Комментарии

1. Авторство "Истории Агван" приписывается обычно двум Моисеям — Каганкатваци и Дасхуранци. Однако до сего времени вопрос о действительных именах авторов "Истории" остается без ответа, ибо до нас не дошло ни одного намека об имени автора или авторов "Истории" и суждения по этому поводу весьма разноречивы. В основном они основаны на тексте самой летописи, где сказано: "Село Каганкатуйк, в той же области Ути, откуда и я" (История Агван Моисея Каганкатваци. СПб, 1861, стр. 106.). Л. М. Манандян считает, что прозвище автора "Каганкатваци" представляет собой выдумку позднейших писателей, введенных в заблуждение неправильным толкованием текста летописи, и называет автора Моисеем из Ути (Beitraege zur albanischen Geschichte, Leipzig, 1897, S. 22). Следуя этой традиции, М. Абегян считает, что автором летописи был Моисей, "как он сам пишет, родом из села Каганкатуйк в области Ути" (История древнеармянской литературы, т. I, Ереван, 1948, стр. 521). Первым, кто стал говорить об авторе "Истории", как о Каганкатваци был Мхитар Айриванци (Histoire Chronologique par Mkhitar d'Airivank, XIII S., trad. de l'Armenien par M. Brosset, St.-P., 1869, p. 88), но как он, так и последующие писатели говорят о Каганкатваци как об авторе всех трех частей "Истории". На это обратил внимание и К. Пагканов, заявивший, что он был бы согласен признать автора писателем VII века, если бы кто-нибудь из армянских писателей упомянул об "Истории Агвании" в двух книгах, потому что третья часть бесспорно есть произведение X века" (СПб, 1861, стр. VII–IX). Изложенные в летописи события, относящиеся к VII в., рассказываются очевидцем, о чем свидетельствует приписка в конце рукописи № 667 (1855 г.) Матендарана: "История сия переписана с копии, называемой "Историей Агван", которая была написана в 74 году армянском [625 г. н. э.] вардапетом Моисеем Каганкатваци". Однако, несмотря на это указание, З. И. Ямпольский справедливо замечает, что оно ни в коем случае не уничтожает сомнительности того, что "имя Моисея Каганкатваци было достоверно известно" (К изучению Летописи Кавказской Албании, стр. 150).

Самая древняя рукопись "Истории" относится к 1279 г. (СПб, 1861, стр. IV), и поэтому достоверность имени автора очевидца событий VII в. Моисея Каганкатваци опирается только на свидетельство Мхитара Айриванци. Настоящее же имя этого человека нам неизвестно. В качестве второго автора "Истории" — продолжателя Моисея [Каганкатваци], также называется Моисей. Ученик Мхитара Гоша [учитель Киракоса Гандзакеци] вардапет Ванакан проливает свет на прозвище второго Моисея. Задавая вопрос: "Кто есть агванский историк?", он дает на него ответ: "Моисей из села Дасхорен" (L. Alisan, Hayapatum, patmick... Hayoc, Venice, 1901, стр. 175 (дальше L. Alisan); Т. Тер-Григорян. К вопросу об "Истории страны Албанской Моисея Каганкатваци", стр. 90).

Таким образом, подтверждается наличие двух Моисеев. Мхитар Гош, как видели, говорит, что автором "Истории" был Моисей Дасхуранци, "который сделал полный (подчеркнуто нами — З. Б.) отчет об албанской династии" (см. стр. 8 настоящей работы), Киракос Гандзакеци (XIII в.) считает Моисея Каганкатваци автором X в. (История, Баку, 1946, стр. 15). Очевидно на основании последних данных Н. Акиньян пришел к выводу, что автором "Истории" был только один Моисей Дасхуранци (Handes Amsorya, 1963, № 1–3, S. 29). Ч. Довсет считает, что "прозвище Каганкатваци относится к имени монастыря Моисея в Каганкатуйке, в то время как Дасхуранци относится к его родной деревне. Мы могли таким образом считать, что Моисей Каганкатваци и Дасхуранци — одно и то же лицо" (The Albanian Chronicle of Mxitar Gos. BSOAS, XXI/3, 1958, p. 476). Однако Т.И.Тер-Григорян в своем исследовании придерживается мнения о наличии двух авторов "Истории": Моисея Каганкатваци, описавшего события до VII в., т. е. первые две части "Истории", и Моисея Дасхуранци, добавившего третью ее часть (К вопросу об "Истории страны Албанской" Моисея Каганкатваци", стр. 91). Но, как правильно отметил З. И. Ямпольский, рассуждения о том, был ли автором один и тот же Моисей (Каганкатваци-Дасхуранци), как это делают Н. Акиньян и Ч. Довсет, или же Моисеев было два, основаны на весьма призрачных и шаблонных доказательствах, ибо до сего времени ни один из исследователей "Истории" не уделил детального внимания ее началу, которое более всего уточняет имена ее авторов (К изучению Летописи Кавказской Албании, стр. 150). Именно в этой части "Истории", где содержатся сведения по VII в., есть следующая запись очевидца событий: "Я, Адриан, писавший это упоминание, прошу вас, читателей, упомянуть меня, недостойного" (СПб, 1861, стр. 98). Переписчик никак не мог вставить слова Адриана в одну из начальных глав "Истории" и поэтому мы полностью согласны с мнением З. И. Ямпольского, считающего, что Адриан является одним из наиболее достоверных авторов "Истории" (К изучению Летописи Кавказской Албании, стр. 150–151), ибо именно в той части ее, где Адриан упоминает о себе, мы читаем уже отмеченное выше выражение автора: "Села Каганкайтук, в той же области Ути, откуда и я". Что Адриан был утийцем (албаном), видно из его же слов: "в стране нашей Албании", (СПб, 1861, стр.93). Приведенные детали заставят, очевидно, исследователей по-новому подойти к вопросу об авторстве "Истории Агван".

2. См.: История Агван, СПб, 1861, стр. 6, 280.

3. Список католикосов Албании взят Мхитаром Гошем из "Истории" (стр. 220–283). Однако вместо Карена в "Истории" стоит Моисей. То же и у Киракоса Гандзакеца (История, 100).

4. Сообщение в "Истории" отсутствует. Бегамеджк — букв. "между двух усов". В "Истории Грузии" (армянский текст) для этого места выделяется название "Игамеджк" ("между деревень"?). Киракос Гандзакеци (стр. 104) располагает Бегамеджк в области между Бардой и Байлаканом. Однако ни у одного автора упоминаний об этой местности, как и о Газарапате, нет.

5. В "Истории Агван" Григорис значится после Егише, затем Шупхагишо, а Григор идет по порядку девятым. Киракос Гандзакеци (стр. 100) Григора не приводит, ибо до этого он упоминает Григориса. Григорис (по Киракосу — внук Григора) жил при царе Санатруке (320–338 гг.). Он был убит на равнине Ватнян, южнее Дербенда (Киракос Гандзакеци, стр. 100). Мхитар Гош помещает перед Григорисом шесть лиц (после Егише). У Киракоса Гандзакеци (стр. 100) это расхождение фиксируется: "Потом [после Егише] епископом был Шупхагишо; но относительно обозначения этого мужа в начале [списка] у нас есть сомнения. Ибо тот, кто написал "Историю Агван", это имя обозначил при Вачагане Благочестивом, а доказательством этому — постановления, изданные царем Вачаганом совместно со всеми епископами Албании где написано (История, стр. 65): "Я, Вачаган, царь Албанский и архиепископ Партава Шупхагишо". А после этого имя его списке не упоминается, но мы как нашли, так и записали". Очевидно Киракос Гандзакеци просто последовал порядку приведенному у Мхитара Гоша, ибо он не мог не знать, что Шупхагишо упоминается в "Истории Агван" еше раз, во время обретения мощей Григориса, как "главный епископосапет" Вачагана, (стр. 65).

6. Ч. Довсет (стр. 477): "т. е. 101-й год Saeculum novum 1101-й год Рима = 348 г. н. э." См.: Е. Dulаurier, Recherches sur la chronologie armenienne technique et historique, Paris, 1859, p. 49. Фавст Бюзандаци (III, 6), Моисей Хоренаци (III, 3) и Моисей Каганкатваци (I, 14), рассказывая о мученичестве Григориса, не определяют дату. Хоренаци устанавливает, однако, что на престол Албании Григориса назначил царь Трдат III и что его смерть от руки Санатрука последовала после смерти Трдата (ок. 330 г.). Это после мученичества Григориса Санатрук напал на Армению, когда царем был Хосров II Котак (ок. 330–340 гг.), а отец Григориса Вртанес был католикосом (ок. 333–342 гг.).

7. В "Истории Агван" (стр. 280) перед Захарией идет Григор, вместо которого у Мхитара Гоша, Киракоса Гандзакеци и Мхитара Айриванеци (стр. 16) следует святой Григорис.

8. "История Агван" (стр. 280) и Киракос Гаидзакеци (стр. 100) представляют святого Иоанна также и "епископом гуннов".

9. Еремия был католикосом Албании при царе Арсвагене (начало V в.). Считается, что при нем Месроп Маштоц изобрел албанский алфавит.

10. "История Агван" (стр. 90–91, 280) определяет службу Абаса 44 годами. В армянской "Книге писем" (Тифлис, 1901, стр. 81) в письмах армянского католикоса Ованеса II (557–574 гг.), время пребывания Абаса католикосом определяется 552–596 гг., т. е. тоже 44 года. K. Basmadjian, Chronologie de l'histoire, d'Armenie, "Revue de l'Orient Chretien", XIX, 1914, p. 366—369, приложение к J. de Mоrgan, Histoire du peuple armenien, Paris, 1919, p. 367 (далее — К. Басмаджан) приводит дату 552–594 гг. N. Akinean, Handes Amsorya. 1953, стр.572: 551–595 гг. Далее — Н. Акиньян.

11. "История Агван" (стр. 281) — 34 года; К. Гандзакеци (стр. 101) и Мхитар Айриванеци (стр. 16) — 33 года. К. Басмаджан датирует время правления Виро 596–630 гг., Т. Тер-Григорян (прим. 650 к "Истории" К. Гандзакеци) — 596–631 гг. В правление сасанида Хосрова II (590–628) католикос Виро за участие в восстании албанских князей против Персии был заточен и в течение 25 лет находился иод стражей. Виро возвратился в Албанию только после смерти Хосрова II в 628 г. (История Агван, стр. 118). Таким образом, приводимая Мхитаром Гошем дата смерти Виро — 75 год армянский (23.VI.626 – 22.VI.627) не соответствует действительности. Н. Акиньян — 596–630. М.Айринанеци (стр. 75) после Абаса приводит имя католикоса Тиранума, однако, как отмечает М. Броссе, это имя нигде более не встречается. Только М. Чамич (II. 944) говорит о "варданете философе" Тирануме из Кафана, да и то относит его к XI в.

12. "История Агван" 17 лет; Ч. Довсет (стр. 478) ошибочно указывает 15 лет; К. Гандзакеци и М. Айриванеци — 15 лет; К. Басмаджан — 630–645 гг.; Т. Тер-Григорян — 15 лет (прибл. 631–646 гг.); Н. Акиньян 630–644 гг.

13. "История Агван" — 25 лет; М. Emin, Movsesi Kalankatuacwoy Patmutiwn Aluanic asxarhi, M., 1860 (Тифлис 1912) (далее — изд. M. Эмина) — 27 лет; К. Гандзакеци — 25 лет; М. Айриванеци — 27 лет; К. Басмаджан — 645–670 гг; Т. Гер-Григорян — 27 лет (прибл. 646–673 гг.); Н. Акиньян — 644–667 гг.

14. "История Агван", К. Гандзакеци, М. Айриванеци — 12 лет; К. Басмаджан — 670–682 гг.; Т. Тер-Григорян — 12 лет; Ухтанес упоминается при князе Джеваншире (впервые в 661 г,). Однако автор "Истории Агван" отмечает, что его преемник Егиазар был избран патриархом в 681 или даже 680 г; Н. Акиньян — 668–679 гг.

15. "История Агван", К. Гандзакеци, М. Айриванеци — 6 лет; К. Басмаджан, 682–688 гг.; Т. Тер-Григорян — 6 лет. Избран приблизительно в 680 г. Егиазар упоминается при Джеваншире и при Вараз-Трдате I. Однако дата Мхитара Гоша скорее всего соответствует времени службы следующего Католикоса — Нерсеса (Бакура). Н. Акиньян — 679–684 гг.

16. "История Агван" — 17 1/2 лет (стр. 241) и 17 лет (стр. 281), К. Ганзакеци, М. Айриванеци — 17 лет; К. Басмаджан — 688–700 гг.; однако более подходит дата 688–704 гг. ("История Агван", стр. 237–238, 240–245); Т. Тер-Григорян — 17 1/2 лет (686–704 гг.). Упоминается при армянском католикосе Илье (Егие) — 703–717 гг.; И. Акиньян — 684–700 гг.

17. "История Агван" (стр. 282), К. Гандзакеци — 1 1/2 года; М. Айриванеци — 2 года; К. Басмаджан — 700–702 гг.; вернее — 704–706 гг. (см. "История Агван", стр. 240–241, 253–254); Т. Тер-Григорян — 1 1/2 года (704–706 гг.). Симеон был рукоположен при католикосе Илье.

18. "История Агван" — 37 лет; К. Sahnazarean, Patmutiwn Alvanic arareal Movsisi Kalankatuacwoy, Париж, 1860, (далее — изд. К. Шахназаряна) — 35 лет; изд. Н. Эмина — 17 лет; К. Гандзакеци (стр. 101–102) — 35 лет; К. Басмаджан — 702–737 гг. Однако более точно — 706–741 гт. (см. "История Агван" стр. 255); Т. Тер-Григорян — 37 лет (706–743 или 706–741 гг.). Дата, приводимая Мхитаром Гошем, относится к году смерти Микаэла.

19. "История Агван", К. Гандзакеци (Анания) — 4 года; М. Айриванеци — 3 года; К. Басмаджан — 737–741 гг. Более правильно — 742–746 гг.; Т. Тер-Григорян (прим. 23) — прибл. 743–747 гг.

20. "История Агван", К. Гандзакеци (стр. 102) — 17 лет; М. Айриванеци — 15 лет; К. Басмаджан — 741–758 гг. Однако это неточно, ибо в "Истории Агван" (стр. 282) говорится: "На его [Иосифа] пятом году исполнилось 200-летие Армянской эры". То же самое отмечается и у К. Гандзакеци (стр. 102). Ч. Довсету эта формулировка кажется странной (стр. 4, 8). Имея в виду, однако, что конец 200 г. Арм. — 21.V.752 г. и начало 201 г. Арм — 22.V.752 г. входят в указанное пятилетие, можно полагать, что первым годом патриаршества Иосифа был 197 г. Арм — 23.V.748 г. Следовательно, временем его службы были 748–763 гг. Т. Тер-Григорян, также имея в виду 200-летие армянского летоисчисления выводит годы 746–763, т. е. отводит на патриаршество 17 лет.

21. "История Агван", К. Гандзакеци, М. Айриванеци — 4 года. К. Басмаджан — 758–762 гг; Т. Тер-Григорян — 4 года (763–767 гг.), что вернее.

22. "История Агван", К. Гандзакеци, М. Айриванеци — 9 лет; К. Басмаджан — 762–771 гг.; Т. Тер-Григорян — 9 лет (767–776 гг.). Эта же дата, приведенная у Мхитара Гоша, совпадает с годом смерти Давида.

23. "История Агван", К. Гандзакеци — 1 1/2 года; М. Айриванеци — 2 года; К. Басмаджан —771–773 гг.; Т. Тер-Григорян — 1 1/2 года (776 — 778 гг.).

24. "История Агван" — 2 года; К. Гандзакеци — 1 1/2 года; М. Айриванеци — 2 года; К. Басмаджан — 773–774 гг.; Т. Тер-Григорян — 2 года (778–780 гг.).

25. "История Агван", К. Гандзакеци, М Айриванеци — 2 года; К. Басмаджан, 774–776 гг.; Т. Тер-Григорян — 2 года (780–782 гг.).

26. "История Агван" — 1/2 года; К. Гандзакеци (Венеция) — 3 года; М. Айриванеци — 1 год; К. Басмаджан — 776–776 гг.; Т. Тер-Григорян — 1/2 года (782 г.).

27. "История Агван", К. Гандзакеци — 4 года; М. Айриванеци — 3 года; К. Басмаджан — 776–781 гг.; Т. Тер-Григорян — 4 года (782–786 гг.). Дата Мхитара совпадает с годом смерти Теодороса.

28. "История Агван" — 11 лет; изд. К. Шахназаряна, К. Гандзакеци — 11 1/2 лет; М. Айриванеци — 2 года; К. Басмаджан — 782–792 гг.; Т. Тер-Григорян — 11 1/2, лет (786–798 гг.). Ч. Довсет — 786–797 гг.

29. "История Агван", К. Гандзакеци, М. Айриванеци — 25 лет; К. Басмаджан — 794–819 гг.; Т. Тер-Григорян — 25 лет (798–823 гг.) Ч. Довсет — 797–822 гг. Йовханнес перенес патриарший престол Албании из Партава в Бердакур.

30. "История Агван", К. Гандзакеци, 1/2 года; М. Айриванеци — 1 год; К. Басмаджан — 820–820 г.; Т. Тер-Григорян — 1/2 года (823 г.), Ч. Довсет — 822 г.

31. "История Агван", К. Гандзакеци, М. Айриванеци — 28 лет; К. Басмаджан — 820–848 гг.; Т. Тер-Григорян — 28 лет (823–851 гг.); Ч. Довсет — 822–850) гг.

32. "История Агван", К. Гандзакеци — 25 лет, М. Айриванеци — 9 лет. "История Агван" (стр. 283) и К. Гандзакеци (стр. 102) отмечают, что "на третьем году его [Йовсепа] святительства завершилось трехсотлетие армянского летоисчисления", т. е. если этот третий год падает на начало 301 г. Арм. = 27.IV.852 г. (К. Патканов — 853 г.), то первым годом его службы был 849/50 г., который, по Ч. Довсету, соответствует точной дате смерти его предшественника Давида. К. Басмаджан — 848–873 гг; Т. Тер-Григорян — 25 лет (848–873 гг.). Это неточно, ибо если Йовсеп нес службу в течение 25 лет, то датой его службы будут 850–875 гг.; если же он служил 22 года, то — 850–872 гг. Дата смерти Йовсепа, выведенная Мхитаром Гошем, — 327 г. Арм — 878/9 — неверна. Однако, как отмечает Ч. Довсет, если его преемник Давид нес службу в течение 15 лет (до 893 г.), то тогда эта дата может быть верной.

33. "История Агран", К. Гандзакеци — 17 лет; М. Айриванеци — 12 лет; К. Басмаджан — 873–888 гг.;) Т. Тер-Григорян — 17 лет (873–890 гг.); Ч. Довсет — 872–887 или 875–890 гг. (если точно, 15 лет), или же 872–889 или 875–892 гг. (если точно, 17 лет). Вероятнее всего Самуэл нес службу до 893 г.

34. "История Агван" (Ионан), К. Гандзакеци (Унан)—8 1/2 лет; М. Айриванеци (Унан) — 2 года. Симеон Ереванци, Джамбр, М., 1958, стр. 143 (Ионан) (дальше С. Ереванци); К. Басмаджан — 888–896 гг.; Т. Тер-Григорян — 8 1/2 лет (893–901 гг.); Ч. Довсет — между 887–896 и 892–901 гг. Из "Истории Агван" (стр. 283) и К. Гандзакеци (стр. 102) видно, что Йовнан, воспользовавшись пленением католикоса Армении Георга II, рукоположил самого себя в патриархи Албании. На стр. 273–274 "Истории Агван" указана дата пленения Георга — 342 г. Арм. (включит. 17. IV.893 г). Был освобожден Хамамом в следующем году. Ч. Довсет в связи с этим считает, что Иовнан не мог стать патриархом до 893 г. и должен был нести службу приблизительно с 893 по 902 гг.

35. "История Агван" — 21 год; К. Гандзакеци — 25 лет (стр. 102 — 21 год); М. Айриванеци — 21 год; К. Басмаджан — 896–917 гг., Т. Тер-Григорян — 21 год (901–922 гг.); Ч. Довсет — 902–923 гг;

36. "История Агван" — 6 лет; К. Гандзакеци — 5 лет; М. Айриванеци — 7 лет; К. Басмаджан — 917–923 гг; Т. Тер-Григорян — 6 лет (922–927 гг.). Приводимое Мхитаром Гошем время службы Давида (35 лет) невероятно. Ч. Довсет — 6 лет (923–929 гг.).

37. "История Агван", К. Гяндзакеци, М. Айриванеци — 18 лет; изд. Н. Эмина — 19 лет; С. Ереванци (стр. 143)— умер в 941 г.; К. Басмаджан — 923–941 гг.; Т. Тер-Григорян — 19 лет (927–945 гг.); Ч. Довсет — или 929–947 гг. (если правильны, 18 лет), или 929–948 (если правильны, 19 лет). Цифра 25 Мхитара Гоша завышена.

38. "История Агван" — 14 лет; К. Гандзакеци, М. Айриванеци — 13 лет; С. Ереванци (стр. 143) — умер в 961 г.; К. Басмаджан — 941–958 гг.; Т. Гер-Григорян — 14 лет (947–961 гг.). В "Истории Агван" (стр. 283) и у К. Гандзакеци (стр. 102) отмечается, что "на четвертом году его (Гагика) правления исполнилось 400-летие армянского летоисчисления" т. е. 401 г. Арм. (вкл. 2. IV.952 г.) был четвертым годом службы Гагика, а первым годом был 398 г. Арм. (вкл. 3. IV.949 г.). Цифра 10 Мхитара Гоша занижена. Ч. Довсет, если принять цифру 14, — 948–962 гг.

39. В "Истории Агван" этому Давиду предшествует другой Давид (VI, К. Басмаджан — 961–968 гг.), служивший в течение 7 лет; Т. Тер-Григорян — 7 лет (961–968 гг.); Ч. Довсет — 962–969 гг. Давид VII ("История Агван", К. Гандзакеци, М. Айриванци — 6 лет; К. Басмаджан — 968–974 гг.; Т. Тер-Григорян — 6 лет (968–974 гг.) по "Истории Агван" и К. Гандзакеци был рукоположен армянским католикосом Ананией, умершим, по Асогику (II, 8) в 414 г. Арм. (вкл. 30. III.965 г.), а по Maттeocу Урхаеци (1, 20) — в 415 г. Арм. (вкл. 30.III.996 гг.); Т. Тер-Григорян — 968 г.; Ч. Довсет — Давид VI (962–967 гг.), Давид VII (967–973 гг.), так как 967 г. является крайней датой для смерти Давида VI и преемства Давида VII.

40. "История Агван" (Пенегас; изд. Н. Эмина, Петрос) — 18 лет, К. Гандзакеци — 16 лет; М. Айриванеци — 18 лет (974–992 гг.); К. Басмаджан — 974–990 гг.; Т. Тер-Григорян — 18 лет (974–992 гг.); Ч. Довсет — 973–991 гг.

41. "История Агван" К. Гандзакеци, М. Айриванеци — 6 лет; К. Басмаджан — 990–996 гг.; Т. Тер-Григорян — 6 лет (992–998 гг.); Ч. Довсет — 991–997 гг. "История Агван" Мовсесом заканчивает список албанских патриархов. Список продолжается К. Гандзакеци.

42. К. Гандзакеци упоминает Маркоса [I] без указания продолжительности его правления. К. Басмаджан — 996–? гг.; Т. Тер-Григорян путает Маркоса с Мовсесом.

43. К Басмаджан — 1038 г.; Т. Тер-Григорян отмечает дне даты из жизни Йовсена — 1038 г., когда он председательствовал на соборе в Ани, и 1041 г. — пребывание в армии грузинского царя Давида.

44. К. Басмаджан — ?–1077 гг.; Т. Тер-Григорян считает Маркоса II Маркосом I.

45. К. Басмаджан — 1077–1103 гг. Варданом (История. Венеция, 1862, стр. 104) упоминается в 1076 г.

46. К. Гандзакеци — 50 лет?; К. Басмаджам — 1103–1130 гг.; Т. Тер-Григорян дат не устанавливает.

47. К. Гандзакеци (стр. 103) — "1 1/2 г., года. Он [Степаннос] умер в молодости в 588 г. Арм. [15. II.1139 – 14. II.1140 г. н. э.]"; К. Басмаджан — 1130–1132 гг.; Т. Тер-Григорян определяет дату смерти Степанноса 1114 г. (?). Однако, если после смерти Степанноса патриарший престол Албании в течение 8 лет — до 1139 г. (см. ниже прим. 58) оставался незанятым, то тогда он должен был умереть в 1131 г., вступив на престол в 1129 г. Т. Тер-Григорян неправильно переводит 588 г. Арм. в наше летоисчисление — 1189 г. (прим. 653).

48. То есть с 1131 по 11.VI.1139 г. (см. ниже прим. 58).

49. С учетом изложенных событий ясно, что К. Гандзакеци неверно отмечает период, в течение которого (стр. 103 — 25 лет; С. Ереванци, стр. 146 — "около 30 лет, немногим больше или меньше") Албания оставалась без католикоса. Однако у К. Гандзакеци приведены детали, отсутствующие у Мхитара Гоша. Он упоминает епископа Карина Саака и Григора вардапета, сына Токакера, и Давида, сына Алока [Алавик], написавших письма армянскому католикосу Григорису. К. Гандзакеци приводит настоящее имя нового католикоса Гагика и отмечает, что ему во время избрания было дано имя "по имени армянского католикоса". Он отмечает, что кроме Гагика было рукоположено еще 12 епископов, а у Мхитара Гоша упоминаются только два.

50. Давид, сын Алавика Гандзакеци, автор "Книги об орудиях". См. А. Аbrahamеan, Davit Alvkay ordu kanonner. Журн. "Эчмиадзин", IX.1952–III.1953.

51. Абас и Давид (не Степаннос, см. ниже прим. 52) — сыновья Кюрике, владетеля Лори (Т. Тер-Григорян — II, 1046 — 80-е г. XI в.; Ч. Довcет — I.1048 — ок. 1090 г. Ср. J. Manandian, K'nnakan tesut'yun hay zolovrdi patmut'yan, III, Ереван, 1952, стр. 74). К. Гандзакеци (стр. 82); "А Кюрике Багратуни в городе Лори, все время обороняясь от иберов, твердо защищал свою родину. После же его смерти сыновья его, по имени Давид и Абас, из-за козней иберов покинули свою родину, пошли к персам и получили от них в наследственное владение Тавуш, Мацнаберд и другие местности. Но спустя некоторое время персы отобрали у них Тавуш и они стали жить в Мацнаберде". Ср. Вардан, LXI, стр. 106: "Этот Кюрике был сыном Давида, сына Гургена, сына Ашота Огормака [царя Армении, 953–77 гг.); его [Кюрике] отец, который похоронен в Санахине, построил Лоре и 12 других крепостей. Его [Давида] внуки Абас и Давид, притесняемые грузинами, отправились к правителю Рана [Арана] и каждый, получив по крепости, стали жить в несчастье...". Ср.: L. Mowsesian, Histoire des rois Kurikian de Lori, "Revue des Etudes Armeniennes," VII, 2, 1927, p. 235; К. Тер-Григорян, стр. 256, прим. 543: Развалины Мацнаберда находятся на холме к юго-западу от Ганджи, южнее Човдара.

52. См. прим. 51.

53. См. прим. 50.

54. Когт и Шамхор составляли одну епархию. Когт был самым северным округом провинции Арцаха, граничащим с округом Шакашен в провинции Ути.

55. Шамирамаджор (Долина Семирамиды) Берд Шамирама (Крепость Семирамиды), упоминаемая Варданом (LXI, стр. 100) в округе Парисос, в провинции Арцах.

56. Пункт неизвестен. Возможно Карби в провинции Арарат (Фома Meцопский, История Тимур Манка, Баку, 1957, стр. 58: Арарат — Карби-Котайк-Бчни; V.A.Jakobean, Manr zamana-kagrut' yunner (Малые хроники), Ереван, 1956, I, стр. 119: Карби — Тавриз-Султаниййа; там же, II, стр. 534: Тавриз — Нахчаван — Карби — Бжии — Гарни — Тифлис). L. Incicean, Storagrut'iwn hin Hayastaneayc, Венеция, 1822, стр. 285 (дальше Т. Инджиджеан) упоминает реку Кабри в провинции Сюник.

57. Монастырь в области Миапор (К. Гадзакеци, стр. 95), располагавшейся между провинциями Арцах, Гардман и озером Севан.

58. В 1139 г. Белое Воскресенье совпало с 11.VI, т. е. 27 Тре 588 г. Арм.

59. Т. Тер-Григорян (прим. 481) датирует землетрясение в Гандже 25 сентября 1139 г.

60. Землетрясение описано К. Гандзакеци (стр. 63, 103), который упоминает, что во время его погиб вардапет Григор. Погибла также и семья атабека Кара Сонкура. Толчки были настолько сильными, что обрушилась гора Кяпаз (по Киракосу — Алхарак) и, закрыв ущелье, преградила путь источнику, в результате чего образовалось озеро Гейгель. Ибн-ал-Асир (XI, стр. 51) датирует землетрясение 543 г. х. (включит. 28.VIII.1139 г.) и говорит, что под развалинами погибло 230 тыс. человек; Имад ад-дин ал-Исфахани (Recueil de textes relatifs a l'histoire des Seldjoucides, ed. Houtsma, II, Leide, 1889, p. 190) датирует землетрясение неточно 533 г. х. (включит. 8. IX.1138 г.), приводя число погибших в количестве 300 тыс. человек.

61. "История Агван" (стр. 283), К. Гандзакеци (стр. 103), Вардан (I.VI, стр. 100), М. Barkutareanc Patmutiwn Aluanic, I, Vagarsapat, 1902 упоминает Парисос как название крепости (стр. 155), города (стр. 178), округа в провинции Арцах (стр. 182) и монастыря (стр. 193) и помещает этот пункт на своей карте к северо-западу от озера Севан, в 40°28' с. ш. и 63°25' в. д.

62. Часть провинции Арцах, составлявшая в описываемый Мхитаром Гошем период независимое албанское княжество, расположенное на территории между реками Гаргарчаем и Тертером. В настоящее время эта территория входит частью в Агдамский р-н, а частью в Мардакертский, Степанакертский р-ны НКАО.

63. Ганджа, в округе Аршакашен, согласно "Истории Агван" (стр. 270), была выстроена "Хазр Патгосом" — Халидом ибн-Йазид ибн-Маз'яд аш-Шайбани в 842/3 г. Эта дата (неточная) приведена и в "Малых хрониках (стр. 391): "В 295 г. Арм. эры (846/7 г. н. э.) был выстроен Ганджак". О Гандже см. статью В. Бартольда в E. J. и работы: И. М. Джафарзаде, Историко-археологический очерк старой Ганджи, Баку, 1949, М. М. Альтман, Исторический очерк города Ганджи, ч. 1, Баку, 1949; V. Мinоrsky, The History of Sharvan and Darband, Cambridge, 1957. p. V.

64. Деметре I (1125–1156/6 гг.); Т. Тер-Григорян (прим. 471) — 1125–1154 гг., Сын Давида IV Строителя (1089–1125 гг.); Т. Тер-Григорян — Давида II, 1084–1125 гг. К. Гандзакеци (стр. 103) отмечает, что Деметре "Ворота городские перевез в свою страну".

65. См. прим. 66.

66. Об атабеке Кара Сонкуре см. статью В. Бартольда в E. J. Согласно ал-Исфахани (стр. 190), он умер в Ардабиле в 535 г. х. (1140/41 г. н. э.).

67. См. прим. 76.

68. О деятельности Джави ат-Тогрули см. у ибн-ал-Асира (XI, стр. 52, 77), ал-Исфахани (стр. 161, 165, 175, 183, 191–193, 199–204, 213).

69. Ср. Самуэл Анеци. Сборник из исторических произведений, Вагаршапат, 1893, стр. 132: "В 592 г. Арм. [включит. 14.II.1143 г.]. Чжоли обманным путем захватил крепость Хачен, добившись, с помощью клятвы, доверия князей. Он разрушил страну голодом, мечом и пленом, а священники, святые отцы и монахи были попраны ногами язычников".

70. Ср. Самуэл Анеци, стр. 138: "В 594 г. Арм. [1145/6 г.] царь Деметре убил великого Иване. И в этот самый год Чжоли, амирапет, пришел и в течение 40 дней осаждал Тавуш [Тауз] и в конце концов взял его, удалив царя Абаса, не причинив ему вреда".

71. Ср. К. Гандзакеци, стр. 82.

72. В "Истории Агван" (стр. 255) упоминается Танцик в провинции Арцах.

73. "У подножья горы Мрав, близ реки Тертер". T. Alisаn, II, стр.345, прим. 1. Ср. М. Бархударянц. История Агван, стр. 300.

74. Ал-Исфахани (стр. 204) сообщает, что Джавли умер в Занджане в Джумада в 541 г. х. [9.X–7.XI.1146 г. н. э.]. По ибн-ал-Асиру (XI, 48) Джавли умер в 542 г. х. (1147 г. н э.).

75. Ал-Исфахани (стр. 213–214) сообщает, что эмир Фарх аддин Абр ар-Рахман ибн-Тугайрк пытался захватить Армению и Аран после смерти Джавили. Однако султан Ма'суд заподозрил его вместе с Бузабехом (Мхитар Гош: Бзапай) и Аббасом, валием Рея, в измене. Ма'суд послал Фарх ад-дина в Аран и поручил Хашш-беку ибн-Баланкири (Мхитар Гош: Хазбек) и Ильдегизу (Мхитар Гош: Элткуз) убить его. См. Хамдуллах Казвини, Тарах-и Гузида GMS, XIV, стр. 467. Мхитар Гош отмечает непопулярность Фарх ад-дина в Албании (Аране). Ал-Исфахани пишет (стр. 217), что Фарх ад-дин был убит в то время, когда он готовился напасть на Грузию, в Зуль-Ка'да 541 г. х. [IV.1147 г. н. э.] — 599 г. Арм. [включ. 13.II.1147 г.]. L. Alisan (стр. 345, прим. 4) верно отмечает год Рима, относя его к 367 г. второго 500-летнего периода второго тысячелетия, т. е. к 1867 г. Varronian, однако это соответствует 1141/2 г. н. э. (536-й год персов, т. е. 536 г. х. 1141/2 г. н. э.).

76. Правители, отмеченные Мхитаром Гошем, это Мануэл I (не Михаэл. Т. Тер-Григорян (прим. 531): Эммануил); Комнен (1143–1180 гг.), сын Иоанна II или Кало-Иоанна, внук Алексея Комнена; Деметре I (1125–1155 гг.), сын Давида IV, внук Георгия II; Ма'суд (1134–1152 гг.), сын Мухаммеда I, внук Мелик-шаха I. Четвертый сельджукский султан Ирака Ма'суд имел большое влияние на события, происходившие в то время в Азербайджане, Аране и Армении. После того как Ма'суд был провозглашен султаном султанов, он назначил правителем Азербайджана, Арама и Армении своего племянника Дауда. См. Хамдуллах Казвини, стр. 464–465.

77. Бзапай, т. е. Бузабех, бывший правителем Фарса и Хузистана см. ибн-ал Acиp XI, (78) захватил Исфахан и был в 541 г. х. (1146/7 г.) разбит у Хамадана. Ср. ал-Исфахани, стр. 219–220; Хамдуллах Казвини, стр. 467.

78. Тюркское имя Эргиш упоминается у ибн-ал-Асира и ал-Исфахани в виде *** и ***. Ч. Довсет допускает, что возможно Эргиш-Агуш *** от *** Аргуш эмир, который был устранен в 549 г. х. (1154/5 г.) из Ардабиля Ильдегизом и Нусрат ад-дином Арслан-абехом (Арслан-апа) — "двумя правителями Азербайджана" (ал-Исфахани, стр. 242–243).

79. Гаввади, двоюродный брат Хашш-бека ибн-Баланкири, однажды упоминается ал-Исфахани (стр. 232) как правитель Арана, свергнутый Ильдегизом. См. прим. 91.

80. Дочь Гарбугая.

81. Изз ад-дин в других источниках не упоминается. Херкан Берд — Хepк (Херети)? Т. Тер-Григорян (прим. 610) говорит, что "область Хeрг, в более древнее время называвшаяся Херет (или Херетия), находилась на границе Албании и Иберии. Территория ее в настоящее время входит в современные Белоканский, Закатальский и Кахский районы Азербайджанской СССР". Т. Инджеджван (стр. 525) говорит, что он не знает находился ли Херг в Армении или Албании. У Хачикяна, Концовки армянских рукописей XV в., I, Ереван, 1955, стр. 205 (арм. яз.) имеется концовка 1417 г.: "... уроженец области Херг в провинции Аран, из города Бардава, из села, называемого Парис".

82. Джагри-шах, сын Махмуда II (1118–1131 гг.), султана Ирака, и брат Мухаммеда II (1153–1159 гг.), султана Ирака, упоминается у ал-Исфахани (стр. 243–244) и у Хамдуллаха Казвини (стр. 469) в связи с восстанием Сулейман-шаха, Ильдегиза и Арслан-абеха против Мухаммеда II в 549 г. х. (1154/5 г.).

83. Ср. К. Гандзакеци (стр 135): "... В крепости, называемой по-персидски Хоханаберд" (стр. 136): "в монастыре, называемом Гандзасар, против Хоханаберда"; концовка 1232 г. н. э. у G. Iovsep'ean, Visatakaranner,... Ереван, 1950, стр. 882: "монастырь, называемый Хавантук... в провинции Арцах, напротив Хавханберда." L. Аlisan (стр. 347, прим. 3) отмечает, что это монастырь, "теперь называемый также Тархан-кала на вершине холма близ Гандзасарского монастыря, у подножья которого находятся развалины села и больших зданий, называемых Дарпаснер [дворцы]". Хоханаберд — "жилище владетеля". В середине XIII в. эта крепость сделалась резиденцией владетелей Нижнего Хачена. Крепость была расположена на высокой отвесной скале над ущельем, но которому течет р. Хаченчай. Развалины Хоханаберда сейчас находятся напротив Гандзасарского монастыря, на правом берегу р. Хаченчая.

84. Ч. Довсет: "Это дословный перевод текста (...Gurbulayin, Glxawori t'urk'mani mioy, zor kocer Tawlan i hnazandut'iwn sultanin...). Это может, однако, иметь лучший смысл, если текст будет исправлен на... turk'mani mioy, or kotcr z Tawlan... "Туркмен, который призвал Тавгана".

85. Тутакеанк — человек или потомок Тутака. В источниках его имя не встречается.

86. Монастырь Гандзасар расположен на высокой горе на левом берегу р. Хаченчая. С 1511 г. стал резиденцией католикосов Албании. Храм, построенный Хасан Джалилом, расположен на высоком обрывистом плато к северо-западу от Степанакерта, НКАО. Ср.: Т. Инджиджеан стр. 314.

87. Современный Гегамский хребет, западнее оз. Севана.

88. Упоминаемый Мхитаром Гошем Севунч и его хозяин Тапакарган в других источниках не встречаются.

89. Ч. Довсет: "Крепость на с.-в. Арцаха, у р. Шамхорчай"; К. Тер-Григорян: "Монастырь-крепость на территории древней области Гардмана". Ср. Histoire de la Siounie par Stepannos Orbelian, trad. par M. Brosset, St-P, 1861, I, p. 210; К. Гандзакеци (стр. 93, 95, 123); Т. Инджиджеан (стр. 536); Иовханнес Чареци (XVI в.): "...Они рассеялись по долинам и горам Ганджи, Бардей [Барда], Джараберда, Варанда и Дизака, от реки, называемой Дизак в Череке, до самого Аракса". (Малые хроники, II, стр. 242). См. также V. Miпоrskу, Studies in Caucasian History, Cambridge, 1953, pp. 24, 33.

90. О Шамс ад-дине Ильдегизе см. статью "Ильдегиз" в Е. J. События, изложенные Мхитаром Гошем, происходили между 1147/8 и 1155 гг., когда Шамс ад-дин был больше, чем "правитель города и области Нахчаван". Ибн-ал-Асир (XI, 87) упоминает его в 543 г. х. (1148/9 г.) как правителя Ганджи, Арана и Кайсара, а ал-Исфахани (стр. 243) в 549 г. х. (1154/5 г.) именует его одним из двух правителей Азербайджана. Однако у Мхитара Гоша нет упоминания о том, что Шамс ад-дин убил Джагри-шаха, который, по ал-Исфахани (стр. 243) помирился с его братом Мухаммедом II в 549 г. х., но в дальнейшем был им же заключен под стражу.

91. Ср. с ал-Исфахани (стр. 232), у которого отмечено, что Шамс ад-дин Ильдегиз возвратился в Азербайджан и Аран и отобрал их у Раввади.

92. Жена Шамс ад-дин Ильдегиза было вдовой султана Ирака Тогрула I (1132–1133гг.) и матерью Арслан-шаха (1161–1177 гг.). Однако Мхитар Гош допускает ошибку, ибо Ильдегиз сделал своего пасынка Арслан-шаха султаном Ирака не после смерти Ма'суда II, а после свержения Сулейман-шаха (1159–1161 гг.). Еще большую путаницу допускает С. Анеци (стр. 133), заявляя, что Ильдегиз убил своего сына за попытку стать султаном вместо него. Мухаммед II (1153–1160 гг.) убил Хашш-бека Арслана ибн-Баланкири в 548 г. х. (1153/4 г. н. э.), однако его агентом был не Ильдегиз (ср. ал-Исфахани, стр. 230–231; ибн-ал-Асир, История атабеков Мосула, Recuell des historiens des croisades II, ч. I, cmp. 187). Хорошо известно, что Ильдегиз стал "фактическим правителем Сельджукской империи" (См. Е. J.)). Отмечается, что Ильдегиз совместно с Салтуком и Шах-Арменом дружески обращались с христианами и принесли стране процветание (Вардан, LXXIII, стр. 24). Однако Я. Манандян (К'nnа-kan.., стр. 106) излагает это сообщение с оговорской и говорит, что по указанию Ильдегиза в 1167 г. был убит Хосров Ганджинский и в 1170 г. — Йовсе Двинский.

93. Курд — Кайенский князь. На его сестре был женат полководец грузинских царей Георгия III и его дочери Тамары (1184–1213 гг.) Саргис, который был отцом знаменитых полководцев Закаре и Иване. На его дочери Арзу-хатун был женат владетель Верхнего Хачена Вахтанг. Курд некоторое время был вынужден укрываться в Арзруме, а потом, примирившись с Тамарой, вернулся в свои владения Кайен и Махканаберд (К. Гандзакеци, стр. 107). Саргис не брат Курда., Он был амир-спасаларом при царе Георгие III и в 1161 г. владетелем города Ани. Кроме сыновей Закаре и Иване, у Саргиса было три дочери. Нане — жена Абаса I Кюрике, владетеля Мацнаберда, Допи, или Шушан — жена Кара-Григора, владетеля Гегама, и Тамта — жена Вахтанга, владетеля Хачена.

94. Давид III царствовал меньше года (между 1155/6 и 1156/7). Ему наследовал Георгий III (1156/7 — 1184 гг.). Вардан (LXXIV, стр. 126) Васака не упоминает: "А Давид умер через месяц. Некоторые говорят, что он был предан Смбатом и Иване Орбелианк за то, что хотел поставить Туркаша на их место. Они заключили союз с братом Давида Георгом, за что он сделал их полководцами.

95. Изз ад-дин Салтук ибн-Али ал-Касим ал-Арзруми по С. Анеци (стр. 134) был пленен грузинами после сражения в 603 г. Арм. [включ. 11.II.1154 г.]; по ибн-ал Асиру (XI, стр. 125–126) — в 548 г. х [включ. 29.III.1153 г.]; по ал-Фарики (см. H. F. Amedrоz, History of Damascus... by Ibn-al-Kalanisi, Beyrouth, 1908, p. 328) — в 549 г. х. (включ. 18.III.1154 г). Как Мхитар Гош, так и ал-Фарики называют грузинского царя Дмитрием (1125–1155/6 гг.), однако, последняя дата — 1160 г. (см. ибн-ал-Асир, XI, стр. 185; 556 г. х.) неверна и, очевидно, спутана с датой захвата Георгием Ани. О роли, которую играл Васак, никто, кроме Мхитара Гоша, не говорит.

96. К. Гандзакеци (стр. 107) рассказывает о встрече Мхитара Гоша с Курдом в Карине [Арзруме]. О Курде см. прим. 93.

97. Георгий взял город Ани дважды — в 1161 и 1174 гг. Отмеченное Мхитаром Гошем первое взятие Ани относится к 1161 г., а второе — к восстанию священников города, к прибытию и поражению Шах-Армена. Ал-Фарики (стр. 361) отмечает роль священников Ани в восстании против шаддадида Фадлуна ибн-Мануджихра, но не говорит о последнем восстании епископа Барсега и других против Георгия. Весьма возможно, что именно Барсег и его сподвижники обратились за помощью к Шах-Армеиу против грузин. Епископ Барсег упоминается Варданом (LXVI, стр. 130) как епископ Ани в 623 г. Арм. [включ. 6.II.1174 г.]; Ибн-ал Асир (XI, стр. 184) датирует капитуляцию Ани Ша'баном 556 г. х. [26.VII–23.VIII.1161 г.]; Вардан и С. Анеци датируют ее 610 г. Арм. [включ. 9.II.1161 г.]. О бесчинствах по отношению к жителям Ани и наказаниях, причиняемых Георгием, ибн-ал-Асир (XI, стр. 188–189) говорит, что они были причинены грузинским царем мусульманским женщинам после того, как Георгий взял в 577 г. [включ. 21.XII.1161 г.] город Двин (ХI, стр. 155).

98. Садун (Вардан, стр. 126), Са'дун (ал-Фарики, стр. 361).

99. Фадлун, вероятнее всего Курд. См. прим. 97; V. Мinоrsky. Studies..., стр. 2, 5, 88.

100. Грузинским полководцем был Иване Орбели (Histoire de la Georgie, trad. par M. Brosset, I, part. I, p. 387). Вражеские налеты приписываются Арслан-шаху, которого Ильдегиз, после его поражения у Гага (см. ниже прим. 101) вынудил к осаде города Ани; налеты Арслан-шаха длились в течение четырех лет, пока Георгий не окружил город (Вардан, LXXIV, стр. 127). Ал-Фарики (стр. 364) говорит, что грузины потерпели сокрушительное поражение в 559 г. х. [включ. 30.XI.1163 г] и "в конце года Ильдегиз отдал Ани эмиру Шаханшаху, брату эмиров Шаддада и Фадлуна, сыновей Мануджихра, который стал его правителем". См. V. Minorskу, Studies..., стр. 96.

101. О крепости Гаг см. Вардан, стр. 119, 127, 145; Т. Инджиджеан стр. 516; V. Minorsky, Studies..., стр. 99-100. Нападение Ильдегиза на Гаг было совершено после нападения Георгия на Двин (см. Вардан, стр. 127; ал-Каланиси, стр. 361). С. Анеци, упоминающий предателей, датирует нападение 612 г. Арм. [включ. 9.II.1163 г.]. У ибн-ал-Асира (XI, стр. 189) есть сообщение о предательстве какого-то грузина, который помог Ильдегизу одержать победу во время сражения в Сафаре в 558 г. х. [9. I–6.II.1163 г.], однако имя его не приводится. Вардан (LXXVI, стр. 129–130) рассказывает, что после захвата Ани Георгием в 1174 г. его спасалар Иване, которому угрожал султан, намеревался окружить город, однако этому помешали его жители. Халагучеан может быть испорченным от Мхаргргжан грузинское Мхаргрдзели.

102. Обе эти деревни находились в округе Ардачакот в провинции Айрарат (см. Т. Инджиджеан, стр. 508, 441–442; С. Анеци, стр. 138).

103. Ибн-ал-Асир датирует нападение на Двин Ша'баном 557 г. х. [16.VII–13.VIII.1162], отметив, что грузины захватили много пленных, раздевали женщин донага, сожгли соборную церковь и др. Ал-Фарики (стр. 361), приводя этот же месяц и год, говорит, что грузины разрушили минарет, построенный Курти ибн-ал-Ахдабом из черепов грузин, убитых во время предыдущего сражения, т. е. в. Гарни в 579 г. Арм. [включ. 17.II.1130 г.] (см. Вардан, LXXI, стр. 123; V. Minorsky, Studies..., стр. 85–86). Т. Alisan (стр. 353) читает последнюю фразу как ew ztunn... Ormzdi..., но (Ч. Довсет) рукопись в этом месте невооруженным глазом чтению не подается и "дом Ормизда" конечно не что иное, как предположение. На этом рукопись обрывается.