Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 172

1621 г. июля 28. — Грамота царя Михаила Федоровича в Верхотурье воеводам Ивану Пушкину и Дмитрию Зубову о руте монастырям Верхотурского уезда и об их переписи.

Текст, поставленный между знаками * и ** повторяется в № 171. Вариант из № 171 показан сноской.

От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии в Сибирь, на Верхотурье, воеводам нашим Ивану Ивановичу Пушкину да Дмитрию Ивановичу Зубову. В нынешнем во 129-м году июля в 4 день писал ко отцу нашему к великому государю к святейшему патриарху Филарету Никитичу Московскому и всея Русии из Сибири с Верхотурья Киприян, архиепископ сибирский и тобольский, что на Верхотурье в старый монастырь к Николе чудотворцу поставил он игумена Германа, постриженика Иосифова монастыря, да он же постриг и в попы поставил старца Феодосия и монастырь им с братьею вместе отписал и приказал ведати и строити заодин с братьею. А в верхотурских окладных книгах 128-го года записано: монастырь Николы чудотворна, а в нем игумен, нашего ему жалованья руги: денег 6 рублев, хлеба 7 чети, муки четверть, круп толокна тож. А в Казанском дворце боярину нашему князю Ивану Михайловичу Воротынскому да дьякам нашим Ивану Болотникову да Федору Апраксину Тюменского города черный поп Иона в распросе сказал: строил де тот Никольской монастырь игумен Иона, пашехонец, мирскою дачею, а братьи в том монастыре 6 человек, а пашня к тому монастырю и угодья наше жалованье, а пашут пашню собою, а колько пашни и угодья, того де он не помнит, да к тому же де Никольскому монастырю мирского данья 6 деревень. Да архиепископ же Киприян писал, что на Верхотурье многие старицы в мире жили, постригшися от мужей своих; и он, поговоря с вами и с верхотурскими с посадскими людьми, за острогом поставил храм во имя пречистые богородицы Покрова, и устроил девичь монастырь вновь, и попа и дьячка и пономаря поставил; а сколько стариц устроили в том монастыре, и того в отписке не написано. Да архиепискуп же Киприян писал, что в Верхотурском уезде на Невье, на Ницу реке, живут наши крестьяне, за 100 верст от Верхотурья, а церкви в том месте не было, и он, посоветовав с вами, послал в то место вновь соловецкого старца Серапиона в строители да с ним послал Никольского монастыря, что на Верхотурье, черного попа Христофора да с ним старчика служебника Семиона, а велел строителю храм воздвигнути Преображение господне да соловецких чудотворцев Зосимы и Саватея, и из нашего жалованья из годового, что ему архиепископу дано, 30 чети всякого хлеба им дал, а лесу на храм и на кельи велел вывести тутошним жильцам. Да он же отпустил в Верхотурской уезд на Тагил к Рождеству христову в монастырь старово игумена Аврамия да с ним послал старца строителя Варлаама, а велел тот монастырь отписати со всем игумену Аврамию и строителю з братьею. Да он же поставил, не доезжая до Верхотурья дву днищ, на реке на Нейве в старой же монастырь к Введению пречистые богородицы строителя старца Стахея, постриженника из Новагорода Юрьева монастыря, да с ним черного попа Феопента, постриженника Переславля Залеского Горитцкого монастыря, да тутошнево старчика постриженика Исидора; а чье соружение на Верхотурье монастырь Рождество христово да монастырь Николы чюдотворца, да не доезжая до Верхотурья дву днищ, монастырь [271] Введение пречистые богородицы и сколько к тем монастырем нашие пашни и всяких угодей и рыбных ловель и мирские дачи, сел и деревень и пашни и всяких угодей, и о том вы к нам не писывали. И по нашему указу в Никольском монастыре ведено быти игумену Герману з братнею и наше годовое денежное и хлебное жалованье давати по прежнему; а что к тому монастырю нашего жалованья и мирского данья пашни было, велено быти у того монастыря по прежнему ж. А Покровского девича монастыря попу и дьячку и пономарю велено дать нашего жалованья против Тобольского Никольского монастыря: попу денег 8 рублев, хлеба 5 четь муки, четверть круп, четверть толокна; дьячку денег 4 рубля, хлеба 4 четверти муки, осьмина круп, толокна тож; пономарю денег 3 рубля, хлеба 4 четверти муки, осьмина круп, толокна тож; а вперед попа и дьячка и пономаря и старцев велено устроить землею и рыбными ловлями. А в Верхотурском уезде на Невье на Ницу реке Преображенского черного попа Христофора да старчика Семиона велено устроити землею и угодьи. А на Тагиле в Рождественском монастыре игумена Авраамия да строителя Варлаама велено устроить землею же. А не доезжая Верхотурья дву дней на реке на Невье про Введенский монастырь велено сыскать: какая то земля: сибирская ли или усольская, и по тому указ будет, у ково в архиепископье тому монастырю быть. В как к вам ся наша грамота придет, и вы б на Верхотурье в старом в Никольском монастыре велели быти игумену Герману с братией по прежнему, а нашего годового жалованья велели давати игумену денег по шти рублев, хлеба по 7 четь муки, по четь круп, толокна по тому ж на год, а пашнею и всякими угодьями велели им владети по-прежнему, чем они владели наперед сего. А нового девича монастырь Покрова пречистыя богородицы попу велели дати нашего жалованья руги денег 8 рублев, хлеба 5 четь муки, четверть круп, толокна тож; дьячку 4 рубля, 4 четь муки, осьмина круп, толокна тож; пономарю 3 рубля, хлеба 4 четверти муки, осьмина круп, толокна тож; да тое дачу велено написати в расходные книги и в сметной список своею статьею; а вперед того девичья монастыря попа и дьячка пономаря и старцев устроили землею и рыбными ловлями из наших из порозжих земель, чем им мочно сытым быти. А Преображенского монастыря, что на Невье на Ницу реки, строителя и черного попа и старца велели устроити землею ж и всякими угодьями из наших из порозжих земель, чем им мочно сытым быти. А на Тагиле в Рождественском монастыре игумена Авраамия да строителя Варлаама устроили землею ж из наших из порозжих земель, чем им мочно сытым быти. А не доезжая до Верхотурья дву днищ на реку на Неиву в монастырь к Введению пречистые богородицы послали б есте с Верхотурья сына боярского да с ним подьячего, а велели про тот монастырь сыскать всякими людьми и всякими сыски накрепко: на реке на Неиве монастырь Введение пречистые богородицы поставлен сколь давно и чье сооружение, и на которой земле стоит: на сибирской или усолья Камского; да хто что про то сыску скажет, и вы б тот сыск велели привести к себе на Верхотурье. Да что вы Покровского девичья монастыря попу и дьячку и пономарю и старицам, и Преображенского монастыря попу и старчику, и Рождественского монастыря игумену пашенные земли на колько четвертей и иных каких угодий велите отказать, и что про Введенский монастырь, на которой он земле стоит, в сыску скажут, и вы б о том о всем отписали и сыск прислали к нам к Москве и велели отписку и сыск отдати в приказе Казанского дворца боярину нашему князю Ивану Михайловичу Воротынскому да дьяком нашим Ивану Болотникову да Федору Апраксину. А что на Верхотурье в городе и в остроге и на посаде и в Верхотурском уезде монастырей и церквей, и вы б те монастыри и церкви и в церквах образы и книги и ризы и всякое церковное строение и колокола велели переписати подлинно порознь, * чье то церковное строение, наше ли данье или мирское, и сколь давно те монастыри и [272] церкви поставлены, и сколько у тех церквей и в монастырях игуменов и черных попов и дьяконов и братьи и белых попов и дьяконов и дьячков и пономарей и просвирниц, и что им нашего денежного и хлебного жалованья руги, и что к тем церквам и к монастырям сел и деревень и починков и пустошей и в них дворов и во дворах людей поименно и с прозвищами, и сколько есть кто пашни пашет и сенных покосов косят или какими угодьи владеет, и сколь давно поселились, и данные ль пашни у тех монастырей и у церквей или купленные и у каких людей куплены или не каким иным крепостям владеют или самовольством и много ль пашенные и непашенные земли десятин под которым селом иди деревнею и рек и озер и прудов и мельниц и перевесей и рыбных ловель и бобровых гонов и всяких угодий, и какова где земля, добра ли или середняя или худая. А как на Верхотурье на посаде и в Верхотурском 1 уезде монастыри и церкви и церковное строение и игуменов и попов и дьяконов и чернцов и села, и деревни и в них дворы, и во дворах людей и пашенные и непашенные земли и всякие угодьи опишут, и вы б то все велели бы есте написати в книги подлинно порознь по статьям, да те книги прислали к нам к Москве и велели отдати в Казанском дворце боярину нашему князю Ивану Михайловичю Воротынскому да дьяком нашим Ивану Болотникову да Федору Апраксину. ** Писан на Москве лета 7129-го году июля в 28 день.

На обороте: Дьяк Федор Апраксин. Справил подьячий Ефимка Пукалев.

ИИ АН СССР, Верхотурские акты, кор. 1. Отрывок грамоты (четыре сстава). Список 1680 г. в ГАФКЭ, грамоты колл, экон., по Верхотурскому уезду. Список XVIII в. в ААН, ф. 21, оп. 4, № 2, лл. 119-121 об., № 103.

Напеч. в АИ, III, стр. 140-143, № 103, по списку 1681 г., в конце которого написано: «позади подлинные грамоты на сставах закрепа дияка Федора Апраксина, а подлинная грамота на Верхотурье, в приказной избе, в Денежном столе, у подьячего Якова Портняшка в столпе; а список писал Покровской поп Дмитрей Петров лета 7189-го июня в 18 день».


Комментарии

1. А как в Туринском остроге на посаде и в Туринском уезде...