Комментарии

334. Р, В – доб. «много».

335. А – кулун; S – к?лг; С, L – куйлук; Р – ку?лук.

336. А – куллук, S – клтāк; С, Р – ку?лук; L – кублук; В – к?лк; Тат. сб. клтак.

337. S – доб. «в Багдаде».

338. S – 28.

339. мучилгэ.

340. A, S – тб?āй; С, ? – ???āй; L – нйāй; В – мбāй.

341. улджāмāши.

342. амлāк ва асбāб.

343-343. С, L, В, Р – опущ.

344. Кор., 4130.

345. Т.е. поименованным выше духовным лицам.

346. М. б. «тумана анийских шаханшахов»?

347. Неразобранный глагол амрāк дāдэ ам.

348. амлāк.

349. В – 28.

350. А – джкибāн; S – хкб?āн; С – хикā??āн; L – джикā??āн; I – джикāйбāн. Ср. стр. 102, прим. 294.

351. С, L, I – раби’-ал-авваль.

352. В тексте – Пенджаб.

353. А – с?кāн; С, L – снкāф.

354. мухрэ.

355. А – тукāй, ту?ксāй; S – ?ул??кāй, ?у?лс?āй; С, L – ?у?скāй, тунскā; I – бунскāри, тунскā.

356. А – к?тй; С – кши; L – к??ти.

357. тавфир.

358. бакāйā.

359. амвāл-и халāмэ.

360. См. прим. 355.

361. кул-и лашкар.

362. хавācc амир.

363. амвāл.

364. дивāн ва дафтар.

365. A, S – з?ки; С, L – знли.

366. А – йā?ā, й?э; S – ?ā?ā, ??э; С, L, I – нāйā; Р, В – ??э.

367. А – мāйху; L – мāнджу; I – мā?джу.

368. мучалгэ.

369. S – ?укy; С, I – тукуэ; L – тукун; Р – ?укур; В – тукур.

370. хулджамиши.

371. В – доб. «и подробности этого события».

372. В – 26.

373. А – алкб?и; S, Р, В – алк??и; С, L – алкбси.

374. Так в S, А – дāр-и шāтне. В рук. I и В вместо этого названия сказано «у моста».

375. Р, В – Мансурийе.

376. С, L – ша’бана; I – рамазана.

377. В рукописях навбат.

378. тавфир ва таксир.

379. истихрāдж.

380. С, L, P, В – «четыреста».

381. В – 20.

382. Р, В – доб. «старшей».

383. В – 11.

384. В – 11.

385. В – 30.

386. В – доб. «и подробности этого».

387. амвāл.

388. Т.е. Средиземного моря.

389. L, I, P, B.

390. L, I, P, В – доб. «и воспламенении усобицы».

391. L, I – 4.

392. L, I, P, В – 27.

393. L – «в понедельник»; Р, В – «во вторник».

394. L, I – доб. «8-му».

395. Пропуск в рукописях.

396. L, I, P, B.

397. Ср. о нем на стр. 107.

398. Р – 15.

399. бāлйэ зāд.

400. Р, В – 28-го.

401. Т.е. из рода кыйот (?). A, S – к?āти; L, Р – кйāни; В – н?āни.

402. Содержание третьей части повествования об Аргун-хане в рукописях A, S, С, L, I полностью отсутствует и перевод ниже цитируется по рукописям Р и В:

«Аргун-хан был государем умным и обладал нежной природой и степенным нравом. Его располагал к себе каждый, кто начинал с ним рассуждать трезво и излагал вопрос толково. Люди спокойно проживали под широкой сенью его милосердия. Он имел большую склонность и страсть к созиданию построек. Подобно деду и отцу он был пристрастен к дворцам и зданиям. В западной стороне Тебриза, в окрестностях селения Шанб, которое простой народ называет Шам, он заложил два великолепных замка, а между обоими замками построил город, а в нем воздвиг две великолепных суфы, сакфхā-и мукарнас, не уступающих эйвану Хосрова. Он построил стрельчатые арки и сталактитовые потолки и достойные восхваления расписные, чудесные здания и положил [городу] имя Аргунийе, как об этом уже упоминалось в рассказах. В пору его [Аргун-хана] царствования от множества жителей Тебриз был подобен Мисру, а Аргунийе стольному городу Каиру. Точно так же на луговьях Кунгуруланга, в стороне Шервияза, он основал город, [вывел] источники и проложил водопроводы. Он израсходовал громадные деньги на это место, но по причине короткой жизни [Аргун-хана] оно в его дни осталось недостроенным. Олджейту-султан в дни своего царства его достроил и положил ему имя Султанийе. [Аргун-хан] построил также на летнем стойбище у Лара, у подножия горы Домавенд, прекрасный кушк, который в настоящее время в той местности известен под названием Кушк-и Аргун. Точно так же во многих местностях он выстроил множество высоких замков и недоступных фортов. А еще он был очень пристрастен к алхимии. Со всех сторон к его высочеству сходились алхимики и склоняли государя к этому искусству. Безмерные деньги были истрачены на него и никогда [Аргун-хан] не ставил им [этого] на вид, а снова охотно отпускал средства. Однажды в присутствии мовляна Кутб-ад-дина Ширази они обсуждали вопрос о сокровенных вещах. Когда алхимики разошлись, Аргун-хан сказал мовляна: «Оттого, что я человек невежественный, а ты ученый, мнится тебе, что они меня околдовали? Не раз хотел я их прикончить, но поскольку достоверно, что эта наука существует и есть такой человек, который знает эту благородную науку, то ведь ежели я [этим] невеждам не стану покровительствовать, а предам их мечу, у того мудреца не останется ко мне никакого доверия». Короче говоря, в царствование Аргун-хана алхимики истратили безмерные деньги на сгущение, улетучивание, растворение, составление, исследование, перегонку, размягчение, гноение, очищение, отваливание, брожение, изменение (тас’ир), превращение, прокаливание, восстановление, процеживание, опоражнивание и увлажнение. После многочисленных опытов и испытаний покрывало сомнения и завеса [неизвестности итогов] хлопот спала с глаз: от алхимии кроме сокрушения и убытков ничего не получалось. ‛Да будет мир над тем, кто пошел прямым путем’».