Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

500casino

500casino

500casinonews.com

ГОЙ—ЛОЦАВА ШОННУПЭЛ

СИНЯЯ ЛЕТОПИСЬ

DEB—THER SNGON—PO

Список терминов

Абхасвара ('od—gsal) — высшая область небес второй дхьяны мира форм.

Абхаягиривасины — одна из трех подшкол стхавиравады,

Абхиджня (mngon—shes) — познание; ясновидение — одна из восьми сверхъестественных способностей.

Абхидхарма — чистая дхарма; общее название текстов абхидхармистской тематики от «Абхидхармакоши» до «Абхидхарма — самуччаи», используемое в данной книге, когда не приводится точное название сочинения.

Абхисамбодхи (mngon—par—byang—chub) — наивысшее Просветление на пути бодхисаттв, исходящее из ясносветной природы ума.

Абхичара (mngyon—spyod) — изгнание злых духов.

Абхишека (dbang—bskur) — посвящение.

Ававада (gdams—pa) — наставление, предписание.

Авадхути (dbu—ma) — центральный невидимый духовный канал тела человека.

Авайвартика—лингани (phyir—mi—ldog—pa'i rtags) — признаки состояния невозвращения из круга перерождений.

Авантака (a—banta—ka—pa) — одна из десяти подшкол стхавиров; одна из трех (пяти) ветвей саммитиев.

Авикальпа — самадхи — самадхи неконструирующего состояния ума.

Агама (lung) — заповедь, наставление, духовное предписание; разрешение читать священный текст.

Агама — дхарма (lung—gi—chos) — слово Писания.

Агаччха (tshur—shog) — приглашённый, пришедший.

Агра — врата — гневное усилие.

Адваяваджра — тантра — недвоякая и несокрушимая, как ваджр, тантра.

Ади — кармика (las dang—po—pa) — неофит.

Адхипраджня — шикша (shes—rab—kyi bslab—pa) — запредельная интуиция, одно из трёх свойств бодхисаттвы (в числе запредельной нравственности и запредельного ума).

Адхисамадхи — шикша (ting—nge—'dzin—gyi bslab—pa) — познание через самадхи.

Акхьятантра (bshad—pa'i rgyud) — объяснительная тантра.

Али — кали—16 гласных (соответствуют 16 видам шуньяты; источник 32 великих признаков Будды) и 34 согласных букв (вместе с Тремя Телами соответствуют 37 аспектам бодхисаттвовской мысли или Ясного Света) санскритского алфавита; входят в некоторые мантры и специально в так называемые тексты «Благословения языка и четок».

Аманаси — класс текстов: D, RGYUD, 2229—2254.

Аманасикара (yid—la byed—pa med—pa) — невообразимое.

Анасрава — джняна (zag—pa—med—pa'i ye—shes) — незапятнанная мудрость.

Аманушья (mi—ma—yin) — нелюдь, вид духов.

Анасрава — джняна (zag—pa—med—pa'i ye—shes) — незапятнанная мудрость.

Анга (ched) — часть; наставление; здесь термин для обозначения каждой из шести частей шаданга — йоги.

Анимитта (mtshan—ma—med—pa) — беспризнаковость, неразличимость.

Антарабхава (bar—ma—do) — промежуточное состояние между смертью и новым рождением.

Ануджня (rjes—gnang, чженан) — ритуал разрешения на чтение текста; дальнейшее посвящение.

Анусвара — знак в санскрите в виде надстрочной точки или кружка, придает гласной окончание на m или п.

Анусмрити (rjes—dran) — памятование.

Ануттаратантра (bla—na—med—pa'i rgyud) — высшая тантра, выше которой нет.

Ануттарайогатантра (rnal—'byor bla—na—med—pa'i rgyud) — класс четырёх высших тантр в системе новых школ: Гухьясамаджа, Хеваджра, Чакрасамвара и Ваджрабхайрава.

Анушая (phra—rgyas) — возрастание привязанности.

Аньджана (mig—sman) — чудесное видение.

Апарашайла (nub—kyi ri—bo—pa) — одна из восьми подшкол махасангхики.

Апрапанча (spros dang bral—ba) — недеяние; непроявленное; Абсолют.

Арама (kun—dga' ra—ba) — монастырская библиотека; сад, парк.

Арупадхату — мир существ, не имеющих формы.

Архат — святой, предел совершенствования в тхераваде.

Арья Cphags—pa) — благородный, господин (сам себе); эпитет совершенного, святого в буддизме.

Асамкхья — кальпа — период в 1051 кальп, неисчислимая кальпа.

Асмрити (dran—pa—med) — незапоминаемое.

Атман (bdag) — индивидуальное «Я».

Атма — дришти (bdag—lta) — взгляд, признающий существование индивидуального «Я».

Ахамкара (nga—rgyal) — чувство гордости при преображении себя в созерцаемое божество, гордость идама.

Ачарья (slob—dpon) — учитель — ученый, наставник.

Ачьюта — бодхичитта (byang—sems 'dzag—med) — неиссякаемая, неизбывная бодхичитта.

Ашвини (tha—skar) — девятый месяц тибетского года (октябрь).

Балин (glor—ma) — конусообразное (или в форме женской груди) подношение из смеси жареной муки, сахара и масла.

Бардо (bar—ma—do, антарабхава) — промежуточное состояние между смертью и новым рождением.

Бахушрутии (mang—du thos—pa) — одна из восьми (или шести) подшкол махасангхики; одна из пяти подшкол саммитиев.

Биджа (thig—le) — семенной, зародышевый слог, из которого возникает тело божества или идама.

Бодхи — врикша — дерево Бодхи.

Бодхисаттва — готра — принадлежность к роду бодхисаттв, обладание природой бодхисаттвы.

Бодхисаттва — махасаттва — высший класс бодхисаттв, которые практикуют все парамиты вместе.

Бон — добуддийская религия Тибета.

Бонпо — приверженец бона.

Брахмачарья (tshangs—par spyod—la) — монах, принявший обет безбрачия; чистое поведение без нарушений обетов; мирской последователь Дхармы.

Бумпа (bum—pa) — кувшин, сосуд; сферическая часть субургана.

Бхавагра (srid—pa'i rtse—mo) — предел сферы феноменального бытия.

Бхага = падма — женский половой орган.

Бхаданта (btsun) — достопочтенный, уважительный эпитет имени монаха.

Бхадра — асана — поза со спущенными ногами.

Бхадракальпа — благая кальпа.

Бхадрапада — название месяца (август — сентябрь).

Бхадраянии (bzang—po'i lam—pa) — одна из десяти подшкол стхавиров; одна из четырех ветвей ватсипутриев.

Бханутара (nyi—sgrol—byed) — название года.

Бхикшу (khrims—gnas) — буддийский монах.

Бхуми (sa) — ступень, уровень.

Бхуми — марга (sa—lam) — ступени Пути.

Бхутартха (yang—dag—pa'i don) — абсолютное значение, истинный смысл.

Ваджракая (rdo—rje—lus) — ваджрное, т.е. преобразованное тантрийской практикой тело человека.

Ваджра — парьянка — асана со скрещенными ногами, применяемая в созерцании.

Ваджрасана — созерцательная поза со скрещенными ногами.

Ваджрачарья (rdo—rje slob—dpon) — ваджрный наставник, руководитель ритуала.

Ваджраяна (rdo—rje theg—pa) — колесница тантры.

Вайшакха — месяц апрель — май.

Вайшешика (bye—brag—pa) — древнеиндийская философская школа.

Вак — ваджра (rdo—rje gsung) — ваджрная речь.

Вартула (виварта) — виды написания в среднеиндийском языке.

Васана (bag—chags) — кармические отпечатки прошлого.

Ватсипутрии (gnas—ma'i bu—pa) — одна из десяти подшкол стхавиров; одна из трех (пяти) ветвей саммитиев.

Верхний Дуг (Тодуг) (sTod—'Brug) — школа монастыря Дуг, известная как линия Гёцанпы (1189—1258), ветвь школы дуг.

Ветала (ro—langs) — живой мертвец.

Вёнпо (dbon—po) — монастырский управляющий.

Вибхаджьявада (rnam—par phye—ste smra—ba) — одна из десяти подшкол стхавиров; одна из семи подшкол сарвастивады.

Видение (lta—ba) — установка сознания, мировоззрение.

Виджнянавада (rnam—par—shes—pa'i lta—ba) = читтаматра (sems—tsam—pa, только ум) — одна из двух главных философских школ махаяны, основана в IV в. братьями — асангой и Васубандху, не признает независимого существования объектов, возводя все проявленное к деятельности ума.

Виджнянаматра (rnam—shes tsam—pa) — см. виджнянавада.

Видьядхара (rigs—'dzin) — держатель знания, мудрец; завершивший тантрийские практики; в ньингме видьядхара—это носитель Чистого Знания атийоги из числа людей и бодхисаттв, начиная в мире людей с Ганраба Дорже и Шри Симхи.

Викальпа (rnam—par rtog—pa) — конструирующая мысль.

Винаядхара Cdul—ba dzin—pa) — придерживающийся Винаи — буддийский монах.

Вимати — сомнение.

Випашьяна (lhag—mthong) — трансцендентальный анализ.

Вира (dpa'—bo) — герой, класс мужских божеств.

Вирада — пакшу = кришна — пакша — вторая половина лунного месяца.

Вира — чара (brtul—bzhugs) — тантрийская практика для личностей героического типа.

Вирьяпарамита — парамита усердия.

Вихара (dgon—pa) — буддийский монастырь, храм — монастырь.

Вишакха — название месяца.

Воплощенец — признание в конкретном человеке достоинств нирванистического существа.

Восемь мирских дхарм Cjig—nen chos brgyad) — прибыль, убыток, удовольствие, страдание, хвала, хула, слава, безызвестность.

Вритти (dgongs—'grel) — толкование, комментарий.

Высшая Реальность (chos—nyid) = дхармата.

Гаганаганджа (nam—mkha'—mdzod) — небесная сокровищница, название самадхи.

Ган (sGang) — метод постижения системы махамудры.

Ганачакра — ритуальное жертвоприношение и последующая совместная трапеза (тантрийский пир).

Ганджира — остроконечное навершие храма.

Ганжур (Кагьюр, bKa'—'gyur) — одна из двух частей буддийского тибетского Канона, содержащая тексты, автором которых предание считает Будду.

Гханта (dril—bu) — колокольчик, символ праджни или интуиции, познающей шуньяту.

Гокулики — одна из восьми (или шести) подшкол махасангхики.

Гоман (sGo—mangs) — многодверный субурган, ставший прототипом подобных субурганов, Гоманов, во многих монастырях Тибета.

Гоман — дацан (sgo—mangs grwa—tshang) — отделение монастыря Дэпун, школы гэлуг, известное лучшей в Тибете системой преподавания логики на основании учебника Чжамьян Шадбы (1648—1722), распространенной затем в Монголии и Бурятии.

Готра — род, происхождение, семья.

Гохан (sgo—khang) — дверь ступы, храма; первый и главный зал в храме.

Гуру — садхана — метод созерцания коренного Учителя.

Гухья, Гухьягарбха — сокращенное название Гухьягарбха — тантры.

Гухья — абхишека — тайное посвящение, второе (из четырех) посвящений в тантре.

Гьюлуй (sgyu—lus) — иллюзорное тело, майя — кая.

Гьялпо (rGyal—po) — царь; демон класса gnas—byung chos—skyong.

Гьяяг — кагью (rGya—yags bKa'—brgyud) — подшкола школы кагью, основана Гьяягпой (XIII в.).

Гэлон (dge—siong) — монах, принявший строгие правила отречения от мира, в том числе и обет безбрачия.

Гэлуг — школа тибетского буддизма, основанная Цзонхавой, соединившего нравственное учение Атиши кадам и тантрийские системы сармановой школы тибетского буддизма.

Гэше (dge—bzhes, сокр. от dge—ba'i—bzhes—gnyen) — наставник, кальянамитра, духовный учитель.

Дагпо — см. дагпэ — кагью.

Дагпэ — кагью ~ дагпо — кагью (Dags—po'i bKa'—brgyud ~ Dwags—po bKa'—brgyud) — подшкола кагью великого переводчика Марпы.

Дамару (cang—te'u) — ритуальный двойной барабан.

Данапарамита — парамита подаяния, отдачи.

Данжур (bsTan—'gyur) — вторая часть тибетского буддийского Канона, состоит из сочинений буддийских авторов и комментариев к сочинениям Ганжура.

Даршана — марга (thong—lam) — путь Просветления.

Дацан (grwa—tshang) — тип монастыря, в котором организован учебный процесс по классу философии.

Двибхашин — двуязычный.

Джатилы (rai—pa—can) — тантрийские аскеты небуддисты.

Джетаваниии — одна из трех подшкол стхавиравады.

Джнея — аварана (shes—bya'i sgrib—pa) — омрачение в результате неведения, осквернение познаваемого.

Джнянакая (ye—shes—sku) — тело Мудрости.

Джняна — дхармакая (ye—shes chos—sku) — тело Абсолютной Мудрости.

Джняна — мандала (ye—shes dkyil—'khor) — подлинная мандала божества.

Джняна — самбхара — накопление мудрости.

Джняпти — карма — обряд прощения.

Дивья — чакшу (lha'i spyan) — способность предвидения, Божественное Око, одна из восьми чудодейственных сил (абхиджня).

Дзо (mdzo) — помесь яка и домашней коровы.

Дзогрим (rdzogs—rim) — см. сампаннакрама.

Дзогчен (rdzogs—chen) — атийога; девятая, высшая яна ньингмапы.

Дивья — шрота — сила слышания, одна из восьми чудодейственных сил (абхиджня).

Дигамбары (gcer—bu—pa)—еретики, практикующие исключительно покаяние.

Дигун ('bri—gung) — школа.

Дихун ('bri—khung) — школа монастыря Дихун.

До (mDo) — система практик восьмой яны ньингмы — ануйоги, относится к Внутренним тантрам, представляет традицию непрерывной передачи кама (bka'—ma); главный текст — Дуйпидо ('Dus—pa'i—mdo).

Дорже Сампа (rDo—rJe zam—pa, Ваджрный Мост) — общее название одной из традиций дзогчена раздела Лондэ; основная книга традиции «rDo—rje sems—dpa'i nam—mkha'i dang mNyam—pa'i rgyud chen—po»; традиция восходит к переводчику Вайрочане (VIII—IX вв.) и развита Пан Мипамом Гёнпо.

Дугпа (дуг) CBrug—pa) = дугпа — кагью ('Brug—pa bka'—'brgyud) — школа.

Дуйци (bDud—rtsi) — одна из восьми тантр ньингмы (Цикл Амрита), открытых Падмасамбхавой при расширенном созерцании текста "bDe—gshegs—'dus—pa"; один из восьми Херук (Амритагуна) ньингмы.

Дхарани (gzungs) — заклинание; памятование.

Дхарма (chos)—единичный элемент — носитель конкретного качества психического и физического континиума личности (сантана), Учение Будды, всего около 12 значений (см.: Будон Ринчендуб. История буддизма. СПб, 1999 г., с. 34—36).

Дхарма — банака (chos—smra—ba) — проповедник Учения.

Дхармабандха (chos—'brel) — введение в Учение.

Дхармагарбха — сердце Учения, утроба Дхармы.

Дхармагуптики (chos—sbas—pa) — одна из десяти подшкол стхавиров; ветвь вибхаджьявады; одна из семи ветвей сарвастивады.

Дхармадхату (chos—kyi—khams) (с заглавной буквы) — сфера бытия Совершенных, включающая в себя и сансару и нирвану в позиции их тождественности; (с маленькой буквы): идейное или объект ума, состоящий из 64 дхарм в классификации дхарм по 18 дхату.

Дхармакая (chos—sku) — тело Абсолютного Бытия.

Дхармамегха (chos—sprin) — облако дхарм, десятая ступень на пути бодхисаттвы.

Дхармамудра (chos—kyi phyag—rgya) — печать абсолюта, знак реализации абсолютной ясности в блаженстве дхармакаи.

Дхармапала (chos—skyong) — защитник религии.

Дхармараджа — владыка Учения, выдающийся иерарх Дхармы; царь, покровительствующий учению.

Дхармата (chos—nyid) — абсолют, истина Предельной Сущности, дхармовость, Высшая Реальность.

Дхармасвамин (chos—kyi—rje) — владыка Учения, титул настоятелей монастырей; глава школы.

Дхармоттарии (chos—mchog—pa) — одна из десяти подшкол стхавиров; одна из четырех ветвей ватсипутриев.

Дхату (khams)—элемент, составная часть; 18 дхату описывают состав потока элементов одной личности.

Дхваджа (rgyal—mtshan) — знак победы, обычно ставится по углам крыши храма.

Дхьяна — сосредоточенность.

Дхьяна — анга — сосредоточенность, второй член Шаданга — йоги.

Дхьянапарамита — парамита созерцания.

Дэ ('bre) — мера веса сыпучих веществ и жидкости в Тибете (около одного литра); 1 дэ—10 шо.

Дэвалока — мир богов.

Дэпён (sde—dpon) — местный старшина.

Естественное состояние (gnas—lugs) — предельная Реальность (Ю. Н. Рерих), Универсальный механизм (Б. Д. Дандарон).

Идам (yi—dam) — иштадэвата, божество — покровитель; созерцаемое Высшее существо; главный субъект конкретной тантры; центральный персонаж мандалы.

Иллюзорное тело = гьюлуй (sgyu—lus), майя — кая.

Иштадэвата = идам.

Йогатантра (rnal—'byor—rgyud) — третий класс тантр в четверояком разделении тантр в традиции новых тантр; в йогатантре главное — созерцание себя в форме идама.

Йогешвара (rnal—'byor—gyi dbang—phyug) — могучий в йоге, мастер йоги.

Йогинитантра (rnal—'byor—ma'i rgyud) — материнские тантры, субъектом которых является женский персонаж, акцент практики делается на развитии интуиции (праджни).

Йоджана — индийская мера длины, равная примерно 17 км.

Кагыо (bKa'—brgyud) — тантрийская школа, основанная индийскими сиддхами Тилопой и Наропой и введенная в XI в. в Тибете Марпа—лоцавой.

Кадам (bka'—gdams) — древняя буддийская школа, основателем которой считается Атиша, предшественница школы гэлуг.

Кадампа — последователь школы кадам.

Калаша — абхишека (bum—dbang) — посвящение сосуда, первое из четырех посвящений в тантре.

Калиюга — неблагоприятный мировой период.

Кальянамитра (bshes—gnyen) — букв. друг добродетели, учитель — буддист, наставник.

Кам (Khams) — метод изложения и передачи 18 основных текстов раздела Сэмдэ дзогчена.

Кама (bka'—raa) — традиция непрерывной передачи Учения в ньингме.

Камадхату Cdod—khams) — мир чувственных желаний.

Камалока — мир желаний.

Камлугпа (khams—lugs—pa) — преемственность Гухьягарбхи в Каме, установленная Дарже Пэлкьи — тагпой.

Капала — чаша из черепа странствующих тантрийских йогинов.

Караг (kha—rag) — школа; система Карагпы (Kha—rag—sgom—chung или Kha—rag skor—gsum).

Карлуки — тюркское племя в Семиречье в VIII—X вв.

Карма (kar—ma) — школа.

Карма — ачарья (las—kyi slob—dpon) — общее название обычно трех учителей, проводящих ритуал посвящения: ачарья, упадхьяя и тайный наставник.

Карма — йога (las—sbyor) — сосредоточение на исполнении религиозных обязанностей.

Кармамудра (las—rgya) — женщина — партнер в тантрийской практике созерцания уровня утпаннакрамы.

Карнатантра (snyan—brgyud) — устные наставления, устная традиция,

Картри — деятель, субъект кармы,

Каруна (snying—rje) — сострадание.

Карчаг (dkar—chag) — оглавление, каталог.

Каршапана — индийская мера оплаты в денежном или весовом измерении, соответствующем определенному количеству золота или серебра.

Каурукуллаки (sa—sgrags—ri) — одна из трех (пяти) ветвей саммитиев.

Кашипа (bKa'—bzhi—pa) — титул, присваиваемый монаху, освоившему тексты, принадлежащие к четырем из пяти классов: 'Dul—ba (Виная), mDzod, Phar—phyin (Праджняпарамита), dBu—ma (Мадхьямика), Tshad—ma (Прамана).

Кашьяпии — подшкола сарвастивады; ветвь вибхаджьявадинов; одна из семи ветвей сарвастивады.

Кая — ваджра — ваджрное тело.

Каястха (yig—mkhan) — каста писарей.

Клеша (nyon—mongs—pa) — моральное осквернение.

Колесница юганаддха (zung—du—'jugs—pa'i theg—pa) — колесница реализации Мудрости недвойственности Великого Блаженства и шуньяты.

Колесо Мани — вращающийся барабан с мантрой Авалокитешвары (Мани) внутри.

Кор (sKor) — традиция (метод) изложения 18 основных текстов учения Сэмдэ дзогчена.

Коренной учитель (мулагуру, rtsa—ba'i bla—ma) — наставляющий учитель, непосредственно ведущий ученика; мула гуру для ученика — живой Будда.

Кришна — пакша = вирада — пакшу — вторая (темная) половина лунного месяца.

Криятантра (bya—ba'i—rgyud) — первый тип тантры из четвероякой классификации традиции новых тантр; акцентирует аспект очистительной практики.

Кроша — расстояние, на которое слышен крик.

Кулапутра — благородный сын.

Кулика — карттика — десятый месяц.

Кумбхака (bum—pa—can) — задержка дыхания.

Курукуллаки (ku—ru—ku—lla—pa, sa—sgrags—ris—kyi sde) — одна из десяти подшкол стхавиров.

Кхатванга — жезл странника, символ авадхути.

Кшантипарамита — парамита терпения.

Кшетрапала (zhing—skyong) — божество местности.

Кшетрапали — дакиня (zhin—skyong—gi mkha'—'gro—ma) — дакиня, охранительница местности.

Кьюнпо нэнчжор (mKhas—grub Khyung—po rnal—'byor, кедуб кьюнпо нэнчжор)—линия преемственности, идущая от Нигумы и Котагпы.

Кюнгарава (Kun—dga' ra—ba) — место, принадлежащее царю — жрецу.

Лало — см. млеччха.

Лама — ченпо (махагуру) — Великий Учитель.

Ламдэ (Lam—'bras) — учение Путь, включающий Результат (Путь — плод) школы сакья.

Ланча — вид письма.

Линия отсечения (gCod—yul) — система отсечения демонических препятствий, основанная тибетской йогиней Мачиг Лабдон.

Линия Проповеди = Линия Учения (bshad—brgyud).

Линия практики (lag—len) = Линия созерцания (sgrub—brgyud).

Линия преемственности (rgyud—'dzin) — последовательность Учителей, передававших конкретное Учение.

Лока — дакиня — дакиня местности.

Локапала ('jigs—rten skyong—ba)—хранитель Мира.

Локоттаравада ('jig—rten—las 'das—par smra—ba) — одна из восьми подшкол махасангхики.

Лон (klong) — тема, сфера (мера деления корпуса текстов тантры).

Лондэ (Klong—sde) — раздел Пространства дзогчена.

Лоцава (lo—tsa—ba) — переводчик.

Лочжон (bLo—byong) — система Дисциплины ума, распространена у представителей школы гэлуг.

Лун (kung) — разрешение на чтение буддийского текста.

Лундо (lung—rdo) — тибетская мера веса, равная 14 фунтам.

Лхачже, Лхачже Ченпо, Лхаже Ченполег — уважительное обращение к лицам духовного сана в Тибете.

Мадхьядешики — подшкола махасангхики.

Мадхьямика—философская школа махаяны, основанная Нагарджуной, усилившая релятивистские положения текстов Праджняпарамиты и абсолютизировавшая теорию шуньяты, или так называемую теорию всеобщей относительности.

Мадхьямика — сватантрика (mdo—sde epyod—pa'i dbu—ma rang—rgyud) — подшкола философской школы мадхьямики; утверждает, что все явления обладают своей природой, но не имеют истинной сущности.

Майтри — дружественность.

Майя — кая (sgyu—lus) — иллюзорное тело. Плод практики Высших Тантр, достижение одного из этапов практики шестичленной йоги Наропы.

Майя (rGyu—'phrul) — название системы первой из трёх Внутренних тантр старой традиции — махайоги, базирующейся на 18 текстах, из которых главным является «Гухьягарбха — таттва — винишчая»; эту традицию тибетцы называют Гьютул (rGyu—'phrul), или магическая традиция; относится к традиции непрерывной передачи Учения — кама (bka'—ma).

Майя — свадеха = майя — кая — иллюзорное собственное тело.

Майя — упама — самадхи — самадхи видения внешних объектов иллюзорными.

Малые науки (rig—gnas phra—mo) — астрология, поэтика, просодия, учение о синонимах, драма.

Манава (yid—las skyes) — рожденный умом, человек.

Мандала (dkyil—'khor) — символическое изображение Мира; программа конкретной развертки созерцания; голограмма Бытия.

Маннагдэ = Упадеша.

Мантрадхара — тантрист.

Мантраяна (sngags—kyi theg—pa) = тантра = ваджраяна, колесница тантр.

Мантрин — тантрист.

Мараката — изумруд.

Материнские тантры (ma'i—rgyud) — тантры, в которых акцент в практике делается на интуиции (праджне); главная материнская тантра — чакрасамвара.

Матри — гриха (ma—mo'i khyim) — пустая пещера.

Махабхаданта (btsun—chen, цунчен) — наидостопочтеннейший, уважительный эпитет имени монаха.

Махабхуми — высшая ступень.

Махавихаравасины — подшкола стхавиравады.

Махайога (rnyal—'byor chen—po) — в ньингмапинском делении Учения на девять ян седьмая яна разряда Высших Тантр.

Махамудра (phyags—rgya chen—po) — Великая Печать, высшая система в тантрах новой традиции.

Махамудра — джняна — постижение махамудры.

Махасангхика (dgen—'dun phal—chen—pa) — одна из двух главных школ тхеравады.

Махасанти (rdzog—pa chen—po) — иное название дзогчена, девятой яны ньингмапы.

Махасаттва (sems—dpa' chen—po) — великое существо.

Махастхавира — высший из старейших (стхавир).

Махастхавиравадины — школа старейшин, одна из трех подшкол стхавиравады.

Махатма (bdag—nyid chen—po) — великая душа.

Махаупадхьяя — великий упадхьяя, настоятель монастыря.

Махаяна — гухьямантра (theg—pa chen—po gsang—snags) — синоним терминов тантра, мантраяна, ваджраяна.

Махишасаки (mang—ston—pa / sa—srung—sde) — одна из подшкол вибхаджьявады; одна из семи ветвей сарвастивады.

Мегхагрива (sprin—mgrin) — облачношеий.

Метод (система) Ма (rMa) — метод созерцания Самвары согласно наставлениям Ма—лоцавы.

Мимансаки (spyod—pa—pa ~ dpyod—pa—pa) — приверженцы брахманского учения мимансы, отрицающего конечное освобождение.

Млеччха (kla—lo) — мусульмане.

Млеччха — раджа — царь (мусульманской) страны Тажиг (Таджик, бассейн Окса и Памира?).

Мова (mo—pa) — прорицатель.

Мокша (thar—pa) — конечное освобождение.

Мудра — символический жест; женский партнер в тантрийской практике (кармамудра).

Мудры — дхармамудра — Абсолютная Природа; кармамудра — женщина, партнер по тантрийской практике; самаямудра—мысленно сотворенное божество, или тантрийские обеты; махамудра — мудрость Абсолюта.

Мукти — марга — практика освобождения.

Мула, четыре мула (rtsa—ba bzhi) — четыре корня, четыре запретных деяния.

Мула — коренной, базовый текст.

Мулагуру (rTsa—ba'i bla—ma, цавэ—лама) — Коренной Учитель.

Мулатантра (rtsa—rgyud) — коренная тантра.

Мурундаки (mu—run—ta—ka) — одна из десяти подшкол стхавиров.

Мэ (Mes) — метод изложения тантры Хеваджры согласно Мэтону Цонпо.

Мэдуг — школа Нижнего Дуга.

Нади (rtsa) — невидимые каналы в теле человека, по которым двигается прана.

Найратма — учение об отсутствии индивидуального «Я».

Намтар (rnam—thar) — жизнеописание.

Нан (nang) — божества, контролирующие внутренние органы тела.

Нансо (nang—so) — смотритель внутренних покоев.

Нацог — дорже (sna—tshog rdo—rje) — вишваваджра, перекрещенные под прямым углом два пятиконечных ваджра; всевозможные виды ваджров.

Нейартха (drang—don) — общепринятый, обычный, условный смысл, косвенная интерпретация текстов.

Ниданы — 12 нидан: последовательные стадии развития личности в трех жизнях — прошлой, настоящей и будущей.

Нижний Дуг (Мэдуг) (sMad—'Brug) — школа монастыря Дуг, известная как Линия Лорэ (1187—1250), ветвь школы дуг.

Нирвана (mya—ngan las 'das) — успокоение активности дхарм; конечная цель совершенствования.

Нирвикальпа(ка) — джняна (rnam—par mi—rtog—pa'i ye—shes) — интуитивное знание, свободное от конструктивного мышления.

Нирманакая (sprul—sku)—Явленное Тело, перерожденец.

Нитартха (nges—don) — прямой, абсолютный смысл, абсолютное знание, главное значение, прямая интерпретация текстов.

Нити — шастра (lugs—kyi bstan—bcos) — дидактическое сочинение.

Нишадана С dings) — коврик для сиденья.

Ньингма (rnying—ma) — древнейшая школа тибетского буддизма, букв, старая школа; возникла в VIII в.; основателем школы считается Падмасамбхава.

Ньинтиг (sNying—thig) — учение дзогчена раздела Упадеши; имеет два подраздела: Устные наставления тантры (Карнатантра) и Разъясняющие тантры.

Ньяя (tshad—ma)—логика; ортодоксальная древнеиндийская философская система, восходящая к «Ньяя — сутре» Акшапады Готамы (древняя ньяя) и к комментариям Ватсьяяны (новая ньяя); акцентирует внимание на анализе методологии мышления.

Одной циновки обет (stan—gcicg—gi brtul—zhugs—'dzin—pa) — заниматься созерцанием, есть и спать на одной циновке, не сходя с места.

Отцовские тантры (pa'i—rgyud) — акцентируют внимание на искусных средствах — методе (например, Гухьясамаджа — тантра).

Очищение Ума (bLo—sbyong) — см.: Лочжон.

Паво (dba'—bo, вира) — подвижники героического образа жизни.

Пада — раздел, букв. шаг.

Падма — рага — рубин.

Падмини — один из четырех типов женщин, высший в тантре.

Пандита (mkhas—pa) — ученый.

Панчачакшу бхаванакрама (spyan—lnga sgom—rim) — 5 ступеней созерцания с последовательно открывающимися пятью качествами видения (пятью глазами): божества, человека, Мудрости, Дхармы, Будды.

Панченпо (pan—chen—po) — главный жрец.

Панджика (dka'—'grel) — комментарий, толкование трудных мест.

Параджика — грех, приводящий к изгнанию из общины.

Паракая — правеша (grong—'jug) — ритуал переноса сознания йогина в тело умершего, вдыхание жизни в труп.

Парама — пуруша (skyes—mchog) — великий человек.

Парамартха (don—dam) — конечная реальность.

Парамартха — сатья (ji—lta—ba) — представляемое, ноуменальное.

Парамита (pha—rol—tu—phyin—pa) — запредельная добродетель.

Парачитта — джняна — сила чтения чужих мыслей, одна из восьми чудодейственных сил (абхиджня).

Паривара ('khor) — окружение; персонажи свиты, окружающие центральный идам мандалы.

Парикальпа — тщательное изучение.

Паринирвана — окончательная нирвана; поза паринирваны.

Партхива (shing—bya) — название года Дерева — птицы.

Патра — чаша для подаяний.

Паши (монг. бакши) — учитель.

Перерожденец — новое рождение ранее жившего конкретного человека. Не путать с воплощенцем.

Пён (dpon) — чиновник, начальник.

Пёнчен (dpong—chen) — главный чиновник.

Пённьер (dpon—gnyer) — главный управляющий монастыря.

Питакадхара — знаток Трипитаки.

Пошадха (gso—sbyong) — монашеский обряд покаяния и возобновления обетов.

Прабхасвара (gsal—ba)—ясный, светлый; персонификация ясности, прозрачности тел; Ясный Свет; состояние без сновидений; чистое состояние сознания в момент смерти.

Праварана (dgag—dbye) — ритуал устранения препятствий.

Правраджья — монашеское посвящение.

Праджня (shes—rab) — интуиция (мудрость).

Праджня — джняна — абхишека — третья ступень посвящения в тантре.

Праджняпарамита (shes—rab—kyi pha—rol—tu—phyin—pa) — парамита мудрости; общее название учения о запредельной мудрости; объединённое название для обозначения всего корпуса праджняпарамитских текстов от «Аштасахасрика — праджняпарамиты» до «Абхисамаялакмары» Арьи Асанги, использованное в данной работе, когда не приводится точное название сочинения.

Праджняптивадины (btags—par smra—ba) — одна из восьми (шести) подшкол махасангхики.

Прайога — марга (sbyor—ba'i lam) — путь обучения или путь подготовки.

Пракрит — архаичный язык буддийского Канона пали, предшественник новоиндийских языков.

Прамана (tshad—ma) — правильное восприятие (yid—rab—bde—ba); знание, получаемое посредством органов чувств.

Прамудита (rab—tu—dga'—ba) — радостность; первая ступень на пути бодхисаттвы.

Пранаяма (rlung—sbyor) — йога дыхания, третья составная часть Шаданга — йоги.

Пранидхана (smon—lam) — устремленность (к обетам бодхисаттвы о спасении других); молитва.

Пранидхана — бодхичитта (sems—bskyed—pa'i smon—lam) — бодхичитта устремления.

Прапанча — чарья (spros—spyod) — активная, видимая деятельность, практика.

Прасангика (thal—'gyur—pa) — подшкола мадхьямики; не признаёт в отличие от сватантрики самостоятельного существования объекта.

Пратимокша—227 правил для буддийских монахов, которые они повторяли вслух в дни всеобщей исповеди (упосатха).

Пратисамведья (so—so—yang—dag—par rig—pa) — четыре вида правильного понимания Учения бодхисаттвой: в отношении буквы Учения, смысла Учения, языка Учения и искусства красноречия и аргументации в передаче Учения; достигается на 9-й стадии совершенства.

Пратьекабудда — одинокий будда, спасающий только себя.

Пратьюпастхана (nye—bar gnas—pa) — присутствие.

Пратьяхара (sor—sdud) — йога уравновешенности, составная часть Шаданга — йоги.

Прета — обитающий в аду вечно голодный дух.

Присутствие (rig—pa, видья) — пребывание в состоянии Осознания, лишенного какого—либо содержания, кроме ощущения обнаружения факта собственного существования.

Притхаг — джана (so—so—skye—bo) — мирянин, обычная личность.

Пришата (rme—ba—can) — запятнанные.

Приштха—лабдха — джняна (rjes—thob ye—shes) — знание, полученное в результате созерцания.

Просодия — стихосложение.

Прямое введение в природу Ума (rig—pa ngo—sprod—pa) — необходимый ритуал для начала дзогченовской практики.

Пудгала (gang—zag)—личность.

Пунья (bsod—rnams) — добродетель.

Пунья — самбхара = пуньяварга — накопление заслуг.

Пуньяварга (bsod—rnams—kyi tshogs) — обладание накопленными заслугами.

Пурвашайла (shar—gyi ri—bo—pa) — одна из восьми подшкол махасангхики.

Пурванивасанусмарана — сила памяти прежних существований, одна из восьми чудодейственных сил (абхиджня).

Пуруша — личность, индивидуальность.

Пурушоттама (skyes—mchog) — великий человек, святой.

Путь подготовки или обучения (чжор—лам, sbyor—lara, даршана — марга) — второй из пяти путей достижения нирваны: путь накопления добродетелей, путь обучения, путь просветления, путь созерцания, путь конечный; первые два — тхеравада, остальные — махаяна.

Путь — плод — см.: Ламдэ.

Пэлбэу (dpal—be'u) — шриватса, узел счастья; символ завершенности пути освобождения.

Пять глаз (spyan—lnga) — пять видов зрения: телесное, божественное, зрение мудрости, зрение Дхармы и зрение Будды.

Пять групп элементов — пять скандх: чувственное, ощущение, различение, двигатели, сознание; эти пять групп включают весь набор дхарм, подверженных бытию, или самскрита — дхарм, составляющих континиум индивида.

Пять (малых) наук — см. малые науки.

Пять пран (rlung—lnga) — пять видов потоков энергии, циркулирующей по каналам (нади) ваджрного тела йогина: прана, апана, самана, удана, вьяна.

Пять Путей (lam—lnga): путь накопления, путь обучения, путь просветления, путь созерцания, конечный путь (без учебы).

Рабчжун (rab—'byung) — 60—летний цикл в тибетской системе летосчисления.

Рабнэ (rab—gnas) — ритуал освящения.

Раджа — мандала — мандала с полным составом персонажей соответствующей тантры, используется при высших посвящениях — вангах (dbang).

Раджагирики — одна из восьми подшкол махасангхики.

Раджапутра — сын царя.

Радужное тело ('ja—lus, чжалуй) — один из конечных плодов дзогченовской практики, не путать с тантрийским иллюзорным телом (sgyu—ma'i lus, гьюлуй).

Размер стрелы (mda'—tshad) — обычная длина страницы тибетского ксилографа.

Разъяснительная тантра — см.: акхьятантра.

Расаяна (bcud—len) — эликсир здоровья.

Ратна (nor—bu) — драгоценность, синоним буддийского Учения; символическое изображение Трех (или более) Драгоценностей буддизма: Будды, Дхармы и Сангхи.

Риддхи — видха — сила чудотворства, одна из восьми чудодейственных сил (абхиджня).

Рилбу (ril—bu) — лекарственно — духовные пилюли в виде небольших горошин.

Римдо (rim—gro) — религиозный обряд почитания.

Ритэб (ri—thebs) — в древнем Тибете срок пребывания в уединенном месте, срок затвора в три дня, три месяца или три года (это слово семантически уместнее более многозначного английского retreat—отступление; отбой; уединение).

Рон (Rong) — одна из традиций изложения и передачи 18 основных текстов учения Сэмдэ дзогчена.

Ру—лу (Ru—lu) — название мантры Чечога, главного из восьми Херук школы ньингма.

Рупадхату (gzugs—kyi khams) — мир существ, имеющих форму.

Рупа — скандха (gzugs—kyi phung — ро) — группа из 11 элементов, объединяющая чувственно воспринимаемые дхармы континиума личности; иногда неточно используют выражение физическое тело.

Рэпа (ras—pa) — полотняная одежда.

Садагри (sa—sgrags—ris) — подшкола саммитиев.

Садхака (sgrub—mkhan) — аскет — практик.

Садхана (sgrub—thabs) — метод созерцания.

Садху — аскет.

Сакья — школа, ведущая свое происхождение от индийского сиддхи Вирупы, тибетцев Дрогми—лоцавы (993—1074?) и Кён Кёнчога Гьялпо (1034—); базируется на учении Путь — плод.

Саманья—лакшана (spyi—'i—mtshan—nyid) — общее свойство.

Самахита (mnyam—par bzhag—bzhin) — состояние постоянного ровного созерцания.

Самахита — джняна (mnyam—bzhag ye—shes) — интуитивное неразличающее знание во время глубокого созерцания.

Самая (dbang—tshig) — тантрийские обеты.

Самая — мандала (dam—tshig dkyil—'khor) — мандала, создаваемый в уме.

Самаямудра (dam—tshig phyag—rgya) — печать обета, знак стремления йогина к оказанию помощи живым.

Самбхогакая (long—spyod rdzogs—pa'i sku) — тело Блаженства.

Самбхогакая Майтреи — Майтрея (или иной Будда) в виде бодхисаттвы (в богатом царственном одеянии).

Самвритти — бодхичитта (kun—rdzob byang—chub—kyi—sems) — обычная мотивация просветления ради спасения всех живых.

Самврити — сатья (ji—snyed—pa) — явленное, феноменальное.

Самкрантики — одна из семи ветвей сарвастивады.

Саммитии (kun—gyis bkur—ba) — одна из десяти подшкол стхавиров; одна из четырех ветвей ватсипутриев.

Сампаннакрама (rdzogs—rim, дзогрим) — стадия завершения, обнаружение и созерцание ваджрного тела: праны, нади и бинду (движения мысли, каналов и зародыша мысли).

Сан (srang) — мера веса = 37.301 г.

Саннагарики — подшкола ватсипутриев.

Сангхараджа — глава монашеской общины.

Сандхья — бхаша (rdo—rje tshig—gi mdud—pa) — тайный символический язык Тантр.

Санимитта (mtshan—ma—dang—bcas—pa) — с признаками.

Санкхья (grangs—chan—pa) — одна из шести индуистских философских школ.

Сансара ('khor—ba) — феноменальное бытие.

Сантана (rang—rgyud) — индивидуальный поток сознания (с содержанием) личности.

Сапта — анга — семичленное подношение, или семичленная молитва Арьябхадрачарьяпранидханараджа: поклонение, подношение, покаяние, радование, призыв Проповедовать Учение, моление о непокидании Учителями сансары, порождение бодхичитты.

Сарвастивада (tham—cad yod—par smra—ba) — школа тхеравады, букв. взгляд, признающий все существующим.

Сарма (gsar—ma) — новые, реформированные школы буддизма (гэлуг, сакья, карма — кагью); новые тантры.

Сатпуруша (skyes—bu dam—pa) — добродетельный человек, мудрый человек.

Саттва (sems—can) — одушевленное существо.

Сахаджа — джняна (lhan—skyes ye—shes) — вместерожденная мудрость,

Свабхавакая (ngo—bo—nyid sku) — абсолютное Тело Самобытия.

Свавритти (rang—'grel) — автокомментарий.

Свадишта (rang—byun—rlabs) — самадхи самоблагословения.

Свапна — практика созерцания во сне.

Свастика (gyung—drung, юндун) — солнечный знак; символ отцовской (правая) или материнской (левая) тантр.

Свасамвидья — самореализация.

Сватантрика (rang—rgyud—pa) — одна из двух подшкол мадхьямики; считает, что предметы способны самовозникать из собственной природы.

Сева (bsnyen—pa) — ритуалы умиротворения; служение.

Сева — садхана (bsnyen—sgrub) — тип садханы. Согласно Чанкья Ролпэ — дорже сева — садхана состоит из двух этапов: обычного и высшего. В обычном — созерцание шуньяты, появление зародышевого слога, развитие его в форму идама, явление идама перед созерцающим. В высшем — практикуют шестичленную йогу («Источник Мудрецов». Раздел «Тантра», с. 51. Перевод с тиб. В. Н. Пупышева, рукопись). Такой тип садханы, по свидетельству Гой—лоцавы, восходит к Ургьенпе.

Семисоставная практика (сапта — анга — пуджа, yan—lag bdun—pa) — поклонение, жертвоприношение, покаяние, радость, просьба о вращении Колеса Учения, просьба к Буддам о непокидании ими сансары, посвящение заслуг.

Семь мужей испытания — семь тибетских юношей из аристократических семей, посвященных в монашество Шантаракшитой и Падмасамбхавой при царе Тисондэцэне.

Сиддхапуруша — святой, аскет, возвышенная личность.

Сиддханта — небуддийская философская теория, школа.

Сиддхартхаки — одна из подшкол махасангхики.

Сиддхишвара (grub—pa'i dbang—phyug) — мастер духовных достижений.

Скандхи (phung—po) — пятиричная группировка комплекса дхарм, составляющих личность, в Абхидхарме: группа чувств, группа ощущений, группа элементов различающего познания, элементы — двигатели и сознание.

Система Ума — см.: Сэмчог.

Сошин (so—shing) — колышек, бросаемый на мандалу во время посвящения.

Стадия завершения = сампаннакрама.

Стотра (bkur—tshig; bstod—pa)—хвала, гимн,

Стхавира (gnas—brtan pa) — старейшина; одна из двух главных школ тхеравады.

Стхавиры — ватсипутрии — подшкола стхавиров.

Субурган (монг.) = ступа (санскр.) = чайтья (санскр) = чотэн (тиб. mchod—rten) — заупокойное архитектурное сооружение, содержащее прах, иногда мумию умершего буддиста.

Суваршаки (char—bzang 'bebs—pa) — одна из десяти подшкол стхавиров.

Сукха — шунья — абхинна — сахаджа — джняна — мудрость нераздельности блаженства и несубстанциональности.

Сунбум (gsung—'bum) — собрание сочинений.

Сура (dpa') — герой.

Сурьявамша (nyi—ma'i gnyen, ньимэньен) — солнечный народ, название индийского племени.

Сутравадины — подшкола сарвастивадинов.

Сутранта (mdo—sde) — набор рассуждений.

Сфера (Система) Ума (Sems—phyogs) = Сэмчог.

Сэмдзин (sems—'dzin) — 21 упражнение раздела Упадеша дзогчена.

Сэмдэ (sems—sde) — раздел Ума учения дзогчен.

Сэмти (Sems—khrid) — букв. структура ума, введение в собственный ум, одна из линий преемственности.

Сэмчжон (Sems—sbyong) — очищение ума.

Сэмчог (sems—phyogs) — система (Сфера) Ума.

Сэндэн — дерево кхадира (Acacia catechu, L).

Тайный наставник (gsang—ston, gsang—ston—pa) — рахо — нушасака; MV, № 8730.

Тала — мера длины (высота пальмы).

Таладжангха (ta—la'i rkang) — пальмоногие.

Тамдин (rTa—mgrin), Хаягрива — идам уровня йогатантры, в некоторых разновидностях (rTa—mgrin Yang—gsang) входит в ануттаратантру (этот вид распространен со времен Падмасамбхавы в ньингме); отличается исключительным акцентом на развитии интуитивного постижения, считается трудновызываемым идамом, вскрывает природу времени.

Тамрашатии — ветвь вибхаджьявады; одна из семи ветвей сарвастивады; одна их пяти ветвей саммитиев.

Танка (thang—ka) — буддийское изображение (на холсте, шелке), свиток.

Таттвата — сущностность, от: таттва (de—kho—na—nyid) — сущность, истинная природа, шуньята.

Татхагатагарбха — сущность состояния Будды, утроба (сердце) Татхагаты.

Татхата (de—kho—na—nyid, дэхонаньи) — Высшая Реальность.

Тело радужное Cja—lus) — тело без скандх, состоящее из чистых махабхутов, тело нирманакаи.

Тертон (gter—ston) — открыватель духовных сокровищ, прежде всего текстов.

Терха (gter—kha) — тайные тексты.

Типён (khri—dpon) — должность чиновника в Тибете; председательствующий; гражданский и военный тысячник; чиновник, отвечающий за 10 тысяч семей, соответствует монгольскому званию тумен — у ноён.

Типпани — глоссарий, истолкование, заметки на полях.

Тогдэн (rtog—ldan) — аскет, мудрец.

Тогпа (rtogs—pa) — йогическое прозрение.

Тодуг — школа Верхнего Дуга.

Топа (thod—pa) — чаша из высушенного черепа.

Торма (gtor—ma) — жертвенное подношение из теста.

Триваджра — три составляющие бытия Будды: кая — ваджра, вак — ваджра, читта — ваджра.

Трикая — три Тела Будды: Дхармакая, Самбхогакая, Нирманакая.

Три Мира — арупадхату, рупадхату, камадхату.

Трипитака — буддийский Канон на пали, состоящий из трех корзин: Сутра — питака, Виная — питака, Абхидхарма — питака.

Трипитакадхара — знаток Канона, или Трех Корзин Учения.

Триратна — три Драгоценности: Будда, Дхарма и Сангха.

Тулку (sprul—sku) — нирманакая, перерождение ранее жившего известного буддиста.

Турма (thur—ma) — кусочки дерева для счета или голосования, употреблявшиеся в древнем буддизме.

Турушки — мусульманская народность, проживающая на территории Индии в XII—XIII вв.

Тэнва Cphren—ba) — четки.

Угьен (dbu—rgyan) — головное украшение.

Уйлугпа (dbUs—lugs—pa) — школа преемственности Гухьягарбхи в Уе, или школа Уя, установленная Дарже Пэлкьи — тагпой.

Упаваса (bsnyen—gnas) — обет поста, постящийся.

Упадеша (man—ngag—gi—sde) — раздел тайных наставлений в дзогчене.

Упадхьяя (mkhan—po) — настоятель крупного монастыря.

Упасака (dge—bsnyen) — слуга, послушник; буддист — мирянин, давший пять главных обетов: не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать и не пьянствовать.

Упасика (nye—bar 'khyud) — последователь; верующий.

Упасампада — полное монашеское посвящение.

Упая (thabs) — метод, искусные средства.

Упаямарга (thabs—lam) — путь метода; практика мудры в ньингме и кагью.

Упаячарья — учение о методе (название тантрийской практики).

Утпала — голубой лотос, расцветающий при свете луны.

Утпаннакрама (sbyed—rim) — стадия зарождения: период тантрийской практики преображения практикующего в форму созерцаемого идама.

Уттара — абхишека — высшее посвящение.

Уттара — бхалунга — месяц февраль — март.

Уттарашайлы — подшкола махасангхики.

Уттарии — подшкола сарвастивадинов.

Хадак (kha—btags) — шелковый шарф для подношения.

Хаймавата (gangs—kyi ri—bo'i sde—pa) — то же, что и стхавиры; одна из восьми ветвей махасангхиков.

Хаму (ha—mus) — мера стоимости золота = 3—4 сана.

Хатха — йога (btsan—thabs rnal—'byor) — йога физического развития тела и системы энергетических каналов.

Хиджра — переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в 662 г.; считается началом мусульманского летоисчисления.

Хома (sbyin—bsreg) — чжинсэг, огненное жертвоприношение, сжигание жертвоприношения.

Хор (hor) — монголы.

Хошан (ho—shang) — китайский буддийский монах.

Хутухта (монг.) — перерожденец, очередное рождение какой—либо известной в буддизме личности.

Цаккали (чаккала) — круглая миниатюра; часто произносят цак—ли (tsak—li).

Цалун (rtsa—lung) — практика йогического контроля дыхания.

Цампа — сухая смесь ячменной муки с жиром.

Цикл Дуг — система учений монастыря Дуг школы дугпа — кагью.

Цэван (tshe—dbang) — посвящение долгой жизни.

Цэн (btsan) — бонский термин, происходит из языка Шаншуна и означает чистая вода. В бонских ритуалах очищения используется белый цэн — вода, молоко, и красный цэн — различные виды крови. (См.: Намкай Норбу. Друнг, Дзу и Бон, M., 1995, с. 154, 324).

Цэндэн Чово (Tsan—dan Jo—bo) — сандаловое изображение Будды.

Чайтья = ступа = субурган; см. чотэн.

Чайтьяки — одна из восьми (или шести) подшкол махасангхики.

Чайтьяшайла (mchod—rten—pa) — одна из восьми подшкол махасангхики.

Чакраварти — раджа — титул царей — буддистов в Индии.

Чакравартин — мирской ладыка мира.

Чандала (gtum—po) — дикарь, лесной житель.

Чарамабхавика (srid—pa tha—ma) — индивид, переживающий последнее перерождение.

Чару (mdzes—pa'i ston—mo) = ганачакра.

Чарьятантра (spyor—pa'i—rgyud) — второй из четырех типов тантр новой традиции; основное внимание уделяется ритуальной практике.

Чатвари самграхавасту (bsDu—ba'i dngos—po bzhi) — четыре способа обращения или привлечения учеников: даяние, приятная речь, помощь другим, соответствие слова и дела.

Четыре мула (rtsa—ba bzhi) — четыре нравственных ограничения в поведении.

Четыре посвящения тантры: посвящение кувшина, тайное посвящение, посвящение интуиции и мудрости, посвящение слова.

Чжампэл — ку ('Jam—dpal—sku) — одна из восьми тантр ньингмы, открытых Падмасамбхавой при расширенном созерцании текста «bDe—gshegs—'dus—pa», или один из восьми Херук (Ямантака) ньингмы.

Чженан (rjes—gnang) — ануджня, дальнейшее посвящение.

Чжонан (Jo—nang) — школа старой традиции, основана Юмо (Yu—mo, XI в.), продолжена Кюнпан Тугчже Цондуем (1243—1313), разгромлена гэлугпиицами; чжонанпа — последователь школы чжонан.

Чжу — чжу ('Ju—'Ju) — непальские монахи буддисты.

Чи (phyi) — божества, контролирующие солнце, луну и звезды.

Чивара — индийская монашеская одежда.

Читта — ваджра — ваджрная мысль.

Читтотпада (sems—bskyed) — зарождение мысли о помощи всем живым, порождение возвышенной духовной устремленности.

Читра (nag—pa) — название третьего месяца тибетского года.

Чод (gCod) — система гневной практики уничтожения привязанности к индивидуальному «Я»; теория Чод базируется на учениях Праджняпарамиты, мадхьямики и бона; основан знаменитой тибетской йогиней Мачиг Лабдон (Ma—gcig Labs—sgron) (1031, 1049 или 1055—1126, 1129 или 1143 гг.).

Чойра (chos—rwa) — монастырский двор для проведения диспутов, монастырская школа.

Чойчжун (chos—'byung) — название сочинений исторического жанра.

Чуто (chu—stod) — шестой месяц тибетского года.

Шаданга (sbyor—drug) — йога — шестиступенчатая йога этапа завершения, состоит из следующих элементов: пратьяхара, дхьяна, пранаяма, дхарана, анусмршпи и самадхи.

Шаматха (zhi—gnas) — практика успокоения ума.

Шанпа — кагью — школа.

Шарира (ring—bsgrel) — послекремационные реликвии.

Шастра (bstan—bchos)—философский трактат.

Шидаг (gzhi—bdag) — божество местности.

Шикша (bslab—pa) — познание, учение, опыт прошлых жизней.

Шикша — чарья (bslob—spyod—pa) — практика посредством деяния телом (ваджракаей).

Шилапарамита — парамита нравственности.

Шила (tshul—khrims) — нравственность.

Шила — шикша — нравственность.

Шиче (Zhi—byed) — учение, происходящее от индийского сиддхи Дампы Сангье (—1117).

Шо (zho) — мера веса для золота, тибетская серебряная монета 5,832 г, 0,1 сана; сан (srang) — мера веса = 10 шо = 58,32 г (по другим источникам 37,301 г).

Шравака (nyan—thos) — монах тхеравады, слушатель.

Шраддха (gus—pa) — ритуал выражения преданности, уважения, веры.

Шри Сакья (Shri—Sa—kya)—линия преемственности.

Шриватса (dpal—be'u) — орнаментальный символ счастливого завершения кармы, совершенства индивидуального развития.

Шримат — гуру (dpa—ldan bla—ma) — досточтимый учитель.

Шрота — апанна, (rgyun—du—zhugs—pa) — первая стадия совершенствования на пути тхеравады, становление на Путь.

Шукла — пакша (zla—ba yar) — первая (светлая) половина лунного месяца.

Шунья — рупа — пустые формы божеств, бодхисаттв, будд и идамов.

Шуньята (stong—pa—nyid) — пустотность, универсальный общебуддийский принцип несубстанциональности всего, отсутствие сущности вещей и личности; открытость, или принципиальная незавершаемость познания.

Экавира (dpa'—bo gcig—pa) — одинокий герой, идам без женской пары, без юм.

Экавьявахарики (tha—snyad—gcig—pa) — одна из восьми (или шести) подшкол махасангхики.

Экараса (ro—gcig) — единовкусие всех элементов феноменального бытия, один из аспектов махамудры.

Экасана — пребывание в созерцании, не сходя с одного места и не меняя позы.

Юганаддха (zung—'jug) — практика парного вхождения в Единство Блаженства и шуньяты, тантрийская практика с мудрой (женщиной — партнером).

Юм (yum) — женский аспект идама, его мудра.

Яб—юм (yab—yum) — идам женско — мужской формы, олицетворяющий практику парного вхождения в Единство Блаженства и шуньяты — юганаддха (zung—'jug).

Якша (gnod—'byin—mo) — низшее лесное божество — карлик.

Янтра ('khrul—'khor) — геометрическая схема зашифровки механизма последовательных созерцательных действий, символ видения какого—либо учения или тантры, психофизические упражнения в дзогчене.

Ясак (монг.) — имперский эдикт в Китае.

500casino

500casino

500casinonews.com