Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, все то, что включено здесь в хронологические таблицы, вместе с вышеизложенным состоит в следующем. В широко известных письменных источниках типа чойджун (“история религии”), дэбтэр (“книга”) и намтар (“биография”) /факты и события/ бывают достаточно обоснованными, или же /сведения/, которые были собраны о событиях, могущих иметь место, бывают довольно многочисленными, поэтому в тех или иных случаях трудно устанавливать их достоверность. Например, в “Дэбтэр-онбо” (Ксилограф. Большинство разъясняет... (текст не ясен)) Шоннубала утверждается, что два индийских монастыря Наландха и Налендра представляют /два разных названия/ одного монастыря, что является в корне сомнительным. Еще сказывают, что три царя Индрабхути (Джорвай-Ванбо), Индрабхоти и Вабаба (Ванбой-Ло) представляют одно лицо. Кроме того, есть утверждение о том, что раньше у Будды вместе с его истинным учеником была и монахиня по имени Балмо, которая являлась ученицей Луипы. Далее Вабаба (Из страны Канкара (yul kanka-ra)) и Индрабхоти (Из Удияны-Салипуны (Ао rgyan sa li pu na)) вдвоем каждый в отдельности сделали предсказания относительно Калачакра-тантры поздней 1; Чжигмэд-Бал в “Летописи восьмидесяти четырех великих сиддхов” 2 утверждает, что Индрабхоти-Чамсрин слушал наставления у Вабабы, вследствие чего они навряд ли могут быть одним лицом. Утверждение же о том, что с года железа-курицы (841 г.), когда Ландарма начал гонения на религию, до рождения самаркандского Дорчжэ-Вана прошло 93 года, а в действительности - 97 лет. Говорят, что Потопа родился в год железа-овцы (1031 г.) 3 и достиг 75 лет, хотя в год земли-дракона (1088 г.), когда он достиг 62 лет, Шараба достиг 19 лет, а эти даты [142] являются действительными в их биографии и их встрече. Утверждают, что в год воды-лошади (1042 г.) первого рабджуна Чжа-Дулцзин стал учеником, между тем он в то время еще не родился. Утверждение о том, что монастырь Радэн был основан в год огня-обезьяны (1056 г.), не согласуется со многими /фактами/. Сказывают, что духовный учитель Двагпо-Гампобы, который принял у него обет бикху, есть /лама/ монастыря Шабалинг, хотя в другой главе /биографии?/ говорится, что он есть действующий (мирской) учитель и уроженец по имени Лодан-кханбо. В главе “Генеалогия лам храма Чжал-лхакхан” говорится, что Чжотон был года земли-курицы рождения (1069 г.), в год воды-коровы (1133 г.) занял резиденцию настоятеля храма Чжал и скончался в 72 года, хотя в главе “генеалогия лам /монастыря/ Кам-Кам” говорится, что Чжотон-Джанрин, года огня-лошади (1066 г.) рождения, вступил в резиденцию настоятеля монастыря /Кам-Кам/ в год железа-зайца (1111 г.), совмещая это с должностью настоятеля храма Чжал-лхакхан, и умер в возрасте 75 лет. Кроме того, утверждают, что восьмой настоятель монастыря Кам-Кам Санчжяй-Одзер вступил в резиденцию настоятеля в год воды-зайца шестого рабджуна (1363 г.), занимал /этот пост/ 57 лет и умер в год воды-курицы (1393 г.), после чего до года земли-коровы седьмого рабджуна (1409 г.) в течение 9 лет резиденция настоятеля не была занятой. Снова /в том же сочинении/ утверждается, что Цзондуй-Санпо занимал резиденцию настоятеля /монастыря Кам-Кам/ с года земли-коровы шестого рабджуна (1349 г.) до года дерева-коровы (1385 г.), после чего Дондуб-Бал занимал /этот же трон/ с года огня-зайца (1387 г.) до года огня-курицы (1417 г.) седьмого рабджуна. Утверждают, что Йундон-Ритодпа родился в год дерева-обезьяны (1404 г.), а сам Йундон говорил, что в год огня-свиньи (1407 г.) ему было 82 года, а /эти утверждения/ не соответствуют друг другу. Такого рода ошибочных дат и внутренних противоречий имеется много.

Утверждают, что монгольский Чингэс-хан родился в год воды-тигра третьего рабджуна (1182 г.) и относится к роду Борта-Чоны. Кроме того, во всех собственно монгольских старинных и новых письменных /исторических/ сочинениях согласно говорится, что после смерти Тобо-Мэргэн-нойона в тело его жены проник свет радуги, вследствие чего /родился Чингэс-хан/. Более того, в одном сочинении есть указание о том, что /жена [143] Тобо-Мэргэн-нойона/ увидела сон, будто бы она встретилась с “бессмертным мальчиком”, вследствие чего у нее родился сын. Поэтому такого рода /положения/ противоречат утверждению в поздних родословных Чингэса о том, что он родился в год воды-лошади (1162 г.).

Таким образом, то, что сказано в отношении генеалогии китайских и монгольских императоров, не соответствует тому, что /говорится/ в большей части собственно китайских и монгольских сочинений.

Одни говорят, что Топу-лоцзава родился на третьем году после смерти Пагду, наряду с этим есть утверждение о том, что он родился в год воды-дракона (1172 г.). Таким образом, есть два таких /противоречивых/ утверждения. Говорят, что Санчжяй-Райпа родился за год до прибытия в Тибет великого кашмирского пандиты /Шакья-шри/ в год земли-свиньи (1179 г.). Хотя и утверждают, что сын великого правителя /монастыря/ Сакья-Санпала Намкха-Чжалцан родился в год смерти отца - в год дерева-мыши (1204 г.), но, однако, его отец умер в год воды-собаки (1202 г.). Подобные /утверждения/ встречаются много, и трудно представить, что большинство из них представляет ошибочные сочинения.

В таком же духе все описывается в “Ясном светильнике истории учения” 4 золотопрестольного /настоятеля монастыря Галдана/ Лайчэн-Гунга-Чжалцана на /основе данных/, взятых из вышеупомянутого “Дэбтэр-онбо”. В утверждении о том, что Амэй-чэнбо был года дерева-зайца (1135 г.) рождения и умер в 63-летнем возрасте в год земли-лошади (1198 г.), есть разница в один год. Утверждают, что Джачар-Кхава родился в год железа-змеи первого рабджуна (1041 г.), а на семнадцатом году после этого - в год железа-коровы (1061 г.) - родился Сэджилбупа, между тем это время насчитывает 21 год. Говорят, что Санчжяй-Джово один устроил обновление (ремонт) /монастыря/ Джа-юл (bya-yul) и что с года железа-зайца пятого рабджуна (1291 г.) по год воды-мыши (1312 г.) в течение 23 лет был его настоятелем, но затем опять говорится, что Санчжяй-Тонба, года воды-мыши рождения (1312 г.) (Дерева-мыши - 1324 г. (Автор указывает, вероятно, действительную, по его мнению, дату. - Р.П.)), в год земли-собаки пятого рабджуна (1298 г.) (Воды-мыши - 1372 г. (Имеется в виду действительная дата. - Р.П.)) вступил в резиденцию настоятеля /этого монастыря Джа-юл/. В этих [144] двух /датах/ имеется разница в 13 лет. Еще говорится, что в /монастыре/ Джа-юл Шонну-Ешей, года воды-собаки рождения (1322 г.), в возрасте 41 года - в год воды-тигра (1362 г.) - вступил в резиденцию настоятеля и по истечении 44 лет после этого - в год воды-курицы (1393 г.) - умер - здесь разница в два-три года. Утверждается, что сэчжилский Лхасур-Кханва, года огня-коровы рождения (1277 г.), вступил в резиденцию настоятеля /монастыря Сэчжил/ в год огня-свиньи шестого рабджуна (1347 г.); на сороковом году после этого настоятелем назначили Лха-Лодой-Одпа, который стал заместителем (zur bzhugs byas), хотя /в действительности/ Лха-Лодой-Одпа стал настоятелем в год железа-свиньи (1371 г.). Между этими утверждениями есть разница в пять лет, что соответствует “Дэбтэр-онбо”. В главе же “Нартан” 5 говорится, что Гунга-Чжалцан вступил на трон настоятеля /монастыря/ Нартан в год дерева-зайца шестого рабджуна (1375 г.) и занимал его 27 лет до года железа-змеи (1401 г.). Также говорится, что созерцатель из Про Шейраб стал настоятелем /Нартана/ в год земли-змеи (1389 г.), - здесь разница в 12 лет. В главе “Настоятели /монастыря/ Галдан” 6 говорится, что внук Чжэ-Лобсан-Ньима был года земли-овцы рождения (1377 г.?), хотя хорошо известно, что он года земли-овцы рождения (1379 г.). Поэтому ясно, что большая часть всего этого является ошибочным сочинением.

В /историческом сочинении/ далай-ламы V “Дэбтэр” 7 утверждается, что Будда вошел в утробу матери в полнолуние месяца “нья” - июля, а в “Гимне двенадцати деяний Будды” 8 говорится, что он вышел (родился) из правого бока /Маха-Майи/ в десятый день 11-го месяца. Если же суммировать эти /два/ срока, то получается, что в утробе матери /Будда/ не пробыл двадцати пяти суток седьмого “месяца лхагба”. В данном случае имеют место разные положения в каждом из /вышеназванных двух сочинений/.

В “Истории религии” панчэна Соднам-Дагбы 9 Ситу-друн Гунга-Дорчжэ (Время, когда он был мирским человеком) из монастыря Цал-Гунтан и Гэбий-Лодой перечисляются каждый в отдельности (как два имени одного человека и как имена двух разных лиц), в “Восьми больших инструкциях Тантры” 10 наряду со степенями пути совершенствования по Сутре [145] перечисляются инструкции о богах и “лха-тид”. Ясно, что все это суть основа для сомнений.

В “Истории секты кармапа” 11 Бабо-Цуглаг-Прэнвы говорится, что ньянский сиддха Даший-Бал (Это есть имя, /которое он получил, когда/ стал монахом), года дерева-коровы рождения (1445 г.) (Года огня-коровы /рождения/ 8-го рабджуна (1457 г.) и умер в 98 лет в год дерева-тигра (1554 г.) (Это, по-видимому, датировка самого Сумба-кханбо. - Р.П.)), принял обет гэцула у кармапасца Мичжод-Дорчжэ, года огня-зайца рождения (1507 г.), когда ему было семь лет, и преподавал ему много сочинений и умер в возрасте 65 лет (Год железа-змеи (1521 г.)). Однако он достиг сиддхи в год дерева-коровы седьмого рабджуна (1445 г.). Если так, то получается, что он обрел сиддхи в тот момент, когда Мичжод-Дорчжэ было три года, и умер на 65-м году жизни. Если же это относится к году дерева-коровы восьмого рабджуна (1505 г.), то должно получиться, что он сам обрел сиддхи в девятилетнем возрасте и в это время принял у Мичжод-Дорчжэ обет гэцула. Недопустимо, чтобы гэцул вступал в сиддхи, потому что это противоречило бы буддийской Винае.

Кроме того, /в этом сочинении/ говорится, что министр /царя/ Ти-Ралбачана Титагна после смерти обрел рождение в стране Пан-юл в Лачэне 12, который, прибыв в Кхам, принял обет бикху (/На самом деле/ принял обет у другого) у Ма-Йо-цзана.

Бругпа-Бадма-Гарбо 13 утверждает, что Будда в утробе матери был двенадцать месяцев, что после смерти Будды Кашьяпа свыше сорока лет правил религией, что в последний период жизни Шакьямитры жил Арьядэва, что Сура и Дигнага в одно и то же время были посвящены в касту “вастипутрия”, что так называемый Индрабхути будет девятым сиддхи и что два брата Тобцзун 14 основали Наланду и воздвигли великую статую - махабодхисаттвы в Ваджрасане, что из них старший брат стал монахом у Рахулы и называться брахманом Рахула-бхадрой или Сарахой, /тогда как/ младший брат - Видьябхадра или Кукурипа. Подобных “собственных высказываний” много.

В “Хронологии религии” 15 Чжэ-Чжамьян-Шадпы говорится, что принц Сиддхарта (Вошел /в утробу/ четвертого числа весеннего месяца “гар” (?)) родился (В последний зимний месяц лошади) в год огня-лошади (915 г. до н.э.), что согласуется с /датировкой/ Будона и других. Однако утверждение о том, что он стал буддой в день полнолуния года железа-дракона, [146] было обусловлено прибавлением к этому числу месяца изображения указателя недели по планете.

Кроме того, говорится, что Лачэн-Гомба-Рабсал родился по истечении 50 лет после года железа-курицы (841 г.), когда началось гонение на религию, в год воды-мыши (829 г.) (Ма-Йоцзану было больше 90 лет, потому ему должно было, быть 60 лет), что, возможно, в Стране снегов случилось позже. Хотя и утверждают, что Кхамлун-Шака-Йондан был года дерева-коровы рождения первого рабджуна (1085 г.), но если он был истинным учеником Бромтона, то /получается/, что его жизнь /началась/ по истечении 21 года после смерти Бромтона. Таким же образом говорят, что Мачиг-Лабдонма родилась в год воды-лошади второго рабджуна (1102 г.), но она получила обет монаха у Дваба-Оншэйжана, а в ее биографии Гунтонба пишет, что с года смерти Дваба /-Оншэй-жана/ до года воды-лошади (1102 г.) прошло двенадцать лет. Говорят, что Пагду (лично) встретился с Падамба- /Санчжяйем/ в год огня-коровы третьего рабджуна (1157 г.), но большинство утверждает, что Дамба /-Санчжяй/ умер в год огня-курицы второго рабджуна (1117 г.).

Также в “Истории учения Бхайравы” 16 сказано, что принц Сиддхарта родился в год железа-обезьяны и стал буддой в год дерева-лошади. Это пример изложения прежде всего хронологии учения собственного сочинения вместо того, чтобы привести это в соответствие с традицией “Пуг-луга” 17. Еще при этом Кхар-Наг-лоцзава 18 утверждает, что после смерти Чжэ-Цзонкхапы соответственно спустя семьдесят девять и семьдесят пять лет родились двое - восемнадцатый настоятель Чжэ-Чжалцан-Санпо и двадцатый - Чойдаг-Санпо, которые в свои 50 и 60 лет заняли трон /настоятеля монастыря Галдан/. Эту датировку отвергает Таглун-Брагпа (Утверждают, что после его смерти на 11-м году - в год земли-дракона (1448 г.) - Кхар-Нагба составил “Историю учения”, что есть истинная дата), который утверждает на основе собственного вычисления, что Чжалцан-Санпо после смерти Чжэ-ламы на 54-м году - в год воды-змеи (1473 г.) - родился, на 71-м году - в год воды-зайца (1483 г.) - занял “золотой трон” /настоятеля монастыря Галдан/, после чего на 73-м году - в год дерева-змеи (1485 г.) - скончался, тогда как после этого последний из /двух/ Чойдаг-Санпо спустя 88 лет после смерти Чжэ-ламы в год [147] железа-коровы (1481 г.) родился, в 57 лет - в год огня-курицы (1525 г.) - вступил на “золотой трон”, в 65 лет - в год дерева-змеи (1545 г.) - умер, и что это соответствует известным /данным хронологии/. Ясно, что все это изложено по собственному разумению.

Вследствие того, что Чжэ /Цзонкхапа/ умер в год земли-свиньи (1419 г.), после этого на 88-м году не может наступить год земли-коровы (1469 г.), а на 87-м году наступает год дерева-коровы (1505 г.) и на 88-м году - год огня-тигра (1506 г.). Поэтому Чойдаг должен был родиться в год дерева-коровы (1505 г.), ас года железа-курицы (1561 г.), когда ему было 57 лет, не наступил год огня-курицы (1537 г.), а во время того года железа-курицы (1561 г.) преемник Чой-Дагбы Ол-Гава же вступил на “золотой трон” /настоятеля Галдана/. Если же наступил год огня-курицы (1477 г.) - 57-й год, вычисленный с первого года железа-коровы (1421 г.) после смерти Чжэ /-Цзонкхапы/, и если признать за исходное этот год огня-курицы (1477 г.), то говорят, что после года-курицы девятого рабджуна (1537 г.) в год воды-зайца (1543 г.) предшественник Чойдагбы Чжалцан-Санпо вступил на трон /настоятеля Галдана/. Вследствие такого утверждения, если исходить из него, то можно принять вместе с предыдущим ошибочным годом и год огня-курицы десятого рабджуна (1597 г.). Если исходить из этого, то в тот момент вступил на трон /настоятеля Галдана/ двадцать седьмой настоятель его Санчжяй-Ринчэн, потому последняя датировка была ошибочной. Все это представляет собою пример заблуждения (букв. “падения”) вследствие того, что не были тщательно проверены данные, извлеченные из других наихудших сочинений типа вышеприведенных чойджунов. Несомненно, что все это есть плод собственных измышлений.

В сочинении “Челн истории учения, показывающий, как сонм поздних будд обеспечивал Страну снегов” 19, составленном Гончог-Лхундубом, говорится, что монастырь Радэн был основан в год огня-овцы (1067 г.), тогда как в этот момент Бромтон был умершим 20. Сакья-чэнмо говорит, что /монастырь Радэн/ был основан спустя 3206 лет после нирваны Будды. Это означает: то, что известно в традиции хронологии Сакья-пандита, кашмирского великого пандита Шакьяшри и Джово-Атиши, не соответствует тому, что составлено в его собственном чойджуне. Утверждение же о том, что в год дерева-коровы (1145 г.) родился великий кашмирский [148] пандит Шакьяшри, не согласуется со многими другими датировками. Еще признание за год рождения Кобрагпы года железа-тигра третьего рабджуна (1170 г.) сделано по собственному вычислению, года воды-тигра (1182 г.) - по вычислению (на основе) “Дэбтэр-онбо”, вследствие чего получается, что в год дерева-мыши (1204 г.), когда Кобрагпе было 24 года, великий кашмирский пандит /Шакья-шри/ прибывал в Тибет. Это значит говорить, что он снова отправился в Кашмир и умер в 99 лет. Утверждение о том, что Чжалсрай-Тогмэд был года железа-овцы рождения (1211 г.?) и умер в возрасте 75 лет (В год дерева-мыши (1285 г.)), в год железа-свиньи (1311 г.), есть основа для сомнения.

В “Вайдурья-сэрбо” дэсрида /Санчжяй-Чжамцо/ так называемые Мати-панчэн и Сансанва, у которых Чжэ-лама /Цзонкхапа/ слушал учение, рассматриваются отдельно и утверждается, что он же слушал у великого лоцзавы Джанцзэ сочинение “Гундуй” 21, - все это неверно. Третьим настоятелем /факультета/ “чжуд-мад” 22 рассматривается тантрист Гунга-Дэндуб, тогда как он не является этим учителем, а /должно/ сказать, что он входил в /факультет/ “чжуд-тод” 23. Затем говорится, что тридцать третий настоятель /монастыря Галдан/ Агван-Дагба-Чжамцо с года воды-Свиньи десятого рабджуна (1623 г.) до года огня-зайца одиннадцатого рабджуна 24 (1627 г.), тридцать четвертый - с года огня-зайца (1627 г.) и тридцать пятый Гончог-Чойпэл раньше предыдущего в год огня-тигра (1626 г.) занимал трон настоятеля, что никак не укладывается. Кроме того, указывается, что двадцать второй настоятель /Галдана/ Гэдун-Дандар, года воды-коровы рождения восьмого рабджуна (1493 г.), вступил на “золотой трон” снова в год дерева-коровы десятого рабджуна (Ошибочное сочинение) (1625 г.), в этом году Соднам-Чжамцо стал бикху, а это значит утверждать, что он стал после этого снова бикху в год дерева-мыши (1684 г.)

В главе “Настоятели монастыря Сэра” 25 рассказывается о том, что восьмой настоятель Ньяндон-Балджор-Лхундуб и девятый Балдан-Лодой, оба года огня-овцы рождения (1667 г.?), на 55 году жизни в год железа-коровы (1721 г.) вступили на трон настоятеля и умерли [149] одновременно в 88 лет, однако противоестественно, чтобы два настоятеля вместе занимали один и тот же трон. В “Вайдурья-карбо” 26, перед /главою/, называемою “Очищающая грязь труднопроходимой местности и уничтожающая ржавчину”, говорится, что год кончины Гэдундуба - это год дерева-овцы (1475 г.), а потом указывается правильный год - год дерева-лошади (1474 г.). Таким же образом называются годы огня-коровы (1577 г.) и огня-мыши (1576 г.) как год прибытия Соднам-Чжамцо в Монголию; годом рождения Бромтона называются годы дерева-змеи (1005 г.) и дерева-дракона (1004 г.). Еще в “Вайдурья-сэрбо” говорится, что Гэдун-Чжамцо родился в месяц “чжал” года огня-овцы (1487 г.), в “Вайдурья-карбо” - в год огня-обезьяны (1476 г.) и в “Ясэле” 27- в год дерева-коровы (1505 г.) Внутреннее противоречие этих /высказываний/ стало выясняться позже, между тем следует признать точным утверждать по датировке, принятой прежде всего в “Вайдурья-сэрбо” в отношении года /рождения/ этих двух лиц. Наряду с этим в “Вайдурья-сэрбо” сказано, что год основания Нгарийского дацана падает на год железа-коровы (1541 г.), когда Гэдун-Чжамцо было 66 лет, однако он был построен на 45-м году его жизни. По-видимому, из-за ошибочного написания в “Основе” далай-ламы V говорится, что Ландарма был года огня-собаки рождения (806 г.) убит в год воды-курицы (853 г.) (Случилось это в столице, когда ему было 64 года (?)). Подобно этому в сочинении Дэсрида указывается, что ученик Чжэ /Цзонкхапы/ Джансэм-Гунсан был года огня-лошади рождения (1366 г.) и умер в 79 лет в год воды-мыши (1432 г.). Говорится, что панчэн Лобсан-Чойчжи-Чжалцан в возрасте 12 лет стал монахом и в двадцать лет - бикху. Указывается, что Чжэ-Гэдун-Чжамцо в год огня-курицы девятого рабджуна (1537 г.) вступил на трон настоятеля монастыря Сэра. Полагают, что панчэн Соднам-Дагба был года земли-собаки (1478 г.) рождения и в 74 года - в год земли-свиньи (1539 г.) - в монастыре Брайбун стал заместителем /настоятеля?/. Отмечается, что Гэдундуб с года железа-овцы (1391 г.) до года дерева-лошади (1474 г.) прожил 85 лет, однако он прожил 84 года. Подобных утверждений много.

Более того, в “Вайдурья-сэрбо” сказано, что в “Лан-каватара-сутре” 28 и “Аджаташатра-сутре” 29 нет [150] предсказания относительно Чжэ-Цзонкхапы, тогда как в “Ясэле” говорится, что оно есть в тех сутрах.

В начале текста “Вайдурья-гарбо” говорится, что прошли шестьдесят семь (67 лет) /лет/ шестого пятисотлетия 30 до года огня-зайца двенадцатого рабджуна (1687 г.), как /существует/ религия, /тогда как/ в конце его сказано, что прошли шестьдесят пять лет шестого пятисотлетия 31 до года воды-свиньи одиннадцатого рабджуна. Это /свидетельствует/ о том, что предыдущее /положение по сравнению с/ последующим является противоречивым (т.е. ошибочным). Таким же образом в “Ясэле” говорится, что последнего ученика /Будды/ Чандракирти называют последним безродным (?) /последователем учения/. Вследствие этого утверждается, что Чандракирти является истинным учеником Нагарджуны. Все это является необоснованным, потому что при рассмотрении /оказывается/, что по времени /даты их жизни/ не соответствуют. Далее утверждается, что Джнянагарбха же является истинным учеником Нагарджуны. Сказано, что Джово /-Атиша/ умер в возрасте 72 лет в год дерева-лошади (1054 г.). Утверждается, что Джансэм был в утробе матери полных десять месяцев и родился в новолуние месяца “сага”, седьмого числа недели (Если так, то десять месяцев и восемь неполных суток, или 307 /полных/ суток) - в день Юпитера планеты Чжал, а /немного/ ниже в то же самое время (310 суток) говорится, что он родился в середине той же ночи пятнадцатого числа /месяца/ в одежде. Много /также случаев/, когда об одном лице утверждают по-разному.

* * *

В большинстве чойджунов говорится, что /бодхисаттва/ Дэвапуттра 32 /спустился/ с неба Тушита в образе молодого слона с шестью белыми клыками и вошел в правый бок Майядэвы 33. Это значит, что в обычных делах будет проявляться обычай (закон) прежней эпохи, и это сказано в отношении “обыкновенных людей” 34 Все это трудно укладывать с чем-либо другим. [151]

Таким же образом в отношении года рождения принца Сиддхарты тибетские ученые каждый в отдельности (Я сам /в том числе/) утверждают по-разному: год железа-дракона (Сронцзан /-Гампо?/ 35), воды-мыши (Нэлба-пандит 36), дерева-коровы (Чим- /Намкха-Даг/ 37 и Джово /-Атиша/ 38), земли-дракона (Сакья-пандита 39), дерева-тигра (“Дэбтэр-онбо” 40 и “Чжанаг /-чойджун?/” 41), железа-обезьяны (Шаллун 42), воды-свиньи (Двагбо-Дамба-Чойчжал 43), огня-лошади (Будон 44 и Кхайдуб 45), дерева-мыши (Йундон 46), да еще дерева-коровы (Цуг/лаг/-Прэнва 47), железа-собаки (Орчжанпа 48), огня-зайца (Лама-Дамба 49) и, наконец, огня-лошади (Кхачэ-панчэн /Шакьяшри/ 50) и т.д. (Ронва-Агдаг 51) - таких много. Все они устанавливали в каждом случае год рождения Будды в соответствии с определенными утверждениями каждого в отдельности. Вместе с тем в “Винаявасту” 52 утверждается, что полнолуние месяца “сага” есть месяц, когда на рассвете он стал буддой. Говорят, что все это приведено в соответствие с подобными же /высказываниями/.

Если же смотреть на это с обратной стороны, то все эти положения в каждом отдельном случае приблизительно не подходят вследствие того, что большая часть из них будет противоречивой внутри собственного же положения.

Кроме того, большинство утверждает, что со времени гонения на религию тибетским царем Ландармой общая проповедь высшего учения и ее слушание, в особенности вследствие прекращения из-за “неясного положения” проповеди сокровенных тантр и совершения их культа, не угасли (не прекратились), а проповедь Абхидхармы же со времен Ка 53 и Чог 54, Шан 55 и прочих вплоть до Бранти-Дармы 56 на длительный период не прекращалась, а только вследствие отсутствия принятия Винаи и становления монахами не существовала буддийская религия. Если так, то трудно представить, чтобы проповедовалась Тантра шраваков и других, которые не были в состоянии отречься от благ жизни. [152]

Все это было написано в каждом случае на основе характерных данных тех или иных чойджунов и дэбтэров. Поэтому в датировках имеется много несоответствий, ошибок и “ошибочных букв” в отношении того, кто из учителей и учеников, царей и министров и прочих жил раньше и кто позже, года их рождения и смерти и стихий - указателей года. Притом имеется много случаев, когда не все настоящие летописи же соответствуют друг другу. Например, большинство биографий индийских ученых, изложенных Таранатхой, во многом не соответствует сочинениям других авторов, тогда как с третьими оно во многих случаях имеет совпадение. Поэтому трудно установить, какое сочинение является правильным и какое - неправильным. В большинстве случаев нет оснований не устанавливать /хронологию/ по изначальному положению.

Поэтому, здесь же /все/ написано, взяв за основу каждое предыдущее сочинение, вследствие чего, если и окажутся какие-либо ошибки и противоречия, то надобно знать, что здесь имеет место прежний недостаток.


Комментарии

1. dus ‘khor gyi rgyud phyi ma — sri Kalacakrottaratantra-hrdaya 3, rgyud ‘bum, N 363].

2. grub chen gya bzhi’i lo rgyus. “Летопись восьмидесяти сиддхов”, составленная Джигмэд-Балом (‘jigs med dpal?), была переведена на монгольский язык и издана в Агинском дацане [43, с. 101, 260].

3. po to ba — Потоба-Ринчэн-Сал (1027—1105). Критика сводится к тому, что Потоба родился в действительности в 1027 г. и в 1088 г. достиг 62 лет, когда он встретился с Шараба-Йондан-Дагбой (1070-1141).

4. chos byung gsal sgron — “Ясный светильник истории учения” был написан Лайчэн-Гунга-Чжалцаном в 1494 г. и состоял из 417 л. По определению А.И. Вострикова, содержание этого сочинения составляет историю секты кадампа, экземпляр ксилографа его в библиотеке Восточного факультета Ленинградского университета погиб во время наводнения в 1924 г. [29, с. 105, 286].

5. snar thang gi skabs. Вероятно, имеется в виду соответствующая глава “Ясного светильника истории учения” Лайчэна. См. примеч. 4.

6. dga’ ldan khri pa skabs. Соответствующая глава того же самого сочинения “Ясный светильник истории учения”.

7. rgyal dbang lnga ba’i ded ther. См. примеч. 246 к “Генеалогии царей Тибета”.

8. mdzad pa bcu gnyis kyi bstod pa. “Двенадцать деяний Будды” — тибетский перевод “Лалитавистары”; здесь “Гимн о 12 деяниях Будды” — сочинение Нагарджуны, переведенное Пацаб-Ньима-Дагом [6, bsTod tshogs, Ka, p. 82v—83г].

9. pan chen bsod nams grags pa’i chos byung — bka’ gdams gsar snying gi chos byung yid kyi mdzes rgyan. Эта краткая история секты кадампа была составлена в 1529 г. панчэном Содном-Дагбой (1478—1534), пятнадцатым настоятелем монастыря Галдан [29, с. 105]. Далее критика сводится к тому, что Ситу-друн Гунга-Дорчжэ и Гэбий-Лодой (1309—1364) — это два имени одного и того же человека, которые ошибочно признаются Соднам-Дагбой как два разных лица [61, с. 60].

10. rgyud pa’i khrid chen brgyad.

11. dpa’ bo gtsug lag phreng ba’i kar ma chos byung. См. примеч. 20 к VIII рабджуну.

12. yang khri rgyal gyi blon po khri stag sna das nas phan yul du bla chen skye blang te khams su byon nas rma gyo gtsang las bsnyen par rdzogs zer. В этом предложении главным лицом является Лачэн, которого можно идентифицировать с Лачен-Гонба-Рабсал (bla chen dgongs pa rab gsal). См.: [85, 2, с. 1062].

13. brug pa pad ma dkar po. Падма-Карпо (Бадма-Гарбо) (1526—1592) — автор чойджуна (chos byung bstad pai pad ma rgyas ga’i nyin byed), один из видных представителей подсекты карчжудпы бругпа (дугпа), основанной в Бутане [104, с. 36].

14. tho btsun spun gnyis.

15. rje ‘jam byangs bzhad pa’i bstan rtsis. См. примеч. 9 к XII рабджуну.

16. jig byed chos byung. См. примеч. 8 к XII рабджуну.

17. phugs lugs — сокращенное название сочинения дэсрид Санчжяй-Чжамцо (1653—1705) “Вайдурья-гарбо” (phugs Sugs kyi rtsis kyi legs bzhad mkhas pa’i mgul rgyan bee du dkar poi do shal dpyod ldan snyen nor). См. примеч. 15 к XI рабджуну.

18. mkhar nag lo tsa. Имя Кхарнаг-лоцзавы не идентифицировано.

19. mjugs sangs rgyas phun tshogs kyis kha bskang ba’i chos byung bstan pa’i gru. И это сочинение, и его автор Гончог-Лхундуб (dkon mchog lhun grub) не идентифицированы.

20. ‘brom — ‘brom ston. Бромтон (1004—1065).

21. kun btus.

22. rgyud smad — букв. “нижняя тантра”. См. примеч. 19 к VII рабджуну. В “Хронологических таблицах” Гунчена (1716 г.) указывается, что в год дерева-лошади VIII рабджуна (1447—1506), т.е. в 1474 г., Гунга-Дондуб основал школу “дацан верхней тантры” (rgyud stod grwa tshang), тогда как у Сумба-кханбо нет такого указания. Последний только отметил год рождения основателя этого дацана в 1419 г. Вместе с тем известно, что в Лхасе имеются два главных тантрийских монастыря — “дацан верхней тантры” и “дацан нижней тантры” (brgyud grwa stod, brgyud grwa smad). См.: [109, с. 150].

23. rgyud stod — букв. “верхняя тантра”. См. примеч. 22 и 1419 год в VII рабджуне.

24. Список настоятелей монастыря Галдан на “золотом престоле” полностью не отражен Сумба-кханбо в “Хронологических таблицах”.

25. se ra’i khri ba’i skabs. “Настоятели Сэры” — это глава в “Вайдурья-сэрбо”.

26. bee dkar — “Вайдурья-гарбо”, тогда как dei dogs gnas dri ma sel byed gyi sel zhes pa’i snga ma — это трактат “Вайдурья-ясэл”, который представляет собой ответ Санчжяй-Чжамцо (1653—1705) на возражения против его астрономического трактата “Вайдурья-гарбо” и был издан в Шолбар-кхане на 473 л. См.: [29, с. 160].

27. См. примеч. 26.

28. См.: [84, 2, с. 22—23]. Текст “Ланкаватара-сутры” помещен в Ганчжуре [3, “Сутра”, 5, л. 56а—191б].

29. lna mo dri med ces pa’i mdo. См. примеч. 255 к “Генеалогии царей Тибета”.

30. rab nye me yos yan bstan pa lnga brgya phrag drug pa’i ri dus 67 ‘das zer nas.

31. rab drag gi chu phag yan phrag drug pa’i lo re lnga ‘das.

32. dam pa tog dkar — букв. “Высший, кто под белым зонтом”. Имеется в виду Шакьямуни на небе Тушита до рождения на джамбудвипе [69, с. 619].

33. yum sgya ma iha mdzes. Майядэва — это мать Шакьямуни, царица Шуддходаны.

34. sha tshugs-dbyibs gzugs can — букв. “то, что имеет форму”. Перевод этого термина на “обыкновенных людей” сделан по смыслу контекста.

35. Основатель Тибетской империи царь Сронцзан-Гампо признается тибетской традицией как автор апокрифического сочинения “Качэм-какхолма”, точнее, это сочинение считается его “завещанием”. Оно было обнаружено Атишой (982—1054) близ одной из колонн в соборном храме Лхасы [29, с. 26—28].

36. nel pa — nel ba pandita smon lam tshul khrims. Сочинение Нэлба-пандиты Монлам-Цултима по истории буддизма, по-видимому, не дошло до нас [29, с. 79, 92, 152].

37. mchims — mchims nam mkha grags.

38. jo bo — Джово-Атиша (982—1054).

39. sa pan — Сакья-пандита Гунга-Чжалцан (1182—1251).

40. deb sngon — deb ther sngon po.

41. rgya nag — rgya nag chos ‘byung.

42. zhal lung — pad dkar zhal lung.

43. dwag dam chos rgyal.

44. bu — bu ston. Будон (1290—1364).

45. mkhas grub — mkhas grub dge legs dpal bzang po. Кхайдуб-Гэлэг-Балсанбо (1385—1438), автор “Дуйкхор-тикчэна”.

46. gyung ston — gyun ston rdo rje dpal. Йундон-Дорчжэ-Бал (1284-1365).

47. gtsug phreng — gtsug lag phreng ba.

48. Ao rgyan pa — Ao rgyan gling pa. Урчжанлинпа — знаменитый “кладоискатель” (gter ston), которому приписывается открытие во дворце Шэлпуг (pho brang shel gyi phug pa) в крепости Шелбраг (shel gyi brag ri'i rdzong) апокрифического сочинения “Бадма-гатан” [29, с. 29—30].

49. bla ma dam pa — bla ma dam pa bsod nams rgyal mtshan. Это сакьяский Соднам-Чжалцан (1312—1375), автор сочинения “Чжалраб-салвий-мэлон”. См.: [29, с. 57—60; 35].

50. kha che pan chen — букв. “великий пандита-кашмирец”. Это Шакьяшрибхадра (1127—1255), кашмирский ученый, который провел в Тибете десять лет и оказал значительное влияние на развитие культуры в тибетском обществе. См.: [29, с. 79, 226].

51. rong ba ngag grags gzhi. Имя это не удалось идентифицировать.

52. ‘dul lung — ‘dul lung “Винаявасту” [3, № 1, л. 1 —311].

53. Ka — ka ba dpal brtseg. Каба-Балцэг известен тем, что он вместе с Чойчжи-Ньинбо составил первый в Тибете каталог канонической литературы буддизма, имевшейся во дворце Пантан-камэд (‘phang thang ka med). Он был переводчиком при царе Садналэге, сыне Тисрон-Дэвцзана [29, с. 123].

54. cog — cog ro klu’i rgyal mtshan. В имени Чогро Луй-Чжалцан “Чогро” — название местности в Цзанкаре в Восточном Тибете [69, с. 385].

55. zhang — zhang ye shes sde. Шан Ешей-дэ. В этом имени “Шан” — название местности близ Таший-лхунбо [69, с. 1065].

56. brang ti dar ma — brang ti dar ma snying po. Бранти Дарма-Ньинбо, как и предыдущие Каба-Балцэг, Чогро-Луй-Чжалцан и Шан Ешей-Дэ, относится к “линии преемственности обетов” Пацаб-лоцзавы Ньима-Дага. Эта линия приведена в “Дэбтэр-онбо” [85, 2, с. 344—350].