Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:
Ввиду большого объема комментариев их можно посмотреть здесь (открываются в новом окне)

ГЕОРГИЙ МОНАХ

ВРЕМЕННИК

Книга 2

Глава 10

Ведь Авраам, как говорит Иосиф, первым провозгласил Бога Творцом (Древ 1.7.1) и первым, придя в Египет, научил египтян <науке> о числах и звездах (Древ 1.8.2), и так как /Б96/ он был любим и снискал почтение, царь пожелал услышать звездословие и волхвование ученейшего халдея. Ведь звездословие и волхвование началось от магусеев 229, то есть от персов, ведь персы в своей стране магогами зовутся. Когда же собрались звездословы и волхвы, царь вместе с Авраамом и боярами своими сел. И когда все умолкли, Авраам сказал:

- Хочу узнать от вас, мудрейшие, может ли, по вашему учению, речь 230 и волхвование причинить кому-нибудь зло или добро? /И83/

Отвечая <на это>, один /52г/ из египтян, звездослов и волхв, сказал:

- Это для нас хорошая причина к большому и необходимому спору, о учитель, и достойно нам не утаивать от тебя наше неизреченное. <Мы считаем, что> все люди рабы рождения <и> предопределения 231. Ведь невозможно человеку быть убитым или умереть прежде предсказанного.

Авраам же сказал:

- Воистину ошибаешься, говоря это, не понимая, что при судье царе говоришь, который имеет власть над людьми.

<И> царь, разгневавшись, сказал звездослову:

- Итак, если я сейчас призову одного из виновных <из моих подданных>? И когда ты, поразмыслив, скажешь перед нами, есть у него время жизни или нет, я противоположное этому прикажу сделать, этим ты будешь явно уличен во лжи. Ибо, если скажешь, что он еще имеет время жизни, я тотчас повелю, чтобы его убили. А если скажешь, что нет у него /53а/ времени, кроме этого часа, я избавлю его от осуждения, а тебя /Б97/ как лжеца <тут же> лишу жизни, чтобы твоя смерть наконец убедила всех, что нет никакой истины в звездословии, и пустословии, и в баснословии твоем.

Когда царь сказал это, египтянин пал ниц, трепеща и умоляя смилостивиться над ним и остальными мудрецами. И царь, воздав благодать Аврааму как учителю, явно обнаружившему заблуждение (своим) рассуждением и <вместе с ними> попросившему за пустых болтунов, простил их, <вдоволь> посмеявшись над их неразумной верой, шаткой и обманывающей людей. И, повелев, по совету Авраама, привести одного ранее осужденного на сожжение огнем, царь повелел перед всеми исследовать рождение его и смерть и, исследовав, назвать способ /53б/ смерти его. Они же, внимательно исследовав, сказали, что он умрет, огнем [81] сожженный, как ясно говорит его рождение и имя, но <не сейчас>: еще есть у него срок жизни и еще не пришло время смерти его. И сказал царь:

- Я освобожу его <сегодня> от огненной смерти <и> повелю казнить его водой, чтобы делом ясно доказать вам, что кое-что может совершаться вопреки рождению.

И так /И84/ он полностью опроверг их прорицание о сроке его жизни и ответ о его смерти.

Когда же все смолкли, начал говорить Авраам:

- Великий <и> правдолюбивый царь! <Так как> я вижу, (что) ты очень печешься /Б98/ о предложенном споре, я сейчас скажу тебе <кратко> самое истинное, говоря истинно, будучи рабом истины.

Царь же сказал:

- Великое благо доставишь мне, сделав [это].

Отвечая, сказал Авраам:

- Не только люди, но и бессловесные /53в/ животные рождению подчиняются. Однако люди имеют в себе <нечто> свободное, рождению не повинующееся, так как оно выше рождения, - это сознание и свобода воли, которые даны нам Богом. Поэтому (мы) лучше животных и властны убивать их, имея власть над ними. А ты еще лучше нас, так как имеешь власть <над нами>. Так что как мы, будучи лучше (их) по разуму, управляем бессловесными животными, так ты, царь, будучи лучше (нас) по древнему слову <власти>, имеешь власть <над нами>. Так, тебя лучше не человек, а Бог, [невидимы]й Творец всех и Владыка, у которого подобает просить полезное.

Много подобного высказав, Авраам даровал царю знание о звездословии, и многих египтян привел к благочестию, и исправил их <ошибочное> 232 знание и учение о звездозаконии, и звездословии, и волхвовании, /53г/ говоря:

- Велика, о мужи, разница между истиной и /Б99/ обычаем. Ибо истина, искомая искренне, всегда отыскивается, а обычай, каков он есть, истинный или ложный, принимается без испытания, и принявший его истинности не ведает и лжи не следует 233. Ведь он не испытывает его, но принимает, доверяя мнению предков, вручив свою надежду неведомой участи. И непросто снять одежду отцов, даже если в ней <ясно> видна вся глупость и она смешна. Например, я говорю, что учение эллинов — болтовня и <опаснейшее> дело злого беса. /И85/ Ибо одни из них рассказывали, что богов много и они мерзкие <и> грешные, - чтобы желающий совершать подобное им не стыдился бы, [как это] присуще человеку, имея примером описанную в баснях /54а/ дурную и нечестивую жизнь богов. А кто не стыдится, для того нет никакой надежды на раскаяние. А <другие>, выдумав имарменью, еще одно заблуждение, о так называемом рождении баснословят, без которого якобы никто ничего не может ни претерпеть, [82] ни совершить, и впадают в это заблуждение и нечестье. Ведь тот, кто считает, что никто не имеет власти что-либо сделать или претерпеть вопреки рождению, или 234 предопределению, по-скотски, легко к согрешению приходит, а согрешив, ничуть не раскаивается в нечестивых поступках, выдумывая глупое оправдание, что делает это, якобы рождением принуждаемый, и поскольку рождение исправить бессилен, то [не] стыдится того, в чем согрешил. А иные исповедуют неразумное и безбожное <движение> - якобы все возникает и движется само по себе, не имея никакого господа и владыки. /Б100/ Потому /54б/ <нелегко>, не скоро и не полностью изменяются к лучшему и вразумляются те, кто так думает.

За все это царь очень похвалил Авраама и, видя, что все ему удивляются, почтил его при всех многими великими дарами и научения пользу признал. Авраам же, спеша <домой>, со слугами и служанками ушел оттуда. (Царь) <проводил его>, дивясь его многому разуму, и мудрости, <и> благочестию во всех его толкованиях.

Глава 11

Итак, от разделения смешения до того времени, как пришел Авраам, по Божьему повелению, из Междуречья, из города Харранского и из дома отца своего в землю Ханаанскую, то есть Палестину, прошло 616 лет. Было же тогда Аврааму 75 лет (Быт 12.4).

А в земле Ханаанской он прожил 25 лет, и родил /54в/ Исаака (Быт 21.5), и после этого жил 73 года 235, [и умер], всего прожив 175 лет.

Он и благословления божественного Мелхиседека удостоился, возвратившись с войны. Сказано /И86/ ведь: "Мелхиседек, царь Салимский, вынес ему хлебы и вино. Был же он иереем Бога Всевышнего, и благословил Авраама, и сказал: Благословен Авраам от Бога Всевышнего, который сотворил небо и землю, и благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руки твои. И дал ему Авраам десятину от всего" (Быт 14. 18-20). Это о нем сказал апостол: "Ведь этот /Б101/ Мелхиседек, царь Салимский, иерей Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама после поражения /54г/ царей и благословил его, которому и десятину отделил Авраам от всего, - во-первых, по <знаменованию> имени царь правды, а потом <и> царь Салимский, то есть "царь мира". Без отца, без матери, без родословия, ни начала дней, ни конца жизни не имеющий, уподобляясь Сыну Божию, пребывает иереем <Бога> навсегда. Итак, мы видим 236, сколь велик 237 тот, кому и Авраам патриарх дал десятину от всей скотины 238. Ведь получающие священство из сыновей Левииных имеют заповедь - брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и вышедших из колена Авраамова. А он, не имеющий от них родословия, получил десятину от Авраама и благословил получившего [83] обетование. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим" (Евр 7.1-7).

Ведь он был муж праведный и благочестивый, родом иноплеменник, почему и говорится, что он "к иному колену 239 принадлежал" (Евр 7.13) - к роду Сида, сына Египта, царя египетского, /55а/ от которого и Египет назван был, [как и выше говорилось]. Сид же этот, выйдя из Египта и захватив страну Ханаанскую, ныне называемую Палестиной, поселился в ней и построил город, назвав его, по своему имени, Сидон. А потом из рода Сидова вышел Мелхи, отец Седеков. Этот Седек, который был иереем <и> царем, назван Мелхиседеком, по имени /Б102/ отца. Ведь он, будучи иереем Бога и царем хананеев, построил город на горе, называемой Сион, назвав его Салим, то есть город мира, в котором царствовал 113 лет. Он преставился праведным и девственным, как говорит Иосиф (Древ 1.10.2). Ему подпевают 240 Иоанн и Кирилл, преподобные епископы, <и многие другие>. Вот что говорит великий Кирилл 241: Мелхиседека называют не <имеющим> родословия, потому что он не был из рода Авраамова и его родословие <восходит> совсем не к Моисею. Был же он из хананейского рода и из проклятого /И87/ семени вышел. Поэтому он не сподобился родословия. Ведь негоже привязывать украшенного великой праведностью к столь неправедному роду. /55б/ Потому <считалось, что> у него не было ни матери, ни отца, так как предки праведного и целомудренного мужа были недостойны (его) добродетели. Ясно, что родом он был хананей, поскольку он правил и царствовал и в Ханаанской стране, и у порочных содомитян, в соседстве с ним сидящих. <И> Салим, где он один царствовал, то есть преславный Иерусалим, тогда еще не имел полного имени "Иерусалим". <И> от прибавления <"Иеру" к "Салим"> /Б103/ он принял <дополнительный> слог и по <их> соединению был назван <говорящим> именем "Иерусалим" - частью из-за священства Мелхиседекова, частью же из-за того, что святой церковью был украшен.

О нем и божественный Марк, Златоустца ученик 242, сказал: М- Так как в родословии не упомянуто, какого он отца и какой /55в/ матери и когда умер, оттого и сказано, что он "не имеет ни начала дней, ни конца жизни" (Евр 7.3). Ведь он не мог получить родословия, так как происходит из тех племен, о которых не упоминается (в Книгах), как это ясно по его (месту) обитания из Писания (Быт 14.17-19)> О нем сказал и апостол: "Ведь этот Мелхиседек, <во-первых>, царь правды, а потом и царь Салимский, то есть "царь мира" (Евр 7.2). Ведь нынешний Иерусалим в древности назывался Иевус, - из чего мы узнаем, что Мелхиседек был прежде иевусей, из семи истребленных племен, - а затем, после гибели этих племен и вселения народа Израилева, Бог присудил его иереям, чтобы там приносили жертвы из всех земель Иудейских. Поэтому после прекращения войны город был переименован в Салим, что означает "мир". "Иерусалим" же значит "гора [84] мира", из-за чего и "Мелхиседек", /55г/ означает "царь мира", так как царствовал в нем ранее. А "царь правды" — это, в свою очередь, перевод его имени: это значит "Мелхи-седек" на языке ханаанском. Итак, если ты прочтешь о Мелхиседеке что-либо /Б104/ необычайное, сразу вспомни слова апостола, /И88/ говорящего: "Тот, о котором это говорится, принадлежал к другому колену" (Евр 7.13), и ты никогда не ошибешься.

Так что слишком осуетились скверные и смердящие мелхиседекиане, веруя, напротив 243, что он по природе бог, а не смертный человек, за что справедливо осуждены будут неподкупным Судией, за то, что человеку служили и поклонялись творению вместо Творца (Рим 1.2 5), из-за многого и крайнего неразумия, а более истинно будет сказать, из-за скотской своей жизни и безверия. Ведь о таких справедливо говорил апостол: "Осуетились в помышлениях своих, /56а/ и омрачились неразумные их сердца; называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в подобие тленного человека. Поэтому <и> предал их Бог в желание их сердец и в превратный ум и в нечестивые грехи. Они изменили истину Божию в ложь и служили и поклонялись творению вместо Творца, который благословен во веки, аминь" (Рим 1.21-25). А Соломон [так] сказал: "Суетны по природе все 244 люди, которым присуще незнание Бога" (Прем 13.1) и "Как пепел сердца их, и хуже земли надежда их, ибо они не познали Сотворившего их и Вдохнувшего в них разумную душу и Вдохнувшего в них дух живой" (Прем 15.10-11). /Б105/

Глава 12

В те времена и наслал Бог огненный дождь на Пятиградие содомское и гоморрское, и погубил из него весь род тех людей, кроме Лота, племянника Авраамова, и обеих его дочерей. И истребил (огонь) все земное движение, /56б/ и воды близлежащего моря умертвил. Лот же родил двух сыновей от обеих своих дочерей, Моава и Аммона, от которых моавитяне и аммонитяне. А Авраам родил Измаила от <своей> рабыни египтянки по имени Агарь <и> Исаака от Сарры 245, от которых измаильтяне и израильтяне.

Агари же, от Авраама зачавшей, зло было <причинено> Саррой. Когда она убежала от Сарры, нашел ее, <сказано>, ангел Господень в пустыне и сказал ей:

- Откуда идешь и куда шествуешь?

И отвечала, говоря:

-От лица госпож[и] /56в/ моей Сарры бегу.

И сказал ей ангел Господень:

- Возвратись к госпоже своей и смирись под рукою ее, и умножая /И89/ умножу семя твое, и неисчетно будет множество. Ибо вот, ты имеешь во чреве и родишь сына, и наречешь имя ему Измаил; ибо услышал [85]

Господь смирение твое. И он будет грубый человек: и руки его на всех, и руки всех на него, и перед лицом <всех> братьев своих поселится.

И призвала Агарь имя Господа, говорящего к ней:

- Ты Бог, призревший 246 меня (Быт 16.6-13). /Б106/

Когда же родился Измаил, Авраам сказал к Богу: "Измаил этот пусть жив будет пред Тобою". И сказал Бог Аврааму: "Истинно 247, вот Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и наречешь имя ему Исаак; и поставлю обеты Мои 248 с ним в обеты вечные, и с семенем его после него. Об Измаиле же, вот, Я услышал тебя, и благословил его, и взращу /56г/ его, и умножу его сильно; и 12 племен родит, и дам его в племя великое. Обеты же Мои Я поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра" (Быт 17.18-21).

Затем Писание говорит о рожденных от Измаила: "Первенец сын Измаила Наваиоф, и Кидар, и Навеил, и Масисан, и Мишма, и Дума, и Масса, [и] Хадад, и Фема, и Иетур, и Нафиш, и Кедма. Вот сыновья Измайловы, 12 князей, каждый у своего племени" (Быт 25.13-16). Поселился же Измаил от Хевилата до Сура, что перед Египтом, как идти в Ассирию. Перед лицом <всех> братьев своих поселился (Быт 25.18).

А Исаак родил Исава <и> Иакова от Ревекки. И благословил Иакова, укравшего благословение брата, говоря: "Даст тебе Бог от росы небесной и от влаги земли, и множество пшеницы и /57а/ вина; и послужат тебе страны, и поклонятся тебе князья; и будь господином брату своему, и поклонятся /Б107/ <тебе> сыновья отца твоего. Проклинающий тебя проклят, а благословляющий тебя благословен" (Быт 27.28-29). А Исаву он сказал: "Вот, от влаги земной <будет> селение твое и от росы небесной свыше; и мечом твоим будешь жить, и брату своему послужишь. Будет же, если когда разоришь и разрушишь 249 иго <его> с твоей шеи (Быт27.39- 40), согрешишь прегрешением смертным". <Но>, как можно видеть, иные благословения были сказаны Иакову, а на других совершились, как и сказанное Иаковом Симеону и Левию. Ведь <он говорит>: "Разделю их в Иакове и рассею их в Израиле" (Быт 49.7). Но это случилось не на них, а на (их) потомках. Как и сказанное Ноем о Ханаане (Быт 9.25) сбылось на потомках гаваонитян. Так и это 250 не на Иакове свершилось, - ведь он был в страхе и трепете и много раз поклонился /57б/ брату своему, — а на <его> потомках.

Вот, от Измаила /И90/ произросли измаильтяне, называемые теперь агарянами и сарацинами, от египтянки Агари, как было сказано; а от Исаака Исав, он же Едом, и Иаков произросли, от Ревекки. От Исава же сын Едом родился — тезка отца, и Амалик, от которых все идумеи и амаликитяне, а от Иакова Израил[я] - /Б108/ Иуда, от которого все иудеи. И от прочих родившихся произошли названия. А израильтяне получили имя от отца Иакова Израиля, а иудеи - от имени более знаменитого их брата Иуды, по имени его названы были. [86]

А божественный Авраам снова родил пятерых сыновей, от своей последней жены Хеттуры. От нее же был Мадиам, от которого произошли мадиамитяне, и Афар, от которого Африка, страна, где он поселился; она и /57в/ названа была по (его) имени, как и земля Авсит названа по Исаву, в которой жил блаженный, [и] многострадальный, <и> прославленный Иов. Прославляя его, божественный Златоуст 251 [говорит]: ПЗ- "Был, сказано, один человек в стране Авситидийской" (Иов 1.1). Он сообщает и о его роде и о стране, дабы ты, услышав, что это (обычный) человек, удивился его необыкновенной жизни, и, уведав, что в ней вырос такой плод, поистине поразился этому цветку 252, выросшему среди терний: ведь он был из Авситидийской страны, по которой он был назван авситянином, от Исава, скверного развратника; чтобы ты подивился, из какого дурного отечества и корня произрос прекрасный плод. Ведь он потомок названного, как говорит Писание, пятый от Авраама. /Б109/ Ведь Авраам, сказано, родил /57г/ Исаака, Исаак родил Исава, Исав – Рагуила и Зару, а Зара - Иова. Так что он имел родословие от Авраама, к которому восходит. Через Исава показан корень — чтобы ты изумился плоду: ведь тот был скверный прелюбодей, а этот целомудренный и <благо>честивый, говорящий так: "Если <и> последовали глаза мои за женою чужою" (Иов 31.9), "я завет положил с глазами моими" (Иов 31.1). <И> не только это, но и жертву приносил за своих детей во все дни, /И91/ говоря: "Чтобы они не помыслили зло о Боге" (Иов 1.5). Так что справедливо сказано: "Был один человек, непорочный, праведный и благочестивый" (Иов 1.1) и так далее. -ПЗ

ПЗ- Ибо внешние философы, давая определение человека, говорят: "Человек есть смертное разумное животное". А Божественное Писание говорит не так, но: Человек непорочен, праведен, благочестив, избегает всего дурного, а кто /58а/ таковым не засвидетельствован, тот не человек, а скотина. Пусть же тот, кто имеет человеческий облик, но оскорбляет себя дурными намерениями, послушает пророка, говорящего: "Человек, будучи в чести, не уразумел. Приложился к неразумным скотам и уподобился им" (Пс 48.13). Так что как по общему обычаю, когда кто-нибудь /Б110/ своего сына или раба посылает на какое-либо дело, то велит ему, говоря: "Как человек приступай к делу", то общее имя становится особенным чудом, так, хотя все зовутся "человек", но лишь тот истинно <человек>, кто сохраняет облик и не губит первоначальную красоту.

ПЗ- Итак, то, что Иов человек, (для того) сказано, чтобы ты похвалил (его) природные склонности, а что он из страны Авситидийской, сказано (для того), чтобы ты воспел плод, который вырос на земле, питающей нечестивость. А то, что изначально злой 253 дьявол, исполнившись зависти при виде (Иова), просит у Бога /58б/ искушения для праведного, — чтобы ты, воспринял мужество и уведал, что бес не имеет власти над [87] истинными христианами, благочестивыми и богобоязненными, пока не будет повеления свыше – для наказания или из-за попущения 254. Ибо когда Бог посылает наказание или испытание, он наказывает за грехи или укрепляет 255 добродетель в божественных деяниях. Так что (дьявол) не мог воевать с Иовом, пока ему не было повелено. [И] не удивляйся: ведь даже на свиньях не имеет власти, как и в Евангелии слышим (Мф 8.30-32). -ПЗ

Глава 13

ПЗ- <Итак>, Божьи ангелы служат спасению хороших людей, ведь все они, сказано, "суть служебные духи, посылаемые на служение тем, которые должны наследовать спасение" (Евр 1.14), злые же бесы – для наказания грешных. Ведь <сказано>: "Послал на них /58в/ гнев ярости Своей; ярость, и гнев, и скорбь посылает ангелами лютыми" (Пс 77.49). /И92/ Так что эти бесы хоть и отпали по произволению, но находятся под игом /Б111/ рабства, и им, как неким казнителям, приказано исполнять повеления Бога и святых. И Павел поясняет, говоря о некоторых: "Их я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать" (1 Тим 1.20). И чтобы не думали, что бесы все делают своею волею, им приказано исполнять повеления и против их желания. К святым Бог посылает слугами ангелов святых во спасение, а на грешников повелевает бесам в наказание. Ведь когда Бог вынес решение об Ахаве, говоря: "Кто пойдет и обманет Ахава, чтобы он пал?" - отвечал дух неприязненный: "Вот я (З Цар 22.20-21), так как поистине знаю, что для этого определен". Посылаются в особенности, чтобы совершить наказание на лукавых, /58г/ посылаются и к праведникам - не для наказания, а для искушения. Ибо поскольку святому ангелу служить для искушения не повелевается - ведь Бог не велит божественному ангелу творить неподобающее, потому на таковое искушение отдается повеление бесам. И не удивляйся, что и к праведникам бесы посылаются. Ведь "взошел Владыка всех от Иордана в пустыню для искушения от дьявола" (Мф 4.1). Итак, если дьявол искушал Господа всех, что удивляешься, когда бес посылается и на праведников для испытания терпения? /Б112/ Он посылается не потому, что Бог повелевает ему, а потому, что отходит от человека. Это слово Писание выражает как бы через олицетворение 256, например, когда говорит: "Грешнику же сказал Бог" (Пс 49.16). -ПЗ

Исаак же, достигнув 60 лет, родил Иакова (Быт 25-26) и после того жил 120 лет, и умер, всего прожив 180 лет (Быт 35.28).

Иаков же, достигнув 85 лет, родил /59а/ Левия, и после того жил 69 лет, и умер в Египте, пробыв там 17 лет, всего прожив 147 лет (Быт 47. 9,28). Будучи 75 лет, он бежал от Исава, брата своего и поселился в Харране [88] Месопотамском, то есть в Междуречье, у Лавана, брата матери своей Ревекки, у которого пастырем овец был 20 лет. И обеих дочерей его, Лию и Рахиль, в жены взяв, получил 12 сыновей и одну дочь, от свободных и от рабынь, Валлы и Зельфы. От Лии он родил Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара, Завилона и одну дочь <Дину>, а от Рахили - Иосифа, а потом - Вениамина, по возвращении. /Б113/ От Валлы же рабыни родил Дана и Неффалима, <а от Зельфы - Гада и Асира>. /И93/

Глава 14

А через двадцать лет после избавления от рабства и возвращения из Месопотамии в землю Ханаанскую и после видения Бога, боровшегося с ним и переименовавшего его в Израиля (Быт 32.24-28; 35.10), он снова увидел видение в /59б/ Вефиле и дал десятину всего, что нажил. Потом добавил и детей, пересчитав их, начав от Вениамина, в обратном порядке 257. И, до Левия дойдя <и> обнаружив, что он десятый, привел его Богу. Дал десятину <и> (от) детей, и (от) всего имущества своего, как и раньше обещал, сказав Богу, когда бежал: "(От) всего, сколько мне дашь, десятину отделю Тебе <от того>" (Быт 28.22). И тотчас же облек Левия в одежду иерейскую и через Левия жертвы Богу приносил в Вефиле.

<И> с тех пор те, которые при жертвах Закона и при общей службе пребывают, стали называться левитами, а те, которые во святительстве, по Божьей благодати, стали называться клириками, по Писанию: "Нет левитам жребия среди людей Израилевых, ибо Господь есть удел их и жребий" (Втор 10.9).

А Исаак и Ревекка после возвращения Иакова призвали Иакова /59в/ и Исава и просили и заклинали их сохранять мир друг с другом <и> сохранять братское родство и любовь, /Б114/ запретив (ссориться), преставились, сначала Ревекка, а после нее, <не>долго прожив, Исаак преставился, честь первенства Иакову оставив. А после этого Исав, подстрекаемый Амаликом, сыном своим, которого добыл от наложницы, восстал на Иакова, брата своего, и, собрав племена, устремился на него и на сыновей его войной, как говорит Иосиф 258.

А тот, затворив ворота города, /59г/ в который вбежал, со стен молил брата своего Исава вспомнить заповедь родителей своих. Но тот не слушал, а еще больше укорял и поносил его и угрожал ему убийством. Тогда Иаков, натянув лук, пустил стрелу и поразил <Исава> в правый сосок, и когда (Исав) тут же умер, вышли сыновья Иаковлевы, <и>, изготовившись, полностью 259 всех убили. <И> тогда исполнилось предсказание Исаака, говорившее Исаву: "Если сбросишь иго брата своего с выи своей (Быт 27.40), согрешишь прегрешением смертным".

А Левий, будучи 45 лет, родил Каафа и потом жил 90 лет, и умер, /И94/ всего прожив 130 лет. 260 [89]

А Кааф, будучи 60 лет, родил Авраама, и /Б115/ после этого жил 70 лет и умер, всего прожив 130 лет.

А Авраам, прожив 70 лет, родил Аарона и Моисея, и после этого жил 50 лет, и умер, всего прожив 137 лет.

На семидесятом году Моисея вышли сыны Израилевы из Египта, /60а/ где прожили 215 лет. Как же Бог говорил Аврааму: "Переселено будет семя твое на 400 лет" (Быт 15.13)? Но ясно, что переселение народа следует исчислять от исхода Авраама из Харрана. Ведь переселение было не только в Египет, но и в землю Ханаанскую, о чем свидетельствует Моисей, говоря: "Переселение сынов Израилевых в земле Ханаанской и в Египте <продолжалось> 430 лет" (Исх 12.40). И было от исхода Авраама из Харрана и до рождения Исаака 25 лет, от Исаака же до Иакова - 60 лет, от Иакова до Левия - 87, от Левия же и до Каафа — 45 лет, от Каафа же до Авраама - 64 года, от Авраама до Моисея — 70 лет, от Моисея же и до исхода - 80 лет. И так вышел Израиль, неся кости Иосифовы, и провел в пустыне 40 лет. Ведь сказано: "В пятом колене 261 вышли сыны Израилевы /Б116/ из Египта, и взял Моисей кости Иосифовы с собой; /60б/ ведь клятвою заклял [Иосиф] сынов Израилевых, говоря: Посещением посетит вас Бог, и вынесете кости мои отсюда с собой" (Исх 13.18-19).

Когда Иосифу было 17 лет, позавидовали ему братья и продали его. И в 30 лет поставлен был правителем в Египте, и родил двух сыновей, Ефраима и Манассию, и умер, всего прожив 110 лет (Быт 50.22, 50.26).

Глава 15

Итак, <поскольку> когда Моисей предстоял перед Фараоном, ему было 80 лет, а в пустыне он провел еще 40 лет, очевидно, что кары Египетские произошли за малые 40 дней, каковые дни в пустыне мы засчитываем за 40 лет. Ведь прочитав внимательно, я заметил, (что) 40 дней прошло с того дня, (как) он беседовал с Фараоном, до гибели первенцев, когда и агнец заклан был, и народ вышел из Египта.

И 1-й день - когда он беседовал с Фараоном (Исх 51-5).

А во 2-й день утром разошлись люди собирать /60в/ плевелы, и избиты были книжники их, так как не выполнили дневную работу (Исх 5.12-14).

А на утро 3-го возопили сыны Израилевы, мучимые из-за плевел, и вошел (Моисей) к Фараону.

А на 4-й, помолившись, он сказал словом Господним Израилю: "Бог выведет вас из /И95/ Египта" (Исх 6.6, 9). И не слушали из-за великого уныния.

А на 5-й он вошел к Фараону и жезл в змею превратил (Исх 7.10).

А на 6-й воду в кровь 262 /Б117/ превратил (Исх 7.20). Затем ждали до 13-го дня, и появились жабы (Исх 8.6).

А в 14-й день умерли жабы (Исх 8.13).

В 15-й день появились гусеницы. [90]

В 16-й день он говорил с Фараоном, угрожая, что на следующее утро будут песьи мухи.

В 17-й день появились песьи мухи (Исх 8.24).

В 18-й отступили песьи мухи (Исх 8.31), и в тот же (день) была угроза смерти на скоте их (Исх 9.3).

В 19-й день пал их скот (Исх 9.6).

В 20-й день началось у них воспаление с нарывами (Исх 9.10).

В 21-й /60г/ день <объявлена была> угроза, что завтра будет град (Исх 9.18).

В 22-й день был град (Исх 9.24).

В 23-й день саранча напала и по молитве (Моисея) пропала (Исх 10.14; 18-19).

С 24-го дня по 26-й была трехдневная тьма (Исх 10.22).

К слову, первый месяц у евреев называется нисан, а у нас март, как сказал Господь: "Месяц сей (да) будет началом месяцев для вас. Скажи сынам Израилевым, говоря: в десятый 263 день месяца сего пусть возьмет каждый из них агнца" (Исх 12.2-3). Это был 36-й день.

Затем через четыре дня заклан был агнец, и, сотворив пасху, вышли. Это был 40-й день, когда умерщвлены были первенцы египетские в полночь и когда, взяв опресноки, вышли - ходатайством и водительством прославленного чудотворца Моисея.

Глава 16

Итак, это тот великий боголюбивый боговидец Моисей, которому сказал Бог: "Вот, Я дал тебя богом Фараону, и Аарон, брат твой, да будет пророком; ты же говори (ему) все, что /61а/ Я тебе повелю" (Исх 7.1-2). Вот, Он поразил египтян десятью язвами и в море погубил их, вывел сынов Израиля из железной печи с великими знамениями и чудесами и /Б118/ рукою крепкою и мышцей высокой, как говорит <и> Давид: "Разделившему Чермное море 264 на части и проведшему Израиля посреди его, и сбросившему Фараона и силу его в море Чермное" (Пс 135.13-15). З- Ибо не один был путь, как говорит мудрейший Златоуст, но каждому колену вода стала стеною, так что много было проходов для народа. Чтобы считалось это делом не естества, а Бога, все естество создавшего и обладающего (им), /И96/ потому на [короткое] время совершилось противоположное (естеству), и не на одну часть разделилась вода, вздымая волны, но по числу всех колен. Ведь при каждом знамении Бог заботился прежде всего о том, чтобы /61б/ происходящее приписывали не какому-то естественному порядку или случаю 265, но помощи Вышнего, через Моисея на сынах Израиля, которых Он провел по пустыне в столбе огненном и облачном, и хлебом небесным накормил, и врагов их, амаликитян, простерши руки, победил их. [91]

Глава 17

(Это) он услышал от Господа, говорящего: "Вот, Я предстану пред тобою в столбе огненном и облачном, чтобы услышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе вовеки" (Исх 19.9). И- На третий день, <сказано>, были гласы, и молния, и громы, и облако мрачное на горе Синайской, и глас трубный /Б119/ звенел великий, и ужаснулся народ" (Исх 19.16). "Гора же вся курилась, оттого что сошел Господь на нее в огне, и восходил дым, как дым печной. И весь народ ужасался сильно. И были гласы [трубные], приближаясь, /61в/ громкие весьма" (Исх 19.16-19), и весь народ стоял [поодаль], слушая гласы и видя гору всю курящуюся, и приблизиться не дерзали, но лишь издалека поклонялись, (как) было повелено. "Если и зверь, сказано, прикоснется, пусть побит будет камнями" (Исх 19.13). И страшное было зрелище. И, убоявшись, весь народ сказал Моисею: "Говори ты с нами, и пусть не говорит с нами Бог, чтобы нам не умереть" (Исх 20.19). И призвал Господь Моисея на верх горы, "И когда взошел, покрыло облако гору и сошла слава Божья на гору, и скрыло ее облако на шесть дней 266. Вид нее славы Господней на вершине горы как огонь пылающий был перед сынами Израилевыми. И взошел Моисей в середину облака на горе, (и) был там 40 дней и 40 ночей" (Исх 24.15-18), стоя пред Богом, и "хлеба не ел и /И97/ воды не пил" (Исх 34.28). И в другой раз снова "взошли Моисей, и Аарон, и 70 старейшин и увидели место, где стоял Бог, и то, что под ногами Его, как /61г/ изделие из камня сапфира и, как вид тверди небесной, чистотою" (Исх 24.9-10). <И> далее сказано: "И призвал Господь Моисея, и говорил лицом к лицу, как если бы кто говорил с другом <своим>, и так посылал его в /Б120/ стан" (Исх 33.11). И сказал Моисей Господу: "Если я обрел благодать пред Тобою, явись мне Сам, чтобы я увидел Тебя разумом, чтобы я обрел благодать пред Тобою, и прославимся я и народ Твой" (Исх 33.13). И сказал Господь Моисею: "<И> это твое слово, которое ты сказал, исполню. Ведь ты обрел благодать предо Мною, и Я видел 267 тебя более всех, и благодать имеешь от Меня. Но не сможешь видеть лица Моего: ведь человек не может <у>видеть лицо Мое и живым остаться. И вот место у Меня, и стань на скале, и покрою тебя рукою Моею, и тогда увидишь спину Мою. Лицо же Мое не явится тебе" (Исх 33.17-23).

Затем, собираясь принять девтерономию, то есть второзаконие, снова говорит(ся): "<И> взошел Моисей на гору /62а/ Синайскую, как сказал ему Господь. (И) сошел Господь в облаке" (Исх 34.4-5), "и он предстоял пред Ним <там> 40 дней и 40 ночей. Хлеба не ел и воды не пил, и написал на скрижалях слова завета, десятисловие" (Исх 34.28). И, взяв скрижали, сошел с горы прославленный. "И увидел Аарон и все сыны Израилевы лицо Моисеево, и было оно прославленным. И побоялись [92] приблизиться к нему" (Исх 34.30). <И> справедливо. Ведь он постился 80 дней, предстоя перед Богом, и принял богоначертанные скрижали, и богоданное Второзаконие получил. И настолько лицо его прославилось от видения Бога, что не мог народ взирать на исходящее от лица его божественное сияние и славу. И потому надевал покрывало, когда говорил с ними. Ибо испускал лучи светоносные и ярко сиял, (так что) отвращали лица /Б121/ смотрящие, как будто на глаза попадал какой-то солнечный свет. /62б/ Н- А через 40 дней, сойдя и /И98/ из-за сотворения тельца разгневавшись, тут же скрижали разбил, удалился на гору, и еще столько же дней пробыл на горе, ведя мудрые беседы с Богом, никакой человеческой пищи, как и в предыдущие дни, не вкушая, и, получив после этого вторые скрижали, сошел к народу. Какое же человеческое разумение сможет представить это превеликое чудо? Как текучее естество /62в/ тела, столь потрясенное, выдержало, ничем не восполняя ежедневное убывание и ослабление силы? Недоступную и удивительную эту вещь объясняет Божье Слово, когда говорит: "Не хлебом единым жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Втор 8.З).

Так что из этого всем ясно, что ангел этот совсем ничего не ел в тот день, когда сошел, поспешая в слове Господа, и назавтра взошел на гору <тот, кто> <праведно> в праведном гневе божественные слова, на сапфировом камне начертанные перстом Божьим, сокрушил, не стерпев проклятого дела и богопротивного деяния тех нечестивых и скверных и правильно посчитав совершенно недостойным, /Б122/ чтобы такое /62г/ божественное творение и благодеяние получили помраченные богоненавистники. Более того, видя обращенный на них праведный Божий гнев, (как) всякому 268 ясно, он повелел истребить если и не всех <взрослых>, то погубить оказавшихся там (Исх 32.27).

Как же он, работник столь длительного воздержания и поста, и исполненный Божьей благодати <и, с другой стороны,> палимый, как огнем, безмерным божественным рвением, и одновременно <горюя>, печалуясь и страдая и безмерно скорбя о страшном прегрешении неблагодарных, безжалостных <и упрямых>, - мог прикоснуться к еде и питью в тот день, когда он был исполнен горести и гнева и печали о народе злом и скверном, прежде не умолив за них (Бога) еще продолжающимся [постом] и раскаянием, без которого никто не может быть угоден Богу, (как) он знал (лучше) кого-либо другого? (О том), что /63а/ между его схождением с горы и восхождением прошел всего один день, в каковой он и скрижали сокрушил, и тельца истребил, и три тысячи <наиболее> скверных и злых мужей погубил (Исх 32.28), желая хоть немного утолить ярость и безудер- /И99/жный гнев Бога; (и что) он сразу же на следующий день быстро взошел на гору к Господу, прося за них, - послушай, что ясно говорят Книги: "<И> было завтра, <и> сказал [93] Моисей народу: Вы согрешили грехом великим, и /Б123/ ныне взойду к Богу, чтобы помолиться о грехе вашем" (Исх 32.30). После этого сразу следует: "Возвратился же Моисей к <Господу> Богу и сказал: Прошу Тебя! согрешил народ этот грехом великим, и сотворили себе богов. И ныне, если простишь им грех их, то прости; если <же> нет, сотри меня из книги, в которую Ты меня вписал. И сказал Господь Моисею: если кто согрешил предо Мною, того сотру из книги Моей. А [теперь] иди /63б/ и веди народ этот в землю, которую Я тебе указал. И вот, Ангел Мой пойдет перед лицом твоим. А в день, в который посещу (их), наведу на них грех их. И поразил Господь народ за сотворение тельца, которого сделал Аарон" (Исх 32.31-35).

Итак, "узри благость (и) строгость 269 Божию" (Рим 11.22), как говорит Христофор 270, и ясно уразумей, что поистине "страшно впасть в руки Бога живого" (Евр 10.31) и согрешившим, но нераскаявшимся грешникам невозможно избежать праведного и немстительного <Божьего> /63в/ суда, даже если Он насылает его не сразу, как ясно видно из краткого слова.

Итак, бесспорно, что <этот> богоносный и боголепный муж восемьдесят дней не прикасался <к пище>, и, укрепляемый столь великой /Б124/ твердостью 271 и предстательством Божиим, он стал Богом и Боговидцем и явил терпение и силу, превышающую человеческую природу, а был ли он "в теле или вне тела" (2 Кор 12.2), один Бог ведает, таким его сотворивший и сверх всякой меры прославивший.

Затем (Писание) продолжает: "Когда <же> входил 272 Моисей в скинию свидетельства, <весь> народ стоял и смотрел. И когда входил Моисей в скинию, сходил столб облачный и Бог на скинию, и народ видел столб облачный, /63г/ и поклонялся каждый из скинии своей" (Исх 33.8-10). И так говорил Господь с Моисеем перед народом. И, всеми силами стараясь отвести гнев Господень от народа и так за него просил, что и своим спасением пренебрег, когда, согласно Давиду, "в сокрушение 273 Божие стал" (Пс 105.23). И сказал /И100/ Моисей: "Если простишь им грех, то прости, если же нет, то сотри <и> меня из книги, в которую Ты меня 274 вписал" (Исх 32.32). Ведь сказано, что погубит их, если Моисей, избранный Его, не станет в сокрушение пред Ним, чтобы Он не погубил их. А сколько их восстало против Него - одни ушли под землю живыми, другие же стали пищей Божьего огня. /64а/ Ведь сказано: "И умерло в сокрушении 14 тысяч и 700, кроме умерших из-за Корея" (Числ 16.49).

Глава 18

Не только эти, но и Мариам пророчица <и> сестра его, говорившая против него, осуждение приняла. "<И> говорили, сказано, Мариам и Аарон на Моисея из-за жены его эфиопки - так как он в жены эфиопку взял /Б125/ - и сказали: [94]

— Одному ли Моисею говорил Бог?

И услышал Господь, <и> был Моисей человеком самым кротким из всех людей на земле. И сошел Господь в столбе облачном на скинию свидетельства, и сказал Аарону и Мариам: - Если будет у вас пророк для Господа, то в видении ему явлюсь и во сне буду говорить с ним. Но не так будет, как с [угодником] Моим Моисеем. Во всем дому Моему верен он. И устами к устам говорю Я с ним, в образе, а не притчами, и славу Мою он видел. И как не побоялись вы наговаривать на угодника <Моего> Моисея?

И гнев Господень яростный (был) 275 на /64б/ них, и они отошли 276. И вот Мариам покрылась проказой, как снегом (Числ 12.1-10). Но помолился Моисей за нее, и отлучена была от людей семь дней, и исцелилась по слову Господню. И после того Мариам умерла. И не было воды у общества, и укорял народ Моисея и Аарона, и возопили к Господу, и сказал Господь Моисею:

- Возьми этот жезл и собери 277 общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите камню перед ними, и даст камень воды из себя.

И взял Моисей жезл, /64в/ стоявший перед Господом, и собрал(и) Моисей и <Аарон> общество перед камнем, и сказали народу:

- Послушайте нас, непокорные, разве из камня этого изведем вам воду?

И воздел Моисей руку свою, /Б126/ и ударил по камню жезлом (дважды), и потекло много воды, и пили собравшиеся и скот их.

И сказал Господь Моисею и Аарону: — За то, что вы не верили (в Меня), (чтобы) явить святость Мою перед народом, за это не введете вы этот народ в землю, которую Я дал им (Числ 20.1-12). Поэтому "пусть приложится /И101/ Аарон к народу своему и умрет, чтобы вы не вошли в ту землю, так как вы прогневали Меня спором у воды" (Числ 20.24) и укором народа.

Глава 19

"И возвел Моисей Аарона на гору, как повелел ему Господь перед всем /64г/ обществом, <и> снял с него святительские одежды, и одел в них Елеазара, сына его, и умер Аарон на вершине горы, на 40-м году исхода сынов Израилевых, прожив 123 года. И увидело <все> общество, что умер Аарон, и оплакивали его 30 дней" (Числ 20.24-29). "И после этого сказал Господь Моисею: - Взойди на гору Наваливскую и посмотри на землю, которую Я дал сынам Израилевым, и умри там так же, как умер брат твой Аарон на горе, потому что вы прекословили слову Моему о воде, когда был спор в Кадесе, и противились, и не явили святости Моей в народе. Так что увидишь напротив /65а/ землю - и туда не войдешь" (Втор 32.48-52).

"Моисей же много и много раз молился Богу об этом и говорил: [95]

- (Дай мне,) о Владыка Господи, перейдя Иордан, увидеть ту благую землю и /Б127/ святую гору напротив Ливана 278.

И сказал ему Господь:

- Довольно тебе. Смотри, не подходи ко Мне более говорить об этом, но взойди на верх горы и взгляни у моря, и на севере, и на юге, и на востоке, на благую землю, потому что ты глазами <своими> увидишь ее, и туда не войдешь" (Втор З.25-27). И написав, по велению Господа, великую песнь (Втор 32.44) и завет (Втор 33.1), и возложив руки свои на Иисуса Навина (Втор 34.9), чтобы перенял власть его, "взошел на гору Варимскую, она же Авамская. И показал ему Господь всю землю обещанную, и сказал ему:

- <Вот> та земля, которую Я клятвенно <обещал> Аврааму, <и> Исааку, <и> Иакову, говоря: семени твоему дам ее. Ее Я показал глазам твоим, и туда /65б/ не войдешь. И умер там Моисей по слову Господнему, прожив 120 лет. И погребли его, <и> плакал народ 40 дней, и никто не ведает могилы его" (Втор 34.1-8).

И после этого не вставал такой пророк в Израиле, как Моисей, которого знал Господь, говоря лицом к лицу, и всеми чудесами и знамениями. После него никто не жил больше 120 лет. И на 40-м году исхода сынов Израилевых, когда настало <первое число> месяца нисана, как говорит Иосиф 279, умерла Мариам и была погребена на [Оровой] /И102 /65в/ горе. И когда настал <первое число> 5-го месяца ава того же года, умер Аарон и был погребен на Оровой горе. И когда настало <первое число> 12-го месяца адара того же года, умер Моисей на /Б128 горе Варимской, на которой <и> погребен был. <И> после этого появилось на том месте некое светозарное облако, которое затмевало и отвращало взгляды смотрящих, чтобы не узнали могилу его во веки веков.

<Следует> же знать, что нисан, называемый первым месяцем, мы именуем мартом, а не апрелем, как говорят некоторые. Ведь о том, что нисан у евреев первый месяц, как ясно из перевода еврейского слова "нисан", что означает "первый месяц", нами называемый мартом, свидетельствует и этот мудрейший законоучитель /65г/ Иосиф 280, называющий нисан первым месяцем, и ав - пятым, <а> адар — двенадцатым; а еще больше свидетельствует достойный пророк божий Захария, который говорит о девятом и одиннадцатом месяце: "В четвертый же день девятого месяца хазлева" (Зах 7.1), а также: "В двадцать четвертый день одиннадцатого месяца сават" (Зах 1.7).

Ведь так и у нас: если первым считать март, то восьмым оказывается октябрь, а десятым - декабрь. Притом и весна с того же первозданного месяца марта начинается, и земля произрастает, по Божьему повелению, зеленью трав (Быт 1.11), и начинается счет четырех времен года, имеющих по три месяца, и череда их называется весна, <и> лето, осень <и> зима. [96]

И <не только (эти)>, но и ученейший <и> мудрейший Евсевий говорит во "Временных правилах": "Ведь у иудеев /Б129/ начало года всегда приходится на первый день месяца, который у них называется нисан, то есть на 25-й день марта месяца. Это первозданный /66а/ день, в который Бог все сущее из небытия в бытие перевел; в этот (день) 281 благоволением Отца и содействием Святого Духа (Он) вселился в Святую Деву; в тот <же> (день) Он вочеловечился, в тот же (день) из гроба воскрес. И была так называемая Господняя Пасха. Этот (день) и для нас, согласно Божьей святой церкви, всегда есть начало года, поэтому и Святую Пасху обретаем в воскресенье, наступающее через четырнадцать дней после новолуния этого месяца марта, который и называется нисаном, — не по-иудейски, а по-апостольски /И103/ празднуем по установлению природы и Бога".

Итак, удивительный этот муж, проживший благородно и чудотворцем явившийся, отошел от жизни совсем иначе, во многой печали и скорби. Ведь оплакивая лишение обещанной святой земли, он говорил израильтянам: "Господь Бог разгневался на меня из-за сказанного при вас и поклялся, что не перейду Иордана этого и не войду /66б/ в землю, которую Господь Бог ваш дал вам в наследие. Ведь я умру в земле этой и не перейду Иордана, вы же перейдете /Б130/ и унаследуете ту благую землю" (Втор 4.21-22).

Какое же каменное сердце не сокрушит тогдашняя скорбь праведного? Какую непреклонную и неумолимую 282 душу не разжалобят и не приведут ко вздоху такие (слова), со слезами сказанные? Кого (это) не ужаснет и не устрашит и к слезам и безудержному рыданию не склонит? Действительно, поистине велики скорби праведных. Ведь этот, сызмальства, как мы видим, <образованный> 283 и Божьей благодати исполненный, прославленный и превеликий праведник, З- с юных лет начал скорбеть и печалиться и тужить и с <тем же> унынием окончил /66в/ свою жизнь. Чтобы представить себе <его> многие злые скорби (из-за) Израиля в Египте и увидеть случившееся в пустыне, где он, не терпя неразумия, и дерзости 284, и грубости народа, много раз <хотевшего> побить его камнями, отказывался заступаться, от многого уныния, и просил смерти, - послушай и уразумей великое смятение и страшный вред его душе в немногих словах. [Ведь] сказано: "<И> опечалился Моисей жестоко [и] сказал Господу:

- Для чего огорчил Ты раба Твоего, и почему не обрел я благодати пред Тобою, что Ты обратил на меня нападение 285 народа этого?" (Числ 11.11). "Мало не бьют меня камнями. Разве я зачал во чреве весь этот народ? Или я родил их? [Что говоришь мне: Возьми их в лоно свое], как какая-нибудь кормилица 286 /Б131/ берет /66г/ грудного (младенца), (и неси) в землю, которою Ты клялся отцам их? Откуда мне взять мяса на весь этот народ? [97] Ведь они плачутся мне, говоря: Дай нам мяса, чтобы /И104/ мы поели. Не смогу [я] один водить этот народ, ибо тяжко мне это слово 287. Если же Ты так делаешь, то убей меня убийством, если я обрел благодать пред глазами Твоими, чтобы не видеть мне бедствия моего" (Числ 11.12-15).

Что может быть горестнее этих слов, и что жизни <такой> невыносимее? Сам он жил, благодетельствуя их и <первым> бедствуя за них, так как Бог обещал иначе ему погубить их, и говорил:

- Оставь Меня 288, и Я, разгневавшись, погублю их разом (Втор 9.14; Числ 16.21,16.45), а тебя произведу в народ великий (Втор 9.14).

<не> молился <ли> он об этом, говоря:

- Если Ты простишь им грехи, (то) прости. Если же нет, то вычеркни меня из книги, в которую Ты вписал меня" (Исх 32.32).

Они же постоянно и бесчестно 289 восставали против него, пока не ввели его в последнюю /67а/ беду и обетованной земли не лишили. И, разъясняя это им снова <и> рассказывая им яснее 290 о своем бедствии, он сказал:

- Господь разгневался на меня [из-за вас], и презрел меня из-за вас, и не послушал мольбы моей, говоря: ты не войдешь туда (Втор 3.26).

Потому<-то> сказал Давид: "И прогневали Его у воды пререканием, и принял зло Моисей из-за них, ибо прогневали дух его, и он противоречил устами своими (Пс 105.32-33). /Б132/ Ведь когда он горевал из-за смерти сестры, они приступили, от водной жажды изнывая 291. <А> Моисей, огорченный <их> несытостью и жестокословием, разгневался, как всякий человек, и, гневаясь на них, усомнился и слово высказал; <и> то же, что при сотворении тельца кроткий в божественном рвении от многой печали претерпел 292, то и при пререкании. Так и кроткий Давид, страдая, говорил: "Печаль объяла меня /67б/ из-за грешников, оставляющих закон Твой" (Пс 118.53). А также: "Увидел я неразумеющих и истаял 293, ибо слов Твоих они не сохранили" (Пс 118.158).

Глава 20

З- Ибо если бы не омрачило его до предела <и> не потрясло его до глубины души печальное это смятение, он не бросил бы из рук и не сокрушил бы богоначертанные скрижали, на которых было написано следующее.

"1-е: Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

2-е: Не сотвори себе идола ни по какому подобию — того, что на небе вверху, того, что на земле внизу, того, что в водах ниже земли; не поклоняйся этому и не служи /67в/ им.

3-е: Не употребляй имени Господа, Бога твоего, всуе.

4-е: Помни день субботний, (чтобы) святить его. [98]

5-е: Почитай отца своего и мать свою, чтобы было тебе благо, и много /Б133/ лет будешь жить на земле. /И105/ 6-е: Не прелюбодействуй.

7-е: Не укради.

8-е: Не убей.

9-е: Не лжесвидетельствуй на ближнего своего лжесвидетельством.

10-е: Не пожелай жены ближнего своего, и не пожелай дома ближнего своего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни <его>, ни вола <его>, ни подъяремного 294 его, и ничего, что есть у ближнего твоего" (Исх 20.2-17).

Уразумей же к этому, какой огонь в его душе разожгла и какое неугасимое пламя произвела смерть брата и какую незаживающую <и> /67г/ неизлечимую язву прибавил ее способ. Как пришлось страдать из-за родственной любви - во-первых, <когда> он возводил его на гору, чтобы он умер от Божьего гнева; во-вторых, когда святительскую одежду совлекал и видел его ужасные мучения, и скорбь, и неудержимые слезы, и страдания; в-третьих, <неожиданное> разлучение с братом и (лишение) приятных бесед и общения <с ним>, и одиночество и (отъ)единение. Ибо если даже народ оплакивал его 30 дней, (то) насколько дольше он, не перестававший неудержимо рыдать до конца своей жизни, сжигаемый и мучимый природными чувствами.

Но всего удивительнее и более всего достойно сожаления то, что, увидев издалека возлюбленную землю, ради которой он претерпел множество ужасных страданий, и еще больше сокрушаясь сердцем, этот удивительный и добродетельный пастырь отошел, не достигнув /68а/ желаемой земли, из-за непослушания, и жестокосердия, и злонравия пасомых.

Итак, где те добродетельные пастыри, /Б134/ пасущие народ непослушный, и жестковыйный, и трудно руководимый, и прекословящий, которые считают, что из-за его мерзости не потерпят никакой беды за многое преступление 295 безумных, или, лучше сказать, от злейшей забывчивости? Если бы они всегда помнили об этом прославленном муже и вместе с ним о праведном архиерее Илии и какую благочестивую и беспорочную жизнь вели и тот и другой, и, заступаясь, от злобы тех, за кого заступались, приняли бедствия, (то) не переставали бы справедливо плакать и /И106/ скорбеть; и или от заступничества за других отказались бы, или учили бы с великим страхом и трепетом, всегда печалясь /68б/ и заботясь об ответе (Богу), по апостольскому наказу тем и другим 296, говорящему: "Повинуйтесь водителям вашим и покоряйтесь. Ведь они пекутся о душах ваших, как обязанные дать ответ" (Евр 13.17).

<Стало быть>, если такие великие учители приняли бедствия из-за согрешения и порочности неповинующихся 297 обучаемых, как сказано ранее, кто будет выше них похваляться, гордясь и величаясь, и похвалится, что [99] сохраняет власть безбедно, и пустословить, очевидно, не помня, что многие желавшие сверх своих сил спасти многих дурных и непослушных, погубили с ними и себя. Увы мне, окаянному 298, нелепость, и скверность, и зло! Ибо других, как сказал некогда один /Б135 /68в/ из преподобных мужей, не от всех потребуется спасать, себя же — от всех всегда. Потому и Проповедник Христа таким сильным делом и словом предостерегая и утверждая, говорил: "Не приобщайся к грехам чужим. Себя же чистым храни" (1 Тим 5.22), "потому что каждый за себя ответ даст Богу" (Рим 14.12). И это он сказал поистине справедливо и весьма полезно. Ибо он знал, и Писание об этом свидетельствует истинно, говоря: "Спасая спасай душу свою" (Быт 19.17), конечно, каждый, и не иначе.

Итак, следует, поистине следует очень удивляться и весьма ужасаться, а вернее, страшиться и дивиться, как такой великий пророк, и законодатель, и боговидец, и к небесным таинствам приобщенный, /68г/ и многих великих <божественных> благодатей сподобившийся, и различные чудеса сотворивший, тот, кто предпочел, как сказано, "лучше столько лет страдать с народом Божиим, чем иметь временное наслаждение грехом" (Евр 11.25), потом, после стольких <скитаний, и> страданий, и трудов, и подвигов, и пота, и искушений, и скорбей, согрешив малым прегрешением, лишился, украшенный всеми божественными добродетелями и прославленный делом и словом, обещанной надежды, столько лет ожидая и увидев желаемое. /Б136/ Удивительное чудо, /И107/ что Бог с такой истовостью испытывает святых в делах и словах. Ибо поистине "мало спасаемых" (Мф 22.14) и "усилие есть Царство Небесное, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф 11.12). Поэтому нет пользы праведнику ни от его прежней праведности, ни от бывшего ранее общения с Богом и дерзновения, если конец /69а/ не согласуется <и не сочетается> с началом, как ясно показал этот великий и достославный угодник и выше человеческих сил праведник. <И>, очевидно, поэтому справедливо сказал Праведный Судия через пророка: "Если отвратится праведник от праведности своей и сотворит неправду, вся праведность его, которую сделал, не вспомнится. В грехе своем умрет" (Иез 18.24; ср. Иез 3.20, 33.13); и "Праведность праведного не спасет его в день, когда он ошибется" (Иез ЗЗ.12). Видишь, <ведь> ни его большие лета, ни его многочисленные и разнообразные и превышающие разум добродетельные (поступки), ни постоянные его после этого мольбы и просьбы не умолили Бога; и ни прежняя столь великая слава, ни общение и пребывание (с Богом) не смогли склонить Бога к милости и прощению ошибки, - из-за высокого сана, как ясно из (слов) Соломона. Ведь он говорит: "Суров суд над властителями" (Прем 6.5), а также: "Сильным сильное предстоит /69б/ испытание" (Прем 6.8). /Б137/ Ф- Этим Бог научает нас, что совершенных в добродетели Он сильнее испытывает, и, проявляя долготерпение к прочим людям, совершающим великие беззаконния, [100] святым не делает такого снисхождения. Потому мудрейший Соломон говорит там же: "Ведь меньший достоин милости, а сильные сильно испытаны будут" (Прем 6.6). Господь же говорит: "Кому мало дано, мало потребуют у того, а кому много дано, много <и> потребуют у того" (Лк 12.48). Итак, поистине уместно сказать об этом: "О глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! Как непостижимы суды 299 Его и неисследимы пути Его" (Рим 11.33), и "Страшно впасть в руки Бога живого" (Евр 10.31), и "Страшно лицо Господне для творящих зло" (1 Петр 3.12), ибо /69в/ "как велика милость Его, так велико и обличение Его" (Сир 16.13), "Ибо милость, и гнев - от Него, и на грешниках почиет ярость Его" (Сир 5.7). Поэтому "даже ангелов согрешивших не пощадил" (2 Петр 2.4), как писано.

Что же в таком случае скажем мы, преисполненные тысячами зол и столь <же> далекие от Его добродетели, сколь земля от неба, и ежедневно и ежечасно гневающие Бога делами и словами? Так что пусть никто /И108/ не хвалится своими добродетелями, истинными или мнимыми, и не пребывает беспечным, /Б138/ думая, что уже держит в руках плоды своих добродетельных трудов 300 или является полным и бесспорным обладателем венца, но лучше пусть всегда будет трезвым и смиренным /69г/ до смерти и считает, что не сохранил ни одной <Божьей> заповеди, даже если он обладает всеми добродетелями воздержания 301 <сразу> и поднялся до самой вершины добра. <Ведь> если и тот боголюбивый святовидец 302 и всей вселенной [равный] 303 и даже больший - которого "весь мир не <был> достоин" (Евр 11.38), как сказано; <с которым> "Бог говорил лицом к лицу, как если бы кто говорил с другом своим" (Исх 33.11); которому Он сказал: "Я видел 304 тебя более всех" (Исх 33.17); с которым Он беседовал лично, а не в явлениях, не во снах, не через ангелов, не притчами; после стольких добрых дел и великих подвигов и такой мудрости и трезвения, чуть-чуть задремав, не получил прощения, - как же нам, которые и следа таких добродетелей и разума не стяжали, не бодрствовать, и (не) рыдать, и (не) оплакивать себя всегда, и (не) считать /70а/ непригодными рабами? Поэтому, предостерегая [нас], Господь говорил: "Когда все, что повелено вам, исполните, говорите: Мы непригодные рабы, что должны были сделать, сделали" (Лк 7.10). И, зная это, /Б139/ божественный Исайя говорил Богу: "Вся праведность наша - как сукно разодранное (Ис 64.б) пред Тобой". Так же и святой и добродетельный певец Давид говорил: "Я сказал Господу: Ты <Господь>, Бог мой, потому что благ моих не требуешь" (Пс 15.2). Потому он и учит, говоря: "Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом" (Пс 2.11), "да не прогневается Господь, и да не погибнете с пути праведного, когда возгорится вдруг ярость Его" (Пс 2.12). Так и говорящий от Бога Павел, увещевая 305, говорит: "Со страхом и трепетом свое спасение совершайте" (Флп 2.12) и: "Думающий, что он [101] стоит, пусть бережется, чтобы не упасть" (1 Кор 10.12). Об этом каждый /И109/ [из них] говорил, уча даже самых /70б/ безупречных не уповать на свое благочестие и не оставлять ни рассудительности, ни смирения, [ни великого страха] до самой смерти, потому что и за пустое слово и помышление ответ дадим и "по словам нашим оправданы будем и осуждены" (Мф 12.37), как <и> притча о фарисее [и] мытаре (Лк 18.9-14) ясно показывает, что каждый из них в себе и в сердце говорит, одного представляя осужденным, а другого оправданным.

[А] что дурные мысли и помыслы будет судить Господь, послушай, как говорит Бог через Исайю: "Дела и мысли их Я приду собирать" (Ис 66.18). Об этом и Давид говорит: /Б140/ "Зачем нечестивый прогневал Бога? Ведь сказал в сердце своем: Он не взыщет прегрешения мои" (Пс 9.34). Он же совершенно [справедливо] говорит ему: "Обличу тебя и представлю перед лицом твоим грехи твои" (Пс 49.21). /70в/ И до этого об этом же говорит Писание: "[И] увидел Господь Бог, что преумножились злодеяния человеческие на земле и каждый помышляет в сердце своем злое все дни, и сказал: Истреблю человека, которого Я создал, с лица земли, ибо Я раскаялся, что создал [его]" (Быт 6.5-7). Затем, после потопа, когда умилостивился человеколюбивый Бог, Писание добавляет, говоря: "И сказал <Господь> Бог, подумав: Не буду больше проклинать землю за дела человеческие, потому что помышления человека направлены на зло от юности его" (Быт 8.21).

<Ну и> как женщины от сочетания рождают, и если здоровые будут тела, такие же и рождаются, а если испорченные, повторяют естество родителей, так и помыслы: если сочетаются благие - такие же бывают и плоды, если же /70г/ дурные, а ты не обращаешь внимания, то большой от этого примешь вред, о читатель. /И110/ Послушай же, что говорит пророк о добрых помышлениях: "От страха Твоего, Господи, мы приняли во чреве, и помучились, и родили дух спасения" (Ис 2б.18) <и> о скверных: "Яйца аспидовы извергли и ткут паутину" (Ис 59.5).

<Итак>, размышляя об этом, возлюбленные, будем бороться с мыслями и о конце нашем заботиться как можно больше и все время благоразумно вспоминать об этом прославленном и благочестивом муже. /Б141/ Ведь <и> Василий Великий, сильно удивляясь этому, говорит так: В- Когда вижу Моисея, <этого> великого Божьего угодника, который сподобился у Бога столь великой чести, что часто слышал от него такое свидетельство: "Я видел тебя более всех, и обрел ты благодать предо Мной" (Исх 33.17); когда я вижу, что он во время противоречия у воды, /71а не за что иное, а только за слова перед народом, недовольным нехваткой воды: "Не из этого ли камня изведу вам воду?" (Числ 20.10), только за это тотчас принял запрещение войти в землю обещанную, которая была в то время главным из обещаний Израилю; <итак,> когда я вижу, что он молится и не [102] отпускается; когда я вижу, что за свои великие подвиги он не удостаивается ни малейшего прощения из-за этих немногих слов, молится и не услышан, - я воистину вижу суровость Бога, как и апостол говорит (Рим 11.22), и воистину верую, что истинно сказано: "Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешник где явится?" (1 Петр 4.18).

О нем также и божественный 306 Исидор говорит в одном послании: И- Тому пришедшему 307 к тебе иудею, который ничего приличного и здравого не сказал, но изрыгал 308 нелепые словосплетения и заявлял, что это о сыне Навина сказано: "Пророка вам воздвигнет Бог от братьев /71б/ ваших, как меня" (Втор 18.15), - скажи: Ошибаешься ты во многом, не /И111/ разумея как следует ни прежде сказанного, ни следующего: /Б142/ "Его слушайте во всем, что он скажет вам. А всякая душа, которая не послушает пророка того, да истребится из народа ее" (Втор 18.15, 18.19). Ведь, во-первых, Моисей заповедал это, став <боговдохновенным 309>, после возложения на него рук; во-вторых, если бы Навинов отрок превзошел Моисея, то сказанное (спорящим иудеем) было бы убедительным, хотя и не истинным, а поскольку он намного слабее 310, то этот домысл кажется невозможным. В-третьих, (Иисус) не добавил ничего к Закону, а пребывал в этом Законе. В-четвертых, если бы речь шла о нем (сыне Навина), то следовало бы сказать не "воздвигнет", а "воздвиг". В-пятых, следовало бы сказать: "всякая душа, которая не послушается пророка этого", но сказано "того", /71в/ (а) "этого" написано (ложно). В-шестых, когда послали <спросить> Иоанна, рожденного много поколений спустя, собравшись 311, пророк ли он, он ответил им: "Нет" (Ин 1.21). Ведь он был пророком, но не тем пророком. В-седьмых, по пришествии Христа, видевшие чудеса говорили: "Это воистину пророк" (Ин 6.14). Итак, пусть (спорящий) с этим увидит, сколько против него возражений, и поклонится истинному Провидцу, Царю и Создателю.

Глава 21

После же Моисея власть принял Иисус Навин (1220-1200), и, перейдя Иордан, жил в земле обетованной 32 года, воюя и распределяя ее /Б143/ между сынами Израиля, и умер, прожив [110 лет (Нав 24.29).

И Моисей, поразив Сигона, царя аморрейского, и Ога, царя васанского, последнего из гигантов, то есть исполинов, живших в Рефаиме, в Астарофе (Нав 12.4), Рефаимова внука, у которого ложе было железное, в длину имевшее /71г/ девять локтей, а в ширину четыре (Втор 3.11), захватил всю их землю, а Иисус покорил хананеев, и ферезеев, и гергесеев, и хеттеев, и иевусеев, и аморреев, и евеев (Нав 12.8) и всех их царей числом 32 (Нав 12.24) и всю землю их отдал сынам Израилевым, как было сказано. "Когда же они бежали, сказано, от лица сынов Израилевых, Господь испустил на них каменный град с неба, и больше было погибших их от каменного [103] града, нежели тех, кого убили сыны Израилевы оружием в сражении" (Нав 10.11) под предводительством Иисуса. <Но и этот> великий чудотворец и /72а/ боголюбец не избежал печалей и всяческих скорбей. /И112/

О нем боговидец Златоуст сказал: З- Уразумей, какой праведный он человек. Ведь Иисус Навин сказал: "Да станет солнце над Гаваоном и луна - над фарагой 312 Елома" (Нав 10.12), и было. [Ведь сказано:] "И остановилось солнце среди неба до конца дня, и не было такого дня /Б144/ ни прежде [ни потом], чтобы Бог послушался человека, ибо Он сражался за Израиля" (Нав 10.13-14). Это больше Моисея. Что же? <Ведь> не одно и то же - повелеть морю или тому, что в небе. <Действительно>, то велико и весьма велико, но все же [не] равно (этому). <Итак,> если святые совершают столько дел здесь, то сколько <же тогда> там? Насколько больше у них сияние и дерзновение? -З З- Однако же и этот <поистине> удивительный чудотворец, преемник Моисея, принял, (подобно) ему, так сказать, все печали. Если по молодости он и избежал чего-нибудь, то после смерти /72б/ его восполнил. Ведь не только при жизни Моисея разрывал он одежды и посыпал себя пеплом, но и после кончины Моисея подвергся такому же и даже большему бедствию, целый день пролежав ничком на земле из-за греха Аханова (Нав 7.1) и поражения 313 народа после того, как он остановил Иордан, и перевел народ, и разрушил город Иерихон. Послушай его слова и плач. Ведь сказано: "И разодрал Иисус одежды свои и пал на лицо на землю перед Господом, и до вечера он и старейшины Израилевы посыпали прахом головы свои. /72в/ <И> сказал Иисус: Прошу Тебя, Господи! зачем раб Твой перевел народ сей через Иордан, чтобы предать его Аморрею и погубить их? И что скажу я, когда преклонил Израиль шею /Б145/ перед врагом своим? И, услышав, хананеи [и все] живущие на этой земле окружат нас и сотрут с земли" (Нав 7.6-9). Видишь, что и этот не меньше Моисея терзается и тревожится, страшась гибели народа. А вскоре и сам он подобным образом лишился жизни из-за многого затруднения и скорби. Я не буду говорить о разных бранях, и войнах, <и> заботах, и об обмане гаваонитян. К тому же и /И113/ раздел наследства [доставил ему] и великое страдание, и много печали. И те, кому поручалось разделить имущество /72г/ между братьями и наследниками поровну 314, <знают>, что это трудно и неприятно для обеих (сторон). Так что все те, которые в высшей степени угодили [Богу], искушались печалям <и испытаниями> и оказывались верными в любви и дерзновении к Богу. И вообще, если бы кто-то захотел проверить все, то он нашел бы много пользы в искушениях. Тот, у кого велико слово от Бога, не бывает без печали, даже если мы не понимаем Божьих испытаний для них. –З

(пер. В. А. Матвеенко и Л. И. Щеголевой)
Текст воспроизведен по изданию: Временник Георгия Монаха (Хроника Георгия Амартола). М. Богородский печатник. 2000

© текст - Матвеенко В. А., Щеголева Л. И. 2000
© сетевая версия - Тhietmar. 2006
© OCR - Караискендер. 2006
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Богородский печатник. 2000