Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

Предлагаем вам курсы маникюра в ростове

предлагаем вам курсы маникюра в ростове

www.znanie.org.ru

ЭККЕХАРД ИЗ АУРЫ

ВСЕОБЩАЯ ХРОНИКА ЭККЕХАРДА

EKKEHARDI URAUGIENSIS CHRONICON UNIVERSALE

В это же время славился поэт Гесиод, а Фидон в Аргосе открыл меры веса. Ликург дал лакедемонянам законы.

17 16 2 1 19 8 16 30 Фелегот, царь Египта, правил 13 лет.
18 1 3 2 20 9 17 31 Иеровоам, сын Иоаса, правил Израилем 41 год.
19 2 4 3 21 10 18 32  
20 3 5 4 22 11 19 33  
21 4 6 5 23 12 20 34  
22 5 7 6 24 13 21 35  
23 6 8 7 25 14 22 1 Агемон, 9-й царь коринфян, правил 16 лет.
1 13 15 1 32 1 29 8 Озия, он же Азария, сын Амасии, правил Иудеей 52 года. В это время пророчествовали Осия, Амос, Иона, Исайя, Михей. – Понибаст, царь Египта, правил 25 лет. – Феспией, 27-й царь афинян, сын Арифрона, правил 27 лет.
2 14 16 2 33 2 30 9
3 15 17 3 34 3 31 10
4 16 18 4 35 4 32 11
5 17 19 5 36 5 33 12
6 18 20 6 37 6 34 13

До сих пор, как передают истории, в течение 1239 лет, считая от первого года Нина, существовало Ассирийское царство; с этого же времени начинается Мидийское царство.

Мидиец Арбак, убив Сарданапала, царя ассирийцев, передал их царство мидийцам и первым правил там в течение 28 лет.

Иуд. Изр. Мид. Егип. Альб. Аф. Лак. Кор. Мак.  
7 19 1 7 1 7 35 14   Прока Сильвий, сын Авентина, 12-й царь Альбы, правил 23 года.
8 20 2 8 2 8 36 15    
9 21 3 9 3 9 37 16    
10 22 4 10 4 10 38 1   Александр, 10-й царь коринфян, правил 25 лет.
11 23 5 11 5 11 39 2    
12 24 6 12 6 12 40 3    
13 25 7 13 7 13 1 4 1 В это время берёт начало царство македонян, чьим первым царём был Каран, который правил 28 лет. – Фалкамен, 9-й и последний царь лакедемонян, правил 30 лет.
26 38 20 1 20 26 14 17 14 Осортон, царь египтян, которого они прозвали Геркулесом, правил 9 лет.
27 39 21 2 21 27 15 18 15  
28 40 22 3 22 1 16 19 16 Агаместор, 28-й царь афинян, правил 20 лет.
29 41 23 4 23 2 17 20 17  

Захария, сын Иеровоама, царствовал над Израилем шесть месяцев и был убит Селлумом, который правил вместо него один месяц; его, в свою очередь, убил Менаим и воцарился вместо него; так этот год был разделён между несколькими правителями.

Амулий Сильвий, сын Проки, 14-й царь Альбы, правил 43 года. У него был брат Нумитор, которого он лишил власти. Дело в том, что Прока, их отец, умирая, оставил своё наследство двоим сыновьям, причём, согласно завещанию, одному из них должно было достаться его имущество, а другому – царская власть. Амулий предоставил своему брату Нумитору выбрать то, что он пожелает. В результате, тот выбрал имущество, а Амулий получил царскую власть. Когда Амулий вопросил оракула, то получил ответ, что он будет убит одним из потомков брата, и тут же отстранил брата от власти. Уйдя, тот жил на своём поле. У Нумитора было двое детей – Сергест и Рея, которую звали также Илией. Боясь изречения оракула, Амулий взял Сергеста с собой на охоту и убил его во время охоты, а сестру его Рею, желая лишить её возможности родить, сделал весталкой. Предавшись блуду и забеременев, она, пытаясь извинить своё преступление, заявила, что забеременела от самого Марса. Когда она родила двух близнецов в 7-й год правления дяди, то была, согласно закону, живьём зарыта в землю, а мальчиков царь велел оставить на произвол судьбы. Найдя их лежащими на берегу Тибра, Фавстул, пастух царского стада, отнёс их к своей жене Акке Лавренции, которая из-за того, что торговала своим телом, а также за красоту была прозвана местными жителями «Волчицей». Поэтому жилища блудниц до сих пор называют лупанариями. Акка же, воспитав мальчиков, научила их жить среди других пастухов. Поэтому поэты и выдумали, будто их вскормила и воспитала в лесу волчица. Когда мальчики – Ромул и Рем – подросли, то собрали отряд пастухов и разбойников и убили в Альбе Амулия в отмщение за мать, а своего деда Нумитора посадили на трон.

30 1 24 5 1 3 18 21 18

Истории сильно разнятся между собой в порядке царей Иудеи и Иерусалима, ибо одни говорят одно, а другие – другое. В тех книгах евреев, авторитетом которых мы пользуемся, а именно, в сочинении Иосифа, книге Царств и Паралипоменоне также находится много такого, что нельзя согласовать между собой. Так, мы читаем, что такой-то из царей правил столько-то лет, но из написанного следует, что некоторые из них начали править, когда ещё не окончились сроки предшественников. То ли текст был искажён по вине переписчиков, ошибшихся из-за разнобоя в датах, то ли эти отличия имеют под собой иную причину, нам в точности неизвестно. Эти расхождения встречаются как в этом месте, так и в порядке следующих четырёх царей Израиля вплоть до разрушения самого этого царства, где книга Царств и прочие еврейские хроники сильно разнятся между собой. Ибо, как значится во многих хрониках согласных между собой историков, Иеровоам, сын Иоаса, царствовал над Израилем 41 год с 18-го года Амасии по 29-й год Озии или Азарии, сына Амасии; в 30-й год его правления Захарию, сына Иеровоама, правившего шесть месяцев, убил Селлум и правил после этого один месяц; Селлум, в свою очередь, был убит Менаимом, который воцарился вместо него и царствовал 10 лет, до 40-го года Азарии; с 41-го года Азарии по 50-й год в течение 10 лет царствовал Факия, сын Менаима; с 51-го его года до 2-го года Ахаза, царя Иудеи, в течение 20 лет правил Факей, сын Ремалии; с 3-го года Ахаза и по 11-й год, который является 15-м годом Мадида, царя Мидии, в течение 9 лет правил Осия; многие пишут, что именно в этом году были пленены 10 колен Израилевых.

Хотя это, по мнению многих, было именно так и точно так же записано в хрониках, но книги евреев, в том числе и книга Царств, сильно расходятся с ними, уж не знаю точно, то ли ошибаясь, то ли говоря истину. Там записано, что названный выше Иеровоам, сын Иоаса, царствовал над Израилем с 15-го года Амасии, царя Иудеи, а Захария, сын Иеровоама, – с 38-го года Азарии, сына Амасии, тем самым пропуская 9 лет. По какой причине так вышло, я не знаю. Ведь, если Азария, царь Иудеи, правил в течение 52 лет, считая с 17-го года Иеровоама, царя Израиля, а Иеровоам сидел на троне 41 год, то значит, что годы последнего окончились в 28-й год того, кто начал править в его 17-й год. И, если Захария, сын Иеровоама, царствовал всего шесть месяцев, с 38-го года Азарии, царя Иудеи, то я не могу понять, по какой причине его столь далеко отнесли по времени от отцовского правления, если между ними никто более не правил; ведь получается, что только через 10 лет после смерти отца он получил наследство и уже через шесть месяцев был убит. Его убил некий Селлум и, согласно этим подсчётам, царствовал всего один месяц, в 39-й год Азарии. Селлума, в свою очередь, убил Менаим и в том же году начал править, и царствовал 10 лет вплоть до 50-го года Азарии. Его сын, Факия, царствовал 2 года – в 50-й и 51-й годы Азарии, тогда как в хрониках, согласно указанным выше подсчётам, записано, что он правил 12 лет. Факей, сын Ремалии, убив его, царствовал на его месте 20 лет, с 52-го года Азарии до 3-го года Ахаза, сына Ионатана, царя Иудеи, который начал править в 18-й год этого Факея и царствовал 16 лет. Осия же, сын Илы, последним царствовал над Израилем, в Самарии, 9 лет, согласно некоторым авторам хроник, с 3-го года Ахаза, царя Иудеи, который является 7-м годом Мадида, царя Мидии, тогда как пленение 10 колен, случившееся в 9-й год Осии, приходится на 15-й год царя Мадида. Согласно же книгам евреев, Осия начал царствовать над Израилем в 14-й год Ахаза; тем самым, уж не знаю, по какой причине, пропущено 10 лет со смерти Факеи, тогда как этот самый Осия, как мы читаем, убил Факею из-за трона. Итак, согласно этому порядку, на 6-й год Езекии, царя Иудеи, который является 26-м годом Мадида, приходится 9-й год Осии, в который он вместе со всем Израилем был уведён в плен. Так, согласно евреям.

Итак, обнаружив эти расхождения в историях, но не дерзая, как человек малозначительный, поддержать ни ту, ни другую позиции, я указал обе версии, чтобы побудить вдумчивого читателя к большей осторожности.

А теперь пройду времена царей, как я нашёл их в хрониках, доведённых до указанного периода, и только в конце израильтян, то есть во времена Осии, следуя авторитету еврейских книг.

Иуд. Изр. Мид. Егип. Альб. Аф. Лак. Кор. Мак.  
31 1 25 6 2 4 19 22 19 Менаим, сын Гадия, царствовал над Израилем, в Самарии, 10 лет.
32 2 26 7 3 5 20 23 20  
33 3 27 8 4 6 21 24 21  
34 4 28 9 5 7 22 25 22  
35 5 1 1 6 8 23 1 23  

Созарм, 2-й царь Мидии, правил 30 лет. Во 2-й год его власти родились Рем и Ромул. Тогда же, после многочисленных, так сказать, царей Лаврента и Лация, Сильвиев и Альбанов, которые вот уже 300 лет чрезвычайно бедно правили в Италии, воцарился Амулий, в 7-й год которого от дочери его брата Нумитора и родились эти два брата, позднее основавшие Рим. – Спам, царь Египта, правил 10 лет. – Фелест, 11-й и последний царь коринфян, правил 12 лет.

41 1 7 7 12 14 29 7 1 Факия, сын Менаима, царствовал в Израиле 10 лет, согласно одним, или 2 года, согласно евреям. – Хин, 2-й царь Македонии, правил 12 лет.
42 2 8 8 13 15 30 Конец цар. Лакед. 8 2  
43 3 9 9 14 16 9 3  
44 4 10 10 15 17 10 4  
45 5 11 1 16 18 11 5 Бокхорис, царь Египта, правил 46 лет. Он дал египтянам законы; при нём ягнёнок заговорил человеческим голосом.
46 6 12 2 17 19   12 6  
47 7 13 3 18 20   7 С этого времени правители в Коринфе стали назначаться на один год.

Эсхил, сын Агаместора, 29-й царь афинян, правил 23 года. Во 2-й год его правления, который считается 405-м от разрушения Трои, состоялась Первая Олимпиада; её учредил Ифит, сын Фраксонида и внук Гемона, а победителем на ней стал Хореб Элейский. Прежде элейцы устраивали состязания каждые пять лет, а в четыре года между ними ставили правителей сроком на один год.

С этого времени история греков становится более достоверной, тогда как прежде историки приводили различные мнения, кому какое было больше по нраву.

В те же времена Фаларис Сицилийский, установив тиранию, угнетал жителей Агригента. Кровожадный в мыслях, но ещё более кровожадный в деяниях, он вершил беззакония в отношении невинных, но, однажды, этот несправедливый человек отыскал того, кого наказал по справедливости. Так, некий Перилл, мастер медных дел, стремясь заручиться дружбой тирана, решил преподнести ему дар, соответствующий его жестокости. Он сделал медного быка, в боку которого расположил вход, чтобы, когда запертый там поджаривался на разведённом огне, вместилище медной полости усиливало бы звук исторгаемого от боли крика, и во время ужасного зрелища вопли казались мычанием зверя, а не стоном человека. Однако Фаларис, приняв изделие, проклял его творца и вскоре дал выход своей жестокости и мести. Ибо, пользуясь случаем, он самого создателя покарал его изобретением.

Тогда же началась великая война пелопоннесцев и афинян, которую они вели изо всех сил и со всей энергией; в ходе сражений друг с другом они, словно побеждённые, вынуждены были спасаться друг от друга и прекратить эту войну.

В те же времена лакедемоняне, с неутомимой яростью ведя на протяжении 20 лет войну с мессенцами, хоть победа и часто ускользала от них, наконец, одержали верх. Следует знать, что Спарта – это и есть город Лакедемония, а потому лакедемоняне называются также спартанцами.

Иуд. Изр. Мид. Егип. Альб. Аф. Мак. Лид.  
48 8 14 4 19 1 8 1 Берёт начало царство лидийцев, первым царём которых был Ардис; он царствовал 36 лет. Состоялась Первая Олимпиада.
49 9 15 5 20 2 9 2  
50 10 16 6 21 3 10 3  
51 1 17 7 22 4 11 4 Факей, сын Ремалии, убил Факию, сына Менаима, царя Израиля, и царствовал вместо него 20 лет, согласно одним, с 51-го года Азарии, царя Иудеи, или, согласно евреям, со 2-го года.
52 2 18 8 23 5 12 5  
1 3 19 9 24 6 1 6 Иофам, сын Озии или Азарии, царствовал над Иудеей, в Иерусалиме, 16 лет, когда в Иудее пророчествовали Осия, Исайя, Михей, Амос, Иоиль, Иона. – Тиримнас, 3-й царь Македонии, правил 38 лет.
13 15 1 21 36 18 13 18 Мадид, 3-й царь Мидии, правил 40 лет. В его время в Сицилии были основаны Сиракузы и Катана. Рим также был основан в его время.
1 19 5 25 40 22 17 22 Ахаз, сын Иофама, царствовал над Иудеей 16 лет. При нём пророчествовали те же, что и выше.
2 20 6 26 41 23 18 23  
                 
3   7 27 42 1 19 24 Алкмеон, 30-й царь афинян, правил 2 года. После него больше не было правителей, которые возглавляли государство пожизненно; управление было передано магистратам, которых назначали на 10 лет; первым из них был Каробс, сын Эсхила.

С этого времени, согласно одним авторам, убив Факея, над Израилем стал царствовать Осия, но, согласно книгам евреев, только через 11 лет, то есть в 14-й год Ахаза.

4   8 28 43 2 20 25

Нумитор был восстановлен на троне своими внуками Ремом и Ромулом, после того как ими был убит его брат Амулий, и правил в Альбе один год, который является 9-м годом Мадида, царя Мидии. В этом же году названные братья основали на Палатинском холме знаменитый город, 22 апреля, через 429 лет после разрушения Трои и по прошествии 3211 лет от сотворения мира. Когда они окружили его стеной, Рем стал кричать, что стена, мол, явно недостаточна для обороны нового города и перепрыгнул через неё, за что и был убит Фабием, командиром пастушеского отряда Ромула. Некоторые говорят, что причиной его убийства было то, что братья поспорили из-за основанного города, чьим именем его следует назвать. Когда они решили выяснить это посредством птицегадания, то Ромул забрался на Палатинский холм и увидел 7 коршунов, а Рем – на Авентинском холме – увидел 12, после чего, как говорят, и был убит воинами Ромула. Когда Ромул стал править один, то назвал город своим именем – Римом и, построив в нём храм, провозгласил его убежищем, то есть укрытием для беглецов, обещав безнаказанность всем бежавшим туда. По этой причине у него вскоре собралось большое количество людей. Затем латины, тускские пастухи, а также заморские фригийцы, которые прибыли сюда при Энее, и аркадцы, прибывшие при Евандре, а с ними и аборигены, как говорит Саллюстий, слившись словно в одно тело, образовали римский народ. Тогда же Ромул избрал 100 стариков, по совету которых намеревался вести все дела, и назвал их сенаторами за их старость и отцами за подобие заботы. Он избрал также тысячу ратников, которых по их числу назвал воинами. Поскольку римляне не имели жён, то они, инсценировав игры, пригласили на это зрелище лиц всаднического сословия из соседних городов, а также из Сабинии, и в 4-м году от основания Города похитили их дев. В начавшейся из-за нанесённого этим похищением дев оскорбления войне соседи окружили Рим. Тогда же сабиняне, впущенные в город девой Тарпеей, открывшей ворота, вступили в бой. Но некоторые из дев, которые уже родили, бросились между ними вместе с детьми и, остановив отцов и родичей, тем самым заключили мир между ними и своими мужьями. Тарпея же была забросана щитами на скале, которая по её имени стала называться Тарпейской и где в последующем был построен Капитолий. Римляне же заключили с сабинянами дружбу, причём такую, что Тит Таций, царь сабинян, уже старик, стал править вместе с Ромулом. Когда же малое время спустя он окончил свою жизнь, или, как говорят некоторые, был задушен Ромулом, римляне и сабиняне стали единым народом. Для скрепления этого союза римляне стали ставить перед своими собственными именами сабинские, а сабиняне точно также поступили с римскими именами. В итоге, из этого обычая вышло, что ни одни римлянин не остался без преномена. Благодаря этому союзу Ромул стал в соответствие с сабинским обычаем носить длинное копьё, которое на их языке называлось «кирис», то есть Квирин; поэтому и римляне стали называться квириты. Так Ромулом было положено начало Римской империи, как бывшей почти ничем в самом начале, так и ставшей больше всего мира после приращений. В то время, когда был основан Рим, народ Израиля проживал в земле обетованной уже 685 лет; из них 27 лет приходится на время Иисуса Навина, 308 – на время судей и 350 лет прошло с тех пор, как там начали быть цари. Царём тогда в Иудее был Ахаз.

В это время жила Сивилла Эритрейская, или, как говорят некоторые, Куманская, которая открыто написала кое-что о Христе.

5   9 29 1 1 21 26 Итак, Нумитор правил альбанцами один год. – Харобс повелевал афинянами 10 лет. – Начал строиться Рим.
6   10 30 1 2 22 27 Ромул, от которого берёт начало Римская империя, правил 38 лет; он был поражён молнией близ Капрейского болота июля, и его с тех пор больше не видели. По убеждению Юлия Прокула, который уверял, что тот якобы явился ему в призрачном образе и велел приносить ему жертвы как богу, люди поверили, что Ромул причислен к богам и стали почитать его в качестве Квирина. Впрочем, некоторые говорят, что он за свою жестокость был растерзан самими сенаторами.
13   17 37 8 9 29 34

Осия, сын Илы, убил Факея, сына Ремалии, царя Израиля, и царствовал над Израилем, в Самарии, 9 лет, с 14-го года Ахаза, царя Иудеи, и через 11 лет после убийства Факея, согласно евреям, или с 3-го года Ахаза, согласно прочим авторам. А в 9-й год царствования Осии поднялся Салманасар, он же Тиглатпаласар, царь халдеев, и взял Самарию, и пленил Израиль, то есть 10 колен, и перевёл их в Мидийские горы, и ликвидировал царство Израильское в Самарии, которое существовало в течение 260 лет, 7 месяцев и 7 дней, с тех пор как от дома Давидова и колена Иудина отделились прочие колена; от времени же, когда при правителе Иисусе они овладели этой провинцией, прошло 947 лет. Для защиты области израильтян Салманасар отправил ассирийских поселенцев, которые звались кутеями, ибо переселились от реки Куты. Став ревнителями иудейского закона, они стали называться самаритянами.

Иуд. Изр. Мид. Егип. Рим. Аф. Мак. Лид.  
14 1 18 38 9 10 30 35  
15 2 19 39 10 1 31 36 Эсимел правил афинянами 10 лет.
16 3 20 40 11 2 32 1 Алиатт, 2-й царь Лидии, правил 14 лет.

Езекия, сын Ахаза, правил в Иудее 29 лет, когда пророчествовали Исайя и Осия. В 6-й его год, согласно евреям, пленены были 10 колен, и пало царство Израиль.

В 14-й год Езекии поднялся Синаххериб, сын Салманасара, в Иудею, и взял её города, и осадил Лахис, и отправил рабов своих в Иерусалим для поношения имени Господнего. Но ангел Господень вошёл ночью в лагерь царя и поразил из его войска 85 000 человек, так что царь с позором вернулся в свою землю и был убит там собственными сыновьями. В это же время в плену находился Товит, пленённый Салманасаром.

В это время как один из семи мудрецов славился Фалес Милетский. А вот имена самих мудрецов: Фалес Милетский, Питтак Митиленский, Солон Афинский, Хилон Лакедемонский, Периандр Коринфский, Клеобол Лидийский, Биант Приенский. 10-я Олимпиада.

1 4 21 41 12 3 33 2  
6 9 26 46 17 8 38 7 Пало царство Израильское, а 10 колен уведены в плен.
                 
7   27 1 18 9 1 8 Пердикка, 4-й царь Македонии, правил 51 год.
8   28 2 19 10 2 9  
9   29 3 20 1 3 10 Элидик правил афинянами 10 лет.
14   34 8 25 6 8 1 Мелес, 3-й царь Лидии, правил 12 лет.
19   39 1 30 1 13 6 Себих правил Египтом 12 лет. – Гиппомен правил афинянами 10 лет.
20   40 2 31 2 14 7  
21   1 3 32 3 15 8 Кардиак, 4-й царь Мидии, правил 13 лет.

В это время на Самосе считалась знаменитой Сивилла Самосская, которая звалась также Эрифола. – Была основана Никомедия, которая прежде называлась Астаком.

26   6 8 37 8 20 1 Кандал, 4-й царь Лидии, правил 17 лет.
27   7 9 38 9 21 2  

После смерти Ромула сенаторы сами правили государством, каждый по пять дней, и так продолжалось целый год.

28   8 10 1 10 22 3

Нума Помпилий, 2-й царь Рима, правил 40 лет. Он не вёл войн, но правил Городом не менее славно, чем Ромул. Так, он дал римлянам законы и установления, ибо из-за постоянных сражений они, казалось, жили как разбойники и полудикари. Он также, согласно некоторым авторам, разделил год на 10 месяцев, тогда как прежде он был единым целым, без всяких делений. Другие же говорят, что уже ранее, при Ромуле, в году было 10 месяцев, а Нума просто добавил ещё два месяца, то есть январь и февраль. Он построил Капитолий.

В это время Главк первым изобрёл плавку железа.

29   9 11 1 1 23 4 Левкрат правил афинянами 10 лет.
1   10 12 2 2 24 5 Манассия, сын Езекии, царствовал над Иудеей 55 лет. Среди многих дурных дел, которыми он прогневал Господа, он велел казнить пророка Исайю. Поэтому попущением Божьим он был взят в плен царём Вавилона, брошен в железные оковы и, как говорят, совершил покаяние; мы также читали песнь о его покаянии. Позднее, вновь вернувшись в своё царство и исправившись, он оставил своим преемником на троне сына Амона.
2   11 1 3 3 25 6 Трак Эфиоп, царь Египта, правил 20 лет.
3   12 2 4 4 26 7  
4   13 3 5 5 27 8  
5   1 4 6 6 28 9 Деиок, 5-й царь Мидии, правил 54 года. В его время Архилох, Симонид и Аристоксен считались знаменитыми музыкантами.
6   2 5 7 7 29 10  
7   3 6 8 8 30 11  
10   6 9 11 1 33 14 Абсандр правил афинянами 10 лет.
14   10 13 15 5 37 1 Гиг, 4-й царь Лидии, правил 36 лет.
20   16 19 21 1 43 7 Эриксий правил афинянами 10 лет.
21   17 20 22 2 44 8  
22   18 1 23 3 45 9 Эфиоп, он же Мермес, царь Египта, правил 12 лет.
23   19 2 24 4 46 10  
29   25 8 30 10 1 16 Аргей, 5-й царь Македонии, правил 38 лет.
30   26 9 31   2 17 После этого из наиболее крупных городов были избраны 9 человек, которые должны были управлять афинским государством по одному году.
34   30 1 35   6 21 Стефинатис, царь Египта, правил 7 лет.
39   35 6 40   11 26  

Тулл Гостилий, 3-й царь Рима, правил 32 года. Он первым из римлян стал пользоваться пурпуром и фасциями и первым учредил в государстве ценз. Он ввёл воинскую дисциплину и воинские обычаи и, вооружив молодёжь, объявил войну жителям Альбы, расположенной в 12 милях от города Рима. Победив их в шести битвах, он разрушил Альбу. Тулл победил также жителей Веий и Фидены, из которых первые находились в 6 милях от города, а вторые – в 18 милях. Включив в состав города холм Целий, он существенно расширил границы Рима. В 32-й год своего правления он вместе со всем своим домом сгорел, поражённый молнией.

40   36 7 1   12 27  
41   37 1 2   13 28 Нецепсес, царь Египта, правил 6 лет.
47   43 1 8   19 34 Нехао правил Египтом 8 лет.
48   44 2 9   20 35  
49   45 3 10   21 36 От начала мира 3300 лет.
50   46 4 11   22 1 Ардис, 6-й царь Лидии, правил 37 лет.
55   51 1 16   27 6 Спамметий, царь Египта, правил 44 года. – Павсаний, царь Спарты, основал Византий, позднее названный Константинополем.
1   52 2 17   28 7 Амон, сын Манассии, царствовал над Иудеей, в Иерусалиме, 2 года, согласно евреям, или 12 лет, согласно 70 толкователям; то же говорится и в хрониках.
Иуд. Мид. Егип. Рим. Мак. Лид.  
4 1 5 20 31 10 Фраорт, 6-й царь Мидии, правил 24 года. В его время как музыканты славились Фалес Милетский и Терпандр.
             
5 2 6 21 32 11 100-й год от основания Рима.
12 9 13 28 1 18 Филипп, 6-й царь Македонии, правил 38 лет.
1 10 14 29 2 19 Иосия, сын Амона, царствовал над Иудеей 32 года. В 13-й год его правления начал проповедовать Иеремия. В его времена проповедовали также Соффоний и женщина Ольда. – Он вырубил священные рощи и, удалив из своего царства языческих идолов, почитал единого Бога.
2 11 15 30 3 20
3 12 16 31 4 21
4 13 17 32 5 22

Анк Марций, 4-й царь Рима, внук Нумы по дочери, правил 23 года. Он обвёл город стеной, построил мост через Тибр и основал колонию в Остии, городе в устье этой реки, в 16 милях от Рима, уже тогда предчувствуя в душе будущее, а именно, тот факт, что туда будут стекаться товары и караваны со всего мира. 12 сильных народов соседней Тусции он сокрушил в бесчисленных сражениях и расширил город, включив в его состав Авентин и Яникул.

5 14 18 1 6 23  
16 1 29 12 17 34 Киаксар, 7-й царь Мидии, правил 32 года. В 4-й год его правления был основан Эпидамн, который позднее был назван Диррахием. В это же время был знаменит Арион из Мефимны, который, как говорят, был принесён дельфином.
20 5 33 16 21 1 Садиатт, 7-й царь Лидии, правил 15 лет.
27 12 40 23 28 8  

Тарквиний Древний, 5-й царь Рима, правил 37 лет. Хотя он, сверх того, претендовал на царство заморского рода, но за своё трудолюбие и изящество получил престол именно от римлян, ибо, будучи родом из Коринфа, примешал к италийским искусствам греческое красноречие. Он удвоил число сенаторов, построил в Риме цирк, учредил игры, победил сабинян, первым въехал в Рим с триумфом, построил стены и клоаку, заложил Капитолий. Фасции, трабеи, курульные кресла, перстни, фалеры, военные плащи, претексты, расписные тоги и все прочие украшения и инсигнии были при этом взяты у различных покорённых народов. Итак, в 37-й год своей власти он был убит сыновьями Анка, которому он наследовал. В его 12-й год Питтак Митиленский, один из семи мудрецов, вступив на Олимпийских играх в состязание с Френо Афинским, победил его.

В те времена славились поэты Стерсикор, Алкей и Сапфо, которая изобрела сапфический метр.

28 13 41 1 29 9  
32 17 1 5 33 13 Нехао, он же Нецепс, царь Египта, правил 6 лет.

Иоаким, он же Елиаким или Иехония, сын Иосии, царствовал в Иерусалиме 11 лет. Его отец, Иосия, в 36-й год своего правления вступил вопреки своей воле в битву с Нехао, царём Египта, и был им убит. Вместо него воцарился его сын Иоахаз и правил три месяца. Однако фараон Нехао, царь Египта, придя в Иерусалим, низложил его, чтобы он не был царём, и увёл с собой в Египет; и поставил он царём вместо него Елиакима, его брата, и переменил имя его на Иоакима. Он, как полагают, был тот, о ком у Матфея сказано: «Иосия родил Иехонию и братьев его, пред переселением в Вавилон». Ибо Иосия родил трёх сыновей – Иоахаза, Елиакима и Матфанию, который позже был назван Седекией, как Елиаким был назван Иоакимом и Иехонией. Итак, в 3-й год Иоакима поднялся Навуходоносор, царь Вавилона, и захватил Иудею в первый год своего правления, и сделался Иоаким подвластным ему на три года. Часть сосудов дома Божьего Навуходоносор перенёс в Вавилон и перевёл туда многих евреев, в том числе Иезекиила и Даниила, Ананию, Азарию и Мисахела, бывших ещё детьми. Позже, когда Иоаким восстал, Навуходоносор выступил против него, взял его в плен и, заковав в цепи, увёл в Вавилон, как записано в Паралипоменоне; но, согласно книге царей, он почил вместе со своими отцами и, как говорят, был убит за стенами Иерусалима. Это противоречие разрешается следующим образом. Навуходоносор победил его и увёл из Иерусалима, но убил по пути, неподалёку от того же Иерусалима; вот и выходит, что поскольку его убили именно там, то и сказано, что он почил вместе со своими отцами, то есть был убит у себя на родине; а со слов тех, которые видели, что его уводили из города, было сказано, что он был уведён в Вавилон. Историям вообще свойственно иногда ткать нить повествования на основании мнений очевидцев.

1 18 2 6 34 14  
2 19 3 7 35 15  
3 20 4 8 36 1 Алиатт, 8-й царь Лидии, правил 49 лет.
4 21 5 9 37 2  
5 22 6 10 38 3  
6 23 1 11 1 4 Псаммут, он же Спамметик, царь Египта, правил 12 лет. – Эроп, 7-й царь Македонии, правил 26 лет

.

11 28 6 16 6 9

Иоакин, он же Иехония, сын Иоакима, которого звали также Елиаким и Иехония, царствовал в Иерусалиме три месяца и десять дней, также как и Иоахаз, его дядя. Навуходоносор поставил его вместо его отца, которого он убил, царём всей той провинции, какую он подчинил себе, победив Нехао, царя Египта, и отобрав из-под его власти всю Сирию. Позднее Навуходоносор пожалел, что поставил Иоакина вместо его отца, ибо испугался, как бы тот, помня о смерти отца, не посягнул на его провинцию. Поэтому он послал людей, которые должны были осадить его в Иерусалиме, а затем и сам пришёл к этому городу, чтобы овладеть им. Иоакин же, получив клятвенное обещание, что царь не причинит зла ни ему, ни городу, вышел к нему вместе с матерью и всеми своими людьми, и принял его царь Вавилонский в 8-й или 9-й год его правления, но слова своего не сдержал. Ибо он велел связанными привести к нему и самого царя, и мать его, и друзей, и всех храбрых мужей Израиля, и, уведя их в Вавилон, поместил там под стражу; поставив царём дядю царя Иоакина – Матфанию, он дал ему имя Седекия. Так закончился этот год.

Этот Иоакин звался именно так, а вовсе не Иоакимом, изменив последнюю букву в имени своего отца, и имел два имени. Ибо он звался также Иехонией, как и его отец. Это – тот самый Иехония, который по переселении родил Салафииля. Ибо, когда умер Навуходоносор, как свидетельствует Иеремия, в 37-й год после переселения Иоакина, царя Иудейского, в двенадцатый месяц, в 25-й день месяца, Евильмеродах, царь Вавилонский, в первый год своего царствования, возвысил Иоакина, царя Иудейского, и вывел его из темничного дома; и беседовал с ним дружелюбно, и поставил престол его выше престолов царей, которые были у него в Вавилоне; и переменил темничные одежды его, и он всегда у него обедал во все дни жизни своей.

1 29 7 17 7 10 В те времена проповедовали Иеремия, Барух и Софония.

Седекия, он же Матфания, сын Иосии, брат Елиакима или, иначе, Иоакима, царствовал в Иерусалиме 11 лет. В 9-й его год в Иудею пришёл Навуходоносор, и Иерусалим терпел осаду вплоть до 11-го года Седекии. Когда же Седекия увидел, что город вот-вот будет взят, то обратился в бегство. Погнавшись за ним, вавилоняне схватили его вместе с женой и сыновьями и привели к царю в Реблату, или, как говорят другие, в Арабату, где царь на глазах у Седекии велел убить его сыновей и друзей, вырвать ему глаза и в оковах увести в Вавилон; вплоть до конца жизни Навуходоносор держал его у себя в плену. В это месте Иеремия и Иезекииль, как кажется некоторым, расходятся между собой, ибо Иеремия предсказал, что его уведут в Вавилон, а Иезекииль говорил, что он не увидит Вавилона. Но нет здесь никакого противоречия, ибо и то, и другое пророчества исполнились. Ведь Седекия действительно был в оковах уведён в Вавилон, согласно Иеремии, но так и не увидел его, ибо был слеп, согласно пророчеству Иезекииля.

1 30 8 18 8 11  
2 31 9 19 9 12  
3 32 10 20 10 13  
4 1 11 21 11 14 Астиаг, 8-й царь Мидии, правил 38 лет. – Солон дал афинянам законы.
5 2 12 22 12 15  
6 3 1 23 13 16 Вафрес, царь Египта, правил 30 лет.

В 11-й год Седекии, в 4-й месяц, в 9-й день месяца, Иерусалим был взят войском Навуходоносора, на 3-й год после начала осады и в 19-й год правления Навуходоносора, как то свидетельствует Иеремия, который говорит, что первым годом правления Навуходоносора был 4-й год Иоакима, сына Иосии, хотя в книге Даниила записано, что этот вавилонский царь взял и разграбил Иерусалим в 3-й год Иоакима. Примирить между собой оба эти сообщения было бы довольно сложно, если не предположить, что Навуходоносор начал править в конце третьего и начале четвёртого года названного царя; таким образом, правы оба автора. Навуходоносор отправил начальника своего войска Навузардана в Иерусалим, а тот, придя, ограбил Храм и сжёг его в пятом месяце, в 10-й день месяца, в 11-й год царя Седекии, в 443-й год со дня строительства Храма, когда от исхода сынов Израилевых из Египта прошло 920 лет, четыре месяца и десять дней, от потопа – 1717 лет, четыре месяца и десять дней, а с тех пор как был создан Адам – 3373 года, четыре месяца и десять дней. Под властью царей, от Саула и Давида народ жил в течение 505 лет, четырёх месяцев и десяти дней, при судьях же, после смерти Моисея и вождя Иисуса – 348 лет. Так было согласно истинному преданию евреев; Иосиф же и другие полагают иначе.

Царь Иоаким был ослеплён и вместе с владыкой Иоседеком и всем народом уведён в плен в Вавилон, где евреи находились в плену 70 лет, вплоть до второго года Дария, хотя уже царь Кир освободил многих из них. Согласно одним, эти годы считаются от 3-го года Иоакима, или, иначе, Елиакима, до 20-го года Кира, царя Персии, согласно же другим, от 13-го года Иосии, отца Иоакима, когда начал проповедовать Иеремия, до первого года Кира, и, наконец, согласно третьим, от 11-го года Седекии до 2-го года Дария, третьего царя Персии. При Дарии же исполнилось 70 лет со времени разрушения Храма. Свидетелем этого дела является пророк Захария, говоривший во второй год Дария: «Господи Вседержитель! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которое Ты гневаешься вот уже 70 лет?».

Итак, Навузардан, начальник царского войска, после того как он сжёг Храм и переселил народ, оставил в Иудее остатки народа из самых бедных для обработки земли и выплаты дани, и поставил над ними Годолию. Когда же Измаил из царского семени убил его, остальные, боясь мести вавилонян за его смерть, бежали к Вафресу, царю Египта, и увели с собой пророка Иеремию, вопреки его воле и сопротивлению, вместе с его учеником Барухом. А в 5-й год еврейского плена Навуходоносор, подчинив себе аммонитян и моавитян, направился в Египет и разгромил его, а на обратном пути вновь увёл в Вавилон пленных евреев, в 24-й год своего правления; на этот раз он уже никого из них не оставил в провинции для её обработки и не поселил там другого народа, как то было сделано в Самарии после пленения 10 колен; поэтому вся Иудея обезлюдела, а Храм в течение 70 лет оставался в запустении. Всего же от пленения Израиля, то есть 10 колен, до переселения оставшихся 2-х колен прошло 145 лет, 6 месяцев и 10 дней.

А Навуходоносор через два года после опустошения Египта, то есть в 27-й год своего правления, увидел во сне истукана, и Даниил растолковал ему этот сон. Позднее произошло всё то, что мы читаем о возведении истукана и трёх мужах, брошенных в огонь, а также о втором видении царя, которое означало его отлучение от людей на семь лет, и о возвращении его на царство; всё это записано в книге Даниила без чёткого указания дат; в комментарии к Даниилу св. Иероним говорит только, что он правил 43 года. Пусть же никого не смущает, что мы говорим, будто царь видел этот сон в 27-й год своего правления, тогда как Даниил говорит, что оно явилось ему во 2-й год его власти. Да будет известно, что согласно св. Иерониму, а также из предания евреев следует, что Даниил говорит здесь не о втором годе его правления у халдеев и в Иудее, где он правил уже довольно давно, а о правлении этого царя у многих других народов, которые он приобрёл, победив в войнах. Так что 2-й год правления Навуходоносора у Даниила соответствует году, который Иосиф называет вторым после опустошения Египта. Впрочем, этому же не противоречат слова Даниила о том, что в 3-й год Иоакима, который называют первым годом Навуходоносора, этот царь пришёл в Иудею и, переселив многих в Вавилон, передал названного Даниила и его малолетних товарищей для воспитания и обучения, чтобы по истечении трёх лет эти воспитанники предстали перед ним. Иосиф передаёт, что его отец также звался Навуходоносором и правил в Вавилоне 21 год. Когда он умер, названный Навуходоносор правил 43 года или даже более того. Он был настолько силён, что даже Мегасфен в 4-й книге «Индики» старается доказать, что этот царь и силой, и величием подвигов превосходил самого Геркулеса. После его смерти власть перешла к его сыну Евильмеродаху, которого Иосиф называет Альмилмадапахом и который освободил Иоакима из тюрьмы. Ему наследовал Валтасар, его брат, согласно Орозию и некоторым другим, но Беросс, автор языческой истории, а также Иосиф, которым не противоречит и блаженный Иероним, иначе пишут о его преемниках, говоря, что Валтасар не был сыном Навуходоносора. Так, Иосиф пишет: «После смерти Навуходоносора ему на троне наследовал Альмилмадапах, который освободил от оков Иоакима, или, иначе, Иехонию. Когда он умер, царство получил его сын Эгесарий, он же Неглисар. После смерти Эгесария власть перешла к его сыну Набосардаху, которого некоторые называют Лаворседеком. Когда же и он умер через девять месяцев, царство перешло к Валтасару, которого называют также Набоаром». Против этого царя расположились лагерем Кир, царь Персии, и Дарий, царь Мидии. Когда они осадили его, то однажды ночью Валтасар увидел посреди пира пишущую на стене руку, как мы читаем в книге Даниила, и той же ночью город был взят, а сам Валтасар убит. Итак, Дарий, сын Астиага, которого Даниил называет сыном Асвера и которого греки также зовут иным именем, хотя и был старше Кира, – ему было 62 года, – после его гибели по праву родства получил Халдейское царство; он увёл Даниила с собой в Мидию и относился к нему с большим почётом. Ибо Даниил был одним из трёх сатрапов, которых Дарий поставил над 360 сатрапами. Итак, это был конец Вавилонского царства, о котором мы говорили. Но, если цари Вавилона были настолько сильны и могущественны, возникает вопрос, по какой причине мы не включили их в число и перечень сиятельных царей. Ведь мы знаем, что Ассирийское царство, основанное в Вавилоне Семирамидой, женой Нина, долгое время оставалось в нём вплоть до Сарданапала. Когда он был убит, Ассирийское царство было передано мидийским префектом Арбаком мидийцам, и с тех пор о царях мидийцев по порядку рассказывают историки, пока их царство не перешло к персам. Так вот, если Ассирийское царство и было передано мидийцам, то царство Вавилонское, что осталось, если кто желает знать, охватывало Азию, захваченную Нином, и весь Восток вплоть до Индии, а также Эфиопию и прочие народы, подчинённые Ассирийскому царству его женой. Из этого следует, что ушедший к мидийцам Арбак захватил большую часть царства и само царское достоинство и удержал у себя в Мидии. Халдеи же вопреки мидийцам сохранили за собой Вавилонию, и таким образом вавилонское могущество оказалось у мидийцев, а само царство – у халдеев. Кроме того, из-за древней славы царственного города халдеи предпочитали называться не собственным именем, а именем этого города. Потому и вышло, что Навуходоносор и прочие правившие после него цари вплоть до Дария и Кира, которые разрушили Халдейское царство и сам город Вавилон, хоть и были могущественны благодаря силе халдеев, но стали знамениты под именем Вавилонии.

В те же времена те семеро, которых древность величает мудрецами; они в кратких изречениях изложили некоторые нравственные правила, но в отношении наук не оставили потомкам ничего достопамятного, за исключением того, что Солон дал афинянам некоторые законы, а Фалес был физик и оставил после себя книги, излагающие его учение.

Пифагор Самосский, от которого, говорят, получила своё имя сама философия и который был изобретателем арифметики и музыки, также жил в это время. Ибо до него тех, которые, казалось, возвышались над прочими, называли мудрецами; он же, когда его спросили об этом, ответил, что он философ, то есть стремящийся к мудрости, любитель её; ибо называть себя мудрецом считал крайне высокомерным.

В это же время славились и очень многие другие: поэты Алкман и Стерсикор, историк Ферекид, физик и трагик Ксенофан, Сапфо, женщина, известная во многих поэмах, физик Анаксимандр, чьим учителем был Фалес Милетский.

Годы плена Мид. Егип. Рим. Мак. Лид.  
1 9 7 29 19 22  
9 17 15 37 1 30 Алкета, 8-й царь Македонии, правил 29 лет.

Пленением евреев окончился четвёртый век мира, насчитывающий 486 лет, а всего за четыре века, от начала мира и до пленения евреев прошло 3374 года. Пятый век начинается от пленения евреев и продолжается до Христа.

Сервий Туллий, 6-й царь Рима, правил 34 года. Он был рождён от знатной дамы, но взятой в плен и ставшей рабыней. Когда он ещё ребёнком спал во дворце Тарквиния Древнего, жена этого царя Танаквиль увидела, будто голова его объята огнём; ввиду этого знамения она воспитывала его более свободно, чем прочих мальчиков, а затем помогла ему овладеть троном. Ибо после смерти Тарквиния Сервий с согласия царицы был возведён на место царя, как бы на время, но столь деятельно управлял хитростью приобретённым царством, что, казалось, овладел им по праву. Он включил в состав города три холма: Квиринал, Виминал и Эсквилин, провёл вокруг стен ров и первым из всех учредил ценз, о котором до тех пор никто ничего не знал во всём мире; когда в Рим были доставлены цензорские списки, оказалось, что римских граждан вместе с теми, которые жили в полях, насчитывается 84000 человек. Наконец, в результате преступления своего зятя Тарквиния Гордого, бывшего сыном предыдущего царя, которому наследовал Сервий, он был убит; в его убийстве приняла участие его собственная дочь, бывшая женой Тарквиния. Когда он правил, халдеями повелевал Валтасар, при котором Даниил прочитал и растолковал таинственную надпись на стене.

В это же время Клавдия, пятая весталка, была обвинена в разврате. Не считая нужным оправдываться, она вошла в реку Тибр, села на корабль и, обвязав его нос своим поясом, сказала: «Если я девственница, следуй за мной». И корабль, тут же придя в движение, въехал в Рим.

      1 2 31  
10 18 16 2 3 32  
25 33 1 17 18 46 Амасис, царь Египта, правил 42 года.
29 37 5 21 22 1  
30 38 6 22 23 2 Крёз, последний царь Лидии, правил 25 лет.

Кир Персидский сокрушил царство мидийцев, которое существовало 259 лет при восьми царях, и, передав его персам, первым правил у них 30 лет, с 31-го года от разрушения Храма до 60-го года от этого разрушения. В том, каким образом Мидийское царство перешло к персам, истории расходятся между собой. Так, одни пишут следующее. Астиаг, последний царь мидийцев, не имея отпрыска мужского пола, имел внука Кира, рождённого у персов. Однако, как только Кир подрос, он, собрав силы персов, объявил деду войну. В свою очередь Астиаг забыл собственное злодеяние, которое он прежде совершил в отношении Гарпала, когда убил его единственного и совсем маленького сына и подал его на стол в качестве пищи, а чтобы счастливое неведение не скрыло несчастнейшую утрату, не скрыл постыдные яства, но показал отцу руки вместе с головой; так вот, забыв об этом поступке, он поручил ведение этой войны названному Гарпалу, а тот тут же изменнически передал Киру полученное войско. Узнав об этом, Астиаг, взяв с собой войска, лично отправился в Персию и возобновил жестокую битву, предупредив своих, что если кто бросится бежать с поля боя, то будет поражён мечом. Поскольку мидийцы по необходимости сражались очень яростно, то персы стали терпеть поражение, но их матери и жены вышли им навстречу и умоляли их вернуться в бой; женщины, сняв одежды, показывали мужчинам свои голые тела, вопрошая, неужели они хотят бежать в чрева матерей или жён. Пристыжённые этим деянием, персы возвратились на поле боя и, предприняв атаку, заставили обратиться в бегство тех, от кого бежали. Тогда же попал в плен и Астиаг; Кир, не совершив против него ничего, лишил его только власти и поставил во главе великого народа гирканов, а сам отказался возвращаться к мидийцам. Это был конец империи мидийцев. Однако, города, которые были данниками мидийцев, отпали от Кира. Это обстоятельство послужило Киру причиной и началом многочисленных войн. Так пишет Помпей Трог и ещё ряд авторов. Но другие, с которыми, по-видимому, согласен и блаженный Иероним, говорят, что Астиаг был дедом Кира по матери, а Дарий был сыном самого Астиага и, следовательно, дядей Кира; вместе с ним тот сокрушил Вавилон и царство халдеев и, как они полагают, именно благодаря ему царство мидийцев перешло к Киру, как бы по праву наследования. Поэтому и епископ Иордан пишет следующее: После взятия Иерусалима Навуходоносором, царём Вавилона, и после разрушения Храма царство мидийцев, которое существовало в течение 259 лет, было уничтожено и перешло к персам, ибо Кир, царь персов, и Дарий, царь мидийцев, сын Астиага, то есть племянник и дядя, напав на Валтасара, праправнука Навуходоносора, царя Вавилона, захватили его царство, а после смерти Дария Кир стал владеть, во-первых, своим собственным царством, то есть Персией, во-вторых, царством своего родича Дария, то есть Мидией, и, в-третьих, тем царством, которое они сообща завоевали. Позже он возвысил царство и народ персов. Этот народ царствовал от названного Кира вплоть до Дария, сына Арсама, в течение примерно 230 лет; после чего царство перешло к державе Александра. Этот Дарий, как говорит Даниил, был сыном Ассуира, уж не знаю, на каком основании, разве что Астиаг, которого другие называют отцом Дария, возможно, имел два имени и звался также Ассуиром. Ибо Даниил говорит следующее: «В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царём над царством Халдейским, мне было видение». И говорит также об Астиаге: «Царь Астиаг был отправлен к своим отцам, и принял Кир Персидский его царство, и был Даниил на пиру у царя и т.д.».

Согласовать между собой все эти истории и найти истину мы предоставляем более умным людям; мы же знаем из историй лишь то, что Кир первым правил персами, и находим в хрониках замечание, что он начал править в 37-й год от разрушения Храма, в 20-й год своего правления взял Вавилон, убив Валтасара, царя халдеев, жил после этого ещё 10 лет и подчинил своему царству, то есть Персии, царства мидийцев и халдеев. Итак, первый год его власти приходится на 70-й год пленения евреев, как говорит Иосиф. Но речь здесь не может идти ни о пленении в год, когда был сожжён Храм, ибо оно произошло 31 год назад, ни о том, когда был уведён Иоакин, сын Иоакима, что случилось 43 года назад, ни о том, которое произошло при его отце Иоакиме, или, иначе, Елиакиме, когда в числе прочих были переселены также Даниил и его товарищи и которое имело место 51 год назад, если не считать под пленением все годы от 13-го года Иосии, когда Иеремия впервые начал проповедовать об этом пленении.

Итак, когда Кир прочитал пророчество Исайи и нашёл его сочинение, где Господь сказал: «Я хочу, чтобы Кир, которого Я поставил царём над многими и великими народами, вернул народ мой на его родину и восстановил мой Храм», то удивился имени Господа, и необычайное рвение охватило его к исполнению этого удивительного предсказания, которое Исайя сделал ещё за 160 лет до разрушения Храма. В итоге, он велел вернуться в Иудею почти 50000 евреям, которые, соорудив алтарь, должны были заложить основания Храма. Поскольку это дело затянулось из-за соседних народов, то Храма оставался незавершённым вплоть до Дария, сына Гидаспа, и существовал только алтарь. У евреев же, которые вернулись в Иудею из плена, наиболее влиятельными считались первосвященник Иисус, сын Иоседека, и правитель Зоровавель. В 5-й год Кира, который является 35-м от разрушения Храма, проповедовали Аггей и Захария.

В это же время произошло то, что рассказывают о Крёзе, когда он получил ответ оракула. В 10-й год Кира он начал против него войну. А в 20-й год своего правления Кир вместе со своим дядей Дарием, сыном Астиага, взял Вавилон. Там же тогда был побеждён и Крёз, царь Лидии, знаменитый своими богатствами, когда он пришёл на помощь вавилонянам, и бежал в своё царство. Взяв Вавилон, Кир перенёс войну в Лидию, захватил в плен Крёза и, подарив ему жизнь и наследственные владения, уничтожил Лидийское царство, которое существовало 230 лет.

Итак, когда Кир подчинил своей власти множество народов, то объявил войну скифам. Когда он коварно убил сына царицы Тамарис, которая тогда правила этим народом, вместе с третью частью всего их войска, та, изображая неуверенность, якобы рождённую отчаянием от испытанного поражения, постепенно отступая, стала заманивать гордого врага в ловушку; устроив в горах засаду, она уничтожила 200 000 персов вместе с самим царём; поражает в этом событии больше всего то, что не осталось даже вестника, чтобы сообщить о столь великом несчастье. А царица, отрубив Киру голову и велев бросить её в бурдюк, наполненный человеческой кровью, не по-женски воскликнула: «Насыться же кровью, которую ты жаждал и которой не мог напиться в течение 30 лет».

В те времена был известен физик Анаксимен; известностью пользовался также Симонид; умерли поэт Стерсикор и Фалес Милетский.

Евр. Перс. Егип. Рим. Мак. Лид.  
31 1 7 23 23 3 Берёт начало Персидское царство.
38 8 14 29 1 10 Аминта, 9-й царь Македонии, правил 50 лет. – 200-й год от основания Рима.
43 13 19 34 6 15  

Луций Тарквиний Гордый, – это прозвище было дано ему за его нравы, – 7-й и последний царь Рима, предпочёл не ждать, но захватить дедовское царство, которым владел его тесть Сервий; подослав к нему убийц, он осуществлял добытую преступным путём власть не лучше, чем приобрёл её. Вполне под стать ему была и его жена Туллия, которая, спеша поздравить мужа с царской властью, погнала впряжённых в колесницу коней прямо по отцовскому телу. Он первым придумал оковы, клейма, розги, каменоломни, тюрьмы, кандалы, цепи, ссылки, рудники. Против сенаторов он использовал убийства, против народа – розги, и ко всем добрым людям проявлял высокомерие, которое было хуже всякой жестокости. Римский народ долго терпел высокомерие царя, но лишь до тех пор, пока в дело не вмешалось распутство; из-за распущенности его сына он не смог больше его выносить. Ибо, когда царь осаждал Ардею, расположенную в 18 милях от города Рима, его сын Секст Тарквиний, вооружённый, однажды ночью пришёл из лагеря в Рим и силой обесчестил благороднейшую Лукрецию, дочь Лукреция Триципитина, жену Тарквиния Коллатина. Тут же вызвав из лагеря мужа, отца и прочих друзей, она со стыдом и слезами пожаловалась на насилие, которому подверглась. Когда они стали утешать её, говоря, что никто не вменит ей в вину то насилие, которое она испытала, она сказала: «Пусть никакой распутнице пример Лукреции не сохранит жизни!», и внезапно вонзила себе в сердце кинжал, который прятала под одеждой. Римский народ, возмущённый из-за этого дела Брутом, а также её отцом и мужем Коллатином, решил уничтожить власть Тарквиниев. Войско тут же оставило Ардею, которую осаждало вместе с этим царём, и вернулось в Рим, а самого Тарквиния изгнало, закрыв перед ним ворота. Процарствовав 35 лет, он бежал вместе с женой и детьми. Так пришёл конец царскому владычеству.

Это был первый век и, можно сказать, детство римского народа, которое продолжалось при семи царях 243 года, когда владения Рима самое большее доходили до 15-го мильного столба.

После изгнания царей государством в течение года правили сенаторы, каждый по пять дней, а затем вместо одного царя каждый год стали избирать двух консулов, по той причине, чтобы в случае, если один замыслит зло, второй, имея равную власть, помешал ему в этом; чтобы они не превозносились, зная, что правят народом всего один год, учились скорее советоваться с гражданами, чем повелевать ими, и обращались в этот год с другими так, как хотели бы, чтобы позже обращались с ними.

Итак, сначала были консулы, затем – диктаторы, после этого – плебейские трибуны и, наконец, снова консулы. Такой порядок сохранялся в течение 408 лет через 916 мужей вплоть до Юлия Цезаря, который первым захватил единоличную власть. Первыми консулами, после того как был изгнан Тарквиний, были Луций Юний Брут, дядя Лукреции, который больше всех требовал изгнания Тарквиния, и Тарквиний Коллатин, муж названной Лукреции; но Коллатин почти сразу же был лишён этой должности, ибо римляне не хотели, чтобы в городе оставался хоть кто-нибудь, кто носил имя Тарквиния. Он выселился из города вместе со всеми своими владениями, а консулом вместо него стал Луций Валерий Публикола.

А свергнутый с престола Тарквиний отправился к Порсенне, царю Этрурии, и прочим соседним народам, и в течение 3-х лет причинил римлянам много зла. Ибо, собрав много народов, он уже в год своего изгнания начал войну и сражался, желая вернуть себе трон. В первом сражении консул Брут и Аррунт, сын Тарквиния, убили друг друга, но победа осталась за римлянами. Валерий Публикола назначил своим товарищем Лукреция Триципитина, отца Лукреции. Когда тот малое время спустя умер, он взял себе в товарищи Горация Пульвилла. Так, в первый год было сразу пять консулов.

Во второй год Тарквиний с помощью Порсенны, царя Этрурии, вновь начал войну с римлянами; постоянными атаками он устрашил, запер и осадил взволнованный город, и, если бы Муций своим упорным терпением не заставил врага удалиться от города, то он бы либо взял город, либо, вернув царя, подчинил народ игу рабства. Ибо этот Муций, желая убить Порсенну, пробрался в его лагерь; но, увидев его помощника, облачённого в пурпур и выдававшего жалованье, подумал, что это и есть царь, и убил его. Видя, что ошибся, он тут же положил руку в разведённый на алтаре огонь и, хитро внушая страх, сказал: «О рука! Знай же, какого мужа ты избежала! Но ещё 300 юношей поклялись сделать то же самое». Он бесстрашно продолжал держать руку в огне и царь пришёл в ужас, словно это горела его собственная рука. Также одна из девушек, отданных царю в заложники, по имени Клелия, бежав из-под стражи, вскочила на коня и, храбро переплыв через Тибр, вернулась в Рим. А однажды, когда этруски по мосту через Тибр пытались ворваться в город, некий Гораций Коклес один сдерживал их на этом мосту, пока мост не рухнул, разрушенный его согражданами; тогда он вместе с оружием бросился в Тибр и, справившись как с врагами, так и с самой рекой, избежал брошенных ему вслед этрусских дротиков. Итак, устрашённый столькими проявлениями великой доблести, царь отступил и заключил с римлянами мир.

В третий год Тарквиний, видя, что не может вернуть себе престол и что Порсенна более не оказывает ему помощи, основал неподалёку от Рима город Тускул и жил там 14 лет как частное лицо.

В 4-й год с римлянами начали войну сабиняне, и были побеждены.

В 5-й год умер Луций Валерий, товарищ Брута, уже четыре раза бывший консулом; он был настолько беден, что его похоронили за общественный счёт, собрав деньги с граждан.

В 9-й год после изгнания царей, когда зять Тарквиния, желая отомстить за нанесённую тестю обиду, собрал огромное войско, в Риме была создана новая должность – диктатура, которая была выше консулата и подобна императорской власти, позднее установившей в государстве спокойствие, особенно, когда Октавиан Август, а до него Юлий Цезарь правили под именем диктаторов. В этом же году была учреждена должность начальника конницы, который должен был помогать диктатору. Первым диктатором был Марк Валерий, а первым начальником конницы – Спурий Кассий.

В 16-й год, когда диктатор Марк Валерий производил воинский набор, народ Рима, будучи угнетён сенатом, поднял мятеж и, уйдя от отцов, с оружием в руках занял Священную гору; там он избрал себе плебейских трибунов, как собственных судей и защитников.

В 17-й год против римлян начали войну вольски, но были побеждены Марком Валерием и потеряли прекрасный город Кориолы. В следующем году названный Марк, будучи изгнан из города, в гневе отправился к вольскам и, начав с их помощью войну против римлян, часто побеждал их и даже дошёл до 5-го мильного столба, надеясь осадить город. Но его мать Ветурия и жена Волумния пришли к нему из города, и он, сдавшись на их мольбы, увёл войско. Он был вторым после Тарквиния, кто как полководец сражался против своего отечества.

Годы плена Перс. Егип. Рим. Мак. Лид.  
44 14 20 1 7 16  
53 23 29 10 16 25  
54 24 30 11 17 26  
55 25 31 12 18 Крёз, царь Лидии, был взят в плен Киром, и Лидийское царство, существовавшее 241 год, было ликвидировано.  
60 30 36 17 23   Тамарис, царица массагетов, убила Кира.

Камбис, сын Кира, второй царь персов, правил 8 лет. В книге Ездры он, как полагают, был назван Ахашверошем и Артаксерксом; там сказано, что некоторые писали к нему о необходимости препятствовать в восстановлении Иерусалима, и он согласился с их предложением. Когда он возненавидел магов, то велел отрезать им уши; однако, после его смерти семеро магов тайно убили его сына, и двое братьев из них, которые были очень похожи на убитого, правили, согласно одним данным, семь месяцев, или, согласно Иосифу, один год. Однако, вскоре их дерзость была обнаружена, ибо по отрезанным ушам люди поняли, что это маги, и казнили их. Некоторые пишут, что убитого магами звали Смердесом и что он женился на Пантаптен, дочери Камбиса, которую, после того как он был убит, вместе с троном взял в жёны Дарий и родил от неё Ксеркса. Говорят также, будто Камбис имел ещё и второе имя – Навуходоносор; при нём была составлена и записана история Юдифи, ибо и в римской истории сказано: «Во времена Тарквиния Гордого целомудреннейшая Юдифь убила Олоферна». В самом деле, Тарквиний и Камбис были современниками, ибо первый год Камбиса был 18-й годом Тарквиния. Ни того, что Камбис звался также Навуходоносором, ни того, что история Юдифи была записана при нём, я не отрицаю. Но я не вижу, каким образом она могла быть при нём составлена. Ведь, если мы читаем, что он правил не более восьми лет и время его правления в хрониках обозначено именно так, то как же тогда в 12-й год своего правления он мог победить Арфаксата, могущественного царя мидийцев, которого у нас нет в перечне царей, повелевавших мидийцами с тех пор как Ассирийское царство было передано мидийцам, или в 13-й год отправить мстить за свою обиду Олоферна? Всё это не доступно моему пониманию, особенно, если учесть, что совсем недавно царство мидийцев было передано персам его отцом Киром, который то ли захватил его, разбив Астиага, как говорят одни, то ли получил его по праву наследования после смерти своего дяди Дария, сына Астиага, который, правда, не значится в хрониках в списке царей. Да и Елиаким, великий священник, который, как мы читаем в книге Юдифи, увещевал евреев уповать на Господа, не жил в это время, если только он не является тем самым Иоакимом, который по свидетельству этой же книги пришёл после убийства Олоферна из Иерусалима в Бетулию, чтобы увидеть Юдифь, и который, как полагают, был сыном Иисуса. Однако, этот Иоаким имел прозвище Иоседек, а его отец, Иисус, занимал должность первосвященника при Дарии. Мы же, возможно, ошибаясь и не дерзая безрассудно утверждать что-либо определённое, следуем авторам историй и оставляем расследовать это дело более сведущим людям.

Текст переведен по изданию: Ekkehardi chronicon universale. MGH, SS. Bd. VI. Hannover. 1844

© сетевая версия - Тhietmar. 2008
© перевод с лат., комментарии - Дьяконов И. 2008
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Monumenta Germaniae Historica. 1844

Предлагаем вам курсы маникюра в ростове

предлагаем вам курсы маникюра в ростове

www.znanie.org.ru