Комментарии

184. По мусульманским средневековым воззрениям, земля держится на рогах исполинской коровы, стоящей на спине гигантской рыбы; когда муха или другое насекомое заберется в ноздри коровы и та начнет трясти головой, происходит землетрясение. В тексте Рашид-ад-дина, как впрочем и в ряде других произведений, выражение «от луны до рыбы» (аз мах та махи) в переносном смысле означает «во всем мире». Так, например, на печати Насир-ад-дин-шаха: «С тех пор как рука Насир-ад-дина взяла Шахскую печать, весть о его правосудии разнеслась по всему миру» (аз мах та махи).

185. Эти два полустишия написаны по-арабски.

186. Хорошо известный на Востоке сладкий напиток, приготовляемый из сахара и фруктового сиропа по разным рецептам

187. Сура XLI, ст. 53.

188. Сура XXXVII, ст. 101, здесь и далее по переводу Саблукова.

189. Та же сура, ст. 102.

190. Сура XXXVII, ст. 104 и 105.

191. Сура LIII, ст. 40.

192. Сура XXIV, ст. 38.

193. Сура II, ст. 246.

194. Сура IV, ст. 57.

195. 702 г. хиджры начался 26 августа 1302 г. и окончился 14 августа 1303 г.

196. О Джемшиде см. примечание 155 на стр. 44.

197. йусун – обычай, йасак (из монгольского джасаг – закон) – постановления Чингиз-хана, преподанные им своим преемникам как руководящие правила в управлении государством.

198. Сура XLVI, ст. 30.

199. В мусульманских средневековых воззрениях, базирующихся на коране, египетский царь (фараон) является синонимом деспота, тирана и угнетателя.

200. заххак – мифический царь, араб по происхождению, поработивший, по легенде, и угнетавший Иран в течение тысячи лет, отцеубийца, обольщенный дьяволом, который в знак любви к нему поцеловал Заххака в плечо, и у него из обоих плеч выросли две огромные черные змеи. Чтобы питать их, Заххак приказывал ежедневно убивать молодых людей и мозгом их кормить змей.

201. По аналогии с коранским выражением, вложенным в уста фараона, когда он обратился к своим сановникам: «О, люди, для вас я не знаю никакого другого божества, кроме меня!» (Сура XXVIII, ст. 38).

202. Султан Махмуд Газневид, сын бывшего тюркского раба Саманидов, – один из известных деятелей в истории средневекового Востока; его империя простиралась от Лахора в Индии до Исфахана в Иране. Махмуд 17 раз совершал кровавые грабительские набеги на северную Индию и разорил ее. Правил с 998 по 1030 г. н.э.

203. Унсури – талантливый придворный поэт султана Махмуда, умерший в 1040 г. (или, по другой версии, в 1049 г. н.э.).

204. Фирдоуси – величайший поэт, автор всемирно известной эпопеи «Шах-намэ» («Книга царей»), которую он посвятил султану Махмуду; умер в 1025 г. н.э.

205. Утби – придворный историк султана Махмуда; довел историю династии Газневидов (написанную по-арабски) до 1020 г. н.э.; умер около 1036 г. н.э.

206. Дешт-u Кипчак (Кипчакская степь) – название обширного степного пространства, раскинувшегося от Иртыша до Волги. Джурджэ – то же, что у китайских авторов Нюй-чжэнь и Нюй-чжи (у Карамзина – татары-ниучи, господствовавшие в Северном Китае), предки позднейших манчжуров.

207. В.В. Бартольд пишет, быть может, не расходясь с истиною, что Рашид-ад-дин едва ли мог «непосредственно пользоваться священной хроникой монголов; предания о монголах он черпал, главным образом, из уст лучшего знатока монгольской истории Пулад-чженсяна, представителя великого хана при персидском дворе, и из уст самого Газана, уступавшего в знании истории только одному Пуладу». (Туркестан в эпоху монгольского нашествия, ч. II. СПб., 1900, стр. 45).

500casino

500casino

500casinonews.com