. 61, 62.

152. Мурад-султан афшар из клана тимурли, правитель Фараха; участвовал в походе Сам-мирзы и Агизвар-хана на Кандахар в 941/1535 г. В этом же году был убит, о нем см.: Ахсан ат-таварих, 1, с. 261; Та’рих-и ‘аламара, 1, с. 62.

153. Шамс ад-Дин-бек гиль — вождь курдского племени гиль в Хорасане в правление шаха Тахмаспа и правитель Ниха, см. наш пер., с. 123; Шараф-наме, 1,с. 370.

Шах-кули-бек сийах-мансур — вождь курдского племени сийах-мансур, которое, по мнению О.Л. Вильчевского, откололось в эпоху Сефевидов от курдского племени чигини и переселилось в Иран, см.: Шараф-наме, 1, с. 501, примеч. 56.

В 960/1552-53 г. сийах-мансур были направлены шахом Тахмаспом I в Хорасан для охраны границ, см.: Шараф-наме, 1, с. 370-372.

154. Тулак — селение, расположенное примерно в 135 км к юго-востоку от Герата; Сахар (Сагар) — в 30 км южнее Тулака.

Исфизар — название области и ее главного города (позднее Сабзавар, ныне Шинданд), расположенного в 20 фарсахах («130 км) к югу от Герата.

155. Мухаммад Камран-мирза Кухдами — сын могольского императора Индии Захир ад-Дина Мухаммеда Бабура (932/1526-937/1530) и брат его преемника Хумайуна (937-947/1530-1540 и 962-963/1555-1556), правитель Кандахара и Кабула, а также Панджаба и пограничного района Индии. В дальнейшем (952/1545-46 или 957/1550?) уехал в Иран на службу к шаху Тахмаспу и был назначен им правителем Кухдама, области, находившейся между Гилан-и Бийе Пас и Гилан-и Бийе Пиш. По словам Кази Ахмада Гаффари, автора «Та’рих-и джиханара», он умер в Мекке в зу-л-хиджжа 964/конце сентября—начале октября 1557 г. (с. 241), см. также: Ахсан ат-таварих, 1, с. 401.

В нашем тексте речь идет о сражении под Кандахаром в 941/1535 г. между кызылбашами во главе с Сам-мирзой и Агизвар-ханом и огромной армией мирзы Камрана, собранной им в Лахоре, см.: Ахсан ат-таварих, 1, с. 260-263; Та’рих-и ‘аламара, 1, с. 62, 91, 111-112; Аин-и Акбари, 2, с. 390.

156. Под «счастливым (покойным) хаканом» автор, по-видимому, имел в виду Тимурида султана Хусайна Байкару (правил Хорасаном в 1469-1506).

Ахмад-султан шамлу — правитель Систана от имени шаха Тахмаспа. Его упоминают в событиях 951/1544-45 г. Хасан-бек румлу, автор «Ахсан ат-таварих», и Искандер Мунши. Ахмад-султан встречал Хумайун-падишаха, когда тот, направляясь в Иран к шахскому двору, сделал остановку в Систане, а затем и сопровождал его в поездке вначале в Герат, а затем ко двору шаха Тахмаспа. В следующем, 952/1545 г. Ахмад-султан сопровождал Хумайун-падишаха в походе на Кандахар и Кабул (осада Кабула продолжалась вплоть до 954/1547-48 г.).

В «Ихйа ал-мулук» сказано, что Ахмад-султан правил в Систане восемь лет, следовательно, его правление в Систане приходится на 950/1544-957/1550-51 гг., см.: Ахсан ат-таварих, 1, с. 308-310; Та’рих-и ‘аламара, 1, с. 97, 99.

157. Насир ад-Дин Мухаммад Хумайун-мирза сын Бабура, основателя династии Великих Моголов Индии, могольский император (правил 937/1530-947/ 1540 и 962/1555-963/1556). Здесь речь идет о первом периоде его правления.

158. Имеется в виду уже упоминавшийся Тимурид султан Абу Са’ид Гуркан (1452-1469), сын султана Мухаммад-мирзы и дед Бабура.

159. Братья императора Индии Хумайун-падишаха: ‘Аскари-мирза (род. 922/ 1516, ум. 965/1557-58), Хиндал-мирза, Абу-н-Насир Мухаммад (род. 925/1519, ум. 958/1551) и уже упоминавшийся ранее (см. наше примеч. 155) Камран-мирза (род. 933/1527).

160. Т.е. в правление шаха Исма’ила I.

161. Араб.-перс, табаррайи (употребляется чаще во мн.ч.: табаррайийан). Согласно А. Диххуда, термин впервые введен в употребление в правление шаха Исма’ила I Сафави (1501-1524). Так называли людей, которые восхваляли на улицах и площадях ‘Али и его преемников и поносили халифов и предшественников ‘Али, см.: Деххода, № 61, с. 307.

162. Джате, по-видимому, то же, что джат — этноним индийского происхождения, употребляемый в Индии для названия племени, проживающего в индо-пакистанском ареале (Панджаб, Синд, Раджастхан и Западный Уттар-Прадеш), см.: EI2, 2, с. 488-489 (A.S. Bazmee Ansari). В Афганистане этноним джат употребляется для обозначения цыган. Возможно, под джатами Мавераннахра наш автор также имел в виду одну из этнографических групп индийского происхождения из Мавераннахра (Средней Азии). О проживании на территории Средней Азии, в частности Таджикистана, этнографических групп индоарийского происхождения парья, кавал, джуги и др. см.: Оранский, 1977, с. 15-42; Оранский, 1983, с. 113, 114.

163. Мухаммад-хан туркман — великий эмир и один из столпов Сефевидского государства, правитель Герата от имени шаха Тахмаспа I.

164. В печатном тексте опечатка: Сафандук-бек вместо Сундук-бек. Имеется в виду эмир Сундук-бек афшар, курчи-баши шаха Тахмаспа, неоднократно упоминаемый в «Ахсан ат-таварих» (1, с. 345, 411 и др.), «Та’рих-и ‘аламара» (1, с. 70, 73, 77, 83 и др.) и в «Шараф-наме» (2, с. 122, 135, 201). Согласно «Шараф-наме», Сундук-бек, которому было более ста лет, умер в 969/1561-62 г., см.: Шараф-наме, 2, с. 207.

Курчи-баши — начальник гвардейского корпуса курчи в феодальном ополчении кызылбашей, см. примеч. 176.

165. Малик Султан-Махмуд сын Малика Йахйи (род. 866/1461 г., прожил 79 лет, следовательно, ум. около 946/1539-40 г.).

166. Кух-и Ходжа Галтан, вероятно, то же, что Кух-и Ходжа. Это известная гора (2037 м над уровнем моря), расположенная в 30 км западнее г. Забул, с северной стороны оз. Хамун; на ней есть изображение Рустама, держащего в руках двуглавую булаву. На южном склоне горы находятся развалины построек, айванов, арок, относимых археологами к парфянскому периоду, есть также остатки храма огня времени Сасанидов. Население, проживающее близ оз. Хамун, в дни Науруза поднимается на гору и там празднует этот национальный праздник, см.: Tate, указатель; Йагмайи, с. 156.

В северном углу горы находится небольшой мавзолей, возведенный из сырцового кирпича и глины, святого Ходжа-Галтана, по имени которого гора и получила свое название.

167. Кызылбаши («красноголовые» — по цвету головного убора) — прозвание тюркских кочевых племен разного происхождения (шамлу, румлу, устаджлу, такалу, афшар, каджар и зу-л-кадар), в своем большинстве откочевавших в Иран и Азербайджан из Малой Азии и составлявших в XV в. главную опору Сефевидов, см.: История Ирана, с. 252.

Власть кызылбашей в Систане утвердилась в 1544 г. с приездом туда наместника шаха Тахмаспа Ахмад-султана.

168. Четверостишие принадлежит перу знаменитого персидского поэта Хафиза, см.: Диван, с. 68.