Комментарии

1. Разницу по греческому летосчислению от сотворения мира и от рождества Христова составляют 5508 лет. К этому нужно только прибавить, что при переводе с одного летосчисления на другое необходимо отнимать 5509 лет в тех случаях, когда упоминаются месяцы сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, так как год начинался тогда в сентябре.

2. Samml. Russ. Gesch., В. I, I. Stueck, S. 14.

3. He говоря уже о том, что слово гора для обозначения такого большого горного хребта, как этот, никогда не употребляется, и название Югорский хребет не имело бы смысла. Неправильность приведенного мнения о происхождении названия от слова «гора» станет ясной, если при произношении слова «Югорская земля» обратить внимание на ударение. Действительно, если бы это слово обозначало страну, лежащую у гор, то ударение падало бы на второй слог, в то время как в слове Югорская оно надает на первый.

4. В то время в России еще не существовало регулярного войска, которое завел только царь Иван Васильевич под именем стрельцов, вместо них прежде служили дворяне, из них знатные были воеводами и головами, по нынешнему полковниками, а незнатные несли рядовую военную службу, за что получали денежное жалование и землю, носившую название поместья. Дворяне из городов и дети боярские были из самого низкого шляхетства. Дети боярские назывались так потому, что они служили под началом бояр, как их дети. Собственно говоря, их следовало бы ставить ступенью ниже самого мелкого дворянства, несмотря на то, что их потомки в настоящее время считают себя равными прочим дворянам в тех местностях, где это название не употребляется. До сих пор имеются такие дворяне и дети боярские в городах по Волге ниже Казани и но всей Сибири, сыновья которых получают это звание только тогда, когда они, но примеру отцов cвoиx, верстаются в службу.

5. См. степенные в Академической Библиотеке под № № 12, 13 и 14: «В лето 7007 великий князь Иван Васильевич посла воинство свое на Угорскую землю и на гогуличи (вогуличи). И шедше взяша грады их, и землю повоеваша, и князей поймав приведоша на Москву, прочих же угричь и гогуличь побиша. И приидоша вси здраво к великому князю».

6. См. разрядные книги 7009 г.: «Послал великий князь князя Петра Федоровича Ушатого да поддал ему детей боярских вологжан. А пошли до Пинежского волочку реками 2000 верст, да тут сождались с двиняны, да с пинежаны, да с важаны. А пошли с Ильина дня Колодою рекою 150 верст, с Оленья броду, на многие реки ходили и пришли в Печору реку до Усташа града. И тут воеводы сождались князь Петр со князем Семеном Курпским да с Васильем Ивановичем Гавриловым, да тут осеновалп и город зарубили. А с Печоры реки воеводы пошли на Введеньев день святые богородицы. А от Печоры воеводы шли до Камени две недели. И тут развелися воеводы князь Петр да князь Семен через Камень щелью, а Камени в облаках не видити, а коли ветрено, ино облака раздирает; а длина его от моря до моря. И убили воеводы на Камени самоеди 50 человек, а взяли 200 оленей. От Камени шли неделю до первого городка Ляпина; всех по та места верст шли 4650. Из Ляпина встретили с Одора на оленях Югорские князи. А от Ляпина шли воеводы на оленях, а рать на собаках. (А) Ляпин взяли и поймали 33 городы, да взяли 1009 человек лучших людей, да 50 князей привели. Да Василий же Бражник взял 8 городы да 8 голов. И пришли к Москве дал бог здорово все на велик день к государю.

7. Степенная № 15 и два летописца № № 7 и 8 Академической библиотеки, согласно об этом пишут: «7007-го году послал великий князь воевод своих князя Семена Федоровича Курпского, да князя Петра Федоровича Ушатого да Василия Бражника с силою, с устюжаны, двиняны, и с вятчаны, и с вычегжаны, на Угорскую землю и на гогуличи (вогуличи). Они-же шедше городы поимаша и землю повоеваша, и князей приведоша с собой на Москву, а иных князей и земских людей к роте приведоша, по их вере, за великого князя, а иных князей и иных людей югрич и гогулич тамо побиша. И приидоша на Москву к великому князю вси здраво лета 7008-го марта».

8. Herberstein. Comment. rеrum Moscov., в Script, rerum Moscov., p. 11. Respubl. Moscow., p. 18. Союзный трактат с маркграфом Альбрехтом бранденбургским и герцогом Прусским, заключенный 25 марта 1516 г. против короля польского Сигизмунда, папеч. у Гундлинга, Bestand des Russischen Kaysertituls, S. 13.

9. Исаак Масса, голландский описатель земель, впервые напечатал об этом в 1609 г. После этого Ник. Витзен повторил его рассказ в своем драгоценном труде Noord en Oost Tartarye, изд. 1, ч. II, стр. 512 и сл., изд. 2, стр. 826 и сл.; кроме того, имеется французский перевод этого известия в Recueil des voyages de la Compagnie des lndes Orientales, t.1, p. 151 и сл.

10. Хотя в помянутом известии не приводится родовое имя Строгановых, но достаточно того, что в нем названо имя Аника, и этот Аника с его честностью, благочестием, щедростью и готовностью служить родине описан так, что в нем без труда можно узнать родоначальника фамилии Строгановых. Витзен, назв. соч., изд. 2, стр. 735 и сл., сообщает примечательное известие о происхождении рода Строгановых. Родоначальником его он считает одного татарского князя из Золотой Орды, который пришел в Россию и принял христианство, из-за чего татары так огорчились, что начали воевать с русскими. Великий князь отправил его со значительными силами против татар. Но сражение кончилось для него неудачей, и он попал в плен к своим соплеменникам, которые с ним очень жестоко поступили: его тело рассекли на мелкие куски и будто бы строгали. У него осталась в России беременная жена, которая в скором времени родила сына; на память о том, как погиб его отец, ему дали имя Строганов, от слова строгать. Если это известие сопоставить с известиями, имеющимися у фамилии Строгановых, согласно которым их родоначальник носил имя Спиридона и жил во времена великого князя Димитрия Ивановича Донского, то можно думать, что это имя и является тем, которое подучил при крещении вышеназванный татарский князь. Если Витзен говорит дальше, что фамилия Строгановых раньше жила в Новгороде, то это может быть верно относительно правнука Спиридона. Козьма, Лука, Федор и Аника, согласно имеющейся в семье Строгановых поколенной росписи, были потомками Спиридона по прямой линии. Между ними особенно известен и богат был Лука Строганов. В царской жалованной грамоте 24 марта 1610 г., на ряду с другими заслугами Строгановых, отмечено, что один из их предков, который по времени не может быть не кто другой, как названный Лука Козьмин сын, выкупил из татарского плена великого князя Василия Васильевича Темного. Возможно, что Федор Строганов в конце XV века, после взятия Новгорода великим князем Иваном Васильевичем, покинул этот город; как известно, многие жители Новгородской области в то время оставили ее пределы и переселились на реку Двину. С этого времени нет уже больше упоминаний о семье Строгановых в Новгороде, но зато они встречаются в Устюге и у Соли Вычегодской, где Аникины старшие братья и он сам прославились разработкой соляных промыслов. Сохранилась жалованная грамота, которую дал 9 апреля 1517 г. великий князь Василий Иванович трем старшим сыновьям Федора Строганова – Степану, Осипу и Владимиру на найденные ими и разрабатываемые соляные промыслы в Устюжском уезде. Эта грамота особенно примечательна для фамилии Строгановых тем, что им уже тогда был предоставлен ряд прав как в отношении их людей, которых они сами судили по всем делам, кроме уголовных, так и в отношении их самих – никто не мог судить их кроме самого великого князя. Об Анике Строганове и об его потомках будет еще сказано в дальнейшем. Надо упомянуть только еще об одном обстоятельстве, касающемся родоначальника фамилии Строгановых: по словам Витзена, он привез со своей родины и ввел в употребление в России татарские счеты, на которых производят арифметические вычисления при помощи шариков, надетых на проволоку.

11. Нakluуt. Princip. navigations, part II, p. 292, 321.

12. Реtrеius. Moscowitische Chronik, S. 184 и сл.

13. Образцов переписки прежних российских царей с европейскими и азиатскими дворами, которые были собраны в 1678 г. из имевшихся в Посольском приказе материалов.

14. Прилож. № 1.

15. Степенная в Академической библиотеке под № 12, степень 17, гл. 21: «О покорении Сибирский земли к государю. 7065 году от Сибирского князя Едигера прииде посол ко царю и великому князю и дань привезе, но не исполнену. И того ради государь на Сибирского посла опалу свою возложил и все имение его повеле взять на себе. В Сибирь же посла своего посланника с писанием, яко да исправятся пред ним. И привезоша дань исполнену со всея земли Сибирские и во веки поработишася государю». Летописи описывают все это более подробно: «7065 году месяца ноября пришел из Сибири Митька Куров, посол царя и великого князя, и с ним пришел от Едигера, князя Сибирского, посол Боянда, а привез царю и великому князю дани 700 соболей». Об оной (в рукописи: «обыскной») дани писал Едигер князь всея земли Спбирския, что их воевал Шибанской царевич и людей поймал многих. А Митька Куров сказывал, что им возможно было сполна дань прислать, да не похотел. И царь и великий князь на Сибирского посла опалу положил, велел его животы поймать, а ему за сторожи сидеть; а в Сибирь послал служивого татарина с грамотою, чтобы во всем пред ним государем исправили». Другая летопись содержит продолжение: «7066 году приехали из Сибири царя и великого князя служивые люди татаровя Девлет Козя да Сабаня Рязанов, а с ними Едигеря, князя Сибирского, посланники Истемир с товарищами, и привезли дань Сибирские земли сполна 1000 соболей, да дорожной пошлины 100 соболей, да 69 соболей за белку, да грамоту шертную привезли со княжиею печатью, что ся учинил князь в холопстве, а дань на всю свою землю положил впредь ежегод безпереводно царю и великому князю со всей Сибирской земли давать. И царь и великий князь посла его Боянду выпустил и очи свои дал [видеть] и пожаловал отпустил; а с ним послал служивых татар по дань в передней год».

16. Сокращенное имя Митька значит Димитрий. Обычай писаться полуименем был запрещен царем Петром I в указе 30 декабря 1701 г.

17. См. выше, гл. 1, § 68 и сл.

18. В главе 1 § 69 рассказывается, как князь Едигер был побежден ханом Кучумом. Это произошло именно в данное время, причем под именем Шибанского царевича нельзя подразумевать никого другого, как хана Кучума; вероятно, шибанским царевичем его называли, как потомка хана Шейбани, внука Чингис-хана.

19. Прилож. № № 2, 3 и 5.

20. § 12.

21. Прилож. № 4.

22. Прилож. № 5.

23. Под остяками надо понимать здесь вогулов, живших в верхней части реки Чусовой и по сторонам Югорских гор. Название «остяки» было заимствовано тогда от татар, называвших все народы, жившие в тех местах, общим именем остяков, по-татарски «иштяк».

24. Рассказом о последующих событиях начинаются сибирские летописи, которыми я буду пользоваться, пока не дойду до тех времен, о которых имеются архивные материалы; сравнение последних с летописями сделает рассказ вполне достоверным: архивные же материалы послужат для исправления и дополнения летописей.

25. В исчислении времени и в рассказе о походе стольника Мурашкина я следую Ремезовской летописи, так как прочие сибирские летописцы об этом ничего не говорят.

26. Ермак есть сокращенное имя от полного Ермолай.

27. Орел городок, в виду открытых там соляных источников, был построен Строгановыми по царской жалованной грамоте 2 января 7072 (1564) г. Это место уже раньше называлось Орел, и хотя новому городку, я не знаю по какой причине, дали название Кергедан, но первое название пользовалось большим распространением, тогда как последнее известно только из жалованных грамот. Таким же образом было забыто и название Канкара, которое носил первый Строгановский городок на Каме, построенный по жалованной грамоте 4 апреля 7066 (1558) г. Он находился при впадении в Каму речки Пыскорки, там, где теперь стоит Пыскорский монастырь и открыт медный рудник. Пыскорский монастырь построен Строгановыми в 1570-м г. Так как монастырь весьма нуждался, то Строгановы уступили ему не только городок Канкар и принадлежавшее, к городку усолье, но и все земли от речки Пыскорки до северных границ их владений, т. е. до речки Лозвы. С этих пор упоминается только Преображенский Пыскорский монастырь, а название городка Канкара больше не встречается. После этого главным местом своего пребывания Строгановы избрали Орел. Новое Усолье, теперешнее главное место Строгановских владений в Пермской земле, построено уже после.

28. Мы упоминали выше об Якове Аникиеве, сыне Строганове. Его сын Максим оказался, таким образом, исполнителем заветных желаний своего деда в отношении Сибири. У Витзена, во втором издании на стр. 734, во время похода Ермака, главой Строгановых назван Даниил. Ошибка произошла, очевидно, оттого, что Даниил Строганов был старшим в семье в то время, когда Витзен находился в Москве, именно в 1677 г. Даниил был внуком Максима; его отца звали Иваном. Два других сына Максима умерли, не оставив наследников, так же как и Никита, сын Григория Строганова, старшего сына Аники. Сам Даниил и его брат Михаил не оставили мужского потомства. Третий сын Аники – Семен продолжил род Строгановых до наших дней. После него осталось два сына: Андрей и Петр, из которых первый в 1607 г., благодаря своей верной службе в Смутное время, получил от царя Василия Ивановича Шуйского для себя и для своих потомков почетное звание «именитого человека», которым, кроме Строгановых, никто не пользовался. Издавна одним из важных преимуществ отдельных родов и лиц было то, что в царских указах и на суде к имени отца прибавлялся слог «вич», причем пропуск его рассматривался, как оскорбление, если, напр., вместо Алексеевич было написано Алексеев сын; это право предоставлялось только знатнейшим из служилых людей и тем, которые занимали видные и почетные должности. Подобно им, и Строгановы получили тогда это преимущество. Кроме того, ни они сами ни их люди не подлежали общему суду. С жалобами на них надо было обращаться непосредственно к царю, а своих людей судили они сами. Все эти преимущества получили они для себя и для своих потомков и людей в 1614 г. сентября 3 от царя Михаила Федоровича, в награду за их большие заслуги в деле освобождения Москвы от поляков. Эти пожалования подтверждались и последующими царями во многих жалованных грамотах. Так как вся фамилия Строгановых отличалась набожностью, справедливостью и щедростью, то божье благословение почивало на них, благодаря чему Строгановы получали все больше и больше земных благ. Они пребывали в постоянной милости у тогдашних государей и пользовались общей любовью, дружбой и доверием со стороны богатых и бедных. Уже в прошлом столетии эта фамилия была связана брачными узами с княжескими фамилиями. Сын названного выше Андрея Дмитрий Строганов был женат на княжне Волконской, его сын Григорий Дмитриевич Строганов состоял в первом браке с княжной Мещерской. Его вторая супруга Мария Яковлевна, из знатного рода Новосильцевых, своей благотворительностью помогала многочисленным шведским военнопленным забыть свою неудачу при Полтаве. Из дочерей Строгановых, Пелагея Дмитриевна, сестра Григория Строганова, была замужем за князем Голицыным; Степанида, дочь Даниила Строганова, была женой князя Урусова; Анна Петровна, племянница Андрея, состояла в браке с князем Звенигородским. Григорий Дмитриевич оставил после себя трех сыновей: Александра, Николая и Сергея, которые в 1722 г. получили от царя Петра Великого баронство и, благодаря своим исключительным заслугам, достигли высоких придворных и государственных должностей. Барон Александр Григорьевич не оставил после себя мужское потомства. Одна из его дочерей вышла замуж за камер-юнкера князя Петра Михайловича Голицына. Барон Николай Григорьевич имел многочисленное потомство обоего пола; его сын и две дочери уже состоят в браке, сын женат на княжне Голицыной, одна из дочерей вышла замуж за обергофмейстера графа Скавронского, а другая за князя Долгорукова. Единственный оставшийся в живых сын барона Сергея Григорьевича камер-юнкер Александр Сергеевич Строганов недавно по высочайшему повелению был отправлен в Вену к Римскому императорскому двору, где получил от императора Римского звание графа Священной Римской империи. Его супруга, графиня Анна Михайловна, является дочерью канцлера графа Михаила Ларионовича Воронцова. Так возвышает, так благословляет провидение всех, имеющих заслуги перед родиной. В истории Сибири неоднократно должна быть отмечена эта фамилия, принимавшая в ней такое большое участие и любезно предоставившая автору для пользования свой архив.

29. Изд. 2-е, стр. 736.

30. § 47.

31. Reisebeschreibung nach China, cap. III, S. 25; то же в Voyages au Nord, t. VIII, p. 24.

32. Жареная овсяная крупа, которая в сухом виде или смешанная с водой употребляется в пищу.

33. Два с половиной фунта.

34. § 29.

35. Описание этой пещеры сходно с тем, которое дано в труде Витзена, над. 2, стр. 736.

36. § 28.

37. Гл. 3, § 3.

38. Три реки, которые носят название Утки и впадают с южной стороны в Чусовую, различаются названиями Верхней, Средней и Нижней; последняя называется также Межевой Уткой, т. е. пограничной, так как она служит в настоящее время границей Строгановских владений со стороны Сибири. Строгановы вначале не имели средств заселить всю область по реке Чусовой до ее истоков, полученную ими по жалованной грамоте. Между тем, верхотурские воеводы стали раздавать земли именно в верхнем течении этой реки, и на Нижней или Межевой Утке эти поселения встретились со Строгановскими.

39. § 37.

40. Это место в память Ермака называется «Ермаковым городищем»; оно находится на северо-восточном берегу Серебрянки при устье небольшой речки Кокуя.

41. Ремезовская летопись называет, правда, эту речку Абугаем, но в тамошних местах не имеется реки с таким названием; в данном случае скорее можно верить рассказам местных жителей, так как они подтверждаются разными следами на пути.

42. Оно находится приблизительно в трех верстах ниже Баранчи, на западном берегу реки Тагила, при устье речки Медвежьей, впадающей с той же стороны в Тагил.

43. Стр. 237, прим.

44. По имени этого Епанчи в просторечии город Туринск и до сих пор называет Епанчиным.

45. Гл. 1, § 61 и сл.

46. Это название получила основанная позже в этом месте русская деревня.

47. Маметкул называется в летописи сыном хана Кучума, но, как уже сказано выше в § 18, он был его братом. См. об этом также гл. 3, § 43.

48. Гл. 3, § 34 и сл.

49. § 68.

50. Гл. 1, § 73.

51. Гл. 2. § 55.

52. Этот городок был заселен, по всей вероятности, чувашами, которых хан когда-то вывел из Казани.

53. Изд. 2-е, стр. 739.

54. § 72.

55. У Витзена на стр. 739 и далее говорится, кроме того, о двух нападениях казаков на ханскую столицу, которую Витзен опять смешивает с городом Тобольском. Хотя большинство обстоятельств не совпадает с описанными ранее, можно, однако, признать, что здесь говорится о двух боях у Чувашского мыса. Заслуживает внимания сообщение, будто Ермак при первом нападении, чтобы усыпить бдительность и не вызвать беспокойства среди врагов, велел зарядить пушки и мелкое оружие одними пыжами и что при втором нападении он стрелял уже настоящими, отчего больше всего зависел исход битвы. Такая хитрость могла быть употреблена, хотя Сибирские летописи об этом не упоминают, но в них кратко описываются только главные события, а мелкие обстоятельства нередко совсем опускаются.

56. § 78.

57. Гл. 3, § 9.

58. Стр. 738.

59. § 47.

60. § 61.

61. § 71.

62. На татарском языке все проточные озера называются «бюрень», а непроточные – «куль».

63. По-татарски «мазарет» (гл. 1, § 76).

64. Гл. 1, § 81.

65. § 73.

66. §§ 78 и 79.

67. Стр. 739.

68. § 82.