Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ГЕРАРД ФРИДРИХ МИЛЛЕР

ОПИСАНИЕ СИБИРСКИХ НАРОДОВ

BESCHREIBUNG SIBIRISCHER VOELKER

[ГЛАВА 18]

|л. 124| ОБ ОЛЕНЯХ

Большинство народов, которым условия их жизни и местностей, где они обитают, не позволяют заниматься скотоводством, вместо этого занимаются разведением домашних оленей.

К этим народам относятся лапландцы и а самоеды в Архангельском уезде, различные народы, смешанные под именем самоедов, в Березовском и Мангазейском уездах, юкагиры, чукчи и многие коряки в Якутском уезде, а также далеко и широко рассеянный по Енисейскому, Илимскому, Иркутскому и Якутскому уездам большой народ лесных тунгусов.

I: Тайгинцы, модоры, карагасы держат оленей, но понемногу-от 2-3 до 6. :I б

Конечно, нет сомнений в том, что домашние олени первоначально произошли от диких. Но нет сведений о том, чтобы в настоящее время эти народы приручали диких оленей. Более того, они, утверждают, что это невозможно, так как если даже поймать их совсем молодыми, /л. 124 об./ и воспитывать вместе с домашними, они все равно после того, как вырастут, убегут к диким.

I: Говорят, что многие неоднократно это пробовали, но напрасно. : I в Поэтому у народов существуют совершенно различные названия для домашних и диких оленей, как если бы это были два совершенно различных вида животных. Например:

 

дикий олень

домашний олень

по-тунгусски

Schokdscho 1

Oron г, 2

по-самоедски

Kedere 3

Туа д, 4

по-юкагирски

Legouf 5

Aatsche или Ulwe 6

по-корякски

Oellewet или Karngugui 7

Chojanga 8 [224]

Из всех сибирских народов богаче всех оленями юракские самоеды в Березовском и Мангазейском уездах и чукчи на крайней северо-восточной оконечности Сибири. Это примечательно потому, что эти народы не подчиняются русским. /л. 125/ У каждого из юраков и чукчей, говорят, имеются стада оленей численностью до 2-3 сотен и более голов.

Остальные народы не столь богаты, так как сибирские казаки и сборщики ясака в прежние времена, когда Сибирь не была еще в такой мере покрыта русскими поселениями, поддерживали свое существование преимущественно за счет оленей этих народов. А в таких северных местностях, где хлеб не растет, как, например, у самоедов е, юкагиров и коряков, они и сейчас еще большей частью для питания используют оленей. Между тем, в ведомстве Анадырского острога все же есть еще юкагиры и коряки, у которых имеются стада оленей в 100 голов и более. Говорят также, что среди охоцких и удских ж тунгусов есть также некоторые, имеющие довольно много оленей. Среди тунгусов в Енисейском /л. 125 об./ уезде лишь у немногих еще имеются олени. А у остальных тунгусов, как и у юкагиров на Яне, Индигирке, Алазее и Колыме чаще всего человек имеет 10-20 оленей.

Они используют этих оленей, чтобы перевозить свои хижины и иное имущество.

I: У некоторых юраков будто бы бывает до 2000-3000 оленей. Сразу после них по богатству оленями следуют тавгийские самоеды. Между ними также есть такие, кто имеет до 1000 оленей; обычное их число-50-100 и больше.

Они подвешивают самцу в табуне колокольчик и слышат, таким образом, если табун затерялся вдалеке, где именно он находится. Те, кто не может купить у русских железные или из желтой меди колокольчики, подвешивают вместо них деревянные погремушки. :I з

Народы, обитающие в местностях, где высокие горы и густые леса этому не препятствуют, как, например, самоеды и юкагиры, местожительство которых вдоль побережья Ледовитого моря представляет ровные торфяники, ездят на санях, в которые запрягают оленей. Тунгусы же и коряки, которые живут в густых лесах и в горах, пользуются оленями лишь для верховой езды, а свои вещи привязывают им по обе стороны на спины.

I: Самоеды ездят на оленях и зимой, и летом, запрягая их в сани. Они никогда не ездят на них верхом, не употребляют их и для перевозки грузов. Хотя летом езда на санях довольно затруднительна, они, однако, не хотят поступать иначе, потому что так привыкли. Они называют сани Choddo 9. Эти сани-короткие и высокие, как у юкагиров. Кроме них они имеют еще сани иного рода, длиной в 1 1/2 сажени. Их они называют Irrega 10. Русские нарты они называют тем же именем, потому что находят с ними сходство в длине. Однако самоедские Irrega несколько выше, чем нарты. Они используют [225] сани Irrega, чтобы перевозить на них шесты для своих юрт; кроме того, они перевозят на них и нюки 11 для юрт. :I и /л. 126/

Все они представляют оленям, как летом, так и зимой, самим добывать себе пропитание, никогда не собирая им в запас корм. А пищей как диким, так и домашним оленям служит белый мох, или лишайник, растущий частью на деревьях, частью на скалистых горах, частью также и на ровных торфяниках. Зимой они разгребают ногами снег, пока не дойдут до лишайника, что для них особенно легко сделать в горах, где они всегда становятся головой в сторону вершины и сгребают снег назад, то есть вниз по склону.

Но легче всего они находят себе пропитание там, где много лишайников растет на стволах деревьев.

От них они становятся очень жирными и, говорят, что когда их забивают, то у них и мясо сильно проросшее салом, и много нутряного сала. /л. 126 об./

I: Лишайник по-тунгусски Leluekta 12. Кроме него олени едят еще и мелкую траву или растение, которое зимой остается зеленым и которое называются у тунгусов Lawikta 13. Что это за растение, я не смог узнать.

Олени также едят с большим аппетитом маленькую губку, которая растет в форме бокала и имеет ярко-красный цвет. Эта губка часто встречается в местностях по реке Лене.

Лишайник по-самоедски Jarra 14. На Нижней Тунгуске черный мох- Lalbuka 15, белый мох- Lawikta 16. Последний едят только олени. :I к

Те народы, у которых большой л избыток оленей, как юраки и чукчи м, употребляют их также в пищу и забивают так же, как и рогатый скот.

I: Они забивают тех, на которых не ездят (неежалые олени, или каргины 17). Остальные самоеды, даже если они также богаты оленями, не забивают их, кроме случаев крайнего голода.

Самоеды в Березовском уезде забивают своих домашних оленей. :I н Но те, у которых всего лишь по 10-20 оленей, никогда их не забивают, разве только в случае крайнего голода, когда уже не могут прокормиться ничем иным.

У этих последних все олени обучены или для езды, или для перевозки грузов. У первых же имеется ровно столько обученных оленей, сколько им требуется для путешествий. Необученные олени в Анадырском дистрикте называются каргинами и это те, которых там используют для питания.

I: Оленей держат некоторые остяки в Сургутском уезде, живущие по рекам Тором-юган, Аган и Пим, и большая часть остяков, живущих в Березовском уезде, равно как и вогулы на Сосьве и Сыгве, а в особенности казымские остяки, и почти все обдорские остяки. :I о

Все народы, которые разводят оленей, кастрируют их, и оставляют в своих стадах лишь такое число самцов, которое считают необходимым для [226] воспроизводства. I: Во всяком стаде, если даже в нем 100 голов, имеется лишь один самец. Больше самцов держать нельзя, потому что они из ревности сильно бьются между собой, так что нередко обе стороны после того остаются на месте. Так бывает, если встречаются два стада различных семейств. :I п

Тунгусы и самоеды р кастрируют оленей следующим образом: они /л. 127/ зубами вгрызаются в мошонку там, где она соединяется с телом, не нанося, однако, раны, пока не оборвут жилы, на которых висят яички. После этого они пальцами раздавливают и растирают внутреннее вещество яичек, в результате чего оно становятся совсем жидким и как бы превращается в воду. После этого яички сами собой высыхают, а мошонка совсем сморщивается. Олени от этого болеют лишь несколько дней, но никогда не дохнут.

Юкагиры кастрируют, перевязывая [мошонку] и вырезая [яички].

I: Остяки и самоеды в Березовском уезде называют Tinsjae, или Tinsjan 18, веревку, которой они ловят своих домашних оленей. Она сделана петлей, которую набрасывают на рога оленя, когда его хотят поймать. Она состоит из с сплетенных ремней из толстой кожи оленей или белуг 19. Эта веревка является у самоедов предметом особого почитания. Женщина т или девушка, у которой уже были месячные, не имеет права перешагивать через эту веревку. Если же она нечаянно это сделает, то они окуривают веревку у бобровой струей 20, брошенной на уголья, и тогда она опять считается чистой. У остяков такого обычая нет. :I ф

Все народы держат большей частью самок, потому что они приносят им молодняк. Самка обычно приносит каждый год по олененку. Но я слышал также, что иногда в виде особого исключения они приносят и близнецов, и если это случается у охотских тунгусов, то считается у них плохим предзнаменованием. Тогда они будто бы сразу же после рождения убивают одного из них.

I: Самоеды также говорят, что это означает нечто плохое, но ни одного не убивают. Также и у простого народа среди русских в Сибири считается плохим предзнаменованием, если, например, корова приносит двух телят. :I х /л. 127 об./ Самок оленей также доят. I: Самоеды не доят. :I ц Хорошая оленуха дает за один раз 1/4 бутылки 21 молока. Они доят только один раз в сутки. Молоко густое и на нем сразу же отстаиваются густые сливки. Но из молока не изготовляют ни масла, ни простокваши, ни сыра, не потому, чтобы этого нельзя было сделать, а лишь потому, что у этих народов нет такого [227] обыкновения. Молоко дается в свежем виде детям, и, говорят, оно очень питательно. Поэтому они всегда привязывают молодых оленят, чтобы они не высасывали молоко. У кого есть только 2 или 3 молочные оленухи, тот не доит, а оставляет все молоко оленятам. Да и тот, у кого много оленух, тот выдаивает у каждой лишь столько молока, сколько можно взять без ущерба для питания теленка. Остальное телята могут высасывать. /л. 128/

Олени спариваются осенью, а потомство приносят весной.

У самки 4 соска.

Между дикими и домашними оленями, contra Scheff[erum] Lappon[es] 22, нет различий по величине.

Шеффер 23 говорит: домашние оленухи иногда спариваются с дикими оленями-самцами и тогда плод получается полудикий.

Я не получил этому подтверждений. Тунгусы говорят, что у них этого не бывает, потому что они в это время внимательно следят за оленухами и не выпускают их так далеко из виду. Домашние же олени-самцы во время гона нередко убегают к диким, но затем вскоре сами возвращаются. Иногда, впрочем, они убегают насовсем ч.

Оленей свободно отпускают в лес, чтобы они могли там добывать себе пропитание, а чтобы их легче было отыскать, каждой оленухе привязывается колокольчик. Они и сами возвращаются к юртам.

I: Олени не живут дольше 10-12 лет. Если их тогда не забить, то они издыхают сами собой.

Между оленями и лошадьми отмечается сильная антипатия, и они всегда очень боятся друг друга. Когда я осенью 1737 года находился в Киренском остроге на Лене, то однажды пригласил к себе два тунгусских семейства с их оленями, юртами и всем добром. А когда они не приехали в условленное время, я решил выехать им навстречу на санях. Но как только мои лошади завидели оленей, они стали покрываться пеной и вырываться изо всех сил. Олени также устремились в кустарник. Нужно было убрать обе стороны из виду друг у друга, и тогда они вновь успокоились.

Олени, как дикие, так и домашние, в лесистых местностях крупнее, чем в тундре. Первые также гораздо темнее по окраске. Белые олени-в тундре. В Мангазейском уезде дикие олени будто бы несколько крупнее домашних. :I ш /л. 128 об./

В середине зимы у оленей отпадают рога, а весной отрастают снова. Вначале рога обтянуты тонкой шершавой кожей коричневого цвета. А во время жатвы хлебов (в конце июля или щ в августе) рога у них начинают сильно чесаться, и они трутся ими о деревья, пока кожа не сойдет. Тогда тунгусы и другие народы приходят здесь к своим домашним оленям на помощь природе и снимают им кожу с рогов; рога при этом сильно кровоточат.

У тунгусов на реке Лене хороший олень стоит 3 рубля. А у юкагиров и коряков в Анадырском дистрикте можно купить оленя менее чем за рубль, иногда даже и за полтинник. [228]

I: Несколько лет назад (в 1734 и 1735 гг.) ъ в Верхоленском ведомстве у тамошних тунгусов пали почти все олени. Это была эпизоотия: олени по всему телу покрылись коростами и множеством мелких нарывов, из которых выходили маленькие белые червячки с черными головками. Это вызывало сильный зуд, и олени непрерывно терлись о деревья, так что стали совсем голыми. После этого и те олени, которые не подохли от этой болезни, в следующую зиму замерзли, так как потеряли шерсть. Говорят, что эти червячки вылезали из костей. Сейчас там богатым считается тот, у кого есть 1 или 2, или 3 ы оленя. Болезнь, или эпизоотия, продолжалась два года подряд, а до этого не было ни одного такого случая. :I /л. 129/

Новорожденный олененок (пыжик 24)

по-модорски Chaimak
по-самоедски Nadoku 25

следующей осенью Tagu 26

Chaimak

следующим летом, или на второй год: самец-Korraku 27; самка – Sirriku 28

Kyschchatosch

на третий год он становится взрослым оленем-Tjae ь, 29

meinde э, 30

Олень-самец имеет у самоедов особое название- Katte 31; оленуха- djohadde 32

на четвертый год – uire ю
На 5-й год - Kalubude

По-тунгусски новорожденный олененок- Oengnakan 33; на следующую осень- Oewkan 34; на следующее лето: самец- Iktanna 35, самка- Njaemi 36; на третье лето: самец – Njogerkanna 37, самка- Njaemi, то есть мать; на четвертое лето: самец – Amarkanna 38, самка-как указано выше; на пятое лето самец- Oettoep. На шестое лето он уже становится взрослым оленем, или Oron.

Таким же образом тунгусы имеют особые названия для лосей разного возраста 39:

 

[по-тунгусски]

по-татарски

молодой теленок лося

njaenang 40

dsjasch palasse

следующего года

ujengatschan

orgu

третьего года

Schutikan 41

Charamyk

четвертого года

Gankitschan 42.

На четвертый год они уже называют его Bulan 43

На пятый год становится взрослым лосем, или Toki 44.

 

 



Комментарии

1. Эвенк . «согдё»-дикий олень (Мыреева 2004 . С . 511); тунг . «Schokdscho»-дикий олень (Г.Ф. Миллер: ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 143. Л. 54 об.).

2. Эвенк. «орон»-домашний олень (Болдырев 2000. Ч. 1. С. 474); тунг. «Oron»-домашний олень (Я.И. Линденау: ПФА РАН. Ф. 934, Оп. 1. Д. 89. Л. 432).

3. Самоед. (енис.) «kede»-дикий олень (Schiefner 1855. S. 80); энец. «kedeh»-дикий олень (НЗС 2005. С. 494).

4. Самоед. «ta», «tia»-олень (Schiefner 1855. S. 262); энец. «tia»-домашний олень (НЗС 2005. С. 494).

5. Юкагир. «Legouf»-дикий олень (Г.Ф. Миллер: РГАДА. Ф. 199. Оп. 2. Портф. 513. Д. 13. Л. 21 об.).

6. Юкагир. «Aatsche» или «Ilwe» -домашний олень (Г.Ф. Миллер: РГАДА. Ф. 199. Оп. 2. Портф. 513. Д. 13. Л. 21 об.); юкагир. «илэ(н)»-олень (Курилов 2001. С. 93).

7. Коряк. «Lugaki» ('сидячие' коряки, западная Камчатка, по С.П. Крашенинникову), «Alugulu» ('оленные' коряки, по С.П. Крашенинникову), «Karngugui» (по Г.Ф. Миллеру) или «Oellewet» (р. Колыма, по Г.Ф. Миллеру)-дикий олень (все примеры у Г.Ф. Миллера: ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 96, Л. 38 об.-39); коряк. (из различных источников и местностей) «liigaki», «alugulu», «kamgugui», «oellewet» -дикий олень (Radloff 1861. S. 46).

8. Коряк. «Kojanga» ('сидячие' коряки, западная Камчатка, по С.П. Крашенинникову), «Jawakul» ('оленные' коряки, по С.П. Крашенинникову), «Chojanga» (по Г.Ф. Миллеру) или «Chojanga» (р. Колыма, по Г.Ф. Миллеру)-домашний олень (все примеры у Г.Ф. Миллера: ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 96. Л. 38 об.-39); коряк. (из различных источников и местностей) «xojanja», «koianga», «jawakal», «xojanga»-домашний олень (Radloff 1861. S. 46).

9. Самоед. «koddo», «ihoggo»-сани, «iroggo»-санки (Schiefner 1855. S. 272).

10. См. прим. 9; энец. «ирог»- грузовые нарты (НЗС. 2005. С. 502).

11. Нюки-см. Глоссарий.

12. Эвенк. «лэлуктэ»-лишайник, мох (на деревьях) (Болдырев 2000. Ч. 1. С. 336); эвенк. «лолукта» или «лелукта» -мох на деревьях (Мыреева 2004. С. 340).

13. Эвенк. «лавукта», «лабикта», «лавикта», «ловукта» или «лэвуктэ»-ягель, олений мох (Мыреева 2004. С. 332; Pawlowski 1952. S. 1768); «Lichen rangiferinus L. T. Lawikta» (Georgi 1775. S. 240); «Laukta»-белый мох (Messerschmidt 1962-1977. Teil 2. S. 90); «Олени зимой и летом питаются мхом, растущим на горах, а не тем, что находится на болотах. Мох на горах сладкий и называется [у тунгусов по побережью Охотского моря близ Удского острога] Laukta» (Я.И. Линденау: ПФА РАН. Ф. 934. Оп. 1. Д. 89. Л. 378).

14. Ср. самоед. «nara»-мох (Schiefner 1855. S. 253).

15. Эвенк. «лалбука», «лалбукта» или «лалбэка»-1) мох, 2) дерн, 3) кукушкин лен (зеленый мох) (Мыреева 2004. С. 332-333); тунг. «Lalbocha»-рус. кукушкин лен (Georgi 1775. S. 238).

16. См. прим. 13.

17. Каргины (в ед. ч. каргин)- домашние олени, предназначенные для забоя, необученные и не используемые для езды. См.: Аникин 2000. С. 267-268.

18. Самоед.-юрак. «tynde' », «tynse' », «tinde' »-олений аркан (Schiefner 1855. S. 26); самоед. (пустозерские ненцы) «Tynse»-веревка (Donner 1932. S. 45, по И. Клапроту).

19. Белуга (белуха) (Delphinapterus leucas)-морское млекопитающее семейства нарваловых отряда китообразных. Длина тела до 6,5 м, масса до 2 т. Обитает в арктических морях, а также на севере Тихого океана в Беринговом и Охотском морях.

20. Бобровая струя-см. Глоссарий.

21. Бутылка-мера объема жидкостей, равная в Бремене 0,2 литра, в Амстердаме-0,25 литра (по: Pierer 1857-1865. Bd. 3. S. 153; Bd. 11. S. 128).

22. Лат.-вопреки «Лапландцам» Шеффера; Scheffer 1673. P. 338 (Глава 29 «De Quadrupedibus Lapponiae Feris». P. 336-347): «Cervis jungi possent rangiferi sylvestres,quorum numerus est ingens per Lapponiam. Verum quia nihil differunt a Domesticis, nisi sola magnitudine, quae in eis major, & colore, qui est nigrior, idcirco ne de iis quidem amplius quid addimus»; Scheffer 1675. S. 381-382 (Глава 29 «Von den vierfuessigen wilden Thieren der Lappen«. S. 379-392): «Zu den Hirschen kan man die wilden Reenthier fuegen so in grosser Menge durch Lappland sich sehen lassen. Weil selbe aber auch nicht viel von den zahmen als nur an der Groesse so an ihnen etwas mercklicher und an der Farbe etwas schwaerzer faelt unterschieden wollen wir selbe auch mit Stillschweigen uebergehen».

23. Scheffer 1673. P. 328 (Глава 28 «De Quadrupedibus Lapponiae Domesticis». P. 321-336): «ferarum capiendarum causa domesticas feminas Lappones exponere eo tempore, quo veneri dant operam. Ira fit, ut quandoque feminae concipiant, tertiumque illud genus edant, quod Lappones peculiari voce kattaigiar vel Peurach appellant, majus caeteris, ac robustius, & ideo ducendis trahis maxime accomodatum.»; Scheffer 1675, S. 371 (Глава 28 «Von den vierfussigen zahmen Thieren der Lappen«. S. 363-379): «Sie [die Lappen] pflegen die zahmen Reenthier Weiblein zu der Zeit da sie in der Brunft die Wilden solchergestalt zu fangen in die Waelder zu lassen. Also geschiehet es dass diese Weiblein bissweilen empfangen und die gedachte dritte Art werffen so die Lappen mit einem besonderen Worte Kattaigiar oder Peurach nennen so groesser und staercker ist wie andere und daher fuer die Schlitten sehr bequaem».

24. Пыжик-см. прим. 75 к гл. 7.

25. Самоед. олений теленок большой-«tagu»; маленький-«tadi», «tadiku», «nadi», «nadiku» (Schiefner 1855. S. 263).

26. См. прим. 25.

27. Ср. самоед. «kuba», «kura», «korai-ati»-нехолощеный олень (Schiefner 1855. S. 263)

28. Ср. самоед. «hyr», «syr», «syr»-корова (Schiefner 1855. S. 244).

29. См. прим. 4.

30. Тайг. «meinde», карагас. «meinde», матор. «kirmnasse» -дикий олень (Helimski 1987. S. 67, по Г.Ф. Миллеру); карагас. «myinde»-олень (Там же. S. 91, по П.С. Палласу); тайг. «Meuinde»-дикий олень (И.Г. Гмелин: ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 73. Л. 283 об.-284).

31. Самоед. (енис.) «kate'o», «kate'e» олень-бык (Schiefner 1855. S. 79)

32. Самоед. (енис.) «johori», «johodi»-самка оленя (Schiefner 1855. S. 83)

33. Эвенк. «эннэкан» или «эмнэкэн»-теленок оленя до года (Мыреева 2004. С. 777); «Олень [у удских тунгусов] называется Oron, самец-Giluka, самка-Niaemi, а олененок- Oengnikan» (Линденау 1983. С. 83); «Ступени и различные наименования оленят [у удских тунгусов]: на первый год Ewkan или Enekan, на второй год-Itanae, на третий-Nioorkan, на четвертый-Amarkan, на пятый-Muttun, а также Multun; после этого они носят имена: бык Giluka, а самка-Niaemi» (Я.И. Линденау: ПФА РАН. Ф. 934. Оп. 1.Д. 89. Л. 380).

34. Эвенк. «эвкан»-олень около двух лет (Мыреева 2004. С. 752).

35. Эвенк. «иктэнэ»-1) олень-бык двух-трех лет, 2) лось трех лет (Мыреева 2004. С. 234).

36. Эвенк. «нями»-1) важенка, самка домашнего оленя, 2) самка дикого оленя (Мыреева 2004. С. 438).

37. Эвенк. «нёгаркан», «наркан» или «нёркана»-четырехгодовалый бык-олень (Мыреева 2004. С. 421).

38. Эвенк. «амаркан»-олень-бык от пяти лет и старше (Мыреева 2004. С. 40).

39. «Телята лосей называются [у тунгусов]: на первый год Nergutschan, на второй-Tschirap, на третий- Siudiaekan, на четвертый-GanKatschan, на пятый-Mottu, на шестой-Anam, а после этого-Toki.» (Я.И. Линденау: ПФА РАН. Ф. 934. Оп. 1. Д. 89. Л. 380).

40. Эвенк. «нынан»-годовалый лось (Мыреева 2004. С. 405).

41. См. прим. 39.

42. См. прим. 39.

43. Кач. «Bulan», камас. «Bulan» -лось (И.Г. Гмелин: ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 73. Л. 283 об.-284); кач., телеут. и татар. (томск., тобол. и казан.) «bulan' »-лось (И.Э. Фишер: ПФА РАН. Р. III. Оп. 1. Д. 135. Л. 55 об.-56); татар. (кузнец.) и кач. «Bulan»- лось (Г.Ф. Миллер: ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 143. Л. 40 об., 65 об.); татар. (казан.) «Bulan»-лось (Muller 1759b. S. 394).

44. Эвенк. «токи»-лось (Мыреева 2004. С. 608).


Разночтения

а. Союз и написан над строкой.

б. От Тайгинцы, модоры до понемногу-от 2-3 до 6 написано на правом поле л. 124.

в. Говорят, что многие неоднократно это пробовали, но напрасно написано на правом поле л. 124 об.

г. Далее зачеркнуто по-юкагирски [дикий олень] Aatsche или Ilwe, [домашний олень] Legouf.

д. по-самоедски Kedere Tya написано поверх зачеркнутого по-корякски [дикий олень] Chojanga, [домашний олень] Ollewet или Karngugui.

е. самоедов написано над строкой.

ж. и удских написано над строкой.

з. От У некоторых юраков до деревянные погремушки написано на правом поле л. 125.

и. От Самоеды ездят до нюки для юрт написано на правом поле л. 125 об.

к. От Лишайник по-тунгусски до только олени написано на правом поле л. 126.

л. большой написано над строкой.

м. как юраки и чукчи написано на правом поле л. 126 об.

н. От Они забивают до домашних оленей написано на правом поле л. 126 об.

о. От Оленей держат до обдорские остяки написано на правом поле л. 127.

п. От Во всяком стаде до различных семейств написано на правом поле л. 126 об. вместо зачеркнутого в основном тексте В маленьком стаде из 10-20 оленей есть только один самец.

р. и самоеды написано над строкой.

с. Далее зачеркнуто толстых.

т. Перед Женщина зачеркнуто недописанное слово, предположительно, Verh[heiratete] (замужняя).

у. веревку написано поверх зачеркнутого ремень.

ф. От Остяки и самоеды до такого обычая нет написано на правом поле л. 127.

х. От Самоеды также говорят до двух телят написано на правом поле л. 127.

ц. Самоеды не доят написано на правом поле л. 127 об.

ч. Иногда, впрочем, они убегают насовсем написано между строк.

ш. От Олени не живут дольше до крупнее домашних написано на правом поле л. 128.

щ. в конце июля или написано над строкой.

ъ. (в 1734 и 1735 гг.) написано над строкой.

ы. или 3 написано над строкой.

ь. Tja написано поверх зачеркнутого nemlich Man[ngen] (а именно, самец).

э. meinde в ркп исправлено из [нрзб].

ю. uire написано под зачеркнутым Kalubude.