Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

Главы

Нолль не обратил на них внимания и примечаний к ним не делал. А зря. Формулировки расширенных названий в нескольких случаях дают нечто новое сверх имеющейся в тексте «Жития» информации. Например, в расширенном заглавии X главы скамары названы только варварами, что наносит добавочный удар по концепции Дмитрева и характеризует их именно как воинов варварских племён, волею судеб своих принуждённых объединяться в разбойничьи шайки. Заглавие XXXVI главы опровергает утверждение Нолля, что это Евгиппий пытается оправдать «предание в руки сатаны» провинившихся монахов. Это оправдание со ссылкой на авторитетные источники принадлежит самому Северину, что лишний раз указывает во-первых на его образованность, а во-вторых — на внимание, с которым следили окружающие монастыри и келейки люди за происходящим в стенах этих учреждений, на необходимость оправдываться за свои сугубо «домашние» дела. Возможно даже, что вольнодумство данных монахов было следствием воздействия на них духовенства соседней Рэции, а потому немедленное усмирение упрямцев было особенно важно.

Заглавие XLII главы свидетельствует, что разговор с Фердерухом происходил при свидетелях. Вряд ли при Луцилле с Марцианом, это поставило бы преемников Северина под немедленный удар в момент ограбления Фердерухом монастыря, но кто-то слышал — и Евгиппий сообщает нам об этом случае не пересказом, а приводя прямую речь обоих участников диалога.

Заглавие XLVI главы указывает, что Барбария была «восприёмницей окрещённых», чего нет в самой главе. Между тем то, что она имела какое-то отношение к духовенству, а не только была женой человека, переписывавшегося некогда с Северином, могло помочь ей в её хлопотах о создании гробницы и открытии при ней монастыря святого Северина.

Возможно, что «Главы» эти писал не сам Евгиппий, а кто-то из его помощников, тем не менее лично знакомый с Северином и бывший в курсе описанных событий. Тогда, призванный выполнить чисто техническую задачу, он мог чисто машинально добавить эти уточнения. Может, так, может, нет, но учесть и эти биты информации следует. Евгиппий их не выбросил.

Итак, «Главы»:

I. Как блаженный Северин в первый раз прославился в городе, [274] который называется Астурис, полезнейшим поощрением добрых деяний и правдивейшим предсказанием будущего.

II. О городе, которому было название Комагенис, через него освобождённом от врагов.

III. О городе, придавленном голодом, и женщине, скрывавшей хлеб, и о прибытии кораблей.

IV. О разбойниках варварах, которые потеряли всё своё оружие с добычей, которую взяли вне стен Фавианских, или об его образе жизни и особенно — о его замечательном смирении.

V. Какое почтение имел к нему король ругов Флакцитей, или как он был избавлен от засад благодаря прорицанию Северина.

VI. О единственном сыне вдовы из вышеупомянутого племени ругов, в продолжение двенадцати лет мучимом болью, исцелённом молитвой мужа Божьего.

VII. Как молодой человек Одоакр, покрытый дешёвейшими шкурами, получил от него предсказание, что ему предстоит властвовать.

VIII. О том, что Фелетей, который [назывался также] и Фева, король ругов, сын упомянутого Флакцитея, запретил из страха перед святым Северином, чтобы его зловреднейшая супруга перекрестила кафоликов, или — какой опасности подверглась она относительно своего маленького сына Фредерика в некий день, когда презрела она его [Северина] посредничество о неких [людях].

IX. Как муж Божий удивительным образом раскрыл и указал перевозчика останков св[ятых] мучеников — Гервасия и Протасия — или каким возражением отклонил он честь епископата, когда его просили.

X. О некоем привратнике, где-то однажды удержанном от выхода, взятом варварами и ими же смиренно возвращённом.

XI. О чуде, случившемся в крепости Кукуллис, где нечестивые были обнаружены и схвачены, как только они спрятались, благодаря зажжённым по воле Божией свечам.

XII. Как была изгнана из пределов вышеупомянутой крепости саранча, когда Господь был умилостивлен постом и молитвой, а также сотворением милостыни, и как был дивным образом сбрит посев некоего неверующего и презирающего бедняка.

XIII. Как зажглась свеча в руке Божьего раба, когда он молился, когда никак не появлялся необходимый для ритуала вечерней молитвы огонь.

XIV. Об удивительном исцелении отчаявшейся женщины, которая после опасной и длительной болезни так выздоровела благодаря молитве мужа Божьего, что на третий день, здоровая, приступила к сельскому труду.

XV. Как на опорных столбах, поддерживающих церковь со стороны реки, которые заливала идущая через край вода, раб Божий с молитвой вырубил знак креста при помощи топора, после чего вода более не перекрывала этот знак.

XVI. Об умершем пресвитере Сильвине, труп которого, уложенный на [275] носилки, ночью во время торжественного богослужения вскоре открыл глаза на голос читавшего молитву, прося слугу Божьего, по слову которого он воскрес, чтобы не был бы он больше лишён испытанного покоя.

XVII. Как с трогательной заботой он управлял бедными, или о том, что жители Норика также направляли десятину, чтобы он её распределял, и как он предсказал, что опасность нависла над теми, которые задержали отправление [десятины] после того, как она была внесена положенным образом.

XVIII. Как благодаря посту и молитве мужа Божьего была изгнана ржавчина, которая появилась как угроза урожаю.

XIX. Как король алеманнов Гибульд пришёл в великий трепет перед рабом Божьим и возвратил множество пленников.

XX. Как ему было открыто убиение солдат, для погребения тел которых он направил к реке своих [людей], не знающих [об убиении].

XXI. Как предсказал он, что пришедший к нему издалека пресвитер должен быть по возвращении на родину назначен епископом Норика.

XXII. О том, что в то время, как искали мощи для новой церкви, он предсказал, что ему должно быть доставлено само по себе благословение Иоанна Крестителя, и предсказал погибель этому городу во время его отсутствия; о том, что в баптистерии был убит пустословный пресвитер.

XXIII. Как он принял вышеупомянутые мощи.

XXIV. О жителях другого города, которые, презрев предсказание говорящего, скоро были убиты герулами, ибо, предупреждённые, не пожелали покинуть город.

XXV. Как направленным в Норик письмом защитил он заранее постом и сотворением милостыни крепости, которым не смогло повредить предвозвещённое вторжение врагов.

XXVI. Об очищенном прокаженном, который избегал возвращения к своим, чтобы более не встретить проказу греха.

XXVII. О победе, которую благодаря молитве святого Северина одержали римляне над алеманнами, и о том, что после триумфа погибли те, которые отказались последовать за предсказателем.

XXVIII. Как вышло, что с помощью слуги Божьего у бедных прибавилось масло.

XXIX. Как муж Божий, благодаря обычному предвидению, узнал о нёсших на себе одежду для нуждающихся, предводительствуемых медведем в разгар зимы через пустынные снега к человеческому жилью, что они идут с таким проводником.

XXX. Как он предчувствовал, что к городу Лавриаку будущей ночью придут враги, и с трудом убедил преступно беззаботных граждан бодрствовать, и о том, что утром они, благодаря его, просили прощения за неверие.

XXXI. Как он вышел навстречу королю ругов Феве, пришедшему с [276] войском к Лавриаку, и в своей вере защитил людей, отведя их к нижним, то-есть к ближайшим к ругам, городам. [Итак, “нижние” – это ближайшие к ругам. А от Лавриака до Квинтаниса все “верхние”].

XXXII. Как король Одоакр, спрашивая его, на что ему надеяться, призвал из изгнания некоего Амброзия по письму раба Божьего, и как тот же раб Божий предсказал его приспешникам, сколько лет он будет властвовать.

XXXIII. О сыне некоего из знатных короля ругов, исцелённом молитвой мужа Божьего в городе Комагенисе.

XXXIV. Как был исцелён некий больной слоновой болезнью по имени Тело. [В тексте имя Tejo, а здесь — Telo. Вероятнее первое, ибо известно готское имя Тейя. Здесь же мы скорее всего имеем ошибку одного из переписчиков с первичного текста, написанного Евгиппием].

XXXV. О монахе Бонозе, который, пожаловавшись на слабость глаз, услышал от него: «Молись больше, чтобы ты больше видел душой»; скоро он дивным образом заслужил исполнение непрестанной молитвы.

XXXVI. О трёх монахах, впавших в высокомерие, которых он предал Сатане, чтобы был спасён их дух, относительно которого дела он сделал на подобающем месте сообщение, приводя два примера из жизни отцов.

XXXVII. Как он указал в речи перед другими присутствующими братьями доказательства относительно часа мучений своих монахов Марциана и Рената, каковой [час] они перенесли, находясь в другой провинции.

XXXVIII. Об опасности смертельного нарыва, которую он предсказал монаху Урсу за сорок дней вперёд и вылечил молитвой.

XXXIX. Немногое вкратце рассказывается о жилище этого же блаженного мужа, также о постели и пище.

XL. Как почувствовав приближение своего перехода [в иной мир], что было открыто ему Богом, он обратился с речью к королю Феве и грешной королеве и не воздержался от того, чтобы предупредить своих, предвозвещая из этого Божьего откровения, что приближается общее переселение народа, и предписывая, чтобы его бренное тело тоже было унесено.

XLI. Как он очень ясно объявил даже день своего перехода святому пресвитеру Луциллу.

XLII. Как, призывая в свидетели своих [близких], он увещевал Фердеруха, брата вышеупомянутого короля Февы.

XLIII. О смерти его и какими предостережениями в последнем и щедром ободрении он благочестиво удостоил своих.

XLIV. Что после его ухода [в иной мир] причинил его монастырю Фердерух, или как он был наказан; или насколько исполнилось его предсказание о благоприятном переселении народа; или как бренное его тело было поднято и увезено на повозке.

XLV. О бывшем тогда исцелении многих немощных, [упоминанием о] котором некоторые пренебрегли, сообщается только, что речь [277] одного немого была возвращена благодаря молитве близ повозки, на которой ещё лежало тело.

XLVI. О верности знатной женщины Барбарии, восприёмницы окрещённых, и приходе неаполитанского народа, где, хотя также многие были тогда исцелены от различных болезней, упоминается исцеление только трёх.

(пер. Я. И. Цукерника)
Текст воспроизведен по изданию: «Житие святого Северина». 2007

© текст - Цукерник Я. И. 2007
© сетевая версия - Тhietmar. 2007
© корректура - Strori. 2007
© дизайн - Войтехович А. 2001