Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ИБН ХАЛДУН

КНИГА НАЗИДАНИЙ И СБОРНИК НАЧАЛ И СООБЩЕНИЙ

О ДЕЯНИЯХ, АРАБОВ, ПЕРСОВ И БЕРБЕРОВ И ТЕХ, КТО БЫЛИ ИХ СОВРЕМЕННИКАМИ ИЗ ЧИСЛА НОСИТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ВЛАСТИ

КИТАБ АЛ-ИБАР НА ДИВАН АЛ-МУБТАДА ВА-Л-ХАБАР ФИ АЙЯМ АЛ-АРАБ ВА-Л-АДЖАМ ВА-Л-БАРБАР ВА-МАН АСАРАХУМ МИН ЗАВИ-С-СУЛТАН АЛ-АКБАР

XIX. Из истории Ибнхальдуна.

Обширный исторический труд кадия Велиэддина Абдеррахмана Абузейда Эльмалики, Эльхадрами Ибнхальдуна († в 808 = 1406 году), из которого взят нижеследующий отрывок о Золотой Орде, назван автором ***, т. е. «Книга назидательных примеров и Сборник подлежащего и сказуемого по части истории Арабов, Иноземцев и Берберов» (см. Hadji Khalfa, ed. Flugel, IV, 183). Он издан сполна в Булаке, в 1284 (= 1867-68) году, в 8 томах, из которых 1-ый содержит «Введение» или нечто вроде восточной философии истории, 2-ой, 3-ий, 4-ый и 5-ый историю разных династий и народов, 6-ой и 7-ой историю Берберов и некоторых мусульманских династий Северной Африки, да автобиографию Ибнхальдуна, наконец 8-ой — дополнение ко 2-му тому. Текст «Введения» издан также Катрмером в XVI, XVII и XVIII томах Notices et Extr. des man. de la Bibl. Nat., a французский перевод этого текста, исполненный Десленом, в XIX, XX и XXI томах того же сборника (см. также исследование Кремера: Ibn Chaldun und seine Culturgeschichte der islam. Reiche. Wien, 1879). В предисловии к Десленову переводу помещены, между прочим, подробный перечень содержания всего сочинения, перевод автобиографии Ибнхальдуна с некоторыми дополнениями и разные библиографические указания. Глава о Золотой Орде заключается в V-м томе Булакского издания. стр.533-541. Вследствие нескольких пробелов, оказавшихся в ней, равно как искажения многих собственных имен, я счел полезным издать вновь текст этой главы по рукописи Оксфордской Бодлеянской Библиотеки (№ 124 = 330), с вариантами рукописи Парижской Национальной Библиотеки (Supplem. arabe № 742, II.) и Булакского издания, обозначенными лит. П. и Б. В примечаниях к переводу ее мною помещены некоторые сведения о Золотой Орде, взятые из других отделов V-го тома и служащие пополнением специальной главы, посвященной Ибнхальдуном истории потомков Джучиевых. Существует также турецкий неполный перевод сочинения Ибнхальдуна, изд. в 1276 (= 1860) году. См. Journ. Asiat. 1868, I, p. 467-468. [376] *** [377]


|стр. 366| Династия Душиханидов, царей Татарских в Харезме и Дешт-Кипчаке на Севере, начало их господства и изменения дел их. Уже выше было сказано, что Чингизхан назначил [378] эти земли сыну своему Душихану и поставил его царем над ними. Это — государство обширное на Севере, простирающееся от Харезма до Яркенда, Согда (по др. Дженда), Сарая, города Маджара, Азака, Судака, Булгара, Башгирда и Джулымана. В пределах этого государства (находится) город Баку (один) из городов Ширвана; около него Железные Ворота, которые Тюрки называют Демиркапу. Границы этого государства на юге доходят до пределов Константинополя. Оно (т. е. это государство) бедно городами, но богато возделанными местами.

Душихан, сын Чингизхана. Первый из Татар, владевших им (т. е. этим царством), Душихан, сын Чингизхана. Он не переставал владеть им до тех пор, пока не погиб при жизни отца (в 624-м = 1227 году).

Батухан, сын Душихана. Когда Душихан погиб, то на место его вступил сын его, Батухан, прозванный Саинханом, что значить царь отличный (В главе «о царях па престоле Каракорумском после Чингизхана» (Булак. изд. т. V, стр. ***) Ибнхальдун вкратце сообщает еще о походе Бату на Куюка (ошибочно названного***). См. известие Эломари, приведенное мною выше на стр. 244-245.). Он не переставал царствовать до самой смерти своей, в 650 г. (= 14 март. 1252 — 2 март. 1253 г.).

Сартак, сын Душихана. По смерти Батухана, сына Душихана, стал править, вместо него, брат его, Сартак. Он пробыл на царстве два года и умер в 652-м году (= 21 февр. 1254 — 9 февр. 1255 г.).

Берке, сын Душихана. По смерти Сартака, сына Душихана, вместо него, воцарился брат его, Берке, как рассказывает Ибнфадлаллах, со слов Ибнельхакима. Эльмувейед, владетель Хамата (= Абульфеда), говорит в своей летописи (В печат. изд. Абульфеды этого сведения нет.), что «Сартак умер, не оставив потомства, у брата же его Батухана было два сына: Тудан и Берке; Тудан был воспитан для царствования, но сановники не захотели его (собств. отвернулись от него) и возвели на престол брата его, Берке. Мать Тудана отправилась к Хулаву, царствовавшему тогда в Ираке, чтобы побудить его к управлению народом ее. Но ее вернули с дороги и убили, а Берке продолжал [379] царствовать». Конец (выписки из. летоп. Эльмувейеда). Эльмувейед производит род Берке от Батухана, сына Душихана, а Ибнельхаким, как говорить Ибнфадлаллах, ставит его (Берке) сыном самого |стр. 367| Душихана. Эльмувейед сообщает, как он (Берке) принял ислам от Шемседдина Эльбахерзи (Также нет в печат. изд. Абульфеды.), ученика из (числа) последователей Неджмеддина Кубра, что Эльбахерзи жил в Бухаре и послал к Берке предложение принять ислам. Он (Берке) сделался мусульманином и отправил к нему грамоту с предоставлением ему полной свободы делать в прочих его владениях все, что пожелает. Но он (Эльбахерзи) отказался от этого. Берке отправился в путь для свидания с ним, но он (Эльбахерзи) не позволил ему войти к нему до тех пор, пока его не попросили об этом его приближенные. Они выхлопотали Берке позволение (войти); он вошел, снова повторил обет ислама, и шейх обязал его открыто проповедовать его (ислам). Он (Берке) распространил его между всем народом своим, стал строить мечети и училища во всех своих владениях, приблизил к себе ученых и законоведов и сдружился с ними. Ход рассказа, судя по тому, что говорит Эльмувейед, свидетельствует, что обращение его (Берке) в ислам произошло в его царствование, а по тому, что говорит Ибнельхаким, это обращение совершилось (уже) при брате его, Бату (См. также т. V, стр. ***, где Ибнхальдун почти дословно повторил приведенное выше (стр. 245) известие Эломари о принятии Берке ислама при содействии Эльбахерзи (в тексте ошибочно напечатано ***) и о покровительстве, которое Берке оказал халифу Эльмутасыму,). Ибнельхаким не упоминает о Сартаке, а после Бату только называет брата его, Берке. Не нашли мы (отдельной) истории их династии, к которой мы могли обратиться (за сведениями) и вот (все), что мы добыли старанием своим. Следующее же взято из летописи Эльмувейеда, властителя Хамата, одного из потомков Эльмузаффера, сына Шахиншаха, сына Эйюба. Он (Эльмувейед) говорит: потом Берке, во время своего царствования, послал брата своего Баджу на Запад для джихада (свящ. войны). Тот пошел войною на царя Алеманнов, из Франков, но был разбит, возвратился и умер с горя. Затем произошла вражда между Берке и между Кубилаем, государем [380] (главного) престола. Берке присвоил себе из владений Кубилая ханские области и поставил над ними Сархада, сына брата своего Баджу, исповедавшего христианскую веру. Хулаку убеждал его отречься от дяди своего Берке и присоединиться к брату его Кубилаю, занимавшему (главный) престол (обещая), что отведет ему хаканские области и все, что он захочет, вместе с ними. Проведав об этом плане и (узнав), что Сархад замышляет извести его ядом, он умертвил его и поставил над хаканскими областями брата своего. Хулаку стал требовать возмездия за Сархада и произошла между ним (Хулаку) и Берке битва на реке Тереке (См. также Булак. изд. т. V, стр. 542.) в (6)60 году (= 26 нояб. 1261 — 14 нояб. 1262 г.). Потом Хулаку умер в (6)63 году (= 24 окт. 1264 — 12 окт. 1265 г.). Вступил |стр. 368| на престол сын его Абага, который отправился против него (Берке). Берке отрядил для встречи его Сунтая (Там же, на стр. 543, он назван Сунтуфом, сыном Менгукана, сына Джагатая, сына Чингизхана. См. также выше, стр. 372.) — сына Митукана, сына Джагатая — и Ногая, сына Татара, сына Могола (sic), сына Душихана. Когда оба войска сошлись, Сунтай оробел и обратился в бегство. Перед Ногаем же бежал Абага, и войскам его было нанесено поражение. Вследствие этого возвысилось значение Ногая у Берки и (усилился) гнев Берке на Сунтая, значение которого у него (Берке) было жалко, пока Берке не погиб в (6)65 году (Всего этого также нет в печат. изд. летоп. Абульфеды.) (= 2 окт. 1266 — 21 сент. 1267 г.).

Менгутемир, сын Тогана, сына Батухана. Когда умер Берке, царь Дешта на Севере, то на место его воцарился Менгутемир, сын Тогана, сына брата его Батухана, сына Душихана. И были долги дни его. В (6)70 году (= 1271-2) он двинулся на Константинополь, по случаю неудовольствия его на царя его, Ласкариса. Последний встретил его с покорностью и почетом и он (Менгутемир) возвратился от него. Потом в (6)80 году (= 1281 -1282) он двинулся в Сирию, на помощь Абаге, сыну Хулаву, расположился между Кайсарией и Аблестином, городами румскими, а затем отправился в Дербенд и прошел мимо Абаги, который находился в Эррахабе и вместе с братом своим [381] Менгутемиром, сыном Хулаву, отправился в Хамат, где они и остановились. Тогда выступил против них, из Дамаска, Эльмансур Калавун, царь Египта и Сирии, и встретился с ними в окрестностях Химса. Судьба была неблагоприятна для царей татарских, и часть их войск была перебита, другая взята в плен (См. Булакск. изд. т. V, стр. 545, где говорится, что у царя Сарайского Менгутемира, кроме монгольского войска, были еще рати Грузин, Армян и Византийцев.). Абага быстро покинул свою позицию у Эррахабы, и они (Менгутемир и Абага) возвратились в свои земли разбитыми. Вслед за этим погибли Менгутемир, сын Тогана, царь Севера, и Менгутемир, сын Хулаку, в (6)81 году (= 11 апр. 1282 — 31 март. 1283).

Туданменгу, сын Менгутемира. Когда Менгутемир умер, то на место его воцарился сын его, Туданменгу; он вступил на престол царства их (Татар) в Сарае и оставался на нем пять лет, а потом сделался отшельником и отрекся от царства в (6)86 году (= 16 февр. 1287 — 5 февр. 1288). Он вполне отдал себя сообществу шейхов-факиров.

Тулабуга, сын Менгутемира. Когда Тудан, сын Менгутемира, сделался отшельником и отказался от царства, то на место его воцарился брат его, Тулабуга. Он устроил поход в Краковию(?) и пригласил к себе на помощь Ногая, — сына Татара, сына Могола (sic), сына Душихана, — который был правителем орды в странах Севера и имел полную власть над царями из дома |стр. 369| Душихана. Он (Ногай) присоединился к нему с войсками своими, которые были велики. Они сообща вторглись в Краковию, произвели в ней грабежи, опустошили владения ее и удалились из нее. Но уже настало время зимы. Султан отправился по такому пути, на котором лежала пустыня, так что большая часть его войска погибла от стужи и голода; они (войны) ели свой скот (вьючный) и собак. Ногай же прошел ближайшей дорогой и пробрался в свои владения, уцелев от такой невзгоды. Султан Тулабуга заподозрил его в измене по этому делу и стал мстить ему за его самоуправство, дошедшее до того, что он убил жену отца его, Джиджек, бывшую в силе при отце и брате его; пожаловались на нее [382] Ногаю и он приказал умертвить ее посредством задушения. Он убил (также) эмира, который находился в услужении ее, по имени Байтара. Негодуя на него (Ногая), Тулабуга решился напасть на него внезапно и послал требовать его к себе (под тем предлогом), что имеет надобность в нем. Дошло известие об этом до Ногая; он всячески старался выказать чистосердечность и расположение к султану и сообщил матери его (Тулабуги), что у него есть (некоторые) советы, которые желал бы сообщить султану наедине. Она отклонила своего сына от его замысла на него (Ногая) и посоветовала ему пригласить его (Ногая) к себе и удалить тех, которые были при нем (Тулабуге). Прибыл Ногай, послав сперва за некоторыми из братьев султана Тулабуги, преданными ему (Ногаю), а именно Токтаем, Бурлюком, Сарайбугой и Туданом, сыновьями Менгутемира, сына Тогана. Отправились они с ним и когда они приблизились к ставке султана Тулабуги, то последний выехал верхом навстречу Ногаю с небольшим отрядом своего войска. Явился Ногай, предварительно устроив засаду из части (своего) войска. Когда они оба сошлись (и) стали беседовать между собою, то засада вышла, окружила султана и убила его, в 690г. (= 1291).

Токтай, сын Менгутемира. Когда Тулабуга был убит, то на место его тотчас же поставили Токтая, а Ногай возвратился в свои владения и отправил к Токтаю (предложение) об убиении тех эмиров, которые советовали Тулабуге убить его (Ногая). Токтай умертвил всех их, но потом разгневался на Ногая за то, что он самоуправствовал. Токтай отвернулся от него и помрачился воздух (= произошел разлад) между ними. Некоторые сановники ушли к Ногаю, который восстановил их против Токтая и через |стр. 370| дочь свою породнился с одним из них, Тазом, сыном Мунджука. Токтай пошел на него (Ногая); Ногай же выступил против него и обратил его в бегство. Путь его (Токтая) преградила река Итиль и множество войска его потонуло. Ногай вернулся с преследования его и занял страны Севера. Внуку своему Карадже, сыну Таштемира, он дал в удел, в (6)98 году (= 1298—9), город Крым. Он (Караджа) отправился туда, чтобы захватить доходы с него (Крыма). Они (жители Крыма) угостили его, но ночью напали на него и убили его. Тогда Ногай отправил в Крым [383] войска, ограбил этот город, да окрестные села и поля, и разрушил их (У Бейбарса (см. стр. 111-112) этот внук Ногая назван Актаджи.). Ногай был очень расположен к своим приверженцам, но, сделавшись полновластным распорядителем в своем деле, он ставил своих сыновей выше тех эмиров, которые были при нем, и они (сыновья) стали несправедливо поступать с ними. Главными помощниками его (Ногая) из князей монгольских были Аяджи, сын Курмыша, и брат его, Караджи (Бейбарс (стр. 112) называет их Абаджи и Караджин.). Когда он поставил над ними своих сыновей, то оба они с своим народом ушли к Токтаю. Сыновья Ногая отправились в погоню за ними; некоторые из них возвратились, а остальные ушли. Сыновья Ногая убили тех из приверженцев Аяджи и Караджи, которые возвратились с ними, равно как и детей их. Сильно вознегодовали за это эмиры монгольские, которые находились при нем; они ушли к Токтаю и стали возбуждать его к войне против Ногая. Собрался он (Токтай) и пошел на него в (6)99 году (= 1299-1300) в Куканлык. Войска Ногая и сыновей его обратились в бегство; он (Ногай) был убит в сражении и голова его была принесена к Токтаю, который умертвил убийцу его (Ногая) и сказал: «простой народ да не убивает царей!» Лагерь Ногая был отдан на разграбление, а пленники и узники их были распроданы во все страны света. Часть их в Египте была обращена в рабство и зачислена в ряды египетского войска. Когда Ногай погиб, то ему наследовал во владениях его сын его Джека. Против него восстал брат его (Тека), но он убил его. Этим он восстановил против себя приверженцев его (Теки), которые решились употребить против него насилие. Заправляли этим делом наместник его Тунгуз и женатый на сестре его (Джеки), Таз, сын Мунджука. Дошло до него (Джеки) известие об этом в то время, когда он отправился в поход в страну Алланов и Русских. Он удалился и отправился в землю Умуков (В Париж.рукописи: «в землю Асов»; в Булак. изд. «в свою землю».). Потом присоединилось к нему войско его; он снова сразился с обоими (врагами своими) и отнял у них владения. Затем Токтай явился обоим на помощь против [384] Джеки, сына Ногая. Он (Джека) был разбит и удалился в страну Авлаков (Валахов) и хотел защищаться в одной из крепостей Авлакских, в которой находился зять его. Но владетель этой |стр. 371| крепости схватил его и обратился относительно его к Токтаю, который приказал убить его в 701 году (= 1301-2). Брат его (Джеки) Турай и сын его Каракисек спаслись бегством. Так очистилась для Токтая атмосфера от враждующих и соперников, и утвердилось положение его в государстве. Он распределил владения свои между братом своим Сарайбугой и сыновьями своими. Одного из сыновей своих, Менглибугу (Другие (стр. 117 и 161) называют его Тукулбугой или Букулбугой.), он послал в земли на реке Дунае, прилегающие к Железным Воротам. Затем Турай, сын Ногая, вернулся из своего убежища и обратился к Сарайбуге, брату Токтая, с просьбою принять его под свое покровительство. Тот оказал ему покровительство, и он остался у него. Подружившись с ним, он (Турай) снял перед ним завесу с того, что у него было на душе и стал возбуждать его (Сарайбугу) отложиться от брата своего Токтая. Брат обоих Бурлюк был старше его и находился у Токтая. Сарайбуга отправился к нему, чтобы посоветоваться с ним по этому делу. Тот ужаснулся его и уведомил об этом брата своего Токтая, который приказал ему тотчас же представить ему брата его, Сарайбугу и Турая, сына Ногая, и умертвил обоих. Владения брата своего Сарайбуги он отдал сыну своему Ильбасару (или Ильбехадыру). Потом он послал искать Каракисека, сына Джеки, сына Ногая. Тот удалился в страны Северные и обратился с просьбою о покровительстве к одному из тамошних царей. Потом в 709 году (= 1309-1310) умерли брат его, Бурлюк, и сын его, Ильбасар, сын Токтая. Токтай же умер после обоих в (7)12 году (= 1312-1313).

Узбек, сын Тогрулджая, сына Менгутемира. Когда умер Токтай, то наместник его, Кутлуктемир, возвел на престол Узбека, сына брата его Тогрулджая, по совету хатуни Баялуни, жены отца его Тогрулджая. Он (Кутлуктемир) обязал его (Узбека) принять ислам. Он (Узбек) сделался мусульманином и устроил мечеть для (совершения) молитвы. Некоторые из эмиров его не [385] одобрили этого, и он (Узбек) убил их. Он женился на хатуни (Баялуни), жене отца своего, так как последний был неверный огнепоклонник. Кутлуктемира, наместника своего отца, он поставил над Харезмом и Ургенджем, отставив от управления ими брата хатуни Баялуни. Была дружба между Токтаем и царями Египетскими. Токтай умер в то время, когда послы его находились у Эльмелик-Эннасыра Мухаммеда, сына Калавуна. Они возвратились к Узбеку с почетом, и Узбек возобновил дружбу с ним (Египетским султаном), подослал к нему Кутлуктемира по поводу одной знатной женщины их (Татар), возбуждая его жениться на ней, и назначил ему дочь Бурлюка, брата Токтая. Переговоры по этому предмету возобновлялись до тех пор, пока дело было покончено. Сговоренную царевну отправили в Египет. Эннасыр |стр. 372| заключил с нею (брачный) договор и женился на ней, как об этом упомянуто в рассказе о нем 14. Потом возникла вражда между [386] Узбеком и Абусаидом, царем Татарским в Ираке, (одним) из Хулавуидов, Узбек отправил войска свои в земли Адзербейджанские. Душиханиды заявили притязание, что Тавриз и Мерага принадлежат им, ибо когда Кан (главный хан) послал Хулаву для завоевания владений Исмаилитов и взятия Багдада, то он (Хулаву) потребовал много войска и (потому) с ним отправилось (также) войско этих северных народов, которым в вознаграждение (за это) назначены были Тавриз и Мерага. По смерти Хулаву, Берке потребовал от сына его, Абаги, чтобы он позволил ему построить в Тавризе соборную мечеть и дом для ткания одежд и вышивок. Он (Абага) позволил ему (это) и он (Берке) построил то и другое, но когда между ними произошел разрыв, то (все) это было уничтожено. Потом они заключили мир между собою и дело возобновилось. Душиханиды заявили притязание, что Тавриз и Мерага принадлежат к их владениям, и не переставали предъявлять это [387] требование. Когда случилась эта вражда между Узбеком и Абусаидом, то дело началось с нападения (Узбека) на Муган. Он отправил туда войска в (7)19 году (= 1319-20), которые, опустошив области его, возвратились. Джубан собрался и отправился по следам их, но не настиг их. Узбек выставил предлогом (войны своей) против Абусаида, власть, которую Джубан присвоил себе в его государстве, самоуправство его с потомками Чингизхана и то, что он им ненавистен из-за этого. (В это время) Ясаул, сын Борака, сына Сунтая, сына Митукана, сына Джагатая, был царем Харезма. Узбек подстрекнул его овладеть Хорасаном и помог ему войском чрез наместника своего Кутлуктемира. Ясаул двинулся туда. Абусаид отправил своего наместника Джубана для отражения обоих, но ему не удалось (сделать это). Ясаул овладел значительною частью Хорасана и Джубан на этом заключил с ним мир 15. Ясаул погиб в (7)20 [388] году (= 1320-1321). Затем, в (7)21 году (= 1321-1322), Узбек отставил своего наместника Кутлуктемира и поставил на его место Ису Куркуза, но в (7)24 году (= 1323-24) опять возвратил ему наместничество его. Война между Узбеком и Абусаидом не прекращалась до самой смерти Абусаида в (7)36 году (= 1335 -1336). Потом умер кан Узбек в (7)42 году (= 1341 -1342).

Джанибек, сын Узбека. Когда умер Узбек, сын Тогрулджая, то на его место вступил сын его, Джанибек; Абусаид же, как мы сказали, скончался еще прежде его. Так как он (|стр. 373| Абусаид) не оставил преемника, то над Ираком стал царить Шейх-Хасан, из потомков Абаги, сына Хулаву, и царство распалось на разные владения. Джанибек посылал все новые войска в Хорасан до тех пор, пока не овладел им в (7)58 году (= 1357). [389] Затем он пошел в Адзербейджан и Тавриз, которым уже успел завладеть (сперва) Шейх [Хасан] Малый, сын Темирташа, сына Джубана, а после него брат его, Элашреф, как о том упомянуто в рассказе о них (См. Булакск. изд. т. V, стр. 553.). Джанибек с войсками отправился в Адзербейджан, с тем требованием, которое предъявляли его предшественники. Он убил Элашрефа, завладел Тавризом и Адзербейджаном и, возвращаясь, завернул в Хорасан и поставил над Тавризом своего сына Бирдибека. На пути Джанибек захворал и умер 16.

Бирдибек, сын Джанибека. Когда Джанибек захворал на пути своем из Тавриза в Хорасан, то сановники отправили известие (об этом) к сыну его Бирдибеку, которого он назначил в Тавризе своим наместником. Тот поставил над ним эмира от себя, ускорил путь к своему народу, но прибыл в Сарай, когда отец его, Джанибек, уже умер. На место его (Джанибека) назначили его (Бирдибека). Он стал самодержавно править государством и погиб на третьем году своего царствования.

Мамай, завладевший Сарайским царством. По смерти Бирдибека, ему наследовал сын его, Токтамыш, малолетний ребенок. Сестра его, Ханум, дочь Бирдибека, была замужем за одним из старших монгольских эмиров, по имени Мамай, который в его царствование управлял всеми делами. К владениям его принадлежал город Крым. В то время его там не было (?). Было также несколько (других) эмиров монгольских, поделившихся в управление владениями в окрестностях Сарая; они были не согласны между собою и правили своими владениями самостоятельно. Так Хаджичеркес завладел окрестностями Астрахани, Урусхан своими уделами; Айбекхан таким же образом. Все они назывались походными [390] эмирами (Может быть следует читать *** «эмирами левого крыла».). Когда Бирдибек умер и (верховной) власти не стало, а эти (эмиры) правили самостоятельно в провинциях, то Мамай выступил в Крым, поставил ханом отрока из детей Узбека, по |стр. 374| имени Абдуллаха, и двинулся с ним в Сарай. Токтамыш бежал оттуда и отправился в царство Урусхана, (находившееся) в гористой области Харезма, а Мамай овладел Сарайским престолом и возвел на него Абдаллаха, которого поставил (ханом). У него стал оспаривать его (престол) один из эмиров государства, который поставил (ханом) из детей канских другого, по имени Кутлуктемира. Мамай победил обоих и убил их. Потом Токтамыш из царства Урусхана в стране Харезмской перебрался в царство потомков Джагатая, сына Чингизхана, в Самарканд и Мавераннехр; им в то время завладел султан Тимур, (один) из эмиров монгольских, который поставил из них (ханом) отрока, по имени Махмуд Сиюргатмыш, женился на матери его, и стал править им самовластно 17. Тут Токтамыш остался; потом перессорились [391] эмиры, которые овладели областями Сарайскими. Хаджичеркес, владетель Астраханских уделов, пошел на Мамая, победил его и отнял у него Сарай. Мамай отправился в Крым и стал править им независимо. Когда Хаджичеркес ушел из своего владения, то Урусхан послал войска свои из горной страны Харезмской, которые осадили Астрахань. Хаджи выслал свои войска против них с одним из эмиров своих, который прибегнул к хитрости, успел отогнать их от Астрахани, потом внезапно напал на них и на эмира, предводительствовавшего ими. Хаджичеркес был очень озабочен этой враждой. Против него выстудил Айбекхан, отнял у него Сарай и несколько времени самовластно правил им. Потом он погиб и после него Сараем правил сын его Карихан (?). Против него выступил Урусхан из гор Харезмских и отнял у него Сарай. Карихан (?), сын Айбекхана, бежал в свои первоначальные уделы. Урусхан утвердился в Сарае, а Мамай в Крыме; ему же принадлежали земли между Крымом и Сараем. Это произошло в течении (7)76 г. (= 1374-1375). Токтамыш находился в это время у султана Тимура и Джагатаидов в Мавераннехре. Но душа Токтамыша стремилась к владению предков его в Сарае. Султан Тимур снарядил с ним войско и он (Токтамыш) отправился туда. Когда он |стр. 375| добрался до гор Харезмских, то тут ему заградили путь войска Урусхана и разбили его. Он бежал и возвратился к Тимуру. Потом Урусхан умер около лета этого года. Султан Тимур выступил с войсками вместе с Тоткамышем, на помощь ему, до границы своих владений, и возвратился восвояси, Токтамыш же отправился дальше и, завладев уделом Урусхана, в горах Харезмских, отправился в Сарай. Тут находились правители Урусхана, но он отнял его у них; (таким образом) он возвратил себе те владения, которые у него отнял Мамай. Он завоевал (также) удел Хаджичеркеса в Астрахани, отобрал все, что было в руках узурпаторов, изгладил следы их и выступил в Крым, против Мамая, который бежал перед ним. (Долго) не получалось (дальнейших) сведений о нем (Мамае), а потом подтвердилось известие о гибели его. И соединилась власть над Сараем и его уделами в руках Токтамыша, сына Бирдибека, так как они принадлежали народу его. [392]

Войны султана Тимура с Токтамышем, государем Сарая. Мы уже упомянули выше (См. стр. 390, примеч. 2-е.) о появлении этого султана Тимура в царстве Джагатаидов и о том, как он в 784 году (= 1382-3), перейдя из Бухары и Самарканда в Хорасан, остановился у Херата, где (тогда) был царь из потомков Гуридов, осадил его (Херат) и отнял его у него, потом отправился в Мазендеран, где находился шейх Вели, завладевший им после Хулавуидов. Война его (Тимура) с ним длилась до тех пор, пока он не овладел им (Мазендераном). Шейх Вели прибыл в Тавриз с небольшим остатком своих вельмож. Потом Тимур быстро объехал многие земли и направился (сперва) в Испахань, куда Ибнельмузаффер явился с изъявлением покорности, а затем в Тавриз, в (7)87 году (= 1385-86), овладел им и разрушил его (См. также Булак. изд. т. V, стр. 554, где сказано следующее: «Царь Севера, Токтамыш, из Душиханидов, пожелал отнять Тавриз у шейха Вели, отправился туда и овладел им. Тимур с войсками своими, в (7)87 году, двинулся (сперва) в Испахань, а потом послал войска в Тавриз, овладел им и опустошил его».). До этого он уже ходил в Дешт-Кипчак, в Сарай, отнял его у Токтамыша и выгнал его оттуда. Оставался он (Токтамыш) в других частях (своих) уделов до тех пор, пока Тимур не двинулся в Испахань; тогда он возвратился в свою столицу. Был у султана Тимура враг из его же родичей, известный под именем Камреддина (Он был хан Кашгарский. См. Deguignes, Hist, des Huns, V, 8.). Токтамыш, государь Сарайский, стал сноситься с ним и побуждал его к восстанию против Тимура, поддерживая его деньгами и войсками. Он (Камреддин) стал бесчинствовать в тех землях. Дошло известие об этом до Тимура, когда он уходил после взятия Тавриза. Он (Тимур) снова вернулся и война его с Камреддином продолжалась до тех пор, пока он не победил его и не уничтожил эту язву (См. также Булак. изд. т. V, стр. 532 и 554.). Тогда он обратил внимание на первое свое дело и начал с того, что двинулся против |стр. 376| Токтамыша. Токтамыш выступил ему на встречу и с ним был Оглан Булат, (один) из родичей его. Тимур вошел в сношения с ним и с некоторыми из эмиров его, так что Токтамыш [393] заподозрил их. Настала стычка, приготовились они к битве, и пострадала страна от войск Тимура; все, которые находились в ней, были побиты или удалились с поля сражения. Потом смутился также Тимур и возвратился в свои земли, а Оглан Булат пошел в Сарай, овладел им и напал на имущество Токтамыша и домочадцев его. Разбрелись в разные стороны эмиры, с которыми Тимур входил в сношения. Они отправились в пограничные области и утвердились там. Токтамыш пришел в Сарай и опять завладел им. Оглан Булат бежал в Крым и овладел им. Токтамыш выступил против него с войсками и осадил его (Крым). Вслед затем явился в Сарай сын Урусхана и овладел им. Тогда Токтамыш возвратился (туда) и вырвал его (Сарай) из рук его. Войско его (Токтамыша) продолжало идти в Крым и возобновило осаду его, пока, наконец, не овладело им. Он (Токтамыш) одержал верх над Оглан Булатом и убил его. Отдохнув от войны своей с Токтамышем, султан Тимур отправился в Испахань и овладел им, потом двинулся в Фарс, также завоевал его и, на двух концах истребив царей из рода Музафферидов, включил все владения их в состав своего царства. Затем он отправился в Багдад и отнял его у Ахмеда, сына Увейса, в (7)95 году (= 1392-93), как об этом сказано было выше (См. Булакск. изд. т. V, стр. 532.). Ахмед прибыл к султану Эззахыру, властителю Египта, умолял его о помощи. Тот выступил с ним и с войском и дошел до Евфрата. Тимур уже успел уйти из Багдада в Маридин, осадил и взял его. Сопротивлялся ему, однако же, кремль его (города). Тогда он направился отсюда к Курдским укреплениям, прошел мимо их в страны Армянские, а затем в страны Румские. Государь Египетский, султан Эззахыр, послал сына Увейса на помощь войска, а (сам) пошел в Багдад, где находились небольшие остатки Тимурова войска, и отнял его у них; потом Эльмелик-Эззахыр возвратился в Египет. (Между тем) уже наступила зима; Тимур вернулся в пределы своих владений и расположился на землях Карабагских, лежащих между Адзербейджаном, Хамаданом и «Воротами» (т. е. Дербендом). Потом было получено известие, что [394] |стр. 377| Тимур из этой местности двинулся на войну с Токтамышем. И затихли известия о нем на некоторое время, но потом, в (7)97 г. (= 1394-1395), пришло известие, что султан Тимур одержал победу над Токтамышем, убил его и завладел всеми землями его. Аллах властен над делом своим.

Цари Газны и Бамьяна из рода Душихана. Эти земли Газны и Бамьяна отошли к Душихану; они составляли часть Мавераннехра с южной стороны и граничили с Седжестаном и странами Индии. Они находились (прежде) под властью Харезмшахов, но Татары вырвали их из рук их при первом своем выходе. Чингизхан завоевал их для своего сына Душихана, (от которого) они перешли к сыну его, Орде, а затем к Кунджи, сыну Орды, сына Душихана. Он погиб в начале семисотых годов, оставив после себя сыновей Баяна, Куйлюка и Мангытая, которые разделили земли между собою; старший из них, Баян, находился в Газне. После Кунджи вступил на престол сын его, Куйлюк; против него восстал брат его Баян, обратившийся за помощью к Токтаю, властителю Сарая, который помог ему через брата своего Бурлюка. Куйлюк же обратился за помощью к Кайду (См. стр. 69 и 118. Этот Кайду был сын Кашина, сына Угедайхана. D’Ohsson, Hist, des Mong. II, 450-466. III, 427-453. Defremery, в Journ. As. 1852, I, 92. 249. Hammer, Gesch. der Ilchane, II, 143. Ибнхальдун (Булакск. изд. V, стр. 530 и 531) называет его сыном Каши, сына Куюка (вм. *** чит. ***), сына Угедая. Срав. также выше стр. 103.), который и помог ему; но он (Куйлюк) не устоял против него (Баяна), бежал и умер в 709 году (= 1309-1310). Тогда этими землями стал править Баян, пребывая в Газне. Выступил против него Куштай, сын брата его Куйлюка; ему помог Кайду. Он отнял Газну у дяди своего Баяна. Тогда Баян отправился к Токтаю, и Куштай утвердился в Газне. Говорят, что овладевший ею (Газною) был никто иной, как брат его Мангытай. Других известий о них после этого мы не нашли.


Комментарии

14. См. Булак. изд. V, стр.***-***, где об этом сказано следующее: «Мир с Татарскими царями и породнение (Эльмелик-) Эннасыра с Северными царями их… У Татар были две обширные державы. Одна из них держава сыновей Хулаку, взявшая Багдад и овладевшая столицею ислама в Ираке, который он (Хулаку) и сыновья его сделали своим престольным городом; кроме того им принадлежали Иракеладжем, Фарс, Хорасан и Мавераннехр. (Другая) была держава сыновей Душихана, сына Чингизхана, на Севере, прилегавшая на Востоке к Харезму, на Юге к Крыму (?) и пределам Константинополя, на Западе к земле Булгарской. Между этими двумя державами происходили раздоры и войны, как это случается между пограничными государствами. Тюркская держава в Египте и Сирии граничила с державою Хулакуидов, которые желали овладеть Сирией и раз за разом повторяли грабительские набеги на нее. Они старались склонить на свою сторону правителей их и сторонников их из Арабов и Туркменов и с ними одерживали верх над ними (Египтянами), как я это видел в историях их. Между царями их с обеих сторон были частые столкновения и войны с переменным счастьем. Часто они (Египтяне) одерживали верх, благодаря раздорам между державою Души(хана) и Хулакуидами, и отдаленности своей от вражды с Душиханидами, так как между их царством и владениями Египта и Сирии лежали (разные) государства. Явилось у них (Египтян) расположение к ним и стали они постоянно посылать друг другу послов и подарки. Царь Тюркский (Египетский) стал подстрекать даря Сарайского, из Душиханидов, к вражде против Хулакуидов и к набегам на них в Хорасан и на прилегающие к нему окраины их владений, для отвлечения их от Сирии и для удержания их своими военными действиями от набегов на него (султана Егип.). Это не переставало быть обычаем их с самого начала Тюркской державы, а у Душиханидов было большое расположение к этому и они хвастали этим перед Хулакуидами. Когда в Сарае в (7)13-м году (= 1313-14) воцарился Узбек (один) из Душиханидов, и наместником его в землях Румских был Кутлугтемир, то к нему по обыкновению прибыли послы из Египта. Кутлугтемир предложил им родство с султаном Эннасыром через одну из жен этого дома, с условием, чтобы султан (сам) изъявил желание на выполнение этого и чтобы со стороны их (Татар) это дело было несколько отложено, так как они (Татары) заявили, что у царей их такой обычай. Султан так и поступил: послы и подарки пересылались шесть лет (сряду), пока это (дело) уладилось между ними. В (7)20 году (= 1320) они (Татары) послали ему нареченную его, Тулунбию (в араб. тексте она названа Тулунбаш), дочь Тогаджи, сына Хинду, сына Бекра (?), сына Души, с старшиною Монгольским, который, страдая лихорадкой, был носим на плечах. С ними было несколько эмиров их (Татар) и имам Узбека, Бурханеддин. Они проехали чрез Константинополь, (где) Ласкарис оказал им чрезвычайный почет. Говорят, что он издержал на них 60,000 динаров. Оттуда они поехали морем в Александрию, а потом отправились с нею в Мыср, везя ее за занавесом из золота и шелка, на повозке, которую тащил мерин, ведомый двумя прислужниками ее (невесты), в огромном сообществе знатных и великих людей. Когда они приблизились к Мысру, то на встречу им выехали два наместника, Аргун и Бектимур Эссаки (= кравчий), с войсками, и Керимеддин, уполномоченный султана. Хатунь въехала во дворец. На третий день ее прибытия он (султан) созвал в соборную мечеть в Замке кадиев, правоведов и прочих людей, по чинам их, и пригласил послов, прибывших к ним, пожаловав им халаты. Был заключен брачный договор между уполномоченным султана и уполномоченным Узбека. Затем это собрание разошлось, и был это день торжественный. В (7)22 году (= 1322) прибыли послы Абусаида, владетеля Багдада и Ирака, в том числе и кади Тавриза, просить мира, согласия и совокупного действия для устройства дел ислама по части паломничества, ограждения проезжих дорог и священной войны против врагов. Султан согласился на это, послал Сейфеддина Итмыша Эльмухаммеди для заключения союза и совершения договора с ними и для этого отправил его с драгоценным подарком. Он (посол) вернулся в (7)23 году (= 1823); с ним (приехали) послы Абусаида и Джубана с такою же целью. Уладилось это дело и между ними был заключен союз. Ранее этого снова возникла вражда между Абусаидом и владетелем Сарая вследствие неудовольствия Узбека, владетеля Сарая, на то, что Джубан совершенно завладел Абусаидом и притеснял Монголов. Между Джубаном и Ясаулом, владетелем Харезма и Мавераннехра, произошла вражда, в которой принял участие Узбек, помогший ему (Ясаулу) войсками. Узбек овладел большею частью Хорасанских земель и потребовал от Эннасыра, после соединения (с ним) посредством свойства, помощи против Абусаида и Джубана. Он (султан) согласился (сначала) на это, но (когда) Абусаид, как мы сказали, прислал к нему просить мира, то он предпочел (предложение) его и заключил с ним союз. Дошло известие (об этом) до Узбека, у которого (в то время) находились послы Эннасыра. Он (Узбек) наговорил (им) дерзостей и отправил (их к султану) с упреком. Эннасыр извинился у него тем, что они (Хулакуиды) только что просили его об установлении правил мусульманских, что ему нельзя было отказаться от этого. Это (извинение) было принято (Узбеком). Потом между ним (Узбеком) и Абусаидом произошло соглашение о мире, после того, как Джубан уступил те части Хорасана, которыми Узбек успел овладеть. Затем все эти цари примирились между собою, заключили мир и на время сложили (с себя) военные доспехи до тех пор, пока обстоятельства не перевернулись и дела не изменились. Аллах вращатель ночей и дней!»

15. В главе об Абусаиде, сыне Харбенды (см. Булак. изд. т. V, 549-550), Ибнхальдун говорит: «Когда Харбенда умер, то он оставил по себе малолетнего сына Абусаида, мальчика 13 лет. Джубан ни во что его не ставил и послал к Узбеку, царю Севера в Сарае, приглашая его овладеть обоими Ираками, но наместник его (Узбека) Кутлуктемир предостерег его от этого. Тогда Джубан присягнул Абусаиду, сыну Харбенды, не смотря на его малолетство... Джубан находился в Хорасане, сражаясь за него с Ясаулом, сыном Борака, сына Сунтая, сына Митукана, сына Джагатая, государем Харезмским, которого Узбек, царь Севера, натравил на Хорасан, помогая ему своими войсками. Джубан примирился с ним. По смерти Харбенды, Ясаул (снова) захотел овладеть Хорасаном и вошел в переписку с монгольскими эмирами Абусаидовой державы, заискивая их расположения, и они возбудили его надежду. Джубан (для разведки) отправился в орду, что на языке их означает и войско и стан. Когда до Абусаида дошло известие о его эмирах, то он убил 40 из них, Джубан же вернулся в Хорасан в (7)18 году. Ясаул успел уже овладеть им и частью Иракеладжема. Узбек, царь Севера, послал к нему на помощь своего наместника Кутлуктемира, с войсками. Джубан выступил против них и между ними произошли битвы. Джубан отнял те земли Хорасанские, которыми Ясаул успел овладеть, и заключил с ним мир на том, что за ним осталось, и возвратился. Потом Узбек, царь Севера, пошел на Мерагу, напал на нее, ограбил и вернулся. Джубан погнался за ним с войсками, но не настиг его. Ясаул умер в (7)20 году и Абусаид вернул ту часть Хорасана, которая находилась в руках его. Узбек, царь Севера, осуждая Абусаида за власть, которую Джубан присвоил себе над ним и за самоуправство его с Чингизханидами, возбуждал жителей страны против Джубана, опасаясь своей погибели, и созывал царей в (разных) краях на помощь против Джубана и султана его, Абусаида. С этою целью он породнился с Египетским государем, и не состоялось примирение Абусаида с ним, как уже было сказано. В (7)20 году Узбек снарядил войска для войны с Джубаном, но Эльмедени (?) осадил их при реке Куре (?), находящейся в пределах их царства, и они вернулись. Потом он снарядил другое войско с своим наместником Кутлуктемиром.» Что сталось с этим войском, у Ибнхальдуна не сказано.

16. В рассказе об Увейсе, сыне шейха Хасана (см. Булакск. изд. т. V, стр. 552), Ибнхальдун сообщает следующее: «В Тавризе находился Элашреф, сын Темирташа. Против него выступил царь Севера, Джанибек, сын Узбека, в (7)58 году, отнял его (Тавриз) у него и вернулся в Хорасан, оставив в нем сына своего (Бирдибека). На пути он (Джанибек) был заключен в оковы, а сановники государства написали сыну его Бирдибеку, приглашая его на царство. Он (Бирдибек) ускорил путь к ним, оставив в Тавризе правителем Ахиджука».

17. В другом месте, в главе о Джагатаидах (см. Булак. изд.V, стр.532), Ибнхальдун говорит: «Когда пресеклась династия Чингизханидов и они разбрелись в (разные) стороны, то вслед за господством этих Джагатаидов в Самарканде и Мавераннехре явился царь, по имени Тимур. Я не знаю, как родословная его связана с ними. Говорят, что он не из их рода, а что он только захватил отрока, происходившего от одного из царей их, и называвшегося Тогтамышем (читай: Сиюргатмышем) или Махмудом — имя его было забыто — после погибели отца его, самовластно распоряжался им и был одним из эмиров их (Джагатаидов). Один из жителей Китая, которого я встретил, говорил мне, что отец его (Тимура) также занимал подобное место эмира и самостоятельного правителя. Я не знаю, точно ли он родом из Джагатаидов или (происходит от одного) из союзников и приверженцев их. Рассказывал мне правовед Бурханеддин Эльхарезми, один из ученых и знаменитых людей Харезмских, что в его время и в начале появления его (Тимура), в Бухаре находился человек, известный под именем Хасана, (один) из эмиров Монгольских, а в Харезме был другой (человек), из престольных царей Сарайских, под именем Эльхадджа Хасана (чит. Хусейна Эссуфи)... Он (Тимур) пошел (сперва) на Бухару и отнял ее у Хасана, а потом на Харезм, но война его с Эльхадджем Хасаном Эссуфи затянулась, и он осаждал его (Харезм) несколько раз. В это время (т. е. в 773 г.) Хасан (чит. Хусейн) умер и (на его место) вступил брат его Юсуф, у которого Тимур отнял его (Харезм), разорив его продолжительною осадою (в 781 году). Потом он (Тимур) усердно занялся возобновлением его (Харезма) и отстройкою того, что он разрушил в нем.» Срав. Petis de la Croix, Histoire de Timour-Beg, Т. I, livre II, Chар. IX-XVI. XXVI-XXVII. Weil, Gesch. d. Chal. V, p. 23.


Дополнения и поправки.

Стр. 389. В летописи Ибнтагрибирди *** (см. стр. 528, примечание) под 760-м годом помещена следующая заметка: *** «Умер хан Джанибекхан, сын Узбекхана, государь столичного города Сарая и земель Дештских, процарствовав 18 лет. Родословная его восходит до Чингизхана. После него вступил сын его Бирдибекхан». В биографическом же словаре своем *** в статье о Токтамыше, Ибнтагрибирди, говоря о трехлетнем царствовании Бирдибека, относит смерть его к 759 году. Там же он заключает свою статью о Токтамыше следующею неправильною заметкою: *** «Тимур не переставал преследовать Токтамыша до тех пор, пока не убил его в 793 году». — Стр. 394. О царях Газны и Бамьяна помещена небольшая заметка в энциклопедии Эннувейри (Лейденск. рукоп. 2, i и 2, k, fol. 117, r.), в сущности повторяющая то, что мы находим у Бейбарса, Ибнхальдуна и Элайни. Имена 6 сыновей Кунджи, внуков Орды, у него также следующие: Баян, Куйлюк, Токтемир, Богатемир, Мангытай и Сасы. «По смерти Куйлюка (говорит он) утвердился на царстве Газневийском брат его Баян и продержался на нем до 708 года, когда возникла вражда между ним и братом его Мангытаем. Стали они оспаривать царство друг у друга и к каждому из них пристала партия. Мангытай одержал верх над братом, благодаря многочисленности своей партии (***), и Баян обратился в бегство. Тогда Мангытай утвердился на царстве, а Баян поселился в землях (по другому списку ***), лежащих на окраинах их пограничных владений» (***). Затем Эннувейри говорит, что после неудачной войны Баяна с сыном Куйлюка, Куштаем (***, а по друг. списку ***), которого поддерживал Кайду, Баян ушел за помощью к царю Токте, который уже раз помог ему. «Мангытай же держался на царстве Газневийском до нашего времени, а прекращаются у нас известия о них с 710 года». — Эннувейри (Лейд. рукоп. 2, k, fol. 116, v.), называющий Кайду сыном Каджи, сына Тулу, сына Чингизхана (см. стр. 100), сообщает о нем в другом месте следующее: «Видел я (говорит он) в родословном древе, которое составил эмир Рукнеддин Бейбарс Эддевадар Эльмансури, что Кайду — сын Каджи, сына Укедия, сына Чингизхана. Дни его (жизни) были долги, и продержался он на царстве до 709 года (В летописи Элайни Кайду значится еще в 710-м году «государем страны, лежащей за рекою Джейхуном по направлению к землям Хатайским, начинающимся Ханбалыком и оканчивающимся великим городом, который называется Хинсаром» (рукоп. Аз. Муз. IV, fol. 279, v.)). Столицу царства его составляли города Кашгар и Феласак (вероятно Беласагун или Аксу); ему принадлежали также Туркестан, Каялык, Альмалык, Бухара и др. Когда он умер, то после него воцарился сын его Джабар, который удержался до самой смерти своей в 717 году. После него царствовал брат его Улусбуга, сын Кайду. У Кайду кроме этих были еще сыновья: Баянджар и Урус. Этот дом враждовал с Великим каном, сидевшим на престоле Канском в Каракоруме и др. ***

(пер. В. Г. Тизенгаузена)
Текст воспроизведен по изданию: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, том I. Извлечения из сочинений арабских. СПб. 1884

© текст - Тизенгаузен В. Г. 1884
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© OCR - Бакулина М. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001